Апостолы не ограничились одним городом. По дороге в священный город они заходили во многие селения и небольшие города Самарийские, не с одной тысячей народонаселения 854 , приглашаемые сюда, вероятно, христианами, бежавшими из Иерусалима во время гонений. И здесь они, останавливаясь на некоторое время, проповедовали слово Божие. „Смотри, говорит Св. Иоанн Златоуст , как и в самом путешествии они совершили свое дело. Они и путешествовали не напрасно“ 855 . Может быть, Эн-Ганним был одним из этих селений. Некогда здесь было сказано Спасителем Иоанну и его брату: „не знаете, какого вы духа“. Теперь он яснее понял, почему Спаситель укорил его за гневное желание низвести огонь с неба, чтобы он истребил всех жителей этого селения. В это время он также постиг то, что разумел Христос, когда сказал им у колодца Иакова: „возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели в жатве. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились и вы вошли в труд их“. Проходя Самарией, Апостолы, вероятно, вспоминали, как они не раз путешествовали здесь со своим Наставником, что Он им здесь говорил. Проповедав слово Божие в Самарии всюду, где можно было, Петр и Иоанн спешат в Иерусалим. „Для чего они опять идут туда, где было гонение, где было начало бедствий, где особенно пребывали убийцы? Как на сражениях поступают военачальники, устремляясь к той части войска, которая ослабевает, так делают и они“ 856 . Ревностные пастыри не могут поступать иначе. Более мы уже не видим Ап. Петра и Иоанна благовествующими вместе. По свидетельству св. Дееписателя Ап. Петр один идет в Иоппию, в Лидду, к Корнилию сотнику, один благовествует в Антиохии 857 . Быстрое распространение христианства и частые гонения на христиан – вот причины временной разлуки этих двух великих Апостолов. „Так как они должны были принять на себя попечение о вселенной, то им уже не следовало быть вместе друг с другом: это было бы весьма вредно для вселенной“ 858 . И действительно, теперь христианские общины были и на севере, и на юге, и на западе, и на востоке Палестины, были они даже и в Дамаске.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

А что Он пребывает в нас, узнаем по Духу, которого Он дал нам. Что Бог пребывает в нас, говорит Иоанн, это мы узнаем по Духу, т. е. по действиям или дарам Духа, которые сообщаются нам от Бога. О Святом Духе, действующем в нас, апостол Павел говорит «: Который и запечатлел нас и дал залог Духа в сердца наши» ( 2Кор.1:22 ). В другом месте: в Нем (Иисусе Христе) «уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом», «Который есть залог наследия нашего» ( Еф1:13.14 ). Тот же апостол пишет: «Дары различны, но Дух один и тот же» ( 1Кор.12:4 ), т. е. дары различны, но Дух, податель их, один и тот же. И далее говорит: «Но каждому дается проявление» (открытое действие) Духа на пользу, «Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно.» ( 1Кор.12:7–11 ). Это говорит Апостол преимущественно о дарах чрезвычайных, которые первенствующую Христову Церковь отличали от общества неверующих во Христа. Чрезвычайные дары Духа необходимы были для основания, распространения и утверждения Христовой Церкви на земле: потому, по распространении и утверждении Христовой Церкви на земле, они сократились. Но дары Св. Духа, необходимые для спасения каждого верующего во Христа, по благости Божией, никогда не перестают подаваться истинным христианам, таковы плоды Духа, исчисляемые Апостолом: «любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» ( Гал.5:22–23 ) и другие. И те плоды истинной любви к ближнему, о которых предложено в настоящей беседе, по указанию апостольского учения, суть также действия Св. Духа. Чувство усыновления Богу, успокоение в Боге, живое упование на Бога и богоугодная молитва суть действия Св. Духа, свидетельствующие о единении человека с Богом, и о пребывании Бога в человеке.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

20 . Впрочем, вы имеете помазание от Святаго и знаете всё. Я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и тó, что всякая ложь не от истины. Так св. Иоанн, показывая причину, почему пишет не пространнее, а предлагает только краткие наставления, говорит, что пишет к знающим истину, которым ненужно подробно раскрывать ее. Впрочем, вы имеете помазание от Святаго, и знаете все. Вы истинные христиане, помазанные Духом Святым, «Которым вы запечатлены в день искупления »( Еф.4:30 ), вы участвуете в дарах Св. Духа. Силою сего помазания вы знаете все, что нужно знать для получения спасения, для того, чтобы спасительные истины отличать от заблуждения и обмана; чтобы всегда вам хранить истинную веру и удаляться всякого лжеучения и пагубного греха. В понятии помазания Апостол соединяет и понятие о действии Святого Духа, которым все верующие помазуются в таинстве миропомазания, и то ведение, которое верующие приобрели уже и приобретают при помощи слова Божия и устных христианских наставлений (ст. 24). и, пребывая в Церкви, должны всегда хранить, вспомоществуемые благодатью Святого Духа. Поэтому Апостол, предполагая в христианах помазание Духом Святым, по заслугам Христа Спасителя, говорит далее: я написал вам не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно как и то, что всякая ложь не от истины. Я написал вам не с тем, чтобы предложить вам подробное учение об истинах правой веры, как бы доныне вы не знали сего учения; нет, я написал это потому, что вы, имея помазание от Святого, знаете это учение истины, равно как знаете и то, что всякая ложь, или всякое ложное учение, какое стали распространять лжеучители, не происходит от истинной веры, из недр святой Церкви, которой Глава есть Иисус Христос; но я только напоминаю вам, как знающим истинное учение, остерегаться лжеучителей. 22 . Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Предостерегая верующих от лжеучителей, св. Иоанн указывает на главный вид лжеучения или обмана, – это отрицание истинного понятия об Иисусе Христе, как обетованном Спасителе, Царе и Боге. Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это антихрист, отвергающий Отца и Сына. Кто более лжет, обманывает или заблуждается, как не тот, кто не признает, или отвергает, что Иисус есть обетованный Мессия, Спаситель мира, Сын Божий, истинный Бог и человек? Кто отвергает в Иисусе эти преимущества; тот есть один из антихристов, которые стали появляться теперь, -не признающий Отца и Сына.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

В послании к коринфянам он пишет: «Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любы Бога и Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами» ( 2Кор.13:13 ). Здесь Господь Иисус Христос и Дух Святой представляются лицами, действующими наравне с Богом Отцом, и отличаются от Него своими особенными наименованиями и действиями. А так как эти действия могут быть относимы только к делам Божиим, то и совершающие их лица одинаково божественны, как и Бог Отец. Еще раздельнее представляются все три лица в другом месте, где апостол говорит: «Разделения дарований суть (дары различны), а тойжде Дух; и разделения служений суть (и служения различны), а тойжде Господь: и разделения действ суть (и действия различны), а тойжде есть Бог, действуяй вся во всех» ( 1Кор.12:4–6 ). Разделение даров и служений может быть производимо только лицами. Дух, следовательно, и Господь, т. е. Иисус Христос, Сын Божий, суть особенные лица, отличные от Бога Отца, но они в Нем, как производящем все во всех, соединяются воедино. Заметим, наконец, что к столь ясному учению об Отце, Сыне и Св. Духе ап. Павел присоединяет не менее ясное учение о единстве Божием. Так, в послании к коринфянам направляя свою речь против языческого многобожия говорит он: «Вемы, яко идол ничтоже есть в мире, и яко никтоже Бог ин, токмо един. Аще бо и суть глаголемии бози, или на небеси, или на земли, яко же суть бози мнози и господне мнози; но нам един Бог Отец из Негоже вся, и мы у Него, и един Господь Иисус Христос, Имже вся, и мы Тем» ( 1Кор.8:4–6 ). То же повторяет он и в послании к ефесянам, говоря: «Един Господь, едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех, Иже над всеми, и чрез всех, и во всех нас» ( Еф.4:5,6 ; также в 1Тим.2:5 ). С такой твердостью уча о единстве Божием при вере в Отца и Сына и Св. Духа, апостол этим ясно показывал, что при вере в Отца и Сына и Св. Духа должна сохраняться неприкосновенной и вера в единого Бога, и что та и другая должны находиться между собой в полном и внутреннем согласии. § 93. Учение апостола и евангелиста Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Malev...

