Тоже объявил Он чрез ангелов и праведному Лоту (12:13). Пророкам Дух Божий открывал отдаленное будущее. Спаситель апостолам, другам Своим, говорил: вся, яже слышах от Отца Моего, сказах вам ( Иоан. 15:15 ). Поэтому не должно ли признать, что тем более Он делает св. небожителей причастниками Своих тайн, открывает им происходящее на земле и сообщает им о том, в чем мы молим их помочь нам своим предстательством пред Ним 623 ). Есть свидетельства о том, что святые, живя на небе, действительно знают то, что совершается на земле. Так, в притче Спасителя о богатом и Лазаре Авраам изображается знающим происходящее на земле, когда говорит богачу: братия твои имут Моисея и пророки, которые жили много спустя после Авраама, да послушают их ( Лук. 16:29 ) 624 ). Моисей и Илия, явившись к Иисусу Христу во время Его преображения на Фаворе, беседовали с Ним об Его страданиях и смерти ( Мф. 17:3 ), что показывает, что им было известно о начавшемся на земле деле спасения людей воплощением Сына Божия. В откровении Иоанна представляется, что души избиенных за слово Божие, находящиеся под алтарем, взывали к Богу: доколе, Владыко святый и истинный, не судиши и не мстиши крови нашей от живущих на земли? Души святых мучеников не могли бы молиться так, если бы им не известно было, что праведный суд Божий еще не совершался над пролиявшими их кровь врагами Божиими: и сказано было им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братия их, которые будут убиты, как и они, докончат число ( Апок. 6:10–11 ). III. Церковь Христова, начиная со времен апостольских, признавала несомненным молитвенное предстательство Богоматери и св. угодников Божиих за живущих на земле братий, а посему вместе с молитвами к Богу, как Царю неба и земли и Подателю всех благ тварям, обращалась с молитвами и к святым. Об этом свидетельствуют древние литургии, записки современников о мученичестве святых, отцы и учители церкви и целые соборы. Из чинопоследования древних литургий можно видеть, что молитвенное призывание святых еще во времена апостольские вошло в состав общественного и частного богослужения, и что оно соединялось с убеждением в действительности предстательства святых за нас пред Богом. Так, в литургии ап. Иакова находится такое возглашение: «пресвятую, пречистую, преславную, благословенную Владычицу нашу, Богородицу и Приснодеву Марию, и всех святых и праведных воспоминаем, чтобы молитвами и ходатайством их все мы были помилованы» 625 ). Тоже находится и в других древних литургиях, напр., в литургии евангелиста Марка 626 ), в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоустог о 627 ). Св. Кирилл иерусалимский , изъясняя чин литургии, существовавший, конечно, с древних времен в иерусалимской церкви, говорит: «поминаем (принося бескровную жертву) и прежде почивших патриархов, пророков, апостолов, мучеников, чтобы их молитвами и предстательством принял Бог прошение наше» 628 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

А иному бесстыдный и недремлющий враг нашего спасения вложит в сердце и еще более лукавую мысль: – Ведь ты не монах и не подвижник. Посмотри, сколько людей живет вокруг тебя таких, которые не только не молятся и не постятся, но и вообще не веруют в Бога. Неужели же они все погибнут? А чем же ты хуже других? Что можно сказать о такого рода самооправданиях и самоизвинениях? Скажем, лучше всего, словами св. первоверховного ап. Петра: «Братие! Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить» ( 1Пет. 5:8 ). Истинная причина той беспечности, с которой мы относимся к богопреданным уставам Св. Церкви, лежит без сомнения в том, что мы даже и не представляем себе своего бедственного духовного состояния. По множеству грехов, страстей, нечистых влечений, привычек, скверных мыслей мы более всего напоминаем собой тех несчастных прокаженных, которые были с ног до головы объяты сплошной неисцельной язвой и по закону Моисееву должны были находиться вне населенных мест и предупреждать всякого проходящего криками: нечист! нечист! Благодать Божию, подаваемую нам в храме во свв. Таинствах и др. священнодействиях мы принимаем не с благоговением, как величайшую милость Божию, которой мы недостойны, а как нечто должное и обыкновенное, без всякого смирения и страха Божия. Мы не чувствуем живой потребности в исправлении, в покаянных слезах, в очищении души нашей от греховной нечистоты, в тщательном приготовлении себя к вечности. А между тем может быть и к нам применимы грозные слова обличения, сказанные некогда Господом через св. апостола Иоанна Богослова возгордившимся грешникам из Лаодикийской церкви: «Знаю твои дела: ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих. Ибо ты говоришь: «я богат ... и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг»« ( Откр. 3:13–17 ). Братие! «Испытывайте самих себя, в вере ли вы?» – говорит в послании к Коринфским христианам св. апостол Павел ( 2Кор. 13:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Как учит Слово Божие о таинстве миропомазания? Святой ап. Павел пишет: «Утверждающий нас с вами во Христе и помазавший есть Бог , Который и запечатлел нас и дал залог духа в сердца наши» ( 2Кор. 1, 21–22 ). Необходимо ли миропомазание для спасения человека? Весьма необходимо, потому что в нем верующие получают благодать св. Духа, наставляющую их в добродетельной жизни. «Вы имеете помазание от Святого и знаете все» писал христианам св. Иоанн Богослов ( 1Ин. 2, 20 ) «помазание, которое вы получили от Него, в вас пребывает, и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас, но как самое сие помазание учит вас всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило вас, в том пребывайте» (1, Ин. 2, 27 ). Кто имеет власть совершать таинство миропомазания? Таинство миропомазания имеют власть совершать только Богопоставленные епископы и пресвитеры. Последнее открывается из того, что диакон Филипп, крестив многих жителей Самарии, не преподал им благодатных даров миропомазания, почему «находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышавши, что Самаряне приняли, Слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые пришедши помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса» ( Деян. 8, 14–16 ). Если у сектантов нет Богопоставленных пастырей, то может ли быть у них таинство миропомазания? Конечно, нет; а если так, то сектанты, не получившие миропомазания, не имеют на себе всей потребной для христиан полноты благодатных даров св. Духа, а без них они никогда не одолеют греха и, следовательно, не спасутся. V. Таинство покаяния. Как учит Слово Божие о таинстве покаяния? Св. Апостол Петр заповедует: «все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него (Христа) получит прощение грехов именем Его» ( Деян. 10, 43 ). Кто же имеет власть именем Божиим прощать и разрешать грехи верующим? Власть прощать и разрешать грехи верующим сначала принадлежала только апостолам, а от них перешла к апостольским преемникам, Богопоставленпым пастырям Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Abram...

Ко второму пункту: Прилично упомянуть слово о. Иоанна Кронштадтского : «Когда ты про себя или в сердце говоришь или произносишь Имя Божие: Господь, или Пресвятая Троица, или Господа Саваофа, или Господа Иисуса Христа, то в этом Имени ты имеешь всё существо Господа; в нём Его благость божественная, премудрость беспредельная, свет неприступный, всемогущество, неизменяемость. Со страхом Божиим и верою и любовию прикасайся мыслями и сердцем к этому всезиждущему, всесовершенному, всеуправляющему Имени. Вот почему воспрещает заповедь Божия произносить Имя Божие всуе потому что имя Его есть Сам – единый Бог в Трёх Лицах, простое существо, в едином слове изображающееся и заключающееся, и в то же время не заключаемое, т. е. не ограничиваемое им и ничем сущим. Великие имена: Пресвятая Троица, или Отец, Сын и Святый Дух, или Отец, Слово и Св. Дух, воображённые в душе – суть Сам Бог и низводят в душу Самого Бога в трёх Лицах... Само Это божественное простое существо, может быть некоторым образом обнято нашей мыслию, одним словом» 401 . То же явствует из Добротолюбия 402 где сказано, что молитва Иисусова есть Бог; а также из православного катехизиса 403 : Преславными и различными именами нарещися может Бог, ихже никтоже от Него отлучити может 404 . Это изречение катехизиса относится почти и ко всем пунктам исповедания. Св. Симеон Новый Богослов ясно свидетельствует что Имя Божие есть Бог, так, что хотя мы называем Бога именами, которыми также и человеков называем, как например: отцами, сынами и Иисусами, но когда сии слова говорят о людях, то они суть просты и безжизненны, когда же этими именами именуют Бога, или истинного Иисуса Христа, тогда и имена эти суть Сам Бог Сый и Живый 405 . Из Евангелия видно тоже: «слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь» ( Ин. 6:63 ). Если слова Господни суть «Дух и Жизнь» то чем же меньше суть те Его слова, которыми Господь наименовал нам Отца, Сына и Святаго Духа или Самого Себя Иисуса Христа? Если Имя Божие и всякое Слово Божие есть Дух и Жизнь, то что же это значит иное, как не Самый Бог? Ибо есть ли что под небесами, что было бы Духом и Жизнью, и не было бы Богом? И сия есть заповедь Его, да веруем во имя Сына его Иисуса Христа ( 1Ин. 3:23 ). Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия ( Ин. 3:18, 36 ). Еп. Игаатий Брянчанинов пишет: Положить другого основания для моления Именем Иисуса, кроме положенного невозможно, оно есть Сам Господь наш Иисус Христос 406 . Св. Ап. Ерма сказал: Сын Божий, Который явился в последние дни, но Которого Имя велико и неизмеримо, и держит весь мир 407 . Св. Иоанн Дамаскин в своей книге «Изложение православной веры»: О каждой Ипостаси Имя Бог, глаголется... Имя – Бог и общее естество знаменует и о кийждо ипостаси равно именуется, якоже и имя человек 408 ...

