По игумене же Дорофи, в четвертое лто царства великаго князя Ивана Васильевича 742 всея Русии, бысть игуменъ Герасимъ, иже устави чинъ церковный, службу вседневную въ церкви Успения Пречистыя Богородицы в гор и обычай монастырьский и своим рукописанием соборне утверди. И Михаилу Мисюрю послдствующу, еже к сему уложению своею рукою приписати. По Герасим же поставиша на игуменьство тоя же Печерьския обители постриженика священноинока Корнилия в лто 7037-е. Сей же Корнилий добре начинаше пасти Богомъ порученное ему Христово стадо. Первие созда церковь камену во град Псков на Усох 743 во имя Пречистыя Богородица честныа ея иконы Одигитрия в лто 7046-е, и в ней службу вседневную устави и дом устрои на прихожение из монастыря нкоихъ ради потребъ и на препитание сущимъ ту служащымъ. Потом же в монастыр Печерномъ церковь ону святых мученикъ 40-те древяну с трапезою постави на дворц, а в тое мсто содла церковь с трапезою камену во имя Благовщения Пресвятй Богородицы в лто 7049-е. Таже в лто 7073-е той же добрый пастырь игуменъ Корнилий содла около монастыря ограду камену велику и над враты устрои церковь во имя святаго Николы чюдотворца, архиепископа Миръ Ликийскихъ, способьствуя же ему, еже на строение храма сего, Павел Заболотцкий, во иноцхъ Пафнотий. Сей же приснопоминаемый игуменъ Корнилий пожит на игуменьств 41 лто и месяца два, постническимъ пребываниемъ мнихомъ собою образъ бывъ ко спасению. И люди Новаго городка Ливоньского, 744 чюдь зовому, научи и просвти их святым крещением, и церкви постави: на Агиреве 745 – Святую и Животворящую Троицу, а на Тапин 746 – иже по плоти Христово Рожество, и прозвитеры и клирики устрои. От нашедшаго же потом всей земли словеньстей Росийскаго царства мятежа и от тлннаго сего жития земнымъ царемъ предпосланъ к небесному царю в вчное жилище 747 в год зимы 7078-е февраля в 20 день лтомъ сый 69. Тло же его положено со отцы в Богомъ зданней пещер, в стен. Посем же той самодержецъ всея Русии, царь и великий князь Иванъ Васильевичь, по Корнилии постави на игуменьство Снятогорскаго игумена Саву. Таже повелваетъ воеводе своему князю Юрью Токмакову 748 от своея царския казны обложити ону чюдотворную икону Успения Святй Богородицы в житии златом, киотъ содлати сребрянъ. По повелнию же тако устроено бысть. Егда же игуменъ Сава поставленъ бысть епископомъ во Тферь, тогда поставиша игуменомъ в Печерьский монастырь прежереченныя обители Снятогорския игумена Селивестра. 749

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Служба святым страстотерпцам Борису и Глебу, которую митрополит Макарий в своем исследовании признает за одну из «драгоценностей нашей духовной литературы» и «самым древним сочинением» в нашей Церкви 792 , сочинением, несомненно, оригинальным, написанным около 1021 года, действительно являет собою капитальный труд, в котором представлены все разделы праздничного всенощного бдения. Так, в ней имеются стихиры малой вечерни (на Господи, воззвах и на стиховне); тропарь с кондаком и икосом; стихиры на великой вечерни (6 – на Господи, воззвах; стихиры на литии и на стиховне); на утрени – седальны (4), се дален по полиелеи и стихира по 50-м псалме. Далее следуют два канона: на гласы 4-й и 8-й; светилен (с Богородичным) и, наконец, хвалитные стихиры со «славной» 793 . Выше указывалось, как писались службы в Византии и сколько авторов могло участвовать в их составлении. В данной же Службе весь объем стихир, канонов, тропаря, кондака и седальнов принадлежит творчеству одного человека. Несомненно, здесь требовался незаурядный талант, чтобы избежать повторений, чтобы сделать отдельные песнопения выразительными, представляющими должное изложение предмета, чтобы за множеством священных гимнов, написанных на одну основную тему, не ушло, а, напротив, подтвердилось основное – восхваление страданий святых мучеников-братьев. Следует признать, что автор Службы, блаженный митрополит Иоанн I не только справился с вставшей перед ним трудной задачей, но, овладев материалом, создал поистине высокое богослужебное произведение, заслуживающее быть признанным «драгоценностью нашей духовной литературы». Преосвященный Иоанн достиг этого благодаря тому, что вложил в созданную им Службу несколько основных идей, которые и были руководящими для него при написании как стихир, так и канонов, тропаря и других духовных песен. Прежде всего создатель Службы хочет подчеркнуть, что прославление и канонизация святых мучеников Бориса и Глеба есть первое чудо для нового, новоизбранного Святым Крещением стада Христова. Эта основная мысль проходит с самого начала богослужения – со стихир на малой вечерни – до хвалитных стихир на утрени.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatiya_Puzik...

