Ноября 6-го 1867. 1680 Отцу наместнику и братии мир. Пусть представлены будут к священнослужительству благопотребные и достойные. – Нужно ли печатать службу праведному Филарету? – Издержки будут сделаны; и издание будет лежать. Не лучше ли написать к Спасобородинской игумении, купить у нея несколько экземпляров, и потребность будет удовлетворена. Отлагаю разрешение представления до получение на сие ответа. Ноября 9-го 1867. У меня был Я-н. К месту он не определен. Сквозь слезы просит, чтобы дать ему жалование за полный месяц последний, который прослужил от не полный. Если до конца сего месяца еще не вступил преемник его; и следственно жалования не нужно выдавать вдвойне: то не исполнить ли просьбу Я-на? Если же сим образом нельзя удовлетвоить его: то дайте ему от меня рублей 50. – Ноября 10-го 1867. 1681 Отцу наместнику и братии мир. Портрет, ка кя и прежде сказал, при избытке украшений, кажется мне гордым. Чем бы поблагодарить фоторгафа? – Еще икона в храме праведнаго Филарета 91 . О ней возвещает прилагаемое при сем письмо. Я говорил, что икону, дошедшую до бабушки, хорошо было бы сохранить до детей: отвечают, что уже решительно обрекли ее в сей храм. Она будет к вам доставлена. – Ноября 12-го 1867. 10 Антоний, из Архангельского, назначенный Нижегородским 1857г. Июля 20; скончался в сане архиепископа Владимирского. 15 От 14го Генваря 1858г. Напечат. в Чтениях в общ. люб. дух. просв. Декабря 1877г. Материалы. Стр. 178–180. 16 Без сомнения, это – беседа на память Св. Алексия. Напеч. в Прибавл. к Твор. Св. От. За 1858г., стр. 1–7. 22 Говорена беседа в день рожд. Государя Императора из текста: «приятны царю устне праведны, слово же правое любит Господь» (притч. 16, 13). 25 Письмо – без означения времени, – когда писано; сохранилось с пометою руки о. нам-ка «Июля 13-го 1858г.». 31 Слич. письмо М. Ф-та к М. Гр-ию, в Чт. В общ. люб. дух. просв. за 1878. Ч. III. Матер., стр. 180. 34 Копия с этого отношения от 2-го же Февраля 1859 г. напеч. в Чт. в Моск. общ. люб. дух. просв., кн. 8, 1869. Материалы, стр. 101–105

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Свидетельствоваше светлость лица твоего душевное незлобие (εμαρτρει τ φαιδρον το προσπου σου της ψυχς το ανεξκακον), то есть, светлость лица твоего свидетельствовала всем о твоем душевном незлобии, – иначе сказать, о мирном состоянии твоей души, о твоей любвеобильности ко всем. «Раб Господа», пишет св. Апостол Павел к Тимофею, епископу Ефесскому, «не должен ссориться, но быть приветлив во всем, незлобив» ( 2Тим. 2:24 . Слич. 1Тим. 3:3 ). Душевное незлобие, тихость, приветливость, кротость всегда были присущи святителю Христову Николаю: ясным для всех свидетельством сего, как говорит песнь, служила светлость – веселость, приветливость лица его. Сосуд полный до верха какою бы ни было жидкостью, полезною ли, вредною ли, но может не изливаться и не выдыхаться: так и душа человека, чем бы ни была преисполнена, миром ли со всеми и любовию ко всем, или же напротив, гневом и злобою, радостию ли, печалью ли, не может не отразиться на лице, не распространить по нем своего запаха, или смертоносного, или живительного ( 2Кор. 2:15–16 ; 2Тим. 2:20–21 ). «Сердцу веселящуся, лице цветет», говорит Премудрый; «в печалех же сущу, сетует» (Притч. Сол. 15:13). «Глаза у гневливого», пишет преподобный Нил Синайский , – «мутны, кровавы и вещают о смятении души; лице терпеливого спокойно и глаза блистают приветливостью» (см. в Христ. Чт. 1826 г. ч. XXIV, стр. 137). Лице всякого вообще человека, приветливое, любвеобильное, веселое, как выражение душевного мира и тишины, подобно магниту, привлекает к себе сердца; тем более это надобно сказать о лице пастыря, стоящего на страже спасения людей. Один взгляд на его, сияющее миром и любовию лице, силен оживить духовно-мертвого, исцелить духовно-болящего, пролить умягчающий елей отрады на раны сердца печального. Примером сему служит святитель Христов Николай. «Бе блаженного нрав, яко чадолюбива отца», сказано в описании жития его, – «зрак же, яко ангела Божия, благодатию божественною сияющ, и исхождаше некая от лица его, аки от Моисеова, пресветлая луча, от видения же его многая польза бываше нань зрящим; аще бо кто коею страстию или печалью душевною отягчаем бываше, и токмо возре на святого, абие довольное обреташе печали своей утешение».