276. Речь при пострижении в монашество студента Академии М. Сенцова, в иночестве Леонида, 9 марта 1902 г. Еп. Арсений. 1902, I, 4, 641–646. 277. Слово в день Покрова Пресвятой Богородицы. «Светла и не увядаема есть премудрость, и удобно видится от любящих ю, и обрящется от ищущих ю, предваряет желающим предуведетися». (Прем. Сол. VI, 12–13). 1902, III, 11, 377–384. 278. Речь при пострижении в монашество кандидата Академии И. Абурруса, в иночестве Игнатия, 7 июня 1903 г. Еп. Арсений. 1903, II, 7–8, 393–399. 279. Слово на хиротонии Евдокима, Еп. Волоколамского. Митроп. Владимир. 1904, I, 3, 409–413. 280. Речь при наречении во Епископа Волоколамского. 2 января 1904 г. Архим. Евдоким. 1904, I, 3, 414–424. 281. Речь пред молебном при начале учебных занятий в Московской Духовной Академии в 1904–1905 уч. году. Еп. Евдоким. 1904, III, 12, 593–601. 282. Слово в день празднования 95-й годовщины от основания Московской Духовной Академии (1 Октября 1909 г.) В.А. Троицкий. 1909, III, 10, 339–354. 283. Речь при наречении во епископа Волоколамского, 12 Сентября 1909 г. Архим. Феодор. 1909, III, 12, 513–515. 284. Путь духовной мудрости. Из речи на молебне пред началом учебного года в Московской Духовной Академии 1 Сентября 1909 г. Еп. Феодор. 1910, I, 1, 54–58. 285. Путь обновления. Из речи на молебне пред началом учебного года в Московской Духовной Академии 1 Сентября 1910 г. Еп. Феодор. 1910, III, 9, 149–155. б) Слова и речи надгробные. 286. Слова и речи проф. А.Д. Беляева, проф. С.С. Глаголева, преподавателя Вифанской Духовной семинарии А.П. Малинина, —28— студентов иеродиакона Игнатия (Дверницкого), свящ. Д. В. Рождественского и В.М. Бензина – при погребении профессора Д. Ф. Голубинского . 1904, I, 1, 190–211. 287. Речи проф. Н.А. Заозерского, И.Д. доцента Е.А. Воронцова, свящ. Н.П. Добронравова, С.Д. Левитского, С.П. Шумова и С.П. Горского – при погребении профессора П.И. Горского-Платонова . 1905, I, 1, 164–178. 288. Речи проф. А.А. Спасского, проф. А.И. Покровского и студента Н. П. Кудрявцева – при погребении профессора А.П. Лебедева . 1908, II, 7–8, 598–604.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пока римская империя была едина, при великом политическом значении вечного города против этого ничего нельзя было сделать. Иное дело, когда римская империя разделилась на две половины, причем восточная ее часть осталась без столицы. Римский епископ, как епископ столицы, притязает на высшую власть в церкви и вмешивается в дела востока. Отсюда, чтобы в самом основании подорвать его претензии – прямой вывод: это создать на востоке собственную столицу. Великий Евсевий своим проницательным умом отлично понял эту истину и вследствие этого, как правильно догадывается Зеек 1590 , предложил императору Констанцию сравнять его город Константинополь с Римом, чтобы тем самым уничтожить подчиненность востока столичному епископу. Эта мера была проведена в конце 339 года, когда Констанций вернулся в Антиохию из своего персидского похода. Он издал указ об учреждении новой столицы: по образцу Рима он учредил для нее преторов и установил аналогичные подати и повинности 1591 . Вместе с этим, начиная с 339 года, чеканится ряд монет и медалей, которые называют Константинополь владыкой, столицей и публично свидетельствуют о возвышении его во вторую столицу 1592 , причем одновременно с этим продолжают появляться еще монеты с фигурами Рима и Константинополя, как равными 1593 . Это возвышение последнего во вторую столицу в истории константинопольской церкви имело чрезвычайно важные последствия. О положении Евсевия, мы не говорим. Его положение в царствование Констанция было extra ordinem. С 339 по 342 г., т. е. год своей смерти, он фактически стоял во главе восточной церкви. Прикрываясь властью императора он смещал и назначал не только епископов, но и митрополитов не исключая даже таких влиятельных, как александрийский и антиохийский. Соборы были искусным орудием в его руках. Неожиданная смерть в 341 году прекратила дни этого могущественного временщика и сделала возможным возвращение епископа Павла на свою епископскую кафедру. Появление Павла в Константинополе явилось сигналом к массовым убийствам и мятежу.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Gidulyan...

