4  См.: Там же. 5  См.:  Феофилакт Болгарский , блаженный. Толкование на Евангелие от Матфея. 6  Можно обратить внимание на некоторые из пророческих предсказаний о Христе. Пророкам было открыто о грядущем Христе, что: Христос выйдет из Израиля (см.: Числ. 24: 17–19); Христос произойдет от Авраама, Исаака, Иакова (см.: Быт. 12: 3; 17: 19; Числ. 24: 17); Христос будет рожден во дни царя не из дома Иудина (см.: Быт. 49: 10–11); Христос будет рожден в Вифлееме (см.: Мих. 5: 2); Христос родится от Девы (см.: Ис. 7: 14); время Его Пришествия было точно определено (см.: Дан. 9: 25); Пришествие Христа было возвещено Предтечей (см.: Ис. 40: 3–5); Христос будет Богом, явленным во плоти (см.: Ис. 9: 6); Он проведет Свое детство в Египте (см.: Ос. 11: 1); Он будет страдать и совершит Искупление за грехи рода человеческого (см.: Ис. 53: 4–5); Он въедет в Иерусалим на молодом осле, сыне подъяремной (см.: Зах. 9: 9); Ему подадут желчь и уксус в Его агонии (см.: Пс. 68: 22); ни одна из костей Его не переломится (см.: Пс. 33: 21); будут бросать жребий о Его одежде (см.: Пс. 21: 19); Он произнесет в смертной агонии определенные слова (см.: Пс. 21: 2); Он воскреснет из мертвых (см.: Пс. 15: 10); Христа предаст «друг» (см.: Пс. 40: 10); Он будет предан за тридцать сребреников (см.: Зах. 11: 12); Он будет обвинен лжесвидетелями (см.: Пс. 34: 11); на Него будут плевать и будут бить Его (см.: Ис. 50: 6); Его возненавидят без причины (см.: Пс. 34: 19); Его будут поносить и насмехаться над Ним (см.: Пс. 21: 7–8) и т.д. В Ветхом Завете содержится более 300 пророчеств о Христе. 7   Стерн Д.  Комментарий к еврейскому Новому Завету. М.: «Силоам», 2004. С. 32. 8  Диспут Рамбана. Иерусалим: «Хама», 1992. С. 27. 9   Вейсман М ., рабби. Мидраш рассказывает. Берешит. Иерусалим: «Швут Амии», 1990. Кн. 1. С. 104. 10  См.:  Иоанн Златоуст , святитель. Гомилии на Евангелие от Матфея. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии spaterman 27 апреля 2016, 21:12 Спаси, Господи! Это ответы на мои не заданные вопросы!

http://pravoslavie.ru/92819.html

В Библии упоминается помазание Е. не только людей, но и различных предметов, связанных с почитанием Бога и служением Ему. Напр., праотец Иаков помазал камень в Вефиле (Быт 28. 18; 35. 14). Е. помазывались скиния, ее утварь, ковчег (скинии) откровения и жертвенник (Исх 29. 36; 30. 26; 40. 9; Лев 8. 10). В храмовом культе Е. приносился отдельно или смешивался с хлебными приношениями (    ), а также использовался в особых обрядах помазания (Исх 25. 6; 29. 2, 7, 21, 40; 30. 24 и след., 31; 31. 11; 35. 8, 14 и след., 28; 37. 29; 39. 38; Лев 2. 1-16; 5. 11; 6. 15, 21; 7. 10 и след.; 8. 2, 26; 9. 4; 14. 10-29; Числ 4. 9, 16; 5. 15; 6. 15; 7. 13-79; 8. 8; 11. 8; 15. 4-9; 28. 5-20; 29. 3-14; 35. 25). Однако некоторые приношения, наоборот, не должны были содержать в себе Е. (напр., жертва за грех - Лев 5. 11; приношение в связи с ревностью мужа к жене - Числ 5. 