Златоуст 759 и др. Таинство евхаристии: Дионисий Ареопагит 760 , Климент Римский 761 , Игнатий Богоносец 762 , Киприан Карфагенский 763 , св. Иустин 764 , Амвросий Медиоланский 765 , Златоуст 766 , Василий Великий 767 . Таинство покаяния: св. Киприан 768 , Василий Великий 769 , Амвросий 770 , Златоуст 771 , Лев, папа Римский 772 , и др. Таинство священства: Дионисий Ареопагит 773 , св. Киприап 774 , Василий Великий 775 , Иероним 776 , Златоуст 777 , Епифаний 778 , Лев Великий 779 , Афанасий и др. Таинство брака: В слове Божием находится лишь учение о браке, как таинстве; отсюда мы заключаем и о власти епископа совершать это таинство. В творениях же св. отцов и учителей, имеется достаточно ясных указаний на принадлежность епископу этой власти, напр., у Игнатия Богоносца 780 , Григория Богослова 781 , Амвросия 782 , Тертуллиана 783 . Таинство елеосвящения: Ориген 784 ,Златоуст 785 , Иннокентий I 786 и др. Из Апостольских Правил и Постановлений яснее всего говорят о власти епископа священнодействовать те, которые усвояют ему власть совершать таинства, напр., таинство крещения 787 , таинство миропомазания 788 , таинство причащения 789 , таинство покаяния 790 , таинство священства 791 . Апостольские Правила умалчивают о власти епископа совершать или не совершать таинство миропомазания, брака и елеосвящения; но и сказанного достаточно, чтобы видеть в епископе лицо, облеченное полномочиями священнодействовать. В правилах Церкви мысль об епископе, как священнослужителе, проводится обстоятельно. Так, 12 пр. Сардикийского собора, позволяя епископам отлучаться из своей епархии не более, как на три седмицы, повелевает им в течение этого времени «в ближайшей церкви, в которой совершает службу пресвитер, присутствовать и (с разрешения местного епископа) служить (λειτουργεν), да не явятся, добавляет правило, остающимися без церковного богослужения» 792 . Но, особенно подробно, говорят правила о помянутой власти, когда касаются ее со стороны совершения таинств. Епископ облекается властью совершать, по правилам Церкви, следующие таинства: таинство крещения 793 , таинство миропомазания 794 , таинство причащения 795 , таинство покаяния 796 , таинство священства 797 , таинство брака 798 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 СВЯЩЕННОМУЧЕНИК Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Священномученик (гр. γιομρτυς, лат. sanctus martyr), мученик , принадлежащий к священному чину ( священническому или епископскому ). Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. Так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры . К известным священномученикам относятся Климент, папа римский , пострадавший при императоре Траяне , Игнатий Богоносец , епископ антиохийский, Киприан , епископ карфагенский и др. Из русских святых к священномученикам относится Ермоген, патриарх Московский и всея Руси , пострадавший в 1612 г., Макарий Киевский (западнорусский) митрополит, убитый татарами в 1497 г. и др. Ряд русских святых, которые были мученики, и принадлежали к священному чину (например, святитель Филипп Московский и всея Руси чудотворец), священномучениками обычно не именуются, так что само наименование не вытекает полностью из подвига святого, но отражает определенную традицию. Молитвословия Тропарь, кондак, величание общие священномученику Тропарь, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник апостолом быв,/деяние обрел еси, Богодухновенне,/в видения восход,/сего ради слово истины исправляя,/и веры ради пострадал еси даже до крове,/священномучениче (имярек),/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Ин тропарь, глас той же Благости научився, и трезвяся во всех,/благою совестию священнолепно оболкся,/почерпл еси от сосуда избраннаго неизреченная/и, веру соблюд, равное течение совершил еси,/священномучениче (имярек),/моли Христа Бога/спастися душам нашим. Кондак, глас той же Во святителех благочестно пожив/и мучения путь прошед,/идольския угасил еси жертвы,/и поборник быв твоему стаду, богомудре./Темже тя почитающе, тайно вопием ти:/от бед избави ны присно твоими мольбами,/отче наш (имярек).

