Так вот, Симеон Богоприимец, старец Симеон был одним из переводчиков, которые трудились над этим переводом Священного Писания, и ему было предсказано, что не умрет он, пока не увидит Христа Господня. Поэтому для старца Симеона встреча со Христом означала самую великую радость в его жизни и в то же самое время она означала день его смерти. Симеон был первым человеком, который умирает во Христе, он видит перед собой этого младенца, и душа его несет образ младенца Христа перед собою, когда он шествует в объятия смерти. Он первым умирает в твердой надежде, он увидел спасение перед собой, и теперь ему уже не страшно перешагнуть этот порог. Он переступает не только порог храма, но и порог своего земного пути, но он делает это с верою и с надеждой, потому что видели глаза его спасение всех народов, и держал он на руках того младенца, в котором наконец-то воплотились все надежды человечества. Сретение – радостный праздник, это день, когда мы празднуем встречу Ветхого и Нового Завета, когда совершается уже переход из одного мира в другой, переход в совершенно новую жизнь, и старец Симеон – это один из первых людей, а может быть, и самый первый, кто совершает этот переход. В последний день своей жизни он живет уже в эпоху Нового Завета. Сретение Господне отмечается 15 февраля, то есть ровно на сороковой день после Рождества Христова. Я даты все называю по новому стилю, потому что все-таки мы живем по этому календарю, он у нас перед глазами все время, и очень важно нам не пропустить праздник. Так что 15 февраля бывает Сретение Господне. Следующий по смыслу праздник – это Крещение Господне. Мы с вами оставляем младенца Христа сорокадневного. После этого в Евангелии есть еще единственный эпизод, который говорит о том, как двенадцатилетний мальчик Иисус ходил в Иерусалим на праздник со своими родителями. Далее до тридцатилетнего возраста мы никаких подробностей не знаем. Он жил в Назарете со своими родителями, видимо, унаследовал профессию своего приемного отца Иосифа, Иосиф был каменщиком и плотником. Жизнь текла смиренно, сокровенно и спокойно. Иисус ничем не отличался от других людей, почему потом и будут такие трудности с принятием Евангелия у Его соседей, которые вместе с Ним жили в Назарете. Они слишком хорошо его знают, они говорят: «Не плотников ли Он сын? не Его ли мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? И сестры его не все ли между нами?» ( Мф.13:55-56 ). Имеются в виду либо двоюродные братья и сестры, либо дети Иосифа от первого брака. Но все равно, они знают Его семью, в Назарете Его знают как совершенно обыкновенного человека. Поэтому так трудно поверить, что это и есть Христос, это и есть Мессия. «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем» ( Мф 13.57 ), – скажет Господь. Так вот, жизнь Его радикальным образом меняется в день Крещения. Здесь нужно нам с вами вспомнить, как это рассказывается в Евангелиях.

http://azbyka.ru/besedy-o-simvole-very

Так утверждалась вера в Сына Божия, сделавшегося Сыном человеческим ради спасения рода человеческого. Итак, для верующих во Христа евреев Его родословная, доведенная евангелистом Матфеем до Авраама через Давида, служила неопровержимым доказательством того, что Он есть истинный, пророками предсказанный Мессия. Но для людей неверующих та же самая родословная была камнем преткновения и соблазнов как при жизни Христа, так и в последующие века после Его Вознесения. «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Матъ мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес?» ( Ин.6:42 ) Так рассуждали неверующие иудеи еще при жизни Христа. Его плотское происхождение для неверующих было предметом пререканий. И это не случайно. Так и должно было быть во исполнение пророчества праведного Симеона Богоприимца о Христе. «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий» ( Лк.2:34 ), – вдохновенно сказал праведный старец, держа в руках Божественного Младенца. Так и случилось. История христианской Церкви на всем ее протяжении есть история непрерывной борьбы веры с неверием. Еще при жизни Иисуса Христа Его Крестные страдания для евреев были соблазном, для эллинов безумием. И только для избранных они были источником спасительной силы и Божией премудростью. В 1–м Послании к Коринфянам святой апостол Павел так говорит: «Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» ( 1Кор.1:23–24 ). Из Книги Деяний Апостольских мы узнаем, что апостола Павла за проповедь Евангелия язычники считали язвою общества, возбудителем мятежа между Иудеями, живущими по вселенной, и представителем Назорейской ереси ( Деян.24:5 ). И это потому, что, по словам того же апостола Павла, «душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» ( 1Кор.2:14 ). Эта истина остается во всей своей силе и до настоящих дней и в переживаемое нами время для всех очевидна и несомненна: не могут и не хотят о духовном судить духовно, потому и не разумеют и не верят.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sharap...

