" Когда человек находит Бога - он находит все " октября 2016 Митрополит Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святителя Василия Великого в Осиновой Роще В канун Недели 17-й по Пятидесятнице, 15 октября, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Всенощное бдение в храме святителя Василия Великого в Осиновой Роще . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Выборгского округа протоиерей Александр Будников, настоятель иерей Анатолий Першин с клиром и другие священнослужители. После помазания верующим были розданы деревянные крестики, которые митрополит Варсонофий привез из Иерусалима. Владыка поздравил верующих с воскресным праздником - памятью священномученика Дионисия Ареопагита - и обратился к ним с архипастырским словом. " Сегодня мы слышали канон, в котором рассказывалась история жизни Дионисия Ареопагита, - начал архипастырь. - Епископ Афинский, который жил в первом веке и мученически скончался в 96-м году, написал много творений, которые дошли до нас через века. " Однажды он был в Египте, где произошло затмение, и будучи астрономом, сказал, что произошло что-то невероятное, потому что затмений не может быть в это время, - продолжил владыка. - Оказывается, в это время было распятие нашего Господа. И он засвидетельствовал в своих писаниях, что было какое-то неестественное затмение. Когда в 49-м году апостол Павел пришел в Афины с проповедью, многие ученые заинтересовались его учением и пригласили его в ареопаг - ученый суд, в который люди избирались пожизненно. Некоторые из них не приняли проповедь апостола Павла, а Дионисий как его ученик стал с ним путешествовать и миссионерствовать. Он также описал Успение Божией Матери, был на Ее погребении и, видимо, знал Царицу Небесную еще в Ее земной жизни, потому что говорил, что никого красивее не встречал на земле. На иконах Успения Пресвятой Богородицы мы видим, что Дионисий стоит у Ее главы " . Митрополит Варсонофий напомнил, что у священномученика Дионисия были и другие труды. Он оставил нам откровения о том, как жили христиане первого века, как они стремились к богопознанию.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

376 Согласно историку Никифору Каллисту (XIV в.), св: царица Пульхерия вместе со своим супругом, св. императором Маркианом (450–457), «обратив в Халкопратии (т. е. медяном рынке) иудейскую синагогу в храм и придав зданию должный вид и по размеру, и по красоте, посвятила этот божественный дом Богоматери. Здесь и был положен честной и священный пояс Богоматери в Ковчеге Святого Престола; и с того времени святым Ковчегом стал называться этот дом Богородицы» (Церк, Ист. XIV, 49; PG 146, 1223). Подробнее об этом событии см. Архиепископ Сергий (Спасский) . Полный месяцеслов Востока. Том II. Владимир, 1901, с. 346 и далее. У св. Германа I, Патриарха Константинопольского (715–730) есть два Слова на Положение пояса Пресвятой Богородицы (PG 98, 372–384). 377 Св. Ювеналий был патриархом Иерусалимским в 422–458 гг. Он присутствовал на III Вселенском Соборе в Эфесе 431 г. и на IV Вселенском Соборе 451 г. 379 Священномученик Иерофей (см. также Усп. III, 4) был членом афинского ареопага и обращен ко Христу апостолом Павлом вместе с Дионисием Ареопагитом . Он стал первым епископом Афин и скончался в I веке мученической смертью. 380 Только в одной из пяти парижских рукописей вместо слова σθενεας («слабости, немощи, бессилия») стоит εσθενεας («крепости, мощи, силы»). Тем не менее именно это чтение предпочли два упомянутых нами католических издателя (но не афинское издание!). С этим, однако, нельзя согласиться уже потому, что в оригинале Ареопагита видим слово σθενεας. Употребляя выражение «бесконечно сильная... богоначальная слабость», св. Иоанн Дамаскин со всей очевидностью следует апофатической традиции Ареопагита. Таким образом, здесь дело заключается в ошибке одного переписчика и непонимании апофатического богословия святых Отцов двумя западными издателями. В Схолиях на сочинения Ареопагита преп. Максим Исповедник пишет: «Прекрасно сказал он: богоначальная слабость», – и изъясняет затем, что выражение «богоначальная слабость» означает «вольное снисхождение Сына Божия до плоти кроме греха», «обогащающее обнищание» Его ради нас, «все Его во плоти жительство», «позорную смерть на кресте, жалкое погребение и гроб» (PG 4, 236).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Евсевий Кесарийский называет Д. среди церковных писателей, живших при рим. имп. Марке Аврелии (161-180). Ни Евсевий, ни блж. Иероним не упоминают о мученической кончине Д., однако в К-польском синаксаре он назван священномучеником. Сведения о мученичестве Д. появляются только с XI в. у визант. авторов Георгия Кедрина и Михаила Глики , причем последний ошибочно датирует его кончину временем имп. Антонина Пия (138-161). В зап. мартирологах указаний на мученическую кончину Д. нет. 1-е упоминание о мощах Д. относится к нач. XIII в.: после 4-го крестового похода (1202-1204) они были привезены в Рим из Греции кард. Петром Капуанским. После смерти последнего в 1209 г. они оказались в распоряжении папы Иннокентия III , к-рый передал их приору аббатства Сен-Дени Эмериху, прибывшему в 1215 г. в Рим на IV Латеранский Собор. 24 марта 1216 г. мощи были торжественно внесены в главную церковь аббатства и помещены в апсиде перед алтарем, где покоились мощи Дионисия Ареопагита. Сохранилось сказание о перенесении мощей, написанное вскоре после событий. К сказанию приложена булла Иннокентия III, где папа отождествляет мощи Д. с мощами Дионисия Ареопагита. Подобная путаница произошла из-за ошибки пользовавшегося большим авторитетом Беды Достопочтенного, к-рый считал Д. и Дионисия Ареопагита одним и тем же лицом. Это мнение было опровергнуто Петром Абеляром в XII в., но его объяснение, видимо, не удовлетворило папу Иннокентия. Ист.: BHL, N 2167; ActaSS. Apr. Т. 1. P. 744-745; MartUsuard//PL. 23. Col. 915; SynCP. Col. 266; MartRom. P. 130; Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 1. S. 439. Лит.: Nautin P. Lettres et écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. P., 1961. Р. 13-32; Quasten. Patrology. Vol. 1. Р. 280-282; Burchi P. Dionigi di Corinto//BiblSS. Vol. 4. Col. 638-639. М. В. Никулин Рубрики: Ключевые слова: ИРИНЕЙ († 303?), еп. г. Сирмий, сщмч. (пам. 26 марта; пам. зап. 6 апр., 25 марта; пам. греч. 6 апр., 23 авг.) КЕСАРИЙ И ИУЛИАН (I в.?), священномученики Таррацинские (Терракинские) (пам. 7 окт.; пам. визант. 7 окт., 1 нояб.; пам. греч. 7 окт.; пам. зап. 1 нояб.)

