181 «Хорошо было бы, если бы человек мог слушаться Господа своего по побуждению любви, если бы он мог всегда свободно и легко исполнять заповеди Бога своего, но свобода заключает в себе возможность колебания и падения, поэтому свобода имеет нужду в подкреплении сильном, которое могло бы остановить колебания и удержать от наклонности ко злу, – а таковое есть страх смерти» (164: 8). 182 «О своем служении людям Христос говорит как о битве с сатаной, с “князем мира” ( Ин. 12: 31; 14: 30; 16: 11 ). Не свидетельствует ли даже само это наименование о том, что сатана поистине овладел человеческим родом, который вместо Царства Божия превратился в царство дьявола? “Власть тьмы” Христос видит и в грехе, и в болезни, и в одержимости, и в смерти (Иоанн 6:70; 13: 2; Лк. 8:28; 13: 16; 22: 31 ). Поэтому, врачуя души и тела, Он говорит о том, что полагает начало всеобщему избавлению от сатаны, который низвергается со своего престола ( Лк. 10:18 ). Не отвлеченная моральная проповедь составляет сущность провозвестия Христова, а освобождение мира от власти сатаны и греха» (126. Глава 1. От Книги Бытия к апостолу Павлу). 183 «... Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф. 20: 28 , Мк. 10: 45 ). «От Него и вы во Иисусе Христе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением…» ( 1Кор. 1:30 ). «Ибо вы куплены дорогою ценою» ( 1Кор. 6: 20; 7: 23 ). «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою...» ( Гал. 3:13 ). «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший себя для искупления всех» (Тим. 2: 5, 6). «... Ты был заклан, и кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена и языка, и народа и племени...» ( Откр. 5:9 ). «Христос есть “искупление” ( 1Кор. 1:30 ), Он предал Себя для нашего искупления… даровал нам бессмертие, как некую цену за каждую душу… Он сделал собственным достоянием всех искупленных Им от смерти через жизнь. И если мы стали рабами Искупившего, то, конечно, должны обращать взоры к Нему, чтобы жить не для себя самих, но для Стяжавшего нас ценою жизни, ибо мы Его достояние» (Святитель Григорий Нисский . Цит. по 168. См. стр. за 22. 01 по новому стилю). «Христос именуется искуплением ( 1Кор. 1:30 ) как освобождающий нас, содержимых под грехом, как давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за вселенную» (85: 176, 177). О догмате искупления см. также, например, 85: 167–183.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

18 Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? 19 Итак видим, что они не могли войти за неверие. 3:1–2. Поскольку Иисус Христос есть милосердный и верный Первосвященник, то и вы, говорит, братия-христиане, святые как призванные к участию в небесном звании, которое идет с неба и ведет на небо (ср. Рим. 8:29–30 ), будьте особенно внимательны (уразумейте) к Иисусу Христу, Которого Бог Отец послал (см. Ин. 17:3–8, 20:21 ; Гал. 1:4 ) научить нас исповеданию – вере христианской (ср. 1Тим. 6:12–13 ), и Который есть наш Первосвященник – постоянный Ходатай за нас перед Богом. И Иисус Христос есть Первосвященник, верный Богу Отцу, вполне удовлетворивший правде Божьей Своим служением, соответствующий Своему назначению быть устроителем и ходатаем новозаветной Церкви, как Моисей был верным устроителем и ветхозаветной теократии, и ходатаем за свой народ, был верен во всем доме – народе Божьем (см. Чис. 12:7 ). Итак, оба – и Моисей и Иисус Христос, как служители двух Заветов, сравнимы между собою в верности своей, поставившему их. Но по существу лиц и дела, Иисус Христос превосходит Моисея. 3:3–4. Говорит святой Павел, что и Моисей был верен во всем доме, то есть, в народе еврейском, однако и он был один из этого дома, и он был человеком, как прочие, хотя и святым, но был раб вместе с ними, так же как и попечители в домах. Хотя они и превосходят остальных, однако они слуги вместе с другими. Посему, так как и Моисей был частью дома, то и он был создан кем-нибудь, и создавший его несомненно превосходит его. А создал его Сын Божий, принявший плоть и наименовавшийся Первосвященником ради него, следовательно, и превосходит его» (Феофилакт). Далее, Моисей – слуга в доме Божием, а Христос – Сын. 3:5–6. Моисей был верен во всем дому Божьем, то есть, в Церкви ветхозаветной как служитель, долженствующий засвидетельствовать о том, что