После смерти имп. Константина все отлученные епископы, в их числе и Маркелл Анкирский, были восстановлены в своих епархиях, однако ненадолго, и Маркелл вновь был отлучен в конце 338 г. или в начале 339 г. 395 В марте 339 г. Афанасий Александрийский также был отлучен, после чего он отправился в Рим, а вскоре туда последовал и Маркелл. В Риме папой Юлием была предпринята попытка созвать Вселенский собор, однако восточные епископы-ариане отказались приехать и собор был проведен без них. К этому времени относится письмо Маркелла папе Юлию, в котором он желает оправдаться перед последним и вновь объясняет свое вероисповедание. Однако оно за прошедшие два года изменилось по ряду основных πλκτοβ. Так, в частности, Маркелл объеднняет Слово и Сына: «Следуя же Божественным Писаниям, верую, что существует один Бог и Его единородный Сын-Логос, всегда присущий Отцу и никогда не имеющий начала бытия, истинно от Бога начало имеющий, несозданный, несотворенный, но всегда сущий, всегда соцарствующий Богу и Отцу, Его же царствию, как свидетельствует апостол, не будет конца ( Лк. 1 , ЗЗ)» 396 – характерно, что раньше все это говорилось только о Слове, но не о Сыне. Также Маркелл отрекается от своей теории о конце царствования Иисуса Христа. Поскольку задача Маркелла – не просто объяснить свое вероисповедание, но и защититься, он приводит в своем письме отрывок из Никейского символа веры , показывая свою верность ему. И все же основные положения своей веры Маркелл не оставляет, а именно – он продолжает отрицать существование отличной от Отца ипостаси Сына; вот в чем он обвиняет своих противников: «Говорят, что Он, после того как явился, назван от Отца Логосом, и мудростью, и силой, и соответственно этому умствуют, что Он – иная ипостась, отличная от Отца» 397 . Такая разница между двумя сочинениями 336 и 339 гг. может иметь различные объяснения. С одной стороны, возможно, что Маркелл писал письмо к папе Юлию, руководствуясь исключительно целью быть возвращенным в лоно Церкви, а не своими истинными верованиями, с другой же стороны, он действительно мог поменять свои взгляды, ведь в течение нескольких месяцев Маркелл тесно общался с Афанасием Александрийским 398 , который, возможно, и повлиял на него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Соборъ на обновленияхъ, ο которомъ говорятъ историки, пришлось, такимъ образомъ, разложить на два собора, разделенные между собой полуторагодичнымъ промежуткомъ, но отъ этого вопросъ ο немъ не только не упростился, но еще более осложнился. Дело въ томъ, что еще до низложения Афанасия, провозглашеннаго на соборе 339–го года восточ – ные отцы вступили въ частныя сношения съ Римомъ съ целию добиться и здесь осуждения александрийскаго епископа, — и вотъ изучая историю этихъ сношений, можно видеть, что первый антиохийский соборъ, низвергший никейцевъ, не только не прекратилъ своей деятельности после низложения Афанасия, а, напротивъ, продолжалъ ее, повидимому, въ течение всего 340–го года. Такъ, когда папа, решивший пересмотреть дело Афанасия, послалъ на Востокъ приглашение явиться на соборъ, адресовавъ пригла–сительную грамоту одному Евсевию никомидийскому, а это было после прибытия Афанасия въ Римъ, т. — е. не ранее осени 339–го года, — то восточные епископы, между прочимъ, обиделись на папу за то, что онъ въ своемъ призыве обратился къ евсевианамъ только, а не ко всемъ епископамъ собравшимся въ Антиохии, и отправили къ нему кол–лективный протестъ. Следующее свое письмо папа адресуетъ уже не къ Евсевию, а къ Дианию, Флакиллу и прочимъ, писавшимъ къ намъ изъ Антиохии». Отсюда видно, что переписку съ папой, обнимавшую вторую половину 339–го года, вели не отдельные епископы восточные надъ личною своею ответственностью, а целый соборъ ихъ, заседавший въ Антиохии и представлявший собой всю восточную церковь. Кроме того, нужно принять во внимание, что по точному указанию Афанасия четвертая антиохийская формула, которую древние историки приписываютъ собору на обновленияхъ, на самомъ деле принадлежитъ не ему, а собору 342–го года, имевшему место тоже въ Антиохии. Сопоставляя все эти данныя, мы вместо одного собора на обновленияхъ получаемъ целыхъ четыре, действовавшихъ въ Антиохии на пространстве только двухъ летъ; одинъ соборъ, издавший правила и низложивший Афанасия, другой—переписывавшийея съ папой, третий—соборъ на обновленияхъ и четвертый—издавший последнюю антиохийскую формулу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Спустя полтора года после начала правления К. его первоначальное одобрение амнистии церковных иерархов или скорее индифферентность к этому событию сменились более строгим отношением к епископам. Будучи заинтересован в поддержке вост. епископата в условиях разгоравшейся войны с Персией, К. постепенно принял сторону церковного большинства, к-рое и при Константине I выступало за отход от Никейского Символа веры и против его защитников. Как и в последний период правления Константина, главным советником К. в церковных делах стал еп. Евсевий Никомидийский. В 338/9 г., после низложения никейца свт. Павла I Исповедника, Евсевий занял кафедру К-поля, что еще более укрепило его влияние на ход дел в Церкви и политику К. В нач. 339 г., несомненно с санкции К., сторонники еп. Евсевия Никомидийского составили Антиохийский Собор , на котором подтвердили все прежние обвинения против никейцев, прибавив также и то, что их возвращение на свои кафедры было неканоничным, т. к. произошло по решению имп. власти, а не церковного Собора. Все никейцы вновь были объявлены низложенными. Вместо свт. Афанасия на кафедру Александрии был избран Григорий Каппадокиец, который весной 339 г. прибыл в Александрию и при поддержке префекта Египта занял епископскую кафедру и все городские храмы. Свт. Афанасий вынужден был бежать из города и к осени 339 г. прибыл в Рим. Туда же уехали оставшиеся верными ему александрийские клирики и неск. других епископов-никейцев (в т. ч. Маркелл Анкирский). Еще до прибытия Афанасия еп. Евсевий отправил послание Римскому еп. свт. Юлию I с изложением всех выдвигаемых против Афанасия обвинений и постановлений Антиохийского Собора; он просил понтифика признать их. Однако Юлий решил пересмотреть дело Афанасия и пригласил Евсевия и др. вост. епископов прибыть на Собор в Рим. Никто с Востока не откликнулся. Римский Собор состоялся осенью 340 г. и объявил, что показаний александрийских пресвитеров, находившихся в Риме, вполне достаточно, чтобы признать возводимые на свт. Афанасия обвинения ложными. Т. о., оформился раскол между Церквами Востока и Запада, главным вопросом в котором первоначально было отношение к свт. Афанасию, но постепенно начали осознаваться и богословские противоречия. С этого времени свт. Афанасий стал абсолютным авторитетом на Западе в области учения о Св. Троице. В 40-х гг. IV в. обе церковные партии, проникейская на Западе и проарианская на Востоке, укрепляли свои позиции в разных диоцезах империи, находившихся под управлением братьев К. и Константа. Каждая из партий в своей части империи составляла церковное большинство и поэтому пользовалась поддержкой императора. По тем же причинам противоречия между ними первоначально носили ограниченный характер, а полемика развивалась медленно.

