Закрыть itemscope itemtype="" > «Такими сенсациями только подрывается авторитет Церкви в обществе» Александр Тимофеев о возможной связи «новости» о чудесном спасении Патриарха Алексия II с историей вокруг «Заостровского раскола» 15.01.2013 1725 Время на чтение 5 минут 10 января 2013 года на портале «Интерфакс-религия» появилась сенсационная заметка «В 1960-х Алексий II чудом спасся при аварийной посадке самолета на Неву» . В ней сообщалось, что «ныне почивший Патриарх Алексий II был в числе 44 пассажиров на борту самолета Ту-124, который 21 августа 1963 года приземлился на Неву в тогдашнем Ленинг раде». Сенсацию републиковали многие СМИ, в том числе и петербургские епархиальные сайты: журнала «Вода живая» и Санкт-Петербургской митрополии. Положившись на авторитет «Интерфакс-религии» и епархиальных ресурсов, опубликовала эту новость и «Русская народная линия». Однако при детальном знакомстве с проблемой наши сотрудники выяснили, что сенсация может оказаться дутой. Мы решили разобраться в теме подробнее. Вскоре выяснилось, что «Интерфакс-религия» ссылается на сайт Свято-Троицкого Зеленецкого монастыря, а там эта информация появилась еще 9 октября 2011 года. В свою очередь протодиакон Андрей Кураев провел собственное небольшое расследование и выяснил, что весьма сомнительно, чтобы будущий Патриарх Алексий II мог находиться на этом самолете в указанное время. Об этом известный миссионер рассказал в своем блоге : «Был ли будущий патриарх 23 августа вообще в СССР не вполне ясно: ЖМП (1963 , ¹ 10, стр.5) сообщает о его участии в работе руководящих органов Всемирного Совета Церквей на сессии в американском городе Рочестере. Наша делегация была там с 17 августа по 2 сентября. Митр. Никодим работал там как минимум с 24 августа (значит прилетел 23-го), а работа еп. Алексия прямо упоминается с 26 августа. Все это время в работе заседавших органов ВСЦ участвовал нынешний Крутицкий митрополит Ювеналий (тогда -архимандрит, начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме). Если еп. Алексий прилетел туда сразу после пережитой им авиакатастрофы - наверняка он поведал о ней о. Ювеналию, и, значит, сегодня митрополит Ювеналий мог бы сейчас нам о ней рассказать».

http://ruskline.ru/news_rl/2013/01/15/ta...

Закрыть Разве Христос проповедовал частную собственность? Заметки по православному учению о собственности и богатстве Николай Сомин   10:21 18.04.2023 2597 Время на чтение 10 минут Фото: Из личного архива автора Должен предупредить читателей, что эти заметки носят субъективный характер и не претендуют на изложение официальной точки зрения Церкви. I . Когда-то очень давно, в 1971 году, один мой знакомый, очень верующий, убеждал меня, ещё юнца, только что поступившего в аспирантуру, что частная собственность является нормальным, естественным образом жизни, и она абсолютно необходима для существования человечества, благословлена самим Богом, и для России будет благом, если она придёт к частнособственническому строю. Помню, что тогда я был удивлён и смущён. Но позже, познакомившись с верующей публикой, я увидел, что такое отношение к собственности общепринято в их среде – и простые православные, и интеллигенция, и священство – все за частную собственность. II . Но вот грянула контрреволюция 91-го, и так получилось, что я поступил в ПСТГУ (тогда ПСТБИ) на вечернее отделение, а после окончания стал активно заниматься проблемами собственности, милостыни, богатства и бедности – видимо тот давний разговор крепко засел в моем сознании. Особенно меня впечатлил Иоанн Златоуст – вот, думал я, какой удивительно честный и смелый человек, и как верно он судит об имущественных проблемах! Так что постепенно Златоуст стал моим учителем. Хорошенько изучив его воззрения о богатстве и собственности, я увидел, что они резко отличаются от того, что писали (и пишут сейчас) наши богословы. Например, в известном учебнике для семинарий «Начертание христианских обязанностей» (1853 г.) о. Иоакима Кочетова, много раз переизданного, написано: «Иметь собственность в потребном достатке, даже в некотором изобилии, когда Бог благословляет оным, нимало не предосудительно христианину». И это с различными вариациями повторяется буквально во всех учебных пособиях XIX в. А в начале XX в. в православных журналах началась яростная компания по дискредитации социализма, сопровождавшаяся апологией собственности и капитализма. Верующие всё это принимали за чистую монету, и естественно, что такое учение повлияло на мнение наших православных уже в советское время.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/18/ra...

