4: 4–5). Кроме того, такой человек будет в этой жизни счастлив и долголетен, как говорит об этом заповедь Божия: “Почитай отца твоего и мать твою, (чтобы тебе было хорошо и) чтобы продлились дни твои на земле” (Исх. 20: 12), и еще: “Уважающий отца будет долгоденствовать” (Сир. 4: 6). Род его также будет долговечным, “ибо благословение отца утверждает домы детей” (Сир. 4: 9). Если он и впадает в какое-либо несчастье или случится с ним печаль, то он скоро освободится от них, как говорит об этом Писание: “Милосердие к отцу не забыто; несмотря на грехи твои, благосостояние твое умножится” (Сир. 4: 14)» . В Писании мы видим и пример должного отношения к матери. Господь Иисус Христос с детства был в повиновении у Своей Матери (см.: Лк. 2: 51). Из послушания Ей Он совершил и Свое первое чудо (см.: Ин. 2: 1–11). Почтение к матери Господь называл в числе самых важных заповедей, соблюдение которых необходимо для желающего наследовать жизнь вечную (см.: Мф. 19: 19), и напротив, именно за нарушение заповеди о почтении к матери Он порицал современных Ему фарисеев (см.: Мф. 15: 4–6). Из сострадания к матери, единственного сына которой выносили мертвым на носилках, Он совершил чудо, воскресив его из мертвых (см.: Лк. 7: 12–15), тем самым явив знак Своего милосердия ко всему материнству. Наконец, Господь, даже пребывая в страшных муках на кресте, не переставал заботиться о Своей Матери, передав Ее на попечение одному из Своих учеников (см.: Ин. 19: 26–27). Ученики Христовы, составившие Новый Завет, имея перед собой образец Христовой любви к Богородице, с особенной силой утверждали необходимость почтения к матери: «Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле» (Еф. 6: 2–3). Апостол Павел особенно упоминал в своих посланиях: «Приветствуйте Руфа, избранного в Господе, и матерь его и мою» (Рим. 16: 13). В другом месте, перечисляя наиболее скверные грехи, апостол ставит грех оскорбления матери перед убийством, мужеложством и другими грехами (см.: 1 Тим.

http://pravoslavie.ru/28265.html

Вообще, в Ветхом Завете повсюду выражается воззрение на брак как на дело, благословляемое Самим Богом (См.: Быт. 24 . Притч. 19; 14 . Мал. 2; 14 ). А в Пятикнижии Моисеевом, в книге Левит, подробно описываются прещения Божьи, касающиеся взаимоотношения полов (См.: Лев. 20; 10–21 ). В христианстве брак достигает всей полноты совершенства. Господь Иисус Христос, повторяя ветхозаветные установления, возводит брак на высоту Таинства: И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею? Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. ( Мф. 19; 3–6 ). В Евангелии брак сравнивается с таинственным союзом Христа с Церковью, почему и называется апостолом Павлом «тайной великой» (См.: Еф. 5; 32, 33 ). Господь Иисус Христос освятил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его. Там же Он совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино на бедной свадьбе (См.: Ин. 2; 1–11 ). Насколько высок в очах Божьих союз мужчины и женщины, говорит тот факт, что Христос постоянно сравнивал образ жизни в Царствии Небесном с брачным торжеством. Господь делал это не случайно – картины брачного пира были хорошо знакомы тем, кто слушал Его проповедь . И поэтому они вызывали живой отклик. В Евангелии есть несколько подобных повествований. 1 . Притча о званных на брачный пир (См.: Мф. 22; 2–14 ). 2 . Притча о приходе жениха в дом невесты и о встрече его со светильниками (См.: Мф. 25; 1–12 ). 3 . Притча о женихе и друге жениха (См.: Ин. 3; 29 ). У евреев, греков, римлян и других древних народов на протяжении веков сформировались сложные обряды, которыми сопровождались брачные церемонии. Сюда можно отнести такие обычаи, как: 1) добровольное согласие жениха и невесты на брак; 2) родительское благословение вступающим в брак;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