15). Начатки Е. отдавались священникам, в т. ч. в качестве десятины (Втор 18. 4; Числ 18. 12 и след.; 2 Пар 31. 5; Неем 10. 35-39; 13. 12), что служило выражением верности завету с Богом. Образ Е. часто использовался ветхозаветными пророками (Иез 16. 9, 13, 18 след.; 23. 41; 27. 17; 32. 14; 45. 14, 24 и след.; 46. 5, 7, 11; 46. 14 и след.; Ис 41. 19; 61. 3; Иер 31. 12; 40. 10; 41. 8; Ос 2. 5, 8, 22; Иоиль 1. 10; 2. 19, 24; Мих 6. 7, 15; Агг 1. 11; 2. 12), поскольку обладал богатой семантикой. Из-за того что оливковые деревья растут относительно медленно и собирание их плодов в традиц. культурах всегда сопровождалось радостью, в Свящ. Писании Е. символизировал Божие благословение (Пс 51. 10; 127. 3), прежде всего дарованное Израилю (Иер 11. 16; Иоиль 2. 19, 24; Ос 14. 6-7; Авв 3. 17). Обилие Е. было символом благополучия, богатства и процветания (Втор 32. 13; ср.: Иов 29. 6; во Втор 33. 24 пророчески говорится об Асире: «...окунет в елей ногу свою»), тогда как неурожай маслин, наоборот, означал бедствия (Втор 28. 40). В эпоху Второго храма Е. стал одним из тех элементов, на к-рые распространялись строгие законы о чистоте ( Ios. Flav. De bell. 2. 21. 2; Idem. Antiq. 12. 3. 1; 11QTemple 22. 15-16; 47. 5-14; 49. 5-13; 1QM 9. 8-9; окончательно они были закреплены в раввинистической лит-ре, см.: Мишна Авода Зара 2. 6; Вавилон. талмуд Авода Зара 36a-b; Шаббат 17b; законы в отношении Е., использовавшегося в храмовом культе, см.: Мишна Хагига 2. 4; Вавилон. талмуд Хагига 3. 30-32; Менахот 86b). Евреям запрещалось вкушать Е. язычников или помазываться им («нечистый» Е. язычников называется «погибельным помазанием» (Iosephus et Aseneth. 8. 5), а «чистый» Е.- «благим» (2 Енох 22. 3-7)). Более того, поскольку Е. мог стать «проводником» нечистоты, не только сектанты-ессеи ( Ios. Flav. De bell. 2. 8. 3), но и нек-рые раввины (Мишна Эддуйот 4. 6) вообще отказывались от его употребления (ср. со сказанным Евсевием Кесарийским об Иакове, брате Господнем - Euseb. Hist. eccl. II 23. 5) (см.: Chesnutt. 2005).

http://pravenc.ru/text/189733.html

20 Слово 74. 21 Этот образ обольщения в настоящее время находится в особенной моде у бесов, по особенному расположению современных человеков доверять ему. 22 2 Кор. 11, 14–15. 23 Деян. 16, 17. 24 Мк. 1, 24; Лк. 5, 34. 25 Vita sanct. Pachomii, cap. XLIX, Patrologiae Tom. LXXIII. 26 Иов. 1. 27 3 Цар. 22, 19–23. 28 Четьи-Минеи, 7 сентября. 29 Чис. 22. 30 Св. Исаак Сирский. Слово 1. 31 Быт. 3, 21. 32 Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение Православной Веры, кн. 3, гл. 1 33 Быт. 8, 21. 34 Прп. Кассиан. Собеседование 8, гл. 12. 35 Евр. 5, 14. 36 Чис. 22, 31. 37 4 Цар. 6, 17–20. 38 Лк. 24, 16–31. 39 Пр. Исаак Сирский. Слово 36. 40 Африкой называлась в Римской Империи Карфагенская область. См. Четьи-Минеи, житие св. мученика Артемия, 20 октября. 41 Четьи-Минеи, 22 сентября. 42 Пс. 54, 23 43 Четьи-Минеи, 24 октября. 