http://pravenc.ru/text/178333.html

После кончины апостола Павла, желая продолжить его дело, святитель Дионисий отправился с проповедью в западные страны, сопровождаемый пресвитером Рустиком и диаконом Елевферием. Многих он обратил ко Христу в Риме, а затем в Германии, Испании. В Галлии, во время преследования христиан языческими властями, все три исповедника были схвачены и ввергнуты в темницу. Ночью святой Дионисий совершил Божественную литургию в сослужении Ангелов Божиих. Наутро мученики были обезглавлены. Святой Дионисий взял свою главу, прошествовал с ней до храма и только там пал мертвый. Благочестивая женщина Катулла погребла останки мученика. Большое значение для Православной Церкви имеют творения, в древности приписывавшиеся святому Дионисию Ареопагиту. До нашего времени из них сохранились четыре книги: " О Небесной иерархии " , " О церковной иерархии " , " О Именах Божиих " , " О мистическом богословии " , а также десять посланий к разным лицам. Книга " О небесной иерархии " написана, вероятно, в одной из стран Западной Европы, где проповедовал святой Дионисий. В ней излагается христианское учение о мире ангельском. Ангельская (или небесная) иерархия состоит из девяти ангельских чинов: Серафимы, Херувимы, Престолы, Господства, Силы, Власти, Начала, Архангелы, Ангелы. (Сведения о Соборе Небесных сил бесплотных помещены 8 ноября .) Цель Богоучрежденной ангельской иерархии - восхождение к Богоподобию чрез очищение, просвещение и совершенствование. Высшие лики становятся носителями и источниками Божественного Света и Божественной жизни для ликов подчиненных. Не только умные, бесплотные силы включены в светоносные духовные иерархии, но и род человеческий, воссоздаваемый и освящаемый в Церкви Христовой. Книга " О церковной иерархии " является продолжением книги " О небесной иерархии " . Церковь Христова в ее всемирном служении зиждется, как и ангельские лики, на Богоучрежденном священноначалии. В мир земной, к чадам церковным, Божественная благодать нисходит прикровенно - в святых церковных таинствах, духовных по существу, но чувственных по образу. Лишь немногие святые подвижники прозревали земными очами огнеобразную природу Святых Таин Божиих. Но вне церковных таинств, вне Крещения и Евхаристии, нет для человека светоносной спасающей благодати Божией, нет Богопознания, нет обожения.

http://patriarchia.ru/db/text/912913.htm...