http://pravenc.ru/text/2057136.html

св. Пантелеимона (в Новгороде) 183 Пегау (в Тюрингии) 218 св. Петра (в Жамблу), см. Жамблу св. Петра (в Эрфурте) 347 Печерский в Киеве 209 Прюм (близ Трира) 44 Прюфенинг (в Бамбергском еп-ве) 253 Райхенау (в Швабии, на Боденском оз.) 25–26, 189 Ринтельн (на сев. Саксонии) (==Хеслинген?) 338 Россано (в Калабрии) 55 Сазава (в Чехии, к юго-вост. от Праги) 185 св. Серватия (в Кведлинбурге) 84 св. Симеона (в Трире) 120 Свентокшиский (Святого Креста) (в Кракове) 213 Сексард (на юге Венгрии) 358, 358 Ставло (в Бельгии) 193, 251 Страхов (близ Праги) 263, 263 Тегернзе (в Баварии, между верховьями Изара и Инна) 191 Тихань (в Венгрии, на оз. Балатон) 357, 357 Труафонтэн (в Шампани) 346 Хасунген (в Гессене) 115 Херзефельд (Харзефельд) (на сев. Саксонии) 341 Херсфельд (в Гессене) 46, 117, 191 Хеслинген (на севере Саксонии) 338, 339 Цвифальтен (в Швабии, на Верх. Дунае) 197, 200 Штаде (Пресв. Богоматери) 336 Штаде (францисканский) 336 св. Эгидия (в Провансе) 166 св. Эгидия (в Шомодьваре, в Венгрии) 166 св. Эммерама (в Регенсбурге) 274, 275 монголы, монголо-татары, см. татары (монголы, монголо-татары) Монтемаджоре, гора на юге Италии 95 Морава, р. в Сербии, прав, приток Дуная 357 Моравия, моравы 34, 129, 130–131, 167, 167, 170, 187, 201, 201, 226, 248, 248, 254, 254, 263, 297, 297 Моравия Вел. (Великоморавское гос-во) 25, 34 Моравское (Оломоуцкое) еп-во 186, 186, 265, 269 Моравский лес 129 Морс (Морсё), о-в на сев. Дании, в Лим-Фьорде 145 Москва собор Покрова Пресв. Богородицы (Василия Блаженного) 77 Мосул, г. в верховьях Евфрата 37 Мошонь, крепость на зап. Венгрии 358 Мраморное м. 18, 95 Мур (по-славянски – Мура), р. в Австрии и Словении 288 Муреш, см. Марош Муром, г. на сев.-вост. Руси 339 Муромо-Рязанское кн-во 339 Мюнстер, г. в Вестфалии 259, 273 Мюнхен 44 Наббург, замок к сев. от Регенсбурга 234 Наисс, античное назв. г. Ниш (см.) Найсе (Ниса), лев. приток Одера 68 Намюр, г. в Бельгии 156 Нарев, прав, приток Зап. Буга 280, 317 Неаполь 94 невры, античный нар. 149 невтры, нар. в Вост. Европе неопределенной идентифиации (==неврам?) 149,149

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, глава IV, 7//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 321. Феодор Студит, прп. Третье опровержение иконоборцев, глава III, 9//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 315. История византийской философии. С. 477. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 12//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 257–258. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. Оригинал см.: PG 99, 344 BC. Курсив наш. – В.Н. История византийской философии. С. 477. Баранов В.А. (совместно с В.М. Лурье). Иконоборчество и иконопочитание. Византийское богословие в VIII–IX веках//История византийской философии. Формативный период. – СПб.: Axioma, 2006. С. 407–486. Гроссу, Николай, свящ. Преподобный Феодор Студит. С. 182. PG 99, 464 D (сноска, входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Шёнборн К. Икона Христа. С. 213–214. Афанасий Великий. свт. Вопросы Антиоху, 39 (PG 28, 621 A) (сноска входящая в цитируемый фрагмент. – В.Н. ). Феодор Студит, прп. Опровержение и низложение нечестивых стихотворных произведений Иоанна, Игнатия, Сергия и Стефана, новых противников Христа…//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. – С. 324–351. С. 343. Феодор Студит, прп. Письмо к своему отцу Платону о почитании священных икон (57)//Творения: В 3 т. Т. 3. – М.: Сибирская Благозвонница, 2012. С. 133. PG 99, col. 504. Феодор Студит, прп. Первое опровержение иконоборцев, 20//Творения: В 3 т. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2011. С. 262. Шёнборн К. Икона Христа. С. 214. Курсив наш. – В.Н. Шёнборн К. Икона Христа. С. 213. История византийской философии. С.411. В.М. Лурье замечает, что в более поздней статье К. Шёнборн «несколько скорректировал свои взгляды». Подробнее см.: Lourie В. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine// Studia Patristica /ed. E. J. Yarnold. – 2000. – Vol. XXXIV (Louvain). P. 145–169. См.: Annexe I, P. 165–167.