Закрыть itemscope itemtype="" > " Честь и слава нашей доблестной коннице! " (окончание) 22.01.2007 325 Время на чтение 21 минут За время дальнейших боев Луцкого прорыва 3-й кавалерийский корпус под командованием генерал-лейтенанта В. Е. Маркова по-прежнему проявлял себя с самой лучшей стороны и содействовал максимальному продвижению наступления. То, как воевали " келлеровцы " в отсутствие своего командира, видно из приказов временно командующего корпусом. 24 июня: " Доблестные дивизии 3-го кавалерийского корпуса, 412-й пехотный [Славянский] полк и 3-й батальон 411-го пехотного [Сумского] полка. Вчера, 23 июня, противник, в несколько раз превосходящий нас силами, атаковал Вас на всем нашем фронте протяжением более 40 верст. Ожесточенные атаки неприятеля, поддержанные ураганным огнем его легкой и тяжелой артиллерии, веденные им непрерывно с раннего утра и до позднего вечера, Вами отбиты с большим для противника уроном. Вы задержали натиск противника, стремившегося прорваться на Буковину, и сейчас стоите твердой ногой, запирая пути на Кимполунг - Гура-Гумора и далее на Черновицы. Уверен, что упорные бои, веденные Вами непрерывно уже восемь дней на вершинах Карпатских гор, еще более закалили Вас, Ваши доблесть и упорство еще увеличились. Наша армия смотрит на Вас и под Вашим прикрытием делает свое Великое дело. Не дадим же противнику выползти из Карпат, и всякую попытку его к этому встретим могучей Русской грудью. За все последние бои и, особенно за дело 23 июня, приношу искреннюю благодарность всем начальствующим лицам и молодцам нижним чинам " 1. 29 июня: " С 16 по 26 июня в течение десяти дней непрерывно 3-й кавалерийский корпус вел упорный бой с превосходными силами противника. До 23 июня корпус, наступая на фронте до 50 верст, сбил противника с ряда укрепленных высот и отбросил его на сплошную, заранее укрепленную им позицию, преграждающую проходы в Венгрию на фронт Кирлибаба - Якобеши - Дорка - Ватра. К этому времени противник, находившийся перед фронтом 3-го кавалерийского корпуса, значительно усилился подвозом пополнений и переброской сюда новых частей с Сербского и Итальянского фронтов. С рассветом 23 июня неприятель перешел на всем фронте 3-го кавалерийского корпуса подавляющими силами в решительное наступление. [...]

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

архим. Тит (Бородин), диак. Евгений Моргун Часть II. Пятиперстная Пасхалия и календарь Глава 1. Теоретические основы Пятиперстной Пасхалии: определение Пасхи по вруцелету года, основанию луны и календарю месяцеслову с вруцелетными буквами Для того, чтобы легко ориентироваться в том, что нужно делать по перстам руки для нахождения Пасхи, мы сочли нужным обосновать причины наших последующих действий. Без этого Пятиперстная Пасхалия выглядит как некая ценная диковинка, которую своей сделать невозможно. Но это не только возможно, но, на самом деле, и достаточно просто. Ведь все выкладки на перстах имеют свой смысл, конкретное назначение и обоснование. Зная, что делать, легче запомнить и как это сделать. Итак, всё здание Пятиперстной Пасхалии зиждется на определении Пасхи святыми отцами Первого Вселенского Собора. Пасха – это первый воскресный день после первого весеннего новолуния, выпавшего на даты начиная с 21 марта включительно (с дня весеннего равноденствия на эпоху Первого Вселенского Собора). Поэтому сначала находим это полнолуние (называемое пасхальным), используя инструмент лунного календаря – основание луны. А потом найдём первый воскресный день после него с помощью инструмента солнечного календаря – вруцелета года. Как же найти нужное пасхальное полнолуние? Полнолуние (Р)=N (число дней луны в мартовское новолуние) + 14 (столько дней луна возрастает до полнолуния). В эпоху отцов 1-го Вселенского Собора основание луны было 11. К XIV веку, согласно троекратной поправке Гиппарха, основание увеличилось на 3 (сейчас, по таблицам, основание 14). Итак, пусть L табл . – основание луны данного года по таблицам, тогда основание луны на эпоху 1-го Вселенского Собора L 1вс =L табл – 3 (1) Так как L 1вс – это возраст луны на 1 марта, и 1 ≤ L 1вс ≤ 30 (лунный месяц – 30 дней), то число N=30 L 1вс (2) покажет нам число дней, оставшихся до мартовского новолуния. А так как начало отсчёта – 1 марта, то N – это дата мартовского новолуния в числах марта. Тогда число Р=N + 14 (3) является датой искомого пасхального полнолуния. Но при условии, что Р ≥ 21, так как 21 марта является датой весеннего равноденствия на эпоху I Вселенского Собора. Число Р может быть и более 31. Тогда «32 марта» – это 1 апреля. Итак, подставляя (1) и (2) в (3), имеем:

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Что произошло и чью позицию удалось отстоять ВОЗ? “Россия встала на защиту груди”, “США ополчились против грудного вскармливания”, “Трамп борется с грудным молоком”, “Протест США поразил чиновников ВОЗ”, “Америка против резолюции ВОЗ о пользе грудного вскармливания”. Такими заголовками пестрит сейчас интернет. Что произошло и чью позицию удалось отстоять ВОЗ? Политолог Екатерина Шульман объясняет международное значение проблемы. Грудное вскармливание — чрезвычайно политически нагруженная тема. Насколько она токсична социально, может убедиться каждый, кто начнет разговор на эту тему на любой публичной площадке в любой социальной сети. Это немедленно перерастает в жаркую дискуссию, поскольку все, что связано с детьми, — это вообще сверхценность, и грудное вскармливание в том числе. В чем тут политическая компонента? Довольно значительное снижение процента кормящих грудью началось в странах первого мира примерно в середине 20-го века, и связано это было с медикализацией процесса беременности, родов и выращивания детей. Чем больше женщин стали рожать в больничных условиях, тем меньше —  кормили грудью. Вплоть до конца века никто на это не обращал особенного внимания, поскольку эти процессы шли параллельно с процессами снижения младенческой и материнской смертности, что было, конечно, важнее. Но к концу 20-го — началу 21-го века обратили внимание на то, что женщины стали мало и недолго кормить грудью, испытывают с этим трудности, не получают поддержки, переходят на искусственное вскармливание, и все это имеет свои побочные эффекты для матерей и детей. Медицинская система, настроенная на спасение жизней, вообще не очень оперирует понятием качества этой жизни. Поэтому заниматься тем, чтобы матери кормили новорожденных, врачам было некогда, они занимались тем, чтобы женщины не умирали от заражения крови, например. Это правильно, но с другой стороны, за период этой медикализации естественные знания о грудном вскармливании ушли, просто стали недоступны или были заклеймены как ненаучные суеверия.

http://pravmir.ru/kak-zhenshhinyi-otucha...

Архив Пн Выступление митрополита Ростовского Меркурия на секции Рождественских чтений «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы» 26 января 2013 г. 21:20 25 января 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя в рамках XXI Международных Рождественских образовательных чтений прошла секция «Преподавание православной культуры в современной школе: состояние, проблемы, перспективы». На секции с докладом выступил председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий . С 1 сентября 2012 года модуль «Основы православной культуры» в составе курса «Основы религиозных культур и светской этики» начал изучаться во всех регионах Российской Федерации. И пусть пока это только 4-й класс, и введение курса не во всех регионах идет гладко, но апробация 2009-2011 гг. в 21 регионе нашей страны явилась важным примером того, каким образом постепенно, не сразу, улучшаются взаимоотношения светской и церковной систем образования, казалось бы, даже в самых безнадежных случаях. Специалисты Синодального отдела религиозного образования и катехизации осуществляют непрерывный диалог с коллегами из Министерства образования и науки Российской Федерации, а также из федеральных институтов, ответственных за разработку Концепции расширения курса ОРКСЭ на ближайшие годы по вопросам расширения курса на среднюю и старшую ступени школы. Уже сейчас мы можем говорить о предварительных договоренностях поэтапного расширении курса со 2-го по 10 классы включительно. Достигнуты важные договоренности с Федеральным институтом развития образования относительно учебных планов программы бакалавриата по курсу «Религиозная культура» для педагогических вузов. Важно, что наши светские коллеги согласились с Церковной позицией, согласно которой педагог будет специализироваться только на одном предмете в рамках религиозной культуры, имея при этом необходимый багаж знаний для того, чтобы в случае необходимости быть способным преподавать любой другой модуль.

http://patriarchia.ru/db/text/2750545.ht...