44 Преподобный Исаак Сирский. Слово 65. 45 Флп. 3, 12–14. 46 Мф. 5, 4. Четьи-Минеи, 29 декабря. 47 Беседа 8, гл. 6 48 Лествица. Слово 3, о сониях. 49 Святой апостол Павел определил так значение волхва; исполненный всякого коварства и всякого злодеяния, сын диавола, враг всякой правды (Деян. 13, 10). При чтении Четьих-Миней можно получить достаточное понятие о волхвах. 50 Четьи-Минеи, смотри житие Василия Великого 1 января: Повесть о Феофиле, падшем и покаявшемся, 23 июня. 51 Быт. 31, 24. 52 Быт. 31, 30. 53 Числ 22, 23, 24, 31. 54 1 Цар. 15, 22, 23. 55 1 Цар. 28. – Смотри о сем различные мнения в Четьих Минеях, 11 марта, в житии священномученика Пиония, пресвитера Смирнского, и в примечаниях к сему житию. Мог явиться Саулу демон в виде пророка, и наугад произнести пророчество, основанное на прежних истинных проречениях и на ходе дела; мог явиться, по пущению Божию, и сам Самуил, ибо ветхозаветные праведники до пришествия Христова содержались во аде и находились под властью диавола, хотя и не в такой степени, в какой грешники и нечестивцы. 56 Цар. 7, 6. 57 См. житие прп. Макария Желтоводского, 15 июня, Четьи-Минеи. 58 Чис. 22, 23. 59 Слово 41. 60 Быт 14, 18. 61 Пролог, 23 февраля.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Гал. IV, 7. 286 Римл. VIII, 17. 287 1 Иоан. III, 2. 288 Стоящее в подлиннике слово «…», согласно с Lequ. (см. у него подстр. примеч.) мы считаем излишним, и потому оно оставлено нами без перевода. 289 Псал. LXXXI, 1. 290 Григорий Назианз.; orat. 40 (см. у Lequ.). 291 3 Цар. VI, 23 и след. 292 Ibid., 29. 293 Римл. VIII, 17. 294 Иоан. XV, 14. 15… 295 Кол. I, 15. Евр. I, 3… 296 Bas.lib.de Spir.sancto ad Amrh.cap. 18 (см. у Lequ.). 297 Числ. XIX, 11. 298 Быт. L, 1. 3… 299 … (см.подстр.примеч. у Lequ.). 300 Исаия LXI, 2. — Мф. XII, 29. 301 .1 Кор. I, 2 и т. под. места. 302 Римл. VI, 14. — Ibid. V, 1. — Гал. IV, 8. — 1 Тимоф. I, 9 303 Ефес. IV, 13 304 2 Петр. I, 19. — Гал. IV, 3. и пр 305 2 Кор. V, 17. 306 Гал. II, 14. 307 Ibid. V, 3. 308 Ibid. IV, 8. 309 Ibid. 9. 310 Быт. XXXII, 30. 311 Притч. XXII, 28. 312 Стоящее в тексте слово “ … “ — лишнее. См. у Lequ. (примеч.). 313 Мф. XXVII, 60. 314 2 Сол. II, 15. 315 Григ. Наз.: orat.38 (см. у Lequ.). 316 … См. у Lequ.: в примеч. и в лат. перев. 317 Псал. CXIII, 12. 318 Псал. XCVIII, 5. 319 Исаия LXVI, 1. 320 Евр. IX, 11 321 Ibid. 24. 322 Буквально у св. Иоанн Дамаскина читаем: в зеркале и гадательно… 323 Буквально: таким же самым… 324 Слово πποτε с отрицание значит: никогда (слав. нигдеже). 325 Την αναστροφν=образ жизни… (=слав.: скончание жительства; синод. русск. перевод: кончину их жизни). 326 В слав Библии: человек воин… 327 «Об Иезавели ничего такого не написано, как правильно заметил Биллиус: наш Дамаскин допустил ошибку памяти, рассказывая о царице то, что Писание, по LXX толковникам, передает о супруге ея — Ахаве; у них (т. е. толковников) читаем (3 Цар. XXII, 38): и полизаша свинии, и пси кровь его, и блудницы измышася в крови его. 328 И здесь св. Иоанн Дамаскин допустил ошибку памяти, «так как умер — съеденный червями — не Антипа, но Ирод Аскалонский и внук его Агриппа. См. Иос. Кн.17 Древност. гл. 8 и кн.19 гл.7 и также Деян. XII, 23. 