В 1891 году полковник Л. М. Чичагов совершает невероятное: подает в отставку и объявляет о своем желании стать священником. Это произвело настоящий шок у его близких, особенно у жены-аристократки. «Вы думаете, легко было моей жене, когда отец Иоанн Кронштадтский ей сказал: «Ваш муж должен быть священником», – вспоминал через много лет митрополит Серафим (1, с. 10). Уйдя в отставку, Леонид Михайлович переезжает с семьей в Москву, усердно изучает богословские науки и готовится к посвящению себя служению Святой Церкви. Этот период в его жизни характеризуется внешне незримым, но глубочайшим процессом формирования в душе офицера непоколебимого мировоззрения православного христианина. Желание помогать ближним заставило Леонида Михайловича освоить медицинскую науку. Он разработал свою систему лечения, основанную на применении лекарств растительного происхождения и, опробовав их на практике, изложил свое исследование в «Медицинских беседах», вышедших в двух томах. Создав особую систему лечения и прилагая ее с успехом в своей практике, он желал доказать, что медицина как наука более других необходима для людей, как облегчение в страданиях. Но медицина должна и более всякой другой науки «опираться на религию и изыскивать средства в природе, созданной Самим Творцом на пользу человечества» (6. с. 3–4). Излагая учение о трехсоставности человека, автор говорит о необходимости преуспеяния в духовной жизни, что будет способствовать к выздоровлению. Рассуждая о взаимоотношении религии и науки, Леонид Михайлович использует творения епископа Смоленского Иоанна, архиепископа Херсонского Иннокентия . Он приводит очень интересные исследования святителя Феофана Затворника о назначении человека, о появлении страстей греховных, о психологии грешника и праведника. Л. М. Чичагов пытается объяснить, что причиной многих болезней и эпидемий являются грех и страсти греховные. Свидетельствуя о том, что страсти появились у наших прародителей после грехопадения, автор делает вывод, что грех доводит нас до болезни и страсть – единственный корень недугов, о чем имеется множество указаний в Библии (6, с. 36). «История нам показывает, – пишет Леонид Михайлович, – что гнев Божий настигал города, где не насчитывалось ни одного праведника, что поветрия и эпидемии редко охватывали местности целиком, что, наконец, одно государство оставалось нетронутым, а лежащие по краям его терпели эпидемии» (6, с. 35).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Чтобы сделаться пастырем, наставником и руководителем, священник должен постоянно стремиться к духовному совершенству. «Большинство наших священников, – пишет Преосвященный Серафим, – особенно сельских, удовлетворяются сведениями, полученными в семинарии, и прекращают изучение пройденных духовных наук. Евангелие и жизнь по Евангелию есть самая трудная наука, которую святые отцы назвали наукою из наук. Представителю этой науки нельзя ни одного дня в жизни прекращать изучение ее, ибо только опыт жизни дает возможность уразуметь и глубину Божественного Откровения. При изучении его кругозор все расширяется» (11, с. 8). Архиепископ Серафим считает обязательным для каждого священнослужителя изучение творений святителя Игнатия (Брянчанинова) и святителя Феофана Затворника (11, с. 8). Архиепископ Серафим избирается членом Поместного Собора 1917–1918 годов и возглавляет секцию монашества. После Поместного Собора 1917–1918 годов в Москве, членом которого он был, Преосвященный Серафим возводится в сан митрополита и назначается митрополитом Варшавским и Привислинским. Но сложившаяся обстановка помешала ему выехать к месту нового послушания (2, с. 18). Владыка селится в Москве и служит в различных храмах. В 1922 году владыка Серафим был арестован, приговорен к 4 годам лишения свободы и выслан на поселение в г. Архангельск. В 1926 году он возвращается из ссылки и проживает в Сергиевском женском монастыре под городом Шуя Владимирской области. В 1927 году владыка Серафим признал власть митрополита Сергия (Страгородского) , а через год назначен на Ленинградскую кафедру. В епархии, зараженной обновленческим расколом, ему предстоял труд укрепления Православия. Митрополитом Ленинградским владыка прослужил пять лет. 24 октября 1933 года митрополит Серафим был отправлен на покой. Он проживал на даче близ станции Удельная. «Митрополит Серафим имел доброе, истинно христианское сердце, мгновенно откликался на нужды ближних. У него было много духовных детей» (2, с. 18). Он сочинял церковную музыку, никогда не расставался с фисгармонией. Большое внимание уделял церковному пению. Владыка Серафим хорошо рисовал, занимался иконописью. В московской церкви во имя пророка Божия Илии, что в Обыденном переулке, можно видеть замечательный образ Спасителя в белом хитоне и образ преподобного Серафима, молящегося на камне, написанные им (2, с. 18).