Климент Александрийский, по свидетельству Евсевия, опираясь на слова «древних пресвитеров о порядке Евангелий», утверждал, что «первыми написаны Евангелия, где есть родословные» ( Euseb. Hist. eccl. VI 14. 5). Евангелие от Марка, следов., появилось 3-м. Однако нек-рые исследователи на основании синтаксиса считают, что фраза о Евангелии от Марка является вставкой и что Евангелия с родословиями противопоставляются лишь Евангелию от Иоанна. Климент говорит далее: «Иоанн, последний, видя, что те Евангелия возвещают земные дела Христа, написал, побуждаемый учениками и вдохновленный Духом, Евангелие духовное» (ap. Euseb. Hist. eccl. VI 14. 7). Евсевий приводит рассказ Климента о составлении Евангелия от Марка дважды: «Петр, будучи в Риме и проповедуя Христово учение, излагал, исполнившись Духа, то, что содержится в Евангелии. Слушавшие - а их было много - убедили Марка, как давнего Петрова спутника, помнившего все, что тот говорил, записать его слова. Марк так и сделал и вручил это Евангелие просившим. Петр, узнав об этом, не запретил Марку, но и не поощрил его» (Ibid. 14. 5-7; в Euseb. Hist. eccl. II 15. 1-2 отличается лишь финал: «Как рассказывают, апостол [Петр], узнав по откровению Духа то, что свершилось, возрадовался людскому рвению и разрешил читать это Е. в Церквах. Климент приводит эту историю в 6-й книге своих «Очерков» (Υποτυπσεις). Согласно с ним и свидетельство Иерапольского епископа Папия»). Патриарх Фотий, последний, кто читал это сочинение Климента, отмечал, что оно наполнено баснями и заблуждениями ( Phot. Bibl. Cod. 109. P. 89a). Однако подобный рассказ о происхождении Евангелия от Марка приводится и в сохранившемся на лат. языке в катенах под именем Климента толковании на 1 Петр 5. 13 (PG. 9. Col. 732). В любом случае в последующей церковной традиции (за исключением сомнительного места у Седулия Скота (IX в.)) Евангелие от Марка всегда называется 2-м. Особая роль в истории решения синоптической проблемы принадлежит Оригену. Хотя у него приводится та же схема, что и у сщмч. Иринея (см. пролог к толкованию на Евангелие от Матфея в: Euseb. Hist. eccl. VI 25. 3-6), историческая последовательность написания Евангелий в его экзегезе не имеет значения, поскольку 4 Е. написаны одним Духом Божиим через 4 находящихся в разных местах человек. Кажущиеся противоречия между ними являются лишь указаниями на необходимость применения аллегорического метода интерпретации ( Orig. In Ioan. 10. 2-4). При этом Ориген отмечал существующие рукописные варианты чтений для каждого Е. (о множестве расхождений в рукописях Евангелий - Idem. In Matth. 15. 14) и использовал рукописную традицию при решении синоптической проблемы (напр., он объявляет стих Мф 19. 19b интерполяцией на том основании, что этой заповеди нет в параллельных местах Евангелий от Марка и от Луки (см.: Мк 10. 19; Лк 18. 20); аналогичный пример для Лк 23. 43 см. в: Orig. In Ioan. 32. 19).

