Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца в Красавице. Георгиевский храм Церковь. Не действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:Между 2016 и 2020. Адрес: Санкт-Петербург, г. Зеленогорск, микрорайон Красавица. Координаты: 60.2405, 29.7558 Проезд:г. Зеленогорск, по проспекту Ленина в сторону пос. Ильичево, на автобусной остановке " 764-й километр " , налево, к жилому комплексу. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Санкт-Петербург. Церковь Георгия Победоносца в Красавице. 10 ноября 2016 г. освящён поклонный крест на месте будущего храма святого Георги­я Победоносца в микрорайоне Красавица Зеленогорска. Его освятили благочи­нный Курортного округа протоиерей Вячеслав Никити­н, настоятель храма Казанской иконы Бож­ией Матери Зеленогорска архимандрит Викентий ­(Кузьмин) и клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы Сестрорецка иерей Владимир Шукалович. Источник: mitropolia.spb.ru Храм святого великомученика Георгия Победоносца возводится в территориальной зоне Красавица города Зеленогорска Курортного района г.Санкт-Петербурга по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Приходской храм, по благословению Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофий, является приписным к приходу храма Рождества Пресвятой Богородицы в Сестрорецке (п.Александровская). Настоятель храма - благочинный Курортного округа, протоиерей Вячеслав Никитин. Установка поклонного креста на месте строительства состоялась 10 ноября 2016 года; возведение храма началось в апреле 2017 года; 21 октября 2017 года освящена закладка; летом 2018 года установлены купола с крестами; 12 декабря 2019 года молебен впервые прошёл внутри здания. На протяжении трёх лет настоятелем храма, благочинным Курортного округа о.Вячеславом Никитиным, регулярно проводились водосвятные молебны и службы у креста и строящегося здания (начиная с этапа котлована) - в двунадесятые праздники, а также, ежегодно, 6 мая - в день св. вмч. Георгия Победоносца. Уникальные купола и кресты храма украшены сусальным золотом (производство пластин Италия). Наклонные стены башни открытой звонницы и сужающийся кверху барабан основного купола сложены из рядного полнотелого кирпича М250, со смещением каждого ряда на 4 миллиметра. Толщина основных кирпичных несущих стен - не менее 0.9 метра. Тёплый жилой цокольный этаж, с высотой чистового потолка 3.2 метра, установлен на бетонную армированную плиту толщиной 0.5 метра (шаг арматуры д12-20см), заглублён в землю. Бетонные армированные стены цоколя толщиной 0.4 метра дополнительно обложены блоками ФБС в подземной части и полнотелым кирпичом в надземной части. Сводчатые потолки северного придела и основной купольный свод выполнены из армированного бетона, с опорой через армопояс на кирпичные несущие по периметру стены здания. Высота подкрестного шара главного купола 17.4 метра. Проект здания разработан группой компаний «Росинжиниринг».

http://sobory.ru/article/?object=46721

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДЖУРДЖЕВИ СТУПОВИ Джурджеви ступови, муж. мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца Рашско-Призренской епархии Сербской Православной Церкви. Памятник архитектуры, в 1979 г. внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Расположен на возвышении в 4 км от Нови-Пазара (Сербия). Наместник - синкелл Петр (Улемек). 6 насельников (2007). История Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. Церковь вмч. Георгия в мон-ре Джурджеви ступови близ Нови-Пазара. Кон. 60-х гг. XII в. - 1170/71 г. В Житии вел. жупана Стефана Немани (см. Симеон Мироточивый ), составленном в 1216 г. его сыном св. Стефаном Первовенчанным (см. Симон Монах ), сообщается, что Неманя воздвиг храм в Расе в благодарность вмч. Георгию за свое освобождение из заточения. Строительство началось незадолго до его битвы с братом Тихомиром и византийцами при Пантине на Косовом поле, т. е. в кон. 60-х гг. XII в., и закончилось, согласно ктиторской надписи на зап. портале храма, в 1170/71 г. В 1175 г. была завершена роспись храма. В Жичской повелье 1224-1227 гг. Д. с. упоминается как 2-й по статусу серб. «королевский» мон-рь. Однако потом его статус был понижен, и на Соборе 1315 г. игумен Рашский стоит 7-м между серб. игуменами. В тот период мон-рь имел обширные владения. Кор. Драгутин (прп. Феоктист ) стал 2-м ктитором мон-ря: в 1282/83 г. была расписана припрата, а в честь Собора в Дежеве, на к-ром Драгутин передал власть брату Милутину , башня над воротами была обращена в часовню (капелла Драгутина), в юго-вост. части стены сделаны новые ворота и построена трапезная к востоку от церкви. В 1316 г. в церкви Д. с., согласно завещанию Драгутина, было перезахоронено его тело (местонахождение захоронения неизв.). Сведения по истории мон-ря в османский период скудны: в 1589 г. были обновлены крыши построек, в XVII в. мон-рь имел неск. подворий в окрестных селах. В 1689 г. 16 монахов покинули Д. с., и 300 лет обитель находилась в запустении. Иногда, в день памяти вмч. Георгия, священники из Нови-Пазара служили в храме литургию. В XIX в. плачевное состояние Д. с. в путевых заметках отмечали мн. путешественники (Ф. Ф. Каниц, А. Ф. Гильфердинг и др.). В 1925 г. церковь была приспособлена для проведения регулярных богослужений.

