Однако усилия Каина скрыть преступление напрасны: «Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? Говорит Господь» ( Иер.23:24 ). Сама природа кричит о разрушении миропорядка, голос пролитой им крови вопиет к Господу: «…что сделал ты? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли…» ( Быт.4:10 ). Проклятие «от земли» означает, что восставший на брата расторгает все связи с миром и людьми ( ср. Втор.27:24 ); Каин становится вечным скитальцем, ибо знамением Господа (печатью) он огражден от случайной смерти. Как Авель, праведник и первый на земле страстотерпец (см. Мф.23:35 ), своей праведностью и верой «и по смерти говорит еще» ( Евр.11:4 ), так и Каин своим преступлением продолжает «говорить» о самом тяжком грехе — братоубийстве. Дополнительный смысл в понимание Каинова греха (сотворенного уже в тот момент, когда Каин противопоставил свою волю воле Господа) вносит послание апостола Иуды, где о людях злонамеренных и ропщущих сказано: «горе им, потому что идут путем Каиновым…» ( Иуд.11 ). Каинова печать КАИНОВА ПЕЧАТЬ: КАИН В этом выражении, понимаемом как «печать преступления», соединились два факта — преступление Каина и знак (знамение), отмечающий преступника. Более близкий тексту Б . смысл — «печать отверженности» — гораздо реже используется в речи. Каин, проливший кровь своего брата Авеля, первый убийца на земле, проклят и осужден Богом на изгнание: «…проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей; когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле» ( Быт.4:11–12 ). Каин воспринимает сказанное как осуждение на смерть: «…Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня» ( Быт.4:14 ). Но ему определена иная судьба. «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его» Как грязи

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

Кол. 1:15  с 1Кор. 15:23,42,49 , срав. Рим. 5:14  и дал.), между женой первого человека, созданной из ребра его (сл. Быт. 2:2–23 ) и между невестой Христовой – церковью, произшедшей «от плоти Его и от костей Его» ( Еф. 5:30–32 ). «И почил Бог в день седьмый от всех дел Своих» ( Евр. 4:4 ; Быт. 2:2 ). Таинственное толкование покоя седьмого дня (σαββατισμς) по св. апостолу Павлу в Ев. 3–4 мы изложим при изложении новозаветного толкования ветхозаветного закона о субботе. А теперь только скажем, что в смысле апостола, после того, как тело последнего Адама ( 1Кор. 15–45 ) – Христа т. е. церковь (срав. Еф. 4:12, 16:25; 5:23 ; Колос. 1:18; 2:17,19 ; 1Кор. 12:12,13,27 ; Рим. 12:5 ), благодатью Св. Духа будет завершено созданием в меру возраста исполнения Христова ( Еф. 4:13 ), настанет то вечное субботство ( Евр. 4:9 ), которое прообразовательно указал Творец, почив от всех дел Своих и обещав этот грядущий покой ветхозаветным людям ( Псал. 95:11 ; Евр. 4:1–11 ). Ветхозаветные люди, не удовлетворяясь покоем субботнего дня, ожидали в царстве Мессии – покоя от беспокойств исторической жизни (см. напр. Исаии 60:15 и дал. 66:12; Соф. 3:15  и др.). Как царь благодатного мира человека с Богом и самим собой ( Евр. 7:2,14 и дал. Рим. 5:1 ; 1Кор. 7:15  и др.), Господь Иисус Христос уже осуществляет это ожидание ветхозаветных верующих (Мф. 11:28–29), но полный мир, всецелое, блаженное упокоение на вечность наступит только тогда, когда все враги будут покорены под ноги Его ( 1Кор. 15:24  и дал.) и будет Бог всяческая во всех (ст. 28) т. е. в царстве славы 124 . 2. Толкование истории первозданного человека и первобытного его состояния 1 . В первом отношении истолкование апостола мы находим главным образом в 1Кор. 15:44–45; 47–49 и Евр. 2:5–9 . В первом месте мы читаем: первый человек – Адам стал душой живущей ( Быт. 2:7 ); а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек из земли перстный; второй человек – Господь с неба. А во втором месте св. апостол, доказывая превосходство Христа перед ангелами, между прочим говорит: «не ангелам Бог покорит будущую вселенную, о которой говорим; напротив, некто негде засвидетельствовал, говоря: что значит человек, что Ты помнишь Его? Или сын человеческий, что Ты посещаешь Его? Немного Ты унизил Его перед ангелами: славой и честью увенчал Его и поставил Его над делами рук Твоих: все покорил под ноги Его» ( Псал. 8:5–7 ; Евр. 2:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

