1:20. Комментаторы справедливо отмечают, что Павел опирается здесь на такие тексты, как Ис. 19:12 ; 33и Иов. 12 (ср. также: Прит. 21:30 ; Ис.29:14;44:25;47:10 ; Иер. 8:8,9; 9:12,23 ). «Совопросник века сего» – вероятно, профессиональный ритор, которого философы презирали за пустословие и отсутствие мысли. Но Павел бросает вызов и самим философам («мудрецам»). 1:21. В греческой комедии герой притворялся простаком, но в конце его мудрость становилась очевидной для всех; в отличие от этого героя, глупцом был тот, кто заявлял о своей мудрости и, предвкушая грядущийтриумф, неожиданно для себя терпел неудачу. Платон говорил, что человеческая мудрость ничтожна и что люди должны искать божественную мудрость. 1:22,23. Греки были известны своей любовью к познанию. И греки, и иудеи одинаково жаждали чудес, но Павел отделяет здесь греков от иудеев ради риторического эффекта. О «безумии» креста для тех и других см. в коммент. к 1:18. 1:24,25. В древности божественная сила обычно связывалась с чудотворцами. Павел использует выражения «немудрое Божие» и «немощное Божие» в ироническом смысле: самая малая крупица Божественной мудрости превосходит наивысшую человеческую мудрость. Ирония была характерным риторическим приемом. 1:26–31 Изменение статуса 1:26–29. У римлян социальное положение определялось происхождением («благородством»), а не богатством; но большинство коринфских христиан происходили из низших слоев общества, которые составляли его костяк. Тем не менее из осторожно сказанного Павлом «не много» можно предположить, что были среди них и люди более высокого положения, в том числе владельцы Домов, в которых проводились церковные собрания. Этот отрывок, отражая мысль Иеремии (9:23), дает Павлу возможность процитировать текст из Иер. 9в ст. 31. 1:30. В еврейской и греческой литературе мудрость иногда персонифицировалась. Христос, будучи воплощением Божьей премудрости (8:6; ср.: Ин. 1:1 – 18 ), воздействует на человека как праведность, освящение и искупление, полностью преобразуя его для Бога. 3акон рассматривался одновременно и как мудрость ( Втор. 4:6 ), и как праведность ( Втор. 6:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

чтобы они научились не богохульствовать. Цель такого изгнания дисциплинарная ( 2Тим. 2,25.26 ; Тит. 3,10 ). Глава 2 2:1–15 Павел переходит к ряду наставлений, касающихся молитвы и почитания Бога, вероятно, в ответ на искаженные представления, распространяемые лжеучителями. В противоположность ограниченному подходу иудеев (ст. 7; ср. 1,7) Павел говорит о тех, за кого христиане должны молиться. 2 за всех человеков. Как видно из последующих слов («за царей и за всех начальствующих»), это выражение не означает буквально «каждого человека», но, скорее, его надо понимать как «все категории людей». 2 Который хочет, чтобы все люди спаслись. Это не означает, что существует воля Божия на спасение каждого человека (т.е., что Бог спасает каждого). Смысл этих слов может означать, во-первых, что в безграничном милосердии Своем Бог не хочет погибели нечестивых грешников, и, во-вторых, что Бог хочет, чтобы были спасены люди всех родов и званий (см. ком. к ст. 1), таким образом, Бог находит избранных Своих везде, не ограничиваясь какой-то определенной категорий людей. 2 един Бог. Фундаментальное положение иудейской и христианской религий ( Втор. 6,4 ; ср. Рим. 3,30 ; 1Кор. 8,6 ; Гал. 3,20 ; Еф. 4,6 ). един и посредник между Богом и человеками. Есть Тот, Кто выступает Посредником между Богом и людьми и примиряет их. См. статью «Посредническое служение Христа». человек Христос Иисус. Здесь Павел сосредоточивает внимание на человеческой природе Христа, возможно, потому, что лжеучители отрицали, что Христос был поистине Человеком. Полнота человеческой природы Христа существенно важна для Его роли Посредника в исполнении завета благодати. 2 предавший Себя для искупления. Своей смертью на кресте Христос заплатил цену, необходимую для избавления людей от их грехов ( Мф. 20,28 ; Мк. 10,45 ; 1Пет. 1,18.19 ; Тит. 2,14 ). Таким образом, Он есть «един посредник» (ст. 5). всех. Хотя значение смерти Христа безгранично по своей ценности, принесение Им Себя в жертву на кресте имело особый смысл для спасения избранных. Тот факт, что не все спасены, говорит, что Христос умер для спасения избранных. Таким образом, «всех» в данном стихе может относиться либо ко «всем родам людей» (т.е. спасение не ограничивается этническими рамками), либо к непреходящей ценности совершившейся жертвы Христовой. См. статью «Предопределенное искупление».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

