Ибо оно есть священие, телу духовное хранение и души спасение. Об этом от древних времен блаженный Исаия, предсказывая, говорил, что сотворит Господь всем народам на горе этой (см. Ис.25:6 ); горой же называет он Церковь , как и в другом месте, когда говорит: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор ( Ис.2:2 ). Испиют вино, испиют радость, помажутся миром (см. Ис.25:6–7 ). И чтобы утвердить тебя, слушай, что говорит он об этом мире, как о таинственном: уничтожит на горе сей покрывало, покрывающее все народы, покрывало, лежащее на всех племенах ( Ис.25:7 ). Итак, вы, этим святым помазавшись миром, соблюдите оное в себе непорочно и неукоризненно, успевая в добрых делах и благоугождая Начальнику спасения вашего Иисусу Христу, Которому слава во веки веков. Аминь. Тайноводственное поучение четвертое [О Теле и Крови Христовых. На слова из Павлова Послания к Коринфянам: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал и проч. ( 1Кор.11:23 ).] 1 . Даже одно это блаженного Павла учение довольно для того, чтобы удостоверить вас о Божественных тайнах, которых сподобясь, вы соделались Христу стелесными и скровными. Ибо теперь вопиял апостол: что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание ( 1Кор.11:23–24 ). И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя ( Мф.26:27 ). А когда Сам (Христос) объявил и сказал о хлебе: сие есть Тело Мое, после этого кто уже осмелится не веровать? И когда Сам уверил и сказал о чаше: сия есть Кровь Моя, кто тогда усомнится и скажет, что это не Кровь Его? 2 . Он в Кане Галилейской некогда воду претворил в вино (см. Ин.2:1, 10 ), сходное с кровью, и недостоин ли веры, когда вино в кровь претворяет? Если зван быв на брак телесный, совершил Он это преславное чудо, не паче ли, сынам чертога брачного ( Мф.9:15 ) даровав Свое Тело и Кровь Свою в наслаждение, требует исповедания нашего. 3 . Почему со всякой уверенностью примем это как Тело и Кровь Христовы. Ибо в образе хлеба дается тебе тело, а в образе вина дается тебе кровь, чтобы, приобщившись Тела и Крови Христа, соделался ты Ему стелесным и скровным. Ибо таким образом бываем и христоносцами, когда Тело и Кровь Его сообщится нашим членам. Так, по словам блаженного Петра, соделаемся причастниками Божеского естества ( 2Пет.1:4 ). 4 . Некогда Христос, беседуя, говорил к иудеям: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). Они же, не духовно услышав реченное, но соблазнившись, отошли от Него ( Ин.6:66 ), думая, что к плотоядению склоняет их. 5 . Были и в Ветхом Завете хлебы предложения, но они, как относившиеся к Ветхому Завету, отменены. А в Новом Завете существуют хлеб небесный и чаша спасения (см. Пс.115:4 ), освящающие душу и тело. Ибо как хлеб сходствует с телом, так слово душе приличествует.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Равным образом слова таинство и тайна применяются и к другим событиям и явлениям, о которых говорит Священное Писание. Тайной названы учение святого Евангелия (см.: Еф.3:3 ) и способ, коим произошло воплощение Бога Слова (см.: Кол.1:26 ) 102 . Святой апостол Павел говорит и о великой благочестия тайне ( 1Тим.3:16 ), и о таинстве веры ( 1Тим.3:9 ), и о домостроителях таин Божиих ( 1Кор.4:1 ), и, наконец, о тайне беззакония ( 2Фес.2:7 ). Но под выражением «таинства Церкви» мы понимаем семь святых таинств, то есть священнодействия, установленные Господом нашим Иисусом Христом, через которые участникам их незримо сообщается спасающая благодать Божия. Глава 17. О таинстве крещения Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин. 3:5 ). Священник : Крещение есть таинство, в котором через троекратное погружение в воду во имя Святой Троицы крещаемый очищается от прародительского греха и от всех грехов, совершенных им прежде, рождается для жизни новой, духовной, и соделывается членом таинственного Тела Господня – Церкви Христовой. Крещение водою и Духом предсказано в Ветхом Завете, ибо Господь наш Иисус Христос