—323— приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нём говорит блаженный Давид: вино веселит сердце человека ( Пс.103:15 ), и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: ядите 2276 , и пийте, и упийтеся ближнии 2277 ( Песн.5:1 ), потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно ещё более полезно. Ос.14:9 . Что ему ещё и кумиром? Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком ещё из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщённых такое искание, ибо что может дать кому-либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте ( Ис.41:23 ), – но никогда не могут рукотворённые принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим 2278 суть ( Иер.10:11 ). На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: что ему ещё и кумиром? Ос.14:9 . Аз смирих его, аз и укреплю его. —324— Я, говорит, могу озлобить тех, кто, как Я замечаю, пренебрегает искренним расположением ко Мне. Равным образом укрепляю тех, кто будет делать добро и знать сущего по естеству и истинного Бога. Итак, и озлобление или изнеможение Израиля зависело не от них (ложных богов), и переход к силе нельзя считать даром демонов: это богодарованное благо, точно так же, как и бессилие было следствием движений гнева. Поэтому мудро и боголюбиво поёт нам великий Давид: крепость моя и пение мое Господь ( Пс.117:14 ). Ос.14:9 . Аз аки смерчие учащеное, от Мене плод твой обретеся 2279 . Растение смерчие 2280 настолько густо и обильно листвою, что кажется как бы рукотворённою кровлей и не даёт прохода ни солнечным лучам, ни дождевым струям, хотя бы они и сильно лились на землю. Итак, что они, повинуясь Богу, будут иметь безмятежное осенение или помощь, показывает, говоря: аз аки смерчие учащеное. А что всякое плодоношение повинующихся Богу совершается не иначе, как во Христе или чрез Христа, подтвердит Сам Он, говоря евангельскими словами: без мене не можете творити ничесоже ( Ин.15:5 ). Таким образом, конечно, может сказать всякому верующему, если он славен, досточуден и украшен добродетелью: от мене плод твой обретеся.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ос.14:8—9. И процветет яко виноград память его, яко же вино Ливаново Ефремови.    Бог в одном месте говорил матери иудеев, то есть синагоге: «аз посадих тя виноград плодоносел, весь истинен» (Иер.2:21). Поет нам о ней в одном месте и божественный Давид: «виноград из Египта пренесл еси: изгнал еси языки, и насадил еси и: путесотворил еси пред ним» (Пс.79:9—10). Итак, Израиль был «виноградом благолозным» (Ос.10:1). Но так как он многообразно грешил, то Господь низложил «оплот его, и объимают и вси мимоходящии путем: озоба и вепрь от дубрави, и осел дивий пояде и» (Пс.79:13—14), — значит, отдан на попрание желающим вредить, в добычу кабанам и ослам, то есть — похотям и неразумию. Впрочем во Христе процвела «память его», конечно — Израиля. А «память» — говорит потому, что не все уверовали, но как бы на память о нем соблюдается остаток. Для Ефрема же, или для Израиля, благодать Божия была «якоже вино Ливаново», то есть благовонное и слегка приправленное ливаном для запаха. А это есть слово о Христе, и о Нем говорит блаженный Давид: «вино веселит сердце человека» (Пс.103:15), и к Нему побуждает нас стремиться со всем рвением священное слово, которое гласит так: « ядите, и пийте, и упийтеся ближнии» (Песн.5:1), потому что святым не насытиться тем, что дано чрез Христа, и принятое до опьянения оно еще более полезно. Ос.14:9. Что ему еще и кумиром?    Действительно, если, говорит, насытится и приобщится столь ценных и горних благ, то совершенно отступит от склонности к заблуждению и привязанности к делам собственных рук. В самом деле: в каком еще из благ терпя недостаток, он станет искать их у кого-либо другого? И не бесполезно ли для обольщенных такое искание, ибо что может дать кому либо бездушная вещь? О них справедливо было сказано от Бога: «благо сотворите, и зло сотворите, и увемы, яко бози есте» (Ис.41:23), — но никогда не могут рукотворенные принести вред людям (в самом деле, как и чем?), ни дать что-либо доброе или полезное. Поэтому пусть, и вполне справедливо, услышат: «бози иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли и от сих, иже под небесем сим суть» (Иер.10:11). На этот именно поступок и на укрепление в любви к Богу и указывает, говоря: «что ему еще и кумиром?»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

