Третья заповедь Поучение 46. 1) Чему учит третья заповедь? 2) Что она предписывает? и 3) Что запрещает? Не возмеши имени Господа Бога твоего всуе. 1) Третья заповедь учит не произносить имя Божие всуе или напрасно, то есть без должного благоговея или с оскорблением его. Под именем Господа Бога надобно разуметь все наименования, коими называем мы единого истинного Бога, так наименования – Творца Промыслителя, Святейшей Троицы, – Отца, Сына и Святого Духа, Иисуса Христа, Искупителя, Спасителя, Ходатая и примирителя, и другие. Под именем Господа Бога также надобно разуметь и Божественные свойства, как вечность, беспредельность, вездеприсутствие, всемогущество, всеведение, премудрость, святость, и другие. Как всякое даяние благое и всякий дар совершенный свыше есть от Отца светов ( Иак.1:17 ); поэтому, благо­говея к имени Господа Бога, мы должны с почтением говорить и о всяком даре Божием, о всем, в чем проявляется особенная благодать Божия, в чем особенно раскрываются совершенства Божии – премудрость, благость, святость, человеколюбие; таковы следующие священные предметы: слово Божие, спасительные Таинства, Святая Церковь , богослужение по установлению Апостольской Все­ленской Церкви, также – наименования преблагословенные: Богородицы, святых Ангелов, апостолов, пророков, мучеников, исповедников, святых отцов и всех ликов праведных. Все, что видим на земле и на небе, все это напоминает нам о Боге Творце и Промыслителе: поэтому и на все создания Божии должны мы взирать с благоговением к Создателю, всеблагому, премудрому, всеведущему и вездеприсущему. 2) Третья заповедь, повелевая не употреблять имени Господа Бога напрасно, предписывает две обязанности: благоговейно чтить имя Господа Бога, и избегать всякого неуважения к Божественному имени. Надобно знать и пом­нить, как должно чтить имя Божие, и как можно бесчестить или оскорблять имя Божие. Оказываем почтение имени Господа Бога, когда, про­износя имя Божие или представляя в уме, мы питаем в себе благочестивые мысли и чувствования, представляем Божественное вездеприсутствие и Его величие, и таким образом повседневно утверждаем себя в благочестии и добродетели.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Глава четвертая. Эммануил Богочеловек 1. Уничижение Господа (кенозис) Слово плоть быть. Эти три слова Евангелиста Богослова, выражающие тайну боговоплощения, были и будут темой богословских созерцаний и построений, предметом богословских споров и разномыслий, но всегда останутся путеводной звездой, возженной Словом ο Слове. Невместимая тайна ими объемлется: Бог стал γνετο – тварью, «плотью», и, как бы ни толковать слово «плоть», это значит, что Бог стал не-Богом, не преставая быть Богом. Таково самое очевидное и бесспорное значение этих молниеносных слов в Евангелии сына Громова. Можно по-разному понимать – суживая или расширяя – слово плоть в этой антитетике, но это значение остается при всяком понимании: плоть есть не-Бог, и потому бесспорное содержание антиномии будет: Слово – Бог (не преставая быть Словом и Богом) стало не-Богом, 297 тварью, Творец стал творением, причем из контекста ясно, что эта «плоть» есть человек, как средоточие и возглавление всякого творения, как творение вообще: и вселися в ны. Не-божественная, человеческая мысль не могла бы, не нашла бы основания, не дерзнула бы так помыслить и сказать. Только движимое Духом святым, который проницает «глубины Божия» ( 1Кор. 2, 10 ), слово Божие могло от Бога поведать о Боге, что Он стал Своим же творением. Это слово пролога к Евангелию Иоанна выражает и содержание всего Евангелия: Слово, ставшее плотью, вселилось среди нас и мы видели славу