38–39)“. Как мог бы ап. Петр, основываясь на пророчестве Иоиля („вам есть обетование“) обещать тем, которые уверуют во Христа, ниспослание Духа Святого, если бы это пророчество уже исполнилось совершенно? Несомнительно, апостол полагает, что оно только начало исполняться и будет продолжаться в своем исполнении. К такому выводу приводят и слова: „и всем дальним“ (принадлежит обетование) – α πσι τος ες μαρν. Некоторые думают, что так названы иудеи рассеяния, жившие в далеких от Иерусалима странах; но в числе слушающих речь апостола было много и таких иудеев ( Деян.2:8–11 ). Если же, таким образом, св. ап. Петр говорит: „вам и чадам вашим принадлежит обетование, то, несомнительно, под этим „вам“ разумеет всех вообще иудеев, как палестинских, так и рассеяния, а словами: „и всем дальним, кого ни призовет Господь“ – отличает их от кого-то другого, кого нет пред ним, но кто может быть призван ко спасению. Это, конечно, есть „дальнее“ язычество 391 . Но в таком случае, понятно, св. Петр не смотрит на пророчество Иоиля как на относящееся только к событию сошествия Святого Духа на апостолов, а, напротив, утверждает, что оно будет исполняться всегда, когда будут обращаться ко Христу „дальние“ языческие народы. Итак, исполнение предсказания об излиянии Святого Духа, т. е. о богатом подаянии Его даров, началось со дня первой христианской Пятидесятницы и будет продолжаться во все время, пока не войдет в Царство Христово полное число язычников („исполнение языков“, Рим.11:25 ). Обращаемся ко второму предсказанию Иоиля – к пророчеству о великом и страшном дне Господнем (ст. 30–32; Евр.3:3–5 ). Здесь мы встречаемся с различными взглядами относительно исполнения этого пророчества. Одни 392 думают, что оно нашло свое исполнение в разрушении Иерусалима халдеями, а другие 393 относят его к разрушению Иерусалима римлянами. Бл. Иероним (р. 86–87) и св. Кирилл Александрийский (р. 381) прилагали это пророчество к страшным явлениям, которые совершились при смерти и воскресении Христа Спасителя; а Феодорит (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Dobron...

Есть серьезные основания ожидать ухода арх[иепископа] Петра от управления Епархией» 457 . Упомянутым циркуляром Наркомюста 254 от 8 декабря 1923 г. «публичное чествование лиц, осужденных или находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений» объявлялось уголовно наказуемым деянием. Для «непонятливых» в циркуляре разъяснялось, что он действителен «в частности, в отношении гр. Белавина (Тихона)» 458 . Показательно, что архиепископ Петр, сам незадолго до того едва не высланный, безбоязненно выступил в защиту Патриарха, «распространил свое “разъяснение " » к циркуляру Красикова, за что тут же был тем привлечен к суду. Ожидаемый осведомителем ОГПУ уход архиепископа Петра от управления епархией, однако, по каким-то неясным причинам тогда не состоялся, равно как и суд над ним. Вслед за этим обстановку несколько разрядило распоряжение Патриарха, исключавшее его собственное имя из богослужебного поминовения (точнее, оставлявшее поминовение Патриарха Московского без указания имени после Восточных Патриархов). Тем же патриаршим распоряжением от 9 февраля 1924 г. в церквях Москвы и Московской губернии вводилось поминовение архиепископа Петра за богослужением как «господина нашего». Введенная тогда формула звучала так: «Еще молимся о Святейших Патриарсех Православных Константинопольском, Александрийском, Антиохийском, Иерусалимском и Московском и о господине нашем Высокопреосвященнейшем Петре, архиепископе Крутицком» 459 . Вскоре последовало еще одно служебное повышение Высокопреосвященного Петра: 22 марта 1924 г. его и