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Как известно, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря», написанная владыкой Серафимом, сыграла решающую роль в вопросе канонизации Преподобного Серафима Саровского . Используя свои связи в придворных кругах, архимандрит Серафим сумел передать «Летопись» Императору Николаю II. Прочитав ее, Государь пришел к мысли о необходимости прославления преподобного Серафима в лике святых. Несмотря на сопротивление большей части членов Священного Синода, торжественная канонизация и открытие мощей преподобного Серафима Саровского состоялись в 1903 году. Подготовка канонизации и связанных с нею торжеств была возложена на архимандрита Серафима. Архимандрит Серафим с поставленной задачей справился блестяще. Здесь с необычайной силой раскрылись выдающиеся организаторские способности владыки Серафима. Кроме того, им были составлены «Слово в день прославления преподобного Серафима» и «Житие преподобного Серафима, Саровского чудотворца». Господь вел Своего избранника к высоте архиерейского сана. В 1905 году архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского, а затем попеременно направлялся на Орловскую (1906), Кишиневскую (1908) и Тверскую (1912) кафедры – в сане архиепископа. Повсюду он проявлял себя в качестве ревностного устроителя жизни приходских общин. В работе Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов владыка Серафим участвовал на правах правящего архиерея Тверской епархии, возглавив Соборный отдел «Монастыри и монашество». В конце 1917 года, изгнанный раскольниками со своей кафедры, святитель Серафим назначается Святейшим Патриархом Тихоном на Варшавскую кафедру, вступить в управление которой он так и не смог из-за военных действий в Польше. Разумеется, что столь яркий, талантливый архиерей мешал властям в их политике по уничтожению религии. В 1921 году, будучи к тому времени уже в сане митрополита, владыка Серафим впервые был арестован и приговорен к ссылке в Архангельскую область. После своего возвращения владыка Серафим в 1924 году вновь подвергся аресту: ему вменялось в вину прославление в 1903 году преподобного Серафима Саровского. Спустя несколько месяцев владыка Серафим по ходатайству Патриарха Тихона был отпущен, однако, по настоянию властей, Москву ему пришлось все же покинуть.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 11 декабря Церковь чтит память священномученика Серафима (Чичагова) 2 мин., 11.12.2023 Память священномученика митрополита Серафима (Чичагова) (+1937 г.) празднует Православная Церковь 11 декабря. Священномученик Серафим (в миру Леонид Чичагов) родился 9 января 1856 года в Санкт-Петербурге в семье генерал-майора Михаила Чичагова. Получив хорошее образование Леонид пожелал стать военным и в 1875 году его мечта сбылась – он получил звание подпоручика и был отправлен служить в Преображенский полк. В 1877-1878 годах будущий святой принял участие в Русско-турецкой войне на Балканах, в которой проявил себя с самой лучшей стороны, за что был произведен в поручики и отмечен несколькими боевыми наградами. По возвращении в 1878 году с фронта в Петербург Леонид встретился с праведным Иоанном Кронштадтским , который во многом определил будущее молодого человека. С той самой встречи Леонид самые важные решения в жизни принимал только с благословения святого Иоанна. В 1879 году Леонид Чичагов женился (в браке у него было четыре дочери), а также продолжал нести военную службу. Однако, в тоже время, он все более чувствовал потребность служить Богу. Оставив в 1890 году службу и переехав в Москву, в 1893-м Леонид был рукоположен в диакона, а потом и в священника. После смерти супруги батюшка стал все более задумываться о принятии монашества. Поручив своих повзрослевших дочерей доверенным лицам, в 1898 году он был зачислен в число братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, где получил новое имя Серафим. Побывав после этого в нескольких обителях, отец Серафим везде проявил себя энергичным и рачительным хозяином. С 1905 года, когда в стране прошла первая революция, отец Серафим взял новый подвиг служения Богу и людям – епископский. После этого он последовательно возглавлял несколько епархий, в которых проявил себя деятельным архипастырем. С 1917 года новая власть начала настоящую травлю владыки Серафима, который в то время управлял Тверской епархией. В 1921 году он в первый раз подвергся серьезному гонению со стороны большевиков, владыку даже посадили в Таганскую тюрьму. В январе 1922 года его ненадолго выпустили на свободу, но вскоре выслали в Архангельск, где священномученик прожил год. После окончания ссылки владыка Серафим вернулся в Москву, где жил достаточно уединенно.