http://pravenc.ru/text/171883.html

В день памяти великомученика Георгия Победоносца Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме на Поклонной горе 6 мая 2012 г. 15:35 6 мая 2012 года, в день памяти  святого великомученика Георгия Победоносца , Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Георгиевском храме-памятнике в честь Победы в Великой Отечественной войне на Поклонной горе Москвы. Его Святейшеству сослужили:  епископ Бронницкий Игнатий , председатель  Синодального отдела по делам молодежи ;  епископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф ; протоиерей Димитрий Смирнов , председатель  Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями ;  протоиерей Владимир Диваков , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Серафим Недосекин, благочинный Георгиевского округа г. Москвы, настоятель Свято-Георгиевского храма-памятника; духовенство г. Москвы. В храме присутствовали префект Западного округа г. Москвы А.О. Александров, глава управы района Дорогомилово г. Москвы Д.С. Шалаев, заместитель директора Мемориального комплекса «Поклонная гора» генерал-майор М.М. Михальчев. За богослужением пел хор храма вмч. Георгия Победоносца на Поклонной горе (регент — Николай Белов). За Божественной литургией Святейший Патриарх Кирилл рукоположил в сан иерея диакона Сергия Белобородова, клирика храма св. вмч. Пантелеимона при центральной клинической больнице ОАО «РЖД». По окончании Литургии Предстоятель Русской Православной Церкви совершил молитву перед ковчегом с частицей мощей святого великомученика Георгия Победоносца. Святейшего Патриарха Кирилла приветствовал настоятель храма-памятника протоиерей Серафим Недосекин, который преподнес Его Святейшеству образ Архангела Михаила и Небесных сил бесплотных. Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . Затем на площади перед Свято-Георгиевским храмом Святейший Патриарх принял участие во Всероссийской духовно-патриотической акции «Георгиевский парад — дети победителей», посвященной 67-летию Победы в Великой Отечественной войне. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/2205024.ht...

