11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.2:7 ) Великая тайна в том, что человек оставляет отца своего и мать свою и прилепляется к жене своей. Сам апостол, который возвысился до третьего неба и видел многие тайны небесные, называет брак плотских людей на земле тайной великой. Это тайна любви и жизни, и больше нее лишь тайна связи Христа с Церковью. Христос называется Женихом, а Церковь – Невестою. Христос так любил Церковь , что из-за Нее оставил Отца Своего Небесного – оставаясь, конечно, с Ним в единстве сущности и Божества – и сошел на землю, и прилепился к Церкви Своей, и за Нее пострадал, чтобы Ее Кровью Своей очистить от греха и всякой скверны и сделать Ее достойной называться Его Невестой. Любовью Своей Он согревает Церковь , Кровью Своей питает Ее, и Духом Своим Святым оживляет, освящает и украшает. Как муж для жены, так Христос для Церкви. Муж – глава для жены, и Христос – Глава для Церкви. Жена слушается своего мужа, и Церковь слушается Христа. Муж любит свою жену, как свое собственное тело, Христос любит Церковь , как Свое собственное Тело. Муж любит жену, как себя самого, а жена боится мужа, и Христос любит Церковь , как Себя Самого, а Церковь боится Христа. Как никто не питает отвращения к своему телу, но его согревает и питает, так и Христос согревает и питает Церковь, как Свое Тело. И отдельная душа человеческая – невеста Христа Жениха, и собор всех верных – Невеста Христа Жениха. Каково отношение отдельного верующего человека ко Христу, таково отношение всей Церкви ко Христу. Христос – Глава великого Тела, которое зовется Церковью и которое частично видимо, а частично невидимо. О, братья мои, тайна сия велика! Она открывается нам по мере нашей любви ко Христу и страха пред Судом Христовым. О Господи, Спасителю Благий, очисти, и спаси, и укрась души наши, чтобы удостоились бессмертного и невыразимого единства с Тобой во времени и вечности. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. Читать далее Источник: ПОУЧЕНИЯ на каждый день года святителя Николая Сербского/Пер. с серб. акад. И.А. Чароты, А.И. Чароты, В.И. Чароты. Ч.1. – Минск: Издательство Дмитрия Харченко, 2014. – 368с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Максим Исповедник с немногими учителями оставались православными и не хотели причащаться с единовольниками. Ему говорили в то время, когда он был за истину заключен в темницу: «смотри, уже три патриарха с монофелитами причащаются», что он сказал? «Аще и вся вселенная, -- говорил он, -- причастится с ними, аз един не причащуся». Кто же в те времена оставался в истиной Церкви, Максим или его противники многочисленные? Униат: Должен сознаться, что Максим, хотя я и не слышал никогда о том, что ты говоришь. Православный: Вообще ты мало доброго слышал, как и другие латиняне и униаты. Ибо не исследуют ни Св. Писания, ни отеческих творений, ни житий святых и молитв, но только свои латинские басни, которые они позаимствовали от папистов римских и позднейших западных писателей, как напр., Ансельма, Фомы Аквината, Ломбарда и пр., которые черпают основания для себя не в писаниях божественных отцов, но у языческого философа Аристотеля, как говорит о них русский богослов князь Курбский, который за триста лет до нашего времени писал об этом князю Острожскому. Униат: Все-таки думаю, что греко-российская Церковь и вера никоим образом не могут называться Вселенскими, потому что не имеют общего для всей Церкви начальника, как мы, ибо все католики подчиняются одному Папе. Православный: Прежде всего, никогда не дерзай называть нашу Церковь греко-российской, потому что входят в состав Православной Церкви шесть патриархий; из них одна Российская и одна Греческая. Прочие четыре следующие: две Арабские, одна Сербская и одна Греко-арабская в Александрии. Сверх того, имеется еще великая по многому числу архиереев и мирян Церковь Румынская. И если бы мы, русские люди, больше прежнего прогневали Господа, а также и греки, то не останется ни одного русского и ни одного грека в Православной Церкви Христовой, Церковь Православная все же пребудет во веки, каковой была она от времен апостольских и пребывает доныне. Униат: Пребывает, не имея общей главы. Православный: Имеем общую главу, Господа Иисуса Христа, о Котором говорит апостол в Посланиях к Ефесянам и Колоссянам: «вся покори под нозе Его» ( Еф. 1:22 ) и еще: «Христос глава Церкви и Той есть Спаситель тела.