http://pravenc.ru/text/347622.html

26 ты сказал. Иисус отвечает уклончиво, возможно потому, что первосвященник понимал роль Мессии совсем не так, как Иисус действительно ее исполнил. Таким же образом ответил Он на подобный вопрос Пилата (27,11). отныне узрите. См. Дан. 7,13.14 и Пс. 109,1 . Вероятно, Иисус говорит о том, как Он вознесется и сядет одесную Отца, что и начинается сейчас – с Его унижения и смерти. Иудейские вожди ничего не «узрели». Когда римские солдаты рассказали им о воскресении (28,11–15), а Стефан свидетельствовал, как очевидец, прославление Христа ( Деян. 7,56 ), они так и не поняли, что Тот, Кого они убили, сказал о Себе правду. 26:69–75 О троекратном отречении Петра пишут все четыре евангелиста ( Мк. 14,66–72 ; Лк. 22,54–62 ; Ин. 18,15–18.25–27 ), разнятся только детали. Однако расхождения эти не так уж велики и примирить их можно (напр., Иоанн мог поменять местами второй и третий ответы Петра). Нет необходимости пытаться согласовать рассказы таким образом, чтобы в результате получилось три отречения, чего Иисус не предсказывал. Глава 27 27 раскаявшись. Иуда раскаялся, но не отвергся греха (см. ком. к 3,2). 27:4 Иудеи не могут выказать равнодушия – они ведь заплатили за «кровь невинную». Их попытка снять себя ответственность так же тщетна, как и Пилата (ст. 24). 27 реченное через... Иеремию. Почти дословно процитирован Зах. 11,12.13 , но содержание также тесно связано и с Иер. 19,1–3 , где предвещается, что будет пролита невинная кровь ( Иер. 19,4 ), и описывается Тофет – место погребения невинно убиенных (19,11). В действиях Иуды и первосвященников Матфей видит исполнение судных пророчеств Захарии и Иеремии. 27:14 Молчание Иисуса исполняет пророчество Исаии (53,7). 27 смотрите вы. Означает «виноваты вы» (см. ст. 4: «смотри сам» – «виноват сам»), 27 кровь Его на нас. Пилат явно не желал выполнить то, на чем настаивала толпа. Но люди не побоялись заявить, что принимают на себя ответственность. Виновны иудеи, виновен Пилат, но решали не они – все было предопределено Богом ( Деян. 4,28 ). Согласно Иезекиилю (18,20; ср. Деян. 2,23.39 ), дети не несут ответственности за грехи родителей, если сами не принимали участия в этих грехах.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

В составе повествования о Страстях в Евангелиях присутствует диалог с правителем (напр.: Ин 18. 33-38) - лит. форма, известная как в греко-рим. (Диоген и Александр Македонский - Diog. Laert. 6. 38), так и в раввинистической традиции (Йоханнан бен Заккай и имп. Веспасиан - Вавилонский Талмуд. Гиттин. 56b). (О молитвах и гимнах в Евангелиях см. статьи Библейские песни , «Величит душа Моя Господа» , песни прав. Захарии и прав. Симеона , «Отче наш» .) Среди повествований выделяются прологи - краткие в Евангелиях от Матфея и от Марка (Мф 1. 1, 17 (созвучен Быт 2. 4; 5. 1 [LXX]) и Мк 1. 1), развернутые в Евангелиях от Луки (Лк 1. 1-4 больше всего напоминает вступления к произведениям греко-рим. авторов) и от Иоанна (Ин 1. 1-14; об истоках, о лит. форме и содержании до сих пор нет единого мнения). Генеалогические списки, характерные для всех древних культур, присутствуют в Мф 1. 1-17 и Лк 3. 23-38. Обычно подобные перечни преследовали неск. целей: установление личности, легализацию статуса, объяснение характера. Восходящие генеалогии (как в Евангелии от Луки) встречаются в Езд 7. 1-5; Тов 1. 1; Ios. Flav. Antiq. I 3. 2; II 9. 6. Нисходящие генеалогии (как в Евангелии от Матфея) характерны для ветхозаветных книг и встречаются в греко-рим. лит-ре ( Plut. Vitae. Pyrrh. 1; Lycurg. 1. 1). В этих же Е. присутствуют развернутые повествования о Рождестве и детстве Спасителя. Их лит. прообразы находят как в ВЗ (где неоднократно упоминаются лица (Исаак, Иосиф, Самсон, Самуил), рожденные женщинами, прежде бесплодными, но получившими благословение Божие; в НЗ так был рожден Иоанн Предтеча, но Рождество Спасителя оказывается еще более чудесным - от Пресв. Девы), так и в греко-рим. лит-ре (прежде всего в биографиях). Значительное место в евангельских повествованиях занимают рассказы о совместных трапезах Господа. Застольные беседы в качестве лит. формы широко использовались именно в греко-рим. лит-ре («Пир» Ксенофонта, «Пир» и др. сократические диалоги Платона, «Сатирикон» Петрония, «Пир 7 мудрецов» и «Застольные беседы» Плутарха, «Пир софистов» Афинея и др.). В раввинистической лит-ре, несмотря на значимость трапез для фарисеев, подобных повествований нет.

