фактически, на деле (лат.). 35 советниках (нем.). 36 Безобразное тоже прекрасное (франц.). 37 «Собор Парижской богоматери» (франц.). 38 «Отверженные» (франц.). 39 «Современное слово», 100, 101, 102. 252 40 В своей литературной деятельности, разумеется; никогда не позволим мы себе коснуться частной жизни литературных деятелей наших, ибо она для нас священна. 41 да, да! (англ.). 42 довольно (франц.). 43 довольно (франц.). 44 передовая статья Петербургской газеты (франц.). 45 распространение опустошения (франц.). 46 Конец (лат.). 47 на английский лад (франц.). 48 Вы понимаете? (франц.). 49 См. «Современник», и 2 и ответ во «Времени» «Журнальные заметки. II. Молодое перо». 50 Своими стонами страдалец наполнял//Леса и долы (франц.). 51 Кстати, мой мальчик (франц.). 52 Фраза не наша. Сей фразой начиналась одна повесть одного гвардейского офицера в стариннейшей «Библиотеке для чтения» тридцатых годов. Не без намеренья ее помещаем. 53 Стих Всеволода Крестовского. 54 завтрашнего дня (франц.). 55 Обыкновенные литературные упреки «Искры» редактору «Времени», у которого была табачная фабрика. 56 Вы понимаете, не так ли? (франц.). 57 См. статью «Молодое перо». «Время», 58 Временная приостановка «Современника» не принесла нам никакой пользы. Ни одного нового, значительного сотрудника она нам не доставила. Г-да Островский, Помяловский, Щедрин печатали у нас еще долго до приостановки «Современника». Во втором же отделе журнала не участвовал никто из пишущих в «Современнике», да и боже сохрани. Из 4 300 подписчиков за прошлый год 4 000 уже были у нас до прекращения «Современника». «Молодое перо» отлично хорошо знает, что летом подписка почти прекращается. С июня до конца года у нас вряд ли прибавилось 300 подписчиков. Следственно, прекращение «Современника» и подписчиков нам не могло принести. 59 См. статью «Молодое перо». «Время», 60 «Современник», и 2-й. 61 роялист больше, чем сам король (франц.). 62 Я всё так пишу: «вы говорите в глаза», хотя примечание к «Тревогам „Времени“ подписано не вами, а редакцией «Современника». Но так как без вашего ведома это примечание не могло сочиниться, так ведь оно всё равно. Повторяю: вы, пожалуй, будете в претензии, зачем я смешиваю так утвердительно вас и редакцию «Современника» вместе? Отвечаю еще раз: утвердительно говорю я об этом потому только, что вы наговором вашим о подкупе наборщиков «Современника» дали мне сами это право. Рассудите: чтоб опровергнуть наговор, я, конечно, должен сказать, что знаю из первых рук, как у вас дела установились и на каких интересах. Стало быть, если я все это знаю, мне и наборщиков покупать было не надо. 63