Его как Единородного от Отца ( Ин. 1, 14 ). Бог вышел из премирной абсолютности Своего бытия и сделался Творцом, Творец же, Слово, чрез которое все произошло (как выразительно указано в том же контексте пролога), сам стал творением, из абсолютности низошел в тварность. Это снисхождение Божие, которое в Слове Божием описывается как уничижение или вольное обнищание, в символе христианской веры выражено как сошествие с небес. И из него следует, с ним связано, в нем осуществляется вочеловечение ради человека и спасения его: нас ради человек и нашего ради спасения сошедшего с небес и воплотившегося от Духа Свята и Девы Марии и вочеловечившегося». (Нельзя и этом ответственейшем месте боговдохновенного символа не видеть парафраз Ин. 3, 13 : «сшедший с небес Сын Человеческий (сущий на небесах)», как и 6, 38: «Я сошел с небес» (καταββηκα π το ορανο).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

профессор Андреев И.М. Содержание Введение    Православная апологетика (или основное богословие) есть богословская наука, представляющая собой систематическое изложение, обоснование и защиту (апологию) основных христианских истин, как их понимает Православная Церковь. Эти истины суть: истина бытия Божия, истина бессмертия души человека и истина Божественного откровения.    Наука апологетика (основное богословие) носит еще и другие названия: введение в богословие, общее богословие, умозрительное богословие, апологетическое богословие, энциклопедия богословия; иногда эту науку называют философией религии, философией христианства, христианским мировоззрением и т. п.    Мы будем называть наш курс апологетикой или основным богословием, так как главная цель нашего курса будет защита основных богословских истин Православной Церкви. Давая систематическое изложение основ православного богословия, апологетика (основное богословие) вместе с тем является и основой органически целостного православного христианского мировоззрения.    Под именем православного богословия обычно разумеется систематическое изложение христианской религии на основании изучения Слова Божия, т. е. Священного Писания и Священного Предания, под руководством Православной Церкви.    Слово «православный» (ортодокс) значит правильно мыслящий о предметах веры, правильно верующий, правильно славящий Бога. Слово «богословие» (теология), по учению святых отцов и учителей Церкви, имеет несколько значений: «слово о Боге», «слово от Бога», «слово к Богу», «слово для Бога». Митрополит Московский Макарий (Булгаков) определил богословие как «слово Божие о Боге во славу Божию».    Согласно общему учению Православной Церкви, богословие можно определить как учение о Боге, Его свойствах и о всем относящемся к богопочитанию.    Первым христианским богословом был святой апостол и евангелист Иоанн Богослов, в своем Евангелии преимущественно показавший, что Иисус Христос есть Сын Божий или Слово Божие, Бог Слово. Из святых отцов и учителей Церкви преимущественно богословом именуется святой Григорий Богослов и святой Симеон Новый Богослов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4142...