пришел исполнить все возвещенное в Законе и пророках (см.: Мф.5:17 ). Начиная Свое спасительное дело, Он совершил множество знамений и чудес, исцеляя болезни и изгоняя бесов. Весть об этом разнеслась далеко, заставив задуматься многих, ибо ничего подобного дотоле не было (см.: Мф.9:32–38 ; Ин.9:32–33 ). Один из начальников иудейских фарисей Никодим узнал в Нем Учителя, пришедшего от Бога. Господь же сказал: Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия. И на недоумение Никодима, как можно родиться вновь, будучи взрослым, ответил: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие ( Ин.3:3–6 ). Итак, родиться свыше означало получить крещение водою и Духом Святым, Который впоследствии приняли сами и преподали другим апостолы Господни, ибо они получили от воскресшего Господа заповедь: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19–20 ) и еще: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

В целом эта проблема не имеет точного догматического решения; правильнее всего в этом вопросе придерживаться совета ап. Павла: Внешних же судит Бог... ( 1Кор.5:13 ). Лучше предоставить этих людей суду Божию и не заниматься вопросом о том, какова будет их загробная участь. Глава 2. Христологический и пневматологический аспекты Церкви В современной богословской литературе о Церкви говорится главным образом как о Теле Христовом. Однако в Предании Восточной Церкви экклезиология уходит корнями в равной степени и в христологию и в пневматологию (учение о Святом Духе). Ап. Павел говорит: Бог... все покорил под ноги Его (Христа. – О. Д.), и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем ( Еф.1:22–23 ). Эти слова содержат указание на два аспекта Церкви: с одной стороны, она есть Тело Христово, а с другой – полнота Наполняющего все во всем, т. е. полнота Божественной благодати, достигающей нас в Ипостаси Святого Духа. Миссия двух Лиц Пресвятой Троицы, Сына и Духа Святого, различна, хотя Они и совершают на земле одно и то же дело – созидают Церковь . И чтобы уяснить это различие, следует рассмотреть, каково место и назначение в Церкви каждого из вышеназванных Лиц. 2.1. Господь Иисус Христос – Глава Церкви Господь Иисус Христос Сам невидимо пребывает в Церкви (см.: Мф.28:20 ). Он не только ее Основатель, но и Источник новой жизни, которую верующие получают от Него как от нового Адама – родоначальника нового человечества. Он есть Лоза, по отношению к которой верующие суть ветви, питающиеся Его благодатными соками (см.: Ин.15:1–6 ). Он есть Путь и Истина и Жизнь; никто не приходит к Отцу, как только чрез Него (см.: Ин.14:6 ). Плоть Христова, по словам ап. Павла, есть завеса, через которую мы входим в небесное святилище (см.: Евр.10:20 ). По отношению к Церкви Он есть Глава, а Церковь – Его духовное Тело, в котором действуют силы Христовы. Важно, чтобы верующие, говорит ап. Павел, истинною любовью все возвращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви ( Еф.4:15–16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Ангелы, говоря: расторгнем узы их ( Пс.2:3 ), впрочем, удерживаются от этого, потому что Владыка хочет это терпеть. Потом приведен Он в судилище к старейшинам. Ты имеешь уже свидетельство на это: Господь вступает в суд со старейшинами народа Своего и с князьями его ( Ис.3:14 ). I 13 . Архиерей, спросив Его и услышав истину, негодует, а злой раб наносит удар. И лицо, блистающее подобно солнцу, сносило удары от беззаконных рук, другие же, придя, плюют в лицо Тому, Кто брением исцелил слепого от рождения (см. Мф.26:67 ). Сие ли воздаете вы Господу, народ глупый и несмысленный? ( Втор.32:6 ). Пророк, удивляясь этому, говорит: Господи! кто поверил слышанному от нас? ( Ис.53:1 ). Ибо дело невероятное – Бог единый, Сын Божий и сила Господня сие претерпевает. Впрочем, чтобы спасаемые не имели неверия, Дух Святой предварительно пишет о том от лица Христа, говорящего, ибо Тот же Самый, Который тогда говорил, после явился: Я предал хребет Мой