«Андрей пришел к отцу своему и брату, а Судислав непрестанно говорил: “Идите на Галич и захватите землю Русскую. Если не пойдете, они станут сильнее нас”».  ГВЛ. С. 89 (Кол. 640).  ГВЛ. С. 82 (Кол. 629). – «Они (угры) поехали вперед к Лютой реке, чтобы не пришли туда ляхи и русские; сойдя с коней, они перешли реку, в то время как половцы и русские стреляли в них».  ГВЛ. С. 90 (Кол. 643).  См.:  Майоров А.В.  Ангел из Галича//Византийский временник. Версию о византийском происхождении супруги Романа Мстиславовича разделял ряд других ученых – Майлат, Баумгартен, Граля. См.: ГВЛ. С. 185–186.  Титулом «царь» в ГВЛ постоянно именуется только император Священной Римской империи. Единственный раз – Великий Хан (Менгу). О титуле см., в частности:  Успенский Б.А.  Царь и патриарх. М., 1996.  ГВЛ. С. 98–99 (Кол. 656). – «Крамола возникла среди безбожных галицких бояр: они устроили заговор с родичем Даниила – Александром – его убить, а землю его передать. Пока они совещались, замышляя устроить поджог, милостивый Бог вложил в сердце Васильку выйти и обнажить меч в шутку против слуги короля, а другому, также играя, подхватить щит. Изменники Молибоговичи увидели это, и Бог внушил им страх, и они сказали: “Наш замысел разрушен”. И побежали они, как окаянный Святополк».  Интересно, что бунтовщик именуется Каином за шесть веков до возникновения революционной «каинической» традиции – до Байрона, Бодлера и Эжена Потье.  Указание на помощь архангела Михаила также связано с темой Израиля: архангел Михаил встречает Иисуса Навина перед входом в Землю обетованную (см.: Нав. 5: 13–15). Кроме того, согласно преданию, Ангел Господень, поразивший войско царя Синахериба, был именно Михаил. Наконец, потопление войска Белы силою архангела Михаила является своеобразной инверсией чуда архистратига Михаила в Хонех, где тот предотвратил потопление христианского храма. Отметим, что архангел Михаил является покровителем князя Даниила, как гласит известие за 6758 (1249) год, и именно ему молится князь перед поездкой в Орду, «чуя беду страшну и грозну» (см.: ГВЛ. С. 118 (Кол. 688).

http://pravoslavie.ru/64352.html

Все эти данные указывают на образ Холма как на Новый Иерусалим, «стан святых и город возлюбленных». Основание города в ГВЛ временами связано с мессианскими христологическими пророчествами. Характерен рассказ в ГВЛ об основании Каменца в 1276 году: «И посемь вложи Богъ во сердце мысль благу князю Володимерови, нача соб думати, абы кде за Берестьемь поставити городъ. И взя книги пророческыя, да тако соб во сердци мысля рче: “Господи Боже сильный и всемогий, своимъ словомъ все созидая и растрая, што ми, Господи, проявишь, гршному рабу своему, и на томъ стану”. Розъгнувъ же книги, и выняся ему пророчьство Исаино: “Духъ Господень на мн, егоже ради помаза мя благовстить нищимъ, посла мя ицлити скрушенымъ сердцемь, проповдати полоненикомъ отпущение и слпымъ прозрние, призывати лто Господне приятьно и день воздания Богу нашему, утшити вся плачющаяся, дати плачющимся Сивоону славу, за попелъ помазание… веселье, украшение за духъ уныния, и нарекуться роди правды, насажение Господне со славу, и созижють пустыня вчная запуствшая преже, воздвигнути городы пусты, запуствшая от рода”. Князь же Володимръ от сего пророчества уразум милость Божию до себе, и нача искати мста подобна, абы кд поставить городъ. Си же земля опустла, по 80 лт по Роман. Нын же Богъ воздвигну ю милостью своею. Князь же самъ ха с бояры и слугами, и улюби мсто то надъ берегомъ ркы Лысны. И отреби е, и потомъ сруби на немь городъ, и нарче имя ему Каменць, зане бысть земля камена» . Отметим, что это пророчество Исаии (Ис. 61: 1–4) читается на паримиях в Великую субботу, в предпразднство Пасхи. Оно также цитируется в Евангелии от Луки (4: 17–19), которое читается в Новолетие – на церковный Новый год (1 сентября). Литургический контекст дает нам дополнительные смыслы: так, на паримиях Великой субботы читается и другой фрагмент из Исаии, непосредственно связанный с темой Нового Иерусалима: «Светися, светися, Иерусалиме, прииде бо светъ твой». Тема же Новолетия в византийском литургическом сознании была связана не только с благословением настоящего времени, но и эсхатологическим будущим. Соответственно, рассказ об обновлении некогда запустелого места и построении града связан в конечном счете с концептами нового неба и новой земли, а также – Нового Иерусалима.

