«И дочерей моих». Многие из комментаторов обращают внимание на эту чисто новозаветную черту: обыкновенно в Ветхом Завете о рождении дочерей не упоминается и вообще о них говорится чаще всего с укором. И вот только здесь, где, очевидно, тоже идет речь о новозаветных временах, говорится так же, как и у Апостола Павла ( Гал.3:28 ) о равноправности полов. Ис.43:7 . каждого кто называет­ся Мо­им именем, кого Я сотворил для славы Моей, образо­вал и устро­ил. «Сотворил... образовал и устроил». Интересный в филологическом смысле пример того, как родственные по смыслу еврейские глаголы выражают особые оценки мысли – «сотворил» по-евр. bara, т. е. произвел из ничего, ( Быт.1 и др.) «Образовал» – Jazar – оформил, вылепил из готового материала, и устроил – asa – окончательно отшлифовал, дополнил и улучшил отделку. Ис.43:8–13 . Здесь в более сжатой форме повторяется то, что составляло специальный сюжет раннейшей главы ( Ис.41:1, 21–26 ), именно – суд Всевышнего с народами. Господь снова вызывает на суд с собой иудеев (8 ст.) и язычников (9 ст.) и требует от них достоверных свидетелей, каковых у них, разумеется, не оказывается. В противоположность им Всевышний сначала заставляет быть невольными о Нем свидетелями всех его врагов, (10 ст.) а затем выступает и Сам с торжественным самоудостоверением (11–13 ст.). Ис.43:8 . Выведи народ слепой, хотя у него есть глаза, и глухой, хотя у него есть уши». Ближайшей параллелью к этому стиху и данным в нем определениям народа израильского служит Ис.42:7, 18–19 (См. наш комментарий к ним). Ис.43:9 . Пусть все народы соберут­ся вместе, и совокупят­ся племена. Кто между ними пред­сказал это? пусть воз­вестят, что было от начала; пусть пред­ставят свидетелей от себя и оправдают­ся, чтобы можно было услы­шать и ска­за­ть: «правда!» «Кто между ними предсказал это?» Как поставленный вопрос, так и все содержание данного стиха близко напоминает 26 ст. 41-й главы. Предметное содержание его – речь об явлении Отрока Господня, об отвержении иудейства и обновлении язычества. Пророк и задает здесь вопрос, мог ли кто-либо из представителей иудейства или язычества все это предвидеть и предсказать одним чисто естественным путем? Разумеется, нет: никто из них не в состоянии был ни сделать подобного предсказания, ни тем более удостоверить его правильность.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Описание событий, совершившихся непосредственно после смерти Иисуса Навина и указание на то, как колено Иудино, а также и другие колена народа еврейского исполнили повеление Моисея относительно искоренения народов ханаанских из своих уделов ( Исх.23:29–33, 34:11–17 ; Втор.7:1–5 ; Чис. 33:52 ). Суд.1:1 .  По смерти Иисуса вопрошали сыны Израилевы Господа, говоря: кто из нас прежде пойдет на хананеев – воевать с ними? По смерти Иисуса Навина израильтяне вопросили Господа о том, какое из колен израильских должно идти прежде других против хананеев. Это вопрошение совершалось через Урим и Туммим, который, по смерти первосвященника Елеазара, перешел к его сыну Финеесу ( Суд.20:28 ). Суд.1:2 .  И сказал Господь: Иуда пойдет; вот, Я предаю землю в руки его. На вопрос израильтян Господь сказал, что колено Иудино должно подняться на борьбу с хананеями прежде других. Колено Иудино было более многолюдным и воинственным, сравнительно с прочими ( Чис. 1:26–27, 26:22 , Быт.49:8–9 , Втор.33:7 ), а посему естественно было ему прежде других выступить на борьбу с врагами всего народа, как это было и в деле против вениаминитян ( Суд.20:18 ). Суд.1:3 .  Иуда же сказал Симеону, брату своему: войди со мною в жребий мой, и будем воевать с хананеями; и я войду с тобою в твой жребий. И пошел с ним Симеон. Выступая на борьбу с хананеями, по повелению Господнему, колено Иудино пригласило идти с ним также колено Симеоново, как ближайшее к нему и как имевшее часть своего удела среди колена Иудина (ср. Нав.19:1–8 ). Суд.1:4 .  