д. С бывшей столицей Исраэля стало то же самое – Шомрон стал центром очередной ассирийской провинции с одноимённым названием. Территория провинции была невелика и примерно совпадала с территорией царства Исраэль времени правления его последнего царя нОшеа – центральная часть нагорья Эфраим; её восточной границей, по-видимому, была река Ярдэн 71 . Все истуканы её будут разбиты, и вся плата за блуд сгорит в огне, и всех идолов её уничтожу, как плату проститутке она собрала их – платой проститутке станут они опять. Захватив город, враги не пощадят находящихся в нём «культурных ценностей» – уничтожат все истуканы () и идолы (). Эти термины являются синонимами, ими обозначаются изображения языческих божеств, их каменные и деревянные изваяния. Поступая так, ассирийцы исполнят волю Божью: их руками сам YHWH уничтожит эти симулякры. (букв. её платы или её подарки, мн. число) и дважды употреблённое выражение – это то, чем расплачиваются с проституткой () за её услуги. Ср. Втор.23:19 ( ); Ис.23:17–18 ; Иез.16:31–41 ; Ос.9:1 . Вслед за пророком нОшеа Миха использует брачную метафору, в рамках которой Израиль сравнивается с неверной женой, а YHWH – с разгневанным мужем, которому она изменяет (ср. Ос.1–3, 4:14, 9:1 ) с «любовниками». «Любовники» в брачной метафоре – это языческие божества, а также языческие, идолопоклоннические державы. Неоспоримыми свидетельствами измены Исраэля по отношению к YHWH служат идолы. Вслед за нОшеа и Михой этой метафорой будут пользоваться Ирмейяну и Йехезкель, которые распространят её применение и на южную «сестру» Исраэля – царство Йенуды ( Иер.3:1–13 ; Иез.16:23 ). В чём состояла эта плата? Что конкретно она (Шомрон, Исраэль) как плату проститутке собрала ( )? У нОшеа – это урожаи, которые израильтяне ошибочно принимали за дары Баала ( Ос.2:14 72 , 9:1) 73 . Но здесь, у Михи, похоже, платой являются идолы: за оказанные Ашшуру вассальные услуги, за свою внешнеполитическую «проституцию» Исраэль получал от него в качестве платы изваяния. Платой проститутке станут они опять ( ): в плену, на чужбине израильтяне продолжат изменять YHWH и заниматься духовной проституцией, то есть идолопоклонством. Можно эти слова понять и так, что во время захвата Шомрона ассирийцы, разбив идолов, заберут себе серебро и золото, которыми израильтяне этих идолов украшали 74 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

Важное значение для осмысления библейского историзма имеют и внутренние закономерности исторического развития, корреляция различных стадий истории, ожидание ее конца . Бог в книгах Священного Писания является единственным центром мировой истории Коснемся вопроса историчности Предания с точки зрения богословской перспективы. Непреложным является тот факт, что Бог в книгах Священного Писания является единственным центром мировой истории. Все книги Ветхого Завета говорят о теоцентричности исторического процесса. Именно Бог соединяет в Себе времена прошлого, настоящего и будущего. Вокруг Него зиждутся судьбы наций и государств – одни исчезают, уступают место другим, другие возвышаются и определяют исторический фарватер. Глобальный и индивидуальный аспекты истории, выраженные в судьбах целых народов и частных лиц, также абсолютно теоцентричны. Этот феномен независим от того, насколько верны оказываются Богу эти исторические субъекты. Власть над историческим процессом любого масштаба оказывается в крепкой деснице Божией, хотя Сам Бог и «сковывает» себя свободой человека и целого народа, но эта свобода не разрушает и не способна разрушить действия божественной воли, Его центральное участие в исторических процессах – благословляющее, назидающее или карающее (Втор. 2: 7; Пс. 134: 10; Иер. 48: 15–17; Ис. 14: 5; Ис. 41: 2). Господь Вседержитель описывается на страницах Ветхого Завета как Творец всего сущего, промышляющий непрестанно о Своем творении. Он нелицеприятный (Втор. 32: 4), справедливый судия (Быт. 18: 25; Быт. 18: 25; Пс. 7: 12; 95: 13). Отвергающие волю Божию навлекают на себя различные бедствия и терпят позорный конец (Ис. 44: 9; Ам. 9: 10–11), тогда как праведники становятся наследниками особых благословений (3 Цар. 8: 53). Богоизбранный Израильский народ (Исх. 19: 5; Втор. 26: 18; Ис. 44: 6; Иер. 10: 16) становится историческим пассионарием, вокруг которого разворачивается мировая история. Враждующие же с Израилем, а значит с Богом Израиля стираются с лица земли (Ис. 44: 9; Иез. 18: 32; Ос. 11: 7; Ам. 1: 3).