Таким образом, всю жизнь мы должны готовиться к этой встрече. Наша жизнь должна соответствовать евангельскому учению. Мы должны быть христианами не только по званию, не только по имени, но и быть таковыми по жизни, дорожить своим святым и высоким званием. Святой праведный Симеон, взявший ныне на руки Владыку и Спасителя и потому названный Симеоном Богоприимцем, своей жизнью подвигнувший нас к размышлению о наших встречах с Богом, учит тому, что нужно, чтобы и наша встреча с Богом была радостной, мирной и благодатной. Всю свою долгую жизнь он был исполнен веры в грядущего Спасителя, ею жил и укреплялся. Святое Евангелие говорит о нем: «Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святым был на нем» Будем и мы, возлюбленные о Господе братия и сестры, по молитвам праведного Симеона и пророчицы Анны преуспевать в вере, праведности и благочестии, чтобы и нам стяжать благодать Святого Духа и, встретившись с Господом, услышать голос праведного Судии: «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира». Аминь. На Благовещение Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! С нами Бог! Разумейте, язьщы, и покаряйтеся… яко с нами Бог! Дорогие братия и сестры! Сегодня мы вместе со всей Православной Церковью празднуем один из самых великих и радостных праздников в году — Благовещение Пресвятой Богородицы. Это праздник весны — не потому что он совершается в весеннее время, а потому что он относится к весне нашего спасения. По повелению Божию архангел Гавриил явился в Назарете Пресвятой Деве Марии и возвестил Ей и всему человечеству радостную весть о рождении от Нее Сына Божия, принимающего на Себя человеческое тело и душу, без греха, чтобы в образе человека спасти людей от рабства диавола, греха и от осуждения на вечную смерть. Говоря о событии рождества Христова, святой евангелист Матфей пишет: «Все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который, говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог».

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

«Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую» ( Флп.1:27 ). «Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, – и Бог мира будет с вами» ( Флп.4:9 ). 1 Печ. по: Архив ПСТБИ. Копия. Машинопись. Опубликовано: Митрополит Нестор (Анисимов) . Мои воспоминания: Материалы к биографии, письма/Подг. текста и публикация М. И. Одинцова. М.: Крутицкое Патриаршее подворье, 1995 (Матер, по ист. Церкви. Кн. 7); Митрополит Нестор. Моя Камчатка: Записки православного миссионера/Публ., фотографии, предисл. и коммент С. В. Фомина. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995; Божией милостью архиерей Русской Церкви: Три жизни митрополита Нестора Камчатского. М.: Правило веры, 2002/Автор-сост. С. Фомин; Митрополит Нестор (Анисимов) . Моя Камчатка/Послесл. А. И. Белашова. Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского печатного двора, 2003. 6 Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» ( Лк.2:14 ), включающее стихи, посвященные прославлению Святой Троицы, и стихи псалмов. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. 7 «Покаяния отверзи ми двери...» – песнопение, поемое на воскресной утрене подготовительных к великому посту и первых пяти его недель. 8 Из стихотворения Ф. И. Тютчева «Эти бедные селенья». У Тютчева: «Удрученной ношей крестной...» 9 Первая и последняя строки на утрене Недели о блудном сыне, входящего также в чинопоследование монашеского пострижения: «Объятия Отча отверсти ми потщися, блудно мое иждих житие, на богатство неиждиваемое взираяй щедрот Твоих Спасе, ныне обнищавшее мое сердце да не презреши. Тебе бо Господи умилением зову: согреших, Отче, на небо и пред Тобою». 10 Перефразирована молитва праведного Симеона Богоприимца, встретившего и принявшего на руки Младенца Христа в Иерусалимском храме ( Лк.2:29–32 ). Первые строки этой молитвы: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое...»