http://drevo-info.ru/articles/1249.html

     Но вскоре император направил туда жестокого правителя, чтобы покончить с массовыми обращениями в христианство. Тот сразу обрушился на святого Климента. Вначале подвергнув епископа пытке, он затем велел привязать ему на шею якорь и бросить в Черное море, чтобы верующие не нашли его тела и не смогли ему поклоняться. И все же Господь не оставил осиротевшее духовное стадо без святого пастыря. Он внял их молитвам: море чудесным образом отступило, и христиане увидели тело святого в 300 метрах от берега. С того времени каждый год в день смерти святого Климента море отступало, чтобы верующие могли почтить честные мощи. Много позже, в 860 году, апостол славян святой Кирилл был направлен в Херсонес. Прибыв в город вместе с братом Мефодием, он узнал о чуде и убедил духовенство и паству умолить Бога об обретении мощей. После соборной молитвы в полночь на поверхности вод появились честные мощи святого Климента. Кирилл и Мефодий выловили их и привезли святыню папе Адриану II в Рим. Эта связь с одним из первых епископов Рима очень важна для Русской Церкви и показывает ее укорененность в апостольской традиции. Иногда пишут, что именно он был первым епископом Рима, но здесь нет никакого противоречия, поскольку в то время не существовало четкого различия между епископом и старейшиной, то есть пресвитером, так что Лин, Анаклет и Климент – ученики апостолов и наиболее выдающиеся личности в Римской Церкви той эпохи – могли один за другим или время от времени исполнять обязанности епископа. Ириней Лионский. Против ересей. III, 3, 3//SC. 34, 105. Исторические исследования показывают, что Второе послание к коринфянам Климента Римского – это покаянная гомилия, созданная, возможно, в Сирии или Египте около 150 г. Апостольские постановления возникли в Сирии в конце IV в., а Правила святых апостолов являются сборником 35 дисциплинарных канонов, которые содержатся к конце 7-й книги Апостольских постановлений. Трулльский Собор в своем 2-м правиле отвергает Постановления, но принимает Правила, которые к тому времени уже вошли в канонические сборники.

http://pravoslavie.ru/57976.html

В 1929 году Главнаука поставила Никольскую церковь на учёт как памятник архитектуры первой категории и даже делала попытки для реставрации здания. С 1940 по 1945 годы церковь использовалась под склады сельсоветом и более двух лет под склад соли. Только в июле 1945 года было разрешено совершать службу в Никольской церкви. Колокольня Завершающим звеном в формировании ансамбля стала колокольня. Она была построена в 1834 году, когда во многих местах на Севере развернулось каменное строительство. Снова, не желая отставать от времени, предприимчивые ненокшане, хотя и возводят деревянную колокольню, но в подражание каменной. В 1989 году начались реставрационные работы под руководством А. В. Попова. Колокола Количество колоколов менялось по мере ремонта и появлении новых на звоннице. Звучание колоколов было настолько внушительным, что его сравнивал с соловецкими звонами. Рассказывают легенду, по которой во время Крымской войны 1853-1856 годов к побережью в районе Нёноксы подошла английская военная эскадра. Когда колокола забили тревогу, англичане отступили. Самый массивный колокол «Обача» сохранился. На колоколе есть надпись: «Тизанием того посада Климента Коковина Ивана Скребцова 1764 года месяца сентября дня лит сей колокол у города Архангельского в Нёнокский посад к церкви Живоначальной Троицы», а ниже клеймо: «Лил сей колокол Соли Вычегодской человек Михайло Васильев сын Заикин». Кроме «Обачи», сейчас на звоннице три колокола, отлитые на СМП. Иконы Наиболее ценные иконы Нёноксы находятся в коллекции Государственного Эрмитажа: Новгородская икона 15 века «Св. Никола Чудотворец в Житии», икона 17 века: «Иоанн Богослов в молчании» и «Св. Кирилл Белозерский в Житии» — все они поступили из Троицкой церкви. В постоянной экспозиции Государственного музейного объединения» Художественная культура Русского Севера» (г. Архангельск) представлены десять икон из Троицкой и Никольской церквей, а также находившиеся в несохранившейся церкви Св. Климента. Это написанные в 16 веке иконы «Воскресение – Сошествие во ад», две иконы «Богоматерь Одигитрия», «Великомученики Флор и Лавр, священномученик Василий, епископ Севастийский», «Иоанн Предтеча, с житием», «Священномученик Климент Папа Римский, с житием». Относящиеся к 17 веку «Преподобный Зосима и Савватий Соловецкие, с житием», «Преподобный Антоний Сийский, с житием», «Преподобный Антоний Сийский», и к началу 18 века – «Мученики Флор и Лавр с житием». В Северодвинском городском краеведческом музее хранится икона «Иоанн и Лонгин Яренгские, с житием», написанная в 1695 году.