И пошел Иуда, и предал Господь хананеев и ферезеев в руки их, и побили они из них в Везеке десять тысяч человек. При помощи Божией выступившие вместе воины колен Иудина и Симеонова одолели хананеев и ферезеев, живших в Везеке, и избили из них 10 000 мужей. Упоминаемый здесь Везек Кондером отождествляется с местечком Избик, находящимся на северо-востоке от Сихема (Наплуса), ср. 1Цар.11:8 . О хананеях и ферезеях см. Исх.3:8 и парал. м. Суд.1:5 .  В Везеке встретились они с Адони-Везеком, сразились с ним и разбили хананеев и ферезеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

101, 26–28).  «и звезды небесные пали на землю» – согласно Быт. 1, 14,  звезды были расположены Богом на «тверди небесной», то есть в пространстве. При упразднении же категории пространства расстояние между всем, что есть во вселенной, уничтожается, и человеку, наблюдающему это, вероятно, показалось бы, что звезды падают на землю. «и всякая гора и остров двинулись с мест своих» – сказано о потрясении основ земного мира. 15 И цари земные, и вельможи, и богатые, и тысяченачальники, и сильные, и всякий раб, и всякий свободный скрылись в пещеры и в ущелья гор, 16 и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца; 17 ибо пришел великий день гнева Его, и кто может устоять? После того как небо свернулось и пространство упразднилось (или же изменилось – см. выше), люди начинают видеть небесную реальность и Первопричину всего – Бога. Один христианский писатель говорил, что, когда анестезирующий туман, называемый нами реальным миром, рассеется, тогда мы окажемся с Создателем лицом к Лицу.  О том, что день пришествия Господа будет страшным для всех людей, многократно возвещали пророки. «Близок великий день Господа, близок, и очень поспешает: уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый!» (Соф. 1, 14)  Особенно страшен будет этот день для тех, кто жил бесчестно и попирал заповеди Божии. Перед явлением Бога окажутся равными абсолютно все: бедные и богатые, малые и великие. Сильные мира сего, властители, правители и вельможи, то есть те из них, кто жил скверно и безбожно, увидят, что мир, который они считали единственно реальным, в котором они победили, в котором они царствовали, разрушается и исчезает и что почва, на которой они столь незыблемо утверждались, уходит у них из-под ног. Также они увидят грядущего в мир грозного Судию и поймут, что всей своей жизнью они отреклись от Него, отверглись Его воли, попрали Его заповеди, явились Его врагами, ненавистниками и оскорбителями. Осознав все это с последней степенью полноты и очевидности, они в ужасе и отчаянии будут пытаться скрыться от Бога где угодно, хотя бы под обломками сдвинутых гор, и готовы будут даже на уничтожение и небытие, лишь бы только избежать встречи с Ним, избежать Его взора, Его Лица, Его гнева. Но как можно избежать и куда можно скрыться от Того, Кто наполняет Собой все? От Того, Кто содержит в Своей руке все мироздание – от звездных миров до каждого малейшего атома – вплоть до тех атомов, из которых состоит сама наша плоть? Кто содержит самую сущность, самую «материю»  нашей души? 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