Слово в неделю 20-ю по Пятидесятнице, на притчу о сеятеле Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было вначале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть ( Ин. 1, 1–3 ). Други наши, каждый день совершается во всем мире в Церкви Божией Божественная служба и звучит слово Божие. Звучит то самое всемогущее творческое слово Божие, которым однажды сотворил Господь мир и которому Он даровал силу на все века – хранить и воссоздавать жизнь на земле. И дал Господь человеку несомненное уверение истинности слова Своего неопровержимыми Божественными пророчествами о всем, имеющем случиться в мире. “Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю...” ( Ис. 46, 10 ). Внимайте, веруйте, живите по слову Моему – говорит Господь. “Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут’” ( Мф. 24, 35 ). Пророчества совершаются над миром и над народами. Погиб в потопе водном первый мир, утонув ранее в нечестии своем, изгнав из жизни своей Бога. Копит и собирает горящие угли зла второй мир, уже заготовив впрок такое количество огня, что, самовоспламенившись, этот огонь способен пожрать вселенную и все зло в ней. И предчувствие, что мы – современники последних времен, носится в воздухе. А отступление от Бога все растет в наши дни, и с этим близится к завершению предсказанное Господом Иисусом Христом, но кто слышит, кто видит и разумеет происходящее? Таких все меньше. Опять исполняются пророчества: “...слухом услышите – и не уразумеете, и очами смотреть будете – и не увидите” ( Ис. 6, 9 ). Но Господь долготерпит и ждет и продолжает сеять семена жизни. Одно поколение сменяет другое, и к каждому из них ежедневно выходит Великий Сеятель слова – Бог, чтобы сеять семена Своего Божественного учения, коим только и может жить мир. Как же трудится Творец жизни на ниве Своей, как силится насадить, взрастить, спасти и сохранить жизнь! Он учит, наставляет, обличает. Стучит и стучит в души человеческие. Сеет везде и всюду по всей вселенной, по дорогам и распутиям, по городам и селениям, днем и ночью, без устали, без отдыха, чтобы спасти еще, возможно, некоторых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Христос и самарянка. Фреска женского исихастирия св. Иоанна Богослова в Суроти, Греция/ Истиннии поклонницы поклонятся Отцу Духом и Истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему (Ин. 4:23). Возлюбленные братия! Ныне слышали мы во Евангелии, что истинные служители истинного Бога покланяются Ему Духом и Истиною, что Бог ищет, то есть желает иметь таких поклонников. Если Бог желает иметь таких поклонников, то очевидно, что таких только поклонников и служителей Он приемлет, такие только поклонники и служители Ему благоугодны. Это учение нам возвестил Сам Сын Божий. Веруем учению Христову! Со всею любовью приемлем всесвятое учение Христово! Чтоб с точностью последовать Ему, рассмотрим, что значит поклоняться Богу Отцу Духом и Истиною. Истина есть Господь наш Иисус Христос, как Он засвидетельствовал о Себе: Аз есмъ путь и истина и живот (Ин. 14:6). Истина есть Слово Божие: Слово Твое истина есть (Ин. 17:17; Кол. 1:16). Это Слово предвечно было в Боге, произносилось Богом и к Богу; это Слово — Бог, это Слово — Творец всего существующего, видимого и невидимого . Это Слово плоть бысть, и вселися в ны, и видехом славу Его, славу яко Единороднаго от Отца, исполнь благодати и истины (Ин. 1:14). Бога никтоже виде нигдеже: но Слово Божие, Единородный Сын, сый в лоне Отчи, Той исповеда (Ин. 1:18). Исповедал пред человеками, вполне явил человекам Бога Сын Божий, Слово Божие; явил Сын Божий человекам недоступную им истину, засвидетельствовав и запечатлев неоспоримо истину обильнейшим преподанием Божественной благодати. От исполнения Его мы вси прияхом благодать возблагодать: благодать и истина Иисус Христом бысть (Ин. 1:16-17). Это значит: Иисусом Христом доставлено не какое-либо более или менее подробное и ясное понятие о благодати и истине, но самая благодать, самая истина существенно преподаны человекам, насаждены в человеков. Мы соделались причастниками Божественного естества . Истина имеет свойственный Себе Дух. Этот Дух именуется Духом Истины . Он — Дух, от Отца исходящий .

