В Таинстве святого Причащения «верующий под видом хлеба и вина вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни» (Катихизис, 10 чл.). В Божественном установлении этого святого Таинства также никто не сомневался, как и в Божественном установлении Таинства Крещения, ибо первый раз совершил его Сам Господь, Сам причастил Своих Учеников и в то же время заповедал совершать его всегда (см.: Мф.23:26–28 ; Лк.22:19–20 ; 1Кор.11:23–25 ). Также ясно сказал Господь и о необходимости его для спасения: Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 )... Во время Божественной Литургии, когда совершается святая Евхаристия (Причастие), перед духовным взором присутствующих проходит вся евангельская история Богочеловека. Все чинопоследование Литургии, по слову архиепископа Фессалоникийского Николая Кавасилы († 1391), есть «как бы одно некое тело истории, от начала до конца сохраняющее стойкость и целость» ( Николай Кавасила св. прав. Изъяснение Божественной Литургии, § 16//ЖМП. 1971. 3. С. 49). В Святых Дарах истинно, действительно и существенно есть Сам Господь Иисус Христос и через причащение ими всецело подаёт Себя принимающим. Но этим пользование Святыми Дарами в Православии и ограничивается. Православная Церковь не допускает нарочитого совершения Евхаристии для приготовления Святых Даров, предназначенных только для поклонения – адорации, не находя к подобным обычаям свидетельств в Священном Писании и в древней церковной практике. В Таинстве Елеосвящения человек врачуется духовно и телесно. Совершается оно в Церкви в согласии с действием святых апостолов, которые многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ), и заповедали другим поступать также: Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему ( Иак.5:14–15 ). В Таинстве Брака подаются дары к освящению супружеского союза и к созиданию домашней церкви. Что и это Таинство имеет Божественное установление следует уже из слов святого апостола Павла: Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика есть; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:31–32 ). Таким образом, святой апостол называет Брак великой тайной и сравнивает его с союзом Христа с Церковью. Значит он был исполнен особых благодатных даров. В послании к другой Церкви тот же святой апостол пишет: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Слова «только в Господе» дают возможность прийти к выводу, что в апостольское время христианский брак заключался во имя Божие, т. е. был делом веры и Церкви – освящался. Святые отцы Церкви в этом не сомневаются.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В христианстве человек является предметом вечной Божественной любви, проводником ее в видимый мир. Он по жизни любви должен быть образом и подобием Божиим, сыном Его, и потому — жить единой с Богом жизнью любви. Тот, кто своего брата ненавидит, а говорит, будто любит Бога,— лжец (см. 1 Ин 4:20). Таким образом, любовь к Богу и ближнему в христианстве есть исходная точка учения и основание жизни, определяющее характер ее. На вопрос: «Кто мой ближний?» Христос отвечал, что ближний нам тот, кто нуждается в нашей любви, без различия родства и национальности. Христианство, хотя и не отбрасывает естественных отношений между людьми, но проповедует не ограничивать любви семьей или даже государством, а изливать ее на все человечество. Христианское учение о любви осветило и развило эту заповедь, положило в основание ее самоотречение и самопреданность как главные причины, благодаря которым христианство стало быстро распространяться. Христианство облагораживает жизнь, просвещает человека, обновляет его, уничтожая в нем исконное самолюбие — причину всех зол. Почва, на которой возрастает учение о любви, есть Божественная жизнь любви как первопричина жизни человеческой. В христианстве недопустимы ни ненависть, ни злоба, ни мстительность; и в душе человеческой эти проявления самолюбия необходимо немедленно искоренять. Злое настроение, по христианскому учению, такая же вина, как и совершенное преступление : Всякий ненавидящий брата есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной... мы должны душу свою полагать за брата (1 Ин. 3:15-16). Вы слышали, что сказано древним: не убий; Я же говорю вам: всякий гневающийся на брата своего напрасно подлежит суду (Мф. 9:21-22). Для человека, живущего христианской жизнью, недопустимы чувства гнева, досады и тем более злобы, омрачающие душу: всякая досада, ярость и гнев, крик, злоречие должны быть удалены от вас (Иак. 1:19). Понятно, что возмущение против зла и неправды не порицается и не запрещается, ибо и Спаситель гневался на фарисеев, но не как на людей, а как на представителей лицемерия и лжи. И пророк Давид говорит: Гневаясь, не согрешайте (Пс. 4:5),— т.е. не злитесь. Христос же не имел и тени злобы и раздражения. И апостол пишет то же: Гневаясь, не согрешайте (Еф. 4:26). А если гнев и возбужденность несовместимы с Божественной жизнью любви, то уже понятно, что и всякая месть не допускается: Никому не платите злом за зло... не мстите за себя, но дайте место гневу Божию (Рим. 12:17-19), всегда ищите добра друг другу и всем (1 Фес. 5:15). В обязанности христианина входит молитва за врагов: Отче, отпусти им, ибо они не знают, что творя т (Лк. 23:34).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2324...