Скачать epub pdf Скорбь об умерших 1012. Благочестивая вдова Клеопатра молила мученика Уара, чтобы он взял ее сына под свое покровительство; в ту же ночь он скончался и вскоре явился безутешно скорбящей матери вместе со святым мучеником в небесной славе См. также: Жизнь загробная ; Кончина детей ; Молитва услышанная ; Отчаяние . Благочестивая вдова Клеопатра имела особенную любовь к святому мученику Уару, тело которого было погребено ею в ее владении. Она устроила в честь него церковь и пожелала перенести в нее его святые мощи. В день перенесения их она особенно усердно молила святого мученика, чтобы он принял под свое покровительство ее единственного сына, отрока двенадцати лет, которого надлежало отправить на воинскую службу. Молитва ее была услышана, и мученик, действительно, стал покровителем ее сына, но только не в воинской службе. Случилось, что отрок в тот день тяжко заболел и ночью скончался. Вместо того, чтобы покориться воле неисповедимого в путях Своих Господа, Клеопатра предалась великому отчаянию. Она дошла даже до того, что стала приписывать потерю сына мученику и жестоко укорять его. Искушение продолжалось, однако, недолго. Вскоре святой Уар явился ей вместе с ее сыном и сказал: “За что ты укоряешь меня? Неужели за то только, что я взял твоего сына в воинство Небесного Царя?” Вслед за мучеником и сын ее обратился к ней с такими словами: “Что так скорбишь безнадежно, мать моя? Я ныне вчинен в воинство Царя Христа и вместе с Ангелами предстою Ему, а ты желаешь, чтобы я от Царства перешел в убожество.” Слыша эти слова и видя своего сына облеченным в Небесную славу, изумленная и обрадованная мать воскликнула: “О, если так, то возьмите и меня с собой!” – “Будь терпелива, – ответил ей мученик, – и устрой имение свое во славу Господу, а после этого и сама уже придешь в вечные жилища.” Видение кончилось, а с ним миновало и отчаяние Клеопатры. После погребения сына она, действительно, поступила с имением, как советовал ей мученик, то есть раздала его бедным, и затем в продолжение года каждый воскресный день сподоблялась видеть своего сына с мучеником Уаром в ангельской одежде, а затем и сама скончалась мирно, угодив Богу. (Прот. В. Гурьев . Пролог. С. 119). Читать далее Источник: Отечник проповедника : 1221 пример из пролога и патериков/Игумен Марк (Лозинский). - [Б. м.] : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. - 736 с. : портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Святые сорок мучеников, в Севастийском озере мучившихся Память 9/22 марта Из книги « Синаксарь: Жития святых Православной Церкви », вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Сорок святых мучеников Севастийских Императорский минологий. XI в.    В 320 г. жестокий Лициний (308-323), разделивший власть со святым Константином, сбросил маску лицемерия и разорвал отношения с императором-христианином. Он опубликовал эдикты, направленные против христиан, и разослал во все подчиненные ему провинции магистратов, обязанных выполнять его приказы. Согласно эдиктам, те, кто не желал подчиняться, предавались смерти в страшных мучениях. Правитель Агриколай , назначенный для Каппадокии и Малой Армении, был одним из самых ревностных исполнителей указов о гонениях. Он призвал в Севастию, где находилась его резиденция, двенадцатый императорский легион, называемый Молниеносным (Legio XII fulminata). Возглавлял его дукс Лисий. Сорок воинов этого легиона, люди молодые, храбрые и уважаемые за свою службу, отказались принести жертву имперским идолам и объявили себя христианами. Происходили они из разных стран, но были объединены, словно один новый человек, верой и любовью. Они представали перед правителем один за другим, словно атлеты, проходящие перепись в день поединка, и объявляли свое истинное звание, говоря: «Я — христианин!» Агриколай сначала попытался переубедить воинов мягкостью, восхваляя их славные деяния и обещая почести и награды от императора, если они покорятся его повелению. Святые ответили ему устами одного из них: «Если мы доблестно сражались, как ты говоришь, за земного императора, то со сколь большей горячностью надлежит нам теперь вступить в бой ради любви Владыки вселенной. Ибо для нас существует только одна жизнь — смерть за Христа!» Брошенные в темницу в ожидании нового допроса, храбрые воины благочестия на коленях умоляли Господа сохранить их в истинной вере и укрепить в брани. В то время как они проводили ночь в пении псалмов, им явился Христос и сказал: «Вы положили хорошее начало, но венец будет дарован лишь тому, кто претерпит до конца!»