4 . Израиль был избран ради великой цели. Богоизбранность предполагает высокую меру ответственности, а безответственность ведет к суду (3:2). Все деяния Божьи были направлены на то, чтобы обратить Свой народ к Себе, к тем целям, ради которых Он их избрал (глава 4), но эти попытки оказались неудачными («но вы не обратились ко Мне»). Избрание коренилось в завете, который Бог заключил с Израилем через Моисея на горе Синай. В этом смысле Амос не был новатором, как считают некоторые. Суд и наказание, о которых он проповедовал, были отголоском требований и бедствий, описанных в Пятикнижии, в особенности в книге Второзаконие. Забота Амоса о бедных отражает многие законы Второзакония (см. Втор.5:19, 15:411, 16:19, 24:7,1415 ). Второзаконие (4:2131) затрагивает многие темы из проповеди Амоса. Наказание, надвигающееся на Израиль, соответствует наказаниям, обещанным за нарушение завета, о которых написано в 28 главе Второзакония (см. особенно стихи 21,22,30,3940,48,62,64 и 29:27, 31:1718,21, 32:30). 5 . Грех – это, прежде всего, состояние сердца, которое ведет к гордыне, а потом и к мятежу против Бога. У Израиля было искаженное понятие о Боге и Его целях. Даже другие народы были виновны в грехах. Однако, они не знали Бога Израиля, и потому должны быть судимы на основании честности и справедливости в вопросах международных отношений (глава 1). Идолопоклонство вторглось в жизнь Израиля (2:8, 5:26, 18:14), и поклонение в Вефиле, Дане и Галгале подверглось осуждению (3:14, 4:45; 5:45, 7:1014, 8:14). Людям могло казаться, что их поклонение было вполне пристойным, но это было не так. Синкретизм, старая любовь Израиля, продолжала жить. Возможно, что люди уже не могли отличить правильное поклонение Богу и кажущиеся невинными религиозные практики, которые они унаследовали от других народов. Поэтому даже самое искреннее проявление поклонения было ненавистно Богу. 6 . Особое внимание уделялось духовному возрождению. Искать Бога следовало через ежедневное выполнение Его воли. Публичное поклонение было полезно, только если жизнь общества отражала желания Бога (5:46,2124).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/vved...