996 Kohler, 73. К подобному толкованию примыкают и некоторые оставляющие в переводе «заповедь», – напр. Кейль (S. 694). Чаще других у комментаторов фигурирует ссылка на Наум.1:14 (Vgl. Nowack, a. a. O. u. a.). 997 Хотя, надо сказать, при толковании ст. 4 он и заявляет самым решительным образом, что » здесь должно иметь тот же смысл, что и в ст. 1 (Kohler, 77). 1002 «Пошлет на тебя Господь проклятие, смятение и скудость во всяком деле рук твоих, что ты ни будешь делать, пока не будешь истреблен» ( Втор.23:20 ); «проклятие Господне на доме нечестивых, благословение же на жилище благочестивых» ( Притч.3:33 ), «кто дает бедным тот не обеднеет; но кто закрывает глаза свои, на том много проклятий» (28:27). 1003 Подобное же понимание выразилось и в переводе Акилы – σπανιν (по Schleusner’y [V, 76]==raritas, penuria, inopia). 1005 «Да благословит тебя (Бог) благословениями небесными свыше, благословениями бездны, лежащей долу, благословениями сосцов и утробы, благословениями отца твоего, которые превышают благословения гор вечных (в масор. тексте ==«моих родителей»; – поправку чтения см. Gesenius, Wb. u. d. WW u. и приятности холмов вечных» ( Быт.49:25–26 ). «Когда в виноградной кисти есть вино, тогда говорят: не порти ее, потому что в ней благословение» ( Ис.65:8 ). 1011 «И сказал Господь Моисею, говоря: Скажи Аарону и сынам его: так благословляйте сынов Израилевых; говорите им: Да благословит тебя Господь и сохранит тебя. Да призрит на тебя Господь светлым лицом своим и помилует тебя. Да обратит Господь лицо свое на тебя и даст тебе мир. Так пусть возлагают имя мое на сынов Израилевых, и Я благословлю их» ( Чис.6:22–27 ). «В то время отделил Господь колено Левиино, чтобы носить ковчег завета Господня, предстоять пред Господом, служить Ему и благословлять именем Его, – доныне» ( Втор.10:8 ). 1012 Reinke, 349. Последний аргумент не особенно убедителен, потому что само может иметь значение maledictio realis. 1021 Велльгаузен (198) предполагает, что, может быть, первоначально читалось (inf. abs); но это предположение трудно оправдать.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Tihomiro...

Ст. 14. И рука моя захватила богатство народов, как гнезда; и как забирают оставленныя в них яйца, так забрал я всю землю, и никто не пошевелил крылом, и не открыл рта, и не пискнул. Во втором члене а) описывается гордость и тщеславие Ассура (ст. 13, 14); б) содержится обличение их (ст. 15); в) указывается наказание (ст. 16–19) Что в ст. 12-м Пророк коротко сказал о высокомерии Сеннахирима и об определенном ему наказании, то здесь излагает подробно. Описываемые в ст. 13-м и 14-м завоевания Ассирийских царей частью совершены Сеннахиримом и его предшественниками при разрушении царств Сирского и Израильского, а частью оставались еще в гордых замыслах этого государя. б) Обличение тщеславия Сеннахирима. Ст. 15. Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает её? Как будто жезл возстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево? Пророк, уподобляя Сеннахирима секире, пиле, жезлу, показывает, что военные успехи его зависели не от него, а от попущения Божия и тем обличает возношение его против Бога Израилева, Который управляет царями, всеми людьми и всеми происшествиями в мире; нечестивым, подстрекаемым страстями и сатаною, попускает делать ни больше, ни меньше, как сколько определил в Своем совете, и все действия людей, даже порочные, Своим промышлением направляет к назначенным благим целям, так что без Его воли и попущения никто ничего не может сделать. (См. под. 2Цар. 16:10 ; Притч.21:1 ; Ис.14:26 ; Деян.4:28 ; Быт. 45:8 ; Суд.9:23 ; 3Цар.22:21, 22 ; 4Цар.24:2–4 ; 1Пар.21:1 ). Сеннахирим был только как бич в руке Божией для наказания нечестивых, а бичу безрассудно превозноситься пред держащим его. в) Наказание, определенное Ассуру. Ст. 16. За то Господ, Господ Саваоф, пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Ст. 17. Свет Израиля будет огнем, и Святый, его – пламенем, который сожжет и пожрет терны его и волчцы его в один день. Ст. 18. И славный лес его, и сад его, от души до тела, истребит; и он будет, как чахлый умирающий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Ekaterino...