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Но что это значит? Как понять триединое свидетельство воды, крови и духа? По учению св. Отцов, вода – это символ чистоты и безгрешности (крещение в Иордане), кровь – символ страдания во имя любви (Голгофская жертва), дух – божественное начало в человеке или образ Божий, «начаток Духа», как учит апостол Павел. Ап. Павел о духе человека говорит так: «Дух Божий свидетельствует духу нашему, что мы дети Божии» ( Рим. 8:16 ). Итак, триединое свидетельство земное есть как бы отображение триединого свидетельства небесного – Отца, Сына и Св. Духа. А «свидетельство сие состоит в том – говорит апостол, – что Бог (Триединый) даровал нам (людям) жизнь вечную и сия жизнь в Сыне Его» (5:11). Св. Иоанн подчеркивает, что Иисус Христос пришел не «водою только», но «водою и кровью», что любовь Божия к людям проявлялась не только в совершенной безгрешности воплотившегося Сына Божия, но и в Его жертвенном подвиге на Голгофе. В то же время Дух Святый явил себя в телесном виде, как голубь на реке Иордане, когда Иисус крестился, и еще в виде огненных языков над головами апостолов в день Пятидесятницы. Второе послание Второе послание Иоанна Богослова, как указано выше, обращено к «избранной госпоже». Эта «госпожа» – Церковь Христова, а дети – ее члены. Он подтверждает, что «любовь состоит в том, чтобы мы поступали по заповедям Его» (Ст. 6) и что необходимо христианам остерегаться «обольстителей», т. е. еретиков. «Многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти. Такой человек есть обольститель и антихрист» (Ст. 7). Третье послание В третьем послании св. апостол пишет Гаию, чтобы он «здравствовал и преуспевал во всем». «Я весьма обрадовался, – извещает он Гаия, – когда пришли ко мне братья и засвидетельствовали о твоей верности, как ты ходишь в истине» (Ст. 3). Апостол хвалит Гаия за то, что он принимает у себя христианских странников и оказывает им помощь. «Возлюбленный, – пишет он, – ты как верный поступаешь в том, что делаешь для братьев и для странников» (Ст. 5).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Существенной заботой Церкви, в составе клира и мирян, нужно считать обязательное научение всех верных, не исключая и детского возраста, живому и сознательному пониманию обязанности христианина, как оне изображены в Св. Писании Нового и Ветхого Завета, внедрение в сознание, что без исполнения Заповедей  13 , определяющих их обязанности, нет и жизни и спасения. Кроме Св. Писания, правила Христианской жизни сохраняются в предании. Под именем предания (традиции) разумеется не внешний акт передачи одним поколением другому, или одной частной Церковью – другой, а неизменное хранение истин веры и жизни Христианской в Кафолической (вселенской) Церкви путем преемства в усвоении основных начал веры, церковного устройства и управления: эти начала оставлены нам для руководства в жизни самим Основателем Церкви, а после Вознесения Его на небо, получившими от Него полномочия и права в Церкви пастырями ея. Не все «глаголы вечной жизни» записаны в Св. Евангелии. По свидетельству Евангелиста Иоанна Богослова, «если бы писать о том (что сотворил Иисус Христос ) подробно, то