двух других входивших в Синод архиепископов Патриарх Тихон «в ознаменов[ание] прекращения Президиумом ЦИК Его (Святейшего Патриарха – свящ. А. М.) след[ственного] дела и за отлично [слово неразб.] полезн[ую] службу Ц[еркви] Б[ожией]» возвел в сан митрополита 460 . «Вы пять лет не прослужили. Но все-таки Вам сан дали», – выразил по этому поводу митрополиту Петру свое недоумение следователь, допрашивавший его в декабре 1925 г. 461 Недоумение это было, однако, не очень уместным: своему сану Высокопреосвященный Петр с учетом его выслуги лет в Учебном комитете Святейшего Синода вполне соответствовал, не говоря уже том, что он был членом Синода и Наместником Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

– Л. 273 об. “От вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси, всемудрыми твоими догматы , отгнав Ариа, яко волка некроткого, вшедшего в них безбожными учении”. – Там же. – Л. 220 об., 221. “Неразрывен верою был еси усеченный Петр, иже виде ризу Христову раздранну”. – PG 18, 363. Подтверждает это событие и православная иконография. Вопреки утверждению, что Александр не знал о видении, можно указать на его слова, в которых можно усмотреть аналогию этому событию. В послании в Константинополь епископ Александр напишет со временем об Арии и его последователях: “Они дерзнули раздрать тот нешвенный хитон Христов, которого не решились разделить на части самые воины-распинатели”. – Деяния Вселенских Соборов. Т. I. – С. 19. Об этом видении говорит Евтихий, предстоятель Александрийской Церкви в IX веке, написавший историю своей Церкви (Архимандрит Порфирий (Успенский) . Указ. соч. – С. 115). Об этом говорится в Актах святителя Петра, отрицание подлинности которых еще “не доказательство против того, что они содержат много и правды” (Там же. – С. 115). На Руси это событие известно по самой пространной своей редакции (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1. М., 1916. – С. 3343–3356), а также по краткому проложному сказанию, где говорится о явлении Христа Петру Александрийскому . Отметим, что твердость святого Петра в отношении к Арию нашла свое продолжение в позиции святителя Николая на Первом Вселенском Соборе. 32 С. Чистосердов решительно отвергает “факт, что св. Петр сам пригласил трибуна убить его, как несогласный с его воззрениями, изложенными в покаянных канонах – о добровольно идущих на мучения (прав. IX)”. – Чистосердов С. Указ. соч. – С. 546. Данный случай ничего общего с этим правилом не имеет, так как Святителя подвигла на этот шаг забота о пастве, то есть то, о чем в Евангелии сказано: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих” ( Ин 15:13 ). В каноне святому Петру об этом говорится: “От вышняго суда Христова предстательствова стаду, на пажитех благожизненных упасл еси… темже и душу твою положил еси за них, пастырь нареклся еси, яко рече Господь”, “…в руки беззаконных тя самого предал еси волею…” (Миния.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Также, т. е. синодом, называет его в показаниях и митрополит ПЕТР (л[ист] д[ела] 119, т[ом] 2-й). Под этим именем понималась, собственно, не братия монастыря, а группа епископов, избравших монастырь как бы центром для своего объединения. К числу этих епископов относились: АМВРОСИЙ, ПАРФЕНИЙ, ПРОКОПИЙ, ПАХОМИЙ, ИОСАФ, ГЕРМАН, ДАМАСКИН, ГУРИЙ и ДОБРОНРАВОВ (пок[азания] САМАРИНА, ПАРФЕНИЯ и ДЕГТЯРЕНКО, л[исты] д[ела] 141, 7, 77, т[ом] 2-й). Высланный за контрреволюционную деятельность главарь этой группы епископ ФЕДОР в своем письме, обнаруженном при обыске у епископа ПАРФЕНИЯ, прямо называет всю группу «мои даниловцы» и интересуется, насколько они остались стойки (см. письмо, т[ом] 