97. Ambroise. In Ps., 45; PL 14, 1 ЫЪ Jerome. Ep. 59, 5 PL 22, 589; Grcgoire deNaz. Or., 33 PG 36, 228. 98. См.: Chronique, 1. CSCO Syr. 3, 4. См. также: Hamack A. Mission…, p. 613. 99. Hist, eccl., V, 23, 3. 100. Doctrina Addai, ed. Phillips, p. 50. 101. Edesse, DACL, IV, 2082. 102. HarnackA. Mission…, p. 679. 103. Orat., 42. О Татиане см.: Elze Μ. Tatian und seine Theologie. Gottingen, I960 (там же библиография). 104. Bardesanes//RAC, I, 1180–1186. 105. Irenee. Adv. haer., IV, 30, 3. См., что писали по этому поводу языческие авторы — современники рассматриваемых событий: Pline. Hist, nat., 14, 2; Epictete. Dissert., Ill, 13, 9; Aristide de Smyrne. Eis Basileia, ed. Gebb, p. 66; Tertullien. De anima, 30. Галикарнасскую надпись см.: GausseA Essai sur le conflit du christianisme primitif et de la civilisation. Paris, 1920, p. 28. 106. Philon. Legatio ad Gaium, 2 (8). 107. Epictete. Diss., Ill, 13, 9- 108. BraudelF. La Mediterannee a l " epoque de Philippe II, p. 78. 109. О римских дорогах см.: Forbes R. J. Notes of the History of Ancient roads. Amsterdam, 1934; Chapot V. Via//Dictionnaire des Antiquites, V, pp. 777—817. 110. CIL XI, 3281—3284. Сейчас эти находки хранятся в Риме, в музее Термини. 111. Febvre. Annales d " hist. soc., 11 janv. 1940, p. 70. Процитировано Φ. Броделем. 112. Ramsay W. Μ. Roads and Travel 11 Dictionary of the Bible, V, pp. 375–403. 113. Plin. Hist, nat., II, 450. 114. TorrC. Navis//Dictionnaire des Antiquites, IV, p. 25. 115. Lefebvre des Noettes. De la marine antique a la marine moderne. Paris, 1935, p. 67. 116. Philostrate. Vita Apollonii, VII, lOet 16. 117. SaintDenis de E. La vitesse des navires anciens//Revue archeologique, 18, 1941, p. 90. 118. SaussuredeH. De la marine antique a la marine moderne//Revue archeologique, 10, 1937, p. 9- 119. Деян 27, 57; Josephe. Vita, 15. 120. По этому вопросу см.: Saussure de Η. De la marine antique a la marine moderne//Revue archeologique, 10,1937, p. 95. 121. Philostrate. Vita Apollonii, 7, 10. 122. Pline I " Anc. Hist, nat., 19, 3-

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 29,1 — PG 61, 239. 1121 См.: Дионисий Ареопагит, О божественных именах 1, 3 — PG 3, 592 С; 2, 4 — 640D–641C. 1122 1 Кор. 14:14. 1123 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300. 1124 1 Кор. 14:15. 1125 1 Кор. 14:16. 1126 1 Кор. 14:17. 1127 Иоанн Златоуст, Беседы на 1 Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300D. 1128 1 Кор. 12:7. 1129 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 57 — Bruche 218/PG 32,173А. 1130 Деян. 1, 8. 1131 Василий Великий, О Святом Духе, 24, 57 — Bruche 218/PG 32, 173В. 1132 Рим. 8:2. 1133 Тит. 3:5; Гал. 6:15. 1134 2 Кор. 5:17. 1135 Ин. 20:23. 1136 Иез. 36:26; Ср.: 11:19. 1137 Числ. 11:29. 1138 1 Кор. 12:1. 1139 Рим. 8:9. 1140 1 Сол. 4:8. 1141 Афанасий Александрийский, Письмо 1 к Серапиону, 25 — PG 26, 589А. 1142 Никео–Цареградский Символ веры. 1143 Мф. 28:19. 1144 Евр. 6:4. 1145 Дионисий Ареопагит, О небесной иерархии, 9, 3 — PG 3, 260D. 1146 Исх. 33:20. 