329 «Достойно внимания — то, что говорится о Германе. Ибо Феофан и другия византийские историки, а также и греческая Минея — разсказывают, что превосходный патриарх , когда он не мог сломить упорства Льва, положивши на алтарь нарамник, по собственному побуждению отказался от епископства у удалился в монастырь. Дамаскину, однако, благоприятствуют как писатель жизни св. мученика Стефана младшего, где свидетельствуется, что св. Герман слугами Льва πυγμαις και ονειδισμοις, pugnis et convitiis throno fuisse deturbatum», так и некоторые другие и т. д. 330

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Лк. 24, 4 . Имеется в виду, что человек создан по образу и подобию Божию. Мольба Богу о даровании Ангела мира имеет глубокую древность. Первое упоминание об Ангеле мира в составе Литургии мы встречаем в IV веке, в тексте документа «Апостольские постановления». 2 Петр. 2, 11 . Пс. 102, 20 . Пс. 71, 18 . Кол. 1, 16-17 . Иов. 38, 4-7 . То, что «сыны Божии» означают именно ангелов, в библеистике общепринятое положение. См. статью Андрея Десницкого. Сыны Божии и дочери человеческие. В Быт. 6:2 мы читаем о браке сынов Божиих с дочерями человеческими. Вопреки древним толкованиям, что речь здесь идет о каких-то земных племенах, на самом деле, библейский автор говорит о духовной драме: об отношениях людей с демонами. Это традиционное толкование, которое мы находим еще у иудеев в дохристианское время. Об этом же упоминает Ап. Иуда в 6-7 стихе своего послания ( Иуд. 6 ).  О том, что «сыны Божии» – это ангелы, см :   Иов 1:6; 2:1 .   Пс. 32, 9 . Церковнославянский перевод. Этим термином обозначается премудрая забота Божием о мире и человеке.   Ис. 6, 11-3 . Лк. 2,13-14 . Евр. 1,14 . Лк. 15,7 и 10. Апок. 12, 7-9 . Исх. 3, 2 . Числ. 22, 22-35 . Суд. 6, 11-16 . 4 Цар. 19, 35 .   Быт. 16, 9-13 ; Суд. 6, 11-16 . Быт. 32. 1-2 . Дан. 7, 10 . Пс. 90, 11-12 . Мф. 18, 10 . В связи с этими словами Христа хотелось бы кое-что сказать. Если следовать классификации Ангельских чинов, предложенной св. Дионисием, то Ангелы Хранители занимают там низшее место. Тем не менее, современные библеисты говорят, что, с точки зрения библейского богословия, это неверно. Выражение «видеть лице Отца Небесного» взято из контекста обычаев царского двора и связано с доступом к царю. Ангелы, имеющие такой доступ, особенно важны в еврейской мысли и называются «Ангелами присутствия».Так как «малым сим» служат Ангелы, которые могут лицезреть Самого Бога – привилегия, коей обладают не все Ангелы у Престола Божьего (1 Ен. 14, 21), – то ясно, что Бог проявляет особую заботу о «малых сих». Быт. 48, 16 . Евр. 1, 14 . Ин. 1, 51 .