О крестном древе, как Христовом знамении, прославившем Христа и послужившим спасению рода человеческого, предсказано было еще в Ветхом же Завете: «Слава Ливана, говорит пророк Исаия, придет к тебе, кипарис и певг и вместе кедр, чтобы украсить место святилища Моего, – и Я прославлю подножие ног Моих» (Иса. 60:13). «И поднимет знамя язычникам, говорит пророк о Христе, и соберет изгнанников Израиля, и рассеянных иудеев созовет от четырех концов земли» (Иса. 11:12; См. Пс. 59:6 ). «Благословенно древо, говорит премудрый Соломон, через которое бывает правда» (Пр. Сол. 14:7). И действительно, св. Крест – благословенное древо, ибо через него совершена великая правда, совершено оправдание и спасение всего мира. Через св. Крест Христос оправдал нас перед Богом ( 1Петр. 2:24 ) и примирил нас с Ним ( Кол. 1:19–20 ); посредством св. креста Спаситель избавил нас от власти диавольской ( Кол. 2:4–15 ), «убив вражду на нем» ( Еф. 2:16 ). Но кроме этого крест Христов – великая святыня еще и потому, что на нем висело пречистое Тело Христа, он обагрен пречистой Кровью Его. Если место купины, где явился Бог Моисею, названо святым ( Исх. 3:1–5 ) и кивот с херувимами, где Бог открывал людям Свою волю, названы «Святыней великой» ( Исх. 30:28 ); если ветхозаветный жертвенник, на котором приносились кровавые жертвы животных, не уничтожавшие грехи ( Евр. 10:11 ), «и все принадлежности его, и умывальник, и подножие его» были тоже «святыней великой» ( Исх. 30:28–29 ; Мф. 23:21), так что «все, прикасающееся к ним освящалось» (ст. 29), то несравненно более великая, нас освящающая святыня – крест Христа, как жертвенник, на котором заклан Спаситель мира, принесший Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих ( Евр. 9:28 ), дабы «мы в нем сделались праведными перед Богом» ( 2Кор. 5:21 ). Крест Христов прославил Его ( Иоан. 17:1,5 ; Лк. 24:26 ; Фил. 2:8–9 ), ибо Он пострадал, не за Свои грехи, которых у Него вовсе не было ( 1Петр. 2:22 ), а по любви к нам ( 1Иоан. 4:9–10 ). Поэтому св. Апостол ничем не хотел хвалиться, «разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа» ( Гал. 6:14 ); поэтому и христиане первых веков были «гонимы за крест Христов» (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

По другой версии, событие приписывается Марку Аврелию, усыновленному Антонием Пием. По третьей версии, чудо приписывается молитве христиан-воинов в войске Марка Аврелия. 468 По молитвам многих святых, да и просто по отслужении особого молебна, часто проливался обильный дождь на иссохшую, жаждущую землю. 469 «Неразлучно» — по указанию. Lampe. Patristic Greek Lexicon, p.132, Oxford 1961. 470 Разночтение: «чудо». 471 Т.е. нарушение Праотцами заповеди Божией, данной им в раю. 472 По изданию 1861 г. числится за стр.180—192. 473 Т.е. по закону Христову. 474 «Ибо если чрез Ангелов возвещенное слово было твердо, и всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние, то как мы избежим, вознерадевши о толиком спасении. которое быв сначала проповедано Господом в нас утвердилось слышавшими от Него, при засвидетельствовании от Бога знамениями и чудесами, и различными силами, и раздаяние Духа Свяаго по Его воле?»: 475 Евр.10:26—27, «Ибо если мы, получивши познание истины, произвольно грешим, то не остается более жертвы за грехи, но некое страшное ожидание суда и ярость огня, готового пожрать противников»: 476 Т.е. праведников, живших до времени Моисеева законодательства и затем в последующее время Ветхого Завета. 477 Т.е. на основании нашей же человеческой природы, воспринятой и обновленной в Богочеловеке. 478 См. прекрасную омилию Св. Григория Паламы, произнесенную в Великую Субботу ( омилия 18-я Св. Григория Паламы. Вся омилия посвящена догмату Искупления. 479 Цитата не в точности отвечает евангельскому тексту, которым мы ныне пользуемся. 480 Точной такой цитаты — нет, но она отражает смысл сказанного в Рим.12:5, 1Кор.12:27. Еф.1:22, 5:30, 4:25. 481 «рака» — пустой человек. 482 Синедрион — верховный суд. 483 Т.е. не представляются слишком обидными названиями. 