1147 Иер. 23:18. См.: выше примечание к параграфу 8. 1148 Григорий Богослов, Слово 28, 19 — Barbel 100/PG 36, 52В. 1149 Иоил. 3:1. 1150 Лк. 11:20. 1151 Мф. 12: 28. 1152 См.: Василий Великий (псевдэпиграф), Против Евномия 5 — PG 29, 716С. 1153 Мф. 11:9. 1154 Ин. 3: 34–35. 1155 1 Ин. 4:13. 1156 Ин. 1: 16. 1157 Иоанн Златоуст, Беседы на Евангелие от Иоанна, 30, 2 — PG 59, 174. 1158 2 Кор. 1:22. 1159 Иоанн Златоуст, Толкование на 44–й псалом, 2–3 — PG 55,186. 1160 Василий Великий, О Святом Духе 9, 22 — Bruche, 146/PG 32, 108С. 1161 Евр. 2:4. 1162 См.: 1 Кор. 12:8–11. Слов «τιαρ το ατο Πνεματος» в тексте Послания нет, а выражениям «κατ τ ατ Πνεμα» и «ν τω ατ Πνεματι» в Славянской Библии соответствует одно и то же «о Томже Дусе». 1163 1 Кор. 14:16. 1164 Иоанн Златоуст, Беседы на 1–е Послание к Коринфянам, 35, 3 — PG 61, 300. 1165 Там же, 29,1 — PG 61, 239. 1166 Возможно переводить и активным залогом: «действует божественно». 1167 1 Кор. 6:16–17. 1168 См.: выше примечание к параграфу 57. 1169 Ис. 42:5. 1170 Пс. 46:10. 1171

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

1 Папа Сикст III (годы понтификата 432—440), предшественник Льва Великого на папском престоле. 2 «Аколуф» (греч. ακλουθος ) — " спутник " , " провожатый " . Это первый из четырех низших церковных чинов в древней Церкви; как особый чин существовал в Западной Церкви и соответствует восточному чину ипо­диаконов 3 Т.е. письмо папы Зосимы (417—418 гг.) 4 Ср.: Рим 7:25. В Синод.пер.: Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. 5 2 Тим 3:6. 6 Притч 8(по LXX). В Синод, пер. эта мысль отсутствует: Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Гос­пода. В перковнослав. пер.: И уготовляется хотение от Господа. 7 Рим 9 8 Ср.: Деян 10:34; Рим 2:11; Еф 6:9; Кол 3:25; 1 Пет 1:17. 9 Рим 9:22—23. 10 Рим 9:20—21. 11 Рим 11:33. 12 Рим 11:33—36. 13 Ср.: Рим 10:3. 14 Рим 11:35. 15 Рим 11:36. 16 Рим 11:33. 17 Пс 24:10. 18 Рим 9:18. 19 Пс 84:11. 20 Рим 3:24. 21 Рим 7:24—25. В Синод, пер.: Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию. а плотию закону греха. 22 См.: Лк 18:13—14; 14:11; Мф 23:12. 23 Песн 4(по LXX). В Синод, пер. эта фраза отсутствует. Ср. церковнослав. пер.: Прииди и прейди из начала веры. 24 Рим 12:3. В Синод, пер.: Думайте [о себе] скромно, по мере веры, какую каждому Бог уделил. 25 Рим 14:23. 26 Рим 10:14—17. В Синод пер.: Слышание от слова Божия. 27 Ср.: Рим 15:16, 15; 1 Кор 3:5—6; Рим 12:3. 28 1 Кор 3:7. 29 Рим 12:3. 30 Еф 6:23. 31 Рим 11:33. 32 Ср.: Рим 9:14. 33 Рим 9:18. 34 Мф 12:43—45; Лк 11:24—26. 35 Ин 3:8. 36 Рим 5:5. 37 Гал 5:6. 38 Иак 2:19. 39 Лк 4:41, 34; Мк 3:11—12. 40 Мф 8:29; Мк 5:7; Лк 8:28. 41 Ин 6:44. 42 Ин 6:63—64. 43 Ин 6:65. 44 Рим 9:19. 45 Рим 9:18. 46 Рим 9:20. 47 Ср.: Рим 11:6. 48 Ср.: 1 Кор 4:7. 49 Ср.: Ис 11:2—3. 50 2 Тим 1:7. 51 2 Кор 4:13; Пс 115:1. 52 Рим 9:18. 53 1 Кор 7:25. 54 Ср.: 1Тим 2:7. 55 Рим 8:26. 56 Мф 10:20. 57 Рим 8:26. 58 Рим 8:15. 59 Гал 4:6. 60 Рим 8:26. 61 Мф 10:20. 62 Ср.: Ис 11:2—3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2784...