http://pravoslavie.ru/64352.html

Подведем итоги. 1. Понятие «Русская земля» в Галицко-Волынской летописи является хоронимом, обозначающим Киевщину, Киевскую землю. 2. Этот хороним может в ряде контекстов относиться также к Галицкой и Волынской земле, а также и к другим русским княжествам, например Козельскому. 3. Понятие «русский» является этнонимом. «Русские» в ряде позиций противопоставляются ляхам, половцам, уграм и т.д 4. Понятие «Русь, русский» является политонимом и культуронимом, обозначающим всё пространство древней домонгольской Руси. 5. В связи с тем, что князь Роман Мстиславович именуется царем, можно утверждать, что Русь мыслится как некое царство и как царство священное, коль скоро измена Даниилу Романовичу осмысляется как безбожное деяние, подобное каинову или иудину греху. 6.В ГВЛ встречается прямая аналогия между Русью (точнее – Галицко-Волынской землей) и Израилем. Соответственно Русь является святой землей, и ее судьбы во многом соответствуют путям древнего Израиля, соотносясь с концептами Божественного водительства, а также народного преступления и Божественного наказания. Один из примеров – сопоставление короля Белы с Синахерибом и Фараоном. 7. В похвале Владимиру Васильковичу, а также рассказах о построении Холма и Каменца ощущается влияние концепта «Святой Града – Новый Иерусалим». Рейтинг: 4.7 Голосов: 3 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  Полную библиографию см.: Галицко-Волынская летопись. СПб., 2005. С. 412–421 (далее – ГВЛ, страница, затем в скобках – номер столбца по Ипатьевской летописи).  См. в частности:  Седов В.В.  Древнерусская народность//  Седов В.В.  Славяне. М., 2005. С. 576–580.  Там же. С. 240.  ГВЛ. С. 89 (Кол. 640). – «Мстислав же был со всеми князьями русскими и черниговскими. Когда половцы прибежали в Русскую землю, то сказали они русским князьям: “Если вы нам не поможете, то сегодня мы были побиты, а вы завтра побиты будете”».  ГВЛ. С. 103 (Кол. 664). – « Половцы же пришли к Киеву и захватили Русскую землю. Даниил обессилел».  ГВЛ. С. 107 (Кол. 671). – «Взяв Козельск, Батый пошел в Половецкую землю. Оттуда стал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль и разрушил весь…»