Разделы портала «Азбука веры» глас 8 Песнь 1 Ирмос: Воду прошед, яко сушу, и египетскаго зла избежав, израильтянин вопияше: Избавителю и Богу нашему поим.  Припев: Священномучениче Дионисие, моли Бога о нас. Павлом божественным научен, небесных, Дионисие, видцем, небесный таинник абие и боговещатель был еси. Иже благодатию Божиею озарився, просвети, блаженне, поющих тя души твоя разумети богодухновенная учения, Дионисие. Умом преочищенным и душею, небесных удобрений сияния уведети сподобился еси, и тех ликостояния, Дионисие. Богородичен: Чертог светоносный, паче ума воплощения явилася еси всех Содетеля: из Тебе бо плоть, Богомати, нашу одеял есть. Песнь 3 Ирмос: Небеснаго круга Верхотворче, Господи, и Церкве Зиждителю, Ты мене утверди в любви Твоей, желаний краю, верных утверждение, едине Человеколюбче.  Небесных кругов превозшед, отче, премирных чины, и воинства, и светлости, высоковещаньми словес и всемудрыми учении всем изъяснил еси. Высокаго видения насыщся, преподобне, имен Божественных Божественное разумение богословил еси, Троичный богослов быв благодатию, богоблаженне Дионисие. Умертвився нынешним желанием, еже к Богу, и любомудрию крепко научився, сущим паче ума животворным дарованием богоносный орган, отче, был еси. Богородичен: Деянием, Дево, Вседетельнаго Духа, тело Владыце всех плодоносила еси, в Немже осудися мира грех и Жизнь источися вечнующая. Седален, глас 8 В пучине премудрости уча, Духа глубины, Троицы едино Божество проповедал еси, преподобне, списав вся ангельския чины и тайная тех сияния, богомудре. Тем и нижнюю иерархию счиняя, ко единому вся возвел еси единству, иерарше Дионисие. Моли Христа Бога прегрешений оставление даровати чествующим любовию святую память твою. Богородичен: Солнца облаче разумнаго, Божественнаго Света светильниче златокованный, нескверная, неблазная, всенепорочная Владычице, омраченную душу мою ослеплением страстей безстрастия зарею просвети, молюся. И оскверненное мое сердце омый потоки умиления, покаяния же слезами, и от тимения мя очисти дел моих, да любовию зову Ти: Богородице Приснодево, моли Христа Бога, прегрешений оставление подати ми, Тебе бо имею надежду, раб Твой.

http://azbyka.ru/molitvoslov/kanon-svjas...

Излишне напоминать о важности понятия сущность, ου, о том, какое огромное место занимает оно в богословской мысли святых Отцов, сколь разнообразны у них значения и применение этого слова. Откройте словарь греческой патристики проф. Лампе - этому слову и его производным там отведено 16 столбцов цитат из греческой святоотеческой литературы, причем 11 столбцов заняты самим словом ου с его богословскими, христологическими, тринитарными, общими, духовными и даже материальными подразделами. И это только для периода первых восьми веков греческой патристики В самом деле, если мы примем во внимание сочинения апологетов (например, Афинагора), священномученика Иринея, духовное богословие Климента Александрийского или Оригена, защиту οο святителем Афанасием или антиевномиеву полемику Каппадокийцев, мистическое богословие Дионисия Ареопагита, христологические споры монофизитов и монофелитов, духовность Евагрия и Макария, преподобного Максима Исповедника, иконоборческий кризис и ответ Православия на него, Фотия и Filioque, не говоря уже о святителе Григории Паламе, который принадлежит более поздней эпохе, чем преподобный Симеон, то везде обнаружим, что проблема ου и ее проявлений, парадокс трансцендентного Бога и обожения человека занимает чрезвычайно большое место в опыте святых Отцов и в их размышлениях о тайне христианства. Вполне естественно, что что-то подобное выявляется и у преподобного Симеона Нового Богослова, у которого это выражено с присущей ему оригинальностью Следуя святым Отцам, в частности святителю Василию и святителю Григорию Нисскому, преподобный Симеон одним и тем же словом ου обозначает сущность Бога и сущность вещей сотворенных и всегда противопоставляет тварные сущности Богу Творцу. Так, употребляя это слово во множественном числе - ο, он подразумевает ангелов, когда говорит, что Бог " превыше мысленных сущностей, ибо и они суть Его творение " Впрочем, это - святоотеческая терминология, в особенности характерная для святителя Григория Назианзина и святого Дионисия Ареопагита там, где говорится об ангелах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/186/...