Бог хотел возвестить народу израильскому, то есть Божественный закон установления церковные. Свидетельство Моисея было истинное, потому что Бог говорил с ним усты ко устам ( Чис. 12:8 ) В ветхозаветной Церкви Моисей занимал почти тоже положение, как Апостолы в новозаветной Церкви. А Христос Господь (верен есть), как Сын в доме. Он начальствует в доме, а не как слуга, который составляет часть дома (принадлежит к дому). Моисей был служителем в ветхозаветной Церкви, а Христос – Сын в Церкви новозаветной, Им самим основанной в сердцах верующих в Него (ср. Еф. 2:20–22:3–17 ; Апок. 3:20 ). Сочленами дома Христова – Церкви Его, мы становимся только тогда, когда твердо храним веру в Его благость, и надежду на невидимые блага, которые Он дарует нам. Но нельзя сделаться сочленом Его одним внешним рождением, как в Ветхом Завете одним телесным происхождением от Авраама, но нужно твердо верить и надеяться до конца, до получения ожидаемого блаженства.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Много общего, но только короче, – и в Послании к Ефесянам , где существенно излагаются все основные христианские истины; это Послание называется «Апостольским катехизисом». Следовательно, здесь, как и во всяком «Катехизисе», должны быть выражены истины уже догматически – определенно и ясно, – хотя бы и без долгих доказательств. Что же видим? С самого же начала снова говорит апостол, что Бог Отец усыновляет нас; как? – чрез Иисуса Христа. Именно? – Благодатию Духа Святого Он облагодатствовал нас в Возлюбленном; значит, нечто за нас, для нас самое важное, совершилось в Нем Самом, в Сыне, в Богочеловеке... За что же Отец возвратил такое благоволение воли Своей 1526 к нам в Возлюбленном? – За то, что в Нем мы имеем Искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его ( Еф. 1:5–7 ). И все эти мысли высказаны очень сжато в трех лишь стихах: очевидно, все это уже очень хорошо известно было ефесянам, затвержено, усвоено, испытано, ибо апостол Павел там проповедовал три с половиной года. Конец же дела Христова – спосадение Его одесную, – а с Ним и верующих в Него (см.: Еф. 1:20–22; 2:6 ). Так теперь вы, прежде бывшие некогда далеко, стали близки Самому Богу! На Престоле Его! во Христе Иисусе (служба на Вознесение построена на этой основной мысли). И все это Кровию Христовою: ибо Он есть мир наш, разрушивший стоявшую посреди (то есть и между людьми и Богом, – и между иудеями и язычниками) преграду, упразднив вражду Плотию Своею; дабы в одном теле примирить обоих (иудеев и язычников) с Богом посредством Креста, убив вражду на нем, то есть отчуждение нас Богом. Теперь мы снова имеем доступ к Отцу, в одном Духе. Итак, вы уже не чужие... а свои Богу (см.: Еф. 2:13–16,18–19 ). За эту истину-то я, Павел, и страдаю; мне чрез откровение возвещена тайна, о чем я выше писал кратко ( Еф. 3:1, 3 ). Молюсь, чтобы вы могли уразуметь превосходящую разумение (как прекрасно сказано! уразуметь сердцем превосходящую всякий ум) любовь Христову ( Еф. 3:19 ) и уже жить достойно ее, отложить ветхого человека (ср.: Гал. 4:22 ) и прочее. Истина – в Иисусе 1527 ( Еф. 4:21 ). Жить достойно Святого Духа Божия, Которым вы запечатлены в день Искупления (то есть в день Искупления веры и крещения – ср.: Еф. 1:13 ) ( Еф. 4:30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Таким образом, означенное обличение относится не к пастырям Св. Православной Церкви, а скорее к сектантским наставникам и руководителям, которые без всякого права восхитили власть учить других и, подобно Иудейским книжникам и фарисеям, присвоили себе первые места в сектантских собраниях (об учительстве см. след. ст.). Ст. 8. «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель Христос; все же вы братья». Означенными словами Спаситель не запрещает называть учителями людей, наставляющих других в Слове Божием, так как Он Сам, по слову апостола, «поставил в Церкви (иных) одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями» ( Еф.4:11 ; 1Кор.12:28 ); а не позволяет лишь, называться учителями в том смысле, в каком прилагали к себе это название Иудейские книжники и фарисеи. Последние же добивались этого названия не столько из желания учением других принести пользу ближним, сколько из тщеславия и гордости. В этом отношении православные пастыри нисколько не походят на