   Человек успешно достигает этого своей безмерной любовью ко Господу Иисусу Христу. Ведь любовь подает человеку силы укорениться в Господе Иисусе Христе, исполнять Им и при Его содействии Его заповеди и, таким образом, делает человека достойным того, чтобы Трисолнечное Божество сотворило в нем обитель (см. Ин.14:23). Обитание Троичного Божества в человеке отроичивает человека, наполняя его божественными совершенствами, насколько человеческое естество способно их принимать и жить в них и по ним. К этому отроичению Господь Иисус Христос и ведет Своих последователей, уподобляющих себя Ему. Ибо это — последняя и конечная цель Его Богочеловеческого подвига на земле: «Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и мы... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» (Ин.17:11, 20-23).    Несмотря на все свои бесчисленные проявления, «жизнь», строго говоря, едина, нераздельно едина, так как проистекает от единого Жизнодавца — от Бога Слова (см. Ин.1:4). Поэтому жизнь в своей сущности имеет характер логосный, божественный. Жизнь живет в силу логосности, которую в себе носит. Там, где эта логосность исчезает, подлинная жизнь замирает; там неминуемо наступает духовная или физическая смерть, либо та и другая вкупе. Поэтому в Божественном Евангелии и говорится, что жизнь — в Слове (см. Ин.1:4) как нечто обусловленное и огражденное Словом. В соответствии с этим тайна жизни содержится в тайне Бога Слова. Когда же Бог Слово воплотился и соделался человеком, то в Своей Богочеловеческой Личности, в Своей Богочеловеческой жизни и в Своем Богочеловеческом учении Он раскрыл, возвестил и даровал вечную жизнь. Посему Спаситель и изрек удивительное благовестие: «Я есмь Жизнь» (Ин.11:25, 14:6). Смысл и цель Его пришествия в мир и всего Богочеловеческого домостроительства спасения — это даровать людям вечную жизнь и научить их, как жизнь вечная приобретается: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин.10:10). А жизнь с избытком — это не что иное, как жизнь вечная. Поэтому Свой Богочеловеческий подвиг спасения мира Спаситель определяет как дарование вечной жизни людям, по заповеди Бога Отца (см. Ин.12:50). Цель совершаемого Спасителем подвига спасения — дать всему жизнь вечную (см. Ин.17:2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Пример оставления грехов подает Сам Господь, прощая расслабленного (см.: Мф.9:1–8 ), жену-грешницу (см.: Лк.7:36–50 ) и другую жену, взятую в прелюбодеянии (см.: Ин.8:1–11 ). В этих и многих других примерах буквальное исполнение Его слов о том, что Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Мф.18:11 ), ибо не здоровые имеют нужду во враче, но больные ( Мф.9:12 ). Идеал веры христианской – жизнь без греха, но, как говорит святой апостол Иоанн, если бы кто согрешил, то мы имеем ходатая пред Отцем, Иисуса Христа, праведника; Он есть искупительная жертва за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира (ср.: 1Ин.2:1–2 ). Сектант : Христианин должен исповедовать грехи свои не перед священником, а перед всеми единоверцами, чтобы покаяние его не было тайным, но публичным. Так следует из слов Писания: Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга ( Иак.5:16 ). Священник : Таинство покаяния могут совершать только те, кто имеет дар священства, ибо только апостолам, а через них их преемникам, получившим благодать посвящения, вверил Спаситель отпущение и удержание грехов (см.: Мф.16:19; 18:18 ). Известно, что апостол Павел отлучил от Церкви коринфянина, имевшего на совести тяжкий грех , и снова принял его в общение, когда тот покаялся (см.: 1Кор.5:3–11 ; 2Кор.2:5–11 ), и он же отлучил за богохульство Именея и Александра (см.: 1Тим.1:20 ). Итак, власть связывать и разрешать грехи, равно как и власть устраивать все в Церкви, Христос вручил Своим ученикам и апостолам, а не всем и каждому, как полагаете вы, сектанты. А когда говорится: Признавайтесь друг пред другом в проступках ( Иак.5:16 ), это подразумевает, что миряне каются перед священниками, принимающими их покаяние в присутствии всей общины 117 . Сектант : Исповедовать грехи следует перед Богом, к Которому мы и взываем вместе с Псалмопевцем: Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисть беззаконие мое... ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною (ср.: Пс.50:3, 5 ). И от того же Псалмопевца узнаём, что Бог внемлет такому покаянию и прощает грехи: Беззаконие мое я познал и греха моего я не скрыл, сказал: Исповедуюсь Господу в беззаконии моем, и Ты простил нечестие сердца моего (ср.: Пс.31:5 ). Но если так, незачем прибегать к посредничеству священников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Священник : Я уже говорил, что таинство крещения прообразовано в Ветхом Завете (см.: Кол.2:11–13 ), но теперь остановлюсь на этом подробнее. Бог явился Аврааму, когда тот был в возрасте девяноста девяти лет, и повелел ему обрезать весь мужской пол в доме его, а детей мужского пола, которые родятся после, обрезывать на восьмой день от рождения; необрезанный же да будет истреблен (см.: Быт.17:10–14 ). Итак, Бог не сделал изъятия для детей в ожидании, пока они станут взрослыми или даже столетними, как Авраам, но заповедал обрезать весь мужской пол без различия возраста, а новорожденных в восьмой день отроду. Вы, сектанты, говорите, что крещение младенцев не имеет силы, поскольку младенец не разумеет, что с ним делают. А мог ли уразуметь смысл обрезания восьмидневный Исаак, сын Авраамов? Нет, конечно, но смысл этот был открыт отцу и матери его, и потому Исаак, войдя в возраст, не усомнился, обрезан ли он, но поверил родителям и не пожелал обрезаться заново. То же относится и к таинству крещения (см.: Кол.2:11–13 ), ведь и Сам Спаситель наш Иисус Христос был обрезан то есть крещен по ветхозаветному образу в восьмой день от рождения (см.: Лк.2:21 ). Другой прообраз крещения, указывающий, что креститься должны и дети, усматриваем в переходе израильтян через Красное море, в котором участвовали все от старца до младенца. Ибо Моисей говорил фараону: пойдем с малолетними нашими и стариками нашими, с сыновьями нашими и дочерями нашими ( Исх.10:9 ). А то, что переход этот прообразовал собою крещение, подтверждает великий апостол Павел: отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; и все крестились в Моисея в облаке и в море ( 1Кор.10:1–2 ). Но раз все, значит, и дети. Итак, море и облако и указывали на воду и Дух Святой, которыми должен быть крещен каждый (см.: Ин.3:5 ). Но и обращаясь к Новому Завету, слышим, как Господь накануне распятия обещает ученикам, что Отец Его пошлет Утешителя, то есть Духа Святого, Который научит их всему (см.: Ин.14:16–17, 26 ). И приняв Духа в день Пятидесятницы, апостолы проповедали народу то, чему были научены от Него, и призвали всех покаяться и креститься во имя Господа Иисуса Христа и во исполнение обетования Божия, которое, как сказали они, вам принадлежит... и детям вашим ( Деян.2:38–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Мы не знаем, успела ли она дать Господу колодезной воды. Вдохновленная словами Иисуса, она в какой-то момент бросила свой кувшин и побежала благовествовать односельчанам, что Он и есть чаемый Христос, Спаситель мира (см.: Ин. 4: 29, 42). Эту перемену в направленности жизни самарянки подчеркивают авторы стихир следующей игрой слов: когда она притворно заявляет: «У меня нет мужа», тогда называется «блудницей» 4 , когда же уверовала в Иисуса-Мессию, то поспешила в город уже как «целомудренная» 5 . Беседа с самарянкой, как и другая евангельская история – прощение женщины, взятой в прелюбодеянии (см.: Ин. 8: 1–11), – это примеры тех ситуаций, когда Господь, не осуждая человека, подталкивает его идти и больше не грешить (Ин. 8: 11). На удивление Своим ученикам Иисус беседовал с женщиной, язычницей, самарянкой, грешницей (см.: Ин. 4: 27). И в другом случае, когда книжники и фарисеи привели женщину, взятую в прелюбодеянии, а таких по закону Моисея было заповедано побивать камнями, Христос обратился к ней со словами: «Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши». Ответ Иисуса прозвучал настолько парадоксально, что некоторые библейские критики и до сих пор утверждают, что этот сюжет – не подлинный текст Евангелия, а позднейшая вставка. Однако « иди и впредь не греши » звучит не как попущение греху, не как умаление тяжести прелюбодеяния, но как призыв к человеку обратиться от греха и начать делать добро. Кто напоит чашей холодной воды во имя ученика Христова «не потеряет награды своей» (Мф. 10: 42), – говорит Евангелие. Жажда живого слова, христианская взаимопомощь и социальная забота – это те добродетели, которыми были украшены первые ученицы Христовы. Мария сидела у ног Иисуса, а Марфа хлопотала об угощении гостей. Поэтому Иисус любил Марфу и сестру ее (см.: Ин. 11: 5). Мария Магдалина, Иоанна и Сусанна заботились о нуждах Иисуса и учеников, тратя собственные средства (см.: Лк. 8: 3). Они первыми в сонме жен-мироносец увидели Воскресшего Господа. Добродетель, по апостолу Павлу, – это главное украшение женщины. «Желаю, – писал он Тимофею, – чтобы жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» (1 Тим. 2: 9–10). Эти же расстановки приоритетов можно сейчас отнести и к мужчинам.