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Между тем последствие выбора, утвержденного решением Архиерейского Священного Синода, в дальнейшем будет сказываться наилучшим образом на делах Церкви. Смирение и добродетели епископа-аскета лежали в основе его успеха и делали его хозяином положения перед лицом тех трудностей и вызовов, с которыми предстояло столкнуться Сербской Церкви. Епископ Жичский Стефан, один из претендентов на патриарший престол, признавался: «Я плакал от радости, когда узнал, что его выбрали, поскольку он наиболее святой и достойный среди нас, величайший молитвенник, воссевший на престол святого Саввы. Его вступление на служение в качестве главы Сербской Православной Церкви в этот период, когда молитвы стали редки, но как никогда необходимы, есть проявление воли Духа Святого, чтобы Церковь святого Саввы еще более утвердилась» 26 . Иоанн (Павлович), митрополит Загребско-Люблянский, замещавший патриарха Германа во время его болезни, отмечал: «Патриарх Павел – лучшее решение в настоящих условиях. Это наш самый выдающийся епископ в плане монашеской и подвижнической жизни. В такой ситуации лучше всего подходят евангельские слова из песни Богородицы: низложил сильных с престолов, и вознес смиренных... ( Лк. 1:52 )» 27 . Действительно, святость жизни патриарха станет как для православных Сербской Церкви, так и для верных других Поместных Церквей образцом совершенного исполнения слов Христа, сказанных ученикам: ... вы знаете, что почитающиеся князьями народов господствуют над ними, и вельможи их властвуют ими. Но между вами да не будет так: а кто хочет быть большим между вами, да будем вам слугою; и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом.. Ибо и Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ( Мк. 10:42–45 ). Как мы потом увидим, епископ Павел и в пору патриаршего служения будет до самого конца жить жизнью обычного монаха. Освобожденный от страстей многолетней аскезой, обладавший незыблемым внутренним миром, исполненный любви и сострадания, патриарх всегда владел ситуацией. Это были и разделения, поражавшие Сербскую Церковь ; и тяжелое положение Югославии в период распада, гражданских войн, международных санкций и военной агрессии Соединенных Штатов и Европы; и демонизация страны западными СМИ; и агрессивная сепаратистская политика косовских албанцев при поддержке США и основных европейских держав; и поэтапно спланированное разрушение региона, ставшего колыбелью Сербской Церкви, ее исторического и религиозного наследия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Сама эта анафема наложена (на православных иконопочи- тателей) неверно, но в данном случае этот текст представляет для нас интерес в качестве свидетельства о том, что в восточно-христианском сознании этого времени слова «отлучение» и «анафема» бытовали как синонимы. 12 . В Евангелии есть слова Христа: Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата, твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скалеи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф.28:1517 ). Крупнейший исследователь церковного права епископ Никодим Милошевич по этому поводу замечает: «Это место св. Писания говорит нам, в чем состоит сущность церковных наказаний. Сущность этих наказаний, как мы видим, в том, что христианин, вновь ставший язычником, начинает восприниматься христианами именно как язычник. На него распространяется Христова же заповедь об отношении к нему (как к любому человеку и прежде всего врагу) с любовью. Но он уже не составляет одно духовное целое с остальными христианами. Основатель Церкви, упомянув средства, которые должно употреблять для исправления преступника закона, объявил, что при упорстве его следует лишить общения с Церковью, исключить из Церкви и считать чуждым ей. В лишении общения с Церковью состоит, следовательно, последнее и потому самое высшее наказание, которое церковный суд может налагать на лиц, преступивших ее законы. Под именем общения понимаются все права, получаемые человеком со вступлением его в Церковь , и в частности, право пользоваться благодатными дарами Церкви, из которых высшим яв­ляется таинство св. Причащения», продолжает сербский канонист. 