Скачать epub pdf Не всегда и весьма не всегда; о чем можно заключать уже по тому одному, что нередко при переводе усматривается недоумение у самих переводчиков. Так они не видят никакого различия между двумя личными глагольными еврейскими формами и безразлично той и другой придают значение то настоящего, то прошедшего, то будущего времени, т. е. переводят по догадке. Нам кажется, что еврейския формы с личными окончаниями, поставленными после глагола, более соответствуют нашим формам прошедшего времени, а формы с личным окончанием поставленным пред глаголом – нашим формам настоящего или будущего времени; так как и в самом русском языке формы эти могут принимать то и другое значение: еду (уже в дороге), и: сейчас еду (вместо поеду), велю, женюсь и т. д. С этой точки зрения мы полагали бы возможным первые, например, стихи первой главы книги Бытия передать так. «1. В начале сотворил Господь небо и землю. 2. И как земля была (в начале) безформенною и пустою и была тьма над поверхностию бездны; то над поверхностию водных (жидких) масс парил Дух Господа. 3. И речет Господь: да будет свет! и является свет. 4. И зрит Господь на свет, как на добро; и полагает грань между светом и между тьмою. 5. И нарицает (назначает) 1 для света день, а для тьмы нарек (назначил) ночь. И наступает вечер, и наступает утро – день первый. 6. И речет Господь: да будет твердь среди водных масс и да отделяет она воды от вод! 7. И создает Господь твердь, и разделяет ею воды, которые под твердию, от вод, которые над твердию; так и сбывается». Доказательством того, что переводчики действительно не различали личных глагольных форм и переводили их наугад, может служить, например, перевод 21-го стиха 1-ой главы третьей (в евр. Библии первой) книги Царств и шестого стиха псалма третьего. 21-й стих 1-ой гл. третьей книги Царств переведен по-русски так: «иначе, когда господин мой, царь, почиет с отцами своими, падет обвинение на меня и на сына моего, Соломона» 2 . В чем же могла состоять вина Вирсавии и Соломона, если Адония, во время болезни Давида, захватил в свои руки бразды правления? Наречием: иначе, переведен глагол )=и было, и случилось. Переводить глагол быть наречием не значит ли переводить по догадке? Частица у евреев употреблялась не только в значении и, но и во многих других значениях, как то: но, как, потому что. И по нашему мнению стих этот следовало бы перевести так: потому что... Впрочем лучше в связи с предыдущим.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Nekr...

     Один из друзей, с которым знаем друг друга много лет, а теперь плечом к плечу стояли в ночь на 22 января поперек улицы Грушевского, на рассвете сказал именно то, о чем я тоже думал давно, но не мог лаконично сформулировать: «Смотришь, что происходит. И хочется как-то помочь. Но – как? Если о том, что ты считаешь действительно полезным в этой ситуации – как раз и не просят. Но, вот, братия Десятинного монастыря дала импульс, и стало ясно – именно это сейчас нужно». Благая весть Утром 21-го января, узнав из Интернета о том, что три священника УПЦ МП встали между милицией и митингующими на Грушевского и остановили столкновения молитвой, начал внимательнее перелистывать сообщения: кто это? Вскоре в сетях появилась гипотеза – иноки из числа братии Десятинного монастыря. И два фото – в придачу. Качество не ахти, но в лице одного из священников действительно угадывался о. Мелхиседек из Десятинной обители. Немногим позже, ситуация прояснилась: да, это они. Более того – управляющий делами УПЦ МП Высокопреосвященнейший владыка Антоний, митрополит Бориспольский и Броварской, в официальном заявлении одобрил этот мужественный поступок братии. Первая реакция – двойная радость. Во-первых – вновь появилась надежа на мир. Во-вторых, приятное удивление (если подобное словосочетание уместно в поистине боевой обстановке) вызвало то, что братия ближайшего к месту противостояния православного монастыря совершила ПОСТУПОК, засвидетельствовавший ПОЗИЦИЮ ПРАВОСЛАВНЫХ ХРИСТИАН: прежде всего – не давать братьям бросаться друг на друга! Казалось бы – что иноку, ушедшему из мира, делать на этой линии столкновений? Но вспомнилось, как в древние времена отечественные иноки тоже умели совершить ПОСТУПОК там, где речь шла о благе Родины как «большой домашней церкви» – обществе верующих сограждан. Дорога Следующая мысль – надо увеличить живую молитвенную цепочку тех, кто разделяет находящихся по разные стороны баррикад. Однако, прежде, чем высокая мысль обрела развитие, пришла еще одна – приземленная, но вполне актуальная: надо бы отвезли отцам чаю с бутербродами. Быстрые сборы. Затем – дорога в метро. И в пути – опять мучительное размышление: «Вот, тысячи людей едут в разные концы города по делам; все буднично… Неужели в самом сердце этого города происходит то, что сейчас происходит?!! Может, этот кошмар только снится?» Увы. Вышел на поверхность со станции «Майдан» – и страшная картинка вновь ожила. Что самое тяжелое – взгляды, в которых читаешь готовность бить на убой! А ведь я помню этот город совсем другим…