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

Henry and H. – R. Schwyzer, eds., Plotini Opera, vol. 1 (Museum Lessianum Series Philosophica 33; Paris: Desclée de Brouwer/Brussels: L " Édition Universelle, 1951) 1–46; английские переводы – в: Plotinus, The Enneads (tr. S. MacKenna; third ed. revised by R. S. Page; London: Faber, 1962) 1–20, и M.J.Edwards, Neoplatonic Saints: The Lives of Plotinus and Proclus by Their Students (Translated Texts for Historians 35; Liverpool: Liverpool University Press, 2001). Цитаты приводятся по переводу Эдвардса. 366 О редакторской работе Порфирия см.: D.. ÓMeara, Plotinus: An Introduction to the Enneads (Oxford: Clarendon, 1993) 8–10. 367 R. Valantasis, Spiritual Guides of the Third Century: A Semiotic Study of the Guide-Disciple Relationship in Christianity, Neoplatonism, Hermetism, and Gnosticism (HDR 27; Minneapolis: Fortress, 1991), глава 3. 368 Об Аммонии Сакке и других лицах, упомянутых в «Жизни Плотина», см. просопографию у: L. Brisson in L. Brisson, M. – O. Goulet-Cazu, R. Goulet, and D. ÓBrien, Porphyrë La Vie de Plotin, vol. 1 (Paris: Vrin, 1982) 55–114. 370 См. таблицу в: L. Brisson, «Notices sur les Noms Propres,» in Brisson, GouletCaze, Goulet, and ÓBrien, Porphyre, 56. 371 Эдвардс в своем переводе (Neoplatonic Saints, 15) считает Марцелла и Оронтия двумя разными людьми; однако Бриссон, «Notices sur les Noms Propres,» in Porphyre, 56, 102, полагает, что Оронтий (или Орронтий) – семейное имя Марцелла. 374 Возможно, впрочем, что Порфирий провел с Плотином меньше времени, чем все остальные. Если это так, понятно, что он не говорит об этом открыто – хотя упоминает, что был с Плотином лишь на протяжении пяти-шести из этих двадцати шести лет. 375 Ср. «мы» в начале §23, по-видимому, относящееся ко всем ученикам вместе, но, возможно, и исключительно к Амелию и Порфирию. 376 P. Сох, Biography in Late Antiquity (Berkeley: University of California Press, 1983) 65, полагает, что Порфириево описание занятий в школе Плотина отчасти восходит к «собранию заметок» Амелия. Она говорит о «конспектах семинаров (scholia)», которые делал Амелий, а затем, переработав их, «составил из этих записей чуть ли не сто книг», которые посвятил своему приемному сыну (§ 3).Однако заметки Амелия, по всей видимости, представляли собой конспекты философских рассуждений: возможно, Порфирий пользовался ими, редактируя труды Плотина, однако едва ли в них содержался какой-либо материал, касающийся жизни учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/iisu...

Epp. T. 7. P. 107; см.: Lesne É . La hiérarchie épiscopale: Provinces, métropolitains, primats en Gaule et Germanie (742-882). Lille, 1905. P. 100-102). Подлинность грамот, которые архиепископы Гамбурга-Бремена получили от Н., остается предметом дискуссии. Согласно Житию св. Ансгария (см. Ансгар ), Н. подтвердил привилегию папы Римского Григория IV, даровал Ансгарию архиепископский паллий , предоставил статус папского легата и юрисдикцию над народами Сев. Европы, а также присоединил Бременское еп-ство к архиепископской кафедре Гамбурга (31 мая 864). Вскоре после кончины Ансгария (865) понтифик подтвердил эти привилегии в грамоте, адресованной его преемнику св. Римберту (Vita Anskarii auctore Rimberto, accedit Vita Rimberti/Rec. G. Waitz. Hannover, 1884. S. 48-51. (MGH. Script. Rer. Germ.; 55); Adam Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. I 27, 35// Idem. Hamburgische Kirchengeschichte/Hrsg. B. Schmeidler. Hannover; Lpz., 1917. S. 32-34, 38. (MGH. Script. Rer. Germ.; 2); тексты привилегий, сохранившиеся в поздних копиях, изд.: Curschmann F. Die älteren Papsturkunden des Erzbistums Hamburg: Eine diplomatische Untersuchung. Hamburg; Lpz., 1909. S. 19-27). Мн. исследователи полагали, что папские грамоты, связанные с ранней историей Гамбургско-Бременского архиепископства, подверглись интерполяции (напр.: Theuerkauf G. Urkundenfälschungen des Erzbistums Hamburg-Bremen vom 9. bis zum 12. Jh.//Niedersächsisches Jb. f. Landesgeschichte. Hildesheim, 1988. Bd. 60. S. 86-93), хотя сам факт дарования привилегий, как правило, не подвергается сомнению (см.: B ö hmer. Reg. Imp. I. Bd. 4. Tl. 2. Lfg. 2. S. 202-206, 264-265). По мнению Э. Ниббса, Ансгарий получил от Н. персональный статус архиепископа и легата для облегчения миссионерских трудов среди скандинавских народов, но лишь в 865 г. понтифик утвердил статус архиепископа за Римбертом и его преемниками. Вопреки утверждениям средневек. авторов, Бременская и Гамбургская кафедры в то время еще не были объединены, т. к.