22. Верою Иосиф, умирая, (напоминал, и прочее): то есть при Смерти своей он верил тому, что его братья выйдут из земли Египетской (Быт.50:24). 23. Верою Моисея, после рождения, скрывали три месяца родители его, и не убоялись угроз царя, скрывая его в течение тех трех месяцев (Исх.2:2 сл.). 24-25. Верою Моисей, возросши, отказался называться сыном дочери Фараоновой: ведь если бы он не верил в обетование Авраама, то не стал бы с презрением отрекаться от греха и не предпочел бы участвовать в страдании народа Божия. 26-27. Пред Египетскими богатствами, кои могли достаться ему, предпочел он ревность о Христе, о Коем и сам написал. И так как он с надеждою взирал на мздовоздаяние, то оставил Египет и ушел, не убоявшись гнева царскаго и того, чтобы не нашли его (беглеца); так как Бог, являвшийся ему не внешним образом, был как бы видим для него (как это открывается) в терпении (его). 28. Верою совершил пасху и пролитие крови: то есть прежде заклания агнца он веровал, что первенцы Египетские будут умерщвлены при посредстве его и Евреи спасутся чрез него (Исх.12:11 сл.). 29. Верою перешли Чермное море: поелику, то есть, народ веровал, что войдя в море, он, как по сухой земле, пройдет по средине его. Напротив Египтяне, войдя в него без веры, нашли в средине его воздаяние за свои прегрешения (Исх.14:22 см.). 30. Верою Иисуса и народа пали стены города Иерихона, ибо с верою обходили его семь раз мирно и без сражения, и при звуке голоса веры разрушились башни и укрепления его в седьмой день (Нав.6:20). 31. Верою Раав блудница не погибла: ибо слава о чудесах, совершившихся в Египте и в пустыне, привела ее к вере, что евреи действительно овладеют землею Ханаанскою, как сказал Бог Аврааму. Если же Апостол упомянул о соглядатаях, кои были приняты ею с миром, то желал этим показать, что в чистоте и непорочности вышли от нее, ибо не для блуда входили к ней (Нав.2:1; 6:16.24). 32. Но чтобы не перечислять отдельно и подробно всех дел веры ветхозаветных праведников, он потом только кратко указывает на них. И что еще, говорит, скажу? ведь не достанет мне времени повествовать о Гедеоне, то есть о вере Гедеона, с тремястами мужей поразившего десять тысяч Мадианитян (Суд.7:1 сл.), - и Вараке, верою своею победившего войско Сисара (Суд.4:4 сл.), - и Самсоне, который, благодаря своей вере, избил ослиною челюстью тысячу человек (Суд.15:15), - и Иеффае, который своею верою разрушил двадцать два города Аммонитских (Суд.11:33), - и Давиде, который, благодаря своей вере, поразил Голиафа (1Цар.17:4 сл.) - и Самуиле, который своею верою победил Филистимлян (1Цар.7:10), - и о других пророках.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/897/...

Без сомнения среди этих людей, были и такие, которые подавали нищим, отдавали поношенные вещи соседям, сбрасывались на работе на роженицу или на похороны. И все это в понимании таких людей – «милосердие», но униженные и оскорбленные, ограбленные и разоренные не нуждаются ни в каком милосердии, они нуждаются в СПРАВЕДЛИВОСТИ. А справедливость – это то, что однажды произнес один нравственный и физический «пигмей», и эти слова возвысили его душу до вершин богообщения. Это была настоящая тешува («покаяние»)! Вот эти слова: «Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» ( Лк.19:8–10 ). Высшая справедливость требует! Вернуть фабрики и предприятия – рабочим и работникам, земли – фермерам и крестьянам. А тем, которые откажутся пересмотреть итоги приватизации, вынести самый суровый приговор Церкви, возможный на земле, – отлучение и анафема. Христос, отождествив Себя Самого с жаждущими и голодающими, скитающимися и нагими, больными и заключенными, объявил Себя Мессией труждающихся и обремененных (см. Мф.11:28 ) – Мессией нищих! Сказано: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою» ( 2Кор.8:9 ). И далее мы читаем: Мф.25:45–46 . «Тогда скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне. И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». Непонятно на что рассчитывали все эти люди, препираясь с Господом, своими « когда » и « когда мы видели ». Им была предоставлена возможность в человеке, созданном по образу и подобию Бога, служить Самому Богу. Разве не знали они слов Триединого: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему» ( Быт.1:26 ). Утратив образ и не восстановив подобие Божие в себе, они не видели, что ближний – это, может быть, нуждающаяся в реставрации, попорченная и покрытая копотью, но – икона Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Религия и религиозно-философская рефлексия вне Израиля Сутью мировой истории после грехопадения становится религ. процесс (см. Религия ), история спасения. Этот процесс, с одной стороны, показывает тщету человеческой самонадеянности, исчерпывает пафос богоотступничества, пробуждает жажду к богообщению, а с др.- есть проявление Божественной педагогики, стремящейся очистить, подготовить человечество к приходу Христа, сделать людей способными принять Спасителя, способными к ответной любви к Богу, не пощадившему Сына Своего, но предавшему Его за людей (Рим 8. 32). Ап. Павел в речи в Афинском ареопаге, обращенной к язычникам, говорит о Божием Промысле в отношении человечества: «От одной крови Он (Бог.- В. Ш.) произвел весь род человеческий для обитания по всему лицу земли, назначив предопределенные времена и пределы их обитанию, дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас, ибо мы Им живем и движемся и существуем, как и некоторые из ваших стихотворцев говорили: «мы Его и род»» (Деян 17. 26-28). Первые 10 глав кн. Бытия показывают постепенное отдаление человека от Бога. В душе человека возникает враждебность к Творцу, перемешанная с завистью и рабским страхом (ср.: Быт 3. 10; 4. 5-7). Состояние богооставленности, избранное им, становится все более трагичным, при этом человек всеми возможными способами стремится забыть о смерти, т. е. о разлуке с Богом, люцифериански устремляет свою волю к тому, чтобы спасти себя самостоятельно и самообожиться. Но грехопадение не уничтожило образ Божий в Адаме. Поэтому активность человека, его хозяйственная и культурная деятельность проявляются как подлинное творчество, предчувствие, хотя и несовершенное, нового Едема , о к-ром возвещают пророки Библии. И в отношениях к Творцу человек не остается до конца ослепленным враждой, недоверием и корыстью; в нем никогда не исчезает тоска по Небу, по Божественной Любви и свободе богосыновства. Изначальной формой боговедения было непосредственное общение первозданного человека с Богом, к-рое прекратилось вслед. греха. После грехопадения возможность богопознания не утрачивается совершенно. Стремление к Богу, к истине, красоте, любви, целостности жизни и полноте общения, вечности неутолимо в состоянии греховного отделения от Бога. Вся человеческая деятельность так или иначе соприкасается с опытом Божественного присутствия. Бог проявляет Себя в сотворенной Им природе, в т. ч. и природе человека (ср.: Деян 17. 27; Рим 1. 19-20; 2. 15).

http://pravenc.ru/text/149441.html

После смерти Авраама Бог благословил И. (Быт 25. 11), явился ему и подтвердил Свой завет с родом И. (Быт 26. 2-5). Однако И. в глазах Божиих не равен Аврааму: это благословение дается И. не за собственные заслуги, а за то, что его отец слушался голоса Божия и соблюдал наставления Божии (Быт 26. 5). Почти сразу же по окончании цикла преданий об Аврааме («толедот Фарры»), где И. находится в тени отца, начинается цикл преданий об Иакове («толедот Исаака»), в к-ром И. вновь оказывается на 2-м плане повествования о деятельном Иакове. Рассказы о рождении у И. в возрасте 60 лет близнецов Иакова и Исава (Быт 25. 19-26), о том, как Иаков купил у Исава первородство (Быт 25. 