и самому миру не вместить бы написанных книг» (Иоан. XXI, 25). В Св. Писании содержатся только главныя основы устройства Церкви, ея управления и жизни, но нет подробностей, указаний. Апостолы сделали это другим путем. Они практически установили определенный порядок жизни и деятельности членов Церкви и указали поставленным ими своим заместителям, как нужно управлять Церковью. Ап. Павел пишет своему ученику Тимофею, Епископу Ефесскому: «держись образца здравого учения, которое ты слышал от меня... храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас» ( 2Tuм. I, 13–14 ). Напоминает ему о том, «что слышал от меня при многих свидетелях», поручает ему: «передай верным людям, которые были бы способны и других научить» ( 2Tuм. I, 2 ). Апостол выражает великую похвалу основанным им церковным общинам за то, что оне в своей жизни держались «предания, которым оне научены словом или посланием нашим» ( 2Coл. II, 15 ) и завещает «именем Господа Иисуса Христа удаляться от всякого брата,  поступающего безчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» ( 2Coл. III, 6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, ты можешь есть плоть и пить кровь Владыки не только в Таинственном Причастии, но и иным образом. Плоть ест тот, кто идет путем деятельности. Ибо плоть - неудобоварима, как и деятельность - многотрудна. Кровь пьет как бы вино, веселящее сердце, созерцатель. Ибо созерцание не сопряжено с трудом, есть даже успокоение от трудов, и похоже на питие, как и питие легче, чем пища. Есть нечто подобное и у Евагрия Понтийского... Но в совокупности с Халкидонским оросом такое делание должно переживать и единение с чел.природой Христа (Бог же не развоплощается) подобно опыту прп.Симеона после Причастия. Если такого нет, то как можно считать такое делание полноценным, свершённым по существу, ответом на призвание Божье быть в единении с Ним уже здесь и сейчас насколько это возможно до вечности? Как тогда можно избегать свв.Тайн? Но, что касается Терстегена, снова и снова отмечу -- он не знал единения с чел.природой Христа и не искал этого, судя по его творениям. То есть игнорировал призвание Божье, а скорее не понимал его или не знал так, как его понимают в Православии. Сергей Сергеевич 17 ноября 2017г. 16:08 " Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. то есть св.ап.Иоанн знал в отличие от Терстегена необходимость приобщения свв.Тайн в жизни сей, считал это исполнением призвания Бога, не уклонялся от исполнения его. " (с) Святыми Тайнами Вы называете хлеб и вино, преложенные Святым Духом в Плоть и Кровь Христа. В Евангелии от Иоанна нет ни слова о хлебе и вине, поэтому многие из учеников и не поняли того, о чем говорил Христос, и отошли от Него. Вы так же не поняли слов Христа. В 6-й главе Евангелия от Иоанна речь идет о другом причащении ( без материальных предметов и субстанций ). Возможно, Терстеген причащался именно так. Я этого не утверждаю, потому что не знаю. Но Вы то уверены в том, что Терстеген не был христианином и не знал Христа. Откуда у Вас такая уверенность? P.S. Я ничего не трактую. Я внимательно читаю то, что написано в Евангелии от Иоанна, и возражаю Вам, ссылаясь на текст Евангелия.