272 13 . Кроме того, можно прислушаться к тому, что говорят об анафеме как высшем церковном наказании богословы-специалисты в области канонического права. «Сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что здесь понимается под болезнью? – Болезнь как тела, так и души. Как воздействует в этом Таинстве благодать Божия? – Она излечивает тело от его немощей и очищает душу от ее грехов. С каких времен это Таинство совершается в Церкви? – Во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. По Его велению Апостолы пошли проповедовать Евангелие разным народам и многих больных мазали маслом и исцеляли ( Мк.6:13 ). Как это Таинство было передано епископам и священникам? – По заповеди Апостолов. Апостол Иаков пишет совершенно ясно: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.5:14–15 ). Совершается ли Таинство Елеосвящения только над тяжелыми больными и умирающими? – Нет. Это поистине чудотворное Таинство совершается и над теми, кто легко болен. 3.8. Учение Православной Церкви о Святых Таинствах Давайте набросаем картину семи Таинств, охватывающих и освящающих каждое человеческое существо. 1. КРЕЩЕНИЕ: очищение людей от всех грехов, что согласуется с мирским учением о чистоте. 2. МИРОПОМАЗАНИЕ: укрепление, просвещение Духом Святым, что согласуется с мирским стремлением получить образование и воспитание. 3. ПРИЧАСТИЕ: питание души Божьим хлебом и вином, что соответствует физической потребности в питании. 4. БРАК: самоотверженность – соучастие, что перекликается с дружеской помощью и отвечает инстинкту продолжения рода. 5. ПОКАЯНИЕ: самоосуждение, очищение слезами своих грехов, что отвечает мирскому учению о правде. 6. ЕЛЕОСВЯЩЕНИЕ: лечение души, что соответствует медицинской помощи телу человека в больнице. 7. РУКОПОЛОЖЕНИЕ: управление, руководство, направление к Богу, что в общественной жизни отвечает потребности в порядке, власти и службы. Глава 4. Ветхозаветные заповеди Существуют три вида Божиих заповедей: древнейшие заповеди, Ветхий Завет и Новый (последний) Завет. Древнейшие заповеди не были записаны. Закон Божий был запечатлен в сердцах людских и в совести их, как говорит апостол Павел о язычниках: «Когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их» ( Рим.2:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

4) . Возможно, что некоторые из этих отцов под словом «все» подразумевали всех святых, а не всех людей вообще, но как бы то ни было, из приведенных выше цитат ясно, что это мнение не составляет согласия отцов и не выражает учения Церкви, которое выражали перечисленные святые: Кирилл Иерусалимский, Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст, Епифаний Кипрский, Иоанн Кассиан, Иероним Стридонский, Августин Иппонийский, Кирилл Александрийский, Григорий Двоеслов, Иоанн Дамаскин, Феофилакт Болгарский, Григорий Палама, Димитрий Ростовский, Филарет Московский, Николай Сербский – а также бывшие по этому поводу Церковные Соборы и богослужение Православной Церкви. Но если утверждение, что Господь вывел из ада всех, хотя и не является учением Церкви, все же встречается у некоторых древнецерковных авторов (Климент Александрийский, Ориген и др.), то утверждение, что Господь будто бы продолжает находиться в аду, проповедуя там все новым душам умирающих и убеждая их поверить в Него, представляет собой совершенно новое учение, никогда прежде не известное Церкви и чуждое ее вере. Что уже само по себе подводит его под слова апостола: «Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема» (Гал. 1: 9). Церковь учит, что Господь Иисус Христос сходил во ад обожествленной душою тогда, когда она пребывала отделенной смертью от Его тела. Затем душа его соединилась с телом и произошло Воскресение, а после и чудесное Вознесение на небеса, и ныне Христос по человечеству пребывает одесную Отца. Собственно, об этом говорит каждый христианин, в символе веры исповедуя Господа Иисуса Христа «воскресшего в третий день по Писаниям, и восшедшего на небеса, и сидящего одесную Отца». Можно также привести слова святителя Иннокентия Херсонского: «Спаситель наш сошел во ад Сам, Своим произволением и Своей властью, сошел для того, чтобы вскоре выйти из ада, сошел один, чтобы извести оттуда всех, с верою ожидавших Его пришествия» . Указанное выше новое учение противоречит словам апостолов, говоривших, что Господь, «быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет.

