Потому-то он и говорил, обращаясь с посланием к уверовавшим: »Ибо если мы вышли из себя, то для Бога, если мыслим здраво, то для вас»( 2Кор. 5, 13 ) 114 . Итак, я предпочёл бы, говорит он, и весьма охотно, чтобы вновь спасти произошедших от крови Израиля, быть отлучённым от Христа 115 .И на этом он не останавливается, словно бы обнаруживая, что причина скорби по ним вовсе не маловажная, коль скоро это может произвести в нём такое расположение, чтобы ему не казалось чем-то тягостным и нелепым сказать, что выкупом за жизнь других он приносит свою собственную. Ведь, во-первых, говорит он, они израильтяне, им принадлежит 116 усыновление, и слава, и заветы»,от них же по плотии Сам Христос. Однако если бы они были кем-нибудь из числа недавно познавших сущего по природе и истине Бога, если бы не было у них данного через Моисея закона, венчавшего близостью к Нему, если бы они не произросли от корня святых отцов и не были назначены наследниками их славы, если бы они первыми не обучились способам служения Богу, то скорбь о них могла бы сделаться более умеренной. Но если это их отцыи прочее, а они, притом что чуть ли не попутным ветром шли у них дела, сбились к нежданному исходу и не достигли того, на что надеялись, то разве поистине не ужасно случившееся с этими несчастными? 117 (9, 6–9) Но не то, чтобы слово Божие не сбылось (V) Точна эта речь, ибо он говорит, что ни в малейшей степени не обманулось, то есть не могло уклониться от истины, Божие слово. Ведь общеизвестно, что Бог изначально возвестил Аврааму, что тот будет отцом многих (см. Быт.17, 5 ), и ещё: «Умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные множеством»( Быт.22, 17 ) 118 , поэтому надлежало, чтобы Авраам был провозглашён отцом не только тех, кто от Израиля, ведь не один был народ, явившийся от него, но мириады по всей земле, которые определены в дети Аврааму, если они действительно дети по обетованию и ходят по следамего веры, которую имел он в необрезании( Рим.4, 12 ), как написано. Ибо как пишет негде сам блаженный Павел: «Не законом даровано Аврааму или семени его обетование – быть наследником мира, но праведностью веры, ибо если утверждающиеся на законе – наследники, говорит он, то тщетна вера, бездейственно обетование»( Рим.4, 13–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

7:10–17 Знамение Эммануила. Из предложения представить любое доказательство, которое выбрал бы Ахаз, становилось совершенно ясно, что призыв к вере был (и остается) прежде всего призывом к покорности воле Божьей (ср.: Ин. 7:17 ). Отмахнуться от этого предложения означало бы откровенно воспротивиться Богу, но Ахаз уже принял решение. Вера не играла большой роли в его религии ( 4Цар. 16:3–4, 10–20 ) или политике. За благочестивыми речами (12; ср.: Втор. 6:16 ) скрывался план перехитрить врагов, подружившись с самыми могущественными из них (ср.: 4Цар. 16:7–10 ). Какой друг может выйти из Ассирии, Исайя объяснил в ст. 17, развернув целую картину в ст. 18–25. Тем временем Господь Сам послал знамение, предназначенное не только для царя Ахаза (обращение в ст. 13–14 имеет форму множественного числа, т. е. подразумевается вся династия Давида) и имеющее гораздо большее значение, чем простое доказательство могущества. Сопутствующие подробности частично ободряют (15,16), частично предупреждают (17). Мед и молоко здесь непонятны, поскольку они символизируют земное изобилие (ср.: 22; Исх. 3:8 ) и одновременно страну обезлюдевшую (22б) и невозделанную (23–25). Но самое главное знамение – это Эммануил. Кто Он, здесь пока не говорится; это прояснится позднее в 9:6–7; 11:1–5. Как видим, пока царь собирает армию, Господь собирается послать в мир Сына (ср.: Быт. 17:19 ). Много споров возникало по поводу того, насколько знамение соответствовало ситуации. Как прямое пророчество о Христе (ср.: Мф. 1:22–23 ), оно было