„Сын мой! наставления моего не забывай, и заповеди мои да хранит сердце твое“. „Сын мой! храни заповеди мои и живи, и учение мое, как зрачок глаз твоих. Навяжи их на персты твои, напиши их на скрижали сердца твоего“. В благочестивой семье не опускалось ни одного случая научить членов её, во время вкушения пищи, дома или вне его, утром и вечером, закону Господню 266 . Говорит отец своим детям о любви к Богу, о счастье и благоденствии праведных и постоянных страданиях злых, о правдивости, искренности, гневе, ссорах, мудрости, трудолюбии, смирении, об отношении к злым, добрым, глупым, разумным, о молитве, посте, почтении к родителям, старцам и т. д. 267 . Его наставления обнимали всю жизнь человека от его рождения до самой смерти. Кажется, не оставалось ни одной стороны в жизни человека, которой они не касались бы. Если мы вспомним, что труд у Евреев в праздники считался незаконным, и на праздники, если соединить их все вместе, посвящалось ежегодно два месяца 268 , то для нас будет понятно, что у Зеведея вполне было достаточно времени для домашних наставлений... Семейство, к которому принадлежал Иоанн, вероятно, имело столько познаний, сколько предлагала тогдашняя синагога 269 . Под руководством своего отца, Иоанн получил обычное воспитание, какое получал в то время каждый еврейский мальчик. До пяти лет они изучали молитву (Schemone-Ezre), которую не только каждый израильтянин должен был читать три раза в день, но даже рабы и дети 270 . Это одна из самых замечательных еврейских молитв как по своему содержанию, так и по глубине и силе религиозного чувства, каким она проникнута вся от начала до конца 271 . В пять лет они приступали к изучению Св. Писания 272 . Священные книги, в крайнем случае отрывки из них, можно было найти в каждом еврейском доме. Если полный список Св. писания, написанный на пергамине или папирусе, большей частью имели богатые люди, то закон, пророки и псалтирь были даже в домах незажиточных людей. Отдельные изречения, взятые из Св. Писания, постоянно встречались в каждом доме на дверях; косяках и филактериях 273 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

В течение двухтысячелетий, истекающих ныне со времени прихода в наш мир Господа Иисуса Христа, Священное Писание являлось предметом благоговейного почитания постоянно обращавшихся к нему проповедников и учителей христианской веры, особенно отцов Церкви, многие страницы творений которых буквально испещрены библейскими изречениями (см. например, творения св. Иоанна Златоуста или св. Григория Нисского ). Это неудивительно, ибо «слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» ( Евр 4:12 ). Слово Божье, преподанное нам в Священном Писании, как все в нашем тварном мире, имеет причину и цель. Причиной, источником его происхождения является воля Божья, благая и совершенная. На эту причину указывает евангелист св. Иоанн Богослов, приоткрывающий нам тайну вочеловечения Второго Лица Святой Троицы, Которое он именует «Словом». «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог . Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть… и Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» ( Ин 1:1–4 ). Таким образом, Слово Божье онтологически божественного происхождения; наша Церковь учит, что Сам Богочеловек Иисус Христос – высшее Божественное Откровение, Слово Отчее: Он явил Себя миру, в Себе явил миру Бога Отца ( Ин 14:9–12; 10:30 ) и от Отца послал Духа Святого, Который делает людей способными принять, понять и усвоить Слово как Откровение Божье, познать Бога верой, надеждой и любовью, в чем и состоит спасение и жизнь вечная ( Ин 4:26; 15:26; 16:13; 17:3 ). Имея божественное происхождение, Слово Божье дано нам с целью также божественной. Эта цель совпадает с целью воплощения Слова Отчего, Сына Божьего – спасение рода человеческого, о чем Он Сам многократно говорил: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» ( Ин 3:16 ); «Сын Человеческий… пришел… чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» ( Мф 20:28 ); «Сын Человеческий пришел… души человеческие… спасать» ( Лк 9:56 ). Эта величайшая истина глубоко проникла в сознание не только учеников, непосредственных свидетелей земной жизни Спасителя, но и в церковное сознание всех последующих поколений; так, апостол Павел, сам принадлежавший ко второму поколению учеников, писал своему ученику Тимофею предельно кратко, но с предельной ясностью: «Христос Иисус пришел в мир спасти грешников» ( 1Тим 1.15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Mudyugi...