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Но и Моисей не первый возвестил о сем: по собственному его признанию, он повторял только то, что древле обетовал Господь Отцам и Пророкам. Словом, восходя далее, мы находим, что уже первый человек, первый праотец всего человеческого рода – ожидал грядущего человека – Бога ( Быт.4:1 ). Значит, в продолжение более пяти тысяч лет глас Божий приглашал человечество ко сретению грядущего с небес. По тому-то Св. Церковь и назначила более пяти седьмиц пред празднованием Рождества Христова на размышление о том, что совершилось в мире в продолжении пяти тысячелетий до пришествия Христова; для того, в последние воскресные дни сего поста, она и воспоминает всех ветхозаветных Праведников, чтобы мы, подражая их вере и житию, явились готовыми к сретению Христа. Ибо, что делал Бог для привлечения всех человеков к Сыну своему, то же делает и для привлечения нас; каким путем приходили ко Христу другие, тем же самым можем приходить и мы. Последуем сему намерению Матери нашей Св. Церкви, взойдем мыслью к тому, как в первый раз Господь благоволил открыть предвечный совет свой о спасении нашем, что изрек о нас Премилосердый Творец и Владыка наш тогда, когда преступлением заповеди Его решалась судьба наша на всю вечность. Адам, где ты? – спрашивал Господь падшего праотца в тот злосчастный день, когда он, вкушением от древа познания добра и зла, из сына любви Божией сделался рабом проклятия и смерти вечной. Так любовь Божия, благоволившая спасти падшего, в самом начале удерживает стрелы правосудия и гнева, не поражает преступника, но приближается к нему и ищет его, чтобы возбудить его к покаянию, чтобы открыть путь действию благодати и милосердию. – Убоялся и скрылся ( Быт. 3:10 ), ответствует падший на глас Божий. Такова неизбежная участь грешника – бояться и бегать ни единому гонящу ( Притч. 28:1 ). Лицезрение Божие, которое составляет источник вечной радости и блаженства для духов чистых и праведников совершенных, для грешников есть казнь, тягчайшая всех казней. Он рад бы исчезнуть и уничтожиться, только бы сокрыться от лица Божия: многие рекут, в день страшного суда, горам: падите на ны, и холмам: покройте нас от лица Сидящего на престоле ( Лк.23:30 , слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

Величайшая премудрость найдет средство восполнить всякое лишение; Премилосердая Матерь Божия пошлет утешение тебе в самой глубокой скорби; Господь Иисус Христос, ради молитв Ее, вознаградит тысячекратно всякую временную потерю. Бывают, впрочем, случаи, когда молитвы наши действительно остаются не услышанными. Это тогда, когда мы сами делаем их недостойными чистого слуха Пречистой Матери Божией. Просите и не приемлете, зане зло просите ( Иак.4:3 ), говорит Апостол Иаков. По обетованию Самого Господа, только та молитва бывает действенна, которая соединена с истинной верой во Иисуса Христа: вся елика аще воспросите, верующее во имя мое, приемлете ( Мф.21:22 слич. Ин.14:14 ). Только живая вера в Господа Иисуса Христа, соединяя нас в един дух с ним, привлекает любовь и благоволение и Пречистой Матери Его: напротив неверие, или маловерие, отчуждает нас от жизни Божией, тем самым лишает нас участия в благодатных дарах, изливающихся на Церковь Христову, через облагодетельствованную паче всех Матерь Божию. Еще более нечистыми и недостойными слышания делаются молитвы наши тогда, когда мы употребляем во зло дары Божии: просите и не приемлете, зане зло просите, да в сластях ваших иждивете ( Иак. 4:3 ). И обыкновенные родители не дают своего имущества таким детям, которые могут употребить его во зло себе и другим: тем паче Отец Небесный не подает даров своих всуе, – и Пречистая Матерь Господня, по самой любви своей, не может ходатайствовать о том, что служит нам во вред. Но преимущественно бесплодны и ничтожны бывают молитвы наши тогда, когда мы, погрязши в нечистотах греховных, предаемся беспечности и не радеем о покаянии. Не заботясь благовременно очищать совесть свою покаянием, человек приходит, мало помалу, во глубину зол ( Притч. 18:3 ), становится, по слову Апостола, сожженным своей совестью ( 1Тим. 4:2 ); потому и лишается совершенно покрова милости Иисуса Христа и Пречистой Матери Его, так что и сама молитва его, если бы он и захотел еще молиться, как исходящая от нечистого и нераскаянного сердца, бывает ему в грех. Ибо может ли Честнейшая Херувим не только покровительствовать, а и терпеть нераскаянность и ожесточение, которыми второе распинаем ( Евр. 6:6 ) Сына Ее, и от которых паки оружие скорбное проходит Ее Святейшую душу? Посему-то Св. Церковь научает нас умолять Пречистую Матерь Божию прежде и паче всего о том, чтобы она воздвигла нас из глубины греховной, и просветила очи наши ко зрению спасения, наставила нас на стези спасения и извела на путь покаяния. Взыщем от Нее сего первейшего и необходимейшего блага: прочее все, само собой, приложится нам. Аминь. Беседа в Неделю II-ю по пятидесятнице