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Храм для нас не просто строение, пусть отличающееся по своей архитектуре от обычных жилых домов, но место явления славы Божией. Мы чувствуем себя в храме совершенно иначе, чем в каких-либо других местах, даже если мы и там пытаемся молиться. Читая Священное Писание, за повествованием мы видим нечто большее, чем обыкновенную книгу. То же можно сказать о многих других вещах, наполняющих жизнь христианина. Соприкасаясь с этими священными символами и предметами, имеющими вид обыкновенных вещей, мы ощущаем нечто подобное тому, что ощущал Симеон, когда на его руках возлежал под видом Младенца Сын Божий. Например, Евангелие, которое мы держим в руках, не просто книга, а Благая Весть, речение Духа Святого, речение Господа Иисуса Христа. Это живой голос Живого Бога, который откликается в нашем сердце, в нашем уме и какой-то неизъяснимой силой заставляет нас каяться, когда мы увлекаемся своими немощами и греховными наклонностями, и менять свою жизнь. Поэтому всякий из нас, кто желает иметь истинную веру, хотя бы в некоторой степени подобную вере праведного Симеона Богоприимца, должен всячески стараться приобрести и сохранить благодать Божию — Божественную силу, Божественное действие, действие Духа Святого. Только благодаря ему мы сможем за видимым увидеть (конечно, не телесными глазами, но духовным чувством) невидимое, вечное, священное, Божественное. Это действие заставит нас, как кажется, даже против нашей воли переменить свою жизнь и стать теми, кем мы должны быть, — христианами, живущими согласно Евангелию, а не только людьми, которые верят в Бога одним разумом. Аминь. 15 февраля 2003 года Обретение главы Иоанна Предтечи (Мф., 40 зач., XI, 2–15) Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

Христос, со слов Симеона Богоприимца, стал Знаком Скандала, который отделил Варвару от ее отца. Сейчас очень часто люди отходят от Бога, потому что не хотят делать выбор. Они хотят совместить и то, и другое, но хорошо совмещать и то, и другое, когда они идут к одной цели, а когда семейные отношения входят в противоречие, то нужно выбирать Бога. И Варвара выбрала Бога, она бежала от своего отца, который схватил меч, чтобы убить ее. Святую Варвару чудесным образом спрятала гора, но позже ее выдали пастухи. Отец притащил дочь к судье, где ее пытали, а после отец собственноручно отрубил ей голову. И это не случайно. Человек, который отверг Бога, очень быстро скатывается до ненависти к Нему, так как знает, какое зло он сделал, и, чтобы оправдать себя, он пытается стереть с лица земли все следы о Боге. Варвара перед смертью просила Бога, чтобы все, обращающиеся к ней в молитве, были избавлены от внезапной смерти. А ее отец получил воздаяние от Господа и был сожжен молнией сразу после казни. Этот страшный момент мы должны для себя уяснить. Господь четко предсказывал, что будет разделение между людьми, что и происходит, и его невозможно избежать, потому что сейчас идет суд, который заключается в том, что Свет пришел в мир. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» ( Ин. 3:19 ). «Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир. В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин. 1:9-10 ). Это разделение мы должны принять, понять, что оно есть и оно неизбежно. Бог создал нас со свободой выбора, и люди делают этот выбор. Мы можем подталкивать людей к правильному выбору, пока они живы, подталкивать молитвой, несмягченным свидетельством истины, советом, но окончательный выбор человек делает только сам. Мы должны непременно пребывать ко всем людям в Божественной любви, но мы должны помнить, что все люди разделятся на немыслимо прекрасных и на немыслимо ужасных – третьего не дано.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Человек, который возложил иго Христово на рамо свое, становится другим человеком, не таким, каким был прежде, ибо научится от Самого Христа кротости и смирению. А кротость и смирение — это то великое, то благодатное, что ограждает от всяких напастей и мук, от всех прилогов бесовских. Пред кротостью и смирением бессильны бесы, бессилен сам сатана, ибо пошедшие за Христом стали подобны Ему, Образу кротости и смирения. Итак, если хотите, чтобы на вас исполнились слова молитвы Симеона Богоприимца, если хотите иметь дерзновение в час смертный, повторить его молитву и сказать: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» , — если этого хотите, то пойдите за Христом, взяв иго Его на себя, поучаясь от Него, ибо Он кроток и смирен сердцем. Аминь. 1953 г. В день памяти св. Георгия Победоносца Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир… Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше» (Ин. 19–20). Эти слова Господа Иисуса Христа были сказаны не только Его святым апостолам, а всем тем, кого называл Он так часто малым стадом Своим. Малое стадо — это все те, которые уверовали в Господа Иисуса Христа, приняли в сердце свое закон Его, закон любви, Его заповеди блаженства, а они все — заповеди любви, которые исполняют заповеди Его. А в этом малом стаде Его, как звезды первой величины, сияют святые мученики, которые служат для нас величайшим примером и самой глубокой веры в Господа Иисуса Христа, и беспредельной любви к Нему, и самоотверженности в страданиях, в непредставляемых мучениях и пытках. А среди огромного сонма святых мучеников, число которых, вероятно, превышает десятки тысяч, сияют святые великомученики, те, которые претерпели за Христа особенно ужасные страдания, и подвиги которых имеют самое великое значение для всего мира христианского. И даже среди великих выдается, как один из самых великих, ныне чествуемый нами великий Георгий Победоносец.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2285...