Следует отличать: «веяние, рассеяние» зерновых, которое имеет целью собрать народ Божий в «житницы», и «развеяние» мякины ( Пс.1:4 ), – оно плода для Бога не даст. Пс.43:13             Ты продал народ Твой без цены                         и не увеличил стоимость 248 их. «Продал (в рабство) без цены» – никто ничего не получил; а к рабу, который достался даром, отношение может быть безжалостным. Пс.43:14,15             Сделал нас поношением соседям 249 нашим –                         посмеянием и издевкой окружающим нас.                   Сделал нас притчей в народах –                         покиванием головы в племенах. " Притча» машал – сопоставление, сближение, сравнение, (риторическая) парабола; зд.: «позорный слух». Одно из проклятий нечестивым во Второзаконии: «и будешь пугалом, притчей и остротой в народах, куда отведет тебя Господь» ( Втор.28:37 ). «Покивание» (hap.leg.) – об искусстве осудительного жеста см. Пс.35 /34:19. Пс.43:17             … от голоса поносителя и хулителя,                         от лица врага и мстителя. «Хулителя» – может относиться к тому, кто хулит Бога ( Чис.15:30 ), тогда сказано об источнике сугубого стыда: «ради вас, как написано, имя Божие хулится у язычников» ( Рим.2:24 ; Ис.52:5 ). Пс.43:18             Все это пришло на нас, и мы не забыли Тебя,                         и не солгали в Завете Твоем. «Не забыли Тебя» – удержание памяти о древнем (изначальном) может стать основанием для молитвы, такая память и есть молитва (см. Пс.44 /43:2). «Не солгали в Завете Твоем» означает, что        в плену мы не допустили «ложь» в отношения Завета с Богом, сохранили Предание неповрежденным. Этого уже не было во времена Нового Завета, когда возникло предание, чуждое Завету на Синае, как сказал Христос: «на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи» ( Мф.23:2 ); и Он сказал им самим: «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» ( Мф.15:6 ). Пс.43:19             Не обратилось вспять сердце наше,                         и не уклонились шаги наши от стези Твоей.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/vragi-...

В первой части содержится: а) посрамление восстающих от Бога Отца; б) гневный глагол Его к ним; в) объявление царя. Ст. 4. Живый () по коренному значение должно переводить: сидяй. Почему и находят здесь свойство судии, коему прилично седение во время суда. На небесех. Небо противоположно земле светом, высотою, и окружением всего земного. Впрочем, в жилище Богу не только видимое небо, но и небо небесе недовлеет; хотя между тем Он глаголом силы – присутствует на земле, благодатью – в сердцах верующих, славою – в святых, с ним торжествующих. Следовательно небо, на коем живет Господь, бесконечно превыше неба видимого, нежели сколько сие превыше земли. Это есть твердь духовная, неприступная по свету и славе, беспредельно высокая по святости и силе, все объемлющая и необъемлемая по бесконечности. Посему сидяй на небе противополагается царям и князьям, которые живут в бренных храминах ( Иов.4:9 ), и ограждается безопасностью от всякого их оружия. Посмеется. Сие выражение означает: а) презрение тому, кому посмеваются, как беззаконные праведному ( Иов.9:23 ), б) безопасность от того, что противу устремляется, каковая описывается Иовом, в коне сретающем стрелы (39:22), в) иногда веселие мстителя, отмщающего врагам не по действу гнева, но потому что они сами себя ввергают в пагубу ( Втор.28:69 , Притч.1:26 ); иногда же г) низложение восстающих в предмет смеха, так как царя Вавилонского пред народом Божиим ( Ис.14:4 ). Три первые значения несомненно заключаются в настоящем псалме. Сюда же относится и последнее, но как отдаленное, которое торжественно исполнится в веселии неба, святых апостолов и пророков, когда Бог совершит суд их над нечестивыми (см. Апостол.18:20). И Господь. В подлиннике нет соединения между сидящим на небесех и словом: Господь; следовательно, здесь не можно разуметь двух разных лиц, но к единому Вышнему надлежит отнести два действия – посмеется и поругается. Поругается. () LXX сие слово переводили подражнением ( Пс.34 ) т.е. когда вместо ожидаемого успеха встретившуюся безуспешность противника поставляют пред очами нашими в посрамление нашего ожидания. Посланники Езекии от Ефремлян и Манассиан поруганы, когда ими возвещаемое повеление царя во всех градах отвержено ( 2Цар.30:10 ). А Осия ругание поставляет в том, что князи воительного народа падают мечем, ради наказания языка моего (7:6). Таким образом, Господь поругается восстающим на него, а) поставляя пред лицем их тщету всех усилий; б) отъемля средства успехов в то время, когда на них одних оснуется все чаяние; в) оставляя им в пагубу то самое, что устремляли на погибель его царства. Езек.7:9.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