Вот что говорит Ванга в 1983 году в ответ одному журналисту, спрашивающему ее видела ли она Христа (Кр. Стоянова говорит, что сохранила и магнитофонную запись): “Да, но у него нет фигуры. Это один огромный огненный шар, в который не можешь взглянуть от света. Только свет. Другого не видно. Если кто-то тебе скажет, что он видел Бога, знай, что это неправда” . На первый взгляд в этих словах нет ничего особенного, кроме обычных для Ванги претензий, что она видит то, что для других скрыто, и следовательно, ее слова пророческие. Однако здесь мы прикасаемся к одному очень важному богословскому вопросу, по которому высказывались апостолы и святые отцы и поэтому не можем его пропустить без внимания. Своими словами, что Христос не имеет фигуры, Ванга практически отвергает апостольское учение, что Бог-Слово воплотился и стал человеком (см. Ин.1:14 и 1Тим.3:16 ); это гласит и Символ веры , читаемый на каждой св. Литургии. Может быть невольно (но душегубительно!) Ванга проводит обольстительные идеи, что Христос не имеет действительной человеческой плоти. А для подобных прельщенных людей, отрицающих тайну Боговоплощения, св. апостол и евангелист Иоанн Богослов говорит: “ Духа Божия (и духа заблуждения) узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога; а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире ( 1Ин.4:2–3 ), и снова: “ Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего во плоти: такой человек есть обольститель и антихрист ” ( 2Ин.1:7 ). Давайте совсем коротко проследим ужасные последствия, которые могли бы логически проистечь из заблуждения (все еще не будем употреблять более тяжелое слово “ересь”) Ванги, что Христос “не имеет фигуры” и только внешне подобен человеку. Итак, если бы Христос не принял человеческой плоти, то Он бы и не страдал и не умер бы на Кресте, и следовательно и не искупил бы Кровью Своей грехи человеческого рода. Если бы Христос был только внешне подобен человеку, тогда непонятно как и почему христиане причащаются Телом и Кровью Христовыми . Становится понятнее и откуда происходит заблуждение, что Христос не может быть изображен на иконах. Однако святые Отцы учат нас обратному: именно Боговоплощение дает основание и для иконописания и иконопочитания. Это точно слова св. Иоанна Дамаскина в его “Первом защитительном слове против отвергающих святые иконы”: единственно явление Бога во плоти делает возможным и Его изображение на иконах .

http://sueverie.net/vanga-portret-sovrem...

Слово в неделю 4-ю Великого поста о смирении 31 марта 1957 г. Есть предметы, говорить о которых всегда полезно и прилично в Церкви Христовой, этом великом училище благочестия, где всякому верующему в Господа нашего Иисуса Христа возвещаются «глаголы живота вечнаго» ( Ин. 6:68 ), указываются пути и предлагаются все необходимые средства к достижению спасения и вечной жизни. Св. апостол Петр, увещевая верующих приложить все старание к приобретению важнейших христианских добродетелей, говорит: «Я никогда не перестану напоминать вам о сем, хотя вы то и знаете и утверждены в настоящей истине» ( 2Петр. 1:12 ). Подобное этому видим и на примере св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Древнее предание гласит, что, достигнув глубокой старости и уже не имея сил произносить большие поучения, он постоянно и многократно повторял одно краткое изречение: «Детки, любите друг друга». И когда его спросили, почему он повторяет одно и то же, он ответил: «Это заповедь Господня, если исполните ее, то и все исполните». К числу предметов, постоянно, при каждом удобном случае, «благовремение и безвременне» предлагаемых вниманию христианина Св. Церковью, относится и учение о смиренномудрии. Нет, пожалуй, такой страницы во всех книгах Священного Писания , где не говорилось бы о важности смирения или не прославлялась бы эта прекрасная и спасительная добродетель. А во многих местах этих книг яркими красками рисуются дивные примеры истинного смиренномудрия. Вспомните царя и пророка Давида, со смирением переносившего несправедливое поношение врагов своих, как заслуженное наказание от Господа за совершенный им грех, Давида, который говорил о себе, что он «червь, а не человек», который в покаянном псалме молит Господа даровать ему истинное смирение, ибо «сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». Вспомните мытаря, бьющего себя в перси, не смеющего возвести очи свои к небу и горестно восклицающего: Боже! милостив буди мне грешнику. Вспомните хананеянку, неотступно молящую Господа о помиловании ея дочери, с глубочайшим смирением принимающую слово Спасителя, которое другим показалось бы тяжкой, незаслуженной укоризной; хананеянку, о которой Господь сказал: «О жено! велия вера твоя. Буди тебе якоже хощеши» ( Мф. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Сущность таинства. – Таинство елеосвящения есть священнодействие, в котором, при помазании тела елеем, призывается на болящего Божия благодать, исцеляющая немощи душевные и телесные (Прав. Катехизис). Оно именуется также соборованием, так как совершается собором пресвитеров, с полным числом семи; впрочем, может совершаться и меньшим числом и даже одним иереем. Божественное установление таинства. – Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка 6:13 : многих больных мазали маслом и исцеляли. Наиболее ясное свидетельство о таинстве елеосвящения находится у апостола Иакова (5:14–15): Болен ли кто из вас? Пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне, – и молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи – простятся ему. Апостол говорит здесь не об особом «даре» исцелений; он предписывает определенную форму священнодействия, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание; соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание ап. Иакова на помазание елеем, как на обычное (хотя бы для того времени) врачебное средство, так как елей, при своем благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святой. Они называли себя не установителями таин Божиих, а только строителями таин и слугами Христовыми. Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое св. апостолом Иаковом, имеет Божественное установление. В древней христианской письменности можно найти косвенные свидетельства о таинстве елеосвящения у св. Иринея Лионского и у Оригена . Позднее более ясные свидетельства о нем есть у свв. Василия Великого и Иоанна Златоуста , от которых остались молитвы на исцеление недужного, вошедшие впоследствии в чин елеосвящения, – а также у св. Кирилла Александрийского . В пятом веке папа Иннокентий 1-й отвечает на ряд вопросов касающихся этого таинства. Он указывает, что совершать его следует над верующими больными и совершать его может и епископ, так как в словах апостола: да призовет пресвитеры – нельзя видеть запрещения епископу участвовать е священнодействии; только проходящим церковное покаяние нельзя сообщать этого помазания, потому что оно есть «таинство»; а кому запрещены прочие таинства, нельзя дозволить и это одно.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