Десница св.вмч.Георгия России: организаторы приглашают волонтеров Москва, 7 мая 2015 г. Для организации работы с паломниками требуется помощь волонтеров. Народ перед Георгиевским храмом на Поклонной горе в день принесения святыни      В ознаменование 70-летия Победы по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и по решению Священного Кинота Святой Горы Афон в Россию прибыла одна из величайших христианских святынь – десница великомученика Георгия Победоносца. В день памяти Святого ковчег с реликвией на пять дней был выставлен для поклонения верующих в храме в честь великомученика Георгия на Поклонной горе в Москве. Затем святыня отправится по России: ей предстоит посетить более 15 городов, в числе которых Санкт-Петербург, Волгоград, Смоленск, Тула и Белгород. Для организации доступа к ковчегу с десницей требуется помощь добровольцев. Основная задача - обеспечивать порядок в очереди, встречать и сопровождать пожилых паломников и лиц с ограниченными возможностями, помогать беременным женщинам, родителям с маленькими детьми. Также волонтеры должны будут объяснять паломникам порядок прохода к святыне и помогать в разрешении конфликтных ситуаций. Если вы хотите потрудиться на организации поклонения деснице Святого Георгия, просим сообщить по телефону +7 999 828-04-85 или написать по адресу stgeorge@pdobro.ru . Также вам будет необходимо посетить обучение в своем городе. Все подробности можно уточнить в группе http://vk.com/stgeorge15 Подробный график пребывания святыни в городах России: Москва 6.05 – 11.05 храм вмч.Георгия Победоносца на Поклонной горе (Площадь Победы, 3Б) Ставрополь 12.05 – 14.05 Казанский кафедральный собор (Кафедральная площадь, 1а) Элиста 15.05 Казанский кафедральный собор ( улица Сергия Радонежского, 97) Волгоград 16.05–21.05 Храм Всех Святых (Мамаев курган, д. 4). Казанский кафедральный собор (ул. Липецкая, д. 10). Белгород 22.05–24.05 Преображенский кафедральный собор (ул.Преображенская, 63-В) Храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (ул. Королёва, 1) Краснодар 25.05–27.05 Свято-Екатерининский кафедральный собор ( ул.Коммунаров,52) Храм великомученика Георгия Победоносца (ул.Седина,170) Московская область: Подольск – 28.05 – 29.05 Храм святого великомученика Георгия Победоносца ( ул. Большая Серпуховская, д. 93) Коломна –30.05 – 31.05 Церковь Тихвинской иконы Божией Матери (Соборная площадь) С.Шкинь - 1.06 Свято-Духовская церковь Санкт-Петербург 2.06 – 7.06 Смоленск 8.06 – 13.06 Свято-Успенский кафедральный собор (ул. Соборная гора, д.5) Тула 14.06–18.06 Свято-Успенский кафедральный собор(ул. Менделеевская, 13 (Литер «Л») Екатеринбург 19.06–25.06 Храм-Памятник на Крови во имя Всех святых в земле Российской просиявших(Святой квартал, 1) " 7 мая 2015 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/79163.html

