Быт. 21:3 и нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра, Исаак; Имя, которое нарёк ему Бог, см. в Быт. 17:19 . Исаак значит «смеётся» (см. комментарий к Быт. 17:19 ). Быт. 21:4 и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмой день, как заповедал ему Бог. Авраам обрезал Исаака, как повелено ему, в восьмой день, полагая тем начало религиозному обряду, который потом из века в век передавался поколениям и составлял силу церкви ветхозаветной, потому что обряд этот был воспоминанием завета, т. е. общения Бога с обществом человеческим. Так и в церкви христианской: независимо от духа, дающего жизнь обществу, оно, состоя из членов, облечённых в плоть земную, не может обойтись без видимых знаков, на коих особенно покоится благодать Божия, ибо в них воспоминание завета, т. е. общение Бога с обществом человеческим. Знаки эти суть таинства. Если бы в них не обитала благодать Духа Божия, то они не имели бы значения. С другой стороны, неисполнение завещанных действий и неприобщение к таинствам лишает человека общения, во-первых, с Духом Божиим, во-вторых, с церковью, которая есть община человеческая, но устроенная и освящённая Духом Божиим. Быт. 21:5 Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. Быт. 21:6 И сказала Сарра: смех сделал мне Бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. Заметим, что это смех радости, а не улыбка насмешки. Английская Библия делает замечание, что текст семидесяти, Вульгата и таргумы переводят не «рассмеётся», а «обрадуется со мною». (Таков и наш славянский текст перевода семидесяти.) Быт. 21:7 И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына. Быт. 21:8 Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак [сын его] отнят был от груди. Митрополит Филарет говорит: «Время кормления младенцев молоком, по мнению Иеронима (Quaest Hebraic), продолжалось в древности пять лет. Следы сего обыкновения можно приметить в истории Самуила ( 1Цар. 1:22, 2:11 ). При Маккавеях и, как кажется, ещё при царях иудейских время кормления грудью оканчивалось третьим годом возраста ( 2Мак. 7:27 ; 2Пар. 31:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 35:21 И отправился [оттуда] Израиль и раскинул шатер свой за башнею Гадер. Башня стада, с высоты которой наблюдали за безопасностию стад от разбойников и диких зверей (так объясняет м. Филарет и Англ. Библия). М. Филарет прибавляет, что место этого имени находилось близ Иерусалима. «Столпе пастве мгляный», говорит пророк Михей ( Мих. 4:8 ). Но по псевдо-Иоанафану, место того же имени находилось близ Вифлеема. Быт. 35:22 Во время пребывания Израиля в той стране, Рувим пошел и переспал с Валлою, наложницею отца своего [Иакова]. Любопытно сказание, сохранённое в книге Яшар, в халдейских (сирских) таргумах Ионафана и в Талмуде (Шаббат, folio 55; ссылка Migne les apocryphes. T. II, colonne 1172, note 1301). Сказание этот говорит, что после смерти Рахили Иаков поселился в шатре Валлы, и что Рувим, оскорблённый пренебрежением, оказанным матери его Лии, вошёл в шатёр Валлы и выкинул из него постель отца своего. По другому апокрифу (завещание XII патриархов), сохранён библейский рассказ с добавлением, что Рувим увидел Валлу обнажённую, лежавшую в беспамятстве от вина. И услышал Израиль Слов «и принял то с огорчением» нет в еврейском тексте. По этому случаю Англ. Библия замечает, что само молчание еврейского текста о чувствах Иакова сильнее, чем добавление LXX, выражает скорбь патриарха, которая, долго сдержанная, высказана в словах умирающего