Киприан Карфагенский неоднократно называет епископа «священником» 744 , «священником, ежедневно возносящим жертву» 745 , «священником Божиим» 746 и «предстоятелем Христа» 747 , – чем выражает признание за епископом верховной власти священнодействовать. В письме к клиру и народу фурнитанскому о Викторе, который назначил пресвитера Фавстина опекуном, вопреки соборным постановлениям, св. Киприан, между прочим, пишет: «каждый из них (священников), удостоившись Божьего священства и, будучи поставлен на служение церкви, должен служить только алтарю и жертвам, занимаясь только молитвами и молениями» 748 . В 45 письме, Киприан обвиняет епископа Фортунациана за то, что он «дерзает присваивать себе священство, которому изменил. Как будто, – восклицает св. отец, – позволительно после жертвенника диавольского приступать к алтарю Божию» 749 . Св. Златоуст к важности священнического служения относит, между прочим, и то, что священник есть представитель служения ангелов 750 . Говоря о власти епископа, вообще, священнодействовать, отцы и учители Церкви, в то же время, говорят и о принадлежности епископу власти совершать все таинства. Дионисий Ареопагит пишет: «сила степени иерархической обнимает все отдельные святыни и через все другие степени священства совершает, усвоенные ее священноначалию, таинства» 751 . Св. Иустин Мученик называет предстоятелей Церкви «раздаятелями таинств» 752 . Равным образом, и св. Василий Великий , определяя качества тех, которым вверена евангельская проповедь – епископов, говорит, что те «должны быть, как Апостолы и служители Христовы, и верные домостроители тайн Божиих» 753 . Вообще, епископ – верховный совершитель всех таинств. О власти епископа совершать таинство крещения, учат св. Дионисий Ареопагит , Игнатий Богоносец , св. Киприан, Фирмилиан, еп. Кесарийский, современник св. Киприана, Тертуллиан , блаж. Иероним, св. Златоуст, св. Амвросий Медиоланский , св. Епифаний и др. 754 Таинство миропомазания: св. Киприан 755 , Тертуллиан 756 , Кирилл Иерусалимский 757 , Амвросий Медиоланский 758 , св.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

Но сила Божия преодолевает все препятствия. Главное хотеть нам быть христианами, хотеть ими стать, стремиться к этому! И тогда Господь, подобно буре, все эти камни, все эти валуны разбросает, и дорога будет очищена, и сердце наше откроется для действия благодати Божией. И тогда мы как бы родимся заново! Тогда все наше существо будет проникнуто упованием, благодарностью, дружелюбием по отношению к окружающим, чувством близости нашего Господа, надеждой на то, что не нашей силой, а силой Его совершается это спасение. Как в оные дни, так и ныне, так будет всегда и во веки веков. Аминь. 16 октября/29 октября Священномученика Дионисия Ареопагита Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня мы читали в Евангелии: “Будьте милосердны, как Отец ваш Небесный милосерд”. Это очень важное слово, “милосердие”, люди теперь часто употребляют, и это хорошо, это прекрасно. Только призыв “Будьте милосердны”, — евангельский призыв и не простой — ведь сказано: “Как Отец Небесный милосерд”. Почему? Да потому что жизнь немилосердна, жизнь полна отчаяния и борьбы, в жизни часто торжествуют жестокость, грубость, тупость, бессмысленность, а вовсе не милосердие. Такова жизнь и в природе, и в человеческом обществе. Потому Господь не говорит нам: будьте милосердны, как обычно милосердны люди, а Он говорит: “Как Отец ваш Небесный”, потому что единственный, Кто может нас научить добру и любви — это Господь. Он бросает искры добра в черные человеческие сердца, в сердца, полные ненависти и себялюбия, полные зависти и осуждения. Поэтому наш идеал начертан в небе, и небо должно отражаться здесь, в нашей земной жизни. У апостола Павла есть замечательные слова: “Если я имею… всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто”. Значит, любовь и милосердие стоят выше всего, и без этого не может сердце человеческое ожить ни к людям, ни к Богу. Сегодня мы празднуем память Дионисия Ареопагита , человека, который был членом Верховного Совета в древнем городе Афины. Там люди мало знали о милосердии — там царило знание. Это был город, где жили ученые, философы, студенты, это был город, наполненный статуями, изваяниями, прекрасными храмами языческим богам, но там не хватало — милосердия. И вот, рассказывает нам евангелист Лука, апостол Павел приехал в этот знаменитый город. Он ждал там своего ученика Тимофея, и один бродил по улицам, смотрел вокруг. Когда он увидел на каждом шагу изображения богов, знаменитых людей, властителей, спортсменов, сердце его возмутилось, ему стало противно, тошно. Он пошел в то место, где собирались люди поговорить о политике, о литературе, о всяких вещах, которые их интересовали. И святой Лука пишет — он подмечает очень верно — любимым занятием афинян было послушать что-нибудь новое на площади. Так похоже это на современных людей, которые живут новостями, а они быстро проходят: сегодня одна новость, завтра другая — пустой, неглубокий ум лишь глотает эти новости, чтобы затем поглотить следующие.