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

16, 17 и 18) и если кто-либо из ненависти толкнет другого или с умыслом бросит на него что-нибудь или по вражде ударит его рукою, и он умрет (ст. 20 и 21.)... Во всех этих случаях уголовное преступление основывается на замысле умертвить, но определяется по смертному исходу удара. 1171 Еще яснее этот случай характеризуется во Втор.19:5 так: «кто пойдет с ближним своим в лес рубить дрова и размахнется рука его с топором, чтобы срубить дерево и соскочит железо с топорища и попадет в ближнего его, так что он умрет». 1173 Следует обратить внимание на то, что при первом из этих случаев прибавлено, что кровомститель несет вину крови. Другой случай, что убийца, прежде чем достигнет города убежища, догоняется и умерщвляется, во Втор.19:6 представляется только возможным и общество получает увещание назначить известные города не только потому, что путь к ним не был длинен, но также что путь туда был удобен для бегства, след. давал возможность избегать пролития невинной крови. Здесь ясно указывается, что умерщвление убийцы, незаслуживающего смерти, есть уголовное преступление, хотя за него не назначается никакого наказания, потому что с одной стороны увлечение кровомстителя было извинительно, с другой причиною убийства была медлительность убийцы. 1174 Слич. с этим мои исследования в Comment. Zu. los. 20, 6 и Елера в Герцог. Realencykl. 11. стр. 262. Убежище, которое таким образом открывалось неумышленному смертоубийце, не только для обеспечения его жизни, но и для заглаждения находящейся на каждом убийстве нравственной вины, существенно отлично от натурального права убежища других народов, о котором слич. Винера R. W. 1, стр. 379 и Авг. Булмеринка das Asylrecht и die Auslieferung fluchtiger Verbrecher, Дерпт. 1853. 1175 Светский суд в большей части случаев относительно этого почти не мог ничего решать, потому что он не мог открыть был ли вор простым вором, или разбойником. 1176 Этого выражения с Заальшутцем (Mos. R. стр. 539) нельзя понимать, как кровавое возмездие, хотя уже раввины с Ионафаном во главе понимают его, как смертное наказание мечем (слич.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Быт.25:6 вместе с Хеттурою причислена к pilagschim Авраама, таковы служанки жены Иакова, одна из которых Быт.35:22 прямо называется наложницею; 2) служанки купленные ( Исх.21:7 и д.), или захваченные во время войны пленными ( Втор.21:10–14 ), или наконец, 3) жены, приобретенные покупкою, с которыми соединялся потом муж беъ дальнейших формальностей (без подарка невесте, и без брачного торжества) независимо от того, были ли они или нет его рабынями,–такова наложница одного левита в кн. Суд.19:1 и д. Слич. Заальшутца, Mos. R. стр. 750 и д. 880 Обесславленная девица подвергается в этом случае тому же самому наказанию, как и ее соблазнитель, «потому что она не кричала в городе», т. е. не спасала своей невинности призыванием на помощь ( Втор.22:24 ). Напротив если она была схвачена мужчиною и обесчещена на поле, где не было по близости других людей, которые могли бы придти к ней на помощь, то должен был умереть только мужчина, как насильственный соблазнитель, но девица, как невинная, должна была остаться без наказания (ст. 25–27). 881 Только за сообщение с рабынею, назначенною для другого мужа, было простое наказание, как месть, а самое сообщение примирялось жертвою греха, слич. там. 1 стр. 221.–Впрочем муж в Израиле подвергался наказанию (так как он мог свободно вступать в брак более, чем с одною женою и кроме жены мог иметь еще наложниц) за нарушение супружеской верности только тогда, когда вступал в половое общение с женою или с пользующеюся правами жены обрученною невестою другого. Половое же смешение с (необрученною) девицею считалось за блуд и разврат только в том случае, когда мужчина не хотел взять ее в жены или наложницы. 