По вторей же завесе скиния, глаголемая святая святых, злату имущи кадильницу, и ковчег завета окован всюду златом: в нем же стамна злата имущая манну, и жезл Ааронов прозябший, и скрижали завета. Превышше же его херувимы славы, осеняющии очистилище (олтарь) И опять: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, противообразная истинных, но в самое небо И после другого промежутка: сень бо имый закон грядущих благ, (а) не самый образ вещей XXIII. Замечай, что и закон, и все, сообразное с ним, и все служение имеющее у нас место, суть рукотворенная святая, приводящия нас к невещественному Богу при посредстве вещества. И закон, и все, сообразное с законом, было некоторым оттенением будущаго образа, т.е. имеющаго у нас место служения; а имеющее у нас место служение образ будущих благ; самыя же вещи вышний Иерусалим, нематериальный и нерукотвренный, подобно тому как говорит тот же самый божественный Апостол: не имамы бо зде пребывающаго града, но грядущаго взыскуем каковой есть вышний Иерусалим, емуже художник и содетель Бог Ибо все, как сообразное с законом, так и сообразное с нашим служением, произошло ради того [т.е. вышняго Иерусалима]. Самому Богу слава во веки. Аминь. Примечания 1) Мф. XXV, 14-30. 2. Псал. XIII, 1. 3. Римл. I, 23. Иезек. VIII, 10. 4. Вар. III, 38. 5. 1 Кор. XIII, 12. Буквально у св. И.Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно 6. Галат. I, 8. 9. Быт. III, 1 7. См. в послан. к Галат. ibid. 8. Исх. XX, 4. 9. Псал. XCVI, 7. 9a. Буквально: таким же самым 10. Иоан. V, 39. 11. Евр. VI, 18. 12. Евр. I, 1. 2. 13. Ibid., 1. 14. Иоан. I,18. никогда (слав.нигдеже). 15. Исх. XXXIII, 20. 16. Исх. XXXIII, 1. 17. Ibid., 2-9 18. Римл. I, 23. 25. 19. Второз. IV, 12. 20. Ibid., 15-17. 21. Ibid.,19. 22. Ibid.,V, 7.8. 23. Исх. XX, 17. 24. Второз. IV, 12. 25. Деян. XVII, 29. 22 и проч. 26. Исх. XX, 4. 27. Исх. XXXVII [около начала главы и потом в средине ея (стихов не указываем, так как " числа стихам не положено " )] 28. См. примеч. 26. 29. См. примеч. 27. 30. Исх. XXXVII (в средине главы). 31. Второз. IV, 15-16. 32. Исх. XXXIV, 17. 33. См. прим. 32 и 28. 34. См. прим. 18. 35. 1 Кор. XII, 28. 36. Евр. XIII, 17. 37. Образ жизни (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни). 38. Евр. XIII, 7. 39. В слав Библии: человек воин См.прим.40. 40. 1 Парал. XXVIII,3. 41. Римл. XIII, 7. Порядок частей стиха у св. И. Дамаскина неодинаков с порядком их в греч., слав. и русск. Библиях. 42. 1 Цар. XV, 27.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/933/...