http://pravoslavie.ru/67809.html

«Начну с кадровой базы. В России растет большое молодое поколение. Как ни странно, есть демографические проблемы с ростом численности населения, а большое молодое поколение имеет место. В 2030 году в стране будет 8,3 миллиона граждан в возрасте от 20 до 24 лет, а в 2035 году – уже 9,7 миллиона, на 2,4 миллиона больше, чем сейчас. И это, конечно, результат, в том числе и демографических мер предыдущих лет. Нам важно, чтобы эти ребята, сегодняшние подростки, стали профессионалами своего дела, готовыми трудиться в экономике 21 века. На это направим новый национальный проект “Кадры”», - добавил он. «Много, безусловно, об этом говорим, но нужно на деле укрепить связку всех уровней образования от школы до вуза. Они должны работать в единой логике, на общий результат. Конечно, здесь важно участие будущих работодателей. С нынешнего учебного года во всех школах страны развернута система профориентации. Ребята начиная с 6-го класса могут познакомиться с разными специальностями. Обращаюсь сейчас к руководителям предприятий, научных и медицинских центров: пожалуйста, приглашайте к себе школьников, пусть ребята посмотрят цеха, как мне предлагали в одной из моих поездок, музеи, лаборатории. Прошу вас, обязательно включайтесь в эту работу», - сказал Глава государства. «На принципах тесной кооперации образования и предприятий реального сектора мы реализуем проект “Профессионалитет”. Он позволил обновить образовательные программы для авиа- и судостроения, фармацевтики, электроники, оборонной и других отраслей. Для этих сфер до 2028 года предстоит подготовить порядка миллиона специалистов рабочих профессий. Такие подходы мы должны распространить на всю систему среднего профобразования, включая подготовку кадров для школ, больниц, поликлиник, сферы услуг, туризма, учреждений культуры, творческих индустрий», - заметил он. «Далее. В Послании прошлого года объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональные основы будущего специалиста закладываются на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов. Прошу Правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме», - подчеркивает Президент.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/02/29/ta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Был ли Константин Леонтьев патриотом? Философ и Русско-турецкая война 1877-1878 гг. 21.04.2023 986 Время на чтение 8 минут Фото: из открытых источников Философ 19-го века Константин Леонтьев занимает не последнее место среди мыслителей, авторитетнейших у русских православных патриотов. Однако можно ли этого мыслителя самого назвать патриотом? Помню, как в очередной интернет-баталии между патриотами и «небесными гражданами» некий апологет уранополитизма привел в качестве аргумента цитату из К. Леонтьева: «… я не понимаю французов, которые умеют любить всякую Францию и всякой Франции служить… Я желаю, чтобы отчизна моя достойна была моего уважения, и Россию всякую (например, такую, в которой Градовский и Стасюлевич ограничивали бы власть министров) я могу разве по принуждению выносить…». Эта цитата из работы философа «Чем и как либерализм наш вреден?» [ Леонтьев К.Н. Чем и как либерализм наш вреден?] Хотя эта работа и направлена против либералов, данная мысль действительно «бьёт» по патриотам. Если Россию, в которой некие либеральные господа ограничивали бы власть министров, Леонтьев мог выносить лишь по принуждению, то как бы, к примеру, он отнёсся к России советского периода? А вот наши святые, тот же св. Лука (Войно-Ясенецкий), продолжали любить наше отечество, несмотря на коммунистическое правление, и они не рассуждали о том, достойна ли она их уважения. Недавно я натолкнулся на одну статью на некоем «сайте консервативной мысли» под названием «Русская истина». Статья называется « Тоска и севрюга консерватора, или как бы отнесся К.Н. Леонтьев к СВО?». В этой статье автор, некий Рустем Вахитов, выступает против проводимой нашими Вооруженными Силами спецоперации на Украине, и при этом он решил опереться на видного консервативного мыслителя Константина Леонтьева. Сам автор и его статья мне (и думаю, читателю) неинтересны, а вот его приведённые им «выбранные места из переписки» Леонтьева весьма (и неприятно) меня удивили. Эти мысли касаются русско-турецкой войны 1877-78 гг. Сейчас многие проводят аналогии между освободительной войной России против турок в те годы, и нынешней освободительной спецоперацией. Наверное, именно поэтому Рустем Вахитов и решил «положить на лопатки» русских патриотов, процитировав авторитетного в патриотических кругах мыслителя.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/04/21/by...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010