http://pravoslavie.ru/70776.html

Эти благодеяния Божии, совершенные Им через Его ангелов, обязывают нас почитать их как служащих, милостиво и кротко, нашему спасению (см.: Пс.90:11; 102:212 ; 2Пет.2:11 ; Иуд.1:9 ). Православный : Из чего видно, что святые ходатайствуют о нас в своих молитвах? Священник : Я уже показал это на многих примерах из Священного Писания. Но чтобы еще крепче утвердить тебя в истине, приведу еще раз слова апостола Павла филиппийцам: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою ( Флп.1:3–4 ; ср.: 2Кор.13:9 ; Еф.1:16–18 ; 1Фес.1:2–3 ; 2Фес.1:11; 3:14–21 ; 2Тим.1:3 ). Православный : Но почему Бог принимает молитвы и ходатайства святых и ангелов о нашем спасении, если между Богом и людьми один посредник Господь и Спаситель Иисус Христос? (См.: 1Тим.2:5 .) Священник : Бог принимает прошения и ходатайства, возносимые к Нему молитвами святых и ангелов, ибо желает прославить их, как и они прославляют Его на небе и на земле. Это подтверждает Священное Писание, возглашая от лица Божия: Я прославлю прославляющих Меня ( 1Цар.2:30 ). И поскольку святые страдали вместе с Христом в жизни сей, то они вместе с Ним и прославятся, когда Бог, как написано, явит богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе ( Рим.9:23 ). Посему, прославив Бога в своих телах, душах (см.: 1Кор.6:20 ; Флп.1:20 ) и добрых делах (см.: Мф.5:16 ), претерпев мучения во славу Божию (см.: Ин.21:19 ), прославляются и они Богом, от Которого принимают не только славу, но и дар великих чудотворений больших, чем совершены на земле Им Самим, по слову Его: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит ( Ин.14:12 ). Мы не поклоняемся святым Божиим как неким богам и подателям благ по естеству, но почитаем их как друзей и служителей Божиих, стяжавших у Него великое доверие. Ибо всё, чего ни попросят, получают, как соблюдшие Его заповеди (см.: 1Ин.3:21–22 ). Вот что говорит об этом святая Церковь устами ее предстоятелей:

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Иисус Христос также и для того показал ученикам славу Свою, чтобы они знали, и чрез них и мы узнали бы, какая слава уготована праведникам на небесах за их добродетельную жизнь; а зная это, охотно переносили бы всякие лишения, труды, страдания и самую смерть за правду. Преображение Господне празднуется 19 августа (6 августа по старому стилю). После этого, сошедши с горы, Иисус Христос стал говорить ученикам Своим, что Ему должно пострадать, умереть и что он в третий день воскреснет (см.: Мк.8:31 ). Идя в Иерусалим на страдания, Иисус Христос сотворил много чудес; из них особенно великое близ Иерусалима в селении Вифания: там Иисус Христос воскресил умершего Лазаря, который уже четыре дня лежал во гробе ( Ин.11:43–44 ). Когда после этого Иисус Христос пошел в Иерусалим, народ, слышавший о воскрешении Лазаря, вышел из города и встретил Иисуса Христа как встречают царей, держа ветви в руках и громко взывая: «Осанна! благословен Грядущий во имя Господне! ( Мф.21:9 ) Царь Израилев!» Иерусалимские архиереи, книжники и фарисеи услышавши о такой встрече народом Иисуса Христа, вознегодовали и, собравшись тайно, советовались между собою, говоря: Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него ( Ин.11:47–48 ). И положили убить Его, но только не в наступивший праздник, потому что боялись народа (см.: Лк.22:1–2 ). Тогда пришел к ним один из учеников Христовых – Иуда, наущенный диаволом, и обещал им предать Иисуса Христа тайно. Они обрадовались этому и дали Иуде тридцать сребренников (см.: Мф.26:14–15 ). Иисус Христос, зная всё это, в последний вечер пред страданиями имел с учениками прощальную беседу (см.: Мф.26:20 ). Здесь он ясно указал им, что время Его страдания приблизилось, что Его предаст один из них – Иуда (см.: Мф.26:23–25 ), а другой Петр – отречется от Него (см.: Мф.26:34 ), и что он пострадает, воскреснет и явится им. Здесь Господь преподавал ученикам Своим пречистое тело и пречистую кровь Свою и заповедал им, а через них и всем верующим, творить сие всегда в память о Нём, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

