Амон, сын Манассии, опять восстановил идолослужение, и через 2 года царствования был убит своими слугами ( 4Цар. 21; 2 Парал. 33). Иосия. Возобновление храма. Обретение книги закона. Истребление идолопоклонства. Нашествие фараона Нехао Иосия (сын Амона) делал угодное Господу. Сокрушив идолов в своем царстве и в Израильской земле, он повелел исправить храм Господень. Когда для обновления храма вынимали из сокровищницы его серебро, первосвященник Хелкия нашел там книгу закона, данную рукой Моисея 464 , и представил ее царю. Выслушав написанные в этой книге страшные угрозы за беззакония, царь ужаснулся, разодрал одежды свои, собрал старейшин и народ в храм Господень, прочитал им найденную книгу закона и заключил завет перед Господом соблюдать заповеди Его, а за ним и весь народ вступил в этот завет. После этого Иосия истребил в своем царстве остатки идолопоклонства и суеверий (терафимы 465 ), вызывателей мертвых и волшебников, отправился в Вефиль, там разрушил жертвенник, устроенный Иеровоамом, и сжег на месте его кости жрецов, служивших золотому тельцу 466 . И не было еще царя, который бы так ревностно старался исполнять закон Моисея. Но так как обращение иудеев к Богу было временное, то Господь не отложил гнева Своего на них, и взял от них благочестивого царя. Фараон египетский Нехао пошел через Палестину на Евфрат, чтобы совершить завоевания на правом берегу Евфрата 467 . Иосия вышел против него на сражение, был тяжело ранен (при Мегиддоне) и умер 468 . Весь народ с непритворными слезами похоронил своего царя. Пророк Иеремия оплакал его в плачевной песне (Иосиа царствовал 31 г.; 4Цар. 22, 23:1–30 ; 2Пар. 34, 35 ). Иоахаз. Иоаким. Начало вавилонского плена (4902 год от сотворения мира, 607 год до Рождества Христова) 469 . Иехония После смерти Иосии остались три сына его: Елиаким, Иоахаз и Матфания. Народ иудейский поставил царем второго из них, Иоахаза, вероятно, надеясь на его храбрость. Но Иоахаз делал неугодное Господу. Через три месяца фараон Нехао, после завоевания Кархемиса, возвращаясь с Евфрата, сделал царем иудейским Елиакима, переименовав его Иоакимом, и наложил на Иудею дань, а Иоахаза взял в плен в Египет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

Аппиева площадь (или «Форум Аппия», лат. Appii Forum) находилась в 62 км от Рима, Три гостиницы (или «Три харчевни», лат. Tres Tabernae) – в 48 км. 607 Оба упомянутых места были перевалочными пунктами на Аппиевой дороге: они упоминаются в сочинениях Цицерона (Три харчевни – неоднократно) 608 и других латинских авторов. Судя по рассказу Луки, навстречу Павлу вышли две группы римских христиан: одна встретила его у Аппиевой площади, другая – у Трех гостиниц. Если сотник все еще сопровождал Павла, он мог видеть, как по мере приближения узника к Риму толпа сочувствующих ему увеличивается. Павла ждали в Риме давно – еще с того времени, когда получили его Послание к Римлянам, написанное из Коринфа. Там Павел писал: Свидетель мне Бог, Которому служу духом моим в благовествовании Сына Его, что непрестанно воспоминаю о вас, всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею ( Рим. 1:9–12 ). И далее сообщал о том, что много раз намеревался прийти в Рим, но встречал к этому препятствия ( Рим. 1:13 ). В том же послании, как мы помним, он сообщал о намерении посетить Рим на пути в Испанию ( Рим. 15:28 ). Обстоятельства сложились иначе, и с того времени, как было написано Послание к Римлянам, прошло не менее трех лет. За эти годы Павел успел добраться от Коринфа до Иерусалима, был там арестован, просидел два года в заключении в Кесарии, затем отправился в плавание, потерпел кораблекрушение, перезимовал па Мальте. И вот теперь он, овеянный славой апостола, более всех других потрудившегося ( 1Кор. 15:10 ) в проповеди Христа, приближается к Риму, куда давно стремился и где его с нетерпением ждут. 390 См.. например: Dunn J.D.G. The Acts of the Apostles. P. 266, 284; Dunn J.D.G. Romans 9–16. P.880. 391 См.: Bruce F.F. Peter, Stephen, James and John. P.102–106; Moo D.J. The Epistle to the Romans. P.911.