слишком далеко от Ахаза, хоть и предназначалось для находившегося под угрозой дома Давидова (6, 13; см. предыдущий отрывок), подтверждением чему служило видение грядущего Князя. Ср. 37:30; Исх. 3:12 ; Рим. 4:11 о знамениях, скорее поддерживающих веру, нежели принуждающих к ней. Также см. ниже коммент. к 8:1–4. Однако Бог мог открывать значение будущего на примерах из настоящего. Некоторые полагают, что большое значение знамения заключалось в следующем: а) был указан промежуток времени (с момента зачатия ребенка – какого–то ребенка – и до достижения им сознательного возраста; 16); или б) из–за имени ребенка («С нами Бог»), которое современная мать по внушению свыше даст своему сыну, в противоположность Ихаводу ( 1Цар. 4:21 ); или в) происхождение, поскольку было объявлено, что Он будет царского рода, что внушало некоторую надежду. (Однако в любом случае ребенок не мог быть Езекией, который уже родился за несколько лет до этого.) Все эти предположения не обязательно противоречат друг другу или заблаговременному предсказанию о рождении Христа.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

35:1–15 В этой главе содержится пророчество против горы Сеир (так иначе назывался Едом). См. Быт. 36,8.9 ; Чис. 24,18 . 35 обрати лице твое к горе Сеир. Едом располагался на узкой полоске плодородной земли, на северо-восток от Мертвого моря. Гора Сеир была самой высокой в стране, и ее имя стало синонимом Едома (35,15; Быт. 36,8.9 ; Суд. 5,4 ). 35 эти два народа ... будут мои. Имеются в виду царства Израильское и Иудейское. мы завладеем ими. См. Втор. 2,2–8 . Ранее Израилю было запрещено посягать на землю Едома, поскольку Бог отдал ее потомкам Исава. Глава 36 36:1–38 За пророчеством о суде, направленном против горы Сеир, следует пророчество о восстановлении страны, обращенное к горам Израиля. 36 вечные высоты достались нам в удел. Т.е. земля, которую Бог обещал Израилю, или, точнее, высоты Сиона (17,23; Ис. 58,14 ; Иер. 31,12 ). 36 не будешь более делать их бездетными. Израиль станет процветать и будет более многочисленным, чем был до недавней катастрофы (ст. 11,12; ср. Зах. 2,4 ). Ср. 36,12.13; 37,25; Зах. 8,5 . 36 он осквернял ее поведением своим. Вавилонское пленение было результатом заботы Господа о Своей собственной святости (ст. 16–23). Святость Божия не может быть противопоставлена Его же обетованиям, милостиво дарованным патриархам и царю Давиду. Бог по-прежнему милосерден по отношению к Своему народу, и Он сохранит остаток, но Его заповеди никто не может нарушать безнаказанно. 36 не для вас Я сделаю это. Израиль получает незаслуженные им милости. 36 окроплю вас чистою водою. Окропление или поливание водой это ритуальное очищение в случае осквернения ( Лев. 14,52 ; Чис. 19,17–19 ). Кропление символ присутствия Духа Божия и применяется как при помазании царей и священников, так и при призвании пророков ( Иоил. 2,28.29 ). 36 дам вам сердце новое, и дух новый дам вам. Ср. 11,19 и 18,31. Вместо окаменевшего сердца, не способного любовью и послушанием отвечать на заповеди и указы Божий, Бог дарует людям новое сердце и новый дух. Этот дар результат собственного решения Бога и Его милости, а не человеческих усилий. Ср. Иер. 31,33 ; Притч. 3,3 ; Рим. 2,15.29 ; 2Кор. 3,3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Рим.8:20; Быт.3:17). Под физическим злом понимаются болезни, землетрясения, эпидемии, засухи, голод, несчастья — различные страдания в мире вещественном. В Своем отношении к физическому злу Промыслитель проявляет бесконечно человеколюбивую премудрость: разные формы зла Он обращает в средства для врачевания и исцеления свободно-нравственных существ от зла и греха и для их преуспеяния в добродетели (см. 3Цар.9:7—9; Втор.29:22—28; Иер.22:7—9; 2Пар.33:10—13; Притч.17:3; Сир.2:5; 2Кор.1:4—7; Рим.5:3; Деян.14:22; 2Фес.1:4; Иак.1:2—4). «Промысл Божий