Святые Марина и Ирина(?)» (2-я пол. XIII в., Византийский музей, Афины) фигура вмч. Георгия, изображенного в молении, выполнена в рельефе с полихромной раскраской, его окружают живописные сцены из Жития. Сохранился еще один житийный образ вмч. Георгия с рельефной фигурой святого в рост и живописными клеймами справа и слева от средника (XIII в., НХМУ). Плохая сохранность красочного слоя затрудняет его точную атрибуцию (см.: Этингоф. 2005. С. 624-630). Сохранившиеся Ж. и. палеологовской эпохи немногочисленны: «Свт. Николай, с житием» из ц. Богоматери Перивлепты в Охриде (сер. XIV в., Галерея икон, Охрид), «Распятие, с деяниями и праздниками» (2-я четв. XIV в., монастырь вмц. Екатерины на Синае), «Богоматерь Одигитрия, со сценами жития Богоматери» (ок. 1400, Византийский музей, Кастория). В XV в. на Синае были созданы небольших размеров Ж. и. вмч. Георгия и свт. Николая Чудотворца, иконографическая программа которых восходит к образцам раннего XIII в. (монастырь вмц. Екатерины на Синае; см.: Holy Image, Hallowed Ground: Icons from Sinai: [Cat.]/Ed. R. S. Nelson, K. M. Collins. Los Ang., 20073. P. 159-161). В поствизант. период повышается интерес к Ж. и. в искусстве Греции, Сербии, Болгарии и др. стран. Перечень святых, имеющих житийные образы, ограничен. Широкое распространение получили циклы святых Димитрия Солунского, Георгия Победоносца, Иоанна Крестителя и Николая Чудотворца («Святые Георгий и Димитрий, с житийными сценами» с рельефным средником XIV в. из ц. Богоматери в Созополе, рама с клеймами XVI в., ЦИАМ; «Св. Георгий, с житием», XVI в., Византийский музей, Кастория; «Чудо вмч. Георгия о змие, с житием», мастер Михаил Дамаскинос, 2-я пол. XVI в., кафедральный собор Богоматери Спилеотиссы, г. Керкира; «Св. Иоанн Предтеча - Ангел пустыни, с житием» из Кремиковского монастыря, 1595, ГИМ; «Свт. Николай, с житием» из мон-ря Дечаны, 2-я пол. XVI в.; «Вмч. Георгий на престоле, с житием» и «Св. Иоанн Предтеча, с житием», 2-я четв. XVII в., Печская Патриархия). Прп. Стефан Дечанский, с житием.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЗОГРАФ [греч. Ιερ Μον Ζωγρφου; болг. Зограф], болг. муж. общежительный мон-рь во имя вмч. Георгия Победоносца. З. находится в юго-зап. части п-ова Афон (Айон-Орос), окружен лесистыми горами, закрывающими его от моря. В иерархии 20 афонских мон-рей занимает 9-е место. Территория мон-ря составляет ок. 10-11 га. З. имеет 2 представительства в столице Афона Карее (старое с ц. в честь Вознесения Господня и новое (1901) с ц. в честь Преображения Господня), владеет 2 домами - в Софии и Пловдиве, рестораном в Софии, 300 га земли и 600 га леса близ г. Лом. Имуществом мон-ря распоряжается комиссия (эфория), созданная 5 июня 1926 г. по указу болг. царя Бориса III; она неподвластна Св. Синоду Болгарской Православной Церкви (БПЦ), управляется советом, в состав к-рого входит только один архиерей (в наст. время митр. Неврокопский Нафанаил (Калайджиев)). Подворьем З. является Германский муж. мон-рь близ Софии. В братию монастыря входят 21 монах и 12 послушников. Игумен - архим. Амвросий (с 1997). Главные праздники - дни памятей вмч. Георгия Победоносца (23 апр.), Зографских преподобномучеников (22 сент., 10 окт.), прп. Космы Зографского (22 сент.), суббота Акафиста (5-я суббота Великого поста); во вторник Светлой седмицы - крестный ход с чудотворной иконой вмч. Георгия Победоносца. История Основание монастыря Мон-рь Зограф Мон-рь Зограф Из-за недостатка надежных древних свидетельств вопрос о времени возникновения З. и превращения его в болг. обитель относится к числу дискуссионных (обзор мнений см.: Thomson. 1996. P. 314-324), при этом он не связан с вопросом о появлении на Афоне болг. монахов. Они могли поселиться на Св. Горе в сер. 60-х гг. IX в., сразу после Крещения Болгарии, и особенно при царе Симеоне (893-927), когда болг. граница вплотную подходила к Афону (позже отошла на север). Существование в Х в. близ Афона слав. поселений подтверждается рядом документов (см.: Иванов. 1931. С. 21-23; Дуйчев. 1963. С. 123; Idem. 1965. P. 491-492). По традиции 1-м слав. мон-рем на Афоне считался рус. Ксилургу , 2-м - З. (на основании подписи в документе 1169 г.), 3-м - серб. Хиландар (с 1192). Но из недавно опубликованных документов афонских мон-рей Русского вмч. Пантелеимона и Ксенофонта прп. следует, что еще в 1-й пол. XI в. (1033-1034) на Св. Горе находился мон-рь Зелянос (или Желянос), основателем его был некий человек, слав. происхождение к-рого не вызывает сомнений, поэтому среди историков существует т. зр., что этот мон-рь был 1-й слав. обителью на Афоне.