публикация А. Петровой Примечания: 1 Речь идет о дне Всех святых, в земле Российстей просиявших. 2 2Пет 3:9: Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. 3 Антоний, митрополит Сурожский . Об истинном достоинстве человека// Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. 4 Антоний, митрополит Сурожский . Духовное руководство в Православной Церкви//Там же; см. также Митрополит Сурожский Антоний . Пастырство. Минск, 2005. 5 Об отце Александре Ветелеве см. Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43). — Ред . 6 Ср. Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня ( Ин 14:21 ) и кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое (14:23). 7 И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от древа жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно ( Быт 3:22 ). 8 Ср. в: Антоний, митрополит Сурожский . Труды. М., 2002. С. 580, 784–785, 790–791; первоначально у Лактанция . 9 Ср. Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 793. 10 Ср. Мф 16:26 , Мк 8:36 , Лк 9:25 . 11 Ср. 1Кор 3:16; 6:15,19 . 12 Антоний, митрополит Сурожский . Труды. С. 383, 557–558. 13 Об отце Николае Голубцове см.: Мудрый сердцем. М., 2001. 14 Об отце Владимире Смирнове см.: Горе имеим сердца. Протоиерей Владимир Смирнов (духовные дети о духовном отце). М., 2004. 15 Об отце Александре Ветелеве см.: Ветелева О . Отец Александр Ветелев глазами дочери//Альфа и Омега. 2005. 1(42); Схимонахиня Игнатия (Петровская) . Об отце Александре Ветелеве//Альфа и Омега. 2005. 2(43); см. тж. его книгу: ПротоиерейАлександрВетелев . Путь к пробуждению. Сборник великопостных и пасхальных поучений и бесед. М., 2002. 16 Точная цитата: иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему ( Ин 20:17 ).

http://azbyka.ru/fragmenty-iz-besed-o-du...

Огласительное поучение тринадцатое [К готовящимся в Иерусалиме к просвещению, сказанное без приготовления, на слова: Распятого и погребенного; и также на слова Исаии: Господи! кто поверил слышанному от нас, и кому открылась мышца Господня? и проч. Как овца, веден был на заклание ( Ис.53:1, 7 ).] 1 . Всякое действие Христово составляет славу Вселенской Церкви, но Крест составляет особенную славу. Зная это, Павел говорит: А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа ( Гал.6:14 ) Христовом. Хотя чудесно было и то, что от рождения слепой в Силоаме прозрел (см. Ин.9:7 ), но что это значит в сравнении со слепыми всей вселенной? Велико и сверхъестественно то, что Лазарь четверодневный воскрес (см. Ин.11:39–44 ), но эта благодать им только ограничилась. Что же это в сравнении с умерщвленными грехом во вселенной? Чудесно то, что пять хлебов с избытком напитали пять тысяч человек (см. Мф.14:21 ), но что это в сравнении с алчущими от неведения по всей вселенной? Чудесно то, что разрешена жена, связанная восемнадцать лет сатаной, но что это в сравнении с нами, которые связаны узами грехов? А крестный венец и ослепленных неведением просветил, и всех во власти греха находящихся освободил, и весь род человеческий искупил. 2 . Не удивляйся тому, что мир весь искуплен, ибо Тот, Кто умер за него, не был простой человек, но Сын Божий Единородный. Грех одного человека Адама мог нанести смерть миру. Если же единого прегрешением (см. Рим.5:17 ) смерть воцарилась в мире, то не паче ли правдой Единого жизнь воцарится? И если тогда за вкушение от древа изгнаны из рая, то не удобнее ли ныне посредством древа Иисусова войдут верующие в рай? Если первосозданный из земли нанес всемирную смерть, то Создавший его из земли не может ли принести жизни вечной, Сам будучи жизнь? Если Финеес, умертвив в ревности студодействующего человека, прекратил гнев Божий (см. Числ.25:8 ), то Иисус, не другого умертвив, но Сам Себя отдав за искупление, неужели не может утолить гнева на людей? (см. 1Тим.2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010