управляет всем; и то, что считалось наказанием, является врачеванием». «Болезни по городам и народам, — говорит святой Василий Великий, — засухи, неурожаи и бедствия, встречающие каждого в жизни, приостанавливают возрастание греха. И всякое зло такого рода Бог посылает для того, чтобы предотвратить порождение истинных зол. Ибо и телесные страдания, и внешние скорби задуманы для обуздания греха. Следовательно, зло не от Бога, но Бог истребляет зло, подобно тому как врач истребляет болезнь, а не вносит ее в тело. Разрушение же городов, землетрясения, наводнения, военные поражения, кораблекрушения, всякое истребление многих людей — случающиеся от земли или моря, от воздуха или огня и от любой другой причины — бывают для того, чтобы прочие опомнились, ибо всенародные пороки Бог излечивает всенародными наказаниями».    3. Несмотря на многозаботливое Божие промышление о людях, в мире сем нередко происходит то, что праведники страдают, а грешники благоденствуют, — и у некоторых это вызывает недоумение относительно праведности Божия промышления, а иногда и сомнение в существовании Промысла вообще. При решении этой проблемы необходимо прежде всего установить, в чем мерило праведного и греховного. Налицо два критерия — человеческий и Божий. Человеческий критерий праведного и греховного, применяемый людьми к себе подобным, на основе которого они делят их на праведников и грешников — вследствие человеческой ограниченности, несовершенства и греховности — вовсе не абсолютен и не совершенен, а относителен и погрешим, и потому не может быть принят в качестве значимого и полноценного.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

«Совет, ацат»— рассуждение и решение тем или другим способом достигнуть предположенной цели. «Нечестивых». Еврейское слово: «раша» — беспокойный, мятущийся и мятущий — нечестивые, не имея покоя совести, волнами похотей своих бросаемы бывают в разные беззаконные дела (см.: Ис. 48, 22 (несть радоватися); 57, 21; Притч. 4, 16 (не уснут бо, аще зла не сотворят). Советы нечестивых описаны у Иова: см.: Иов. 21, 14—16 (отступи, путей Твоих ведети не хощем); 22, 17—18; Иез. 11, 2—3). Идти — обычная метафора, употребляемая в означение замыслов, хлопот, предприятий, порядков, — коими, как ногами, достигают предположенной цели — частной или цели всей жизни (см.: Быт. 17, 1; Пс. 118, 1, 3, 9 и прочее; Рим. 8, 1 и другое). «Не иде» — прошедшее совершенное, — вместо настоящего… решительно, наотрез не пошел, — не однажды, а всегда так, — таково правило его жизни. Евреи, выражая настоящее, употребляли прошедшее или будущее. Пример первого здесь; пример второго в следующем стихе: «поучится». В греческом переводе LXX и в нашем славянском (не «иде, поучится») видим точный перевод подлинника; русский перевод (не «ходит, размышляет») есть перевод по смыслу, так называемый толковый. По–русски говорят: что он тебе будет? брат или дядя — тогда как он есть это. Заметить надо, что, по идиотизму (грамматическому) еврейского языка, — отрицательные выражения здесь — эмфатически (эмоционально) выражают противное — положительное. Как бы так: далеко бежит, отвращается от всякого союза с нечестивыми, гнушается ими, ни во что ставя наружный иногда блеск грешащих. «На пути грешных не ста». Если иногда по немощи плоти и уклонится иногда на распутие порока, не останавливается там, на том широком пути, ведущем на пагубу (см.: Мф. 7, 13); но тотчас спешит опять вступить на тесный путь заповедей Божиих, чтобы опять неуклонно пребывать на нем. Путь означает установившиеся обычаи, коим постоянно следуют, и соответствующие им планы, нравы, заботы, предприятия, приемы. «Не иди в путь нечестивых, уклони же ногу твою от стезь их» (ср.: Притч. 1, 15; ср: Пс. 118, 9, 15, 35). «Грешных», — которые давно отстали от дел закона, не однажды согрешили, но частым падением грех обратили себе в навык, — грешат непрестанно, — то и делают, и думают, что грешат, — не по неведению, а сознательно, и не тайно, а явно уже, — людей не стыдясь и Бога не боясь. На пути таких людей заповедуется нам не стоять, — не замедляться, не закореневать в грехах и пороках, не утверждать, не основывать навсегда своего пребывания или жития среди губителей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