http://pravenc.ru/text/199949.html

Юрьевское. Церковь Георгия Победоносца. Георгиевская зимняя церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Георгиевская церковь с. Юрьевской слободы основана в 1828 г. ростовским 1-й гильдии купцом Федором Борисовичем Мясниковым. Престолов в ней два: св. вмч. Георгия Победоносца и св. вмч. Федора Стратилата. К сей церкви числится приписной церковь св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Она построена в 1687 г. коштом Ростовского Богоявленского монастыря, при архимандрите Герасиме, на том самом месте, на котором явился препод. Авраамию св. Иоанн Богослов. Земли при сих церквах около 34 десятин. Приход составляют следующие селения: Юрьевская слобода, Чупрониха и Иоанна Богослова. Всего домов 84, душ муж. пола 253, жен. пола 295. Аполлинарий Крылов «Историко-статистический обзор Ростовско-Ярославской епархии», Ярославль, в типографии Германа Фалька, 1861 г. Юрьевская слобода, казенных и помещичьих крестьян, при реке Ишне и колодцах, в полуторах верстах от Ростова, на Угличской большой дороге; 39 дворов, 125 душ и 127 наделов. Местная пятиглавая каменная, в связи с колокольнею церковь во имя св. вмч. Георгия и св. Феодора Стратилата построена ростовским купцом Федором Борисовичем Мясниковым в 1828 г. Ранее на том месте стояла деревянная церковь, что видно из грамоты митрополита Ростовского Арсения (1752 г.), где говорится, что прихожанам с. Юрьевской слободы вместо ветхой деревянной их церкви дозволяется выстроить деревянную же церковь во имя Георгия Победоносца. Крестный ход вокруг села совершается один раз в год 16 августа. При церкви 36 десятин земли и приход из 3 селений. С 1877 г. в Юрьевской слободе открыто училище. Село это слободой называется потому, что принадлежало Аврамиевскому Ростовскому монастырю. На местном кладбище, близ самой церкви, погребен рядом со своей супругой строитель храма Ф.Б. Мясников, бывший городской голова г. Ростова, в доме которого в Ростове останавливался император Александр I. А.А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Юрьевское село и Юрьевская Слобода - разные населенные пункты. с. Юрьевское - Семибратовское с/п, там два храма, 1810 г. - Георгиевский и 1865 г. - Казанский. А то, что по реке Ишня - Юрьевская слобода, храм там утрачен, осталось только кладбище у дороги. 25 июня 2016. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=17846

Гольшаны. Церковь Георгия Победоносца. Церковь. Действует.   Престолы: Георгия Победоносца Год постройки:1901. Адрес: РБ, Гродненская область, Ошмянский район, д. Гольшаны Координаты: 54.255699, 26.013538 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Храм в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Храм святого великомученика Георгия Победоносца в с. Гольшаны. Первое упоминание о православном храме в Гольшанах относится к 1280 году. Этот храм просуществовал до XIV века и находился на территории старого Гольшанского замка. Со временем Гольшаны переместились ближе к реке Гольшанке. Когда был построен новый храм неизвестно, он упоминается как действующий под 1536 годом. В 1865 году ввиду ветхости старого был построен деревянный храм. В 1901 году рядом со старым храмом был выстроен новый кирпичный храм в виде креста. В 1936 году к приходу относился 41 населенный пункт, действовало 9 воскресных школ. С 1999 года в храме находится частица мощей святой праведной девы Иулиании Ольшанской. Церковь св. вмч. Георгия Победоносца в Гольшанах датируется 1901-м годом. Этот храм построен в ретроспективном, псевдорусском стиле, который тогда доминировал на территории всех губерний Российской империи, в т.ч. и губерний будущей республики Беларусь. На этом месте ранее находилась деревянная церковь, которая со временем обветшала и была разобрана. Его внешний вид определяют характерные для данного архитектурного стиля элементы: пояски, сухарики, кокошники и др. Церковь представляет рядовой типовой вариант православного храма второй половины XIX столетия. Основное внимание привлекает шатровая колокольня, увенчанная луковичной главкой, в основе которой положены деревянные кружала, обитые жестяными листами. Такая главка на восьмигранном барабане венчает и купол четверика основного объёма. Купола храма делают его заметным в силуэте Гольшан. Внутри церкви хранится икона с частичкой мощей великомученицы Иулиании Ольшанской. С сайта: www.planetabelarus.by/Церковь св. Георгия в Гольшанах Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=09624