http://sobory.ru/article/?object=16203

Священномученик Иларион (Троицкий) о свойствах Церкви и ее границах. Часть 1 Седьмой Вселенский собор. Икона XVII в. В наше время, когда все большее внимание уделяется вопросу о границах Церкви, раскрытию этой темы может способствовать знакомство с работами священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, поскольку именно учение о Церкви занимает центральное место в богословии архиепископа Илариона, а вопрос о границах Церкви является одной из составляющих его экклезиологии. Согласно экклезиологическим воззрениям священномученика Илариона, существенные свойства Церкви есть выражение различных сторон единой церковной жизни, жизни тела Христова, возрастающего в совершенстве действием Святого Духа, и так же едины, как церковная жизнь. Каждое из существенных свойств Церкви выражается каким-либо образом во всех других и все – в каждом. Единство это выводится из учения святых отцов и учителей Церкви.       «Церковь составляет народ, объединенный священником» . «Апостолы предали епископам Церковь только одну» (с. 376), и эта «единая, кафолическая Церковь сплочена и скреплена связью священников» (с. 392), а средоточие епископата – «соборное единение и единомыслие епископов» (св. Киприан) (с. 407). «Апостолы по всем концам земли основали Церкви, и все эти Церкви составляют единую Вселенскую Церковь… Единение же со всеми Церквами и есть признак принадлежности к истинной Вселенской Церкви. Поэтому кафолична и всякая Поместная Церковь» (блж. Августин) (с. 500). В Церкви кафолической «объединяются люди в единстве веры», преданной от апостолов (Климент Александрийский) (с. 248, 249). «Епископ не только хранитель вероучения, но и хранитель святости Церкви» (Каллист, папа Римский) (с. 322). «Апостольское учение… лежало в основе церковных понятий о святости Церкви» (с. 360). «Церковь едина и святость ее – в таинствах» (с. 493) и есть «святость всей совокупности освящающих средств Церкви» (с. 543). Этими и подобными выражениями владыка Иларион показывает взаимосвязанность существенных свойств Церкви, исследуя, конечно же, и каждое из них в отдельности.

http://pravoslavie.ru/33271.html

    Св. апостол Симон Кананит (память 10 мая) – проповедник Евангелия в Абхазии, где и скончался.     Св. апостол Матфий († 63, память 9 августа) – проповедник Евангелия в Колхиде.     Св. апостол Варфоломей († 68, память 11 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 64—68 гг., где и скончался мученически.     Св. апостол от 70-ти Фаддей († 44—50, память 21 августа) – проповедник Евангелия в Великой Армении.     Св. апостол Иуда Фаддей Левий, брат Господень († ок. 80, память 19 июня) – проповедник Евангелия в Великой Армении в 66—69 гг., где был распят на кресте.     II век     Священномученик Климент, папа Римский, и его ученики сев. Корнилий и Фив († ок. 101, память 25 ноября) – в 98 г. сосланы в Херсонес Таврический, где и скончались.     Свв. мученики Инна, Пинна и Римма, Готские (нач. в., память 20 января).     III век     Свв. мученики Калогер и Парфений, из Армении († 249, память 19 мая).     Свв. мученик Савва Стратилат и с ним 70 воинов мучеников Готских († 272 в Риме, память 24 апреля).     IV век     Св. мученик. Василиск († ок. 308, память 22 мая) – был сослан и принял мученичество в местечке Команы (Абхазия).     Священномученики епископы Херсонские: Василий († 309), Ефрем († ок. 318), Евгений († 311), Елпидий († 311), Агафадор († 311), Еферий († ок. 311—325), Капитон († после 325) – память 7 марта.     Священномученик Григорий, Просветитель Великой Армении († 335, память 30 сентября).     Св. равноапостольная Нина, просветительница Иврии († 335, память 14 января).     Св. мученик Савва чтец, Готский († 372, память 15 апреля).     Св. мученики Готские: пресвитеры Вафусий и Верк, монах Арпила, миряне Авив, Агн, Реас, Игафракс, Иской, Сила, Сигиц, Сонирил, Суимвл, Ферм, Филл, Анна, Алла, Лариса, Моико, Мамика, Уирко, Анимаиса (Анимаида), Гаафа, царица Готская, Дуклида — и прочие, числом около 300, пострадавшие у горы Аю-Даг († 375).     V век     Святитель Иоанн Златоуст († 407, память 13 ноября) – скончался в ссылке в местечке Комана (Абхазия).     VII век