бьющим ( Ис.50:6 ). Ибо Пилат, бив Его, предал на распятие (см. Мк.15:15 ). И ланиты Мои поражающим; лица Моего не закрывал от поруганий и оплевания ( Ис.50:6 ); как бы так говорит Он, предвидя: «Будут Меня бить, Я не отвращал ланиты Моей, ибо как бы Я стал воодушевлять учеников на смерть за истину, если бы Сам боялся того? Я говорил: Любящий душу свою погубит ее ( Ин.12:25 ). Если бы Я дорожил Своею жизнью, как бы стал учить сему, Сам не исполняя того, чему учил?» Посему прежде Сам Он, будучи Бог, претерпел таковые страдания от людей, чтобы после того не стыдились мы для Него терпеть подобное от людей. Видишь, что и о сем ясно написали пророки. Впрочем, многие свидетельства Писания по краткости времени оставляем мы, как я прежде сказал. Ибо если кто с точностью все будет изыскивать, то ни одно из Христовых деяний не останется без свидетельства. 14 . Связанный пошел Он от Каиафы к Пилату (см. Ин. 18: 28 ); не написано ли и об этом? И связавшие Его отнесли в дар царю Иареву (см. Ос.10:6 ). Но возразит кто-либо из внимательных слушателей: Пилат не был царь; итак, оставляя многие изыскания, спросим: как связавшие Его отправили Его в дар царю Иареву? Но прочти написанное в Евангелии: Пилат, услышав, что Он из Галилеи, послал Его к Ироду ( Лк.23:7 ); а Ирод был тогда царем и находился в Иерусалиме. Примечай же точность пророческую. Посему в дар послан Он; И сделались в тот день Пилат и Ирод друзьями между собою, ибо прежде были во вражде друг с другом ( Лк.23:12 ). Ибо Тому, Который хочет примирять небо с землей, прилично было первых примирить тех, которые Его осуждали: притом присутствовал здесь Сам Господь, отнимает ум у глав народа земли ( Иов.12:24 ). Видишь точность пророков и истину свидетельства?

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Действительно, быть пастырем – это значит прежде всего отказаться от самого себя, чтобы жить всецело для своей паствы, которая всегда и во всем должна стоять на первом месте в сознании пастыря, являющегося лишь слугой ее, попечителем. Такое настроение выяснил Спаситель, когда между учениками возник спор о первенстве: Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются, а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий – как служащий ( Лк.22:25–26 ; см.: Мф.20:25–27 ), а еще нагляднее выразил Господь ту же самую мысль в образе доброго пастуха, лишь о том преимущественно и пекущегося, как бы напитать овец своих (см.: Ин.10:11–14 ). Таким «добрым пастырем» и был прежде всего Сам Спаситель, сказавший про Себя: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мф.20:28 ; Мк.10:45 ). В этом смысле все служение Иисуса Христа было, в сущности, пастырским служением, «пасением», которое закончилось положением души Его за други (см.: Ин.15:13 ) на Кресте, и этим завершенное сделалось «спасением». Преемники Христовы в строении (см.: 1Кор.4:1 ) спасения людей, подобно Пастыреначальнику своему, всю жизнь свою, до мученической смерти включительно, также отдали пастве – это настроение особенно ярко отразилось в писаниях апостола Павла. В них он так часто говорит или прямо о своей любви к чадам духовным, или, умалчивая на словах, всецело руководится этим чувством во всех отношениях к пастве, обличая ли ее в поступках или холодности, убеждая ли к чему-либо, ободряя ли за что и т.д. «Перечитывая его послания, – можно сказать со св. Иоанном Златоустом , как бы перевоплотившим в себя психологию апостола Павла, – желающий везде может увидеть, до чего он любил верующих» (X, 591). Дабы выразить силу своей любви, апостол не только говорит о ней в превосходной степени: излишше вас любя ( 2Кор.12:15 ), но, что обычно характерно, сравнивает ее с родительской любовью, выше которой естественный человек ничего не знает.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Не наполняю ли Я небо и землю? (Иер.23:24).    