http://pravoslavie.ru/64352.html

Галицко-Волынская летопись в течение многих лет оказывалась в центре внимания исследователей . Прежде всего – в связи с дискуссией об общерусском сознании , одним из памятников которого и является Галицко-Волынская летопись (далее ГВЛ), наряду с такими шедеврами прошлого, как « Слово о полку Игореве » , «Слово о погибели земли Русской» и др.    Прежде всего, следует рассмотреть, какие смыслы вкладывались составителями летописи в слова «Русь», «русский». Это понятия многозначные. Во-первых, это хороним , обозначающий Киевщину, Киевскую землю. Приведем лишь несколько примеров. Первый из них – запись за 6732 (1224) год, рассказывающая о Калке: «Мьстиславъ бо б со всими князьями рускыми и Черниговьскыми… Прибгшимъ же половцемь в Рускую землю, глаголющимъ же имъ рускимъ княземь: “Аще не поможета намъ, мы нын исчени быхомъ, а вы наутре исчени будете”» . Здесь явно имеется в виду только Киевщина, поскольку в данном случае понятие «русский» отделяется даже от Черниговского княжества. Другой пример – запись за 6739 (1231) год: «Данилъ жь из Руской земля взя соб часть Торцький, и паки да и дтемь Мьстиславлимъ, шюрятомъ своимъ. Рекъ имъ: “За отца вашего доброданье приимете ни держите Торцький городъ”» . Как известно, Торческ находился в Поросье, на Киевщине, поэтому в данном случае термин «Русская земля», несомненно, означает «Киевское княжество». За 6742 (1234) год – следующий пример: «Половцем же пришедшимъ Кыеву и плнящимъ землю Рускую. Данилъ бо б изнемоглъся» . Как известно, этот набег затронул лишь Киевские пределы. И, наконец, трагический рассказ о взятии Киева монголами в 1240 году: «Въ лто 6748. Приде Батый Кыеву в сил тяжьц, многомь множьствомь силы своей, и окружи град, и остолпи сила татарьская, и бысть град в обьдержаньи велиц. И б Батый у города и отроци его обьсдяху град. И не б слышати от гласа скрипания телгъ его, множества ревения вельблудъ его, и рьжания от гласа стадъ конь его, и б исполнена земля Руская ратных» . Однако это далеко не единственное значение термина «русский». Он может относиться не только к Киевской земле, но также и к Черниговской и Переяславской. Приведем пример из записи за 6745 (1237) год: «Батыеви же вземшю Козлескъ, и поиде в землю Половецькую . Оттуда же поча посылати на грады русьскые и взять град Переяславль копьемь, изби всь…» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

Въстани, нси умерлъ! Нсть бо ти лпо умрти, вровавшу въ Христа, живота всему миру. Оттряси сонъ, възведи очи, да видиши, какоя тя чьсти Господь тамо съподобивъ, и на земли не беспамятна оставилъ сыномъ твоимъ. Въстани, виждь чадо свое Георгиа, виждь утробу свою, виждь милааго своего, виждь егоже Господь изведе от чреслъ твоихъ, виждь красящааго столъ земли твоеи – и возрадуися и възвеселися!» . Освящение Десятинной церкви. Миниатюра Радзивилловской летописи.      Итак, типологически Владимир связывается с Киевом, Владимир Василькович – со святым равноапостольным Владимиром, а церковь Успения во Владимире – с Десятинной Церковью. Следует вспомнить, что в «Слове о Законе и Благодати», согласно авторитетному мнению исследователей, Киев описывается одновременно как новый Константинополь и новый Иерусалим, а Десятинная Церковь – как Новый Сион . Следовательно, в ГВЛ Владимир Волынский опосредованно является Киевом, Константинополем и Иерусалимом. При этом храм Успения является Новым Сионом, а весь город – Новым Иерусалимом и Новым Сионом – уделом Пресвятой Богородицы. С известной осторожностью можно выделить концепт «стана святых и города возлюбленных», присутствующий в Галицко-Волынской летописи при описании Холма: «Холмъ бо городъ сиче бысть созданъ Божиимъ веленьемь. Данилови бо княжащу во Володимр, созда градъ Угорескь и постави во немь пискупа. Яздящу же ему по полю и ловы дющу, и вид мсто красно и лсно на гор, обьходящу округъ его полю. И вопраша тоземць: “Како именуеться мсто се?” Они же рекоша: “Холмъ ему имя есть”. И возлюбивъ мсто то, и помысли, да сожижеть на немь градець малъ. Общася Богу и святому Ивану Златоусту, да створить во имя его церковь. И створи градць малъ. И видвъ же, яко Богъ помощникъ ему, и Иоанъ спшникъ ему есть, и созда град иный, егоже татарове не возмогоша прияти, егда Батый всю землю Рускую поима. Тогда и церковь святой Троиц зажьжена бысть, и пакы создана бысть. Видивъ же се князь Данило, яко Богу поспвающу мсту тому, нача призывати прихода нмц и русь, иноязычникы и ляхы. Идяху день и во день и уноты и мастер всяции, бжаху ис татаръ сдлници, и лучници, и тулници, и кузниц желзу, и мди, и сребру. И б жизнь, и наполниша дворы окрестъ града поле села» . С одной стороны, посвящение Холма святому Иоанну Златоусту – свидетельство константинопольских смыслов; с другой стороны, имя Иоанн вызывает в памяти имя святого Иоанна Богослова – тайнозрителя последних судеб человечества. Ключевыми словами являются слова о том, что татары не смогли взять его, а в дальнейшем он становится прибежищем для христиан, спасающихся от татар. Не лишне упомянуть о смысловой параллели с Битольской надписью царя Ивана Владислава: «В лто 6525 от створения мира обнови ся съ градъ зидаемъ и делаем Иоанномъ самодрьжцемъ блъгарскиом и помощию и молитвами пресвятыя Владычица нашея Богородица и двунадесяти апостолъ на убежище и спасение и жизнь болгаромъ» .

