– Что ты сделал со своим братом? Я тебе поручил его, – а ты вознерадел о нем; посредством тебя он должен был спасти душу свою, а ты погубил ее, Я от тебя его потребую, ты должен за него Мне ответствовать». Помышляя о сем, скажу словами св. Златоуста: «Обуздаем язык, перестанем быть жестокосердыми, прострем руку для подаяния милостыни и будем не только снабжать бедных имуществом, но и утешать словами, дабы избегнуть нам наказания за злословие и наследовать Царствие за благословение и милостыню» (Злат. бес. 35 на Еванг. от Матф.). «Умоляем... вас, братия, – просит ап. Павел, – вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» ( 1Фес.5:14–15 ). Все подобные дела столь украшают человека, что ради их забываются прежние грехи его. Св. ап. Иаков сказал: «Братия, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» ( Иак.5:19–20 ). Истинно блажен тот человек, который настолько утвердился в заповедях Христовых, что сам, делая добро, других научает; «тот великим наречется в Царстве Небесном» ( Мф.5:19 ), как сказал Спаситель. 20 лет тому назад, по счастливому почину доброй христианки Бутлер, в Англии, дамы своими усилиями добились того, что в этой стране закон, поощряющий развращенность, изменен, – публичные дома закрыты, как явление, недостойное христианского общества. Того же достигли добрые люди в настоящее время в Швеции и в Норвегии, и далее («Неделя», 1890 г. Дело в том, что допущение явного разврата, такая как бы опека над падшими женщинами со стороны полиции, делает однажды падшую совершенно бесстыдной. Пасть же помогут многие злодеи, а подняться из этой глубины у нас никто не подаст руки. В Англии же существует множество обществ, цели которых состоят в том, чтобы отыскивать падших женщин (в больницах ли или в невольном заключении торгующих ими негодяев и т. п.), поддерживать денежными пособиями тех, которые пали по нужде, или вразумлять словом убеждения женщин, подобных Таисии, – изменить образ жизни и пр. И уже самая многочисленность этих обществ показывает, что эти благотворительные общества имеют добрый успех. Одно из подобных обществ существует всего год с небольшим, и, между тем, принесло уже немало пользы; оно успело за это время обнаружить множество случаев разного рода обманов и насилий и в некоторых из них не только наказать виновных, но и предупредить несчастье» (Янжул. Торговля людьми: Очерки и исследования). Да поможет Господь Бог и впредь добрым людям в борьбе со злом! (См. «Воскр. чт.» 1892 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

1 декабря 2017, 18:09 В Соборном Послании Святого Апостола Иакова говорится: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). Как видно их Послания, там не учитывается критерий «тяжести заболевания», а просто указывается на факт заболевания. Прибегать к церковным Таинствам нужно благоговейно, по-возможности подготовленным, но также необходимо учитывать, что так называемой «полной подготовки» не бывает. Не встречаются сейчас также абсолютно здоровые люди, которым указанное Таинство Соборования полностью «противопоказано» (!)? Александр 30 ноября 2017, 20:08 Тема конечно злободневная. Сейчас пост. Для всех истинно верующих Православных Христиан - сугубое время ПОКАЯНИЯ (изменение образа жизни). Где оное - нет ЕГО. Начиная с верху и до низу. Вот о чём нужно говорить. Валерий Романов 30 ноября 2017, 17:20 Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). По своей ничтожности хочу сказать:сейчас нет здоровых людей физически и уж тем более духовно, все мы нравственные асоциалы. Да, обязательно до соборования покаяние, исповедь и даже причастие, так делают во многих храмах Москвы, и у старообрядцев тем паче. Собороваться надо не более 1 раза в год. Допускать к таинству всех Сергей 29 ноября 2017, 18:29 К сожалению таинство Соборования на практике превратилось для людей в некий магизм, а для некоторых священнослужителей в еще один способ пополнить казну( ведь не секрет что во многих храмах нужно заплатить или внести пожертвование за участие). Приходит на Соборование очень много невоцерковленных людей,даже берут маленьких детей. Мотивация- получить здоровье,взять масла для употребления внутрь или помазания (тем более заплачено), надежда что отпустятся грехи неким магическим образом,без труда и исповеди,т.е.отношение чисто потребительское.И в этом большая вина служителей, которые допускают всех подряд( критерий заплачено и все).И таким соборованием профанируется таинство Причащения и Исповеди

http://pravoslavie.ru/108661.html