http://bogoslov.ru/article/6193373

15/III Четверг. Служил литургию вместо 16/III в сослужении 4 х священников. После литургии молебен и чай для причта. Пел правый хор. Левому 400. 16 марта День ангела отца Клеоника. Поскольку в пятницу сырной седмицы литургии не положено, праздник перенесли на четверг 15 марта. 16/III Пятница. День святых мучеников Евтропия, Клеоника и Василиска. Помолился перед их иконой. Вечером собираются благочинные. Олимпиада Васильевна была в горфинотделе. Радости мало от её посещения. 17/III Литургия в 9 ч. утра будничная. Вечером всенощная. 18/III Прощеное Воскресение. 2 литургии. Вечером служба и обряд прощения. Беседа на тему “Аще отпущаете…”. 19/III 1 я седмица Великого Поста. Начало утром в 8 ч. Вечером в 6 1 / 2 Канон святого Андрея Критского я читал. Пела бригада с левым клиросом. 20/III Вторник. Канон читал о. Ал-др Державин. 21/III Среда. Канон читал о. Сергий. Исповедников 150. 22/III Четверг. Канон читали о. Ал-др Ветелев и о. Алексий. Поздравлял благочинного о. Ал-дра . Благочинный протоиерей Александр Скворцов отмечал свои именины в день Сорока мучеников Севастийских. 23/III Пятница. Исповедников 300. Вечером исповедь и правило. 24 Суббота. 2 литургии. Исповедников 1500 человек. Отсутствовал Павел Петрович . Имеется в виду отсутствие регента левого клироса Павла Петровича Ермакова. 25/III Воскресенье. 2 литургии. Исповедников 1500. После поздней литургии молебен в неделю Православия. Вечером после великопостной вечерни молебен с акафистом Божией Мате­ри, беседа о торжестве Православной веры. Отсутствовала Мария Владимировна по болезни. 26/III Понедельник. Служил о. Сергий. 27/III Вторник. Служил о. Ал-др Державин. Народу мало. 28/III Среда 2 й седмицы Великого поста. Преждеосвящен­ную литургию служил о. Ал-др Державин. Причастников 200. Получено извещение от Министерства финансов о пересмотре налога. Пел левый клирос. Приготовлена проповедь. Вышел Павел Петрович. Вечером молебен с акафистом мученику Трифону. 29/III Четверг. Будничная служба. Поездка с проповедью в Патриархию.

http://pravmir.ru/dnevnik-hrama-znameniy...

68. S. 78-109; idem. Zur Frage der griechischen Abstammung des Papstes Leo III.//DA. 1967. Bd. 23. S. 188-190; Adelson H., Baker R. The Oath of Purgation of Pope Leo III in 800//Traditio. N. Y., 1952. Vol. 8. P. 35-80; Grierson Ph. The Coronation of Charlemagne and the Coinage of Pope Leo III//RBPH. 1952. T. 30. P. 825-833; Wallach L. The Genuine and the Forged Oath of Pope Leo III//Traditio. 1955. Vol. 11. P. 37-63; idem. The Roman Synod of December 800 and the Alleged Trial of Leo III//HarvTR. 1956. Vol. 49. P. 123-142; Mohr W. Karl der Grosse, Leo III. und der römische Aufstand von 799//ALMA. 1960. T. 20. P. 39-98; Mainka R. Zum Brief des Patriarchen Nikephoros I. von Konstantinopel an Papst Leo III.//OS. 1964. Bd. 13. S. 273-281; Davis-Weyer C. Das Apsismosaik Leos III. in S. Susanna//ZfK. 1965. Bd. 28. S. 177-194; Beck H.-G. Die Herkunft des Papstes Leo III.//FMSt. 1969. Bd. 3. S. 131-137; Peri V. Leone III. e il «Filioque»: Ancora un falso e l " autentico simbolo romano//RSLR. 1970. Vol. 6. P. 266-297; idem. Il «Filioque» nel magistero di Adriano I e di Leone III//RSChIt. 