http://pravoslavie.ru/64352.html

Проект храма Преображения Господня в Охотске разработал известный архитектор Юрий Кривопуск. Храм спроектировали по образцу древних базилик. В плане он напоминает корабль. Отличительная особенность – высокая трехэтажная колокольня. Первый этаж, по обычаю, отведен под иконную лавку. На втором размещена комната для священнослужителей. Третий – это сама колокольня. При возведении храма учитывали как пожелания священника, так и особенности региона – дождливое лето и морозные зимы. Однако опыта проектирования зданий на севере у архитектора не было, поэтому кое-какие изменения приходилось вносить уже по ходу строительства. «Храм выполнен из дерева, а снаружи облицован гидро- и теплоизоляционной черепицей – это вынужденная защита от охотских ветров. Изнутри стены обшили ГВЛ, чтобы при просадке не было трещин, а на колокольне добавили решеточки – так дожди меньше заливают», – отметил Юрий Николаевич. Все строительные работы в Охотске проводятся в краткое северное лето, хотя и в это время года ветер и частые дожди постоянно ломают планы. Строительство осложняется тем, что все материалы перевозят либо самолетом, и тогда они приобретают «космическую» стоимость, либо по воде, пока не закрыт порт. – «Самое главное – залить фундамент!», – говорили специалисты в самом начале. Залили. Но потом оказалось, что самое главное – заготовить лес. Заготовили. Дальше самым главным было распустить его на брус. И так по ходу решения одних трудностей все время появлялись другие. Я очень волновался, чтобы это начинание не превратилось в долгострой, но Господь благоволил, чтобы древнейшее поселение Дальнего Востока России вновь обрело свою святыню! – рассказал иеромонах Викентий. – Каждый раз, когда закрывался год, и в уже замерзающий порт заходил последний корабль с нашими стройматериалами, я говорил себе: все, год «закрыли». Сил нет, деньги все потрачены, лето закончилось, но мы успели! Так отец Викентий вспоминает один день из истории строительства: «Закончилась пакля. Не рассчитал. Обычно человек идет в магазин и покупает. Но это если обычно. А что делать в Охотске, где ничего не строится, ближайший магазин с паклей находится за 1600 км, и первый корабль будет только через три месяца? Приходится идти обходными путями. В итоге паклю нашли в сарае жителя соседнего Булгино. Откопали, отогрели и продолжили строительство».