2:13. В древности было множество историй, повествовавших о тех, кто отверг божественных вестников, сочтя их шарлатанами; Павел благодарен фессалоникийцам за то, что они приняли его вместе с его помощниками как подобает. 2:14. Добродетели часто учились на хороших примерах. Фессалоникские христиане преследовались другими, как, например, иудео-христиане – иудеями нехристианами (это удостоверяет Павел в Гал. 1:13 ).Вполне вероятно, что читатели Павла испытывали трудности в отношениях с местной еврейской общиной ( Деян. 17:5–7 ); хотя эта община не была ядром «церковной оппозиции ( Деян. 17:8 ), но могла нести ответственность за возникновение иудейской оппозиции (ст. 15, 16). 2:15. Евреи поддерживали предание о том, что их предки убивали пророков, на практике подтверждая ветхозаветное повествование. Оппозиция по отношению к греко-язычным христианам из иудеев, которыепридерживались миссионерских позиций, набирала силу среди палестинских евреев по мере того, как там нарастало напряжение между евреями и неевреями (см. коммент. к Деян. 21:20–22 , где описывается обстановка, существовавшая в течение десятилетия после написания этого послания). Жизнь заставляла евреев держаться вместе во враждебной обстановке, давая тем самым повод «язычникам обвинять их в национализме; но Павел здесь имеет в виду совсем другое; он сосредоточивает внимание на противостоянии христианам из иудеев, которые были миссионерами для язычников. 2:16. «Наполняют меру грехов» – эта «ветхозаветная мысль (см., напр.: Быт. 15:16 ) высказывается и Иисусом ( Мф. 23:32 ). В согласии с учением Павла, высказанном в другом месте ( Рим. 11 ), «приближается на них гнев до конца» (ср.: Лк. 21:9,23 ), а не окончательно или во всей полноте (как в ряде переводов). Ветхозаветные пророки предвещали, что после многих судов верный остаток Израиля повернется всем сердцем к Богу, и тогда Он восстановит Свой народ и введет его в грядущий век Своего Царства (см., напр.: Иер. 29– 14 ; Иез. 34:11–31 ; Ос. 14:4–7 ; Ам. 9:11–15 ). 2:17–3Разлука, но не сердцем

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

   Их вера как бы утомилась своим страдательным состоянием ожидания и невидения (Ин. 20:29), они хотели напитать и подкрепить ее самодействованием. Они не довольны были тем, чтобы внимать обетованиям Господа с упованием и преданностью Его воле; они начинали думать, что могут, или и должны содействовать своими естественными силами приведению оных в исполнение. От сего внутреннего состояния Аврама и Сары произошло рождение Измаила; и сие внутреннее их состояние отразилось во внешних обстоятельствах его рождения. Таким образом, проходя сами внутренне состояние ветхозаветное, они произвели внешнее прообразование Ветхого Завета. Кажется, что сие ветхозаветное состояние Аврама открывается и в происхождении строгого Закона обрядов, которое последовало вскоре за рождением Измаила в заповеди обрезания (см.: Быт. 17:14).    Конец и намерение сих соображений есть то заключение, что как рождение Измаила для Аврама не было исполнением обетования, которого еще надлежало ожидать в Исааке, как Ветхий Завет был только нриготовлением к Новому. так жизнь многодеятельная и работная под игом закона не должна быть почитаема христианами сокровищем заслуг и последним предлогом совершенства; но, проходя сие поприще в терпении и послушании, они должны ждать верою своей свободы в истине, своей жизни во Христе и жизни Христа в себе».    