Иакова ( Быт. 49:3–4 ). [и принял то с огорчением]. Сынов же у Иакова было двенадцать. Быт. 35:23 Сыновья Лии: первенец Иакова Рувим, по нем Симеон, Левий, Иуда, Иссахар и Завулон. Быт. 35:24 Сыновья Рахили: Иосиф и Вениамин. Быт. 35:25 Сыновья Валлы, служанки Рахилиной: Дан и Неффалим. Быт. 35:26 Сыновья Зелфы, служанки Лииной: Гад и Асир. Сии сыновья Иакова, родившиеся ему в Месопотамии. Этою родословною и смертию Исаака (ниже, Быт. 35:28–29 ) заканчивается повествование о жизни патриархов в земле Ханаанской. По расчислению м. Филарета (см. также расчёт Кенникотта), Исаак жил ещё лет 13 или 12 в Ханаане после возвращения Иакова из Падан-Арама, и, стало быть, продажа Иосифа в Египет совершилась во время жития Исаака. Но священный повествователь соединяет здесь и в следующей главе все события, имевшие место в земле Ханаанской, перечисляет сынов Иакова и даёт родословные списки Исава с тем, чтобы сосредоточить затем всё внимание на Иосифе и истории его, которая составляет важнейшую эпоху в жизни потомства Израиля, ибо она была одною из причин переселения в Египет Иакова и сыновей его и ею заканчивается первая книга Моисея, книга, рисующая семейный быт патриархов, связуя эту книгу с книгою Исход, в которой потомство Израиля является уже целым народом, которому вручаются для хранения обетования и закон.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

3, 15; Иез. 1, 3; Дан. 10, 10), иногда даже крепко (см.: Иез. 3, 14), чувствовал пророк, что в него как бы входит какой-то могущественный дух (см.: Иез. 2, 2; 3, 24; Ис. 61, 1). Нет оснований думать, что личная жизнь и сознание пророка подавлялись Божественным влиянием (Генстенберг); напротив, весьма многие библейские данные свидетельствуют, что вдохновение от Бога укрепляло (см.: Иер. 1, 18–19; Ис. 49, 1–2; 44, 26; 50, 4; Иез. 2, 2; 3, 8–9, 24) иногда ослабевавшего и колебавшегося пророка (см.: Дан. 10, 8; Иез. 3, 14). Бог Сам каждое утро... пробуждает ухо пророка, чтобы он слушал, подобно учащимся (Ис. 50, 4). Для восприятия этих внушений нужна была особенная нравственная чуткость и восприимчивость, особое качество темперамента. Свою волю Бог открывал пророкам иногда во сне (см.: Чис. 12, 6; 22, 20; Втор. 13, 1; 2 Цар. 7, 4; Иер. 23, 25–32; 27, 9; Зах. 10, 2. Сюда же: Быт. 15, 12; 28, 12; 46, 2); такие откровения бывали и не для одних только пророков (см.: Быт. 20, 3, 6; 31, 24; 37, 5; 41, 1; Суд. 7, 13; 3 Цар. 3, 5; Иоил. 3, 1; Иов. 33, 15). Вот как описывает Елифаз Феманитянин это непосредственное действие Божества на душу. Ко мне тайно принеслось слово, и ухо мое приняло нечто от него. Среди размышлений о ночных видениях, когда сон находит на людей, объял меня ужас и трепет и потряс все кости мои. И дух прошел надо мною; дыбом стали волосы на мне... тихое веяние, — и я слышу голос (Иов. 4, 12–16). Но в других случаях действие Божества бывало и более напряженным, по-видимому даже насилуя волю пророка. Гонения и обиды, которые терпел Иеремия (о них см.: 20, 1–2; 26, 7–9, 11–24; 32, 2 и др.) были настолько тягостны, что он взывал: Проклят день, в который я родился! день, в который родила меня мать моя, да не будет благословен! Проклят человек, который принес весть отцу моему и сказал: «у тебя родился сын», и тем очень обрадовал его (Иер. 20, 14–15; ср.: 15, 10; 20, 16–18). Но сила Божия влекла его, и он не мог прекратить своей деятельности. Ты влек меня, Господи, — говорит пророк, — и я увлечен; Ты сильнее меня — и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною.