45 Афанасий Великий. К Антиоху, 28. PG 28, 616А. 46 Василий Великий. Послание 234, 1. PG 32, 869А. 47 Там же. 48 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 32, 1. PG 59, 183B (р. п.: Т. 8. С. 205). 49 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 30, 2. PG 59, 174А (р. п.: С. 193). 50 Максим Исповедник. Κεφαλαια διαφορα θεολογικα τε και οικονομικα και περ αρετς και κακας , 1, 42. PG 90, 1193d. 51 Деян.3— « αχρι χρνων αποκαταοτασεως » — «до лет устроения». 52 Григорий Богослов. Слово 30, 6. PG 36, 112АВ (р. п.: С. 432–433). 53 Источник цитаты не обнаружен. 54 Максим Исповедник. Главы различные, 1, 7. PG 90, 1180С (р. п.: Кн. 1. С. 258). 55 Он же. Послание 1. PG 91, 376AB. 56 Афанасий Великий (псевдэпиграф). К Антиоху, 28. PG 28, 613D–616A. 57 Афанасий Александрийский. Dialogi duo contra Macedonianos [Sp.], 1, 14, PG 28, 1313A. 58 Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 30, 2. PG 59, 174А (р. п.: Т. 8, С. 193). 59 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 1, 1. С. 208 (р. п.: С. 209). 60 Там же, 5, 1. С. 402 (р. п.: С. 403). 61 Григорий Богослов. Стихотворения, 4, 84. PG 37, 422А (р. п.: Т. 2, С. 26). 62 Дионисий Ареопагит. О божественных именах, 4, 19. С. 346 (р. п.: С. 347). 63 Иоанн Златоуст. О Святом Духе, 3. PG 52, 817. 64 Григорий Нисский. О Святом Духе против македониан, 20. PG 45,1325CD (р. п. С. 183). 65 См.: Он же. Послание 24. PG 46, 1089С. 66 Григорий Богослов. Слово 30. PG 36,132B (р. п.: Т. 1, С. 417). 67 См.: Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 14, 1. PG 59, 91D–92A (р. п.: С. 90–91). 68 Василий Великий, О Святом Духе, 9, 22, PG 32,108С (р. п.: С. 265). 69 Русское слово «причастие» также передает это понятие о делимости, т. к. означает бытие «при части». 70 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалласию, 61. PG 90, 637D. 71 В оригинале у Златоуста «причаствуема». 72 См. Иоанн Златоуст. Беседа на Евангелие от Иоанна 14, 1. PG 59, 91D–92A (р. п.: С. 90–91). 73 Василий Великий. Послание 234, 1. PG 32, 869AB (р. п.: С. 283). 74 Максим Исповедник. Вопросоответы к Фалассию, 22. PG 90, 320А (р. п.: Кн.2. С. 64). Также см.: О недоумениях к Иоанну, 110 (36). PG 91,1308В (р. п.: С. 280).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3136...

77 Опущено в Иерус. рук. 78 Деян. 26:18; 2 Петр. 2:9. Ср. Ис. 42:16. 79 Ср. Пост. Апост. VIII, 11, 2. 80 Ср. Еф. 1:18. 81 Ср.Ин.17:3. 82 Ср. Ис. 57:15. 83 Ср. Ис. 13:11. 84 Ср. Пс. 32:10. 85 Ср. Иов 5:11; Ис. 10:33; Иез. 17:24; 21, 31. 86 Ср. 1 Цар. 2:7. 87 Втор. 32:39. Ср. 1 Цар. 2:6; 4 Цар. 5:7. 88 Числ. 16:22; 27, 16. 89 Дан. 3:55. 90 Ср. Есф. 5:1. 91 Иудиф. 9:11. 92 Ср. Ам. 4:13; Иов 10:12. 93 Ср. Ин. 12:26, 17:17. 94 В Иерус. рук. опущено. 95 Пс. 118:114; Иудиф. 9:11. 96 Ср. «Постановления апостольские», VIII, 10:14—15, 12 и ектении литургии св. Марка. 97 Опущено в лат., сир. и копт. переводах. 98 Ср. Иез. 34:16. 99 Ср. Иов 4:4. 100 Ср. 3 Цар. 8:60; 4 Цар. 19:19; Ис. 37:20; Иез. 36:23; Ин. 17:4. 101 Пс. 78:13. 102 Ср. Прем. 7:17; «Постановления апостольские», VIII, 22, 3. 103 Втор. 7:9. 104 «полезный» лат., сир., копт. переводы. 105 Иоил. 4:13; Сир. 2:11. 