http://foma.ru/tserkov-chtit-pamyat-svya...

Сарв Иоанн Романович (1866 – расстрелян 1937), протоиерей-священномученик Сацердотский Василий Михайлович – см.: Варлаам (Сацердотский). Свердлов Яков Михайлович (1885–1919) Сегенюк Александр Иванович – см.: Боярский А.И. Семенов Василий Константинович, священник Семеновский Гавриил Васильевич (1877-?), священник Серафим Вырицкий , св. (Муравьев Василий Николаевич; 1866–1949), схииеромонах Серафим Саровский , св. (Мошнин Прохор Исидорович; 1759–1833) Серафим (Лукьянов Александр Иванович ; 1870–1959), митрополит Серафим (Проценко Стефан Владимирович; 1874–1960), архимандрит Серафим, св. (Чичагов Леонид Михайлович; 1856 – расстрелян 1937) – митрополит-священномученик Сергеев Михаил Сергиев Иоанн Ильич (св. Иоанн Кронштадтский ; 1829–1908), протоиерей Сергий (Дружинин Иван Прохорович; 1863 – расстрелян 1937), епископ Сергий (Смирнов), епископ – см.: Смирнов Александр Викторович. Сергий (Страгородский Иван Николаевич; 1867–1944), Патриарх Московский и всея Руси в 1943–1944 Сергий (Тихомиров Сергей Алексеевич; 1871–1945) – епископ Ямбургский (1905–1908), с 1908 – Киотоский, с 1912 – Японский (с 1931 – митрополит) Сергий (Шеин Василий Павлович; 1870/1871–1922), архимандрит-священномученик Сивков Виктор Михайлович Силин Вячеслав Петрович (1871 – расстрелян 1918), священник Силин Петр Иванович, протоиерей Симон, св. (Шлеев Симеон Иванович; 1873 – убит 1921), епископ-священномученик Скипетров Николай Петрович Скипетров Петр Иванович (1863–1918), протоиерей-священномученик Скипетрова Антонина Николаевна Скребнева (в замужестве – Казанская) Галина Абрамовна, жена Григория Казанского Скородумов Петр Иванович (около 1851–1916), священник Скородумова (урожд. Казанская) Маргарита Игнатьевна Скроботов Николай Александрович (1841–1920) Скрыдлов Владимир Владимирович Слепян Сергий Николаевич (1858–1912), священник Смирнов, обвинитель Смирнов Александр Александрович, протоиерей Смирнов Александр Васильевич – священник, дед св. митрополита Вениамина по матери Смирнов Александр Викторович (1883–1957; в монашестве с 1944 – Сергий) – протоиерей, впоследствии епископ

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Помочь «Правмиру» Фонд EN Помочь «Правмиру» Фонд Фото Видео Аудио От автора Ответ специалиста Наука Наши современники Литература, история, кинематограф Герои среди нас О смерти и болезни Подростки Словарь Правмира Pravmir.com Матроны.ру Неинвалид.ру Коронавирус Главная Церковь Люди Церкви Праведники Новомученики Митрополит Серафим (Чичагов): из полковников – в священномученики 11 декабря, 2013. Анастасия Коскелло ‘В его молчаливых повелительных жестах чувствовалась привычка командовать; служил он негромким старческим голосом, благословлял слабым движением рук, генеральски снисходительно шутил с духовенством. Также просто он говорил с народом: отчитает, отругает… Потом: ‘Ну, ладно. Давайте помиримся’ 11 декабря 2012 года исполняется 75 лет со дня мученической кончины святителя Серафима (Чичагова) . Офицер царской армии, выдающийся артиллерист, а также врач, композитор, художник… Он оставил мирскую славу ради служения Христу и принял священный сан по послушанию своему духовному отцу — святому Иоанну Кронштадтскому. 11 декабря 1937 года в возрасте 82 лет он был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой. Митрополит Серафим накануне расстрела, фото из архива КГБ. Фото: chichagovs.narod.ru В тюрьму на носилках 30 ноября 1937 года на территорию поселка Удельная Московской области въехал «черный воронок». Он остановился у дома по ул. Песочная — небольшой деревянной дачи… Люди в штатском вышли из автомобиля, зашли в дом и стали разыскивать особо опасного преступника. Их взору предстал седовласый старик, больной водянкой. Дедушка лежал на кровати. Увидев непрошеных гостей, он не смог встать. Ему было 82 года, уже несколько лет он не мог самостоятельно передвигаться. Митрополит Серафим вместе с келейницами и родными на даче в Удельной. 1937 год. Фото: chichagovs.narod.ru «Гости» предъявили дедушке бумагу и сказали, что он арестован «за контрреволюционную монархическую агитацию». Последовала неловкая пауза — нужно было посадить дедушку в арестантский автомобиль, но непонятно было, как это осуществить технически. Послали за скорой помощью. Прибыли санитары с носилками, арестанта вытащили из кровати и перенесли в карету. Так на подводе с красным крестом лежачего больного доставили в столицу и сдали в Таганскую тюрьму. Там его сфотографировали и начали оформлять следственное дело.