http://pravenc.ru/text/347622.html

9:13 . До 70 г. в роли судей выступали местные старейшины (или священники, как, напр., в общине есеев). Но после трагедии 70 г. эта функция постепенно перешла в Палестине к учителям из фарисеев. Иоанн, который писал свое Евангелие в 90-х гг., говорит на языке своего времени, стараясь донести смысл до своих читателей, многие из которых сталкивались с противодействием или изгонялись из синагог (ср. коммент. к9:24–34). 9:14–16. Реакция фарисеев на известие об исцелении в субботу типична (5:9–12; см. коммент. к Мк. 2– 3:6 ). Замешивание (теста, а по аналогии и глины) было одним из тридцати девяти видов работы, запрещенных в субботу. Среди фарисеев во времена Иисуса существовали разногласия по многим вопросам, и к концу I в., когда Иоанн писал свое Евангелие, они все еще не пришли к единству мнений. 9:17. «Пророк» – неточный, но позитивно окрашенный титул (ср.: 4:19,44; 6:14; 7:40). 9:18–21. Скорее всего, этот слепорожденный ночевал под родительским кровом, но в дневное время зарабатывал себе на пропитание милостыней, хотя это только предположение. Но иудейские старейшины опрашивали его родителей с целью убедиться, действительно ли он был слепым от рождения. И греческий, и иудейский суд мог принудить людей свидетельствовать против их воли. После тринадцати лет еврейский мальчик уже был обязан исполнять заповеди (эта концепция, наиболее подробно разработанная в позднейших раввинских текстах, вероятно, лежала в основе ритуалов, связанных с достижением совершеннолетия, уже в тот период). 9:22,23. Фарисейский суд отличался строгостью в том, что касалось тщательного и беспристрастного перекрестного допроса свидетелей. Таким образом, эти «следователи» грубо нарушают фарисейский этический кодекс. Отлучение от синагоги – одно из самых суровых наказаний – налагалось на нарушителей сравнительно редко и во времена Иисуса было явлением чрезвычайным. 9:24–34 Отлучение ученика Отлучение от синагоги не только угрожало читателям Иоанна, но и было для многих из них свершившимся фактом ( Ин. 16:2 ; ср.: 12:42,43). Верность этого человека (в отличие от предательства другого в 5:14–16) должна была укрепить их решимость оставаться такими же верными, как он.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

2. Связь человека с Богом, которую мы находим в Библии, не есть что-то статичное, данное раз и навсегда. Она растет, крепнет, проходит ряд ступеней, чтобы завершиться в лице Сына Человеческого. Искупитель-Мессия, дарующий спасение, есть поэтому центральный образ Писания. Он присутствует в нем повсюду, начиная с прообразов и пророчеств и кончая рассказом о Его явлении во плоти среди людей. Об этом и возвещает апостол, выражая веру Церкви: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего» (Евр 1,1-2). 3. Соотношение двух Заветов достаточно сложно. «Новый Завет, — писал бл. Августин, — скрывается в Ветхом, Ветхий — открывается в Новом» (Слово на 1 Кор 6). Это, однако, не значит, что ценность Ветхого Завета для Церкви заключается только в исполнении пророчеств о жизни Христа Спасителя. В таком случае его роль была бы крайне ограниченной. В действительности Бог в Ветхом Завете не просто предрекал явление Мессии, но и открывал через вдохновенных писателей великие истины о Себе Самом, мире и человеке. Эти истины раскрывались постепенно в соответствии с духовным ростом людей, готовя их к восприятию Евангелия. 4. Некоторые аспекты Ветхого Завета уходят в прошлое с наступлением Нового (см., напр., Мк 7,18-23), другие — получают иное, более глубокое освещение (Мф 5,21-48). Но основы его остаются непреложными. Христос говорит, что Он пришел исполнить Закон и Пророков (Мф 5,17-19). Речь здесь идет о «восполнении», «завершении» всего священного здания, которое начало созидаться в Ветхом Завете (таков смысл греч. слова «плеросай» — исполнить). 5. Ветхий Завет говорит: об Обетовании , учит о том, что Бог ведет людей к полноте Своего Царства; об Исходе как спасающем деянии Бога в истории и времени; о Завете как двустороннем отношении между людьми и Предвечным; о Творении как акте свободной любви Божией; о Слове как открывающейся тайне Бога и Его воле; о святости человека как всепоглощающей преданности служению и чистоте;

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2307...