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ассур,-повторяем мы, – есть постоянно повторяющийся тип мира и его деятелей, которые не знают Бога, а потому не понимают, что они и орудия воли Божией и вместе с тем свободные души, могущие избирать зло или добро по произволению. Потому то они, приписывая все себе и единому духу человеческому, находятся в темноте и становятся совершенно беспомощны, когда (по человеческому выражению) счастие изменяет им. И в читаемых нами стихах Ассур не воздает хвалу Богу, не воздымает духовные очи к небу 607 , и потому не понимает, что и судьбу и местопребывание народов определяет Творец мира, а не человек. Во Втор. 32:8 высказан основной закон: „Всевышний дает удел народам“ 608 . Эту мысль высказывает и Апостол Павел перед Ареопагом, указывая, что и пределы владения народов и самое время их существования предопределены Богом. ( Деян. 17:26 ). В речах Ассура же мы видим не только гордость, но и детское неведение, соединенное с упоением успеха многолетних завоеваний этого воинственного народа 609 . 15 . Величается ли секира пред тем, кто рубит ею? Пила гордится ли пред тем, кто двигает ее? Как будто жезл восстает против того, кто поднимает его; как будто палка поднимается на того, кто не дерево! 16 . За то Господь, Господь Саваоф пошлет чахлость на тучных его, и между знаменитыми его возжет пламя, как пламя огня. Прежде всего надо оговорить, что последняя фраза стиха 15-го не совершенно согласна с переводом Вульгаты и других переводных текстов. Вульгата передает эту фразу так: „Si.... exaltetur baculus, qui utique lignum est“. Такой смысл дает и фр. перевод Maistre de Sacy, и Английский узаконенный, и Остервальда, и Франц. Библия 1731 года (в La Haye). В этом смысле последняя фраза стиха 15-го гласила бы: „как будто бы величается палка, которая не что иное как дерево“. Но надо сказать, что в тексте немецкой библии, изданной Отто Герлахом и Шмидером 610 перевод, как и наш, дает: „как будто палка подымается на того, кто не дерево“. В объяснении комментатор говорит: „Палка есть дерево; человек держащий ее в руке не дерево.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Бедный» же – это народ иудейский, у которого, как казалось, кое-что было от Закона и пророков, от заслуг патриархов, от благодати праведников, однако он все равно валялся в брении и на гноище, потому что был погружен в телесные пороки, в грязь грехов, в языческий обман. Народ же язычников, который мы узнаем в «нищем», лежал в прахе и на земле, потому что поклонялся земным идолам, потому что все ожидал с земли и ничего – с неба. Обоих их «поднимают», ибо оба получают спасение; оба они «возвышаются», ибо оба получают свободу: один – от земли пороков, другой – от гноища грехов; один – от служения идолам, другой – от нарушения правды. И оба они возводятся к тому, чтобы быть «посаженными рядом с князьями» 604 , то есть вместе с апостолами и пророками, которые и есть князья Церкви Божией. 4 . Не случайно и то, что, хотя речь шла о двоих, с князьями оказывается посажен только один, ведь два народа стали одним народом Церкви; он-то и был посажен в чести князей народа и приобщен к апостолам и пророкам. Итак, два призвания стали одним народом, ибо двое превратились в одно, как сказал апостол: " И призвал и дальних, и близких; ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно» 605 . И чтобы показать, что одна Церковь состоит из двух призваний, в конце псалма прибавляется: «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях» 606 . До пришествия Христова Церковь была неплодной, ибо не восприняла еще никакого семени праведности, не произвела еще на свет никакого плода веры. Она была бесплодной в вере, бесплодной в родах праведности 607 . Однако, когда она восприняла после пришествия Христова семя божественного Слова, то стала плодоносной и плодородной. Она породила и рождает ежедневно бесчисленных сыновей Божиих по всему миру, по всем странам. Ежедневно она зачинает и ежедневно рождает сыновей, ибо все приходящие к вере выходят на свет через ее духовную утробу. Так и пророк обращается к ней: «Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, не мучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» 608 .

http://azbyka.ru/otechnik/Hromatij_Akvil...