18. В чем не будем просить у Бога прощения на земли, то не будет отпущено нам на небеси; и в чем раскаиваемся и испросим разрешение на земли, то не поставится нам в грех на небеси. 19–20. Где молятся двое или трое с верою во Христа, там и Сам Христос – ходатай пред Отцем ( 1Ин.2:1 ); а за кого Христос ходатайствует, тому ни в чем не будет отказано от Бога Отца. Много может (сильна) усердная молитва и одного праведника ( Иак.5:17–18 ; Исх.9:27–33–32:11–14 ); но где соберутся на молитву двое или трос во имя Христово, там она имеет более действия в преклонении милосердия Божия (См. Быт.18:26–32 ). 21–22. Если брат твой по вере согрешит против тебя; выговори ему (а не питай в сердце твоем к нему злобы – Еф.4:27 ): и если покается; прости ему. И если семь раз (много) в день согрешит против тебя, и семь раз в день обратится к тебе, и скажет: каюся; прости ему ( Лк.17:3–4 ). И таким образом продолжай прощать до седмижды семидесяти раз, то есть, всякий раз, всегда. 23–27. Цари земные суть образ и подобие благостыни и милосердия Царя небесного; все подданные имеют право на их помилование в случае неимения заплатить им должное. 25–27. За великие и многочисленные грехи (ст. 24) мужа страдает с ним и жена его, не участвующая в преступлении, и за грехи отца страдают дети, доколе Господь, усугубляющий скорбь нашу, не умилосердится над согрешившим, видя смирение его и покаяние. 28–34. Бог с тем прощает нам грехи наши, чтобы и мы от сердца прощали согрешения против нас братий наших (ст. 35); иначе безмерное милосердие Божие (ст. 24 и 27) переменится для нас в праведный Его гнев (ст. 34. См. Притч.29:13 ). Гл. 19. Ст. 12. Телесное девство само по себе пред Богом ничего не значит ( Гал. 5:6 ). Блажена есть неплоды (дева) неоскверненая (духом), яже не позна ложа во гресе, имети будет плод в посещении душ: и евнух, иже не содела беззакония, ниже помысли на Господа лукавая: дастся бо ему веры (за веру, благочестие) благодать избранна (лучшая), и жребий в храме Господни угоднейший. Прем.3:13–14 ; См. Откр.14:1–4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/mysli-i...