http://pravoslavie.ru/35058.html

1. Как слово Божие вообще изображает вечность праведников? В «науке наук», какова наука о догматах православной веры, мы дошли до самого последнего урока. Это – блаженная вечность праведников. Собеседования наши об этом предмете однако будут менее продолжительными, чем следовали о противоположном (т. е. о злополучной вечности грешников), – не потому, чтоб мы не имели усердия со всею подробностью изложить этого предмета, но по той причине, что в настоящем случае суетная мысль человеческая почти не представляет возражений. Как слово Божие изображает нам в общих чертах вечную жизнь праведников? Различные названия ее здесь дают нам видеть ее, как состояние полнейшего довольства и неизъяснимых благ. Так, например, она называется «царством небесным»: приближибося царствие небесное ( Мф.3:2 ), и царством Божиим: внити в царствие Божие ( Мк.9:47 ). Понятие о царстве здесь исходит от царя-Христа, который изображается в ветхозаветных пророчествах царем и действительно, спасая нас, принял на земле царское служение. Первее всего царством Божиим называется Его-то Церковь , как царство благодатное. Но вечность праведников будет уже в другом царстве, которому имя будет царство славы и которое принадлежит также Господу-Христу и всей пресвятой Троице. В вечной жизни и все праведники сделаются царями: и сотворил есть нас цари, сказано ( Откр.1:6 ). Рассудите, какое может быть вышевеличественнее состояние для человека, как быть царемповелителем! И вот под этим-то образом первее всего слово Божие представляет нам вечное блаженство праведников! Подобное изображение вечного блаженства находим в следующих словах Спасителя: в дому Отца моего обители многи суть ( Ин.14:2 ). Спаситель берет для примера один из самых обширных и великолепных дворцов на востоке. Надобно сказать, что и вся обетованная земля, в которой жили по благоволению Божию потомки Авраама, могла считаться предызображением вечного блаженства праведников: это была земля, «текущая медом и млеком» ( Исх.33:3 ). О богатстве же и просторе тех домов, в которых помещались цари ее, знаем, например, такое сказание: в одном из дворцов Соломоновых одного лишь золота было 207 пудов, и – где же, или на каком употреблении? Только для укрепления и украшения военных щитов. Чего же после этого не будет доставать для блаженства праведников в дому Отца небесного!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

архим. Илия (Рейзмер) По трудам русских богословов и мыслителей Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрёт, то останется одно; а если умрёт, то принесёт много плода. Ин. 12, 24 Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие. Деян. 14, 22 . Господь посылает верующим в Него многие испытания, чтобы сими испытаниями они более утвердились в вере и в том, как близок Господь ко всем призывающим Его. Св. Игнатий (Брянчанинов) Вступление Множество благодеяний оказал людям Господь наш Иисус Христос во время Своей земной жизни. Многих болящих Он исцелил, многим слепым даровал зрение и скорби многих претворил в радость. Воистину был Он другом страждущих и утешителем скорбящих, как предрёк о Нём пророк Исаия: «Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни» 1 . Евангельское повествование о благодеяниях Господа нашего Иисуса Христа страждущим рождает неодинаковые мысли и чувства в душах слушателей. Души, искренне верующие, преисполняются благоговением перед благостью и всемогуществом Господа Иисуса. В душах же маловерных возникает недоумение, они готовы обвинять и упрекать Самого Господа, говоря: «Если Господь так милосерден и всемогущ, то почему Он попускает скорби и испытания людям?» Действительно, слово Божие ясно говорит нам, что против силы Божией ничто и никто не устоит. Но то же слово Божие устами святого псалмопевца вещает нам: много скорбей у праведного 2 . Если Господь силен сохранить и избавить нас от всякой скорби, то почему много скорбей должен терпеть праведник? Такой вопрос рождается в душе, не утверждённой в вере. Ответ даёт нам Божественное Откровение. Слово Божие говорит нам, что скорбь наша в руках промысла Божия – лекарство для исцеления и исправления плотоугодливой души. Бог , желающий всем спастись, потому попускает многие испытания праведным, что в этих страданиях душа их очищается от греха и уготовляется для вечной жизни, ибо страждущий плотию перестает грешить 3 . И святой апостол Павел пишет: «Господь, кого любит, того наказывает, бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?» 4 И Господь наш Иисус Христос ясно учит, что жизнь наша немыслима без испытаний. «В мире скорбны будете» 5 ‚ – говорит Он. Эти испытания составляют крест, который каждый христианин должен понести в своей жизни. «Аще кто хощет по Мне ити, да отвержется себе, и возмет крест свой, и последует Ми»“ 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/smy...