http://bogoslov.ru/article/5576946

на следующий день) – «Господь мой и Бог мой» ( Ин. 20, 28 ) – звучит как адекватный, даже зеркально точный ответ на призыв ветхозаветного псалма. Церковь – новый Иерусалим, новый Сион – в лице Фомы хвалит своего Господа и Бога. Удивительно тонкое чувствование единства Ветхого и Нового Завета! Кумранские открытия Кумранские открытия, сделанные после 1947 года, дали миру многочисленные свидетельства «из первых рук» о чаяниях палестинских иудеев междузаветных времен. Правда, такую «общепалестинскую», а не узко-сектантскую (будь то ессеи, т.н. кумраниты или кто-либо еще) репутацию Кумранские тексты обрели лишь сравнительно недавно – к концу XX века. Соответственно изменилось и понимание того общего материала, который встречается в Кумранских текстах и в новозаветных писаниях, в частности, в Ин. Например, понимание дуализма или оппозиции двух реальностей: света и тьмы, истины и лжи, вышнего и нижшего, и т.п. 805 Если раньше торопились говорить о заимствованиях христианами подобных идей у кумранитов, то теперь речь идет скорее о том, что в писаниях Иоанна, других христианских благовестников времен первого христианского поколения и, скажем, кумранитов следует в первую очередь распознавать один источник – Ветхий Завет, и одну общую религиозную атмосферу 806 . 28. Автор, обстоятельства и время написания Ин. Начиная со II века, церковное Предание считает автором нашего четвертого канонического Евангелия св. апостола Иоанна Богослова, сына Зеведеева и брата ап. Иакова. Именно его узнает Церковь в том любимом ученике Господа или просто «другом ученике» (когда перед этим речь идет о Петре), о котором в Ин. говорится в третьем лице: Один же из учеников Его, которого любил Иисус, возлежал у груди Иисуса ( Ин. 13:23 ). За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический ( Ин. 18, 15 ; см. также 20, 2–4. 8; 21, 7.20. 23). Одно из уникальных свидетельств Иоанна основано на лицезрении распятого Христа у подножия Его Креста: 26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

01 апреля 2020г. 17:52 Послушанием диаволу человек подпал под рабство сатаны – вроде это общее место, и немного даже странно, что автор статьи полностью игнорирует слова ап. Павла «Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы, кому повинуетесь» (Рим. 6:16), слова Христа «Вы делаете дела отца вашего. Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Вы потому не слушаете, что вы не от Бога.» (Ср. Ин.8:41-47) и слова ап. Иоанна Богослова “Для сего то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола.” (1Ин. 3:8). Поскольку справедливо Адам и Ева были преданы в рабство диаволу, то ничего нет удивительного, что потомство Адама и Евы принадлежало по праву сатане, ибо «Кто родится чистым от нечистого? Ни один.» (Иов.14:4). Дети раба и рабыни – собственность их владельца, и на птичьем дворе не рождаются свободные цыплята – они все принадлежат фермеру. «Богословская проблематика традиционного учения о трансляции Адамова греха» в таком виде, как ее ставит автор в своей статье, на мой взгляд возможна только в случае отрицания существования диавола как личности, обладавшего до Креста Христова законными правами на человека (кто кого слушает, тот тому и раб). Как кажется приятие 16-ой омилии св. Григория Паламы " О том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил " освободило бы автора от бремени написания данного материала. Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет.

http://bogoslov.ru/article/6026530

IV ч. 332 стр. по изд. 1900 г.). «Прежде, нежели они низринуты (с неба), говорит Немезий, и им, как людям при жизни, предоставлена была возможность прощения. А так как они не воспользовались ею, то справедливо подверглись вечному и непреложному осуждению» (Nemes. De hom. opific. c. 1). 298 Эту мысль высказывали многие из древних, напр. Иустин (Разг. с Триф. 141), – Ириней (Пр. ересей 1, 10), – Василий В. (На Ис.14 гл.), – Кирилл иер. (Огл. поуч. IV, 1), – Иероним (Прот. Руфииа, II, 6–7; Пис. 124, к Авиту), – Августин, (О град. Бож. XV, 27; XXI, 17), – Дамаскин (Точн. изл. в. II, 4). А в житии св. Антония В. эта мысль подтверждается рассказом о том, как однажды пришел к нему диавол в образе человека и просил его помолиться об нем Богу. Великий подвижник помолился, и Бог открыл ему, что диавол должен стоять на одном месте три года, и днем и ночью молить Бога о прощении своей злобы и о даровании ему прежней славы. Когда Антоний сказал это диаволу, то последний ответил ему: «если бы я захотел помолиться Богу, то давно бы раскаялся» (Чет. Мин. под 17 Янв.). 300 В откровении ап. Иоанна это событие изображается так: произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змей, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним ( Откр.12:7–9 ). Что это событие относится к прошедшему, ясно из сопоставления этого описания со словами Спасителя ( Лк.10:18 ) и указанием ап. Иуды (6 ст.). 302 Соответственно этому в описании искушений И. Христа от диавола говорится, что диавол, показав И. Христу все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее ( Лк.4:5–6 ). 303 Древние отцы и учителя церкви подробно выясняли библейское воззрение на язычество, т. е. как на происшедшее под влиянием демонов и в его целом как на область действий и господства сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010