http://pravenc.ru/text/2566078.html

С. 52. 42 См.: Питанов В.Ю. Грани оккультизма: от герметизма до магии и экстрасенсорики. http://apologet.narod.ru/ 43 См.: Питанов В.Ю. Мантра-йога, медитация и православная молитва: вопрос совместимости. http://apologet.narod.ru/ 44 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 52. 45 Торчинов Е.А. Даосизм: опыт историко-религиозного описания. СПб., Лань. 1998. С. 218. 46 Торчинов Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб., Азбука-классика. Петербургское Востоковедение. 2005. С. 171. 47 Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С. 13. 48 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 14. 49 Там же. С.19. 50 Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С. 15. 51 См.: Питанов В.Ю. Суд совести: агни-йога против христианства. http://apologet.narod.ru/ 52 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С.103. 53 Там же. С. 102. 54 Там же. С. 103–104. 55 Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С. 18. 56 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 22. 57 Дворкин А.Л. Сектоведение. Нижний Новгород. Изд. Братства во имя св. князя Александра Невского. 2003. С. 83. 58 Ту Л. Основы Фэн-шуй. Подробное руководство по улучшению ваших отношений с людьми, здоровья и благосостояния. Киев. София. 2000. С. 9. 59 Ту Л. Фэн-шуй и изобилие: здоровье, любовь, карьера, достаток. Киев. София. 2000. С. 51. Рекомендуемые статьи Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки × Уведомить об ошибке Фрагмент текста: На что заменить: Комментарий: Отправить Сообщить об ошибке

http://azbyka.ru/fen-shuj-nauka-religiya...

Rapports, I. Athènes, 1976. 364 Текст см.: Prevenier W. De Oorkonden der graven van Vlaanderen (1191–1206). II. Uitgabe. Bruxelles, 1964. N. 267. О других изданиях, переводах и литературе см.: Hendrickx В. Ο πολιτικο κα στρατιωτικο θεσμο. Σ. 28. Σημ. 3. 365 Tafel G. L. F„ Thomas G. Μ. Urkunden zur alteren Handels-und Staatsgeschichte der Republik Venedig. Wien, 1856. Bd 1. S. 558. 367 Лучицкая С. И. «Иерусалимские ассизы» – памятник средневекового права//Из истории социально-политической и культурной жизни античного мира и средневековья. М., 1985. С. 79–95. 368 В нашей литературе см., например; Добиаш-Рождествеиская О. А. Эпоха крестовых походов: Запад в крестоносном движении. Пг., 1918. С. 55. В целом проблема рассмотрена в работе: Лучицкая С. И. Источниковедческие особенности «Иерусалимских ассиз» в медиевистике XIX- XX вв.//СВ. 1988. Т. 51. С. 153–166. 369 Assises de Jérusalem/Ed. par A. Beugnot. P., 1841– 1843. Vol. 1–2 (Беньо называл Филиппа «Наваррским», ибо связывал его происхождение с Наваррой; позднее было доказано, что этот юрист был выходцем из города Новары в северной Италии). См.: Paris G. Philippe do Novare//Romania, 1890. Т. XIX. Ν 73. P. 99–102. Cf.: Grandclaude M. Etude critique sur les Livres des Assises de Jérusalem. P., 1923; Lamonte J. L. Three Questions concerning the Assizes of Jérusalem//Byzantina-Metabyzantina, 1946. Vol. 1. P. 201–211. 370 A­ σσζαι το βασιλεου τν Ιεροσολμων κα τς Κπρου//Sathas К. Ν. Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη. Εν Βενετ, 1877. Τμ. 6. Σ. 3–497. 371 Zepos P. J. Droit et institution du royaume de Chypre//XV e Congrès International dEtudes byzantines. Rapports. Athènes. 1976. P.5. 372 Дмитриев Г. Предоставление феода сеньору на сохранение по сводам феодального законодательства на завоеванном крестоносцами Востоке//ПС. 1966. Т. 15 (78). С. 155–171. 373 Livre de Jean ilIbolin. Ch. CCXVII. P. 345 sq.; La clef des assises de la Haute Cour, CCLXVIII. Assises de Jerusalem. Т. I. P. 598. 380 Jacoby D. La féodalité en Grèce mediévalë Les «Assises de Romanie», sources, application et diffusion.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Бржетислав II, кн. чешский (1092–1100) VI, 360 Бржетислав, кн. оломоуцкий (1189– прежде 1201 [?]) VI Бруно, см. Григорий V Бруно, см. Лев IX Бруно, гр. брауншвайгский (ум. до 1012 г.) II, III, 338 Бруно, гр. брауншвайгский, внук предыдущего (уб. в 1057) II, 329 Бруно, гр. кверфуртский, дед св. Бруно Кверфуртского 69 Бруно, гр. кверфуртский, о. св. Бруно Кверфуртского (ум. после 1009 г.) 69, 69 Бруно, архиеп. кёльнский (953–965) II, 181 Бруно, еп. ферденский (962–976) 70 Бруно, еп. аугсбургский (1006–1029) II, 57,57, 88, 163 Бруно (Бонифаций) Кверфуртский, св., миссийный архиеп. (1004–1009) 39, 48, 55–62, 64, 69, 70, 74, 83, 85, 85–86, 88, 88–92, 163–164, 228, 228, 234, 235, 269, 278, 278, 328 Бруно (возможно, тождествен следующему), саксонский историограф (поел. четв. XI в.) 154–155, 232 Бруно (возможно, тождествен предыдущему), магдебургский схоластик 154 Бруноны, знатный род в Саксонии с родовым центром в Брауншвайге (кон. X – кон. XI в.) 231 Брячислав Изяславич, кн. полоцкий (1001–1044) IXa, 170 «Будская хроника» (втор. пол. XIV в.) 353–354, 358, 371 Бурхард, гр. локкумский (уб. в 1130 г.) 339–340, 339, 342 Бурхард, настоятель собора св. Симеона в Трире, с. Иды из Эльсдорфа (ум. после 1075 г.) II, 120–121, 120–121, 340, 340 «Бытия книга» 215 Бьёрн, ярл Восточной Мерсии, б. датского кор. Свена II Эстридсена (уб. в 1049 г.) VII, 134, 134 Бьондо Флавио (Блонд Флавий), итальянский историограф, гуманист (ум. в 1463 г.) 54 Вагон, еп. ольденбургский (ок. 980 г.) 270 «Вайнгартенская история Вельфов», см. «История Вельфов» Вайц Г., см. Waitz G. Вала(х)фрид Страбон, аб. м-ря Райхенау, церковный писатель (ум. в 849 г.) 17 Вальгар, воспитатель сыновей англо-саксонского кор. Эдмунда Железнобокого 195 Вальдемар I, кор. датский (1157–1182) VII, IXa, 271, 271, 343 Вальдемар II, кор. датский (1202–1241) VII, 343 «Вандомские анналы» (XII в.) 102 Варвара, св. (умучена ок. 306 г.) 198 Варвара, ж. киевского кн. Святополка Изяславича, д. византийского имп. Алексея I Комнина (вероятно, ошибочно) 198