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

глетъ. Асида и иеса, птицы же, но глпы и силны, все трдаюс, понеже здравы невопитываю дтей свои: влгата же нарчцае и и стреба, Прит. 30:26 . хирогриллы– зацы, Сир. 43:3 . (солнце) в полдни своемъ исшаетъ стран– на Иез. 1:14 . везеково– 27:17. и точениц (ныне: ритину) – слеза и древа, 30:14. в в Дан. 8:2 . на увал– ува им горы, 1Мак. 9:65 . и изыде въ числ– токов: нки воевъ. См. также Быт. 14:2 . валака, 36:15. игемонъ, Лев. 11:22 . 2Цар. 19:18 . преходъ, 3Цар. 14:24. 15:12. 16:30 . 4Цар. 10:13 . 23:13. Мосаъ, 1Ездр. 1:8 . гасаринова сна, Неем. 2:1 . мцъ нисанъ, 6:15 – еллъ, 13:30. 2Ездр. 3:2 . сатрапъ, Иов. 8:11 . рогозъ и ситникъ, 17. дробенъ камень, 20:18. клоки, Сир. 24:16 . лторасль, Иса. 30:4. Езек. 39:11. многомжное, Зах. 5:9 . вдовъ, и др. При таких замечаниях, иногда указывается на сочинения Отцов церкви и другие, коими пользовались исправители. Быт. 30:14 . на слово: блока мандрагорова: то: у оца (т.е. Лихуда) в ркописны есть; гл. 49, 10. на слова: ложенна ем– емже уготовано есть мнози оцы глю; на ст. 19: гле: разбойничество его: онъ же того во слдъ; 2Пар. 13:5 . в завтъ вченъ– то: еодори. Греко: завто соли; Иов. 3:8 . иже имать долти великаг кита то: аквилы. и и вг. готовашас возбдити готовы вобдити драконта; 29:19. слава мо тща–Агти нова. Быт. 13:3 . указывается вообще на иных толковников. Замечательны след. собственноручные Греч. приписки Софрония Лихуда: Быт. 43:22 . к словам прежнего перевода: сребра же вашего благовоащаго имамъ (Греч. τ δ ργριον μν εδοκιμον πχω): πχω μεθ’ ατικς σημανει τ, χω· μετ’ δ γενικς τ, φσταμαι. δε μετ’ ατιατηκς στ. И еще: εδοκιμον не εδοκον. εδοκιμον δ σημανει τ ελογον τμημα το στου ς δοξε τ ωσφ, λαβν χω. 46:27. дшъ (вышедших с Иаковом в Египет): ες τ βρακ τ ποιον σφλμα κα μφω. Из предыдущего видно, какими пособиями пользовались исправители для своего дела, и с какою тщательностью производили оное.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

72 Таково, напр., в общем, отношении к истории в Прем. Сол. 10–19 гл., Вар. 2, 2 и дал. 11. 20 и дал. 28 и дал. Посл. Иер. Срав. с Иер. 10, 1–16 и гл. 29; см. еще 3Мак. 2, 3 и дал. 6, 4 и дал., 4 Мак. 16, 20 и дал.; 18, 12 и дал. «εζαγωγη» !езекшля къ первыиъ главамъ кн. Исх., Сивилль ст. 724 и дал. срав. с Ис. 11, 6–8 и др. У Филона это ητ πδοσς, ητ διηγησ ς, ητ ρμηνα» (De losepho, pag. 414, Dcgis allegória rum lib. Ill pag. 850, De vita contemplativa“ pag. 691. 697 и др.) встречается лишь весьма редко (напр. de mundi opif.“ pag. 4 sq. De abrahamo“ и некоторые другие) и все поглощается аллегорическим толкованием. 73 Так, напр, срав. толкование первосвященнической одежды Аарона в Прем. Сол. 18, 24 с толкованием Филона в de vita mosis lib. 3. pag. 518 sqq. срав. также Прем. Сол. 16, 6–7 в отношении Числ. 21, 6 и дал. с подобным же оборотом толковательного поступания у Филона напр. в De somniis“ pag. 451. 450, ,,De cherubim“ pag. 86, ,,De Abrahamo“ pag. 280 и др. Затем Прем. Сол. 1, 13–14 сн. Быт. 2, 9. 