http://pravoslavie.ru/52369.html

Отпуст полный праздничный с поминанием автора литургии (святителя Иоанна Златоуста ), святого храма (в храме святого) и рядового святого. §3.5. Особенности всех богослужений суточного круга в случае недвунадесятого Богородичного праздника в седмичный день, соединяемого со службой двум святым Как мы уже отмечали в предыдущем параграфе, в случае полиелейного Богородичного праздника служба рядовому святому не отменяется, но совершается вместе со службой праздника Богородицы. Если случится память двух святых вместе с праздником Богородицы, то и в этом случае Устав предписывает соединять службу Богородице вместе со службой двум святым (то есть служба второму святому также не отменяется). В качестве примера, когда возможно указанное совпадение, приведем праздник в честь иконы Божией Матери «Скоропослушницы» (9 ноября), служба которому соединяется с песнопениями мученикам Онисифору и Порфирию и преподобной Матроне. При совершении этого богослужения и в других аналогичных случаях следует руководствоваться указаниями, находящимися в последовании праздника Покрова Пресвятой Богородицы (см. Типикон, 1 октября, «ведомо же буди и сие»). «Блажен муж…» (1-й антифон 1-й кафисмы). Стихиры на «Господи, воззвах ...» на 10: стихиры Богородицы – 4; стихиры 1-го святого – 3; стихиры 2-го святого – 3. «Слава»: стихира 1-го святого; «И ныне»: стихира Богородицы. В субботу на «Слава»: стихира Богородицы; «И ныне»: воскресный догматик настоящего (уходящего) гласа. Паремии Богородице – 3. Стихиры на стиховне : стихиры Богородицы с их припевами; «Слава»: стихира святого; «И ныне»: стихира Богородицы. Если ни один из святых не имеет стихиры «Славы», то поется на «Слава, и ныне» стихира Богородицы. По «Ныне отпущаеши...»: тропарь 1-го святого; «Слава»: тропарь 2-го святого, «И ныне»: тропарь Богородицы. Отпуст полный праздничный с поминанием святого храма (в храме святого) и рядовых святых. Повечерие Канон Богородице из Октоиха. Иногда выносится на повечерие канон 3-го святого (например, 9 ноября). По Трисвятом: кондак праздника Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Многократно уязвляли и умерщвляли сердце мои враги невидимые, люто боролись со мною, превозмогали меня, но Господь опять и опять повергал их под ноги мои, а меня избавлял. Утеха моя, избавление мое, Господи, слава Тебе! Се, по милости Его исполнен Божеством, божествен есмь, имея в себе Господа Иисуса Христа со Отцем и Святым Духом! 25 июня. Благодарение Господу, удивившему на мне божественное Свое милосердие в служении литургии. Его помощию я непреткновенно совершил всю службу и причастился на оживотворение, радость и веселие и пространство сердца Божественных Таин Его и все службы совершил непреткновенно. Этому много помогло вчерашнее воздержание, да еще сегодняшняя борьба и победа над врагами невидимыми во время утрени. Много помогла Всесильная моя Помощница и Ходатаица Пресвятая Богородица, молитвы мучеников и мученицы Февронии, святой сегодня. Слава за всё Господу. Вчера был в Рамбове на молебне, а потом гулял в лесу великой княгини; у Макарова был; с монахиней Варварой Ниловной Лишаровой говорил. Славная, духовная монахиня – и мне поучиться у ней. (Явление благости Божией при кончине мира, страдание всей твари в настоящее время; чаяние «бо твари откровения сынов Божиих чает» 30 [ Рим.8:19 ].) Она у Преосвященного Филофея, нынешнего Киевского митрополита, бывала неоднократно. Смирение Преосвященного Филофея величайшее, кротость его. «Без страха утучняют себя» [ Иуд.1:12 ], то есть тело свое, сердце свое. Это обличение Апостола относится ко мне. Я ем и пью всегда не в меру, утучняю сердце свое многоядением и многопитием и порождаю в сердце и в плоти своей всегдашний блуд, блудные помыслы и движения, прогоняющие Господа, Коего храмом содеваюсь по причащении и всегда должен быть храмом неразрушимым, святым, – о, окаянный я человек, паче же скот бессмысленный! На что же разум? На что свет слова Божия? На что опыты духовные и телесные? На что наказания от Бога? Искушения от злых духов? Всё забыто пред искушением даровых яств и пития, особенно многоценных и приятных! О, раб чрева! Идолопоклонник в христианском образе! Миролюбец в священном сане, в ангельском сане, требующем совершенного беспристрастия к миру и плоти!