http://pravoslavie.ru/157616.html

101 На этом основании писатели, отрицающие первородный грех, пытаются доказать то положение, что «первородный грех – каноническому Ветхому Завету совершенно чуждое представление». Роте, Dogmatik. 1870. I, 307; Пфлейдерер, Grundriss der Christl. Glaubensund Sittenlehre als Compendium für studirende. 1888. «Sünde»; Клемен, Die Christl. Lehre von der Sünde. I, 167. 106 Рюэчи, Geschichte und Kritik der kirchlichen Lehre von der ursprünglichen Vollkommenheit und vom Sündefall. 1881, 111. 123 Место из Ис.43:27 : «Праотец твой согрешил ( ), и ходатаи твои отступили от Меня», вопреки мнению Филиппи (Op. cit., 194), Умбрейта (Op. cit., 45), Гитцига и Кнобеля (Lange, Th. 14. Der Prophet lesaia. 1877:503), сюда не относится. Адам – праотец всего человечества, а не Израиля только. LXX толковников переводят собирательно: «ο πατρες μν πρτοι κα ο ρχοντες μν νμησαν ες μ», слав, «отцы ваши первии согрешиша, и князи ваши беззаконоваша на мя». Хотя в параллелизме, из которого видно было бы, что евреи, странствовавшие по пустыне, называются действительно отцами и праотцами, нет недостатка ( Иер.2:5, 7:25, 11:7, 4, 10, 31:32, 34:13 ; Иез.20:4, 18, 27, 36 ; Ос.9:10 ; Пс.77:57, 94:9, 105:7 ), но там всюду употребляется число множественное «праотцы» (), а не единственное, как здесь (против Введенского Д. «Учение В. Завета о грехе», стр. 137). Лучше разуметь – или Иакова (Эвальд, Op. cit., 166), так, как народ еврейский преимущественно назывался по нему ( Ис.43:20 ), или отца верующих, друга Божия ( Ис.41:3 ), которого Бог «избрал себе» ( Ис.51:2 ), Авраама. Здесь ( Ис.43:27 ) говорится о том, имел ли право Израиль на особенную милость к нему Иеговы. Естественнее всего было Израилю сослаться на праведность праотца, к которому Израиль возводил начало своего избрания, а таким праотцом был ни кто другой, как Авраам. На происхождение от него, как нам известно, неоднократно ссылались евангельские фарисеи. Здесь указывается, что и Авраам, на святость которого народ ссылался, при всей его праведности всё же не был вполне святым, чистым от греха, что и он согрешил пред Богом ( Быт.12:11, 13, 20:2 ), как и ходатаи отступили от Бога, т. е. ещё в большей степени были грешны (ходатаи, т. е. судьи, князья, священники и пророки – бл. Феодорит).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Есть частные особенности в языке книги Аввакума, ко­торые укрепляют, утверждают высказанное нами суждение о раннем – в эпоху расцвета – происхождении этой священной книги. Мы разумеем здесь троякого рода дан­ные, почерпаемые из «жизни слов». Во-первых, мы отметим, что для выражения одних и тех же понятий Аввакум пользуется совсем другими терминами, чем свя­щенные писатели халдейской эпохи, как раз теми, кото­рые имеют место у представителей цветущего периода священной литературы – времени Исаии и раннейших. Это – во-вторых. Наконец, в принадлежности писателя нашей книги к генерации Исаии убеждает нас довольно значи­тельное число παξ λεγομνων и редких выражений у Авва­кума, свидетельствующих о классическом достоинстве его языка. I. Укажем примеры того, что Аввакум употребляет терминологию, свойственную более древним священным писателям, а не ту, которую употребляют позднейшие писатели, принадлежащие халдейской эпохе, не исключая даже Софонии. – В Авв. 1:3 понятие насилия выражается терминами и . Преимущественно они употребляются в книгах более ранних – ( Быт. 6:11, 13; 49:3 ; Исх. 23:1 ; Вт. 19:16; Ам. 3:10; 6:3 ; Мих. 6:12 ; ; Притч. 