http://pravoslavie.ru/5840.html

Общечеловеческое понимание труда как скорбной тяготы и идеологизированное приукрашивание его самоценности – эти две крайности миропонимания предъявляют свои права на душу современного христианина. Первое, существующее в контексте божественного откровения, воспроизводит самого человека, в смирении склоняющегося перед тем, что подает Бог и природа. Второе, оправдываемое материальными благами, ощутительными для человека уже сейчас, сегодня, идеологически оправдывает губительную гонку воспроизводства цивилизации как постоянно гибнущего мира вещей, не успевающего насытить алчного человека новыми удовольствиями и впечатлениями. б. Благословение, труд и род – источники плодотворной жизни человека С богоподобием Адам получил заповедь и способность возделывать сад Эдемский – это, можно сказать, одно из оправданий бытия человека среди сотворенного Богом «добро зело». «И благословил их Бог , и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею» ( Быт.1:28 ). Человек есть то существо, которое может воспринять заповедь возделывать Рай и которое имеет способность его возделывать. Но и после падения Адама это основание его бытия – послушание заповеди и возможность исполнить эту заповедь не отделимо от него. Теперь Адам должен возделывать не столько сад Эдемский, сколько проклятую землю и сад собственной падшей природы, но более того – Рай своей души. Человек сам земля и в себе производит «волчцы и тернии» – страсти и мерзости, и поэтому возделывание земли становится трудным и плоды земли скудны – «в поте лица твоего снеси хлеб твой». Это заповедь о труде. Она дополнила заповедь о возделывании, которое вне Рая стало трудным – скорбным и болезненным. Змий, Ева и Адам не ушли от наказа – заповеди; каждый из них получил свое: змий – проклятие (см.: Быт.3:14 ); жена – скорби рождения (см.: Быт.3:16 ); человек – скорби хлеба (см.: Быт.3:17 ): «со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» ( Быт.3:17 ); «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ИСПУСТИТЬ ДУХ Образное замещение понятия «умереть». Сотворенный Господом из праха земного, человек остается мертвой, косной материей, пока в него не вливается животворящее начало — дух, который одновременно и некая не имеющая физических признаков сущность, и дыхание, доступное чувственному восприятию. Таково дыхание жизни, которым наделяет Бог человека: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» ( Быт.2:7 , см. также Быт.6:17 ; ср .: «дыхание мое во мне и дух Божий в ноздрях моих» — Иов.27:3 ; см. также Зах.12:1 ). Смерть вновь разделяет дух и материю, останавливает дыхание человека. «Выходит дух его, и он возвратится в землю свою: в тот день исчезают все помышления его» ( Пс.145:4 ). Дух — дар Бога и принадлежит Ему: «Человек не властен над духом, чтобы удержать дух, и нет власти у него над днем смерти…» ( Еккл.8:8 , см. также Иов.2:10 ), и к Нему возвращается: «И возвратился прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его» ( Еккл.12:7 , см. также Иов.34:13–15 ; Пс.103:29 ). «Испустить дух» — распространенное в тексте Б . иносказательное обозначение смерти конкретного человека: «И испустил Исаак дух и умер» ( Быт.35:29 ); «я скоро умолкну и испущу дух» ( Иов.13:19 ); «лежит в изнеможении родившая семерых, испускает дыхание свое» ( Иер.15:9 ); «вдруг она упала у ног его и испустила дух» ( Деян.5:10 ). Распятый Господь, «возопив громким голосом, испустил дух» ( Мф.27:50 , ср. Мк.15:37 ; Лк.23:46 ; Ин.19:30 ). Исцелять раны ИСЦЕЛЯТЬ (ВРАЧЕВАТЬ) РАНЫ (ЯЗВЫ, НЕДУГИ) см. также БАЛЬЗАМ НА РАНУ ; ВРАЧУ! ИСЦЕЛИСЯ САМ ; ИСЦЕЛЯТЬ РАНЫ ОБЩЕСТВА Помогать кому-либо избавиться от душевных страданий, утешать и ободрять человека, перенесшего тяжелую утрату, подавленного горем. Отношение Бога и человека (человеческого общества), уподобленные отношениям целителя и больного, — одна из сквозных библейских метафор. «Я… целитель твой», — говорит Господь израильскому народу ( Исх.15:26 , ср. Втор.32:39 , см. также Ос.7:1, 11:3 ). Через пророков Он возвещает: «Господь обвяжет рану народа Своего и исцелит нанесенные ему язвы»; «Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих» ( Ис.30:26 ; Иер.30:17 ).