http://pravoslavie.ru/4201.html

В ответном слове митрополит Волоколамский Иларион от имени Святейшего Патриарха Кирилла и от себя лично поздравил всех присутствовавших с престольным праздником: «В этот день мы вспоминаем тех, с кого начиналась история Церкви после Воскресения Христова. Господь избрал Петра как главу апостольской общины. Мы слышали в сегодняшнем Евангельском чтении о том, как Петр исповедал Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, и это исповедание он произнес, как говорят одни толкователи, от лица всех апостолов, как говорят другие — от собственного лица, потому что он первым уверовал в то, что Иисус Христос есть Божий посланник, Божий Сын. И за произнесенное Петром исповедание Господь сказал ему:  Дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах  (Мф. 16:19). Этого первоверховного апостола, о котором много говорится в Евангелии, мы сегодня прославляем. В Евангелиях рассказывается, в том числе, о том, как он проявил человеческую слабость и малодушие, и когда Иисус Христос был предан на страдания, отрекся от Господа, что Спаситель предсказал незадолго до этого. Но мы знаем и о том, как Господь по Воскресении Своем восстановил его в апостольском достоинстве, о чем повествует святой евангелист Иоанн, когда рассказывает, как трижды Господь обратился к Петру со словами:  любишь ли Меня? , и Петр ответил:  Ты знаешь, что я люблю Тебя  (Ин. 21:17). Через это, говорят нам святые отцы, Господь восстановил Петра в его апостольском достоинстве и служении. И Петр не посрамил доверия, которое изначально было оказано ему Господом Иисусом Христом: всю свою оставшуюся жизнь он посвятил проповеди Христа и умер в Риме, куда Господь привел его для мученического подвига. В этот день мы также вспоминаем святого апостола Павла, о котором знаем не из Евангелий, а из Деяний апостольских и из его собственных посланий. Известно, что этот человек в юности был гонителем Церкви: являясь ревнителем отеческих преданий, ревнителем неумеренным, он последовал за фарисеями в их отвержении Господа Иисуса Христа. Когда этот человек приближался к Дамаску, к тем местам, которые и ныне благоговейно почитаются в Антиохийской Православной Церкви , внезапно осиял того Божественный свет, которым он был ослеплен. Ему явился Господь и сказал:  Савл! что ты гонишь Меня?  (Деян. 9:4). С этого началось его апостольское служение, потому что он уверовал во Христа, принял святое крещение и, как сам Павел говорит в своих посланиях, больше других апостолов потрудился в проповеди Евангелия Христова.

http://patriarchia.ru/db/text/5662819.ht...

Какая внутренняя молитва самая краткая? – «Господи Иисусе Христе, помилуй мя!» Что такое личная молитва и что такое соборная молитва? Когда человек молится один, молча или изустно, то это – личная молитва . Когда же он присоединяется к молитве других людей в церкви или где-либо еще, то такая молитва называется соборной. Какие из этих молитв обязательны для христианина? – Они обе обязательны. Нужно молиться и тайно, про себя, но также и явно, вслух. Когда человек предоставлен самому себе, он должен молиться везде, а также должен молиться вместе с другими христианами в церкви. Святые поступали так же. Какие главные мысли должны быть в молитве? – Любая правильная молитва обычно состоит из трех частей: благодарения, прошения и славословия. Сначала мы благодарим Бога за все, что приняли от Него, затем просим Его исполнить то, что нам нужно в данный момент, и, наконец, восславляем Его и величаем Его доброту, всемогущество и славу. 5.3. Молитва Господня Что такое молитва Господня? – Самая совершенная и общая молитва , произносимая и дома, и в храме, есть молитва Господня. Она называется так потому, что Господь Иисус Христос передал ее Своим ученикам как образец молитвы. Как звучит молитва Господня в Евангелии? – Она звучит так: «Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя и на земле, как на небе. Хлеб наш насущный дай нам на сей день, и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим, и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь» ( Мф.6:9–13 ). Как построена молитва Господня? – Во-первых, она содержит воззвание, затем семь молитвенных просьб и заканчивается славословием. Как мы начинаем? – Мы начинаем призыванием Бога, называя Его Отче наш. Почему мы не говорим «Отче мой»? – Только Иисус Христос, не