Быт.2:2–3 ). «Почему Бог благословил преимущественно седьмой день? Каждому из прочих дней, – отвечает блаженный Феодорит , епископ Киррский , – усвоено созидание чего-либо особенного. Поскольку же до дня седьмого Бог создал всю тварь, то ему вместо созидания дал благословение, чтобы сей один день из всех прочих не остался не награжденным. Сказано же «освятил» его вместо «отделил». Ибо во многих местах можно найти, что так понимается это слово в божественном Писании. Притом же, писавши сие иудеям, по необходимости выразился Моисей: и освятил его, чтобы большую честь воздавали субботе». 606 «Бог благословил и освятил седьмой день не потому, что имел нужду в упокоении (ибо Он не утруждается), – говорить святой Ефрем Сирин , – и не для того только, чтобы народу еврейскому дать его для упокоения от трудов (ибо по освобождении от рабства не разбирал он дней). Бог дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих имели отдохновение... Сверх того, поскольку нужно было установить седмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данною ему через это честию сравнился он с прочими днями, и восполнилось седьмеричное число дней, потребное для мира». 607 Заповедь о субботе была обязательна только для народа еврейского. Эта обязательность обусловливалась освобождением его из египетского рабства: «помни, что ты был рабом в земле египетской, но Господь, Бог твой, вывел тебя оттуда рукою крепкою и мышцею высокою, потому и повелел тебе Господь, Бог твой, соблюдать день субботний и свято хранить его» ( Втор.5:15 ). Стих Втор.5:14 «показывает, – замечает блаженный Феодорит , – какая цель субботнего покоя. Как ты всегда пользуешься их услугами, так пусть, хотя бы однажды в продолжение семи дней недели, насладятся покоем твои служители и служанки и скот твой. Α потом возбуждает сострадание воспоминанием о рабстве в Египте ( Втор.5:15 ). Опытом узнал горечь рабства; памятуя о сем, будь благосклонен и кроток к подчиненным, и каким покоем наслаждаешься сам всегда, такой и им давай вкусить в седьмой день.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

В некоторых сочинениях мухаммедан мы находим и самый текст мнимых пророчеств ветхозаветных пророков ο Мухаммеде; читателям «Миссионерского противомусульманского Сборника» отчасти известны как мнимые пророчества о Мухаммеде, заключающиеся будто бы в священных книгах иудеев и христиан, так и их обьяснение 605 . Мы со свосй стороны остановимся на одном пророчестве Моисея о Мессии, которое явно несправедливо относят мухаммедане к Мухаммеду. Разумеем слова Второзакония: «Пророка из среды тебя, из братьев твоих, как меня воздвигнет тебе Господь Бог твой, его слушайте». 606 И ниже; сказал Господь: «Я воздвигну им пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова мои в уста его, и он будет говорить им все, что Я повелю ему. А кто не послушает слов моих, которые (пророк тот) будет говорить моим именем, с того Я взыщу». 607 На это именно пророчество Моисея о Мухаммеде мы указываем потому, что лично слышали его от касимовского (рязан. губ.) ахуна, как сильнейшее возражение против христианского взгляда на Мухаммеда, как на лжепророка и потому не предсказанного в Писании... В главе девятой названного сочинения Тарджумани говорит, что пророческое достоинство Мухаммеда предсказано в ясных выражениях Пятокнижия, Евангелия, Псалмов и в писаниях пророков, равно как и то, что вероучение Мухаммеда будет пребывать до кончины мира. «Подлннно, – говорит он, – пророчество пророка нашего Мухаммеда – да помилует его Бог и да будет над ним мир – подтверждено во всех книгах Бога всевышнего и все пророки возвестили уже о нем». Сюда относится то, что сказано в семнадцатой главе первой книги Пятокнижия. Подлинно, Пятокнижие состоить из пяти книг, а все они в одном томе». Далее автор говорит, что, когда Агарь убежала от Сарры, супруги Авраама – Друга Божия, в ту ночь явился ей один ангел и сказал: «Возвратись, Агарь, и покорись Сарре. И она умножит твое потомство и даст тебе сына Измаила, и будет он чуждаться людей и будет рука его над всеми и руки всех будут над ним, и что он возвеличится в мире».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ostrou...