1987. Vol. 41. P. 5-25; Geertman H. More Veterum: Il Liber Pontificalis e gli edifici ecclesiastici di Roma nella tarda antichità e nell " alto medioevo. Groningen, 1975; Schaller D. Das Aachener Epos für Karl den Kaiser//FMSt. 1976. Bd. 10. S. 134-168; Kerner M. Die Reinigungseid Leos III. vom Dezember 800: Die Frage seiner Echtheit und frühen kanonistischen Überlieferung: Eine Studie zum Problem der päpstlichen Immunität im früheren Mittelalter//Zschr. des Aachener Geschichtsvereins. 1977/1978. Bd. 84/85. S. 131-160; Belting H. Die beiden Palastaulen Leos III. im Lateran und die Entstehung einer päpstlichen Programmkunst//FMSt. 1978. Bd. 12. S. 55-83; Borgolte M. Papst Leo III., Karl der Grosse und der Filioque-Streit von Jerusalem//Byzantina. Thessal., 1980. T. 10. P. 403-427; Hageneder O. Das «crimen maiestatis», der Prozess gegen die Attentäter Papst Leos III. und die Kaiserkrönung Karls des Grossen//Aus Kirche und Reich: Studien zu Theologie, Politik und Recht im Mittelalter: FS f.

http://pravenc.ru/text/2463257.html

Иоанн X 914–928. Лев VI 928–929. Стефан IX 929–931. Иоанн XI 931–936. Лев VII 936–939. Стефан IX 939–942. Марин II 942–946. Агапит II 946–955. Иоанн XII 955–964. Лев VIII 963–965. Венедикт Y 964. Иоанн XV 965–972. Венедикт VI 973–974. Венедикт VIII 974–983. Иоанн XIV 983–984. Бонифатий VII 984–985. Иоанн XV 985–996. Григорий V 996–999. Иоанн XVI антип. 997–998. Сильвестр II 999–1003. Иоанн XVII 1003. Иоанн XVIII 1003–1009. Сергий IV 1009–1012. Венедикт VIII 1012–1024. Григорий антипапа 1012. Иоанн XIX 1024–1033. Венедикт IX 1033–1048. (Сильвестр III антипапа 1044). Григорий VI 1045 (купил папство у Венедикта IX и отказался). Климент II 1046–1047. Данас II 1047–1048. Лев IX 1049–1054. Виктор II 1055–1057. Стефан X 1057–1058. Венедикт X 1058–1059. Николай II 1059–1061. Александр II 1061–1073. Гонорий II антипапа 1061–1064. Григорий VII 1073–1085. Клименит III антипапа 1084–1100. Виктор III 1086–1087. Урбан II 1088–1099. Пасхалий II 1099–1118. Феодерих антипапа 1100. Алберт антипапа 1102. Мигинульф-Сильвестр IV антипапа 1105–1111. Геласий II 1118–1119. Каллист II 1119–1124. Бурдин, Григорий VIII, антипапа 1118–1121. Тебальд, Буккапек, Келестин, антипапа 1124. Гонорий II 1124–1130. Иннокентий II 1130–1143. Анаклет II антипапа 1130–1138. Григорий, Виктор IV, антипапа 1138. Калестин II 1143–1144. Лукий II 1144–1145. Евгений III 1145–1153. Анастасий IV 1153–1154. Адриан IV 1154–1159. Александр III 1159–1181. Виктор IV антипапа 1159–1164. Пасхалий III антипапа 1164 –1168. Каллист III антипапа 1168–1178. Иннокентий III антипапа 1178–1180. Лукий III 1181–1185. Урбан III 1185–1187. Григорий VIII 1187. Климент III 1187–1191. Келестин III 1191–1198. Иннокентий III 1198–1216. Гонорий III 1216–1227. Григорий IX 1227–1241. Келестин IV 1241. Иннокентий IV 1243–1254. Александр IV 1254–1261. Урбан IV 1261–1264. Климент IV 1265–1268. Григорий X 1271–1276. Иннокентий V 1276. Адриан V 1276. Иоанн XXI 1276–1277. Николай III 1277–1280. Мартин IV 1281–1285. Гонорий IV 1285–1287. Николай IV 1288–1292.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010