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Со слезами на глазах христиане смотрели, как лодка с любимым епископом уплывала от берега все дальше и дальше, навстречу гибели. Так погиб четвертый папа РимскийКлимент, святой неразделенной Церкви. Преподобный Максим Грек Преподобный Максим Грек был послан игуменом Ватопедского монастыря на Афоне в Москву по запросу великого князя Василия III. В русской столице он должен был заняться переводами духовных книг. Вскоре святой сделал перевод Псалтири, который был одобрен московским духовенством и великим князем, и уже собирался возвращаться домой. Однако Василий III повелел Максиму остаться и продолжить труды. Постепенно перед строгим взором преподобного стали открываться темные стороны общественной жизни на Руси. Не имея в себе силы молчать о них, он выступил с критикой социальных устоев, призывая вспомнить об исполнении христианских идеалов. Даже не побоялся открыто осудить желание великого князя развестись со своей женой. Собор 1525 года решил судьбу праведника, приговорив его к заточению в Иосифо-Волоцком монастыре. Начался новый многострадальный период в жизни святого. Условия заточения были крайне суровыми. Только через шесть лет святому позволили читать и писать в темнице. Шестнадцать лет преподобному было запрещено причащаться, вести с кем-либо общение или переписку. Претерпевая скорби изоляции, Максим Грек углем на стене в темнице начертал канон Святому Духу. Преподобный написал также автобиографическое сочинение: «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре. Несмотря на пережитые тяжелейшие годы заточения, подорвавшие его здоровье, преподобный продолжал трудиться. Он умер несломленным, вдали от Родины, на 86-м году жизни. Священномученик Иларион (Троицкий) Священномученик Иларион Троицкий был слишком активным и деятельным архипастырем для Советской власти. В 1923 году владыка был арестован и приговорен к трем годам лагерей. В июне следующего года он прибыл на Соловки.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Греческий чин останавливается на имени св. Николая, в иерусалимских служебниках к перечню святителей добавляется св. Иоанн Милостивый. Священномученик Священномученик (гр. αγιομαρτυς, лат. sanctus martyr), мученик, принадлежащий к священному чину (священническому или епископскому). Священномученики не составляют особого лика святых и на литургии вспоминаются вместе с другими мучениками. Так же как и за других мучеников, на проскомидии за них вынимается пятая частица из девятичинной просфоры. К известным священномученикам относятся Климент, папа римский, пострадавший при императоре Траяне, Игнатий Богоносец, епископ антиохийский, Киприан, епископ карфагенский и др. Из русских святых к священномученикам относится Ермоген, патриарх Московский и всея Руси, пострадавший в 1612 г., Макарий, киевский (западнорусский) митрополит, убитый татарами в 1497 г. и др. Ряд русских святых, которые были мученики, и принадлежали к священному чину (например, святитель Филипп, Московский и всея Руси чудотворец), священномучениками обычно не именуются, так что само наименование не вытекает полностью из подвига святого, но отражает определенную традицию. Синаксарь Синаксарь (гр. συναζαριον), сборник кратких житий и кратких слов на различные праздники, предназначенных для чтения на утрени (после шестой песни канона). Синаксари, употребляемые в греческой церкви, имеют следующую структуру: после обозначения дня и имени святого (или праздника) идет эпиграмма в честь святого, написанная ямбическим стихом, краткие исторические заметки, сведения о церкви, где покоятся мощи святого, и о перенесении мощей, собственно краткое житие с описанием чудес. Соборы святых Соборы святых (гр. συναζεις των αγιων), празднование памяти одновременно многим святым как определенному сообществу, совместно предстоящему Богу. Первым празднованием такого рода, давшим образец для всех последующих, был Собор двенадцати апостолов (30 июня); этот праздник известен в восточной церкви с V–VI вв. Наряду с этим праздником, в православном календаре отмечается Собор семидесяти апостолов (4 января) и Собор вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого (30 января).

http://azbyka.ru/svyatost-kratkij-slovar...