   Апостол сказал: «Я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). А чем похваляешься ты, душа моя? Уж не тем ли, что ты — «новая тварь во Христе Иисусе» (Гал. 6:15)? Не клевещи на Господа! Пока в тебе гордыня, ты — не в Нём! Ибо сказано: «Гордым Господь противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1Пет. 5:5).    Читая о явлении Аврааму Ангелов у дуба Мамврийского, мы припомнили слова Златоуста, который советовал нам из всякого места Писания «извлечь какую-либо пользу». Какую же пользу предлагает тебе, душа моя, великий святитель извлечь из этого библейского рассказа? Вот какую: «Твердо помните о делаемых Богом обещаниях, чтобы, когда увидите праведника впавшим в различные злоключения, могли вы познать его великое любомудрие, крепкое мужество, твердую и непоколебимую любовь к Богу и из судьбы этого праведника научились никогда не считать за оставление Божие то, если кто-нибудь из добродетельных впадает в искушение или в другие житейские скорби, но, представляя себе разнообразие Божиих распоряжений, все предоставлять Его непостижимому Промыслу».     Помилуй мя, Боже, помилуй мя.    Исаака, окаянная душе моя, разумевши новую жертву, тайно всесожженую Господеви, подражай его произволению.     «Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе» (Быт. 22:2).    Имя «Исаак», , означает «тот, кто рассмеется», «тот, кто возрадуется» (от глагола — «смеяться»), — вспомним Сарру, которая, услышав обетование о рождении этого ребенка, «внутренно рассмеялась»!    «Это имя символично, ибо Исаак, по поводу которого смеялись и радовались, есть также тот, кто будет радоваться в Царстве Небесном, потому что Авраам, Исаак и Иаков — это люди, с именами которых связано в Библии Царство Небесное (см.: Мф. 8:11)».    Вот этого-то сына Господь и повелевает Аврааму принести в жертву на горе Мориа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Таинство Елеосвящения (Соборование) Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк. 2: 3, 5). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4: 17), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6: 12–13). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5: 14–15). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Изначально Соборование – это прошение об исцелении от болезни и о прощении грехов больного Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) .

http://pravoslavie.ru/108661.html

В Таинстве святого Причащения «верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихизис, 10 чл.). В Божественном установлении этого святого Таинства также никто не сомневался, как и в Божественном установлении Таинства Крещения, ибо первый раз совершил его Сам Господь, Сам причастил Своих Учеников и в то же время заповедал совершать его всегда (см.: Мф.23:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Также ясно сказал Господь и о необходимости его для спасения: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 )... Во время Божественной Литургии, когда совершается святая Евхаристия (Причастие), перед духовным взором присутствующих проходит вся евангельская история Богочеловека. Все чинопоследование Литургии, по слову архиепископа Фессалоникийского Николая Кавасилы († 1391), есть «как бы одно некое тело истории, от начала до конца сохраняющее стойкость и целость» ( Николай Кавасила св. прав. Изъяснение Божественной Литургии, § 16//ЖМП. 1971. 3. С. 49). В Святых Дарах истинно, действительно и существенно есть Сам Господь Иисус Христос и через причащение ими всецело подаёт Себя принимающим. Но этим пользование Святыми Дарами в Православии и ограничивается. Православная Церковь не допускает нарочитого совершения Евхаристии для приготовления Святых Даров, предназначенных только для поклонения – адорации, не находя к подобным обычаям свидетельств в Священном Писании и в древней церковной практике. В Таинстве Елеосвящения человек врачуется духовно и телесно. Совершается оно в Церкви в согласии с действием святых апостолов, которые многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ), и заповедали другим поступать также: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). В Таинстве Брака подаются дары к освящению супружеского союза и к созиданию домашней церкви. Что и это Таинство имеет Божественное установление следует уже из слов святого апостола Павла: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Таким образом, святой апостол называет Брак великой тайной и сравнивает его с союзом Христа с Церковью. Значит он был исполнен особых благодатных даров. В послании к другой Церкви тот же святой апостол пишет: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Слова «только в