http://azbyka.ru/krylatye-frazy-novogo-z...

134 Подобны им будут делающие их. По Библии, Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Язычники же творили своих богов, уподобляя их самим себе, однако в безумии идолопоклонства сами становились похожими на сделанных ими слепых, глухих и немых истуканов. См. Ис. 44,9–20 ; Рим. 1,22–25 . 134 Дом Израилев. Обращение ко всему израильскому народу. Дом Ааронов. Израильское священство. См. Пс. 113,17–20 . 134 Дом Левиин. Левиты. Глава 135 Пс. 135 Этот псалом широко известен благодаря рефрену «ибо вовек милость Его». Он является антифоническим песнопением, исполнявшимся на два голоса: священник произносил первую часть каждого стиха, а присутствующие в храме провозглашали в ответ ему слова рефрена. Псалом посвящен восхвалению Господа. 135:1–3 Священник призывает собравшихся восславить безграничную благость Господа. 135 Славьте Господа, ибо Он благ. Весь дальнейший текст псалма является развитием сказанного в первом стихе. См. статью «Бог есть любовь: Божественные благость и верность». ибо вовек милость Его. Этот рефрен исполняется верующими в ответ на слова священника. 135 Который сотворил небеса премудро. В Писании премудрость Божия часто соотносится с актом творения (ср. Притч., гл. 8). Этот и последующие пять стихов являются осмыслением повествования Быт., гл. 1 о сотворении мира. 135 сотворил светила великие. Имеются в виду солнце и луна (см. ст. 8,9). 135 поразил Египет в первенцах его. См. ком. к Пс. 134,8 . 135 разделил Чермное море. См. Исх., гл. 14; 15. 135 Сигона, царя Аморрейского. См. Чис. 21,21–35 . 135 Ога, царя Васанского. См. Чис. 21,21–35 . 135:21–22 отдал землю их... в наследие Израилю. Имеется в виду завоевание Израилем земли обетованной при Иисусе Иавине. 135 вспомнил нас в унижении нашем. Молящиеся благодарят Господа за то, что Он спас их, как прежде спасал их предков. Поскольку «вовек милость Его», Господь никогда не оставит Свой народ. 135 избавил нас от врагов наших. Псалмопевец намеренно не называет, от каких именно врагов Господь спас Израиль, с тем, чтобы псалом был применим к любому из последующих поколений народа Божиего. Глава 136

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Быт. 35:3 встанем и пойдем в Вефиль; там устрою я жертвенник Богу, Который услышал меня в день бедствия моего и был со мною [и хранил меня] в пути, которым я ходил. Быт. 35 И отдали Иакову всех богов чужих, бывших в руках их, и серьги, бывшие в ушах у них, Митрополит Филарет и Английская Библия, ссылаясь на Августина, говорят, что здесь надобно разуметь не простые женские украшения, но талисманы или женские символы, носимые в виде серёг. Августин называет их idolorum phylacteria (хранилища идолов) и в одном из своих посланий (Epist. 245) упоминает, что ещё в его время между африканскими христианами существовало суеверное употребление серёг «не для того (прибавляет он), чтобы нравиться людям, но чтобы служить демонам». и закопал их Иаков под дубом, который близ Сихема. М. Филарет переводит под теревинфом; в главе XII, когда Авраам впервые вошёл в землю Ханаанскую, он поселился на этом именно месте, у дубравы Море (см. третий комментарий к Быт. 12:6 , а также ст. 18), и почти нет сомнения, что в этой дубраве скрыл Иаков идолов. Место это было и впоследствии в большом уважении ( Нав. 24:26 ). Слов, поставленных в скобках – «и оставил их безвестными даже до нынешнего дня», – нет, говорит м. Филарет, ни в еврейском, ни в самаританском тексте. Это прибавление на основании предания LXX толковников. TOC o «1–3» h z u [И оставил их безвестными даже до