Мценск. Церковь Георгия Победоносца. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Поставлена на высоком берегу речки Мцны на территории Балчуга (Старого Посада) в древнейшей части города. Георгиевский приход предположительно существовал уже в XVI в. В письменных источниках церковь впервые упоминается в писцовой книге города Мценска Василия Васильевича Чернышева и подьячего Осипа Богданова 1625 г. В это время здесь стояли два деревянных “клецких” храма Георгия Страстотерпца и Св. Бориса и Глеба с приделом Св. Василия Блаженного. “А в них Божия милосердия образы месныя и книги и ризы и колокола и всякоя церковная строенья тое ж церкви попа Федора”. При церкви были два двора поповских, дворы просвирницы и пономаря и 3 двора бобыльских. В 1683 г. вместо деревянных обветшалых храмов была выстроена каменная Георгиевская церковь. Но она оказалась слишком тесна и вдобавок обветшала, и в 1825 г. вместо нее “тщанием прихожан” был выстроен более вместительный храм в то же имя. Он имел два престола: главный холодный — во имя Св. великомученика Георгия и теплый придельный — Св. благоверных князей Бориса и Глеба. Одним из вкладчиков храма состоял действительный статский советник Николай Иванович Шеншин. При церкви имелась деревянная богадельня. Церковь была закрыта в 1930 г. Колокольня не сохранилась. Источник www.st-trinity.ru Церковь во имя вмч. Георгия Победоносца, чья огромная ротонда на четверике возвышается в непосредственной близости от железнодорожных путей Московско-Курско-Харьковского направления Московской железной дороги строилась в 20-х гг. XIX столетия. Известно, что в далёком XVI веке, здесь, на высоком берегу реки Мечна, на территории Балчуга (Старого Посада), в древнейшей части города, была поставлена деревянная церковь. Так же известно по писцовым книгам, что в 1625 г. здесь уже стояли два деревянных храма во имя вмч. Георгия Страстотерпца и св. вмч. Бориса и Глеба с приделом св. Василия Блаженного. Рядом с храмами находились 2 священнических двора, 2 бобыльских двора, 1 двор просвирницы и 1 двор пономаря. В 1683 г. вместо деревянных обветшалых храмов, была выстроена каменная Георгиевская церковь (есть предположение, что в стиле Нарышкинского барокко). Но она оказалась слишком тесна для увеличивающегося прихода и вдобавок к началу XIX в. довольно сильно обветшала; и в 1825 г. вместо неё " тщанием прихожан " и благотворителей был выстроен более вместительный храм с тем же посвящением. Огромная кирпичная церковь вознесла к небу свою ротонду, с боковыми портиками, трапезной и колокольней. Для постройки этого сооружения использовался обожжённый красный кирпич, а в отделке цоколя - белый камень, который добывался в окрестностях Мценска и Орла.

http://sobory.ru/article/?object=04819

Месяцеслов М. Е. представляет собой образец сочетания праздников византийской, латинской и отечественной традиций и восходит к различным лит. источникам, отражая культурные связи еще сохраняющего единство слав. мира, а также правосл. Востока и христ. Запада. Наличие зап. праздников в месяцеслове М. Е. можно объяснить прежде всего родственными связями и активными политическими контактами. Среди них оказались святые, память к-рых содержится в мартирологах: напр., память мч. Виктора в Эбредуне (ныне Амбрён) в Галлии (22 янв.) - в Мартирологах Римском или Узуарда, что свидетельствует о знакомстве составителей текста месяцеслова М. Е. с фундаментальными трудами по зап. агиологии; память прп. Венедикта Нурсийского празднуется дважды: под 14 (согласно визант. традиции) и 21 марта, днем преставления основателя аббатства Монте-Кассино и составителя монашеского устава (Там же. С. 67). М. Е. также содержит праздники из числа к-польских: 11 мая - основание К-поля (Царьград), 5 июня - избавление от нападения аваров на К-поль в 617 г. ( Лосева. 2009. С. 160). В его месяцеслове присутствует празднование святым князьям Борису и Глебу под 24 июля. К числу уникальных рус. праздников относится также освящение храма Св. Софии в Киеве, Сказание о к-ром помещено под 4 нояб. (с упоминанием митр. Ефрема); в Прологах встречается лишь со 2-й пол. XIII в. Лосева считает, что на помещение подобного праздника повлияли празднование освящения ц. во имя вмч. Георгия в Лидде 3 нояб. и почитание вмч. Георгия Победоносца как патронального святого вел. кн. Ярослава (Георгия) Мудрого, предка вел. кн. Мстислава (Феодора) Великого. Время освящения киевского собора Св. Софии исследовательница соотносит с возможным повышенным интересом и к Георгиевскому храму в Лидде, который был восстановлен визант. имп. Константином IX Мономахом после разрушения в 1009 г. ( Лосева. 2001. С. 98-100; Она же. 2009. С. 179). Не исключено, что внимание к вмч. Георгию и почитание храмов с посвящением ему обусловлены не только памятью имени пращура заказчика рукописи, но и отношением к нему как к личному патрону: Уханова полагает, что кн. Мстислав Владимирович имел еще одно крестильное имя - в честь вмч. Георгия Победоносца, так же как и его прадед ( Уханова. 2006. С. 10).

http://pravenc.ru/text/Мстиславовом.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010