3:31; 10:6, 11; 13:2; 16:29; 26:6 ), а – в пророческих раннейших по преимуществу ( Ис. 13:6; 16:4; 22:4; 51:19; 59:7; 60:18 ; Ос. 7:13; 10:14; 12:2 ; Ам. 3:10; 5:9 ; Иоиль 1:15 ; Пр. 21:7; 24:2), и, хотя в позднейшей литера­туре они всё-таки встречаются, но гораздо реже – уже как классические выражения ( Соф. 1:9 ; Мал. 2:16 ; 1Пар. 12:18 ; Иер. 6:7; 48:3; Иез. 45:9 ), а в общем приобретают в позднейшей литературе права гражданства термины – и ( Соф. 1:15 ; Иер. 4:31; 6:24; 14:8; 15:11; 16:19; 30:7; 49:24 ; Дан. 12:1 ; Авв. 3:16 ; Зах. 10:11 ): вернее будет сказать, что указанные выразительные термины Аввакума сменяются ме­нее яркими и конкретными. На смену ( Авв. 1:4 ; Пс. 76:3 ) выступает (Иер. 6:7) с его многочисленными произ­водными; в Авв. 1:10 имеем мн. ч. – ( Суд. 5:3 ; Пс. 2:2 ; Пр. 8:15; Ис. 40:23 ), а в позднейшей литературе преобладает ( Соф. 3:13 ; Иер. 1:18 ), а также только с халдей­ской эпохи – и ( Ездр. 9:2 ; Неем. 2:16 ; Иер. 51:23; Иез. 23:6 : Дан. 3:2 ). У Аввакума ( Авв. 1:10 ; Ис. 23:12 ; Наум 3:14 ), у позднейших священных писателей – ( Соф. 1:16; 3:16 ; Зах. 14:10 ; 2Пар. 26:15 ). Аввакум употребил слово ( Авв. 2:8 ; это – очень употребительный термин – Исх. 10:5 ; Лев. 14:17 ; Числ. 31:32 ; Вт. 3:11; 28:54; Нав. 12:4; 13:12, 27; 23:12 ; 2Цар. 21:2 ; Ис. 38:10 ; Мих. 5:2 ; Соф. 2:9 ), писатели эпохи плена и послепленной заменяют его 4Цар. 21:14 ; Неем. 7:72 ; Иер. 25:20; 40:15; 41:10; Иез. 9:8; 25:16 ; Агг. 1:12 ; Зах. 8:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Varfolomej_Rem...

Ис.41:25; 42:6 – 1; 45:23; 56:7; 2:2–4 ; Мк.11:17 ; Еф.4:13 ; Рим.11:17,29 ; К. с. Откр.15:4,11:1,2 . На Соловецкий остров 478 , с Баранчи или от Синей горы ( Дан.2:34 ), лежащей прямо на восток от Соловецкого, Егова – это предвечно-дивное и спасительное, Иоил.2:32 (3–5), имя Ему открыто в 1-й раз только Моисею 2 Моис. 6–3; 15 – 3; Ос.12:6 ; иудеям же сатана страшно запретил, никогда не произносить это имя, а другим народам он велел произносить вместо Егова человеческий деспотический титул – господин или барин (господь), пан, доминус, герр, лорд и т. д., а лютеру внушил написать, вместо Егова, выражение собачьей злости герр герр: Ам.3:7 . И так, слепые, глухие, с медными лбами или заживо мёртвые 479 сатанисты, что вы противитесь и гоните Меня? Ведь вы заколетесь на всю нескончаемую вечность, напирая на сей мой рожон 480 , но так как Я не желаю смерти никакому человеку 481 , то посему Я советую вам помазать очи ваши Моим коллурием из к. с. 482 , чтоб вы прозрели и увидели-б, что это животворящее благовестие не мог выдумать без Меня, не только никакой человек, но и Ангел, да, и как вас не считать меднолобными 483 и заживо-мёртвыми, если я говорю, что сего-то мужа Я сделал светом всем народам, то