В ряде средневек. евр. источников представлено мнение, что Авраам действительно принес в жертву И., к-рый затем был оживлен Всевышним (см., напр.: Пирке Рабби Элиезера. 31). Одним из оснований для такого мнения служат слова кн. Бытие, которыми завершается рассказ о жертвоприношении и в к-рых отсутствует упоминание И.: «И возвратился Авраам к отрокам своим...» (Быт 22. 19). Это представление об убитом, но воскрешенном Богом И. сближает его образ в еврейской традиции с образом Иисуса Христа в христианской. Некоторые ученые (см., напр.: Vermes. 1973; Idem. 1996) предполагали здесь влияние межзаветного иудаизма на зарождающееся христианство; другие, напротив, считали, что появление схожих моментов в еврейской традиции есть своего рода ответ раввинистического иудаизма на вызов христианской проповеди (напр.: Davies, Chilton. 1978). И. в христианской традиции И. в Новом Завете В синоптических Евангелиях И. не уделяется особого внимания по сравнению с остальными патриархами: он упоминается в генеалогии Иисуса Христа (Мф 1. 2; Лк 3. 34), в именовании Бога «Богом Авраама, и Богом Исаака, и Богом Иакова» (Мф 22. 32; Лк 20. 37), а также в описании Царства Божия, когда «многие придут с востока и запада и возлягут с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном» (Мф 8. 11; ср.: Лк 13. 28). В Деяниях св. апостолов И. упоминается в именовании Бога «Богом Авраама и Исаака и Иакова» (Деян 3. 13; 7. 32), а также в кратком пересказе истории Израиля первомч. Стефаном (Деян 7. 8). К истории Измаила (рожденного рабой Авраама Агарью) и И. (рожденного Саррой) обращается ап. Павел в Гал 4. 22-31 и Рим 9. 7-9. Согласно ап. Павлу, хотя иудеи и происходят от Авраама по плоти, но не все, кто происходят от Авраама по плоти, суть дети Авраама; в доказательство этого тезиса ап. Павел приводит Быт 21. 12, где Бог говорит Аврааму, что «в Исааке наречется тебе семя» (т. е., несмотря на наличие старшего сына Измаила, род Авраама продолжится не через него, а через И., к-рого родила Сарра). Агарь, согласно ап. Павлу, символизирует Синайский завет, рабство закону и «нынешний Иерусалим» (т. е. офиц. иудаизм времен ап. Павла). Сарра олицетворяет НЗ, свободу от закона и «вышний Иерусалим» (Гал 4. 24-26). Христиане - «дети обетования по Исааку» (Гал 4. 28), т. е. они усыновлены Богом во исполнение Его обещания, и, подобно тому как И. стал наследником Авраама, оттеснив старшего брата, христиане становятся подлинными наследниками Авраама, оттесняя потомков Авраама по плоти. Образы Агари-синагоги и Сарры-церкви часто встречаются в лит-ре и искусстве христ. средневековья как реминисценции из Посланий ап. Павла. О жертвоприношении И. говорится в Послании к Евреям. Готовность Авраама принести сына в жертву понимается как свидетельство его веры в воскресение мертвых: «Верою Авраам, будучи искушаем, принес в жертву Исаака и, имея обетование, принес единородного, о котором было сказано: «в Исааке наречется тебе семя». Ибо он думал, что Бог силен и из мертвых воскресить...» (Евр 11. 17-19).