Господе» дают возможность прийти к выводу, что в апостольское время христианский брак заключался во имя Божие, т. е. был делом веры и Церкви – освящался. Святые отцы Церкви в этом не сомневаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» В последние годы повсеместно укоренилась практика совершения таинства Соборования над всеми без исключения верующими – больными и здоровыми – без какой-либо предварительной исповеди, причем не только единожды в год Великим постом, но и многократно в течение года. Тому, является ли данная практика укорененной в Церковном Предании и соотносится ли она с самим смыслом таинства Соборования, и посвящена данная статья. Соборование (или Елеосвящение) – таинство, установленное для врачевания болезней. Согласно Катехизису, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помаз а нии тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Священное Писание ясно указывает на то, что источником болезней является греховная природа человека (см., например: Мк.2:3, 5 ). Святые апостолы, следуя Божественному призыву их Учителя: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.4:17 ), проповедовали покаяние и «многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.6:12–13 ). Содержание Елеосвящения наиболее полно раскрывается в Новом Завете апостолом Иаковом: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). В этих словах апостола грех и болезнь и, наоборот, исцеление и прощение греха стоят в одной связи. Поэтому изначально Соборование имело два аспекта, тесно связанных друг с другом: это прошения об исцелении от болезни и о прощении грехов больного. Однако в средние века в греческих церквях в качестве исключения появилась практика (ставшая впоследствии обычаем) разделять эти два аспекта, а именно: совершать общее Елеосвящение 1  для здоровых людей в целях прощения их грехов в конце Великого поста на Страстной неделе, в четверг или субботу. В России общее Соборование известно c XVI века. Совершалось оно в некоторых кафедральных соборах и крупных монастырях также на Страстной неделе, возглавлял его епископ или игумен, и порядок его совершения отличался от Елеосвящения, совершаемого для больных (главной отличительной чертой было то, что участвующие помазывались елеем только в конце чинопоследования таинства) 2 .

http://azbyka.ru/obshhee-soborovanie-ist...

О втором даровании свидетельствуют: а) слова Спасителя апостолам: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся, – на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:22–23 ); б) апостол Иаков в своем послании: «Болит ли кто в вас, да призовет пресвитеры церковные и да молитву сотворят над ним, помазавши его елеем во имя Господне; и молитва веры спасет болящего и воздвигнет его Господь; и аще грехи сотворил есть отпустятся ему» ( Иак.5:14–15 ); в) книга Деяний св. апостол, повествующая, что «руками апостолов подавался Дух Святый» ( Деян.8:18 ); г) молитвы пресвитерской и архиерейской хиротоний; д) литургийные молитвы священника (Об этом см. наше «Пастырское богословие», выпуск первый, стр. 38–44). О третьем даровании очень важное свидетельство нашел наш выдающийся пасторалист митр. Антоний (Храповицкий) в творениях Иоанна Златоуста в толковании на послание к Колоссянам. Здесь мы читаем: «Духовную любовь не рождает что-либо земное. Она исходит свыше, с неба и дается в таинстве священства, но усвоение и поддержание благодатного дара зависит и от стремления человеческого духа». Об отеческо-материнском характере этой любви свидетельствует ап. Павел, говоря о себе в послании к Галатам ( Гал.4:19 ): «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». О том же ап. Павел говорит во втором послании к Коринфянам ( 2Кор.11:29 ): «Кто изнемогает, с кем бы я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?» О трогательности этой любви говорят следующие выражения ап. Павла: «Братья мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой» ( Фил.4:11 )… «Ибо кто наша надежда или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом… Ибо вы слава наша и радость» ( 1Фес.2:19–20 ). Эту свою пастырскую любовь ап. Павел называет любовью Христовой. «Бог, – свидетель, – говорит ап. Павел в послании к Филиппийцам ( Фил.1:8 ), – что я люблю всех вас любовью Иисуса Христа». Сам Христос Спаситель уподоблял свою любовь к людям любви материнской в своем обращении к Иерусалиму: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья и вы не захотели» ( Мф.23:37 ). Митрополит Антоний называет эту любовь любовию «сострадательной».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vinogr...