12:10. Когда Иисус говорит людям «прощено будет», Он имеет в виду, что их простит Бог (евреи иногда использовали безличные обороты и страдательный залог, чтобы избежать использования имени Бога). См. ком-мент, к Мк. 3:23–30 . В данном контексте «хула на Святого Духа» означает отречение от Иисуса, в чем отрекшийся (в отличие от Петра) никогда не раскаялся. 12:11. В синагогах обычно происходили заседания местного суда; иногда здесь подвергали порке нарушителей закона. Взыскания, налагаемые римскими властями, обычно были даже более жесткими, чем предусмотренные иудейским законом. 12:12. Для евреев Святой Дух был прежде всего Духом пророчествования; отсюда следует, что когда верующие будут привлечены к ответу перед властями (12:11), Дух наделит их способностью провозглашать Божью весть так же ясно, как это делали ветхозаветные пророки. (Богодухновенность, конечно, не отрицает общей подготовки и знания предмета. Высказывания учителей – как еврейских, так и греческих – ученики обычно заучивали наизусть, и ученикам Иисуса будет необходимо знать Его учение в той же мере, в какой они будут озарены Духом.) 12:13–21 Материализм и ад 12:13. Люди часто обращались к раввинам с просьбой разрешить спорные юридические вопросы. Старший сын всегда получал двойную долю наследства по сравнению с тем, что причиталось остальным сыновьям.Поскольку доля каждого из сыновей была установлена законом, истец имел полное право требовать причитающееся ему наследство. 12:14,15. Ответ Иисуса поразил слушателей I в. в самое сердце: вопрос не в том, прав или не прав, с точки зрения закона, данный истец, но в том, что ценность представляет не земное наследство, но жизнь человека. Даже большинство крестьян имели какую-то собственность (или жилье), поэтому Иисус затронул вопрос, который волновал всех вместе и каждого в отдельности. Только некоторые греческие философы (напр., Эпиктет) в более резкой форме, чем Иисус, выражали свое отношение к собственности. 12:16–18. Археологи раскопали огромные зернохранилища в имениях, принадлежавших в древности богатым землевладельцам, в таких городах, как Сепфора, одном из крупнейших еврейских городов в Галилее,который находился под сильным воздействием греческой культуры. В притче рисуется образ богатого землевладельца, представителя богатейшего слоя населения (составлявшего менее 1 процента населения),которому не было нужды трудиться на собственном поле. Хотя многие крестьяне могли гордиться своим трудом, но не многие могли изменить свой социальный статус, и образ жизни этих богатых и почитаемыхлюдей вызывал всеобщую зависть.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kult...

Евангелист Марк. Миниатюра из Четвероевангелия патриарха Саввы. 1354–1375 гг. (Ath. Chil. 13m. Fol. 98) Евангелист Марк. Миниатюра из Четвероевангелия патриарха Саввы. 1354–1375 гг. (Ath. Chil. 13m. Fol. 98) II. Ожидание скорого пришествия. В 1-й речи публичного служения Иисуса Христа, приведенной в Е. (Мк 1. 15; Мф 4. 17), а также в Его слове о послании учеников на проповедь (Лк 10. 9,11; Мф 10. 7) повторяется выражение: γγικεν βασιλεα το θεο - приблизилось Царствие Божие. Это высказывание понималось по-разному и до сих пор является предметом дискуссии экзегетов. Одни считают, что γγικεν означает присутствие или «пространственную близость» (Ч. Х. Додд). Кюммель и др. указывают на то, что перфект этого глагола в НЗ всегда означает «приблизилось». Последнее подтверждается притчей Иисуса Христа о смоковнице: «От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето. Так и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко (γγς), при дверях» (Мк 13. 28-29 и пар.). Этот образ - призыв к бодрствованию, обращающий внимание слушателей на знамения времени (Лк 12. 54-56), т. е. на деяния Самого Иисуса Христа. Очевидно, что это «близко» (γγς) имеет тот же временной смысл, что и «приблизилось» (γγικεν). Наряду с этими в Е. есть и др. места, указывающие на близость Царствия Божия, напр. слова утешения ученикам. Так, притча о неправедном судье заканчивается обетованием Господа, что Бог «подаст им защиту вскоре (ν τχει)» (Лк 18. 8). Возможно, эти слова, следующие непосредственно за речью о пришествии Сына Человеческого,- тоже о скором наступлении Царствия Божия и праведного суда Божия. 3 места в синоптических Евангелиях определенно указывают на краткий срок до пришествия эсхатологического конца: «Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как всё это будет» (Мк 13. 30 и пар.); «истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9. 1); «Ибо истинно говорю вам: не успеете обойти городов Израилевых, как приидет Сын Человеческий» (Мф 10. 23). Несмотря на указания скорого приближения конца истории, Иисус Христос никогда не говорит в духе межзаветной апокалиптики о точном сроке наступления «конца». Начиная с Дан 7, иудейская апокалиптика направляла читателя к тому, чтобы с помощью аллегорических видений хода истории вычислить «день и час» конца века сего. Спаситель решительно отвергает всякие апокалиптические расчеты сроков и не дает описания хода мировой истории. «Не придет Царствие Божие приметным образом (μετ παρατηρσεως), и не скажут: «вот, оно здесь», или: «вот, там»» (Лк 17. 20-21). «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк 13. 32; Мф 24. 36).