106 Ср. Устав, IV, 21 (с. 39); Ин. 17:17. 107 Пс. 39:3, 118:133. 108 В Иерус. рук. отсутствует. 109 3 Цар. 9:4. 110 Втор. 6:18, 12:25, 28, 13:19, 21:9. 111 Числ. 6:25; Пс. 30:17, 66и др. 112 Ср. Ис. 51:10; Прем. 5:16 и др. 113 Ср. Втор. 4:34, 5и др. 114 Ср. Пс. 17:18, 105и др. 115 Ср. Пс. 144:18. 116 Тов. 13:7, 11; 1 Тим. 1:17. 117 «с нами» — гебраизм, вместо «нам», восходящий к переводу 70-ти, ср. 2 Цар. 2:6; Пс. 118:65 и др. 118 Ср. Сир. 51:26. 119 Ср. 1 Кор. 14:16. 120 Далее см. перевод П. Преображенского. 121 Περιουσιος особенный, избранный. См. Тит. 2:14. 122 Так оканчивается в александрийской рукописи послание Климента. 123 Как иудеи, мечтавшие о царстве Мессии на земле, царстве чувственном. 124 Т.е. об Иисусе Христе ( περι αυτου ). Некоторые думают, что автор здесь имел в виду евионеев, почитавших Христа за простого человека: Но слова его о Христе-Спасителе так общи, что не дают основания для такого мнения, напротив, они весьма идут к цели автора — возбудить к истинному исповеданию Христа и презрению мира. 125 См. Рим. 4:17; Ос. 2:23; Рим.9:25. 126 Т.е. к язычникам. Из слов автора этого послания (гл. I II из язычников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3551...

haeres. гл. 32 и 36. Следовательно, мнение ο 25-летнем епископстве Петра в Риме с 42 до 67 годы ложно. Послание ап. Павла к Рпмлянам, писанное около 58 года, подает повод думать, что ап. Петра в это время не было в Рпме, см. Рнм.1:15. 869 См. сказание св. епископа Епифания о 12 апостолах, приложенное к началу Богослужебной книгн Апостол. Также примеч. к этой кннге в конпе 1-го послания Петрова, и сказание о Первом н Втором послании св. ап. Петра. 871 Гамалиил – член синедриона иудейского, успел исходатайствовать апостолам свободу цроповеди, говоря своим сочленам об апостолах: «Если предприятие их от людей, оно разрушится; а если от Бога, то вы не можете разрушить его» ( Деян.5:34–41 ). Гамалиил принял христианство, и Церковь чтит память его 2 (15) августа. См. ниже о первомученике Стефане. 881 Там же, и истор. Евсев. кн. VI, гл. 14. По мнению св. Златоуста, эти евреи, к которым послание писано, находидись в Иерусалпме и Палестине. В предислов. к беседам на Послан. к Евр. от. 1. 884 См. 46 беседу на Деяния апостольские, от. 3. – В беседе на 2-е послание к Тимофею, от. 2. – Евсев. кн. 2, гд. 25. 897 В 66 беседе на Кн. Бытия. Св. Златоуст в своих словах и беседах очень часто обращался к вел. ап. Петру, особенно Павлу, a паписал в похвалу последнему 7 бесед. В одной из них обращение Рима в христианство прпписывает ап. Павлу. Христ. чт. 1863 года, кн. IV, беседа VII. 899 Sermo 281. В Древн. рус. летописце, часть 2, стр. 170, говорится: «Земля Римская похваляет Петра п Павла». 920 Малакс – протоиерей новильский – жил, как полагают, в XVI веке. Христ. чт. 1861 г. ст. II, ученобогословские исследования, 922 30 ноября в Константинопольской Патриархии совершается торжественная патриаршая лптургия, которая четыре раза в год бывает: в Пасху, Рождество Христово, в Пятидесятницу и 30 ноября, при служении 12 архиереев. Из воспоминаний о Востоке в 9-й беседе 1863 г. 29. 926 В 52 слове, том VI. В этом слове святитель говорит: Τν ωννην κα τον κωβον κλεσεν πο τς κατ το κηρυγμα μεγαλοφωνιας.