и его потомков, но и потомков Сифа. Т. о., речь скорее должна идти о противопоставлении 2 рассказов и 2 стоящих за ними традиций. К. и кенеи Библия многократно упоминает народ кенеев (в синодальном переводе этот этноним передается также как «кенеяне» и «кинеяне»). Согласно Суд 1. 16, кенеи обитали вместе с потомками Иуды в районе «города Пальм» (совр. комментаторы чаще всего отождествляют его с Иерихоном) и к югу от Арада. Пророчества Валаама (Числ 24. 20-22) упоминают рядом К. и «Амалика», т. е. кенеев и амалекитян (ср.: 1 Цар 15. 6). Как один из народов, населявших Юж. Палестину, кенеи фигурируют в 1 Цар 27. 10 (ср.: 1 Цар 30. 29). Однако в Суд 4-5 один из кенейских родов упоминается на севере Израиля, близ Кедеса. Вполне вероятно, что между образом К. как предка-эпонима кенеев и образом К. из Быт 4 существует прямая связь. В Суд 1. 16 и 4. 11 тесть Моисея (именуемый в Суд 4. 11 Ховав) принадлежит к народу кенеев, однако в книгах Исход и Числа тесть Моисея (именуемый по-разному: Иофор, Ховав) принадлежит к народу мадианитян . Иногда на этом основании предполагают, что кенеи - один из кланов мадианитян ( Dumbrell. 1975). Кн. Исход рассказывает, что именно тогда, когда Моисей пас стада в стране тестя (у Синая), ему явился Бог и открыл Свое имя (Исх 3). Именно по совету тестя Моисей формирует в израильском народе некую структуру, разделив израильтян на «тысячи», «сотни», «полусотни» и «десятки» и назначив для них начальников и судей (Исх 18). В библеистике XIX в. было высказано предположение, что за этими рассказами стоит память о зарождении социальной организации и даже начало почитания Яхве у израильских племен связано с культурным влиянием мадианитян или кенеев («мидьянитянская» или «кенейская» гипотеза - см. Vaux, de. 1969). В пользу этой гипотезы приводилась также роль потомков К. (=кенеев?) как «культурных героев» в Быт 4. В пользу гипотезы о юж. происхождении культа Яхве приводились библейские тексты, ассоциирующие явление Яхве с югом Палестины (Втор 32, Суд 5), и егип.

http://pravenc.ru/text/1319891.html

Мы должны помнить слова, с которыми Господь обратился к израильскому народу: «Два пути предложил я тебе − благословение и проклятье, путь жизни и путь смерти, избери жизнь, чтоб жил ты и потомство твое» (см. Втор. 30. 19). Нравственные ориентиры, которые проповедуются традиционными религиями, направлены как раз на то, чтобы люди избирали жизнь, чтобы жили они и их потомство. А те ориентиры, которые сегодня предлагает нам западная секулярная цивилизация, ведут самым прямым и непосредственным образом к постепенному вымиранию европейских народов. Разве демографический кризис, который охватил страны Западной Европы, не является прямым следствием идеологии, направленной на разрушение семьи, которая в течении нескольких десятилетий внедрялась в сознание людей? Это ее прямое следствие, следовательно, эта идеология является самоубийственной не в переносном, а в прямом смысле для европейского населения. Вчера Президент сказал о том, что впервые за последнюю четверть века в нашей стране переломилась демографическая тенденция, что рождений зафиксировано больше, чем смертей. Я думаю, что это очень радостная новость. Во многом новая ситуация, в которой мы сейчас оказались, является следствием государственной политики по защите семьи и пропаганде семейных ценностей, но это также и следствие консолидированной позиции традиционных религий Российской Федерации. Я хотел бы всем нам пожелать, чтобы мы жили в процветающем государстве, в процветающем городе, чтобы население их увеличивалось и нравственные ценности всегда занимали важное место в жизни нашего общества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 6 июля, 2017 24 июня, 2017 17 января, 2022 8 февраля, 2021

http://pravmir.ru/xristianstvo-v-sovreme...