Эти пророческие слова праведного Симеона: Се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле - находили себе подтверждение в течение двадцати истекших веков. И в наше время, как и во все времена, Христос лежит одним на падение, а другим на восстание, служит предметом пререканий. Достойно слез, братия и сестры, что Сладчайший наш Господь, пришедший дать людям счастье и радость, положивший из любви к человеческому роду Свою бесценную жизнь, является предметом противоречий, вызывающих у некоторых самое настоящее озлобление. Христос лежит на пути всех людей, занимает в жизни и судьбах человечества такое положение, что, куда бы люди ни пошли, они везде непременно встречаются с Ним и, встретившись, или восстают, утверждаясь на Нем, или претыкаются об Него и падают. Се, лежит Сей на падение и на восстание многих - не только во Израиле, но и во всем человечестве; не только для современников Своих был Он предметом противоречий, но и для людей всех времен и народов. Дорогие братия и сестры, кроме усвоения этой Божественной истины, настоящее чтение и праздник научают нас многому полезному и доброму в отношении нашей собственной жизни. Праведный Симеон, который, по преданию, жил триста шестьдесят лет, ибо было ему предсказано, что не увидит он смерти, пока не увидит Христа Спасителя, когда взял на руки Младенца Христа, то духом возрадовался и воспел дивную песнь: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром, яко видесте очи мои спасение Твое (Лк. 2, 29-30). Его очи видели спасение миру, и потому он спокоен и отраден и мирно, спокойно умрет. Но, чтобы такую песнь мог при смерти воспеть и каждый из нас, для этого нужно и нам стать Богоприимцами и Богоносцами. Праведный Симеон сподобился быть таковым не потому только, что он принял Младенца на свои руки, но наипаче потому, что он в сердце своем носил Христа вместе с Отцом и Святым Духом. Поэтому не одному старцу Симеону предоставлено высокое достоинство носить на руках Христа и быть Богоприимцем, но и многие другие могут иметь это достоинство. Аще кто любит Мя, - сказал Господь, - слово Мое соблюдет; и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем и обитель у него сотворим (Ин. 14, 23). И в другом месте: Се, стою при дверех и толку: аще кто услышит глас Мой и отверзет двери, вниду к нему и вечеряю с ним, и той со Мною (Откр. 3, 20).

http://ruskline.ru/analitika/2013/02/15/...