http://pravmir.ru/mitropolit-serafim-chi...

Используя свои связи в придворных кругах, отец Серафим (Чичагов) сумел все же найти дорогу к императору Николаю II и склонил его в пользу открытия мощей. Состоялось решение совершить в 19 день июля 1903 года торжественное открытие мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. На архимандрита Серафима была возложена работа по подготовке к торжествам прославления старца Серафима Саровского . Торжества состоялись 17–19 июля 1903 года в присутствии царской семьи. Труды архимандрита Серафима получили высокую оценку как Государем, так и многими священнослужителями. Об этом свидетельствуют письма, дошедшие до наших дней. На этом не кончились труды архимандрита, относящиеся к прославлению преподобного Серафима Саровского . Его перу принадлежит «Краткое житие приснопамятного Серафима Саровского », а также краткая летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, словесная икона угодника – акафист, который звучит в храмах и в настоящее время. Возвратившись в древний Суздаль, архимандрит Серафим занимается подготовкой к 500-летию со дня преставления преподобного Евфимия, суздальского чудотворца, и составляет его жизнеописание (2, с. 16). В предисловии к книге автор говорит, что одна из причин, побудивших его к написанию данного сочинения, память о преподобном Евфимии, суздальском чудотворце, названном современниками «великим», почти исчезла. Житие преподобного Евфимия Суздальского, составленное архимандритом Серафимом, способствовало духовному возрождению древней обители. В 1905 году в Успенском соборе Московского Кремля архимандрит Серафим был хиротонисан во епископа Сухумского митрополитом Московским и Коломенским Владимиром (Богоявленским , умер 1918) с сонмом епископов. В своем слове при наречении во епископа архимандрит Серафим сказал: «Скорби – это лучшие провозвестники воли Божией, и от начала века они служили людям знамением избрания Божия. Испытав с восьмилетнего возраста сиротство, равнодушие людей, беспомощность и убедившись в необходимости проложить себе жизненный путь собственным трудом и многолетним учением, я, по окончании образования, еще в молодости, прошел все ужасы военного времени, подвиги самоотвержения, но, сохраненный в живых дивным Промыслом Божиим, продолжал свой первоначальный путь, претерпевая многочисленные и разнообразные испытания, скорби и потрясения, которые окончились семейным несчастьем – вдовством» (5, с. 128).

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Эта книга посвящается митрополиту Серафиму (в миру Леонид Михайлович Чичагов), явившемуся инициатором канонизации преподобного Серафима Саровского и главным организатором торжеств в Сарове по его прославлению в 1903 г. Родовитый русский аристократ, человек незаурядных дарований Л. М. Чичагов оставил блистательную военную карьеру и избрал главным делом своей жизни служение Русской Православной Церкви. Ей он отдал всего себя без остатка, взойдя на высокую ступень в церковной иерархии и приняв за веру мученическую кончину в 1937 г. «Среди ярких имен российского общества мы видим представителей духовного сословия, как пришедших от многовековой традиции священнослужителей, так и вновь вошедших в церковную среду. Приходили они отовсюду... “Ина слава солнцу, и ина слава луне, и... звезда от звезды разнится во славе”, – говорит апостол Павел. И едва ли доступно земному мудрованию давать оценку тем лицам, которые уже вне суда земного. Но без внимания к их жизненному пути, к тому, что проделано ими в жизни, понять и усвоить их духовное творчество едва ли возможно» 1 . Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим Конец XIX века и весь XX век особенно знаменательны для Русской Православной Церкви. Этот исторический период дает повод углубиться в то пространство, что называлось Православной Русью, почерпнуть в нем особые силы, столь необходимые нам для духовного возрождения нашей страны и нашего народа. В эти годы бед и мучений в Русской Православной Церкви воссияли выдающиеся иерархи, в числе которых митрополит Серафим (Леонид Михайлович Чичагов). Его жизненный путь был необычайным и чрезвычайно интересным. «Родовитый русский аристократ и блестящий гвардейский офицер, благочестивый православный мирянин и вдохновенный приходской батюшка, самоотверженный монастырский игумен и строгий епархиальный архиерей, мужественный исповедник и величественный священномученик, сочетавший эти два подвижнических служения в своей долгой и праведной жизни» 2 , – таков яркий образ, запечатлевший в русской церковной и гражданской истории эту замечательная личность.