Братия! Чтобы не колебаться нам на пути спасения, чтобы неуклонно всегда следовать за Господом, исполняя заповеди Его, и чтобы среди всяких скорбей и бедствий настоящей жизни никогда не ослабевать в надежде на Господа, будем всегда помнить, что Бог, воскресивший Господа Иисуса, чрез Иисуса воскресит и нас и поставит пред Собою (ст. 14). Будем помнить слова Апостола: «Если внешний наш человек и тлеет», среди скорбей и болезней, переносимых ради Господа, «то внутренний со дня на день обновляется», силою благодати. «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое; так как видимое временно, а невидимое вечно. Мы знаем, что, когда земной наш дом, сия хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный». ( 2Кор.4:16–18; 5: 1 ). Всеблагий Господь, Христос Спаситель наш, силою Духа Своего, да хранит всех нас твердыми и непоколебимыми в истинной вере и любви к Нему, и сподобит нас, после этой жизни, вселиться в жилище небесное, в дом нерукотворенный, веяный, чтобы там, с ликами всех святых, вечно прославлять Его, единородного Сына Божия, Царя и Бога нашего, вместе с Отцем Его и Святым Духом. Аминь. Беседа 34. В день св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Возлюблении, Бога никтоже виде нигдеже: аще друг друга любим, Бог в нас пребывает, и любы Его совершенна есть в нас ( 1Ин.4:12 ). В предложенном ныне чтении из Апостола св. Иоанн Богослов говорит о том, как Бог возлюбил человеков, и как мы должны любить Бога. Прежде предложенных слов Апостол говорит: «любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас, и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог; то и мы должны любить друг друга». После этого говорит Богослов: «Бога никто никогда не видал. Если мы любим друг друга; то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас». Заповедуя любовь к ближним, Апостол заповедует ее, как необходимое выражение или свидетельство нашей любви к Богу, которого мы должны любить всем сердцем и всеми своими силами. Истинная любовь к ближним есть доказательство нашей истинной любви к Богу. Как бы так говорит Апостол: Бог, как всесовершенный, Своим беспредельным существом обитает во свете неприступном, и ни в чем нашем не имеет нужды; потому мы, в засвидетельствование своей любви к Богу, не можем ничего делать непосредственно для Бога, как вседовольного и всеблаженного в Самом Себе. Но, если мы, по заповеди Божией, любим друг друга, и эту любовь к ближним свидетельствуем делами: то всеблагий Бог любовь нашу к ближним и дела ея относит к самому Себе и приближается к нам Своею любовью, и наша любовь становится истинною или совершенною любовью, потому что соответствует заповеди Божией, повелевающей: «да любой Бога любит и брата своего» ( 1Ин. 4:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010