3-й, л[исты] д[ела]...). Возглавляющий после ареста ФЕДОРА даниловскую группу епископов епископ АМВРОСИЙ прямо говорит, что «они представляли собою группу единомышленников» (пок[азания] Амвросия, л[ист] д[ела] 188, т[ом] 2-й). Политическая физиономия этой группы ясно очерчивается теми характеристиками, которые ей дал ряд опрошенных по этому поводу подследственных. Так, епископ НИКОН характеризует их как «правых», монах КРУТЕНЬ называет их контрреволюционерами, ПОПОВ Иван Сергеевич – объявляет их монархистами. САМАРИН – идейными монархистами, ЧЕЛИЩЕВ – черносотенцами и митрополит ПЕТР – также черносотенцами (показания] САМАРИНА, КРУТЕНЬ, ПЕТРА, ДЕГТЯРЕНКО, ПОПОВА, ЧЕЛИЩЕВА, л[исты] д[ела] 141, 93,124, 3,19,164, т[ом] 2-й). Местом, где происходили обсуждения текущих вопросов церковно-политического характера была столовая при монастыре и самые обсуждения происходили за столом (пок[азания] Парфения, л[ист] д[ела] 77, т[ом] 2-й). На этих обсуждениях и беседах присутствовали иногда и миряне, которым особенно верили, как, например, б. штабс-капитан и потомственный дворянин ТОКАРЕВСКИЙ В. П. Последний хорошо знал всех даниловцев и их секреты и прислуживал всем даниловским епископам. (л[ист] д[ела] 160, т[ом] 2-й). Обсуждались здесь вопросы о соединении церквей русской и англиканской и о последствиях его для русской церкви, о стараниях добиться его со стороны черносотенных митрополита Антония и врага Соввласти александрийского патриарха Фотия, о юбилее 1600-летия первого собора в Лондоне и об участии на этом юбилее все того же Антония (пок[азания] Прокопия, л [ист] д[ела] 81, т[ом] 2-й).

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Варсонофий (Еропкин; † 1688), митрополит. С 1667 г. архимандрит Симонова монастыря. В 1671 г. хиротонисан во епископа Смоленского и Дорогобужского с возведением в сан архиепископа. С 1676 г. митрополит Сарский и Подонский. Варфоломей (Ремов Николай Федорович; 1888–1935), архиепископ. С 1916 г. экстраординарный профессор МДА. В 1920 г. подвергался аресту. В 1921 г. хиротонисан во епископа Сергиевского, викария Московской епархии. В 1923–1929 гг. настоятель Московского Высокопетровского монастыря. В 1928 г. арестован, освобожден после дачи подписки о сотрудничестве с ОГПУ. С 1932 г. архиепископ. В 1935 г. вновь арестован. Расстрелян. Василий (Беляев Павел Ильич; 1870 – после 1931), епископ. В 1925 г. хиротонисан во епископа Спасо-Клепиковского, викария Рязанской епархии. В 1925–1927 гг. находился в заключении в Соловецком лагере. С 1 августа по 23 сентября 1927 г. в ссылке в пос. Хэ Обдорского р-на Тобольского округа, проживал вместе с митрополитом Петром. В 1927–1929 гг. епископ Елецкий, викарий Орловской епархии; в 1929–1931 гг. епископ Бутурлиновский, викарий Воронежской епархии. Арестован в 1931 г. Дальнейшая судьба неизвестна. Василий (Богдашевский Дмитрий Иванович; 1861–1933), архиепископ, доктор богословия, профессор. В 1914–1920 гг. ректор КДА. В 1914 г. хиротонисан во епископа Каневского, викария Киевской епархии. В 1923 г. арестован, до 1925 г. в ссылке. С 1925 г. архиепископ. Умер от голода в Киеве. Василий (Димопуло; 1867–1934), архимандрит. В 1924 г. назначен настоятелем подворья Вселенского Патриарха в Москве при храме прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, представитель Константинопольского Патриарха в Москве, почетный член обновленческого «Священного Синода». С 1932 г. представитель Александрийского Патриарха в Москве. Василий (Зеленцов Василий Иванович; 1870–1930), священномученик, епископ. Член Св. Собора 1917–1918 гг. по избранию как мирянин от Рязанской епархии. В 1925 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии. Арестован в 1926 г. В 1926–1929 гг. в заключении в Соловецком лагере. Находился в оппозиции к митрополиту Сергию (Страгородскому) . После лагеря был отправлен в ссылку, где в 1929 г. был арестован и этапирован в Москву. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Новоселов М. А. см. Михаил ( Новоселов Михаил Александрович), мученик. Нодев, начальник СОУ, затем заместитель ПП ОГПУ по Уралу. Нумеров Николай Васильевич (1875–?), обер-секретарь Св. Синода. Заведующий общей канцелярией Св. Собора 1917–1918 гг. Делопроизводитель (секретарь) канцелярии Св. Синода и Высшего Церковного Совета при Патриархе Тихоне. Оболенский Алексей Дмитриевич (1855–1933), князь, обер-прокурор Св. Синода в 1905–1906 гг. В 1907–1917 гг. член Государственного Совета. С 1920 г. в эмиграции в Германии, где и скончался. Овчинников, уполномоченный Тобольского окружного отдела ОГПУ по Обдорскому району. Одинцов, рабочий, член обновленческого собора от Московской епархии. Олещук Ф. Н., член центрального совета Союза воинствующих безбожников в 1920–1930 гг., автор антирелигиозных статей. Ольгерд, Великий князь Литовский. Онуфрий (Гагалюк Антон Максимович; 1889–1938), священномученик, архиепископ. В 1923 г. хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Херсонской епархии. Арестован в 1923 г., выслан в Харьков, был арестован, находясь в ссылке, осужден; в 1926–1928 гг. в ссылке в Коми-Пермяцком национальном округе; в 1928 г. вновь арестован, отправлен в Тобольскую губ. С 1929 г. епископ Старооскольский. Арестован в 1933 г., провел в тюрьме несколько месяцев. С 1934 г. архиепископ Курский и Обоянский. Арестован в 1935 г., приговорен к 10 годам лагерей, наказание отбывал в Дальлаге Дальневосточного (Хабаровского) края. Расстрелян. Опалев, уполномоченный ОГПУ. Орлов Сергий, протоиерей, настоятель русского прихода в Женеве. Остапов Алексий, профессор-протоиерей. Павел (Борисовский Павел Петрович; 1867–1938), митрополит. В 1916 г. хиротонисан во епископа. С 1921 г. епископ Вятский и Слободский. В 1922–1927 гг. в заключении и ссылке с коротким перерывом. С 1924 г. архиепископ. С 1927 г. член Временного Патриаршего Священного Синода при митрополите Сергии (Страгородском) . С 1929 г. архиепископ Ярославский и Ростовский; с 1932 г. митрополит. Расстрелян. Павел (Катаподис), архимандрит, представитель Александрийского Патриарха в Москве в 1920-е гг.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Ориген, по словам протоиерея Георгия Флоровского, «во имя Божественной неизменяемости… отрицает всякое возникновение… Он приходит к выводу о вечности всякого существования, о совечности всего Богу. В этом именно Ориген близок к Аристотелю с его учением о вечности мира» . Отсюда проистекает и навлекшая на него анафему V Вселенского Собора доктрина о предсуществовании человеческих душ, которую, разумеется, не следует уподоблять восточным учениям о метампсихозе, но которая, тем не менее, радикально расходится с традиционной библейской антропологией. Церковью не принято и учение Оригена об апокатастасисе, то есть восстановлении, что подразумевает в эсхатологическом завершении спасение не только осужденных грешников, но даже и падших духов, но эти упования Оригена и не были отвергнуты Церковью как явная ересь. Их разделял и такой почитатель александрийского богослова, как святитель Григорий Нисский. Встречаются в сочинениях Оригена и другие опрометчивые высказывания. Так, в найденном в 1941 году в Тире папирусе «Диалог Оригена с Ираклидом и епископами, которые с ним», записанном стенографистами и озаглавленном «Об Отце и Сыне и о душе», Ориген говорит об Отце и Сыне