17 и др., 4 Мак. 2, 17 и дал. 3, 6 и дал. Толкование качеств Моисея, Иакова, Давида в духе философского учения о добродетели; 99 ст. «Еξαγωγ» срав. с Исх. 3, 4 и дал., Сивилл ст. 1–30 с Второз. 13, 1 и дал., стихи 154–161 с Втор. 18, 10–11 и др. Филон же, который сам, выражается в одном месте так: «σχεδν γρ τ πντα κα τ πλεςα τς νομοθεσας λληγορεται» (De losepho“ pag. 414), в существе дела не оставил ни одного из объясняемых им мест в Пятокнижии без аллегорического толкования; и история, начиная с первого обнаружения жизни и законодательство до всех его мелочных подробностей, – все у Филона слилось в одну сплошную аллегорию, смысла которую нужно искать в началах философии Платоновой, Аристотелевой и Пифагоровой. Для примера срав. его толкование рая в De mundi opific.“ pag. 26 sq. ,,De confusione linguarum“ pag. 257 sq. и мн. др. Или для сравнения с Евр. 9, 7 и дал. см. Филона в Legis allegor. lib. III pag. 848: первосвященник входит в святое святых, чтобы принести в жертву душевную кровь и воскурить весь ум Спасителю и Благодателю Богу“ или; Скиния означает добродетель (премудрость)“ в De ео, qnod deterius pomiori insidiari soleat.“ pag. 143 n мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМ ХА-АРЕЦ [евр.    ,     - народ земли], в Свящ. Писании в большинстве случаев обозначает население той или иной страны - Египта (Быт 42. 6), Ханаана (Числ 14. 9), Иудеи (4 Цар 15. 5, 16. 15, 23. 35 и др.). Однако в нек-рых случаях исследователи предполагают, что этим термином в определенном контексте (Быт 23. 7, 12, 13; 4 Цар 11. 14, 18, 20; 21. 24; 23. 30; 25. 19) называется к.-л. социальная группа населения. По мнению М. Зульцбергера, А. х. представлял собой некий орган управления и законодательства в период существования монархии, подобный совету старейшин , распущенному после смерти Иисуса Навина , или синедриону . Э. Вюртвайн считает, что речь идет о привилегированной группе граждан, аристократической верхушке об-ва, обладающей в стране экономической и военной силой и способной принимать политические решения. Напр., А. х. возводит на трон иудейских царей: Иоаса (4 Цар 11. 17-20), Иосию (4 Цар 21. 24) (A. H. J. Gunneweg, H. Donner). По И. П. Вейнбергу, А. х.- это «основная масса производителей материальных благ, преимущественно средние и мелкие земледельцы, владевшие наделами земли в рамках родовой собственности, являвшиеся полноправными гражданами, активно участвовавшие в политической жизни и составлявшие ядро гражданского ополчения» (С. 103). Эти исследователи, т. о., понимают под А. х. не население страны в целом, а его часть, обладающую теми или иными правами и полномочиями. В текстах ВЗ, относящихся к послепленному периоду, прежде всего в Книгах Ездры и Неемии, А. х. обозначает то население Палестины, с к-рым пришлось столкнуться вернувшимся из изгнания израильтянам. Очевидно, это население либо вообще не соблюдало Закон Моисея , либо соблюдало его не так, как те, кто вернулся из вавилонского плена (см. Самаряне ). Напр., членам формирующейся иудейской гражданско-храмовой общины запрещалось вступать в брак с представителями А. х. Наметившееся уже в послепленных текстах ВЗ определенно негативное значение словосочетание «А.