Воскресением Христовым даруется оправдание и Адаму и Еве, и всем, находящимся в преисподней. Сказано: «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя (то есть сойдя во ад. – О.С.), проповедал, некогда непокорным…» ( 1Пет.3:18–20 ).  Между смертью и Воскресением Сын Божий уже совершал миссию спасения для разбойника в Раю и для грешников в аду. И Церковь в пасхальном песнопении славословит Его: «Во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняй, неописанный » 607 . – То есть тело во гробе пребывало, душою Он сошел во ад «и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал», как Бог он вводил благоразумного разбойника в Рай Сладости, «и на престоле был еси, Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный» . Церковь славословит и подвиг Его в аду – «ад умертвил еси блистанием Божества» 608 . Но в Его Воскресении истинное Божество и истинное Человечество предстают в своем Халкидонском единении, и Он, именно как Богочеловек, предстал перед Своими учениками. Апостол Павел писал о воскресшем Христе: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» ( Рим.4:25 ). Таким образом, в Его Искуплении – прощение грехов, но оправдываемся мы в глазах Бога Отца – Его, Христа, Воскресением. И далее мы читаем: Мф.28:10 . «Тогда говорит им Иисус: не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня». Женщины понимают, что их миссия опосредованная, они должны донести весть о Воскресении Христовом до мужчин, апостолов. И они второй раз в это утро слышат слова – сначала от Ангелов, а здесь от Самого Сына Божия, – эти слова: « не бойтесь ». Страх сковывает многих людей, и прежде всего – страх нерешительности попытаться начать что-то менять в своей жизни. И тогда Бог, чтобы мы не впали в духовную летаргию, посылает нам те или иные встряски.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Все будет расхищено, разрушено, раззорено и уничтожено Халдеями. Подобн. Ам. 5:11 ; Мих. 6:14,15 . Соф.1:14,15 . 16. Яко близ день Господень великий, близ и скор зело: глас дне Господня горек и жесток учинися (ст. 15). Силен день гнева. день той, день скорби и нужды, день безгодия и исчезновения, день тмы и мрака, день облака и мглы, (Ст. 16). День трубы и вопля на грады твердыя, и на углы высокия. С Евр: «близок великий день Господень; близок и очень поспешит. Уже слышен голос дня Господня; горько возопиет тогда и самый храбрый (ст. 15). День гнева – день сей, день скорби и тесноты, день опустошения и раззорения, день тьмы и мрака, день облака и мглы (ст. 16), день трубы и браннаго крика против укрепленных городов и высоких башен». Пророк теперь описывает то время, когда вторгнутся в Иудею и будут опустошать ее свирепые Халдеи – народ, по описанию Св. пр. Аввакумма, горький и борзый, страшный и безпощадный ( Авв. 1:6,7 ). Это время, гов. Св. Софония, будет ужасно, и оно весьма скоро настанет, спешит, спешит к своему исполнению. Наказание Иудеев чрез внешних врагов, как известно, началось еще до плена Вавилонского. После смерти благочестивого царя Иосии (611 до Р. Х.), убитого на войне, Иудеи подверглись владычеству Египтян, затем вскоре (года через три или четыре) начались неприятельские вторжения Халдеев в Иудею (607 до P. X) и переселения Иудеев в Вавилон. Посему Св. пророк справедливо мог, в свое время, сказать, что «уже слышен глас Иеговы». Грозный, приближающийся день суда Божия уже давал себя чувствовать разными бедствиями, а когда наступил, тогда явились все ужасы опустошешя Иудеи. Св. пророк называет это время великим по тем бедствиям, какие были произведены Халдеями в Иудее, и по великим делам Божиим. Так и Св. пр. Иоиль ( Иоил. 2:11 ) называет день сей великим и страшным (светел зело) по этой же причине. Этот день, продолжает пророк, будет горек 23 и жесток 24 – до такой степени тяжел, несносен, что тогда сильно закричат и горько зарыдают даже самые неустрашимые люди (Ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Pyank...

