В отличие от этого Библия учит, что каждый человек должен будет лично держать ответ перед Господом. Верующие в Иисуса Христа как Спасителя в назначенный день тоже предстанут перед Судом Божьим, но речь пойдет не об осуждении за грехи, а о воздаянии за то, как они прожили жизнь, и соответствовали ли их поступки заветам Христа (см. Рим.14:12 , 1Кор.3:10–15 , 2Кор.5:10 ). Те, кто отвергает Иисуса Христа как личного Спасителя, предстанут однажды перед великим белым престолом, а затем будут брошены в геенну огненную (см. Отк.20:11–15 ). Это будет не актом жестокости со стороны Бога, а результатом отказа человека от того, что предложил ему Бог в Лице Иисуса Христа. Господь Иисус Христос уже заплатил за грехи всего мира, но плодами этой жертвы может воспользоваться лишь тот, кто признает свою греховность и доверится Иисусу Христу как своему личному Спасителю (см. Ин.1:12; 3:36; 5:24 ). СПАСЕНИЕ В Библии говорится, что путь к спасению лежит через веру в Иисуса Христа, так как «Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ( 1Ин.2:2 ). Поскольку Иисус Христос полностью искупил грех, то все, верующие в Него как в Спасителя, получат прощение грехов и наследуют вечную жизнь, «…слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь», сказал Иисус Христос ( Ин.5:24 ). Как учит Библия, средством спасения является вера: «Ибо благодатию вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» ( Еф.2:8, 9 ). Однако спасения в библейском смысле этого слова ТМ не признает, поскольку считает, что каждый человек имеет в себе безликое божественное Существо, и никакое спасение ему не требуется. Как мы уже видели, люди, практикующие ТМ, думают, что они вне греха, а поэтому у них нет нужды в спасении или Спасителе. Как говорит Махариши, «выполнение жизненного предназначения состоит в том, чтобы достигнуть состояния божественной жизни и жить жизнью вечной свободы в полноте всех ценностей человеческого существования». По-видимому, это происходит тогда, когда человек посредством «глубокой трансцендентальной медитации» приходит в состояние чистого сознания или абсолютно чистого Существа, и может удерживать себя в нем. Такая точка зрения явно противоречит Библии и не имеет ничего общего с христианством.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/vo-chto-...

Из всех же примеров человеческой неблагодарности Богу самым черным и самым ужасным является пример неблагодарности народа иудейского по отношению к Гос­поду нашему Иисусу Христу. Пример сей описывает в сегодняшнем евангельском чтении Сам Господь в виде пророческой притчи, — притчи о хозяине дома и о злых виноградарях. Эту притчу Спаситель рассказал в храме иерусалимском пред первосвященниками и старейшинами народа как раз накануне Своих последних страданий и распятия на кресте. Был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился (Мф 21, 33). Как в другом месте Господь говорит человек царь , так и здесь — человек некий бе домовит, иже насади виноград , дабы сим обозначить благого Домовладыку, или Бога. Ибо, сколь бы ни был человек в этом мире немощен и унижен, Бог не стыдится называться человеком. Человек, несмотря ни на что, есть главное и самое драгоценное во всем мире творение Божие. Потому Бог и называет Себя человеком, чтобы тем показать превосходство человека над всяким другим творением в мире и Свою великую любовь к человеку. Лишь помраченный ум язычников и людей, отпавших от Бога, называл Бога именами природных явлений и предметов: огнем, солнцем, ветром, водою, камнем, деревом, животными, — только не именем человека. Христианская вера единственная подняла человека высоко над всею сотворенною природой и лишь человека удостоила того, что Всевышний Творец может назваться его именем. Виноградник означает народ израильский, избранный Богом, чтобы чрез него осуществить спасение всего рода человеческого. Сам Бог называет народ израильский виноградником Своим (см.: Ис 5, 1). Ограда , которою обнесен виноградник, означает законы, данные Богом народу избранному, словно стена отделяющие его от прочих народов. Точило  означает обетование о приходе Мессии, истинного Спасителя рода человеческого, обетование, коим народ богоизбранный в течение веков утолял жажду как животворным питием. Таким животворным питием Сам Господь Иисус Христос именует Себя, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей (Ин 7, 37; 4, 14); и верующий в Меня не будет жаждать никогда (Ин 6, 35). Башня означает ветхозаветный жертвенный храм, прообраз Святой Церкви Божией после пришествия Христова. И Сам Господь (см.: Мф 16, 18; 21, 42), и апостолы (см.: Еф 2, 20)уподобляют Церковь строению.