27-34) и как Иаков похитил у Исава отцовское благословение (Быт 27), пронизаны темой соперничества 2 братьев. Отношения Иакова и Исава во многом повторяют отношения Измаила и И.: в обоих случаях отцовское (и Божие) благословение получает не старший, а младший брат; причем именно младший становится прародителем евр. народа, а старший - прародителем одного из соседних народов (Измаил - арабов, Исав - идумеев). Долгому неплодию Сарры соответствует долгое неплодие Ревекки, к-рая родила Исава и Иакова лишь после молитв И. Повествование о том, как И. отослал Иакова за женой в Месопотамию, в семью Вафуила, чтобы Иаков не женился на «местной» (Быт 27. 46-28. 5), напоминает рассказ Авраама об И. (Быт 24). И. выходит на 1-й план в повествованиях Быт 26, в рамках «толедота Исаака», между рассказами о том, как Иаков купил у Исава первородство, и о том, как Иаков похитил у Исава отцовское благословение. Все повествования Быт 26 имеют параллели в истории Авраама. В Быт 26. 1-10 рассказывается, как И. во время голода ушел к филистимлянам в Герар и, опасаясь за жизнь, выдавал свою красавицу-жену за сестру, так что некий мужчина из числа хозяев страны по неведению едва не совокупился с ней, что стало бы грехом всего народа (Быт 26. 10), и как царь, узнав истину, гарантировал И. безопасность (Быт 26. 11). Эта история напоминает рассказ об Аврааме в Быт 20 (см. также: Быт 12. 10-20). В Быт 26. 12-33 говорится об Авимелехе, царе Герара, и о его военачальнике Фихоле, к-рые, видя, что Господь помогает И., заключили с ним союз после споров за обладание колодцами с водой. В названии того места отражено, что именно здесь союз был скреплен клятвой: Вирсавия (Беэр-Шева) - колодец клятвы. Эта история, включая детали (Фихол, Вирсавия), напоминает рассказ про Авраама в Быт 21. 22-33.

http://pravenc.ru/text/674115.html

2006. Свт. Амвросий противопоставляет египтянина, раба пороков, истинному человеку, имеющему духовные устремления. 2007. См.: Быт 29. 21–28. 2008. Ср. у Филона, migr. Abr. 26. 145: «Лию, что в переводе означает «работящая“. 2009. Подобная интерпретация встречается лишь у свт. Амвросия. Имена Лия и Рахиль восходят соответственно к еврейскому leah — «корова» и rahel — «овца, имеющая ягнят» (см.: Iacob. 2. 5. 25). 2010. То есть дочери принадлежат ему, потому что он их породил. 2011. Возможно, закрытая, то есть из которой нельзя взять сокровище. 2012. Moneta от глагола monere — напоминать, предвещать. 2013. См.: Быт. 31. 23, а также: Iacob 2. 5. 21–24. 2014. См.: Быт. 31. 27. 2015. См.: Быт. 31. 18. 2016. Ср 2Тим. 2. 3–4. 2017. См: Быт. 30. 32. 2018. См.: Быт. 33. 4. 2019. См.: Быт. 33. 18. 2020. См.: Быт. 34. 25–31. 2021. См.: Быт. 32. 24–31. 2022. Свт. Амвросий в своих творениях так толкует название города Сихем, (см.: Abr. 1. 2. 5; 2. 3. 8; Ioseph 3. 9; patr. 3. 11). 2023. Подразумевается Ревекка, мать Иакова. Этимология имени Ревекка, возможно, взята свт. Амвросием у Филона Александрийского (см: congr. 7. 37; cherub. 13. 47; fuga et inu. 4. 24). Это толкование свт. Амвросий повторяет в lacob. 2. 4. 14; Isaac I. I. — Примеч. ред. 2024. См.: Быт. 21. 6. О значении имени Исаак свт. Амвросий пишет в Isaac I. I. Филон Александрийский (см.: ргат. 5. 31) также дает толкование этого имени. — Примеч. ред. 2025. См.: Рим. 5. 5. 2026. См.: Мк. 8. 38; Лк. 9. 26. 2027. См.: Гал. 6. 12. 2028. Феликс, епископ г. Кома (ныне г. Комо, Италия), рукоположен свт. Амвросием. Ср.: parad. 7. Участвовал в соборе, созванном свт. Амвросием в Медиолане в 393 г. для осуждения учения Иовиниана (см.: epist. 15). 2029. Ср. у Цицерона (fam. 16. 23 — pulegio mihi tui sermonis utendum est). Puleium (pulegium, poleium — ароматическая трава, одна из разновидностей мяты, употреблялась для сладости (см. в том же письме Цицерона ее противопоставление горькой руте). 2030. Годовщина рукоположения Феликса, о чем речь идет и дальше.

http://predanie.ru/book/220196-tvoreniya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010