Поистине драгоценен тот жемчуг, без которого невозможно как быть христианином, так и получить спасение. Апостол говорит: «Без веры угодить Богу невозможно». И еще: «Праведный верою жив будет» ( Евр. 11:6 ; Рим. 1:17 ). Следовательно, подобает купить этот жемчуг, продав все. Но святой апостол Иаков, пришедший на тот же торг, не хвалит то, что мы прилепились своими очами к одной только вере и одной верой хотим обогатиться, то есть получить спасение. Он не унижает жемчужины веры, но говорит, что без других он не приносит прибыли, что он хорош только вместе с другими жемчугами, а сам один – ничто. И если хочешь его купить, то покупай вместе с ним и другие, одного же его не покупай, ибо он не принесет тебе никакой пользы. «Что пользы, братия мои, – говорит святой Иаков, – если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли эта вера спасти его? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? Не делами ли оправдался Авраам, отец наш?» ( Иак. 2:14, 19–21 ). Вера – добрый жемчуг, но сам по себе он ничто. Посмотрим еще другие! Вот гость из западных стран, чужой человек, но не с худым товаром – это Фома Кемпийский. Он открывает пред нами свой сундучок, т.е. книжку свою «О подражании Христу», и показывает одну жемчужину, которая называется смирение; жемчужину, которой цену мало знают гордые чада Адамовы, ибо не хотят уразуметь силу ее и потому не обращают на нее никакого внимания. А жемчужина эта столь драгоценна, что люба и Самому Богу, Сам Царь Небесный любит смотреть на него, «в вышних живый и на смиренныя призираяй» (Молитва утренняя 5-я). «На кого призрю, – говорит Он, – только на кроткого и смиренного» ( Ис. 66:2 ). Тот бисер имеет силу возносить нищего от гноища и сажать его с князьями. Не принижает этот товар и святой Василий Великий , называя смирение безопасным хранилищем всех добродетелей, не боящимся воров. Другие говорят, что эта добродетель, то есть смирение, слагается из тех бисеров, которые при служении носил ветхозаветный архиерей в числе своих украшений на доске, именуемой «слово судное». Она носилась на груди и имела двенадцать драгоценных камней, по числу двенадцати колен Израилевых (см. Исх. 28:15 ), а также по числу будущих двенадцати апостолов, но не менее и по числу двенадцати особых высших добродетелей, которые обозначались теми камнями и перечислить которые ныне недосужно по недостатку времени. Между теми бисерами был один, называемый аметист, который знаменовал собой смирение, как рассуждают об этом толкователи Божественного Писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Экзегеза вышеприведенных текстов позволяет утверждать, что елеопомазание апостольского века содержит все те основные элементы, которые составляют чин, изложенный в современном Требнике: 1) Наличие болящего члена Церкви («болен ли кто из вас» – Иак.5:14 ») кающегося в своих грехах («признавайтесь друг пред другом в поступках» – Иак.5:16 ) сознательно изъявляющего свое желание («пусть призовет» – Иак.5:14 ) 2) Участие пресвитеров Церкви (Слова «пресвитеров Церкви» буквально означают «старейшины Церкви» – не старцы по возрасту, а старейшины по иерархическому положению, под которыми подразумевались не одни священники, но и в обширном смысле и епископы и их приемники (Сравн. 1Пет. 5:1 ; Деян.20:17,28 ; Тит.1:6 ). Из церковной практики известно, что елеопомазание совершают не только пресвитеры, но и епископы. См. прот. М. Архангельский . О тайне св. Елея. стр. 48–51). 