http://pravenc.ru/text/344423.html

Мк.5:20 . И пошел, и начал проповедовать в Десятиградии, что сотворил с ним Иисус. И все дивились. В десяти градех (в Десятиградии), т. е. не в одном своем городе, но и во всей Гадаринской стране. Десятиградием называлась одна из местностей в Палестине. Такое название дано было местности от находившихся в ней десяти известных городов, напр., Скифополь, Гадара, Гергеса и др. Эти все города во времена Христовы были населены большей частью язычниками. Зач. 20. Воскрешение дочери Иаира и исцеление кровоточивой. Читается в пяток 14-й недели по Пятидесятнице. Повествование о воскрешении дочери Иаира и вместе с тем об исцелении кровоточивой есть и в Евангелии Матфея ( Мф.9:18 и дал.), только там оно короче, чем здесь у Марка. Мк.5:21 . Когда Иисус опять переправился в лодке на другой берег, собралось к Нему множество народа. Он был у моря На он пол (на другой берег), т. е. из Гадаринской земли из Переи, где Господь исцелил бесноватого (ст. 1), в свой город Капернаум ( Мф.9:1 ), Евангелист Матфей повествует, что Иаир пришел к Иисусу Христу с просьбой об исцелении своей дочери в дом, где Он возлежал за трапезой ( Мф.9:19 ), а Евангелист Марк пишет, что это было на берегу моря, где Господь находился с народом. Это видимое разноречие происходит оттого, что Марк опускает несколько событий, о которых повествует Матфей, как-то: исцеление расслабленного, призвание Матфея и ответ ученикам Иоанновым о посте ( Мф.9:1–17 ; Мих.) Мк.5:22 . И вот, приходит один из начальников синагоги, по имени Иаир, и, увидев Его, падает к ногам Его Мк.5:23 . и усильно просит Его, говоря: дочь моя при смерти; приди, и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива. Един от архисинагог (один из начальников синагоги) в Каперпауме. О синагоге чит. в объясн. 21 ст. 1 гл. Может быть, Иаир был одним из тех старейшин, которые приходили к Иисусу Христу от сотника, строителя синагоги, с просьбой исцелить его слугу ( Мф.8 ; Лк.7 ). Дщи (дочь) моя на кончине есть (при смерти) и пр. Слова эти показывают великую веру Иаира в чудодейственную силу Иисуса Христа. Возложи на нее руки. Возложение одной руки или обеих служит знаком и средством сообщения Божественной благодати или силы тому, на кого они возлагаются. Так Иисус Христос возлагал руки на детей, благословляя их ( Мф.19:13 ); так Апостолы возлагали руки, низводя Духа Святого на новокрещенных или на посвящаемых в степени священства ( Деян.6:1–6; 12:8–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