следовательно, кто осветится сим светом, тот должен воздать благодарность за оный только Мне; а не человеку и ни ангелу, и если кто скажет, «что этот свет не от Еговы, а бредни какого-то полковника» 484 , тот низрыгнёт хулу на Меня, а не на полковника и будет ввергнут в огненный провал и если вы верите сатане, что будто нет в нашей солнечной мириаде такого предвечно-бессмертного человека (еврея), который знает все таинства природы, не только земной, но и других солнцев и планет и может исцелять от всяких болезней и оживлять мёртвых 485 ; то отчего же вы не верите, что в таком случае и всякая умерщвляющая религия бесполезна? 1Кор.15:29,32,16,17 ; Ис.65:15,1:2–15 ; Наум.1:2 ; Иез.20:38 ; 1Ин.3:15 ; 1Кор.13:1–3 ; Мф.25:41–46 . VI. А из сего неопровержимо следует, что проклят от Бога бессмертия, мира и всемирно-братской любви, и от всех миротворцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«И набрал, как песку, пленников», – или бесчисленное множество (сн. Быт.32:12 ; Быт.41:49 ; Нав.11:4 ; Суд.7:12 ; 1Цар.13:5 ; 2Цар.17:11 ; Ис.10:22 ; Ис.48:19 ; Иер.15:8 ; Иер.33:22 ; Ос.1:10 ; Зах.9:3 ). Бесполезна будет надежда на союзы с царями земли (напр. Ис.31:1 ) или на свою силу, на стены высокие и крепкие ( Втор.28:15 ), «как обыкновенно надеялись на это иудеи, выслушивая прещения пророков и с надмением при этом подымая свою выю, пренебрегая святыми отеческими нравами и продолжая вести жизнь беспечную» 62 ; врага никто и ничто не удержит и не остановит, падут пред ним царства за царствами с их твердынями: «и он над царями издевается (над их напрасным сопротивлением ему) и владыки в посмеянии у него, и над всякой крепостью (над всяким городом укрепленным природой ли то или искусством) посмевается он: насыплет праха и возмет ее» (ст. 10) – всякую крепость. Насыпать праха или земли значит устроить вал для нападения; для сего против стены осаждаемого города насыпали вдоль ее множество земли, пока вал постепенно возвышаясь не достигал уровня самой стены, как говорится в 2Цар.20:15 : и насыпаша землю ко граду, или у Иеремии: вот насыпи приближаются к городу, чтобы взять его ( Иер.32:24 ; Иер.33:4 ). По доведении вала до такой высоты или ставили на нем тараны ( Иез.4:2 ; Иез.26:8 ) или (как, судя по описанию быстроты, должно быть здесь) вскакивали на городскую стену, «проникали в город осажденный, входили в домы, влезали в окна» (сн. Иоил.2:9 ). Насыплет праха: так ничтожны, ничего не стоят для халдеев их средства к нападению, и однако эти средства достигают своей цели; так легко всем они завладевают. «Играя более, нежели прилагая какое-либо усилие, разрушит он и законные царства и противозаконные владычества, обводя окопы и употребляя в дело стенобитные орудия, разорит до основания всякий крепкий оплот» 63 . Нужно ли добавлять, что в сей несокрушимой силе врага воздействует всемогущество Бога – Господа крепкого и сильного, Господа сильного в брани ( Пс.23:8 ), Который воздвигнет его ( Авв.1:6 )? Конь уготовляется на день брани; от Господа же помощь (Прич.21:31. сн. Пс.32:16,17 ). Или будет зло во граде, еже Господь не сотвори ( Ам.3:6 )?

http://azbyka.ru/otechnik/Moisej_Golubev...