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Исаак Сирин, Слово 32 — Σπετσιρη, σ. 140. В русском переводе — Слово 16; в английском — Слово 23. Сам преп. Исаак подает эту фразу как цитату из Григория Богослова, но у последнего она не обнаруживается. 913 Эту фразу Исаак Сирин также подает как цитату из Григория Богослова. 914 Там же. 915 Он же, Слово 72 — Σπετσιρη, σ. 281. 916 Ср.: На Шестоднев 2, 8 — PG 29, 52В. 917 См.: тропарь Преображения: «Да возсияет и нам грешным свет Твой присносущный». 918 Григорий Нисский, Надгробное слово Василию Великому — PG 46, 809С. 919 Андрей Критский. Слово на Преображение — PG 97, 933 С. 920 Ин. 1:14. 921 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81. 922 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А. 923 Ср.: Григорий Нисский, Толкование на заповеди блаженства, 6 — PG 44, 1269А. 924 Ср.: Зах. 12:10 (этого места нет в Септуагинте, его можно найти только в переводе Феодотиона); Ин. 19:37. 925 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181А; Ср. также: Слово 40, 25 — PG 36, 424С. 926 Ин 20:26–29; Ср.: Мк. 16:14; Лк. 24:39. 927 Зах. 12:10. 928 Григорий Богослов, Письмо 101 к Клидонию — PG 37, 181 А. 929 Ис. 26:10. 930 Ин. 1:14. 931 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 1 — PG 59, 81. 932 Мф. 9: 33; Лк. 11:14. 933 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 2 — PG 59, 83В–84А. 934 Ин. 1:14. 935 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 84B–D. 936 Там же, 84D–85A. 937 Рим. 8:18. 938 Ин. 17:24. 939 Ис. 26:10. 940 Мф. 26:24. 941 Иоанн Златоуст, Беседа 12 на Евангелие от Иоанна, 3 — PG 59, 85С. 942 Там же, 85D–86A. 943 Ин. 1:14. 944 Варух 3:38. 945 Ин. 1:14. 946 Вариант: от [солнечного] диска. 947 См.: Василий Великий. Беседа на Рождество Христово — PG 31, 1473D. 948 Ис. 6:2. 949 Деян. 10: 45; Рим. 5: 15; Еф. 3: 7 etc. 950 Гал. 5: 22. 951 Мф. 12:33; Лк. 6:44. 952 См.: Мф. 12:31. 953 Мф. 12:33; Ср.: Лк. 6:43. 954 Ин. 8:42. 955 Кирилл Александрийский, Thesaurus de sancta consubstantiali trinitate, 32 — PG 75, 553C–556A. 956

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

41. В знак скорби и сострадания, а может быть злорадства и презрения. Наум. 3:19. 42. Иерусалим. 43. Несъеденной добычи. 44. Греч. πνευματοφροι — ветроносцы, непостоянные, рус. «ветренник»; т. е. лжепророки разумеются. 45. Т. е. приводит в исполнение Свои приговоры. 46. Слав. и неукрыся и не весть неправды в суде соотв. греч. тексту, находящемуся в ват. text. rec., а в алекс., XII и др. нет. 47. Слав. в распри соотв. ες νεκος — в ват.; text. rec., а в алекс. и у Феод. ες νκος — в победе. 48. Греч. γωναι — угловые башни и крепости, см. 1, 16. 49. Слав. его по греч. ατς — «Ассириянина». Феодорит. 50. Слав. на нем, по греч. ατν, опять Ассирийский народ разумеется. 51. «Не бойся Ассириян, которых множество поразил Я у врат твоих за ночь». Феодорит; ср. Ис. 37:36. 52. Воскресение Иисуса Христа должно быть засвидетельствовано Апостолами пред всеми народами (Деян. 1:8). Назначение отд. Соф. 3:8-15 в велико-субботнюю паремию (7-я) показывает, что и Православная Церковь видела здесь пророчество о воскресении Христа. 