623 Ст. 29–30. Израильтяне перенимали обычаи соседних языческих племен, поклонялись их идолам, развратничали с их женщинами; Финеес – внук Аарона, пронзил копьем некоего соплеменника вместе с женщиной-язычницей, которую тот привел к себе (см.: Чис. 25:7–8 ). 625 Ст. 34–36. При вступлении в Землю Обетованную древним евреям было велено Богом не щадить самых сильных окрестных племен, не вступать с ними в родство, не участвовать в их культе, чтобы они не отвратили народ Божий от служения Истинному Богу (см.: Втор. 7:1–5 ). 628 Ст. 43–44. В этих стихах отражена библейская концепция истории, согласно которой ход событий обусловлен прямым вмешательством Бога в жизнь Своего народа: Бог благоволит к Своему народу, помогает ему, но одновременно наказывает его, предает в руки врагов, когда народ творит неугодное (см.: Суд. 2–6 ). 629 Ст. 45–46. В этих стихах можно расслышать намек на указ царя Кира Старшего (538 г. до Рождества Христова), разрешавший древним евреям вернуться из вавилонского плена на родину. 631 Аллилуия – см. примеч. к пс. 104. В пс. 105 показано отношение Бога к Своему народу, в пс. 106 центр внимания смещен в сторону человека. Троекратным повтором чередующихся припевов псалом как бы разделен на части и одновременно объединен в одно целое; что бы ни случилось с людьми: бредут ли они по пустыне, в оковах ли они или в недуге, плывут ли по морю, -всюду ждут их трудности, но воззвали они ко Господу в скорби своей, и от бед избавил Он их... Да прославят Господа за милости Его и чудеса Его, явленные сынам человеческим! (ст. 6, 8). 632 Ст. 4–9. Эти стихи в своем букв. смысле могут относиться к возвращению древних евреев из Египта или из вавилонского плена; св. отцы понимают их как иносказание о язычниках, которые блуждали в неведении, не зная истины, не находя пути к Небу, и обрели этот путь благодаря Господу нашему Иисусу Христу, восприняв учение Христово и став христианами. 636 Ст. 16. ...врата медные – возможен намек на медные ворота Вавилона; в христианском понимании это -врата ада.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В ряде текстов для обозначения Г. используется термин  (Быт 44. 5, 15; Лев 19. 26; Втор 18. 10; 3 Цар 20. 33; 4 Цар 17. 17; 21. 6; 2 Пар 23. 6). Изначальная специфика данной практики неясна. Этимологически термин связан со словом  (змея), что, возможно, указывает на связь с некими змеиными культами или Г. через обращение к миру мертвых. Менее вероятна гипотеза, объясняющая данный вид Г. «свистящим» или «шипящим» голосом прорицателя. В Быт 44. 5, 15 через     передан способ Г. с использованием чаши, скорее всего егип. происхождения. Предсказание будущего по внутренностям животных, запрещенное Втор 18. 10, упоминается в Иез 21. 21, где Навуходоносор гадает по печени. История с волшебницей (    ) из Аэндора (1 Цар 28), свидетельство Ис 8. 19 и др. тексты указывают на практику некромантии. Упоминание терафимов (   - этимология неясна; так называли идолов, к-рые почитались родовыми, семейными божествами - Быт 31. 19, 30, 32; Суд 18. 24) совместно с ефодом свидетельствует о том, что израильтяне с древнейших времен использовали их для Г. (Суд 17. 5; 18. 14, 17, 18, 20; Ос 3. 4; см. также Иез 21. 21). Царь Иосия отменил терафимов наряду с др. формами незаконной мантики (4 Цар 23. 24). В Зах 10. 2 сказано о лживости данного оракула. О самой процедуре Г. при помощи терафимов можно только догадываться. Б. Т. В эпоху античности Г. отводилась значительная роль в жизни общества. У греков большим авторитетом (не только духовным, но и политическим) пользовались святилища с оракулами, являвшиеся местами постоянных паломничеств. При этом предсказания передавались не только устами человека (как, напр., в святилище Аполлона в Дельфах), но и при Г. по внутренностям животных (иеромантия, иероскопия; в святилищах Зевса в Олимпии, Аполлона Исменского близ Фив), по движению листьев священного дуба или лавра (филломантия), журчанию вод источника (пегомантия) (Додонский и Делосский оракулы), по жребию (дубовые палочки с надписями применялись в храме Фортуны в Пренесте). В поэмах Гомера представлена разнообразная практика Г.: по птицам ( Homer. Iliad. 1. 69; 2. 158-159, 858; 6. 76; 10. 274-282; 13. 70; 17. 218; Od. 15. 525-534; 17. 151-161), по сжигаемому фимиаму ( Homer. Od. 21. 145; 22. 318, 321; 24. 221), некромантия ( Homer. Od. 11. 24 и след.), по знамениям ( Homer. Iliad. 16. 459) и проч. У Аристофана в «Ахарнянах» (1128 и след.) повествуется о том, как Ламах, натерев щит маслом, увидел в нем грядущие события. Александрийские ученые, составившие схолии к этому месту, видели в данном описании Г. по зеркалу (катоптромантия). Широко была распространена вера в приметы, к-рые считались проявлением милости богов по отношению к людям (см., напр.: Xen. Mem. 4. 3. 12; Symp. 4. 47-48). Множество таких примет с иронией перечисляет Теофраст в «Характерах» ( Theophr. Charact. 16).