Предметом Божественного Промысла являются растения и животные:     Он (т. е. Бог) покрывает небо облаками, приготовляет для земли дождь, произращает на горах траву и злак на пользу человеку; дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему (Пс.146:8-9). В Мф.10говорится, что ни одна птица не упадет на землю без воли Божией.    Особым предметом Божественного Промысла является человек. Христиане не считают, что уверенность в Божественном промышлении о каждом человеке есть самообольщение. Наоборот, самое достойное Божественного Промысла — это история человечества и каждого человека в отдельности. Бог печется о вас (1 Пет.5:7), — говорит ап. Петр. Бог внимает нашим молитвам: Приклони, Господи, ухо Твое, и услышь меня (Пс.85:1). Промысл распространяется на всех людей — не только на праведников, но и на грешников. Каждый человек и его благо являются предметом Божественного попечения. Он [Бог] повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:45). Об этом же говорят и многие евангельские притчи: о полевых лилиях (см.: Мф.6:28-30), о пропавшей овце (см.: Лк.15:3-7), о потерянной драхме (см.: Лк.15:8-10), о блудном сыне (см.: Лк.15:11-32).    Однако Промысл Божий о людях проявляется неодинаково. Мы не знаем, по какой причине Промысл Божий более проявляется в жизни одних и менее в жизни других. Можно утверждать, что Бог более явно промышляет о людях благочестивых, нежели о грешниках, хотя и последние не изъяты из действия Промысла. Об этом говорит Священное Писание:     Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам (Ин.14:21).     Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога Живаго, Который есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных (1 Тим.4:10).    Различают два вида Промысла: а) общий Промысл, который объемлет весь мир как совокупность всех родов существ с действующими в них силами и законами; и б) частный Промысл, который распространяется на частные предметы, явления и отдельные существа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Я знаю Его, потому что Я у (apud) Него пребываю (Ин 7:28–29) 13 . Не сказал Он: “Потому что Я есть Сам Он” или “Я Сам послал Себя”, но: Он послал Меня (Ин 7:29). И когда фарисеи послали к Нему [слу­жи­телей], чтобы схватить Его, [Он сказал]: Еще не долго быть Мне с вами, и пойду к Пославшему Меня (Ин 7:33). И там, где Он отрицает, что Он один , — [ведь] Он говорит: Но Я и [Отец], Пославший Меня (Ин 8:16) , — неужели Он не указывает этим на Двух, но Двух нераздельных? Скорее же все это изложил Он для того, чтобы показать неразделенность Двух. Он даже привел следующий пример: если и в законе признается истинность свидетельства двух человек, в таком случае Я Сам свидетельствую о Себе, и свидетельствует о Мне Отец, пославший Меня (Ин 8:18). В самом деле, если бы Он был один, поскольку [якобы] Один и Тот же есть Сын и Отец, то Он не прибегнул бы к авторитету закона, который доверяет свидетельству только двух, а не одного. Далее, когда Его спросили, где Отец [Его], Он ответил, что они не знают ни Его, ни Отца (см. Ин 8:19). Так Он назвал Двух, которых не знают, ибо если бы они знали Его Самого, то знали бы и Отца (см. Ин 8:19) , но не потому, что якобы Один и Тот же есть Отец и Сын, а потому, что по [Их] нераздельности нельзя ни знать, ни не знать Одного без Другого. Пославший Меня есть истинен, — говорит Он, — и что Я слышал от Него, то и говорю миру (Ин 8:26). Они же из-за своего поверхностного понимания смысла Священного Писания не поняли, что Он говорил им об Отце, то есть что они должны были познать слова Отца в Сыне, о чем можно прочесть у пророка Иеремии: И сказал Мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста Твои (Иер 1:9) , и у пророка Исайи: Господь даст Мне язык научения, чтобы познать, когда надлежит произнести слово (Ис 50:4) 14 . Так же и Сам Он опять говорит: Тогда узнаете, что это Я и что ничего не говорю 15 от Себя, но как научил Меня [Отец Мой], так и говорю; потому что и Пославший Меня есть со Мною (Ин 8:28–29). Это было сказано для свидетельства о нераздельности Их Обоих.