http://pravenc.ru/text/114660.html

Вы есте соль земли. Yμες στε τ λας τς τς. Иларий выражает общеизвестное положение, когда говорит: sal, ut arbitror, terrae nullum est (т. e., соль для земли, полагаю, не имеет никакого значения). Предположение, что соль может употребляться для удобрения земли, (см. напр., Schanz, S. 172) ошибочно. Оно не может основываться на Лк. 14:35 , ибо здесь не в противоположность доброкачественной соли, но в противоположность другим испорченным веществам, кои могут употребляться для удобрения – это отрицается относительно испорченной соли. Под «землею» (ст. 13) и под «миром» (ст. 14) разумеется живущее на земле и мир наполняющее человечество ( Быт. 18:25 ; Ос. 1:2 ; Авв. 2:20 ; Зах. 12:12 и друг.). Следовательно, ученики Господа в их отношении к человечеству сравниваются c солью в ее обычном значении и употреблении. Здесь, как и в некоторых других случаях ( Мф. 6:22 ; Ефес. 5:23 ), употреблена – очевидно – сокращенная форма сравнения – в виду того, что предмет, с коим сравнивается предмет речи, известен каждому из повседневного опыта 1 . Соль, во 1-х, употребляется как приправа к пище, каковую она делает приятной, вкусной 2 ; во 2-х, некоторые предметы, особенно питательные вещества, соль предохраняет от гниения и порчи, сохраняет свежими и здоровыми. На свойстве соли предохранять от порчи основывалось и ее употребление при жертвоприношениях, в противоположность квасному и меду, вещества, которые нельзя было приносить в жертву, потому что они, хотя и делали пищу вкусной, но, вместе с тем, вызывали брожение и гниение ( Лев. 2:11–13 ; Иез. 43:24 ). Как предохранявшая от порчи, соль служила символом твердости и постоянства. Посему завет Бога с народом назывался заветом соли ( Лев. 2:13 ; Числ. 18:19 ; 2Пар. 13:5 ). Соль, как символ и даже орудие действия оздоровляющей чудесной силы Божией, употребил пророк Елисей, когда жители Иерихона жаловались ему на вредное действие тамошней воды ( 4Цар. 2:19–22 ). Особенное отношение учеников Господа к Нему и к Богу Отцу сообщает им такие свойства, благодаря коим они становятся способными – своим учением (проповедью Евангелия), обличениями (острота и едкость соли) и чистой, святой, неукоризненной жизнью – предохранять человечество от нравственного разложения и приводить его постепенно в такое состояние, чтобы оно являлось уже не предметом гнева и отвращения Божия ( Иер. 29:17 ), но приятными угодным приношением Богу ( Рим. 15:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Zarin/z...

первородства. Как первородный (старший) сын, Исав имел право на особое благословение Божие ( Быт. 25,31–34; 27,36 ). Позднее, согласно закону Моисееву, первенец имел право на двойную долю наследства ( Втор. 21,17 ). Практически, Исав отказался от своего места в родословной завета, а не просто от своей доли наследства. 12 вы знаете, что после того. Читатели послания знали, что последовало за отказом Исава от своего первородства, когда его место заступил его брат Исаак, который и получил Божие благословение ( Быт. 27 ). Это благословение включало в себя обетования, данные Аврааму ( Быт. 12,2.3; 27,29 ). не мог переменить. Хотя Исав оплакивал потерю благословения ( Быт. 27,38 ; ср. 2Кор. 7, 10 ), он уже никак не мог искупить свой грех пренебрежение Божиим обетованием. 12:18–24 Проводится сравнение между ветхим и новым заветами, которые образно представлены как горы (Синай и Сион). Страх доминирующее понятие, связанное с Синаем горой, на которой был дан закон (ст. 18–21). Блаженство и доверие основные мотивы Сиона. Синай ассоциирован с земной жизнью и категориями земного бытия; Сион мыслится в категориях небесной жизни (ст. 27). 12 к горе, осязаемой. Как священное место, на котором был установлен ветхий завет, гора Синай, олицетворяющая закон, с ней связанный, являет собой лишь часть творения, которое может быть сотрясено и поколеблено (ст. 27). Как нечто «осязаемое», гора Синай олицетворяет преходящий, временный характер ветхого завета (8,13). 12 чтобы... не было продолжаемо слово. Боясь, что непосредственное соприкосновение с Божией святостью уничтожит их ( Исх. 20,19 ), израильтяне просили Моисея, чтобы он стал посредником между ними и Господом и передавал им Его слова. 12 вы приступили. Пребывая в своем земном странствии, христиане, подобно патриархам (11,13), взирают с верой на град будущий (13,14), небесный Иерусалим, и могут входить в Святое Святых для поклонения Господу (10,19–22). См. статью «Небеса». 12 к церкви первенцев. В Израиле все первенцы должны были быть освящены и отданы на служение Господу в месте Его присутствия, однако левиты своим служением замещали первородных сыновей ( Числ. 3,11–13 ). В небесном торжествующем собрании все верующие являются «первородными», посвященными Богу, и выступают как Его священство. Верующие приглашены разделить с Иисусом Его первородство (1,6.14; 2,11.12). См. статью « Церковь ».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010