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

118 Du hast so eine leise Art zu sein;Und jene, die dir laute Namen geben,Sind schon vergessen deiner Nachbarschaft. (Stundenbuch) (обратно) 119 См., например: Чхандогья-упанишада, III, 14; V, 11—24. 120 Платон. Письма, VII, 341cd. 121 О Григории Назианзине (ок. 329—390) см.: Памятники византийской литературы IV-IX веков. М., 1968. С. 70—83. Точное авторство гимна «К Богу» не установлено. (обратно) 122 Ин. 3:31—36. 123 Ин. 1:18. 124 В этом смысле пользуется онтологическим доказательством уже Плотин , Enn. (IV, 7, 9), и даже уже Платон имеет его в виду в последнем, решающем доказательстве бессмертия души в «Федоне» (102 А и сл.). Ср. в нашем «Предмете знания» приложение: «К истории онтологического доказательства». 125 Мф. 11:25. 126 Мф. 5:8. 127 У Франка «существа» , явная опечатка. 128 Кор. 13:12. 129 Ich weiss, dass ohne mich Gott nicht ein Nun kan leben;Werd ich zu nicht, Er muss von Noth den Geist aufgeben. Ангел Силезский (Angelus Silesius. Op. cit. I, 8.). (обратно) 130 У Франка — «резервацией» , явная опечатка. (обратно) 131 Франц Баадер (1765—1841) — немецкий философ, врач и теолог, представитель неортодоксального католицизма. (обратно) 132 Ис. 55:8—9. 133 Ин. 1:1. 134 Ин. 1:14. 135 См., например: Ин. 16:13. 136 Тайный союз (лат.). 137 Профессор — личность, Бог же никто (нем.). (обратно) 138 См.: Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. 3. Сочинения. Т. XI. М. — Л., 1935. С. 305. (обратно) 139 Учение британского монаха Пелагия (около 360—418), который отверг учение о первородном грехе и в противовес концепции благодати и предопределения Августина делал акцент на нравственно-аскетическом усилии самого человека. В 431 г. было осуждено на третьем Вселенском соборе. (обратно) 140 Парменид. О природе, IV, 7. 141 Ин. 4:8. 142 Имеется в виду, в частности, известное выражение Тертуллиана: «Credo quia absordum» («Верую, потому что абсурдно»). Tertullian. De Carne Christi, V. 143 Если двое делают одно и то же, это не одно и то же (лат.). 144 Мф. 22:32. 145 Римл. 3:28; Гал. 2:16.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3864...