http://pravmir.ru/chem-blagodarnee-tem-b...

– Итак охотно принявшие слово его, – прибавляет дееписатель, – крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч ( Деян.2:41 ). Так окончилось событие Сошествия Святого Духа на апостолов – полным торжеством Святого Духа над неверовавшими! И исполнились здесь впервые слова Господа, что Его ученики вследствие и в силу Его отшествия к Отцу, совершат большие дела, чем какие совершил Он Сам во дни Своего уничижения 107 (см.: Ин.14:12 ). Сошествие Святого Духа на апостолов есть окончательное установление нового вечного завета с людьми, о котором предсказал пророк Иеремия: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет... Вот завет, который Я заключу с домом Израилевым... вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его ( Иер.31:31–34 ; Евр.8:8–12 ). Дух Святой – Дух истины ( Ин.16:13 ), Дух премудрости и откровения ( Еф.1:17 ), сшедший на апостолов, начертал вместо синайского, новый сионский закон, о котором предсказал пророк Исаия (см.: Ис.2:3 ), не на скрижалях каменных, но на скрижалях сердца плотяных ( 2Кор.3:3 ). Место гласа синайского заступила благодать Святого Духа, законополагающего 108 , подающего силы к исполнению закона и верующим изрекающего оправдание не по делам, а по благодати (см.: Рим.5:16 ). «Святую Пятидесятницу прияхом от еврейских книг, – говорит Синаксарь на этот праздник, – яко же бо евреи Пятидесятницу празднуют, почитающе седьмое число и зане по Пасце пятьдесят дний прешедше закон прияша, тако и мы по Пасце пятьдесят дний празднующе, Всесвятаго Духа приемлем, законополагающаго и наставляющаго на всякую истину, и угодная Богу повелевающаго» 109 . «Иже древле, – поет Церковь , – закон начертав Моисею, Нового Завета величия и Закон благодати излагает ясно, в апостольских сердцах написав» 110 . Блаженный Иероним пишет: «Законоположение синайское и сионское было в пятидесятый день по Пасхе. На Синае от землетрясения колебалась гора: на Сионе сотрясся дом апостолов. Там посреди пламени и сверкающих молний раздавались громы и глас бурный: здесь с огненным видом языков бысть шум с небесе, яко носиму дыханию бурну.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По Своему всеведению Господь знает, что именно будет способствовать человеку в достижении истинного блаженства, и потому Он Промыслом Своим устрояет все обстоятельства таким образом, чтобы человек направлялся именно по заданному пути. Следуя воле Божией, человек всегда приближается к истинной любви и вечной радости в единении с Богом. Если же но своему греховному своеволию человек воспротивится воле Божией, то и тогда Господь не перестает направлять его — внушениями совести и советами близких лиц, огорчениями, утратами, скорбями и болезнями — к тому, чтобы привести к спасительному концу. Да, Промысл Божий, направляя человека к Царству Небесному, дает ему вкушать уже в здешней жизни истинные радости во Святом Духе (см. Рим.14:17 ), но в то же время Господь весьма скудно может давать человеку (или и вовсе лишать) вкушать радости телесные и довольство от обладания материальными благами в царстве мира сего. Шествующий узким путем к Царству Небесному уподобляется страннику (см. 1Пет.2:11 ; Евр.11:13 ; Пс.118:19 ), которому надлежит мириться с невзгодами дорожной жизни. Бог хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ( 1Тим.2:4 ), и все устрояет так, чтобы и из противящихся могли обитать у Него ( Пс.67:19 ). Господь призывает последователей своих — христиан — участвовать в Его спасительном действовании и посылает их работать на ниву Свою и в виноградник Свой (см. 1Кор.3:9 ; Мф.20:1-16 ; Лк.20:9-15 ). Христиане — соработники у Бога, сограждане святым и свои Богу ( 1Кор. 3:9 ; Еф. 2:19 ). В лице апостолов всем христианам повелевает Спаситель мира: . ..идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:15-16 ). …Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф.28:19-20 ). «Итак, если христианин поступает по воле Божией, то он, исполняя заповеданное Богом, спасается сам и будет привлекать к спасению лиц, с которыми ему придется (по воле Божией!) вступать в общение. Любовь к ближнему есть любовь к его духу и его духовности, а не просто любовь к его страдающей животности… Любовь к совершенству любимого всегда остается сильнее, чем страх перед его возможным страданием» (40. С. 96, 136) 10 . Истинное благо творит ближнему тот, кто приводит его ко спасению

http://azbyka.ru/mysli-hristianina-o-bra...