484 «А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым»: 485 «Банею Пакибытия» именуется — крещальная купель, святое крещение. 486 Или: «укрепленный», «приглашенный вновь занять прежнее место». 487 В Евангелии здесь говорится «объядением и пьянством». 488 В Евангелии здесь: «с неверными». 489 В издании 1861 г. числится за стр.192—200.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3138...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты — Бог (Псал. 89:3); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира (Иоан. 17:5), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви (Еф. 1:3—4. См. также Кол. 1:17; Сир. 23:29; Притч. 8:23). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1); в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса — дело Твоих рук (Псал. 101:26), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и другой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности (Иоан. 1:1; Притч. 8:23). в) наконец, что и самое время, подобно миру, некогда не существовало и сотворено Богом. От века я помазана , говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов (Притч. 8:23—25). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори (Евр. 1:2). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители употребляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине производящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо некогда не существовал; в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. Вместе с тем защитники истины не оставляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были относительно ее в то время.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

а) что некогда мир не существовал. Мысль эта выражается в словах Псалмопевца, обращенных к Богу: прежде нежели родились горы, и Ты образовал землю и вселенную, и от века и до века Ты – Бог ( Псал. 89:3 ); в словах самого Бога: и ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира ( Иоан. 17:5 ), и в словах апостола Павла: благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа..., так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви ( Еф. 1:3–4 . См. также Кол. 1:17 ; Сир. 23:29 ; Притч. 8:23 ). б) что мир имел свое начало. в начале же создания, Бог мужчину и женщину сотворил их (Map. 10:6). Тоже самое можно видеть в текстах: в начале сотворил Бог небо и землю ( Быт. 1:1 ); 1057 в начале Ты, [Господи,] основал землю, и небеса – дело Твоих рук ( Псал. 101:26 ), хотя иногда выражение: в начале имеет в Священном Писании и дру­гой смысл, и именно значит: прежде всего, прежде бытия мира, от вечности ( Иоан. 1:1 ; Притч. 8:23 ). в) наконец, что и самое время, подобно миру, никогда не су­ществовало и сотворено Богом. От века я помазана, говорит Ипостасная Премудрость Божия, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов ( Притч. 8:23–25 ). А святой Апостол присовокупляет, что этой-то Ипостасной Премудростью Бог Отец и веки сотвори ( Евр. 1:2 ). Раскрывая и защищая эту истину, Святые Отцы и учители упо­требляли преимущественно следующие рассуждения: а) если мир создан Богом, то создан не от вечности, ибо причине про­изводящей необходимо существовать прежде того, что от нее происходит; 1058 б) если мир создан из ничего, то создан не от вечности, ибо никогда не существовал; 1059 в) мир подлежит изменяемости и существует во времени, следовательно, создан не от вечности, потому что изменяемость и время, как бы далеко мы ни простирали их к началу, не могут быть представлены без начала. 1060 Вместе с тем защитники истины не остав­ляли без разрешения и недоумений, какие предлагаемы были от­носительно ее в то время.