http://pravenc.ru/text/674115.html

Вера Авраама уникальна уже по той причине, что в Библии она описана как первый (после грехопадения) вразумительный человеческий опыт общения с истинным Богом. В своей вере Авраам не имел никаких гарантий, но был движим какой-то сверхчеловеческой силой, что и позволила ему откликнуться на Божье призвание (см. Быт. 12, 1-4). Или же, как будто «вопреки Богу», скрывшему Свой человеколюбивый облик за личиной кровожадного языческого божества, Авраам оказался готов принести в жертву Исаака (подарок Божий — исполнение обещаний), и тем самым обнаружил в человеческой душе те дотоле неведомые возможности, которые позволяют вести достойный диалог с Богом (см. Быт. 22, 1-18). Главной добродетелью Авраама, которая и была его участием в Завете с Богом и которая делала его праведным перед Богом, была вера и только вера: «Авраам поверил Богу, и это вменилось ему в праведность» — эту цитату из Быт. 15, 6 (в Быт. 15 говорится о заключении Завета с Авраамом) ап. Павел и приводит как главный аргумент (Гал. 3, 6). Удивительно точным оказывается утверждение ап. Павла «верующие суть сыны Авраама» (3, 7). В свете того, что «сынами Авраама» называли себя иудеи, логическое ударение в высказывании Павла стоит на слове «верующие»: «Верущие — вот кто на самом деле являются сынами Авраама». В Рим. 4, 11 Авраам именуется «отцом всех верующих». Невозможность оправдаться по Закону Далее апостол с помощью различных аргументов продолжает доказывать, что Законом не может быть получено оправдание. Во-первых, Павел возражает против убеждения, что можно оправдаться хотя бы частичным соблюдением Закона, причем возражает на основании самого же Закона: Все, утверждающиеся на делах Закона, находятся под клятвою [ЕК: проклятием]. Ибо написано: проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге Закона (Гал. 3, 10; ср. Втор. 27, 26). Во-вторых, он приводит еще одно доказательство «от Писания», цитируя Авв. 2, 4: 11 А что Законом никто не оправдывается пред Богом, это ясно, потому что праведный верою жив будет.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Вот упование пророка Иеремии: Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши и старцы вместе; и изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их (Иер 31:13). А когда уже Христос обращается к народу, Он сдвигает временные рамки к настоящему: будущее совершилось, радость пришла, и никто больше не отнимет её у вас: радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас (Мф 5:12). Поэтому когда в Своей первой (Нагорной) проповеди Христос говорит о том, что ныне блаженны нищие духом, ныне блаженны изгнанные, Он свидетельствует, что пришёл Тот, в Ком исполнились все мессианские чаяния пророков. Он благовествует не о морали, а о Мессии, то есть о Себе. Отсюда и отклик на эту проповедь: И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его, ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи (Мф 7:28–29). Проповедь говорила о Проповеднике 1 . А стало быть, время пророчеств кончилось, эсхатологическая реальность приблизилась, остаётся лишь покаянным трудом войти в её благодатное измерение: закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него (Лк 16:16). Преодоление смерти в Библии Если систематизировать, то библейская традиция знает пять путей преодоления смерти — два ветхо- и три новозаветных: 1) Вознесение живых на небо, которое, однако, не отменяет смерти как таковой. Таким путём проследуют всего лишь двое праведников — Енох (см. Быт 5:24) и Илия (см. 4 Цар 2:11). Они явятся на земле в конце земной истории, чтобы свидетельствовать в царстве антихриста о Христе. За это они будут убиты, но воскреснут на четвёртый день и взойдут на небо. Святые Ветхого Завета станут свидетелями Нового Завета во Христе (см. подр. Откр 11:3–12). 2) Воскрешение умершего в земную жизнь. В Ветхом Завете это чудо совершают пророки, а в Новом — Христос и Апостолы. Однако и это было лишь временной отсрочкой неизбежного. Все воскрешённые впоследствии умерли. 3) Воскресение Христово. Это полная и окончательная победа над смертью. Сын Божий становится и Сыном Человеческим, чтобы исцелить человеческую природу от греха и умертвить смерть.

http://pravmir.ru/vtoraya-smert-i-evhari...

«И явился Господь Авраму и сказал [ему]: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему» (Быт. 12: 7). В Сихеме создается жертвенник Господу, и Господь говорит, что Он будет заботиться о потомстве Аврама: «потомству твоему отдам Я землю сию». То есть потом отдам, когда сгоню с нее чужаков. И далее: «Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа» (Быт. 12: 8). Слова: «шатер свой» – надо понимать так, что сначала поставил шатер жены, потом свой. В написании , буква « хет » в конце слова вместо « вав » означает: «ее шатер». Сначала раскинул шатер своей жены, а затем свой. Это урок для мужей: позаботься сначала о жене, потом о себе. Сказано: «Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах» (1 Пет. 3: 7). Оказывается, если кто не уступает место женщине, например в автобусе или метро, молитвы того несовершенны. Интересные уроки семейной жизни оставили для нас эти два праведника – Авраам и Сарра! Рейтинг: 9.7 Голосов: 1606 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10  См.:  Цезарий Арльский.  Проповеди.  См.:  Иероним Стридонский , блаженный. Комментарий на Евангелие от Матфея.  Что касается происхождения слова «еврей» (изначально оно не указывало на национальное происхождение; см.: Рим. 2: 28–29), то оно представляет сочетание предлога «за», «через», «по ту сторону». Этим словом определяется местность за Евфратом. Таким образом, слово «еврей» обозначает тот народ, предки которого жили «по ту сторону реки» Евфрата. То есть «человек с другого берега», человек, противостоящий всему миру (он – по одну сторону реки, весь мир – по другую).  «В одну из ночей, устремив свои очи и ум в украшенное звездами небо, он стал помышлять о том, откуда все это взялось, и в это время воссиял в нем свет богопознания. Кроме того, по сказанию Кедрина, его учителем был и ангел Господень. Достоин такого учителя таков ученик! Как сам он научился познанию единого и истинного Бога и вере в Него, так и отца своего с братьями своими он старался привести к тому же богопознанию и вере, но не имел в этом успеха. Он ни в одном из них не нашел себе единомышленника и подобного себе по вере, кроме любимой своей супруги Сарры, которая одинаково с ним веровала, и оба они вместе молились истинному Богу. На шестидесятом году своей жизни Авраам увидел, что не может никого обратить от идолослужения, и разжегся он ревностью по Боге. Встав ночью, он зажег тайно храм идольский. Когда храм запылал, братья проснулись и устремились, чтобы спасти идолов из огня. Когда Арран (брат Авраама.  – прот. О.С .), прилежнее всех заботясь об идолах, вошел в пылавший храм, он сильно ожегся и оттого умер». – См.:  Димитрий Ростовский , святитель. Келейный летописец. М., 2000.