обличаемых Христом книжников и фарисеев, так как не только не добиваются приятного для последних названия «учитель», но и по большей части совершенно не носят звания «учитель», заменяя его наименованием пастырь, священник, пресвитер и т. п. Ст. 9. «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Означенными словами Спасителя сектанты обличают православных за то, что они имеют обыкновение называть своих пастырей «отцами и батюшками». В ответ сектантам можно сказать следующее, православные называют своих пастырей отцами совершенно не в том смысле, в каком это запрещает Господь, и каковое приличествует одному Богу. Православные пастыри называются отцами в том смысле, что они своим учением и руководством воспитывают верующих в духовной жизни и посредством св. Таинств как бы возрождают нас для вечной жизни. Что Господь не запрещает называть в этом смысле пастырей отцами, видно из того, что в данном смысле называли себя отцами сами святые апостолы. Так, ап. Павел писал в послании к Коринфянам: «хотя у вас тысячи наставников во Христе, но немного отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием» ( 1Кор.4:15 ). Известно также из Слова Божия, что апостолы часто в своих посланиях называли христиан детьми. Так, например, ап. Иоанн Богослов в первом своем Послании пишет: «Дети мои, сие пишу вам, чтобы вы не согрешали» ( 1Ин.2:1 ; см. 1Ин.2:18 ; Гал.4:19 ). А если так, то естественно, что апостолы ставили себя по отношению к христианам на положение отцов. Вышеприведенными словами Господь запрещает называть кого-либо отцом в том смысле, в каком это наименование принадлежит к одному Богу. В самом деле, только один Господь в собственном смысле является источником нашего бытия, а потому только Ему одному и приличествует собственно наименование Отца в строгом значении слова. «Для сего пишет апостол, преклоняю колена мои пред Отцом Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах, и на земле» ( Еф.3:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

1041. Никто не благ, как только один Бог (Мк. 10:18). 1042. Лк. 11–13. 1043. Рим. 4:2–3; Иов. 1:8. 1044. Рим. 4:2–8; Гал. 3:18–26. 1045. Мф. 10:39. 1046. Мф. 16:24. 1047. Слово 4, гл. 16. Это явствует из запрещений, совершаемых пред Святым Таинством Крещения. Падший человек сделался жилищем не только греха, но и сатаны; Таинством Св. Крещения изгоняется сатана из человека, но при нерадивой и греховной жизни крещеного сатана возвращается в него, как это будет объяснено далее. См. последование Св. Крещения в Требнике. 1048. Слово 4, гл. 5. 1049. Преподобный Макарий Великий. Беседа 21, гл. 1. 1050. 16-е поучение преподобного Синклитикия. «Достопамятные сказания». 1051. Ответ на вопрос 210. 1052. Гл. 49. Добротолюбие. Ч. 2. Эта цитата полнее приведена в «Слове об Иисусовой молитве». 1053. Беседа 21, гл. 3 и 4. 1054. Поучение 13 о том, как переносить искушения. Наш российский подвижник, старец Серафим Саровский, говорит: «Должно снисходить душе своей в ее немощах и несовершенствах и терпеть свои недостатки, как терпим другим, но не обленяться, а побуждать себя к лучшему. Употребил ли пищи много, или что другое подобное сему, сродное слабости человеческой, сделал — не возмущайся сим и не прилагай ко вреду вред, но мужественно подвигни себя к исправлению, а между тем старайся сохранить мир душевный, по слову Апостола: Блажен не осуждаяй себе, о немже искушается». [Блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает] (Рим. 14:22). Сказание о жизни и подвигах Старца Серафима. Москва, 1884 г. 1055. Очи мои всегда к Господу, ибо Он извлекает из сети ноги мои. Призри на меня и помилуй меня, ибо я одинок и угнетен. Скорби сердца моего умножились; выведи меня из бед моих… (Пс. 24:15–20), …избавь от меча душу мою и от псов одинокую мою (Пс. 21:21), …какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26), …спаси меня от пасти льва и от рогов единорогов (Пс. 21:22), …потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить (1 Пет. 5:8), …призри на страдание мое и на изнеможение мое и прости все грехи мои. Посмотри на врагов моих, как много их, и какою лютою ненавистью они ненавидят меня. Со храни душу мою и избавь меня, да не постыжусь, что я на Тебя уповаю (Пс. 24:18–20; Иов. 2:6).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1898...