http://pravenc.ru/text/161397.html

Но если преступление Божиих заповедей предполагает служение иным богам и если З. является результатом всякого действия против Бога, то любое злодеяние есть идолослужение. Поскольку же всякое злодеяние есть умаление жизни, тот, кто творит З., вызывает проклятие Бога живого, а тот, кто поддерживает жизнь, творя добро, получает Божие благословение (см.: Втор 27-28). В учении о З. слова Моисея Втор 30. 15-18 созвучны рассказу о грехопадении. Подобно тому как Израилю предлагается выбор между соблюдением и несоблюдением закона, Адаму и Еве предстоят Древо жизни и Древо познания добра и Зла Вкушение от Древа познания, как и нежелание жить по закону, ведет к смерти (ср.: Быт 2. 17). Поэтому, прикоснувшись к плодам этого древа, прародители преступили Божию заповедь, породив тем самым З., за к-рым последовали проклятие и смерть. Согласно Моисею, злодеяния ведут к сокращению времени жизни Израиля в земле обетованной, так же как и преступление первых людей сократило их пребывание в Раю. Более того, их преступление разрушило весь строй сотворенной Богом жизни: они стали бояться предстать перед Богом (ср.: Быт 3. 10), отношения между ними утратили первоначальную гармонию (ср.: Быт 2. 23), приобретя черты состязания (ср.: Быт 3. 12), враждебность стала основой их взаимодействия с окружающим миром (ср.: Быт 2. 19-20 и 3. 17-19). Т. о., в повествовании о грехопадении (Быт 3. 1-7) грех описывается как свободный выбор, что возлагает ответственность за появление в мире З. в конечном счете только на человека (ср.: Иезек 28). Это утверждение имеет основополагающее значение для понимания ветхозаветной концепции З. Оно верно, даже несмотря на участие змея - посторонней по отношению к человеку силы,- поскольку, согласно повествованию, он только провоцирует, но ни в какой мере не определяет выбор человека в пользу З. Изгнание Адама и Евы из рая. Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. (КБМЗ) Изгнание Адама и Евы из рая. Фрагмент композиции на двери в жертвенник. 1607 г. (КБМЗ) В рассказе о потопе подчеркивается, что причиной, вызвавшей истребление людей с лица земли, стали «все мысли и помышления сердца их», к-рые «были зло во всякое время» (Быт 6. 5; ср.: Быт 8. 21). Формулировка «все мысли и помышления сердца их» (      ) ассоциирует источник З. с интеллектуальной и психической деятельностью человека и тем самым максимально, насколько это позволяет богословский язык ВЗ, устраняет возможность непосредственной связи З. с сотворенной Богом человеческой природой.

http://pravenc.ru/text/199913.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010