сотворенный, но рожденный Сын Божий, имеет право называть Бога «Отец Мой», а мы, созданные Богом и усыновленные Им, благодаря самоотверженной жертве Иисуса Христа, сыны и дочери, имеем честь Его Отца называть Отче наш, так как тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими ( Ин.1:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто совершает Таинство миропомазания? – Священник, но не без участия в этом Таинстве епископа. Епископы подготавливают и освещают святое миро, без которого священник не может совершить Таинство миропомазания. Говорится ли в Ветхом Завете о помазании, ставшем прообразом Таинства Миропомазания? – Да, говорится. В древности цари помазывались на царство. Об этом сказано в 1-й книге Царств( 1Цар.10:1; 16:13 ). В настоящее время все христиане миропомазаны, ибо Христос нас соделал царями и священниками Богу и Отцу Своему ( Откр.1:6 ). 3.3. Святое Таинство Причащения Что такое Причащение? – Причащение есть Таинство, в котором верующий христианин под видом хлеба и вина принимает самое Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Кто установил Таинство Причащения? – Иисус Христос впервые совершил причащение учеников Своих на Тайной вечери, накануне Своего страдания и смерти. Как Иисус Христос причащал Апостолов? – Об этом говорится в Евангелии: И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ). Во время какого богослужения в церкви совершается Таинство Причащения? – Во время самого важного церковного богослужения, которое называется Божественная Литургия. Почему Божественная Литургия важнее всех других церковных служб? – Потому, что она открывает всю драму жизни Иисуса Христа от Его Рождества до Его Вознесения на небеса. Какой момент Божественной Литургии самый важный? – Пресуществление хлеба и вина, которое совершает епископ или священник. Почему Таинство Причащения совершается в церкви постоянно? – Потому, что так заповедовал Иисус Христос: «Сие творите в Мое воспоминание» ( Лк.22:19 ). Почему необходимо причащаться? – Потому, что от этого зависит наша вечная жизнь. Иисус Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин.6:54 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Тогда пришел Он, Христос Спаситель, и благовествовал мир вам, далеким и близким, и уже через это привел тех и других, то есть евреев и язычников, в едином духе к Отцу. В новой твари – или новом человеке, или в Церкви Божией – один дух; и каждый, кто вступает в Церковь Божию, принимает этот дух, так что сколь бы ни увеличивалось число членов Церкви, всегда остается тот же один дух Божий, и сколько бы народов, племен и рас ни вступило бы в Церковь Божию, дух не меняется, а остается всегда навсегда один и тот же дух. Вот почему вы, язычники, не чужие и не пришельцы в Церкви, а так же, как и все остальные члены Церкви, сожители святых и домочадцы Бога. Ибо Церковь на святости основана, и ее краеугольный камень – Святой над святыми, и по плану все члены ее должны стать святыми. Святыми называются и все те, кто жили до Христа, но ожидали Христа и надеялись на Него, равно как и все те, кто жили после Христа, призывая Христа как Господа Сына Божия, как Спасителя, Искупителя, Воскресителя и Судию. Грех отделяет и отчуждает от Бога. Но через Христа Господа отделенность и отчужденность исчезает, и все верные, иудеи они прежде или язычники, становятся домочадцами Бога – все из-за и через Господа Иисуса Христа. О, братья мои, Господь Христос даровал нам нечто более высокое и драгоценное, чем эта жизнь, – даровал нам мир и дружбу с Богом. А это более высокое и драгоценное, чем жизнь в отчужденности от Бога. О, Господи Иисусе Христе, Миротворче и Миродавче, удержи нас до конца в мире с Богом. Тебе слава и хвала вовеки. Аминь. 26 Ноября. Поучение об основании и камне краеугольном ...Быв утверждены на основании апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем ( Еф.2:20 ) Братья, основание апостолов и пророков – это жизнь и деяния апостолов и пророков. Это Ветхий и Новый Завет . Кто соединяет апостолов и пророков? Христос Господь. Без него ни пророк не понимал бы апостола, ни апостол пророка. Он же – исполнение пророков и свидетельство апостолов. Так что Он – краеугольный камень, который соединяет пророков и апостолов, держа их вместе, подобно тому, как краеугольный камень держит вместе стены.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010