е. за умерших» (Бес. на посл, к Фил., гл. 1, нравоуч. 3; на 1 посл. к Коринф, гл. 15, нрав. 41; см. также на Деян. Апост. 9 гл., прав. 21). Вопреки такому множеству свидетельств, сектанты-рационалисты отвергают и не верят в благотворность молитв за умерших и говорят, что молитвы эти совершенно бесполезны, так как никто будто бы не может изменить участи умерших. Евангельский богач, мучившийся в аду, замечают они, сколько ни просил Авраама облегчить ему страдания, получил отказ; «между нами и вами, сказал ему Авраам», утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» ( Лк. 16:26 ). – Но Св. Писание свидетельствует, что Христос нисходил в ад проповедывать душам мертвых ( 1Пет. 3:19 ), дабы «они, подвергшись суду по человеку плотью, жили по Богу духом» (–4:6), и уверовавших Его проповеди вывел из ада. Значит, для некоторых грешных людей возможно и после смерти возникновение жизни по Богу духом, а отсюда и выход из ада с помощью Господа. Что же касается евангельского богача, то для него, как умершего в неверии и жестокосердии, действительно, не было возможности переменить свою загробную участь, потому что это возможно лишь для умерших в вере и покаянии. Выражение: «хотящие перейти отсюда к вам не могут» говорит не о том, что переход из ада в рай вообще невозможен, а о том, что умершие не могут перейти из ада в рай по своему желанию, сами по себе, но Церковь так и не учит. Наконец, в притче изображено состояние умерших в ветхозаветное время, как видно из слов: «у них есть Моисей и пророки», когда, действительно, не было выхода из ада; в Новом же Завете Христос, победивши диавола, имеет «ключи ада и смерти» ( Откр. 1:18 ), и поэтому может освобождать кающихся от мук ада. 606 б) Св. Писание свидетельствует, говорят сектанты, что после смерти человека над ним тотчас же совершается суд Божий: «человекам положено однажды умереть, а потом суд» ( Евр. 9:27 ), а «дары и призвание Божие непреложны» ( Рим. 11:29 ). Поэтому молитвы за умерших не могут изменить суда Божия. – По смерти человека, над ним совершается не окончательный суд, а лишь частный, и мздовоздаяние после этого суда не есть еще окончательное и решительное, так что для душ, сохранивших способность воспринимать действия божественной благодати и неповинных в смертных грехах, есть еще возможность, по молитвам Церкви, очиститься от грехов и изменить свое состояние. Только на страшном, последнем суде, имеющем быть при втором пришествии Христовом, будет определена окончательно и на вечные времена участь людей, после чего никакие изменения в их состоянии будут уже невозможны. 607

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

За отступления от всех слов закона проклят ты будешь в городе и... на поле... при входе твоем и... при выходе твоем... Поразит тебя Господь проказою Египетскою, почечуем, коростою и чесоткою, от которых ты не возможешь исцелиться. Поразит тебя Господь сумасшествием, слепотою и оцепенением сердца 607 . Ты будешь... притесняем и мучим во все дни. И сойдешь сума от того, что будут видеть глаза твои... Господь даст тебе... трепещущее сердце, истаевание очей и изнывание души... и будешь трепетать ночью и днем и не будешь уверен в жизни твоей. От трепета сердца твоего, которым ты будешь объят... утром ты скажешь: »О, если бы пришел вечер!», а вечером скажешь: «О, если бы наступило утро!» 608 Карающий Божий жезл всегда поднят над непослушными закону Божию и постоянно виден был в исторической жизни как израильского народа, так и народов языческих. От еврейской скинии завета – места явления Бога Израилю часто исходил страшный огонь. Он поедал и поражал нечестивых сынов Израиля тысячами. Явление Бога Израилю на горе Синай, объятой огнем и дымом, и слышание всем народом голоса Божия, изрекавшего заповеди Закона, были столь страшны, что израильтяне умоляли Моисея пересказывать своими устами волю Божию. «Пусть Бог не говорит с нами, чтобы нам не умереть», – трепетно восклицали они. И отвечал им пророк: »Бог пришел, чтобы... страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили " 609 . Непосредственная близость к человеку Бога – вечного пламени и огня поядающего 610 – не может не вызывать трепета человеческого. По этой причине пророки Божии Моисей и Илия во время богоявлений им в страхе закрывали лица свои, один – своей одеждой, другой – милотью 611 . Или вспомним ряд чудесных исторических фактов, каковы: потопление в Чермном море фараона и его войска, поражение ангелом Божиим в одну ночь ста восьмидесяти пяти тысяч войска ассирийского царя Сеннахирима 612 и то, как было связано неподвижными узами 613 войско царя Птоломея Филопатора. Эти и другие подобные события потрясали и продолжают потрясать души лиц, читающих о них в Библии.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Milov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010