47 Раскрытие этой мысли см. во второй брошюре, в трактате о молитве, с православной точки зрения, сравнительно с католическим и протестант­ским взглядом на этот предмет, стр. 102–113. 54 Бог. соч. Хомяк., стр. 41. В настоящем очерке протестантства и католи­чества мы, конечно, далеко не исчерпали всего богатого содержания брошюр Хомякова. Мы не коснулись частных пунктов вероучения того и другого испо­ведания, которые все с большей или меньшей обстоятельностью рассмотрены нашим автором и оценены с таким мастерством, которому по истине нельзя не удивляться. 55 Ересь Нестория распространилась по всему антиохийскому патриархату именно потому, что совпадала с рационалистическим направлением антихийского училища, главного рассадника христианского образования для христианской Азии. 56 В «записках по всеобщей истории» Хомяков со своей точки зрения излагает между прочим и историю вселенских соборов. Записки эти изданы в 1874 г. покойным Гильфердингом. Подлинные акты или «деяния» св. все­ленских соборов в русском переводе напечатаны в «Православном Собе­седнике» за последние годы. Прагматическая история их составлена преосв. Иоан­ном (история трех первых соборов) и г. Лебедевым (четыре последние собора). 58 Мы не считаем себя в праве делать более подробное изложение оригинальных и остроумных суждений преосв. Григория, так как самая статья его еще так недавно была помещена на страницах Христ. Чтения. 59 Эго впрочем и неудивительно. Мысли чужие, навеянные извне, хотя бы и были симпатичны писателю, никогда не могут быть так плодотворны, как мысли, добытые самостоятельным умственным трудом. А в области славянства нашим исследователям поневоле приходится быть самостоятель­ными; едва ли даже это не единственная у нас отрасль научных исследова­ний, где наша наука вполне самобытна: тут нечем заимствоваться с запада – разве теорией пана Духиньского, проповедующего в Париже о тожде­стве русских с тюркскими племенами. Сочувственные отзывы о славянстве в роде отзыва барона Гакстгаузена или Марте (см. опыт истор. обозр. р. словесности О. Миллера, стр. 239) слишком редки у западных писателей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