3) Совершение молитвы. («пусть помолятся над ним» – Иак.5:14 «много может усиленная молитва праведного» – Иак.5:16 ), 4) Помазание священным елеем во имя господне – Иак.5:15 5) Исцеление болящего и прощение ему соделанных грехов – Иак.5:14–16 . Кого можно соборовать? За последние годы в некоторых приходах Русской Православной Церкви сильно возросло количество приступающих к Таинству елеопомазания. Просят собороваться не только «лежачие больные», но в посты (особенно Великим постом) по несколько раз собираются для елеопомазания группы по 100–150 человек. Некоторые священники такие массовые соборования поощряют, а другие, наоборот, приходящим категорически отказывают. Последние обычно ссылаются на апостолов Марка и Иакова, писавших о помазовании маслом больных и на «Ставленую грамоту», запрещающую «над здравыми... творити елепомазание». Экзегез греческого текста более подробно открывает, что надо понимать под словом больной человек. У Евангелист Марка ( Мк.6:13 ) больные по-гречески обозначены словом, имеющим в основе..., что в переводе означает – бессилие, немощь, болезнь, нерасположение, неохота к чему-либо. У апостола Иакова ( Иак.5:14 ) греческое слово «больной» взято от …=сила, крепость, могущество + … – отрицание), что в переводе дает бессильный, слабый, немощный, больной, бедный (в греческом языке без обозначения болезни, недуга употребляется слово …, а страдать, хворать, быть больным и умирать произносят как.... (более тяжелая форма болезни).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Совершенно очевидно, что высказывания Иакова — это реакция на неправильное понимание слов Павла . Как это ни грустно, но неправильное понимание Павлова утверждения, что оправдание человека совершается только верою в Иисуса Христа, совершенно неизбежно и объяснимо. Тот пафос, даже тот жар, с которым Павел протестовал против законнического понимания спасения, доставшегося христианам как отрицательное наследие фарисейского благочестия (и «бережно хранимое» доныне), неизбежно привел к противоположной крайности — к нравственному индифферентизму , выразившемуся в неспособности или нежелании реализовывать христианство в жизни, в повседневной практике. Немаловажно, кстати, что сам Павел предвидел такую опасность. В том же Послании к Галатам он писал о необходимости того, чтобы вера «действовала любовью» (Гал. 5, 6), где «действующая» (e)nergoume/nh) — однокоренное с «дела» (e)/rga) (ср. Рим. 2, 13; Флм. 21). Также следует учесть, что в Гал. и других Павловых посланиях, с одной стороны, и Иак., с другой, существенно разный смысл вкладывается в термин «дела». Павел всегда пишет «дела Закона», что не одно и то же с просто «дела». К «делам Закона» апостол языков относил такие вещи, как обрезание (самое характерное «дело Закона», которое для Павла было почти что исчерпывающим символом Закона) и другие ритуальные предписания иудейского Закона. Под «мертвыми делами» в Евр. 6, 1 и 9, 14 также скорее всего подразумеваются дела Закона . В Иак. же «делами» называется практика христианской жизни как неизбежное следствие, проявление здоровой, живой, полноценной веры, но не в области ритуальной чистоты, а в социальной и этической области: реальная помощь голодным, например (Иак. 2, 15-16). Но не об этом ли писал и Павел (см. Гал. 5, 22-23)?! Пониманию проблематики может помочь следующее замечание: Павел и Иаков пишут о разных этапах духовного пути (воцерковления) христианина. Если Павел, обращаясь к никогда не слышавшим о Христе язычникам, пишет о вере как о первом и единственно определяющем шаге в направлении спасения во Христе, то Иаков рассуждает о неизбежности дел того, кто уже уверовал и стал христианином. В противном случае уверовавший только интеллектуально уподобляется бесам, которые «тоже веруют и трепещут» (Иак. 2, 19). В конце концов, такое выражение, как «закон свободы», используемое Иаковом (Иак. 1, 25; 2, 12), является прежде всего типично Павловым (ср. Гал. 5, 13-14; «закон Христов» в Гал. 6, 2). Судя по интонации, с которой это выражение используется Иак., можно сказать, что оно стало уже своего рода устойчивым выражением, и можно быть почти уверенными, что во многом благодаря ап. Павлу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010