53. Греч. συναγωγς т. е. верховных судилищах и правительств. местах; срав. Марк. 13:9 — συναγωγς. 54. Слав. гнев Мой соотв. ργν Μου — в альд. и компл., в др. нет, в евр. и вульг. есть. 55. Греч. ες γενεν ατς — слав. в род его, т. е. во единый, каким он был до столпотворения Вавилонского (ср. Ис. 19:18). Егдаже огненные языки раздаяше, в соединение вся призва (Кондак Пятидесятницы). 56. Греч. π ζυνν να — под игом единем, пользуемся синод. переводом. 57. Слав. молящия Мя соотв. в греч. τος κετεοντας Με — 22, 36, 62, 81, 132, 147, 228, 240 без Με — 95, 185 и в alex. char. min., в др. нет. 58. Евреев. 59. Слав. зело соотв. σφδρα — в альд. и минуск. спп., а в алекс., ват. и др. нет. 60. Слав. воцарится соотв. βασιλεσει в син. и алекс., лук. спп., а об. βασιλες σραλ. 61. Т. е. проявит усиленную и нежную любовь, каковая бывает в начале ея появления. Слав. обновит тя в любви Своей. 62. Греч. ν τρψει — во украшении, в увеселении и наслаждении.

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Наиболее убедительное решение — считать А если бы не так, Я сказал бы вам вводной (парентетической) конструкцией: ‘В доме Отца Моего обителей много (а если бы было не так, Я сказал бы вам), ибо Я иду приготовить место вам’. Приготовить место вам — ср. 1 Енох 42:1–2 и в Мк 10:40 о почётных местах на праздничном пире в Царстве Божием; у Иоанна говорится о Страстях и прославлении Иисуса как пути приобщения верных к Божественной жизни, ср. ещё приготовил им город в Евр 11:16 и комментарий Августина “приготовляет места, приготовляя для мест обитателей” (На Иоанна 68:2). Приду опять и возьму вас к Себе — ввиду последующей речи ясно, что смысл тут не исчерпывается эсхатологическим вторым пришествием (Парусией), как в рассказах о Тайной вечере у синоптиков, или в 1 Фес 4:17 (восхищены будем на облаках и так всегда с Господом будем), или только посмертной встречей: общение Иисуса с учениками, их совместное пребывание ( в небесной обители ( mon») не отложено до конца мира или до дня смерти каждого ученика, но совершается незримо для мира со дня Воскресения. Куда Я иду, вы знаете, и путь знаете — более вероятен краткий вариант тех рукописей, где налицо неграмматичное и менее ясное Куда Я иду, знаете путь. Ученики должны знать, что Иисус идёт к Отцу и что Его путь лежит через унижение Креста к вечной славе. Фома сказал Ему — Фома предстаёт в Евангелии от Иоанна как верный, но прямолинейный и простодушный ученик, чьи недоумения помогают открыть истину (11:16 и 20:24–25). Я есмь путь и истина и жизнь — к важнейшему в четвёртом Евангелии выражению Я есмь ( ™gu e„mi), см. комментарий к 6:35 8 . Путь — Иисус идёт к Отцу через смерть на кресте и воскресение, и в дальнейшем христиане с Ним умирают и восстают из мёртвых. В Деяниях апостолов вера и жизнь первых христиан называется словом путь (Деян 9:2; 22:4; 24:14), ср. термин halakah в иудаизме с тем же значением. Истина и жизнь — см. 1:14; 1:4; 3:15 и особенно 11:25; слово истина употребляется в Ин 25 раз, слово жизнь — 36 раз, из них 32 раза в первых 12 главах.

http://pravmir.ru/evangelie-ot-svyatogo-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010