нынешнего дня.] Быт. 35:5 И отправились они [от Сихема]. И был ужас Божий на окрестных городах, и не преследовали сынов Иаковлевых. Т. е. никто не решился отомстить за сихемлян, или, вернее, после войны, о которой мы упоминали в комментарии к Быт. 34и в которой Иаков был победителем; никто не решился помешать движению каравана Иаковлева. «Иегова послал страх свой на ханаанитян» – выражение, подобное тому, которое употреблено в Исх. 23:27 : «ужас Мой пошлю перед тобою» (сказал Господь Израилю в пустыне Синайской). Быт. 35:6 И пришел Иаков в Луз, что в земле Ханаанской, то есть в Вефиль, сам и все люди, бывшие с ним, См. комментарий к Быт. 28:19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И перестала рождать. Глава ХХХ. Рахиль, огорчаясь бесплодством, отдаёт Иакову служанку свою Валлу; Валла рождает Дана и Нефалима; Лия отдаёт служанку свою Зелфу, и Зелфа рождает Гада и Асира; Лия рождает Иссахара, Завулона и дочь Дину; Рахиль рождает Иосифа; Иаков хочет оставить Лавана, который предлагает ему новое условие; Иаков богатеет Быт. 30:1 И увидела Рахиль, что она не рождает детей Иакову, и позавидовала Рахиль сестре своей, и сказала Иакову: дай мне детей, а если не так, я умираю. «И поревновала Рахиль сестре своей», – переводит м. Филарет. И далее по поводу фразы Рахили «Дай мне детей, а если не так, то я умираю» он прибавляет: «Рахиль, говорит св. Златоуст (Hom I in Genes), в исступлении ревности произнесла слова, исполненные безумия. Но некоторые находят в словах этих некоторый здравый смысл, излагая их следующим образом: дай мне детей, как Исаак дал их неплодной Ревекке молитвою или хотя так, как Авраам дал неплодной Сарре посредством Агари, иначе я опасаюсь, что борение с печалию сократит дни мои». Быт. 30:2 Иаков разгневался на Рахиль и сказал [ей]: разве я Бог, Который не дал тебе плода чрева? «Разве я Бог, который не дал тебе плода чрева?» «Евреи замечают, что Бог хранит три ключа, которых не передаёт ни Ангелу, ниже Серафиму: а) жизни или рождения (см. 1Цар. 2:5–6 ; Пс. 112:9; 126:3 ) б) дождя или плодородия (см. Втор. 28:12 ) и в) гроба и воскресения (см. Иез. 37:12–13 ). Учение благоговейное и утешительное, которое полагает в руке самого Бога и начало, и продолжение, и совершение бытия человеческого» (Зап. на Кн. Бытия. Ч. II, стр. 65–66). Быт. 30Она сказала: вот служанка моя Валла; войди к ней; пусть она родит на колени мои, чтобы и я имела детей от нее. Быт. 30:4 И дала она Валлу, служанку свою, в жену ему; и вошел к ней Иаков. Быт. 30:5 Валла [служанка Рахилина] зачала и родила Иакову сына. Быт. 30:6 И сказала Рахиль: судил мне Бог, и услышал голос мой, и дал мне сына. Посему нарекла ему имя: Дан. «Судил мне Бог», т. е. судом праведным исполнил моё желание. Дан значит «суд» или «судящий».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

И пили, и довольно пили они с ним. Хотя пьянство не было терпимо в Египте, по сказанию Диодора Сицилийского, но на барельефах Египта мы находим сцены разгула, в котором даже участвуют женщины (Вилкинсон). Надобно полагать однако, что в доме Иосифа и притом во время полуденной трапезы ( Быт. 43:16 ) никаких излишеств не могло быть допущено. Оргии персов, египтян и всех вообще народов жарких климатов имеют место вечером. Глава XLIV. Иосиф употребляет хитрость, чтобы остановить братьев; Иуда умоляет Иосифа отпустить Вениамина и взять его самого в рабство Быт. 44:1 И приказал [Иосиф] начальнику дома своего, говоря: наполни мешки этих людей пищею, сколько они могут нести, и серебро каждого положи в отверстие мешка его, Быт. 44:2 а чашу мою, чашу серебряную, положи