http://pravmir.ru/protiv-prakseya/

Ибо они не согласились на мерзость их, как я слышал паки от сослужителей. Да будет же причтен к исповедникам и всяк живущий по примеру Тимофеа, и повинующийся глаголющему: гони правду, благочестие, веру, любовь, терпение, кротость: подвизайся добрым подвигом веры, емлися за вечную жизнь, в нюже и зван был еси, и исповедал еси доброе исповедание пред многими свидетели 186 . Правило 15. Его же, из Слова на Пасху Никто да не укоряет нас за соблюдение среды и пятка, в которые дни благословно заповедано нам поститися, по преданию. В среду, по причине составленнаго иудеями совета, о предании Господа, а в пяток потому, что Он пострадал за нас. Воскресный же день провождаем, яко день радости, ради Воскресшаго в оный. В сей день и колена преклоняти мы не прияли. II. Петра, святейшего епископа Александрийского и мученика Из книги «О божестве » Если в самом деле истина и благодать произошла через Иисуса Христа (см. Ин.1:17 ), то мы именно благодатью спасемся по Апостольскому слову: «И сие, – говорит он, – не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8–9 ). Волей Божьей Логос, став плотью и будучи обретен во внешнем виде как человек (см. Флп.2:7 ), не был оставлен без Божественной благодати. Ведь это совершилось не для того, чтобы, будучи богатым в нищете, Он удалился от Своей славы и силы; но для того, чтобы принять смерть за нас, грешников (см. 2Кор.8:9 ), Правый за неправых, чтобы нас привести к Богу. Умерщвленный по плоти, Он был оживлен в Духе (см. 1Пет.3:18–19 ). Поэтому и Евангелист воистину говорит: «Слово стало плотию, и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). Поэтому Ангел приветствовал Деву словами: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!» ( Лк.1:28 ). «Бог-Слово с Тобою!». Ведь он показывает, что Сам (Бог) пребывал в Материнском чреве и стал плотью, как написано: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» ( Лк.1:35 ). Но Бог-Слово, вопреки нежеланию мужа, по воле Бога, могущего выполнить все, вошел в Материнское чрево и стал плотью, не нуждаясь в энергии или в присутствии мужа.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Отсюда ясно, что святые могут ходатайствовать пред Богом о нашем спасении и что они при жизни, как и по смерти, молятся на небесах о пребывающих на земле, испрашивая для них то, что служит им на пользу. Но и ангелы также посылаются Богом в помощь молящимся Ему (см.: Быт.24:7 ). Так послан был от Него ангел, спасший пророка Даниила во рву от львов (см.: Дан.6:23 ). И великий апостол Павел говорит, что ангелы служители Божии, посылаемые Им в помощь желающим наследовать спасение ( Евр.1:14 ). Итак, на свидетельствах Священного Писания я показал тебе, что святые и ангелы могут ходатайствовать о нас своими молитвами пред Богом как други Божии ( Ин.15:14 ), как возлюбленные Божии ( Рим.11:28 ) и как присные Богу ( Еф.2:19 ). Сектант : Своим поклонением ангелам и святым православные умаляют честь, подобающую одному Богу. Апостол Павел обличал колоссян, которые, оставив поклонение Богу, поклонялись ангелам, и строго запрещает им поступать так: никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и лицемерным служением ангелов ...