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Без любви – жертва несовершенна ( Мф. 5, 2224 ). Участию в литургийном благодарении предшествовало примирение и врачевание взаимных отношений членов общины. Это требование предъявляется «Учением 12 апостолов» к участвующим в Евхаристии наравне с указанием допускать к ней только возрожденных в водах крещения. Примирение запечатляется « святым лобзанием любви» ( I Kop. 16, 20 ), «лобзанием любви» ( I Nemp. 5, 14 ), » лобзанием примирения» (св.  Кирилл Иерусалимский . Пятое тайноводственное слово), «божественным лобзанием» ( Дионисий Ареопагит ), которое «соединяет взаимно души». «Когда, – пишет Тертуллиан , – больше целование с братьями уместно, как не тогда, когда возносится более угодная Богу общая молитва , после которой они, как участники в нашем молитвенном подвиге, своим целованием хотят скрепить свой братский союз с ними. Какое моление цельно без скрепы святым целованием?» 8 . " Возлюбим друг друга». Без любви невозможно единомыслие. Источник любви – Христос 9 . Соединенная в единое тело этим «священнодействием мира» ( Дионисий Ареопагит ), которым достигается «единомыслие и единодушие, и словесное тождество» (св. Максим Исповедник ), община приступает к евхаристической молитве, которая читается епископом, окруженным клиром. Молитва часто импровизируется, ибо анафора находится еще в расплавленном состоянии. Литург вслух от лица всех верующих приносит благодарение и «словесную и бескровную службу» « о всех и за вся». Он не отделен от верующих. Он – «предстоятель братии» (св.  Иустин Мученик ), «уста всех» (Феодор Мопсуэстийский и Нарсай), он – корифей хора «союзом любви связуемых» и дающих «благодарение и славу Дающему всем мир». Вся община творчески участвует в евхаристической молитве, в евхаристической жертве и благодарении, запечатлевая молитву общим торжественным « Аминь» 10 . Этим молитвенным подвигом выполнялось первое общественное дело – литургическое, одна из главнейших обязанностей не только иерархии, но и всех членов Церкви, народа «Нового Израиля», «народа избранного, царственного священства, рода святого» ( 1Петр. 2, 9 ; Анафора Св.  Василия Великого ), ибо в Церкви Христовой осуществляется идеал, которого чаял Моисей ( Исх. 19, 6 ) и пророки – всеобщее священство.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Sove/evh...

Близость святых, их радость и торжество вдохновляют нас! И рядом с ними мы тоже освящаемся и изменяемся. В общении со святыми мы усваиваем их святые, божественные мысли и чувства. Каждый день мы вместе с мучениками торжествуем победу над смертью, вместе с преподобными воспламеняемся ревностью к подвижнической жизни, вместе с апостолами славословим Бога. И святые помогают нам. Они не просто принимают от нас славословие, но они деятельно участвуют вместе с нами в богослужении: слушают наши молитвы и приносят их Богу, вместе с нами преклоняют колени, помогают нам лучше понять службу. Бывает, например, мы слышим стихиру, посвященную какому-либо святому, и чувствуем особое умиление или получаем ответ на какой-либо духовный вопрос. И это значит, что святой сказал это нашей душе, научил нас. Как говорит один старец, Господь для того и учредил богослужение, чтобы мы могли общаться со святыми и от них учиться святости: «Когда человек хочет научиться святым чувствам, то разве возможно, чтобы Бог лишил его этого и не отозвался на его желание? Именно для этого устраивает Господь церковные собрания, богослужения. Поэтому посылает ангелов, и архангелов, и святых сюда – к нам, грешникам, чтобы мы общались друг с другом, чтобы святые даровали свою святость грешным, а грешные поведали святым о своем стремлении стяжать такую же святость и в ней им уподобиться». Представьте, если человек вырастает в царском дворце, то он становится царственным, приобретает внутреннее благородство. И тем более, когда человек каждый день пребывает в обществе святых, он становится благородным, освященным. И это можно увидеть в монашеской жизни. Монах, который любит богослужение и каждый день находится в храме, приобретает особое благородство, духовный аристократизм. Как о Матери Божией поется, что Она «в храме воспитанная», так и все мы воспитываемся в храме, в обществе святых. И знаете, в чем еще особая сила богослужения? Почему оно так влияет на нас? В храме мы едины не только со всеми святыми, но и друг с другом.