http://azbyka.ru/propovedi/svet-vo-tme-s...

По воле Творца в первые шесть дней творения была создана наша Вселенная: « В начале сотворил Бог небо и землю » ( Быт. 1:1 ). Творение мира Господь наш совершил, по слову святителя Василия Великого , из своего всемогущества. В начале, прежде всего видимого мира и человека, Бог сотворил небо , т.е. духовный, ангельский мир, и землю, т.е. вещество (материю), из которого постепенно создал весь наш видимый, вещественный (материальный) мир. Венцом творения стал человек, которому Бог заповедал: «И благослови их Бог , глаголя: раститеся и множитеся, и наполните землю, и господствуйте ею, и обладайте рыбами морскими, (и зверми) и птицами небесными, и всеми скотами, и всею землею, и всеми гадами пресмыкающимися по земли» ( Быт. 1:28 ). Священномученик Дионисий Ареопагит , ученик апостола Павла, в своём труде «О небесной иерархии» в главе «Что есть иерархия, и какая цель иерархии?» даёт следующее определение иерархии: «Иерархия, по моему мнению, есть священный чин, знание и деятельность, по возможности, уподобляющаяся Божественной красоте, и при озарении, сообщаемом ей свыше, направляющаяся к возможному Богоподражанию. Божественная красота, как простая, как благая, как начало всякого совершенства, хотя и совершенно чужда всякого разнообразия, сообщает свет свой каждому по достоинству, и тех, которые делаются причастниками её, совершенствует чрез Божественное тайнодействие, сообразно своей неизменяемости» (гл. III. § 2). Как писал Дионисий Ареопагит , «цель иерархии есть возможное уподобление Богу и соединение с Ним» (гл. III. § 2). Святитель Феофан Затворник поставляет целью духовной жизни Богообщение. В книге «Начертание христианского нравоучения» святитель замечает, что в «живом, внутреннем, непосредственном общении Бога с человеком и человека с Богом и есть его последняя цель» 94 . Именно постоянное устремление к Богу, своему Творцу, памятование о Нем позволяет человеку выстроить иерархию, или говоря современным языком, – систему ценностей в жизни. По слову Феофана Затворника , «главное – установиться в сердце пред лицем Бога, и стоять так неотступно. Когда это есть, тогда все прочее придет само с о бою» 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

В соборе Нотр-Дам-де-Пари совершено православное богослужение в честь св. Дионисия Ареопагита 11 октября, 2011. Новостная служба Богослужение возглавил глава епархии Константинопольского Патриархата во Франции митрополит Галльский Эммануил. 11 октября. ПРАВМИР. Вечером в воскресенье в парижском соборе Нотр-Дам было совершено православное всенощное бдение по случаю дня памяти святого Дионисия, первого Парижского епископа, равно почитаемого православными и католиками, сообщает Седмица.ru . Богослужение возглавил глава епархии Константинопольского Патриархата во Франции митрополит Галльский Эммануил. Св. Дионисий Ареопагитсвященномученик, апостол от 70. Был афинским аристократом, которого обратил в Христианство св. ап. Павел во время своей знаменитой проповеди в афинском ареопаге. Согласно церковной традиции, сформировавшейся не позже IX в., Дионисий Ареопагит стал первым епископом Афин, а впоследствии — первым епископом г. Паризии (совр. Париж), где  он скончался мученической смертью. По преданию, казнь Дионисия была совершена на горе в окрестностях Парижа, позже получившей название Монмартр (Гора Мученика). Над местом погребения св. Дионисия позднее возник монастырь его имени, позже получивший известность как бенедиктинское аббатство Сен-Дени, в котором погребали королей Франции. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/v-sobore-notr-dam-de-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010