Как говорит Церковное Предание, праведный Симеон Богоприимец умер вскоре после встречи с Младенцем Христом и Святым Семейством в Иерусалимском храме. Ему было 360 лет. Согласно отдельным историческим источникам, в 1243 году мощи святого Симеона появились на берегу Адриатического моря в городе Зара (сейчас — город Задар в Хорватии). Сегодня мощи покоятся в реликвариях в двух хорватских городах: в Задаре и Загорье. А в немецком городе Ахене хранится десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца. Десница праведного Симеона Богоприимца Десница (правая рука) праведного Симеона Богоприимца — это христианская реликвия, которая покоится в кафедральном соборе города Ахен в Германии. Раз в семь лет, по старой традиции, ее выставляют для поклонения верующих — это знаменитое на весь мир Ахенское паломничество. Хранится святыня в украшенном драгоценными камнями реликварии. Молитвы праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице Тропарь праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 1 Радуйся, Богоприимче старче Симеоне, во объятия приемый Спаса Господа. Веселися и ты, честная пророчице Анно, возвестивши пришествие в мир Христа Бога нашего, сокрушившаго державу вражию и подающего нам велию милость. Кондак праведному Симеону Богоприимцу и Анне Пророчице глас 8 Во избранных Божиих, блаженне старче Симеоне, на Небеси предстоиши пред лицем Христа Бога, Егоже во храме, яко Младенца руконосимаго, во объятия своя от всепречистых рук приял еси и со Анною пророчицею яко Бога исповедал еси. Темже похвальными гласы ублажаем вас: радуйся, Богоприимче старче Симеоне, радуйся, пророчице честная Анно, радуйтеся, Бога во Плоти познавшии. Тропарь Симеону Богоприимцу глас 4 Симеон старец днесь веселится, восприят на руку свою Младенца Превечнаго Бога, от уз плоти разрешитися прося и вопия: видеста очи мои спасение Твое мирови. Кондак Симеону Богоприимцу глас 4 Старец днесь отрешитися от юз моляшеся сего жития тленнаго, Христа восприят на руки, Зиждителя и Господа. Иконография Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы

http://foma.ru/simeon-bogopriimecz-i-ann...

— А каково значение этой частной встречи Симеона Богоприимца с Младенцем Хрис­том для всей Церкви? — Это фактически было первое человеческое свидетельство о Христе. Симеон Богоприимец, как мы знаем из церковного предания, был одним из переводчиков Священного Писания, и именно он усомнился, когда нужно было написать: «Дева во чреве приимет…». И именно ему, когда он хотел заменить «Дева» на «молодая женщина», явился Ангел Господень и известил, что здесь нет никакой ошибки, что все так и будет, и что он не умрет, пока собственными глазами не увидит рожденного от Девы Христа. И вся оставшаяся жизнь Симеона стала ожиданием. Поэтому в день свершившейся встречи звучит эта молитва: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое». В образе Симеона Богоприимца отразилось все человечество. Он ждал явления Христа, но еще больше ждал этого явления весь человеческий род: как те верные, которые жили чаянием исполнения мессианских пророчеств Ветхого Завета, так и те, которые Ветхого Завета никогда не читали и жили вне религии и Бога. Это ожидание могло быть у них подсознательным, интуитивным, потому что люди чувствовали, что жизнь становится просто невозможной, что жить очень страшно и тяжело. Они ожидали какого-то избавления от этого. И вот момент встречи Симеона Богоприимца со Христом — это момент, когда звучат слова о том, что избавление пришло, и «мои очи его увидели». Это свидетельство крайне важно и для Церкви, и для каждого из ее членов. — Вот интересно, как Симеон узнал Христа? Почему он понял, что именно этот Младенец — ожидаемый Мессия? — Вы помните, что Лука и Клеопа по пути в Эммаус встретили Христа и не узнали Его, потому что, как сказано, глаза их были удержаны(Лк. 24, 16), а потом, уже поняв, что это их Божественный Учитель, они с удивлением говорили: Не горело ли в нас сердце наше? (Лк. 24, 32). Вот сердце Симеона Богоприимца совершенно очевидно горело, когда он встретил Христа, и поэтому он не мог ошибиться. Опять-таки, как бывает с нами: человек живет-живет до какого-то момента, а потом происходит то, что называется встречей с Богом. Это происходит по-разному, но в ту секунду загорается сердце. О сердце человеческом говорится, что Господь создал сердца (Пс. 32, 15) наши, и Он знает их как Единственный Сердцеведец. Знает их даже лучше нас самих. И это взаимная вещь: с одной стороны, Господь знает сердце человека, а с другой, сердце человека знает Бога, поэтому, когда происходит встреча, оно Его узнает. Только нужно, чтобы сердце не встретило препятствий к узнаванию. У Симеона Богоприимца встреча была, можно сказать, физическая, лицом к лицу. А с нами бывает все-таки немного иначе, нельзя думать, что Господь в какой-то момент приближается к нам — Он всегда близок, всегда рядом, Он сделал к нам уже все шаги, которые только возможны. Правильнее будет сказать, что в какой-то момент мы приближаемся к Нему.

http://pravoslavie.ru/110760.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010