Сравните с выражением «щедрая земля». См.: ( Еф.5:9 ): «...плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине». 36 Вселенский Патриарх Фотий: «Лица Святой Троицы имеют общее действие... У Святой Троицы общее Царство, Сила и Держава, также и Слава, не только от нас возносимая, но и та, которую Сами Они – Лица Святой Троицы – принимают от Самих Себя». (См. Mai. Spicilegium Romanorum, t.10, Romae, 1844, p. 38–39, а также Успенский Н.Д. Из истории молитвы „Никтоже достоин.”). 37 Антифон – попеременное (двумя хорами) пение псалмов или гимнов. По будням поются иные тексты псалмов. В двунадесятые праздники – с особыми припевами или тропарями. Все антифоны Литургии – остаток древней т. н. песенной Утрени. 39 «Достояние Твое», т. е., всё, что принадлежит Тебе (Народ Божий, в т. ч. и будущие поколения христиан, святыни). См. ( 1Петр.1:18–19 ): «Возлюбленные... не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценной Кровью Христа, как непорочного и чистого агнца»; ( 1Петр.2:9–10 ): «... вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы». 44 С христианской точки зрения Святая Троица и есть Царство, Сила и Слава. В Ней – «автовасилиа=самоцарственность». „Царство“, „Сила“, „Слава“ – слова-субтитулы, помогающие избегать произносить слово „Бог“, заменяющие священное Имя Божие, которое нельзя произносить всуе. Христос, вознесшись на небеса, воссел „одесную Силы“, т. е., воссел по правую руку Отца ( Мк.14:62 ). Единородный Сын Божий есть Слава Отца ( Ин.17:24 ). 46 Тропарь кафедрального храма Константинополя в честь Христа-Бога, Превечной Премудрости – Софии Божией. Тропарь – вид церковной гимнографии, песнь в честь Христа, праздника или святого. 48 Бог-Слово, божественное Слово – по–гречески «Логос», второе Лицо Святой единосущной и нераздельной Троицы, превечно рождаемое от Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Так осуществляется простое послушание слову. Моя собственная жизнь, тот новый образ, который я ношу, остаются теперь без внимания. В тот самый момент, как я пожелаю его увидеть, я утрачу его. Теперь это зеркало для образа Иисуса Христа, в который я пристально вглядываюсь 450 . Последователь устремляет свой взор только на то, чему он следует. О том, кто в своем последовании несет образ воплотившегося, распятого и воскресшего Иисуса Христа, кто сделался образом Божиим, можно в заключение сказать – он призван к «подражанию Богу 451 . Последователь Иисуса является подражателем Бога. «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные» ( Еф.5:1 ). 416 Bonhoeffer. Werke. Bd. 14. Illegale Theologenausbildung: Finkenwalde 1935–1937; München, 1996. S. 260. 417 Более подробно об этом см.: Kuske Μ., Tödt I. Vorwort der Herausgeber//Bonhoeffer. Werke. Bd. 4. Nachfolge. München, 2002. S. 7–17, здесь: S. 10–12. 418 См.: Feil Ε. Die Theologie Dietrich Bonhoeffers: Hermeneutik, Christologie, Weltverständnis. München, 1971, S. 182. 420 Здесь Бонхеффер обыгрывает два разных значения слона Gnade. В обыденном словоупотреблении оно означает милость, пощаду, в религиозном контексте – именно благодать. – Примеч. пер. 422 У Бонхеффера использовано не существительное das Christentum (христианство), а субстантивированное прилагательное среднего рода das Christliche (христианское). Поэтому русский перевод данного места, представляющийся неизбежным по стилистическим соображениям, по смыслу оказывается несколько более жестким и радикальным, нежели немецкий оригинал. – Примеч. пер. 424 Те. представителям швейцарской Реформации – последователям Кальвина и Цвингли. – Примеч. пер. 430 «...и не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная». 431 «Мы же все открытым лицеи, как в зеркале, взирая на славу Господних преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». 432 «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек». 433 «… потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу». Понятие μοωμα σαρκης – Христос как «истинное подобие человеческой плоти» – Бонхеффер анализирует также в своей лекции по христологии 1933 г. (см.: Bonhoeffer. Christologievorlesung//Idem. Werke. Bd. 12. Berlin 1932–1933. Gütersloh, 1997. S. 343–348).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sra...