4–5), как это подтверждается и свидетельством Давида ( Псал. 31:1–2 , Рим. 6–8 ), б) из того обстоятельства, что вменение Аврааму его веры в праведность совершилось еще до обрезания его (см. Быт. 15:6  с 17 и Рим. 4 . ст. 10–11), следовательно, до того времени, когда он мог бы хотя обрезанием заслужить, как делом, оправдание, и стало быть по долгу, а не по вере; но с другой стороны в этом событии вменения открывалось и особое тайное намерение Божие, именно, – чтобы через то указать не только принявшим после того обрезание, но еще и необрезанным по подобию бывшего в то время необрезанным Авраама, как на необходимое условие к оправданию – веру (ст. 12), вследствие и в силу чего Авраам является отцом всех верующих и в обрезании и не в обрезании (ст. 12 си. 16) 191 . в) в связи с этой верой даются Аврааму и все обетования, средоточие которых – быть наследником мира (ст. 13. срав. Мф. 5:5 , сн. Гал. 8 и раньше изложенное по поводу ст. 16) 192 . Вследствие чего же вера Авраама вменена ему в праведность? –Вследствие своей чрезвычайности. Ибо он поверил Богу при самых неблагоприятных естественных условиях: «он сверх надежды поверил с надеждой» ( Рим. 4:18  сн. 17:18–22 срав. Евр. 11:11–12 ), так, как эта вера Авраама, о которой Писание говорит, что она вменилась ему в праведность, ближе всего состояла в безусловном доверии к обетованию Божию о рождении от него и Сарры именно сына, от которого имело произойти бесчисленное потомство, хотя они оба уже устарели для естественного рождения ( Рим. 4:18–21 сн. Евр. 11:11–12 . В этом проявляется, таким образом, чрезвычайность веры Авраама, но вместе с тем и духовность ее, в силу чего она именно и служит прообразом новозаветной веры. Поэтому-то св. апостол делает такой оборот речи: «потому и вменилось ему в праведность. А, впрочем, не в отношении к нему одному написано, что вменилось ему, но и в отношении к нам; вменится и нам верующим в Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, Господа нашего, Который предан за грехи наши, и воскрес для оправдания нашего (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

3 . 11:40. (По поводу фарисейского омовения чаш) Господь сказал: «Неразумные! не Тот же ли, Кто сотворил внешнее, сотворил и внутреннее»(Ср. 1Тим.4:4 . (речь тоже о пище): «всякое творение Божие хорошо»). 41. «Подавайте лучше милостыню из того, что есть у вас; тогда все будет у вас чисто (πντα καθαρ μν στιν). 1Τим.4:4. «И ничто не предосудительно, если принимается с благодарением». Тит.1:15 (против иудейских басен): «Для чистых все чисто (πντα καθαρ τος καθαρος)». Ср. Μф.23:26 (возражение исходит из другого начала). 4 . 11:49. (XL) «Пошлю к ним (иудеям) пророков и апостолов, и из них одних убъют, а других изгонят». 1Фес.2:15 . «(Иудеи) убили и Господа Иисуса и Его пророков, и нас изгнали». Мф.23:34 (не столь сходно с 1Фес.2:15 ). 5 . 13:6–9. Притча о смоковнице, уже третий год бесплодной, но, по просьбе виноградаря, оставленной еще на год. – Эта притча находится только в евангелии Луки. В свою очередь евангелия от Матфея и Марка упоминают о проклятии Господом бесплодной смоковницы, которая вследствие этого засохла до корня ( Мк.11:12–14, 20–21 ; Мф.21:18–20 ). Толкователи считают последнюю символом иудейского народа. Если и первая имеет то же значение (см. Лк.13:1–5 ), то евангелист Лука избрал первый символ, кажется, не без влияния ап. Павла, который не называет евреев деревом, засохшим до корня (11:16–18), и твердо верит в будущее спасение всего Израиля (ст. 26:1–2, 11–15, 23–25). 6 . 