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В-четвертых, сектанты говорят, что для спасения необходимо не крещение водой, а вера, как сказал Спаситель: «кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16:16 ). Действительно, вера необходима для спасения человека, так как без нее нельзя угодить Богу ( Евр. 11:6 ), но необходимо также в крещение, потому что, по словам Спасителя, спасется только тот, кто будет веровать и креститься. Корнилий сотник с семьей веровал во Христа, однако ап. Петр велел ему креститься; евнух царицы Ефиопской тоже веровал, но диакон Филипп нашел необходимым окрестить его. В-пятых, сектанты говорят, что кто верует, тот и крестится Духом Св. Так, апостолы веровали обетованиям Иисуса Христа, поэтому о них и сказано: «Иоанн крестил водой, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым» ( Деян. 1:5 ). – Но в приведенных словах книги Деяний апостольских под крещением Духом Св. разумеется сошествие Св. Духа на апостолов и многих верующих в день 50-цы. Это великое событие было единственным в истории, крещение же водою, как необходимое каждому для спасения, должно совершаться и совершается постоянно. 555 6) По словам ап. Павла, крещение есть «баня водная, посредством слова» ( Еф. 5:26 ), замечают сектанты, значит, оно– то же, что научение словом. – Но в словах ап. Павла выражения «посредством слова» и «баня водная» поставлены рядом, одно при другом, а не одно вместо другого. Затем, если под баней водной разумет словесное научение, то апостолу незачем тогда было бы упоминать о бане водной, а нужно было бы сказать: чтобы освятить ее, очистив словом. Наконец, что водное крещение не то же, что словесное научение истинам христианской веры, это видно из того, что последнее всегда предшествовало первому (см. напр. Деян. 8:35–38; 10:44, 47 ; 1Кор. 1:17 ). Так. обр. отождествлять указанные выражения нельзя: баня водная – это вода обыкновенная, а слово – это слова, произносимые при погружении крещаемого в воду: «во имя Отца и Сына и Св. Духа». 556

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Другой (Акила, Симмах, Феодотион): будут ходить . Третий (неизвестный, см. Ориг. Экз.): вокруг нечестивых будут ходить . « По высоте Твоей Ты умножил попечение о сынах человеческих ». Другой (Симмах): когда возвысятся низкие из сынов человеческих . Третий (Акила): по высоте, сделавшись малоценными для сынов человеческих . В еврейском: харм золло левни адам. « Ты, Господи, сохранишь нас и соблюдешь нас ». Смотри, как он часто, или — лучше, — постоянно прибегает к Богу, и от Него ищет помощи, потому что эта помощь всесильна и не ограничивается никаким временем. Мы, говорит, не имеем нужды ни в чем человеческом; Ты сохраняешь нас непрестанно. Что значит: « вокруг нечестивые ходят »? По переводу семидесяти (толковников) нужно разуметь так: хотя бы нечестивые окружили нас, мы ничего не потерпим, потому что Ты сохраняешь нас, возвышаешь и делаешь славными. По другому переводу нужно разуметь так: нечестивые удалятся, когда Ты возвысишь уничиженных сынов человеческих; т. е. когда нас, почитаемых презренными и низкими, Ты прославишь, удалишь их и отгонишь. Что значит: « по высоте Твоей »? Иначе сказать: Ты сделал подобными Тебе, сколько возможно для человека быть подобным Тебе. « Сотворим человека », сказал Господь, « по образу нашему и по подобию » (Быт. 1:26). Что Он на небе, то мы на земле; и как на небе нет никого выше Его, так на земле нет существа, подобного человеку по достоинству. « Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный » (Мф. 5:48). Даже имя свое Он сообщил нам: « Я сказал: вы — боги и все — сыны Вышнего » (Пс. 81:6); и еще: « Я поставил тебя Богом фараону » (Исх. 7:1). Он сделал человека даже создателем телесного и бестелесного. Так Моисей претворил одну стихию, а другие — другие стихии; нам же Он повелел созидать самих себя в храм Ему. Хотя ты не созидаешь неба, но созидаешь храм Богу. И самое небо славно потому, что в нем обитает Бог; тем более мы — чрез Христа; « и воскресил с Ним », говорит апостол, « и посадил на небесах » (Еф. 2:6). Он дал нам власть творить больше, нежели Он сам творил: знамения, говорит он, « которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит » (Ин.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Крещение не повторяется «Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, потому и крестится однажды» (Катих.). «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.4:5 ). «Крещение полагает неизгладимую печать. Ибо невозможно перекрещиваться правильно однажды окрестившемуся, хотя бы он после сего наделал тысячу грехов, или даже отвергся самой веры. Желающий обратиться ко Господу воспринимает потерянное сыноположение посредством таинства покаяния» (Послание патр. прав., член. 16). 