Прощение со стороны Бога предполагает изменение самого человека. Поэтому второе следствие искупительного подвига — это очищение от грехов. Ап. Павел говорит: ...Кровь Христа... очистит совесть нашу от мертвых дел (Евр.9:14). Ап. Иоанн Богослов учит, что Господь очищает нас от всякого греха (1 Ин.1:7); Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды (1 Ин.1:9). Таким образом, на основании свидетельства апостолов можно утверждать, что жертва Христова имеет всеобъемлющее очистительное значение: нет такого греха, который не мог бы быть очищен силой жертвы Христовой. Во Христе человек получает возможность освободиться от греха, но это освобождение совершается не автоматически, а при свободном участии человека через покаяние и личный подвиг. Сила искупительного подвига Христа Спасителя такова, что если человек направит свою свободную волю в направлении искупления, то сможет воспринять плоды искупительной жертвы, в частности освободиться от своих грехов. В силу этого жертва Спасителя называется также и очистительной жертвой. Примирение с Богом    Следствием прощения и освобождения от грехов является примирение людей с Богом и восстановление союза между ними. Согласно ап. Павлу, Бог во Христе примирил с Собою мир... (2 Кор.5:19). О восстановлении этого союза апостол говорит следующим образом: Оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа (Рим.5:1). Поэтому мы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу (Еф.2:19). Таким образом, вследствие искупления люди становятся сынами Божьими. Выражение «сыны Божии» многократно встречается в Посланиях ап. Павла (см.: Еф.1:5, Рим.8:14-15). В Своей Крови Господь установил Новый Завет, т. е. воссоединил людей с Богом союзом теснейшей любви. Об этом единстве Господь молился в Своей Первосвященнической молитве: Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино (Ин.17:21). Плоды искупительного подвига по отношению к следствиям падения    Грехопадение имеет четыре следствия, являющиеся преградами между Богом и человеком: грех, проклятие, диавол и смерть.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Ответ. Св. Писание об этом ясно говорит: «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:19–20 ). «Стена города имеет двенадцать оснований и на них имена двенадцати Апостолов Агнца» ( Апок.21:14 ). Вопрос. Какое существует в Церкви учреждение, в котором сохраняется преемство Апостольского служения? Ответ. Церковная иерархия или священноначалие. Вопрос. Докажите сие из Св. Писания. Ответ. С того времени, как Церковь начала существовать, в ней всегда были пастыри призванные «к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова» ( Еф.4:12 ). «На стенах твоих, Иерусалим, Я поставил сторожей, которые не будут умолкать ни днем, ни ночью» ( Ис.62:6 ). Лица, призванные к пастырскому служению в Церкви, поставляются на оное чрез особое священнодействие, состоящее в возложении на поставляемых рук не простых людей, но лиц, которые сами сподобились апостольской благодати, чрез которое (священнодействие) низводится на поставляемых особое дарование, особый дар Божий, так что они поставляются в свой сан Самим Святым Духом. «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» ( 1Тим.4:14 ). «Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе, мое рукоположение» ( 2Тим.1:6 ). «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ). «Внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе кровию Своею» ( Деян.20:28 ). Вопрос. Православная Церковь есть ли Церковь Апостольская? Ответ. Она есть Апостольская Церковь , как по своему учению, так и по преемственному от Апостолов служению своих пастырей. Учение ее везде и всегда, начиная от Христа и до настоящего времени, было одно и то же. При всех своих усилиях, враги Церкви не могут доказать, что учение ее произошло от одного какого-либо человека или от какого-либо общества в определенное время и в определенной стране после Апостолов. Оно осталось неизменным от времен Апостолов и до настоящих дней. Ее пастыри могут от епископа к епископу довести преемственность своего служения до Апостолов. Мы имеем списки епископских кафедр и имен епископов, которые занимали их (см. Амвросия «Историю российской иерархии». Киев 1817 г.), благодаря которым мы можем документально доказать преемственность от Апостолов правящих в настоящее время епископов православной Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