в отверстие мешка к младшему вместе с серебром за купленный им хлеб. «За купленный им хлеб». Из этого выражения видно, что каждый из братьев покупал отдельно хлеб для семейства своего, и что Вениамин, как и все другие, имел отдельное хозяйство. Поэтому предположение, что ему должно было быть 32 года в это время, кажется вероятным. Сравни комментарий к Быт. 43:8 . И сделал тот по слову Иосифа, которое сказал он. Быт. 44:3 Утром, когда рассвело, эти люди были отпущены, они и ослы их. Быт. 44:4 Еще не далеко отошли они от города, Город, где происходило действие, по всей вероятности, Цоан, или Танис, в северо-восточной части Египта (Т’ан на карте Ленормана, см. Pl. VI et VIII bis). Вообще новейшие исследования (см. Cook, bearings of Egyptian history on the Pentateuch) пришли к убеждению, что Иосиф был в Египте при XII династии, при Аменемхе III (ср. второй комментарий к Быт. 47:26 ), т. е. до вторжения гиксосов (пастырей), хотя Брюгш полагает, что Иосиф был при последнем из царей-пастырей. Танис был столицею Нижнего Египта, ибо он был среди плодоноснейшей части Египта (в Нижнем Египте на дельте Нила) и положение его вблизи моря и восточной границы делало его важным в военном отношении. как Иосиф сказал начальнику дома своего: ступай, догоняй этих людей и, когда догонишь, скажи им: для чего вы заплатили злом за добро? [для чего украли у меня серебряную чашу?]

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Быт. 26:1 Был голод в земле, сверх прежнего голода, который был во дни Авраама; Некоторые думают (говорит м. Филарет), что голод этот случился ещё до рождения Исава и Иакова, так как к этому времени скорее может относиться утаение супружества по красоте Ревекки ( Быт. 26:7 ). Но в таком случае (продолжает м. Филарет) писатель не мог бы в отличие этого голода от упомянутого прежде сказать, что тот был «во дни Авраама», так как «дни Авраама», т. е. его жизнь, продолжалась ещё 15 лет после рождения сынов Исааковых. Поэтому, вероятно, Моисей следует порядку времени в описании происшествий. и пошел Исаак к Авимелеху, царю Филистимскому, в Герар. Исаак приходит в Герар через семьдесят пять лет после того, как в первый раз посетил эту страну Авраам, но кроме имени царя и его военачальника, о которых мы скажем сейчас ниже, обстоятельства события и участие в них Исаака весьма отличаются от подобных же событий при Аврааме. Исаак не имел того твёрдого характера, какой имел Авраам, и, выкапывая колодцы, он без спору уступил их отбивавшим их пастухам, а при свидании с Авимелехом лишь слабо выговорил ему за насилие его народа. Что же касается скрытия своего супружества с Ревеккою и сходства этого случая с подобными же случаями при жизни Авраама в Египте и Гераре, то заметим, что везде в древнем мире, где основаны были царства хамитов, нравы, отношения, боязнь правителей и боязнь за жизнь свою ради жены своей были одинаковы. В комментарии к Быт. 20мы говорили уже, что Авимелех был обыкновенный титул царя, точно так, как упоминаемый ниже военачальник Фихол ( Быт. 26:26 ) было не имя, а звание «уста царя», т. е. докладчика (см. первый комментарий к Быт. 21:22 ), или, может быть, как догадывается Англ. Библия,… Быт. 26:2 Господь явился ему и сказал: не ходи в Египет; живи в земле, о которой Я скажу тебе, Быт. 26:3 странствуй по сей земле, и Я буду с тобою и благословлю тебя, ибо тебе и потомству твоему дам все земли сии и исполню клятву [Мою], которою Я клялся Аврааму, отцу твоему; Быт. 26:4 умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные,

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010