157 Восприемники при крещении (см. след. глав. о крещении младенцев). Опровержение возражений 1) Сектанты , отвергая таинства православной Церкви, приводят следующий текст: «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, что не было бы узнано» ( Мф.10:26 ; Мк.4:22 ; Лк.8:17, 12:2 ). «Речь Спасителя» ( Мф.10:18–27 ), – говорит святой Иоанн Златоуст , – имеет такой смысл: «довольно для вашего утешения и того, что и Я, Учитель и Господь ваш, подвергаюсь одинаковой с вами укоризне ( Мф.10:24–25 ). Если же вы, слыша это, не перестаете все же смущаться, то имейте в виду и то, что спустя немного времени вы избавитесь и от позорных нареканий. И о чем вы скорбите? О том ли, что вас называют обманщиками и льстецами? Но подождите немного, и все будут называть вас спасителями и благодетелями вселенной. Время все сокровенное открывает; оно изобличит и клевету врагов и откроет вашу добродетель... и возвестит, кто вы таковы, прозвучит громче трубы, и сделает всех свидетелями вашей добродетели... Невозможно, чтобы дела ваши остались в неизвестности... Так как Он беседовал с учениками наедине и в маленьком уголке Палестины, то и сказал это «в темноте» и «на ухо», желая противопоставить образ настоящей беседы тому дерзновению в проповедании, которое Он имел в виду даровать им. Он сказал: «Говорите при свете», – «проповедуйте на кровлях», т.е. без всякой робости, со всей свободою и со всякою смелостью говорите все царям и народам во всей вселенной». 158 Где же сектанты в приведенных словах Иисуса Христа усмотрели основания к отвержению таинств православной Церкви? Священнодействия, в которых Господь подает Свою благодать Духом Святым, называются таинствами, потому что благодать сообщается, хотя и через видимые посредства, но тайно, невидимо и непостижимо для человека: «ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия» ( 1Кор.2:11 ; ср. Ин.3:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Кроме того, если бы таковая несоразмерность и была обнаружена, она никоим образом не свидетельствовала бы о несправедливости Промысла. Бог заключает завет не с каждым отдельным человеком, а с народом (или патриархом, как главой этого народа). «Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои» (Исх. 20:5—6), — так с первых слов Синайского законодательства постулируется основной принцип Божественного правосудия. «Ты» в этих словах — не Моисей, но весь Израильский народ как единое целое. И отвечать за преступления тоже всему народу, без разбора на правых и виноватых: «Если же не послушаете Меня,... обращу лице Мое на вас, и падете пред врагами вашими,... пошлю на вас зверей полевых, которые лишат вас детей,... хлеб, подкрепляющий человека, истреблю у вас,... и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть,... а оставшиеся из вас исчахнут за свои беззакония в землях врагов ваших, и за беззакония отцов своих исчахнут» (Лев. 26:14—39).    Идея коллективной ответственности перед Богом не есть явление преходящее, отражающее некий исторический этап в развитии сознания, как утверждает атеистическая наука, но представляет собой выражение вечного принципа соборности. В его основе — неустранимый факт органического единства человечества, единства его природы, создающего столь же реальные предпосылки для переноса грехов от отца к детям, сколько биологические факторы родства — для унаследования заболеваний. О соборности в таком предельном ее понимании — как неотделимости одного человека от человечества в целом — неоднократно говорится в Новом Завете: «...мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12:5; см. также 1 Кор. 10:17; 1 Кор.12:12—30; Еф. 4:4, 25; Кол. 3:15). В ней не только причина поголовной причастности греху, но и залог спасения в Сыне Человеческом, «понесшем наши болезни» (Ис.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010