http://pravoslavie.ru/99067.html

Некую каплю этой сладкой и увеселительной благодати и ныне любящие Бога в сердцах своих ощущают, когда со Псаломником иногда восклицают так: «Боже, Боже мой, к Тебе с утра обращаюсь: возжаждала Тебя душа моя!» (Пс.62:2) Иногда так: «Как лань стремится к источникам вод, так стремится душа моя к Тебе, Боже. Возжаждала душа моя к Богу Крепкому, Живому: когда приду и явлюсь Лицу Божию» (Пс.41:2-3)? Иногда так: «Что мне на небе и без Тебя что желать мне на земле? Изнемогло сердце мое и плоть моя, Боже сердца моего, и часть моя, Боже, вовек» (Пс.72:25-26). Но тогда насытятся совершенно того, когда явятся Лицу Божию и увидят Его «лицом к лицу» (1Кор.13:12), «как Он есть» (1Ин.3:2). 4) Бог человека по одной Своей благости, без всякой нужды и пользы для Себя, создал и из небытия в бытие привел (см. Быт.2:7). Это одно какой любви и благодарности нашей к Создателю требует, всякий может удобно познать. 5) Бог человека создал не так, как прочие вещи, но особенным советом. Весь мир созидая, Преблагой Создатель наш и Бог говорит: «Да будет!—и было так» (Быт.1:3, 6, 9,11,14-15,20,24); «сказал — и были; повелел — и создались» (Пс.148:5), — а когда человека хотел создать, как некое великое и преславное дело создавая, говорил так: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию» (Быт.1:26). О сколь великой чести удостоился человек в создании от Создателя своего! 6) Великое почтение человеку, что он таким Божиим советом сотворен, но большее то, что по образу Божиему сотворен. Все прочие созданные вещи, небо и земля и все украшение их — свидетельства всемогущества, премудрости и благости Божией; но человек есть образ Божий. Ум не может постигнуть этого Божия благоволения к человеку. О, сколь высоко почтен Богом человек! Как много обязан в этом благости и любви Божией человек! 7) Весь свет на службу человеку определил Бог. Небо, солнце, луна, звезды, воздух и земля с украшением своим одному человеку служат. Бог ради Себя не нуждается в них. Ибо что ни создал — для человека создал. 8) Бог падшего человека таким чудным и уму не понятным образом восстановил, и обновил, и в первое состояние, даже в лучшее, через Единородного Сына Своего Иисуса Христа привел, так, что «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин.1:12).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