как о «двух Богах». Заблуждения Оригена уже при его жизни вызвали острую реакцию со стороны епископа Александрийского Димитрия. Придирчивым критиком богослова был еще один его современник – священномученик Мефодий Олимпийский. Об опасности его расходящихся с церковным Преданием идей писали священномученик Петр Александрийский, святитель Епифаний Кипрский, блаженный Иероним. В то же время его восторженными почитателями были святитель Григорий Неокесарийский, церковный историк Евсевий Кесарийский и мученик Памфил Кесарийский. Святой Афанасий Великий, каппадокийские отцы, епископ Аквилейский Руфин ссылались на труды Оригена как на сокровище плодотворных богословских идей. И все же для Василия Великого, Руфина, блаженного Иеронима в его позднюю пору очевидны были расхождения Оригена с церковным учением по отдельным догматическим темам. Так, перелагая трактат Оригена «О началах» на латинский язык, Руфин подошел к своему труду не только как переводчик, но также и как редактор и цензор. Осуждение Оригена на V Вселенском Соборе не изгладило из церковной памяти его имя и его наследие, которое продолжало оказывать влияние на православную богословскую мысль последующих столетий, разумеется, не своими теологуменами и тем более явными ошибками, но глубиной проникновения в тайны Божественного Откровения. Хотя и не бесспорным, но самым крупным, самым масштабным богословом доникейской эпохи был Ориген.

http://pravoslavie.ru/38936.html

Священномученик Ириней, в отличие от представителей александрийской богословской школы, подчеркивает, что понятие образа Божия – как заложенного в человеке образа именно Христа – относится и к нашей телесности. При этом для него очень важно показать, что тело – не случайный придаток души (как учили гностики), но один из уровней человеческой личности, способный – в единении с душой – приобщаться Божественной жизни. Он пишет об этом так: «Совершенный человек есть соединение и союз души, получающей Духа Отца, с плотию, которая создана по образу Божию» 129 . Вместе с тем священномученик Ириней почти ничего не говорит о том, в каких же аспектах людского бытия выражена такая наша «Слово-образность». Из речений Лионского епископа становится ясно лишь одно: богообразным и осуществившим этот образ в богоуподоблении может считаться лишь тот, кто свят, кто живет в соответствии с тем идеалом, что осуществился в воплотившемся Сыне. Быть по образу Божию здесь означает жить по Христу – Христу прославленному, торжествующему над грехом и смертью. В отличие от священномученика Иринея Лионского , другой замечательный православный богослов – преподобный Анастасий Синаит – видит в людской «Слово-образности» несколько иное содержание, особый смысл. Конечно же, в области учения об образе Божием в человеке преподобный Анастасий во многом повторяет идеи своих предшественников. Так, он учит о том, что всякий, кто желает познать Бога через вложенный в него образ Создателя 130 , должен постигать Божество не извне, но внутри себя – угадывая в собственном естестве черты, отражающие тайну Пресвятой Троицы и Ипостасного Слова 131 . При этом Преподобный говорит о том, что именно человеческая душа сотворена по образу Единого Триипостасного Божества; вся же полнота людского естества – в единстве его психо-физического состава – отражает в себе уже образ Сына, причем Сына Воплощенного. Он пишет: «человек... ясно предызображает... вочеловечение Бога Слова – Единого от Святой Троицы. Пожалуй, одна душа есть [сотворенное] по образу одного Бога, а сочетание души и тела в нас есть [сотворенное] по подобию Воплощения Слова» 132 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/po...