7) Молитва духом не исключает, а предполагает участие в ней и тела для прославления Бога, как ясно учит об этом ап. Павел в других своих посланиях: «Разве не знаете, говорит он, что тела ваши суть члены Христовы? ... Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Св. Духа, Которого вы имеете от Бога? И вы не свои, ибо вы куплены дорогой ценой: посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божьи» ( 1Кор. 6:15–20 ). Молитва есть служение Богу, но мы должны служить Богу, не только духом ( Фил. 3:3 ), а и телом: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божьим, говорит Апостол в другом послании, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» ( Рим. 12:1 ). 8) Мы признаем, говорят некоторые сектанты, обряды, но только те, которые употребляли Христос и Апостолы и о которых упоминается в Новом Завете. Именно: коленопреклонение и воздеяние рук. 8) Это – неправда, ибо сектанты некоторые обряды, употреблявшиеся во время молитвы Христом и Апостолами, отвергли, а другие, о которых нет и упоминания в Писании, выдумали сами, подтверждая ту истину, что без обрядов немыслима никакая религия. Так, напр., сектанты отвергли благословение руками ( Лк. 24:50–51 ; Мк. 10:16 ), поклоны во время молитвы ( Мф. 26:39 ), употребление при богослужении светильников ( Деян. 20:8 ), употребление фимиама ( Фил. 4:18 ; Отк. 8:3–4 ), особые священнические облачения ( 2Тим. 4:13 ), отвергли вместе с таинствами обряды Покаяния ( Ин. 20:23 ) и Елеосвящения ( Иак. 5:14–15 ), отвергли установленный Самим Христом перед тайной вечерей обряд омовения ног ( Ин. 13:4–14 ). Словом, отвергли почти все христианские новозаветные обряды. Зато повыдумали новые, свои, о каких в Писании и помину нет, напр., обряд совершаемый при крещении, когда крещаемого опрокидывают навзничь в воду, сложение на животе рук во время молитвы перед или после принятия пищи, особый обряд брака, обряд наречения имени младенцу, обряд «обновления дома» и другие. Таким образом, говоря, что никаких обрядов не нужно, что нужно молиться только духом, сектанты, отвергнув обряды православной Церкви, ведущие свое начало от самих св. Апостолов, завели у себя свои, ими самими выдуманные, обряды, чем сами поставили себя в противоречие, оправдав на себе слова ап. Павла о подобных им отступниках от веры, которые «уклонились в пустословие, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чем говорят, ни того, о чем утверждают» ( 1Тим. 1:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Противоположное чтение, притом столь же решительно удостоверенное и также без вариантов, имеем в двух местах евангелия Луки, в обоих случаях с «γυνακα». —186— «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца и матерь и жену, и детей, и братьев и сестер, а также и свою жизнь, не может быть Моим учеником». Лк.18:29–30 : «Истинно говорю вам: никого нет, кто оставил дом или жену или братьев или родителей или детей ради царства Божия и не получил бы многократно (гораздо более во время сие, и в веке грядущем – жизнь вечную». Наконец, в остальных двух местах Мф.19.29 : «Всякий, кто оставил братьев или сестер, или отца, или мать (или жену), или детей, или домы ради Моего имени, многократно (стократно) получит и жизнь вечную наследует»,– и Мк.10:29–30 : «Истинно говорю вам: никого нет, кто оставил дом или братьев, или сестер, или отца, или мать, (или жену), или детей, или поля ради Меня и ради евангелия, если бы не получил стократно ныне во время сие домов и братьев, и сестер, и матерей, и детей и полей, вместе с гонениями (среди гонений), и в веке грядущем жизнь вечную», в вариантах имеются то и другое чтения, хотя научные авторитеты склоняются на сторону чтения Мф.10:34–37 , т.е. без γυνακα. Такому чтении благоприятствует как брачная идеология Матфеева евангелия, так и текстуальная зависимость евангелия Марка от более первичного типа евангелия Матфея 1661 . Итак, по интересующему нас предмету имеем два ряда противоположных чтений: более первичное или древнейшее без γυνακα у Мф.10:31–37 и парал. Лк.12:51–53 (без вариантов) и более вероятное у Мф.19:23 и пар. Мк.10:29–30 , куда можно присоединить и Мф.10:21 (без вариантов), – вторичное или более позднее с γυνακα у Лк.14:26 и Лк.18:29–30 (без вар.) и парал. менее вероятное Мф.19:29 и Мк.10:29–30 . Это видимое разноречие, как и другие подобные же в Новом Завете (напр. об убийстве, о прелюбодеянии, разводе, клятве, непротивлении злу, мире Христовом на земле и др.), богословско-экзетическое разрешение находят в двойственности точек зрения на предмет: идейно-догматической и практическо-канонической 1662 . Своими «догмами-учениями» или идеалами Евангелие «исполняет», по слову Христа, или говоря языком ап. Павла, «упраздняет» 1663 Моисеев «закон заповедей» и правил практических,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010