http://sobory.ru/article/?object=48563

Собственно говоря, особого обновления Битоля не было: были обновлены лишь стены города. Отметим: значимо, что поновление стен считается обновлением города и соответственно неким церковным празднеством, сравнимым с обновлением храма. Соответственно, Битоль становится неким святым градом, обновляемым с помощью Пресвятой Богородицы и двенадцати апостолов. Отметим: упоминание о Пресвятой Богородице наводит на мысль об образе Битоля как Нового Сиона. Учитывая то, что Битоль созидается «на убежище и спасение», он становится своеобразным новым Иерусалимом, «станом святых и городом возлюбленных». Значима и вряд ли случайна параллель между словами «на жизнь болгаром» в Битольской надписи и «жизнь бэ» в ГВЛ. Возвращаясь к Холму, отметим, что также значимо создание и Троицкой Церкви. Посвящение Троице в домонгольской Руси весьма редко: из известных случаев – только церковь Святой Троицы во Пскове. Само посвящение Троице связано с Пятидесятницей, с сошествием Святаго Духа на апостолов и, следовательно, со Святым Сионом, с горницей, где и произошло «снитие огненных языков» Духа. Наконец, Холм создается «Божиим велением», что отчасти указывает на необычный характер его постройки. Возможно, что характер описания церкви святого Иоанна также отчасти структурируется Апокалипсисом: «Созда же церковь святаго Ивана, красну и лпу. Зданье же е сиче бысть: комары 4, с каждо угла преводъ и стоянье ихъ на четырехъ головахъ человцскихъ, изваяно отъ нкоего хытрца. Окъна 3 украшена стеклы римьскими; входящи во олтарь стояста два столпа от цла камени и на нею комара и выспрь же, врхъ украшенъ звздами златыми на лазур» . Характерно, что автор данного фрагмента ГВЛ начинает свое описание не с купола или фасада, а с четырех столпов «с головами человеческими», что наводит на аналогию с четырьмя животными Апокалипсиса, на которых пребывает Престол Бога. Аналогия с описанием небесного торжества в Откровении закрепляется описанием верха Церкви, украшенного златыми звездами, который символизирует небо.

http://pravoslavie.ru/64352.html

Отметим, что изменники сравниваются со Святополком Окаянным, что не случайно, ибо, по свидетельству «Повести временных лет», Святополк умер где-то между Польшей и Чехией. Таким образом, изменники не только являются иудами и безбожниками, но и изгоями: святая Русская земля их не принимает, а выбрасывает из себя, как море выбрасывает гнилое. Еще более характерный эпизод – с проклятием Жирослава (1226): «Князю же обличившю Жирослава изгна и от себе, якоже изгна Богъ Каина от лица Своего, рекы: “Проклять ты! Буди стоня и трясыся на земли, якоже раздвиже земля уста своя прияти кровь брата твоего”. Якоже и Жирославъ разъдвиже уста своя на господина своего, да не будеть ему пристанъка во всихъ земляхъ в Рускихъ и во Угорьскыхъ, и ни в ких же странахъ, да ходить шатаяся во странахъ, желание брашна да будеть ему, вина же и олу, по скуду да будеть ему, и да будеть дворъ его пустъ и в сел его не будеть живущаго» . Здесь мы видим две библейские аллюзии. Первая – из книги Бытия, истории Авеля и Каина: «Буди стоня и трясыся на земли, яже раздвиже земля уста своя прияти кровь брата твоего» (Быт. 4: 11) . Вторая – из псалма 108, который читался при анафематствовании: «да будеть дворъ его пустъ и в сел его не будеть живущаго». Стоит также упомянуть, что эта цитата присутствует в Деяниях святых апостолов при рассказе об Иуде, который приобрел «землю неправедной мздою» (Деян. 1: 18). Итак, Жирослав становится вторым Каином, а его измена приравнивается к первому братоубийству, оскверняющему землю. Кроме того, он – второй Иуда. Именно поэтому святая Русская земля и извергает его из своих пределов и обрекает на скитания в чужих странах «стеная и шатаясь». Священное пространство – «земля живых» – не терпит на себе духовного мертвеца и предателя. В ГВЛ встречается прямая аналогия между Русью (точнее – Галицко-Волынской землей) и Израилем. Рассмотрим известие от 6737 (1229) года: «Изииде же Бла риксъ, рекъмый король Угорьскый, в сил тяжьц. Рекшю ему, яко: “Не имать остатися градъ Галичь.

http://pravoslavie.ru/64352.html