Видишь, душа моя, как рассуждает о существе состояния Агари и Измаила святитель Филарет? Что нам к этому еще добавить? Разве только — повторить еще раз мысли преподобного Андрея о том, что виною нашего рабства греху в этой жизни является наша собственная воля. Что именно мы сами произволением порабощаем себя греху. Более того — мы добавляем к нему еще и дерзость, с коей, презирая Божественные законы, совершаем греховные поступки так, как будто за них не будет нам никакого наказания, как будто никакой разницы между греховной и праведной жизнью не существует и воздаяние и за ту, и за другую — одно.    Но разве не видим мы каждодневно, что «кривое не может сделаться прямым» (Еккл. 1:15)? Разве не понятно нам, что нет «согласия между Христом и Велиаром» (2 Кор. 6:15)? Разве не вера, а безверие «вменяется человеку в праведность» (Быт. 15:6; Иак. 2:23; Рим. 4:3, 5—6, 9, 11, 22; Гал. 3:6)? Разве человеку — образу и подобию Божиему — свободное произволение дано для того, чтобы попирать то, что Божие, прилепляясь к Ваал-Фегору (Числ. 25:3), а не для того, чтобы исполнить заповедь: «Господа, Бога твоего, бойся [и] Ему [одному] служи, и к Нему прилепись» (Втор. 10:20)? Разве не сказано, что «прилепившиеся Господу... живы все и доныне» (Втор. 4:4)?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

42 Многие древние даже определяют самое число языков и народов, образовавшихся при вавилонском смешении, именно 72. Это мнение опирается на то, что Моисей в X гл. Бытия перечисляет именно 72 родоначальников, от которых «распространились народы по земле после потопа» (X:32). Именно насчитывается 14 родоначальников, произшедших от Иафета, 31 – от Хама и 27 – от Сима. 43 Цель сохранения Церкви и веры на земле достигалась именно выделением Аврама с его потомством из среды других народов; но это выделение состояло не в простом, только внешнем разобщении в общежитейских отношениях Авраама и его потомков с языческими народами, а в специальном воспитании от Авраама, «отца верующих» ( Рим.4:11, 16–17 ), народа веры, хранителя месианских ожиданий, так чтобы он, соприкасаясь с язычниками, разливал свет боговедения и мессианских чаяний, принимая сам от язычников все лучшее из обще-человеческой цивилизации народов. 44 Все животные и птицы, указанные Богом Авраму, суть жертвенные. Полагают, что и самый обряд, совершенный Аврамом, был жертвенным обрядом. 46 Всех явлений и откровений Бога Иакову было семь, именно: 1) видение лестницы (XXVIII:13); 2) откровение об овцах и козах (XXXI:11–13); 3) откровение о возвращении в Ханаан (XXXI:3); 4) борение с Богом (XXXII:24–31): 5) в Сихеме после приключения с Диною явление Бога, повелевающего совершить обетные жертвы в Вефиле (XXXV:1); 6) богоявление в Вефиле с обетованиями (XXXV:9), и 7) богоявление пред отездом в Египет (XLVI: 2–4). 47 Имена Ефрем и Ефрафа имеют одинаковое значение: изобилие плодов. Это совпадение значения указанных названий, возбудившее в старце живое воспоминание о любимой супруге, было, вероятно, и внешним промыслительным избуждением и предпочтению в благословении младшего Ефрема пред старшим Манассиею. 48 «Сихиму избранную». С еврейского Шехем означает: участок. Но в этот участок действительно входил и город Сихем, который при разделении земли Ханаанской достался колену Ефремову и в котором погребены были кости Иосифовы (см. Нав.24:32 и Ин.4:5 ). О завоевании этого участка мечем и луком ничего неизвестно из истории Иакова; известно даже противное, именно о покупке этого участка, а не о завоевании его ( Быт.33:18–19 ). Посему некоторые толковники упоминание Иаковом о завоевании этого участка объясняют в смысле пророческого указания на будущее. Другие же думают, что купленный участок Иакову приходилось действительно отбивать орудием у Аморреев.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Afana...