882 Втор.24:1–4 гласит: «если таким образом кто возмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в его глазах, потому что он встретит в ней нечто неприятное, и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома и она выйдет из его дома и пойдет и сделается женою другого мужа, но и другой муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо и даст его в ее руки и отпустит ее из своего дома, или же умрет другой муж, который взял ее в жену: то первый муж, отпустивший ее, не может снова взять ее себе в жену, после того как она осквернена; ибо это мерзость пред Иеговою» и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Например: «Бог кого хощет, милует, и кого хощет, ожесточает» ( Рим.9:18 . Слич. Рим.11:8 , Рим.11:32 ); т. е. Бог одним дарует свою благодать и спасает их, других лишает её в наказание за недостаток в них приемлемости к ней, вследствие чего они ожесточаются, утверждаются во зле. Так же, когда говорится о Боге, что Он «предал язычников, по похотям сердец их в нечистоту» ( Рим.1:24 ), это опять не то значит, что Бог был прямым виновником плотской нечистоты язычников, а то, что Он оставил язычников без своего вразумления, без своего откровения, без своей благодати, вследствие чего они погрязли в плотской нечистоте. Яснее то же сказано в другом месте о язычниках: «Бог в прошедшие времена попустил всем народам ходить своими путями» ( Деян.14:16 . Слич. Пс.80:13 ). Равным образом и при изъяснении слов: не введи нас во искушение, надобно иметь в виду более ясные выражения об этом в других местах Писания, например: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил» ( 1Кор.10:13 ). – Но если не без воли Господа диавол искушает нас на грех , то для чего Господь попускает это? – Иногда это бывает делом одного праведного гнева Божия к нераскаянным грешникам, но большей частью Господь поступает так с премудрым и благим намерением – через искушение от диавола споспешествовать духовной нашей пользе. Людям нетвердым в добре искушения от диавола подают случай утвердиться в нем через борьбу с ними. Людей же преуспевших в добре искушения предохраняют от духовной гордости, давая им чувствовать немощь свою в борьбе с лукавым и нужду в благодатной помощи Божией, и научают их смирению и упованию на Бога ( 2Кор.12:7–9 ), без чего не может быть никакой истинной добродетели. Для всех же искушения служат удобнейшим случаем достигать больших и больших наград от праведного Мздовоздаятеля: «блажен человек, который переносит искушение: потому что, прошедши испытание, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его» ( Иак.1:12 ). «Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти ( Лк.22:33 ); если и все соблазнятся о Тебе, я никак не соблазнюсь…; хотя бы мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя» ( Мф.26:33 , Мф.26:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1. Стояние Обычай стоять при богослужении был соблюдаем в ветхозаветной Церкви. Так святая Анна, мать пророка Самуила, когда была неплодна, перед Скинию свидания, стоя молила Господа о даровании ей чада ( 1Цар.1:26 ). О богослужении при освящении храма Соломонова говорится, что левиты и поющие возглашали перед алтарем стоя ( 2Пар.5:12 . слич. 1Ездр.3:10 ). В царствование благочестивого Иосафата, по случаю вторжения в пределы Иудейского царства Моавитян, Аммонитян и Амалекитян, царь и народ собрались в храм молить Бога о помощи против неприятелей, и молились стоя – «и стал Иосафат в собрании Иудеев и Иерусалимлян в доме Господнем, пред новым двором. И все Иудеи стояли пред лицом Господним, и малые дети их, жены их и сыновья их» ( 2Пар.20:5, 13 ). Не во время только молитвы стояли, но также чтение и изъяснение закона Иудеи имели обычай слушать стоя. Так, при Ездре, левиты поясняли народу закон, между тем как народ стоял на своем месте. ( Неем.8:7 ). Ветхозаветный обычай стоять при богослужении удержался в христианской Церкви не без воли Господа Иисуса Христа, ибо в своих наставлениях о молитве Он сам сказал – «и когда стоите на молитве» ( Марк.11,25 ), и сими словами, если не предписал, то одобрил стояние на молитве. Святой Иоанн Богослов видел, что в самой Церкви Небесной, «великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен, колен и народов, и языков стояло пред престолом и пред Агнцем...», и что «самые Ангелы стояли вокруг престола» ( Откр. 7:9, 11 ). В том же положении видели небожителей пророки Исаия, Михей, Даниил ( Ис.6:2 , 3Цар. 23:19 , Дан.7:10 ). Тертуллиан (писатель II века от рождества Христова), осуждает в подражании язычникам тех, которые во время молитвы не стоят, а сидят 1 . Но во время чтения Апостола и ветхозаветных книг, во время пастырских поучений, а в египетских монастырях, по свидетельству Кассиана, и при пении псалмов, дозволяемо было сидеть на местах 2 . Впрочем, несомненно, что обычай садиться во время чтений и поучений не был и в древности всеобщим. Блаженный Августин (живший в V веке нашей эры) обличает тех, которые без нужды сидят в храме во время чтений и поучений. Вот его слова:

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

30. Из него же вы есте о Христе Иисусе, иже бысть нам премудрость от Бога, правда же и освящение и избавление. 31. Да якоже пишется: хваляйся, о Господе да хвалится. «От Него и вы во Христе Иисусе, который сделался для нас премудростию от Бога, праведностию и освящением и искуплением; чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом» ( Иер.9:24 ). «От Него и вы во Христе Иисусе». Показав бедность и недостоинство мудрых, знатных и сильных мира, Апостол дает предохранительное наставление и тем бедным, неученым и незнатным, которые удостоились призвания к вере в Иисуса Христа, чтобы они не подумали, будто их состояние или их какие нибудь заслуги приобрели им этот дар от Бога. Святый Павел, для утверждения верующих в здравом рассуждении, говорит: От Него, Бога, и вы получили эту милость, что веруете во Христа, пребываете в единении со Христом и именуетесь христианами. «Который сделался для нас премудростию от Бога»: который, по воле Бога Отца, даровал нам истинное ведение о Нем, Творце и Промыслителе мира видимого и невидимого, о нашем назначении к вечной жизни; показал нам путь ко спасению; раскрыл нам волю Отца Своего, научил нас тому, что должны мы делать, чтобы достигнуть спасения. В немже суть вся сокровища премудрости и разума сокровенна ( Кол.2:3 ). Иисус Христос говорит о самом Себе: Аз свет в мир приидох, да всяк веруяй в Мя, во тме не пребудет ( Ин.12:46 ). «Праведностию и освящением и искуплением». Иисус. Христос, по воле Отца Своего, сделался для нас праведностию, ибо Он, восприняв наше естество человеческое, воспринял на Себя и грехи рода человеческого, чтобы за грехи всех людей Самого Себя принести в умилостивительную жертву правде Божией, и таким образом Своими заслугами оправдать нас пред Богом Отцем, как учит св. Павел: «незнавшего греха Бог Отец сделал для нас жертвою за грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» ( 2Кор.5:21 ). Также: «Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы кровию Его, спасемся Им от гнева» ( Рим.5:8–9 ; слич. Гал.3:13 ; Флп.3:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

4. нъ же вщавъ реч: писано не хлб живъ бдетъ человкъ, но всцмъ глгол исходщемъ изо устъ Он же сказал ему в ответ: написано: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих Не о хлебе едином и пр. Спаситель говорит искусителю, что не нужно творить чудо превращения камней в хлебы, а что можно удовлетворить голод и другими предметами, по указанию или действию Божию, почему и указывает на изречение из книги Второзакония (8:3), где говорится, что Бог , напр., питал манною народ Израильский в пустыне. Это ближайший смысл изречения. Но в нем содержится указание и на духовную пищу, которою питается верующий человек, т. е. на слово Божие, на божественные заповеди и повеления, исполнение коих составляет духовную пищу, более нужную для человека, чем пища телесная ( Ин.4:34 ). При этой духовной пище забывается и телесный голод (Мих.). «Не забывают ли люди о пище, слушая приятную беседу далее человеческую? Не тем ли естественнее забыть о пище среди сладостной беседы с Богом?» (Пав. Кишин.). 5. Тогда потъ во стый градъ, и постави на крил церковнмъ, Потом берет Его диавол в святой город и поставляет Его на крыле храма 6. и глагола аще снъ верзис низ: писано бо к агглмъ своимъ заповсть теб (сохранити т), и на ркахъ возмтъ т, да не когда преткнеши камень ног твою. и говорит Ему: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею Поят (берет) Ею диавол. Это не значит, что диавол нес Иисуса по воздуху, или принудил Его, против Его воли, но повел или сопровождал Его (Слич. Мф.17:1 ). Во святый град (город), т. е. в Иерусалим. Святым называется Иерусалим потому, что там был святой храм, где совершалось богослужение (о Иерусалиме чит. в объясн. 1 ст. 2 гл.) На крыле церковнем на кровле храма. Вероятнее всего на той части храма, которая называлась притвором Соломоновым. Крылом храма могла называться эта часть его, потому, что по форме уподоблялась распростертым крыльям птицы (о храме чит.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010