не держась главы (Христа), от которой все тело, составами и связями будучи соединяемо и скрепляемо, растет возрастом Божиим ( Кол.2:18–19 ). Священник : Почитание Божиих слуг нисколько не умаляет чести Владыки и Господина их. И прежде всего потому, что иное дело поклонение, воздаваемое Самому Богу, и иное почитание ангелов и святых как служителей и возлюбленных друзей Божиих. Сам Дух Святой внушает нам: хвалите Бога во святых Его ( Пс.150:1 ). Ведь Бога мы и тогда славим, когда обращаемся за помощью к святым и ангелам, возносящим к Нему наши прошения вкупе со своими хвалами и молитвами (см.: Деян.9:32–42; 20:9–12, 36; 28:3–9 ; Откр.5:8 ). Господь прославил святых (см.: Рим.2:10 ) и облек их Своею славой, о чем Сам свидетельствовал в молитве к Отцу: и славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино ( Ин.17:22 ). И еще: Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается ( Лк.10:16 ); Кто принимает вас, принимает Меня, а кто принимает Меня, принимает Пославшего Меня ( Мф.10:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

Дальше 25-й стих: «Сие сказал Я вам, находясь с вами. Утешитель же Дух Святой, Которого пошлет Отец во Имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам». Он говорит, что Он от Моего возьмет и напомнит вам всё, что Я говорил вам. Поэтому все молитвы, все чинопоследования начинаются с молитвы Духу Святому: Царю Небесный, Утешителю, Душе Истинны. Он действует – после дня Пятидесятницы эра Святаго Духа, особенно действует Он – Святый Дух. Поэтому такие люди, как Исаак Сирин , – они всё это тонко чувствовали, и различали, и молились Каждой постаси в отдельности. Есть молитвы Духу Святому, и Богу Отцу, и Богу Сыну – Они у нас идут на одном уровне, а те различали, и молились Духу Святому, и знали, когда Он приходит или когда Его нет. Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как дает (см. Ин. 14:27 ). Вот эти тексты эксплуатировали с 40-х – всё сводили к пацифизму, в период «борьбы за мир». Церкви не давали жить, она выступала за мир. Мир Мой даю вам– но не о том мире идёт речь. Мир – это дар Духа Святаго, это такое мирное устроение внутри человека, которое и передать невозможно, и объяснить невозможно, если он его не переживал. Стяжи Дух мирен, и вокруг тебя спасутся тысячи, – но не звучит в наших устах эта фраза-то – она звучит только в устах преп. Серафима Саровскаго – вот в устах его она производила действие, а мы, хоть сколько угодно можем её повторять, не будем мы от этого мирными людьми, потому что внутри нас ад. Утешитель же Дух Святый. Хорошо. Переходим к 15-й главе. Тема лозы виноградной, тема вина проходит через всю Библию. Это любимое сравнение в библейском и тексте, человека с виноградной лозой (см. Ин. 15:1 ) или древом у потока вод (см. Пс. 1:3 ). Виноградников было много; блестящи зубы его; очи его от вина и белы зубы его от молока. Это было сказано Иуде, который привязывает ослёнка к виноградной лозе (см. Быт. 49:8–12 ). Такое изобилие винограда, виноградников. Да, вот Христос Себя и сравнивает с виноградной лозой. Семисвечник по описанию напоминал собой виноградную лозу, и сверху выходило в сторону три ветви, и сам ствол – вот семь лампад, таинственно указывающих на семь таинств, на семь даров Святаго Духа, и в конечном счёте указывающих на вечность, на полноту совершенства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010