   1. Святое Откровение Троичного Божества начинается истиной о Боге как едином Творце мира: «В начале сотвори Бог небо и землю» (Быт.1:1). На этой первой и начальной истине основывается всё Откровение Ветхого и Нового Завета. В начале всего и прежде начала всего стоит Бог, без Которого, вне Которого и вопреки Которому ничто не могло войти в существование, в бытие, в жизнь: Вся (πντα) «Тем быша, и без Него ничтоже бысть, еже бысть» (Ин.1:3). «Сотворивый всяческая есть Бог» (Евр.3:4; ср.: Иов.12:9; Деян.4:24, 14:15, 17:24; Неем.9:6; Откр.10:6, 14:7), «яко из Того, и Тем, и в Нем всяческая» (Рим.11:36).    Говоря о Боге как Творце неба и земли, Святое Откровение разумеет под небом и землей всё, что начало существовать Божией творческой волей, всё Божие творение; и оно ни в коем смысле не приравнивает Бога к миру и не делает Бога зависимым от мира (см. Деян.14:15—17). Хотя мир не только в начальных, но и во всех периодах своего существования зависит от Бога, однако Бог как Творец трансцендентен миру. Это учение Святого Откровения, хранимое и исповедуемое Церковью, не имеет ничего общего ни с пантеистическими, ни с дуалистическими, ни с материалистическими теориями о происхождении мира — теориями, которые стали основой космогонии и антропогонии некоторых ересей. Ибо, по пантеистическому учению, мир — это естественная эманация Божией сущности, он совечен Богу и есть некий вид вечного Божиего тела; по дуалистическому учению, мир и Бог суть два вечных существа, два вечных начала, причем Бог — начало не творческое, а лишь регулятивное; по материалистическому учению, все существа и все вещи возникают из предсуществующей хаотичной материи, творчески действующей посредством некой имманентной созидательной силы.    2. Так как мир — творение Триипостасного Бога, в его сотворении одинаково и нераздельно участвовали все три Божественных Лица, но каждое — Своим ипостасным образом. Силой Своего единосущного и нераздельного естества, премудрости и воли Божественные Лица единосущны и нераздельны в Своей творческой деятельности, причем творчество каждого Лица несет на себе свое ипостасное отличие.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

(Лев, 19, 12). Чтобы не нарушить буквы закона, иудеи приняли за обычай клясться небом и землею, Иеруеалимом, храмом и пр., даже и в том случае, когда клялись заведомо ложно. Обличая такой обычай (см. Мф. 23:16 — 22) Господь повелевает не клясться во лжи вышеуказанными предметами, ибо все, сотворено Богом: такой клятвой оскорбляется сотворивший и нарушается святость самой клятвы. Да будет слово ваше: да, да; нет, нет... Это не значит, что христианин всегда должен употреблять вместо клятвы именно эти слова, а значит только, что он должен просто и прямо утверждать истину или отрицать ложь, говорить правду и неговорить неправды. (Феофилакт). Запрещая клясться, Спаситель, очевидно, не разумеет клятвы законной, исобходимой и в частной, и общественной жизни, потому что Своим примером утвердил ее. (Мф. 26:63 — 64). 110 Библейские тексты о клятве . В ветхом завете находим весьма много сввдетельств, утверждающих клятву. См. Быт. 14:22 — 23; 21, 23 — 24; 32, 16; 24, 3. 9; 25, 33; 26, 31; 31, 53; Исх. 22:11; Лев. 19:12; Числ. 6:19; Второзак. 23:21; 29, 12 — 14; Сирах. 23:9 — 11 и мн. др. В новом завете И. Хр. примером Своим утвердил клятву. (Мф. 26:63 — 64), Ал. Павел клялся. Рим. 1. 9, ср. 9, 1; 2 Кор. 1:23; сравни 2, 17; Галат. 1:20; Филип. 1:8;1 Солун. 2, 5, ср. 2, 10; 2 Тимоф. 4, 1; Евр. 6:16 — 17. Законность клятвы и присяги . Излагать библейский взгляд на клятву только на основания евангельских и апостольских изречений, обходя свидетельства ветхозаветных книг свящ. Писания, было бы неправильным как потому, что в этих книгах излагается, как и в новозаветных, Богооткровенное же религиозно-нравственное учение, что засвидетельствовано Самим Спасителем (Тертуллиана же указывается и настоящая причина этого. «Мы, говорит он, не клянемся гением императоров и не божимся демонами, чтобы не воздать им честя, подобающей единому Богу... Божиться во имя тех, которых мы отвергли, не означало ли бы явного преступления, забвения веры и одобрения идолопоклонства“? Из этих слов Тертуллиана ясно видно, что он отнюдь не отрицает клятвенного призывания имени истинного Бога в потребных случаях, но только находит странным требовать языческой клятвы от христиан.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3076...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010