Из всего этого можно видеть, что епископство, высшее служение в Церкви, появилось одновременно с началом христианства и есть божественное установление, о чем неоднократно свидетельствуют и св. отцы. Так, св. Игнатий Богоносец пишет: «Иисус Христос, общая наша жизнь, есть мысль Отца, как и епископы, поставленные по концам земли, находятся в мысли Иисуса Христа» 403 . «Господь, говорит св. Киприан, сам изволяет избирать и поставлять в Церкви своей священников и, поставленных, соблюдать, и вспомоществует им своей божественной силой» 404 . Климент Александрийский называет церковную иерархию учреждением апостольским 405 . Говоря о божественном происхождении священноначалия, св. отцы описывают и самый порядок его происхождения. Поставление епископов, по словам св. Киприана, основано на божественном законе и передано нам, преемственно, через св. Апостолов 406 , «которые первые, свидетельствует св. Климент Римский , приняли епископство от Господа Нашего Иисуса Христа. Христос послан от Бога, а Апостолы от Христа, то и другое было в порядке по воле Божией. Прияв повеление Св.Духа, Апостолы пошли благовествовать. Проповедуя по различным странам и городам, они, первенцев из верующих, по духовном испытании, поставили во епископы и диаконы для тех, которые примут веру» 407 . В виду ближайшей связи епископского служения с апостольским, и епископов с Апостолами, у св. отцов и учителей церкви епископы, иногда, называют апостолами. Такое название, напр., усвояет им Киприан в своих творениях 408 . Климент Александрийский прямо говорит, что епископы должны быть включены в число Апостолов 409 . Блаж. Феодорит свидетельствует, что, «ныне называемых епископами, именовали, некогда, Апостолами» 410 ; то же самое утверждает н Амвросиаст 411 . Из всего сказанного, не трудно заключить, что в епископстве выражается высшее служение в Церкви, власть надзирать за всем, что в ней совершается, и все, и всех направлять по пути божественной правды и закона евангельского и, что во главе епископства был и есть сам милосердый Христос, как высший охранитель своих верующих, и в числе его же (епископства) находятся и Апостолы. Разбор учения о всеобщем священстве

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

1395 Архимандрит Макарий. Всероссийский Митрополит Макарий и обитель преподобного Сергия игумена Радонежского//Вперед. Сергиево-Посадская обществ.-политич. газета. Спец, выпуск, посвящ. 600-летию преставления великого сына земли русской преподобного Сергия Радонежского. 1392–1992. Октябрь 1992, с. 6. 1396 Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Жизнеописание преподобного Сергия и путеводитель по Лавре. М., 1909, с. 205; Болдин В. Загорск. М., 1989, с. 34. 1398 Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник. Путеводитель. М., 1983, с. 41. 1399 См. Диакон Петр Веретенников. Священномученик Петр, архиепископ Александрийский//ЖМП. 1979. 10, с. 68. См. также след. прим. 1400 Насонов А. Н. Новые источники по истории Казанского взятия//Археографический ежегодник за 1960 г. М., 1962, с. 3–26. «Следование» старцем Адрианом стопам преподобного Сергия, благословившего князя Димитрия Донского на борьбу с Мамаем, выразилось и в том, что при нем «был в 1559 г. для Свияжка слит колокол». – Насонов А. Н. История русского летописания XI–haчaлa XVIII века. Очерки и исследования. М., 1969, с. 404. 1402 См. Клепиков С. А. Орнаментальные украшения переплетов конца XV–nepboй половины XVII веков в рукописях библиотеки Троице-Сергиева монастыря//Записки Отдела рукописей ГБЛ. Вып. 22. М., 1960, с. 68; Он же. Описание древнерусских обиходных переплетов//Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописей для сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР. Вып. 2. Ч. 1. М., 1976, с. 56–57. 1403 Моисеева Г. Н. Житие Новгородского архиепископа Серапиона//ТОДРЛ. Т. 21. Новонайденные и неопубликованные произведения древнерусской литеатуры. М–Л., 1965, с. 150; Дмитриева Р. П. Житие Новгородского архиепископа Серапиона как публицистическое произведение XVI в.//ТОРДЛ. Т. 41. Л., 1988, с. 365. 1405 ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. СПб., 1906, с. 331. Как пишет одна исследовательница, «воспитанный Митрополитом Макарием в искренней набожности, царь Иван IV не мог не чувствовать определенного пиетета по отношению к главному монастырю Московской Руси». – Ханагова И. Г. Троице-Сергиев монастырь в общественно- политической жизни Руси XV–XVI вв. Автореферат. М., 1993, с. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010