http://pravoslavie.ru/119510.html

  4. Внести в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания имена ранее прославленных новомучеников и исповедников Российских в лике местночтимых святых: в Алма-Атинской епархии: в Костромской епархии: в Казанской епархии: в Красноярской и Крымской епархиях: в Московской епархии: в Омской епархии: в Пермской епархии: в Рязанской епархии: в Тверской епархии: в Уфимской епархии: в Украинской Православной Церкви в Белорусском Экзархате:   5. Честные останки новопрославленных святых именовать святыми мощами. Когда местонахождение их известно, — воздавать им достодолжное почитание, когда неизвестно — оставить на Божие произволение.   6. Мученически или исповеднически пострадавшие епископы, иереи и диаконы причисляются к лику священномучеников или священноисповедников; архимандриты, игумены и игумении, иеромонахи, иеродиаконы, иноки и инокини, послушники и послушницы причисляются к лику преподобномучеников или преподобноисповедников, миряне — к лику мучеников или исповедников.   7. Службу Собору новомучеников и исповедников Российских составить особую. Благословить составление отдельных служб каждому из прославляемых святых, а до времени составления таковых после сего дня прославления отправлять по Общей Минее, каждому по его чину.   8. Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).   9. Память новопрославленным святым праздновать также и в день их кончины, или в иной день, связанный с жизнью святого. Особые дни памяти местных Соборов новомучеников устанавливать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода.   10. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения согласно определению VII Вселенского Собора.   11. Напечатать жития новопрославляемых новомучеников и исповедников Российских для назидания в благочестии чад церковных.   12. От лица Освященного Собора объявить о сей благой и благодатной радости прославления новых святых всероссийской пастве.

http://patriarchia.ru/db/text/423849.htm...

Каждый в чис­ле поминаемых имен узнавал имя своего отца, матери, брата… Трогательно было молиться на месте, куда сотни лет собирались для молитвы, поминать знакомые, родственные имена, слышать то китайское, то русское пение! Вот вышел говорить ектению молодой диакон Сергий Цзи, — китаец, у него в числе убитых есть его отец (православный свя­щенник), мать и брат… На глазах многих видны слезы… По окончании службы в склепе установлена была очередь чтения Псалтири между русскими и китайцами, братией монастыря, беспрерывно до самого утра. В тишине ночи мерно раздается протяжное чтение слов псалмопевца: И в персть смерти низвел меня еси… Да, эта тихая ночь есть символ могильного покоя, за которым последует общее Воскресение! Наутро 10 числа совершена преосвященным Иннокентием заупокойная литургия, а в 3 часа в склепе церкви Всех Святых мучеников отслужена малая вечерня, в 7 же часов вечера началось всенощное торжественное бдение в трапезной Успенской церкви, по монастырскому уставу, с литией, паремиями и величанием Святым Мученикам. Во время всенощной вся внешность трапезной церкви, архиерейского дома, склепа и все аллеи сада и берега озера расцветились огнями пасхальной иллюминации. Кому удалось пробраться во двор Миссии и видеть все это, тот будет долго помнить эти минуты. Три года тому назад на этом самом месте также гудела тысячная толпа, и окрестность освещалась пламенем пожара. Сердца всех сжимались ужасом смерти, была Варфоломеевская ночь. Замечательно, что избиение христиан в 1900 г. случилось в ночь на 11 июня, когда церковь чтит память апостолов Варфоломея и Варнавы. Теперь же толпа стремится теснее примкнуть к нашему торжеству! А виновники его? как они близки к нам, души их сорадуются нам на небесах, а тела лежат покойно, украшенные цветами, и склеп теперь уже разукрашен зеленью и фонарями; чтение Псалтири там продолжается всю ночь, но обстановка напоминает пасхальную службу: воскреснут мертвии и возстанут сущии во гробех… Наутро в склепе отслужен водосвятный молебен, а в крестовой церкви шли приготовления к крещению 16 китайцев, получивших имена, соименные святым именам пострадавших, мученически более выдающихся китайцев: Павел, Иннокентий, Петр, Варвара, Матрона, Иван, Анна, Антонина и др.

http://pravmir.ru/tserkov-na-krovi-muche...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010