Иез.38–39 ; Пс.48 /47). Можно согласиться со Скандрольо: «Это пророчество, отталкиваясь от истории, даёт набросок картины, которая за пределами истории» 221 . YHWH разрушит все планы городов – и зло, которое те хотят сделать Йерушалаиму, обратится против них самих (ср. Иер.49:20, 50:45 ). Но мысли () и совет () YHWH не доступны их пониманию. «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои, говорит Господь» ( Ис.55:8 ). Народы думают, что собрались в военный поход для того, чтобы покончить с Йерушалаимом, а на самом деле они собраны Богом для расправы над ними самими (ср. Ис.8:9–10, 14:24–27, 17:12–14 ; Иоил.4:2 222 ; Соф.3:8 ; Зах.14:2–3, 12–13 ). Божественное наказание над народами метафорически представлено в образе молотьбы: Он собрал их как снопы на гумно! Как известно, созревший хлеб сжинают, связывают в снопы и переносят на гумно для обмолота. Народы, которых YHWH собрал осаждать Йерушалаим, будут вымолочены, словно снопы () 223 ! Расположенный в горах Йерушалаим уподоблен гумну (): гумна, или токá, устраивают обычно на возвышенных, хорошо обдуваемых местах. Между прочим, на Храмовой горе Йерушалаима действительно когда-то располагалось гумно: 2Цар.24:18–25 , 1Пар.21:18–28 . Кто же будет исполнять эту работу, кто будет молотить? Вставай и молоти, дочь Цийона! Теперь YHWH обращается непосредственно к дочери Цийона (), то есть к жителям Йерушалаима, с призывом: вставай и молоти ( )! Вставай, народ, молоти своих врагов! Метафора молотьбы используется для того, чтобы показать: истребление врагов будет тотальным, они будут перемолоты иудеями, словно снопы спелого хлеба. Ср. Ис.41:15 ; Иер.51:33 . Для обмолота зерновых на Ближнем Восторе часто использовали быков или коров (ср. Втор.25:4 ; Ос.10:11 ), поэтому в этой метафоре и использован образ коровы (именно коровы, а не быка – императивы стоят в женском роде – чтобы сохранялось единство рода с дочерью Цийона). Животное волокло молотильное орудие (которое обычно представляло собой широкую доску с железными или каменными вставками в днище) по разложенным на земле колосьям.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/kniga-...

14–17 ст. Чтобы показать, к чему ведет отступление от Бога, пророк напоминает своим современникам о судьбе царства израильского, разрушенного ассириянами. «Разве израиль – раб у Меня (Мой) или домочадец (а не сын)? Почему (вскую) же он сделался пленником» (бысть в пленение)? – вопрошает пророк от лица Божия (14 ст.). Первая половина вопроса требует отрицательного ответа: «нет, израиль не раб и не домочадец, а сын Божий». Это ясно из того, что в других местах Св. Писания народ израильский в отношении к своему Богу называется именно сыном ( Ос. 11:1 ; Втор. 14:1 ; Ис. 2:2 ), а не рабом и не домочадцем, притом сыном первенцем ( Исх. 4:22 ). Рабами (δολοι) в противоположность чадам назывались у евреев иноплеменники, приобретенные покупкой или завоеванием; а домочадцами (οκογενες, т. е. родившиеся в доме господина в период временного рабства родителей) – дети тех евреев, которые по бедности своей сами продавали себя во временное рабство до ближайшего субботнего года ( Исх. 21:2–4 ; Лев. 25:39–41 ). Отвечая на вторую половину вопроса: «почему же Израиль сделался пленником?» – пророк прежде всего показывает, как совершилось это исторически (15–16 ст.), а затем указывает, какая была этому причина (17 ст.). Как совершилось, что израиль, будучи сыном Божиим – первенцем, попал в плен, об этом пророк говорит так: а) «Против него (израиля) поднимали крик на подобие рыкания льва (на него рыкаше львове) и возвышали (издаша) голос враги, которые землю его (израиля) превратили (поставиша) в пустыню, и вот теперь города его сожжены, так что (еже) никто не живет в них» (15 ст.). Эти слова, очевидно, нельзя понимать буквально. Львами в переносном смысле здесь называются враждебные Израилю народы, именно – ассирияне, опустошившие и разрушившие царство израильское. Подобные сравнения врагов народа Божия со львами и др. хищными зверями встречаются и в др. местах Св. Писания ( Ис. 5:29 , Иер. 12:9; 50:17 ). б) В то время жители (сынове) Мемфиса и Тафны узнали тебя (израиля) и посмеялись над тобою (11 ст.).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010