и виночерпиев его. Высокий пост при восточных дворах ( Быт. 40,1–23; 41,9 ; Неем. 1,11 ). 10 Да будет благословен Господь Бог твой. Упоминание имени Бога Израиля в обращении царицы Савской к Соломону в высшей степени знаменательно (ст. 6–9). Иисус, укоряя Своих современников, приводит в пример именно царицу Савскую ( Мф. 12,42 ; Лк. 11,31 ). 10 И корабль Хирамов. Хирам, царь тирский, не только помогал Соломону строить израильский флот, но и на своих кораблях доставлял ему ценные грузы (9,26–28; 10,22). из Офира. См. ком. к 9,28. привез... великое множество красного дерева. Относительно того, что в Библии зовется красным деревом, существует несколько предположений. Его, в частности, отождествляют с сандаловым деревом. 10 И царь Соломон дал царице Савской. Т.е. между Соломоном и царицей Савской произошел взаимный обмен дарами. 10 что получаемо было от разносчиков товара и от торговли купцов. Купцам приходилось платить пошлины Соломону, поскольку значительная часть их пути на север в Месопотамию и на юг в Египет пролегала по его владениям. от областных начальников. См. 4,7–19. 10 двести больших щитов. Такие тяжелые и дорогостоящие щиты изготавливались, в основном, из церемониальных и эстетических соображений. Соломон не был единственным, кто обратил щит в зримый знак царского богатства и могущества. Ассирийский царь Саргон II в одной из войн (ок. 714 г. до Р.Х.) взял, согласно летописи, «шесть золотых щитов» из храма побежденного города. 10 большой престол из слоновой кости. Остов трона был сделан из дерева, затем обложен слоновой костью и покрыт золотом. Резная слоновая кость, обложенная золотом, была обнаружена и в царских дворцах в Нимруде (древний Калах). Стремление Соломона к великолепию в строительстве и убранстве ложилось тяжелым бременем на его подданных (12,4). 10 у царя был на море Фарсисский корабль. Корабли для дальних плаваний. См. ком. к 9,26. 10 Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудростью. Баснословное богатство Соломона, обещанное и данное ему Богом (3,13), его ум привлекали со всех концов земли людей «послушать мудрости его, которую вложил Бог в сердце его» (ст. 24).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Почему Господь удалился именно в Галилею, правитель которой заключил Иоанна в темницу, см. прим. к Мк. 1:14 . 4. Ин. 4:4 . Надлежало же Ему проходить через Самарию. Лк. 17:11 . Надлежало проходить чрез Самарию: Самария собственно название города в колене Ефремовом, в самом центре Палестины, столица некогда Израильского царства, состоявшего из 10 колен. Разрушенный Салманассаром при завоевании царства Израильского ( 4Цар. 17:3 и далее), а потом Иоанном Гирканом, он восстановлен и украшен был Иродом Великим, которому римский император подарил этот город. От имени города получила название целая область, лежавшая в средине Палестины, между Иудеею и Галилеею. (О населении Самарии и отношениях между самарянами и иудеями см. прим. к Мф. 10:5–6 ). Путешественники из Иудеи в Галилею и обратно обыкновенно избегали пути чрез Самарию, хотя путь этот был прямой и естественный, во избежание неприятностей при взаимной ненависти и отвращении между иудеями и самарянами, и ходили чрез Перею (см. прим. к Лк.9:52–53 ). Был случай после, что и Сам Господь не был принят самарянами и должен был идти обходным путём чрез Перею. Но в настоящий раз Господь решился с Своими учениками идти из Иудеи в Галилею прямою дорогою чрез Самарию, имея в виду посеять первые семена Своего слова в этой полуязыческой области. «Он заходит к самарянам как бы между делом. Он хотел отнять у иудеев всякий предлог к обвинению, дабы они не могли сказать, что Он, оставив их, перешёл к нечистым – язычникам. Ибо, когда изгоняли Его, тогда Он переходил к язычникам, и то не нарочито, а между делом» (Феофил., ср. Злат.). 5. Ин. 4:5 . Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Быт. 33:19, 48:22 ; Нав. 24:32 . 6. Ин. 4:6 . Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа. Ин. 4:12 . Сихарь: название города, нигде в Библии не встречающееся. Судя по признаку, заключающемуся в дальнейших словах, это был город Сихем – древний город – верстах в 8–10 южнее главного города области – Самарии, лежащий в долине между знаменитыми горами Гевалом и Гаризином.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010