Единственное, что конечно проблематично, трудно это совершить такую реставрацию, так аккуратно отчистить ее от многовековых слоев копоти и воска. А там почти миллиметр толщиной эти наружные загрязнения. Ну, а под ними откроется удивительной красоты образ. Чисто русская, настоящая, написанная видимо каким-то подвижником. Потому что удивительной чистоты образы. Удивительной красоты сама икона. То есть я даже не могу представить, откуда такая милость божия, за что нам грешным такая помощь. Мы сейчас разместили ее у нас, в храме святого Климента. Мы объявляем сбор пожертвований на реставрацию, поскольку это будет очень кропотливая и очень дорогая работа. И на помощь тому болящему человеку, который сохранил эту икону до нужного времени. Это все являет нам одно из чудес божиих. И я приглашаю всех наших радиослушателей на службу в честь святителя Николая, посетить храм, увидеть пока еще этот темный, пока еще не совсем даже понятный многим, образ, но достаточно хорошее будет фото. А сама икона находится тоже в храме, в защищенном месте. Благодаря благочестивейшей женщине- реставратору, которая много лет занималась расчисткой икон и священномученика Климента, и святителя Николая, как раз северных новгородских списков. И знает прекрасно эту эпоху, и является реставратором самой высшей квалификации и экспертом международного уровня. Я прошу ваших молитв за рабу божию Валентину, чтобы ей Господь дал сил совершить эту работу. Я знаю, что уровень ее профессионализма самый высокий, но, конечно, нужна молитвенная поддержка рабе божьей Валентине и этому владельцу бывшему, а теперь просто нашему благодетелю, которого тоже зовут Климент. Так что вот, можно сказать, от него и пришла к нам эта икона.  -Я слушаю вопрос.  -Здравствуйте, батюшка.  -Здравствуйте.  -Благословите рабу божию Валентину.  -Бог благословит.  -Я хочу попросить помолиться о моих детях: Евгении- это дочь, и Григории, сыне. Они родились в Феодосии. Мы были несколько раз в Инкермане. Это там Папа римский…  -Да, да. Там монастырь святого Климента.

http://radonezh.ru/text/v-pryamom-efire-...

Перед празднованием 1000-летия Крещения Руси Владыка организовал две фото-кино-экспедиции по пути апостола Андрея Первозванного, проповедавшего христианство на территории нашей Родины. Экспедиции привезли уникальнейший материал – фотосъемку пещерных храмов Крыма, в которых сохранились фрески XII века. Сохранился пещерный храм, в котором служил священномученик Климент, папа Римский († 101). В этом храме находится древний престол. Участники экспедиции прошли по местам, где служили равноапостольные Кирилл и Мефодий, учители Словенские, посетили Успенский пещерный монастырь в Крыму, прошли Инкерман, Севастополь, Херсонес и многие другие труднодоступные места. В результате были сделаны слайд-фильмы «По стопам апостола Андрея» и одноименный кинофильм. Когда Владыка смотрел слайд-фильм, он сказал: «Я недавно был в Италии и восхищался ее красотами, но такой красоты, как у нас, там нет!». Промыслом Божиим апостол Андрей откликнулся на возобновление его особого почитания на Руси, и в 2003 году в Россию были привезены его мощи со Святой Горы Афон, которые пронесли по всем епархиям Русской Православной Церкви. К 1000-летию Крещения Руси по заказу Владыки студия «Диафильм» выпустила три диафильма: «Русская Православная Церковь », «Русский православный храм», «Русская православная икона», редакционно подготовленные в Отделе слайд-фильмов Издательского отдела. Древнему городу Волоколамску был посвящен слайд-фильм «Волоколамску 850 лет». Когда остро встал вопрос о передаче Церкви Иосифо-Волоцкого монастыря, был сделан слайд-фильм «Иосифо-Волоцкий монастырь – памятник пяти столетий». При этом был собран уникальный материал. В Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени преподобного Андрея Рублева и в Русском музее проводили фотосъемку древних икон из иконостаса монастыря, вышитых пелен и покровцов; в библиотеке Академии наук в Петербурге и в Российской Государственной библиотеке фотографировали миниатюры и древние книги из монастырской библиотеки. Историко-художественный слайд-фильм рассказывал о духовных сокровищах монастыря. Его показывали членам различных комиссий, светскому и церковному руководству. Этот слайд-фильм внес свою лепту в открытие монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010