§ 284. Вера святая подлежит многоразличному искушению. 1) Искушает ее плоть со страстями и похотями, когда на всякое бесчинное мудрование и похотение движет верное сердце (см. Иак.1:14 ). Христиане, как Христовы рабы, должны распинать «плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ). 2) Соблазны мира сего, то есть развращенное и противное Слову Божиему учение, пример развращенной жизни, пытаются искру ее угасить. Сюда относится лесть богатства, чести, славы и сластей. 3) Сатана и слуги его стараются ее искоренить и, как искру зачавшуюся, угасить наводнением бед, напастей, гонений и многих скорбей. Против всего этого бедствия верному сердцу нужно подвизаться и хранить веру свою терпением. 4) Нет для веры большего и тягчайшего искушения, чем когда на верное сердце находит духовная напасть: смущение, страх и ужас Суда Божиего, отчаяние, страх геенны и ада; когда жестокое ударение и мучение совести вынуждается чувствовать верная душа; когда помыслы, как волны, восстают и ударяют верное сердце отчаянием: " нет спасения ему в Боге его " ( Пс.3:3 ). Ибо что тяжелее может быть душе, ищущей спасения, чем когда враг хочет отчаянием отнять у нее вечное спасение? Это «раскаленные стрелы лукавого», метаемые на верную душу Божиим попущением для нашей пользы. Их, по учению апостольскому, подобает угашать щитом веры ( Еф.6:16 ). § 285. Вера святая укрепляется и растет: 1) Прилежным чтением или слушанием Слова Божия. Ибо как происходит «вера от слышания, а слышание от Слова Божия» ( Рим 10:17 ), так укрепляется и растет она вниманием и всегдашним поучением от того же Божия Слова. Ибо, по учению премудрого Павла, «все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» ( 2Тим 3:16–17 ). Потому и " поставил Христос одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:11–13 ). Поэтому ублажается тот, «кто в законе Господнем поучается день и ночь» ( Пс.1:2 ), ибо от того поучения обещаются такие прекрасные плоды, как от дерева, посаженного при водах и влагою тех вод питаемого. " И будет он (поучающийся в законе Господнем), как дерево, посаженное при потоках вод, которое принесет плод свой в свое время, и лист его не отпадет; и все, что он ни делает, будет благоуспешно» ( Пс.1:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

119 Призыв хранителям ключей от храма закрыть входы в него (на время совершения молитвы освящения Св. Даров и причащения). 120 Анафора – возношение, пространная молитва освящения Святых Даров в Тело и Кровь Христовы, иначе называемая каноном Святой Евхаристии (Святого Благодарения). По свидетельству св. муч. Иустина Философа (+165 г) молитвы Евхаристии и анафора (благодарение) читалась во услышание народа: «Предстоятель произносит молитву и благодарение, как можно громче, а народ восклицает: «Аминь». Апология 1, гл. 27. 121 Благообразно. В древности верные в определённые моменты Литургии могли сидеть на полу или на седалищах. «Станем добре» – это призыв к верным стоять во время анафоры благообразно, благовидно, быть внимательными и благожелательными друг ко другу, дабы исключить суету при священнодействиях Евхаристии или при причащении (вместительный амвон в древнем храме св. Софии был посреди храма) из опасения, чтобы кто-либо из них не толкнул случайно дискос с Телом Христовым или не разлил бы чашу с Кровью Христовой. 123 «Святое Возношение» – Святые Дары, которые, при возглашении священника «Твоя от Твоих Тебе приносяще…», возвышаются над престолом «пред Лице Божие». Этим кульминационным священнодействием совершается приношение Святых Даров Святой Троице, как Безкровной Жертвы, Жертвы Благодарения Богу «за всё и во всём». 124 Кол.3:15 : «И да владычествует в сердцах ваших Мир Божий, к которому вы и призваны в одном теле, и будьте дружелюбны». Еф.4:1–3 : «…умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира». 125 В древнейшем Евхологионе (Барбериновкий кодекс 77) ответ народа изложен так: «Милость! Мир! Жертва Хвалы!» Это – древние взаимные восклицания верных перед началом евхаристического благодарения в подражание апостольскому приветствию: Тит.1:1–4 : «Титу, истинному сыну по общей вере, милость и мир от Бога Отца и Господа Иисуса Христа, Спасителя нашего». Евр.13:15 : «Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу Жертву Хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его». Сам «Христос есть Мир наш» с Богом ( Еф.2:14 ), а, согласно 1Ин.2:2 : «Он есть Умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего Мира». Христос есть подлинный «объект» и «субъект» новозаветной Жертвы Хвалы. Мистически три восклицания общины («Милость!», «Мир!», «Жертва Хвалы!») допустимо отнести и к Самому Спасителю, Богу и Господу Иисусу Христу, к Его Присутствию среди евхаристической общины верных. См. Мф.18:19–20 : «Истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного, ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010