hom.3, n.9, PG.29, 76B-C; p.n.I.4, с.53; hom.1, n.7, 17B; p.n.I,14; cp. n.8, 21A; I, с.16; преп. Нила (Евагрия), De oratione 51,56, PG.79, 1177C-D; p.n.I,182,183; Захарии Митиленского, Disputatio de mundi opificio, PG.85, 1068В,1137В,1140В. – О λγοι промысла и вообще о λγοι, проявляющихся в мире нравственном, см. у Евагрия, Sententiae (к киновитам гл.85), PG.40, 1282С [с.137,гл.132]; Cap.pract. ad Anat. 31,61, PG.40, 1229C; 1236В [с.104–105, гл.50; с.109–110, гл.89]; Изречения, р.п.(Добротолюбие I4), с.638 [с.119, гл.48]; у Немезия, De nature hom.inis, 44, PG.40, 809А.С, р.177,178 (­ Ambigua, PG.91, 1192D,1193A., f.175a); у св. Григория Богослова , Or.4, n.47, PG.35, 572A; p.n.I.3,91; Or.32, n.27, PG.36, 205C; p.n.III,130; Poem. dogm.VÏ de Providentia, v.22, PG.37, 431A; p.n.V.3,37. Употребление λγος в субъективном смысле (­ понятие, истина) с классических времен было обычным и имело большое распространение (св. Григорий Нисский , Contra Eunom. liB.I, PG.45, 388В,392С; p.n.V,169,175; св. Василий Великий , In hexaem. hom. I, n.4, PG.29, 12C; p.n.I.4, с.10; см. словари: W.Pape. Griechisch-Deutsches Handworterbuch. 3 Aufl. Braunschweig 1880. Bd II, Abth.1 (А-П), S.58–61; E.A.Sophocles. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. New York-Leipzig 1888, p.719–720). 307 Cap.de charitate I,98,99 [p.n.I,106]. Ambigua, PG.91, 1341D,1380B, f.236B.251a; 1248В,1280А,1296В,1329А, f.198B,211B,217B.231a. Quaest. ad Tahl. I,PG.90, 269A, p.15 [p.n.II, 33]; II,272A, p.16 [p.n.II, 35]; XIII,296B, p.30 [p.n.II,55]; XXV, 332B, p.52 [p.n.II,84]; XXVII,353C,356B,357C, p.65–67 [p.n.II,96–98]; XXXII,372B, p.75 [p.n.II,107]; XXXV, 377C, p.79 [p.n.II,112]; XL, 400A, p.91 [p.n.II,125]; XLVI,420C, p.102 [p.n.II,138]; XLVIII,436C,440B.D, p.111–114 [p.n.II,147–149]; LIX, 609B, p.203. Orat. Dom. expos., PG.90, 901D, p.362 [p.n.I,199]. 308 Ambigua, PG.91, 1297A. 1385A. 1400A, f.218a,252B,257B.Quaest. ad Tahl. XXXV, PG.90, 380A, p.80 [p.n.II,113]; LIII,501C, p.147 [p.n.II,180]; LIV, 517D, p.156 [p.n.II,190]; LXIII,681C,684A, p.245; LXIV, 728C, p.271; LXV, 756D., p.286.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

P. 102-103; ср.: Ibid. P. 103. Not. 160 - ссылки на использование «юридического» языка, в частности слова γκλημα - «вина, обвинение», в вост. святоотеческой традиции). Спитерис, однако, считает, что богословское видение Н. К. в корне отлично от представленного в трактате Ансельма. Логика последнего чисто «юридическая»; Н. К., напротив, руководствуется принципом Божественного человеколюбия: если человек оказался не в состоянии исправить себя сам и потребовалось вмешательство Бога, то это не потому, что Он испытывает необходимость в «оправдании» или «удовлетворении божественной справедливости», а потому, что движим беспредельной любовью к людям. Оправдание, даруемое людям на Кресте, по мнению Спитериса, для Н. К. означает возвращение человеку «праведной» природы, ибо только Богочеловек, по образу Которого был создан ветхий Адам, в состоянии возвратить человеку его подлинную природу (ср.: Nicol. Cabas. De vita in Christo. 4. 15). Все это позволяет понять «оправдание» не как «удовлетворение», а как «восстановление» (ποκατστασις) ( Spiteris, Conticello. 2002. P. 367-368; о «теории искупления», нашедшей отражение в сочинениях Н. К., см. также: Ibid. P. 362-372 (наиболее подробный очерк); Congourdeau, ed. 1989. Vol. 1. P. 45-46). Поскольку при жизни Н. К. греч. перевода трактата Ансельма Кентерберийского «Почему Бог стал человеком» не существовало, высказывалось предположение, согласно которому Н. К. воспринял его «теорию искупления» опосредованно, познакомившись с сочинениями Фомы Аквинского ( Salaville. 1943. P. 51-55). Однако такое предположение маловероятно, поскольку концепция греха как оскорбления, нанесенного Богу и требующего воздаяния «долга чести», характерная для богословия Ансельма, не во всех деталях была воспринята Фомой Аквинским. Вероятно, с «теорией искупления» Ансельма Н. К. могли познакомить братья Кидонис ( Congourdeau, ed. 1989. Vol. 1. P. 16. Not. 9, 45-46). Контакты Н. К. с мон-рем Ксанфопулов в К-поле также могли способствовать получению сведений о «теории» Ансельма, поскольку эта обитель поддерживала связи с латинянами и «латиномудрствующими» того времени (несмотря на репутацию исихастского центра; см., напр., ст.

http://pravenc.ru/text/2566110.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010