13, 26. «Тогда станете говорить: мы ели и пили пред Тобою». Р. 14, 17. «Царствие Божие не пища и не питие». 1Кор.8:8 . «Пища не приближает нас к Богу». 7 . 17:7–10. Притча, вполне согласная с образом мыслей и выражений ап. Павла ( 1Кор.9:16–17, 23–27 ; Флп.3:9–14 . Ср. особенно Лк.17:9 с 1Кор.9:16–17 ). 8 . Лк.19:9 . Ср. Гал.3:7–9 («сын Авраама»). 9 . Лк.22:59 . «Каждый день Я бывал с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук; но теперь ваше время и власть тьмы (κα ξουσα το σκτους)». Кол.1:12–13 . «... Благодаря Бога и Отца,... избавившего нас от власти тьмы (κ της ξουσας το σκτους), и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего...»

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Прем.14:7–8 . «Благословенно дерево, чрез которое бывает правда! А это рукотворенное проклято и само, и сделавший его, за то, что сделал, а это тленное названо Богом»... Объясн. Дерево, смотря по своему назначению, приносит людям пользу или вред: ст.1–6; 1Пет.3:20 . Есть дерево благословенно: ст.14, как благословен и Святой Крест, чрез который воспоследовало спасение миру: 1Пет.2:24 . Если из дерева делают идола и называют его богом, то такое дерево проклято и само и сделавший его: ст.8. Что же касается Креста Господня, то он здесь не только не проклинается, но, напротив, благословляется для чествования: ст.7. Слово о Кресте (только) для погибающих юродство есть, а для нас спасаемых сила Божия: 1Кор.1:18 . О чествовании Святого Креста Гал.3:13 . «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвой, – ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе» ( Втор.21:23 )». Объясн. см. выше: Втор.21:22–23 . Еф.2:15–16 . «Упразднив вражду Плотью Своей, а закон заповедей учением, дабы из двух создать в Себе Самом одного нового человека, устрояя мир, и в одном теле примирить обоих с Богом посредством Креста, убив вражду на нём». Объясн. Соединение язычников со Христом и Его Церковью совершилось, по апостолу, Кровью Христа: ст.13, Плотью Христовой: ст.15, и наконец Крестом: ст.16; Кол.1:20 . Таким образом, действие плоти и крови или точнее смерти Христа приписывается кресту, а посему почитание спасительной смерти должно соединиться с почитанием и креста, как её орудия и знамения: Евр.13:13 ; Ин.3:14–15 . Пс.131:7 . «Пойдём к жилищу Его, поклонимся подножию ног Его». Объясн. Под «подножием» здесь должно разуметь не землю, которая для Господа и для нашего спасения ничего не сделала (ср. «проклята земля»: Быт.3:17 ), а Святой Крест Господень, и на основании сего места должно воздавать «поклонение» и «прославление» честному Кресту, послужившему орудием чести и величайшего добра для всего человечества: Еф.2:16 . Слово о Кресте есть сила Божия: 1Кор.1:18 . Иер.10:3–5 . «Уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом, чтобы не шаталось. Они как обточенный столп, и не говорят: их носят, потому что ходить не могут»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

1:18–25). В этих случаях слово «жена» употреблено в смысле «женщина» вообще, а не «замужняя», т. е. для обозначения пола, а не брачного состояния, в каком смысле употребляется в Св. Писании и слово «муж», т. е. в смысле «мужчина», а не «женатый». Так, напр., в книге Деяний читаем: «Вдруг предстали перед ними два мужа в белой одежде и сказали: мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо?» ( Деян. 1:10–11 . См. 2:14; 5:35; 13:15; 19:35 и др.). Или читаем в псалме: «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» ( Пс. 1:1 ). Нет никакого сомнения, что в приведенных местах Св. Писания слово «муж» не означает только женатого человека, а вообще мужчину; тем более не приложимо оно в первом смысле к Ангелам, которые тоже названы «мужами». Так точно и слово «жена» иногда означает в Св. Писании не замужнюю женщину, а вообще – лицо женского пола. Так, напр., к девице Марии Магдалине и Ангелы, и Господь обращаются с такими словами: «Жена, что ты плачешь?» ( Иоан. 20:13  и 15). Мы знаем, что, согласно пророчеству: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына», Христос и родился от Девы Марии, еще только «обрученной» Иосифу, чтобы он хранил и защищал Ее, и что «прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святого», и что когда Иосиф хотел тайно отпустить Ее, «Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого» (Мф. 1:18–20). Следовательно, здесь Дева названа «женой». Ап. Павел, конечно, знал пророчество Исаии: «Се, Дева во чреве приимет...», но в послании к Галатам пишет: «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего Единородного, Который родился от жены» ( Гал. 4:4 ). И здесь слово «жена» не означает «замужняя», а – вообще «женщина», т. е. указывает не на замужество, а на женский пол, почему слова ап. Павла: «родился от жены» равнозначущи словам: «родился от Девы». У нас есть не только «мужские», но и «женские» училища, но в них не обучаются ни мужья, ни жены.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

б. В Евангелиях Мы видели, что развитие ветхозаветного монотеизма в троичном евангельском Откровении не ведёт к нарушению единства двух Заветов, но имеет антиномический характер. В евангельском и новозаветном Откровении можно различить два взаимодополняющих аспекта, имеющих свое продолжение во всем христианском Предании: 1) Сын есть Образ Отца; 2) Иисус Христос есть Бог по происхождению. А) Сын есть Образ невидимого Отца «Бога (то есть Отца) не видел никто никогда: единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» ( Ин.1:18 ). Сыну и Логосу в Духе Святом принадлежит 1:18). Сыну и Логосу в Духе Святом принадлежит «функция Откровения». Никто не может ни видеть Отца, ни приступить к Нему вне посредничества Сына. Дух участвует в этом сыновнем Откровении Отца: в Евангелиях Он открывает людям внутренние очи, чтобы они смогли «узнать» Мессию, Сына Божьего, уверовать в Воскресшего Христа. В Церкви Он соделывает нас Его современниками и актуализирует Его спасительное дело. В некоторых выражениях евангельского Откровения с особой силой говорится о том, что Сам Отец вселяется в нас («Кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим», Ин.14:23 ), что Его Имя нам открыто ( Ин.17:6, 26 ) и мы дерзаем прямо обращаться к Нему как к Отцу ( Мф.6:9 ; Лк.11:2 ), причём в самом сокровенном смысле слова «авва» (см. Рим.8и Гал.4:6 ). Итак, Сын и Дух совершают в мире двойное посредничество (восходящее и нисходящее) в деле Откровения и освящения. Через это посредничество совершается троичное Домостроительство обожения твари, то есть открытие ей доступа к приобщению троичному Царству, к познанию «тайны Царствия Небесного» ( Мф.13:11 ), «сокровенного от создания мира» ( Мф.13:35 ). Эти евангельские тексты, говорящие о тайне Царства, приводят нас к понятию о «тайне Спасения», извечно сокровенной, но явленной в последние дни (апостол Павел). Проповедь Господа в притчах является одновременно учительным способом открытия тайны и защитой Истины против тех, кто желает вникнуть в нее с нечистым сердцем ( Мк.4:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Bobrinsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010