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Серафима: «Меня дома нет, мне не время!» Чиновник, удивляясь словам и не понимая их, усердно желал разъяснения. Видя же, что я часто хожу к нему, просил меня идти с ним вместе, и когда мы сотворили молитву, то о. Серафим отворил нам двери и принял чиновника радушно и на его слова, что я был 5 раз и не удостоился принять благословения, о. Серафим сказал: «Вот почему я вас не принял; я говорил вам через двери, что ваши-то люди говорят приходящим к вам по нуждам своим: «Барина дома нет, ему не время!» Ведь этим отказом прогневляя ближних, вы прогневляете Самого Бога!» Генерал, приняв наставление, с христианским смирением поклонился ему в ноги и обещался впредь никогда сего не допускать». Напечатать выдержки из всех писем, рассказов и сообщений об излечениях водой из источника о. Серафима, молитвами к праведному старцу и от прикосновения к вещам его и т. д. не представляется возможным. Чудеса по молитвам о. Серафима и по вере в его предстательство совершаются постоянно по всей России. В доме ученика и любимца о. Серафима Михаила Васильевича Мантурова неоднократно видели дети и взрослые приходящего батюшку Серафима, что свидетельствовала Анна Михайловна Мантурова. С годами обитель лишалась и дивных стариц батюшки Серафима. Первая начальница мельничной обители Прасковья Степановна перед смертью попросила к себе игуменью Марию и передала ей парамонт о. Серафима, говоря, что батюшка Серафим приказал хранить его до смерти, а когда будет умирать, то отдать от его имени «первой у вас игумении!» Предсказание это сбылось. Она скончалась 16 апреля 1868 года. Благодатная старица Евдокия Ефремовна, в монашестве мать Евпраксия, скрывавшая при жизни от сестер, по своему смирению, что она была у батюшки Серафима в 1831 году, когда явилась ему Царица Небесная с 12 девами и св. апостолами, умерла в 1865 году 28 марта. Наконец, всеми горячо любимый духовник обители и ученик Серафимов протоиерей о. Василий Садовский скончался в 1884 году 14 июня. Читать далее Источник: Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря./Серафим (Чичагов). – Изд.: Паломник. Москва. 2005. - 720 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

Оказавшись в столь сложных условиях, святитель Серафим начал вести мудрую церковную политику, направленную на восстановление единства и мира среди епархиального духовенства и мирян. Ленинградскому митрополиту удалось сплотить вокруг себя абсолютное большинство верующих, возвратив многих из них к каноническому общению с законной церковной властью. В 1933 г. отдавший все силы архипастырскому служению 77-летний святитель Серафим в связи с тяжелым состоянием здоровья и ввиду все возраставшей ненависти к нему государственной власти, делавшей вероятным новый арест, был уволен на покой. Промысл Божий вновь давал своему верному служителю несколько лет внешне спокойной жизни, чтобы он смог подготовиться к своему последнему и самому главному подвигу – мученической смерти за Христа. В ноябре 1937 года, ставшего роковым для многих наших соотечественников, уже окончательно прикованный к постели 81-летний священномученик Серафим (Чичагов) был арестован сотрудниками НКВД. Из-за невозможности его перевоза в арестантской машине, святитель был доставлен в Таганскую тюрьму в машине " скорой помощи " . Страшная гибель владыки была уже предрешена, но новоявленные гонители Церкви хотели добиться не только физического уничтожения ее верного и преданного сына, но и сломить его крепкий и мужественный дух, заставить его отказаться от своего нравственного достоинства. Несколько недель физически беспомощный, умиравший старец с величием первохристианского мученика противостоял самым немыслимым и безумным обвинениям, так и не признав ни одного из них. 7 декабря 1937г. " тройка " НКВД по Московской области приняла постановление о расстреле митрополита Серафима. Через 4 дня, 11 декабря 1937 г. этот приговор был приведен в исполнение в находящейся недалеко от Москвы деревне Бутово. Пережив все ужасы своей трагической эпохи и завершив свой исповеднический подвиг страшной, но благородной смертью, священномученик Серафим (Чичагов) стал обладателем того бесценного вечного сокровища, к обладанию которым он стремился всю свою жизнь.

http://pravoslavie.ru/12111.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010