«Слово» как вид произведения в древнерусской словесности Принадлежность древнерусского словесного произведения к тому или иному жанру, как правило, указывается в начале названия данного произведения. В дошедших до нас рукописях встречается около сотни таких жанровых определений. Вид произведения, получивший название «слова», относится к числу наиболее ранних и распространенных. Многие древние «слова» изначально предназначались для произнесения в самом почитаемом и священном месте – в храме. Их них развилась церковная проповедь. Таковы, например, «слова» Кирилла Туровского на церковные праздники (XII в.). Другие «слова» предназначались для произнесения на иных торжественных собраниях, перед князьями. Самым ранним из дошедших до нас самобытных произведений Древней Руси считается «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона. В месте с этим произведением к числу известных и влиятельных древних «слов» относятся «Слово о полку Игореве» и «Слово Даниила Заточника». Три знаменитых «слова» можно считать прообразами для сотен «слов», украсивших русскую словесность. Внутреннее видовое единство всех этих, весьма различных, на первый взгляд, «слов» до сих пор не получило должного осмысления. Между тем несомненна та закономерность, согласно которой, по выражению Д.С. Лихачева, «жанровые определения Древней Руси очень часто соединялись с определением предмета повествования: “видение”, “житие”, “подвизи”, “страсть”, “хождение”, “чюдо”, “деяния” и пр.» . С этой точки зрения, жанр «слова» должен быть посвящен слову как таковому: его природе, его возможностям, его предназначению. И это безусловно так. У древних славян, как и у многих других народов, еще в язычестве сложилось представление о божественном происхождении слова, о его изначально божественной сущности. У славян это почитание слова выразилось даже в народном самоназвании (словены, словаки и т.д.: слава и слово происходят от одного корня). В язычестве славяне поклонялись богине Славе, олицетворявшей божественную природу слова . С крещением славян представление о божественности слова углубилось, укрепилось и преобразилось христианской верой: Христос, как сказано в особо полюбившемся славянам Евангелии от Иоанна – Само Слово Божие (см.: Ин. 1: 1). Название христианской веры у славян также оказалось знаменательным: это Православие, то есть Право-словие – правильное словесное почитание и прославление Бога. Отношение к слову как дару Божиему обусловлено у православных славян двумя библейскими указаниями на всемогущество слова, исходящего от Бога: ветхозаветным – «И сказал Бог…» (Быт. 1: 3) и новозаветным – «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог Все через Него начало быть» (Ин. 1: 1, 3).

http://pravoslavie.ru/1263.html

Слово Пространнейшее о вере 1) Речение «бе» относится к Божеству Его; а выражение: «плоть бысть» — к человечеству. «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), не разрешившись в плоть, но понесши на Себе плоть. Если сказать: «такой-то был стар», то это не значит, что сначала родился он старым. Или если сказать: «заслуженный был воин», то не значит это, что и первоначально был таким же, каков стал впоследствии. Сказано: «аз Иоанн... бых во острове... Патмосе... в день недельный» (Апок 1:9, 10). Это не значит, что там произошел на свет или родился Иоанн. Напротив того, сказал: «бых в Патмосе» — вместо: пришел в Патмос. Так, Слово снизошло в плоть, что и выражено этим изречением: «Слово плоть бысть». Слушай того, кто говорит: «бых яко сосуд погублен» (Псал. 30:13); и: «бых яко человек без помощи, в мертвых свободь» (Псал. 87:5, 6). 2) Человек или Бог — воскрешен из мертвых? Лучше нас ведая сие, апостол Петр толкует и говорит: «снемше Его с древа, положиша во гробе. Бог же воскреси Его от мертвых» (Деян. 13:29—30). Снято же с древа, положено во гроб и погребено Иосифом Аримафейским мертвое Иисусово тело; его-то и воскресило Слово, изрекшее: «разорите церковь сию, и треми денми воздвигну ю» (Иоан. 2:19). Ибо Животворящий всех мертвых оживотворил и воспринятого Им на Себя человека от Марии, Христа Иисуса. И если, быв на кресте, воздвиг задолго прежде истлевшие мертвые тела святых, то тем паче мог воздвигнуть тело, которое носил на Себе Сам присноживущий Бог Слово, как говорит Павел: «живо бо Слово Божие, и действенно» (Евр. 4:12). 3) Жизнь не может умереть, а паче — сама животворит мертвых. Итак, по Божеству от Отца Господь — источник жизни; а умер, паче же — и воскрешен из мертвых, Человек, сущий от Девы Марии, Который и ходатайствует о нас и Которого ради нас восприяло на Себя Божество Слова. Потому писанное: «в начале бе Слово» (Ин. 1:1), — явно обозначает Божество; а сказанное: «Слово плоть бысть» (Ин. 1:14), — указывает на человечество Господне. 4) Лазарь умер от болезни; Господень же Человек умер не невольно и не от болезни. Напротив того, Сам исшел на домостроительство смерти, укрепляемый вселившимся в Нем Богом Словом, рекшим: «никтоже возмет душу Мою от Мене, но Аз полагаю ю о Себе. Область имам положити ю, и область имам... прияти ю» (Иоан. 10:18). Почему Божество Сына и полагает и приемлет душу человека, которого понес Он на Себе, потому что восприял Он целого человека, чтобы и оживотворить целого же человека, а с ним и мертвых.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2581...

1 . Врачи знают предохранительные средства от болезней, предупреждая (своим) искусством имеющий быть вред, и составлением различных лекарств побеждая жестокость болезней. Часто и кормчие, руководясь привычкой, предвидят перемены ветров и, принимая соответствующия случаю меры предосторожности, при помощи Божией, спасают корабль (от кораблекрушения). Проявляя таковое же попечение о душах наших, и Бог предсказывает нам об опасности искушений, чтобы, изучив прежде испытания вред, мы с осторожностию избегали опасности от последняго. Ибо Он знает все вещи прежде бытия их, не по догадке как те, заключая о полезном, но по Божественному предвидению зная будущее. Таким образом Он и открыл нам о наказаниях прежде времени суда, чтобы, воспитавшись в страхе мучений, мы легко избежали последних. Нисколько не менее Он предсказал между прочим и о том, что будут лжехристы и лжеучители, которые привнесут ереси погибели, отрицаясь Самого Владыки и единого Господа нашего Иисуса Христа; и многие последуют их дерзостям, через которые учение истины подвергнется злословию ( Иуд.1:4 ; 2Пет.2:1–2 ). (Предсказал для того), чтобы мы, при появлении последних, никоим образом не обольщались, подчиняясь их пагубным учениям. 2 . Предмет предсказания исполнился. Ибо с течением времени, стремясь различными способами поколебать правую веру, возстали в Церкви Божией многие ереси, из которых одна дерзнула утверждать, что Слово Божие совершенно чуждо Отчей сущности, другая не признавала достоинства Духа, третья отрицала истину явления Слова. Последнею же из всех, как подонки зол, явилось нынешнее богохульство, утверждающее, что Слово не сделалось человеком, но обитало в человеке, рожденном от жены; так что через это единый Христос разделяется на два – на Бога, разумею, и человека. Но это чуждо апостольскому учению, скорее же есть изобретение демонской мысли, так как Божественное Писание возвещает нам, что Слово Божие в конце веков стало человеком, не изменившись в природу человека, но восприняв последнюю в Себя Самого; ибо Оно непреложно и неизменно. Если же, как те говорят, произошло Божественное схождение на человека, рожденного от жены, то это происходило и во всех пророках. Если же так, то необходимо поэтому, чтобы в Божественном Писании о каждом в отдельности находилось (особое) исповедание и чтобы один в частности был воспеваем сам по себе, как Слово Божие, другой же, как человек и один из числа нас, прославлялся приличными человеку словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010