Если же не все хотят перейти от него ко Христу, нет в этом вины пения, как и у Закона — в противлении иудейском, но причина - один их плотский разум и неведение силы, сокровенной в святом Писании. Ибо думая, что растягивать сладкие гласы и изливать с языка красные словеса — это есть начало и конец моления к Богу, не уразумели они сказанного Господом: «Кто верует в Меня, у того... реки потекут из чрева его воды живой» (ср.: Ин. 7:38). Всякий ведь крестящийся принимает свыше таинственно в глубину своего сердца эту воду живую, о которой написано в житии святого священномученика Игнатия Богоносца: «Разрезали неверные сердце его, говоря: “Как он носил Бога своего в сердце своем?” И нашли внутри такие слова из золота: “Иисус Христос”». Знамение же это было на посрамление неверных, во уверение же всех верных, что всякий при святом крещении принимает внутрь себя Христа. Сего ради совершеннейшие и глубочайшие в духовных дарованиях святые отцы прежде повелевают нам очищаться от страстей призыванием в уме и сердце имени Иисуса Христа против всякого помысла злого, ратования и прилога вражьего; и это с чувством, а не просто и по обычаю только совершаемое моление, каковое не грешно назвать и мертвым.    И в таком разумном внимании и молении положивших начало, учат нас блаженные отцы даже до смерти пребывать, воюя с врагами и со страстями нашими: хоть и тысячу язв каждый день мы получаем, никак не отступать от живоносного делания этого, то есть призывания Иисуса Христа, сущего в сердцах наших, как уже и выше было об этом сказано. И тогда, если усмотрит Бог что-то на пользу нашу, возведет, кого захочет и знает, через таковое доброе начало на зрительную молитву умную.    Некоторые же, кого и легкомысленными назвать подобает, слыша, что быстрейшее преуспеяние достигается через эту делательную умную молитву, торопятся прежде времени достичь зрительной, воображая, что в руках желающих это обретается. Другие же, узнав, что зрительной молитвы удостаиваются не все, но немногие, ослабевают или совсем нерадят о делательной молитве умной, без которой никому невозможно избежать действия страстей и сложения с лукавыми помыслами, о которых они будут спрошены в час смерти и ответ дадут на Страшном суде. Таковые должны ведь понимать, что за зрительную молитву мы всяко не осудимся, не сподобившись ей по немощи нашей в умном и сердечном блюдении, при котором можно противостать и злым помыслам и дьяволу, побеждая его не собою, но страшным именем Христовым. Дадим мы ответ Богу за то, что, нося Христа внутри себя по дару святого крещения, не знаем, правильнее же сказать, не хотим обучаться, как призывать Его на помощь в час брани. И за одно это укоряет нас апостол, говоря: «Не знаете разве, что Христос живет в вас?» (2 Кор. 13:5). Разве вы неопытны, не обучены умом делать действующим в сердце имя Христово?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

От конца I века (95–97 гг.) мы имеем послание Климента Римского к коринфянам по поводу происшедших там беспорядков. Исследователи этого послания отмечают, что в нём особенно заслуживает внимания отсутствие каких-либо чуждых церковному Преданию мнений 359 . Писатель его ясно ссылается на принцип предания, которое и охраняло его от уклонений в сторону инакомыслия. «Оставим, – пишет он, – пустые и суетные заботы и обратимся к славному и досточтимому образцу (καννα) нашего Предания» 360 . В этих словах ясно признаётся принцип предания, в каком бы объёме это Предание ни понимать 361 . Игнатий Богоносец хвалит ефесян за то, что они, заградивши слух свой, не позволили рассеивать злого учения между ними 362 , заблуждению советует противопоставлять твёрдость в вере 363 . Вожделенным считает жребий ефесских христиан, которые силой Иисуса Христа всегда были единомышленными с апостолами 364 . Вера для св. Игнатия – нечто вполне определённое. А потому он строго осуждает растлевающих веру Божию (ν πστιν Θεο ν κακ διδασκαλ φθερ). В неугасимый огонь пойдёт такой скверный (υπαρς) человек, а также и слушающий его 365 . Христиане должны быть соединены в одной вере 366 . Магнезийцев св. Игнатий убеждает утвердиться в учении (ν τος δγμασιν) Господа и апостолов 367 . Траллийцам он говорит о необходимости питаться одной христианской пищей и отвращаться от чуждого растения, какова ересь 368 : кто вкусит от ереси, тот немедленно умирает 369 . А удержаться от еретических заблуждений они могут, если не будут надмеваться и не будут отделяться от Бога Иисуса Христа и епископа и апостольских заповедей (διαταγμτων τν ποστλων) 370 . В послании к филадельфийцам св. Игнатий ублажает их епископа за то, что он согласен с заповедями, как кифара со струнами 371 . Называя филадельфийских христиан чадами не только света, но и истины 372 , он убеждает их убегать от злых учений. Многие волки пленяют идущих путём Божиим 373 . Не наследует Царства Божия, кто следует раскольнику (σχζοντι), кто держится чуждого учения (ν λλοτρ γνμ περιπατε) 374 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

§ 241. Одно из величайших совершенств слова помазанного есть то, что в нём все самые разнообразные тоны и направления состоят в величайшей гармонии; самые противоположные крайности являются в некотором родственном отношении, не разрывают связи, а утверждают её; сходятся для того, чтобы взаимно себя объяснять, усиливать и поддерживать для достижения предположенной цели. Так дух строгости Пророческой и власти Апостольской является в нём нераздельно с духом кротости отеческой, – по которой в самых резких обличениях открывается самое глубокое и живое участие помазанного к опасному положению обличаемых; в неумолимой укоризне выражается непреодолимая любовь к укоряемым; в гневе и горечи слова обнаруживается глубочайшее сострадание и болезнь сердца об окаменении сердца у грешника. Все древние Пророчества, начинаясь строгим обличением, излагая строгие суды Божии на нечестивых, обыкновенно оканчиваются утешением. Все послания Апостольские за обличением всюду представляют тихое отеческое увещание. Если в строгих обличениях слово терзает и разрушает: то в увещаниях оно помазует и зиждет. Посмотрите на Спасителя в ту минуту, когда Он обращается к Фарисеям с вопросом: достоит ли в Субботу добро творити, или зло творити? Можно ли представить что-нибудь умилительнее, как выражение лица Его, когда Он воззрел на врагов своих со гневом и вместе скорбя об окаменении сердец их ( Мф.3:1–5 )? Те же самые Учители Церкви, которые предписывают проповеднику самые строгие правила касательно обличения нечестия, – те же самые завещают ему учить народ с великою кротостью; обращаться с ним, как с больным; носить его в недрах своих, как доилица носит дитя своё. Св. Златоуст не учительством называет, а губительством всегдашнюю кротость в обращении с учениками. «Еже с кротостию присно ко учеником беседовати, – говорит он, – не учителево, но губителево есть и супостатное». Но тот же Св. Учитель, вместо строгости, гораздо чаще убеждает слезами и молениями. «Восплачуся, – говорит, – многих, прежде согрешших, не просто согрешших, но не покаявшихся. Помысли Апостольскую добродетель, когда ни едино в себе сведый о чуждих плачется злых, и о согрешениях других человек смиряется. Сие бо нам паче учительство есть, еже тако соболезновати ученическим злополучиям, еже рыдати и плакати о язвах слышателей». Вот наставление Св. Игнатия Богоносца Священномученику Поликарпу Смирнскому : «Всех подъемли, якоже и тебе Господь, всех на себе носи в любви… Всех немощи носи, яко совершенный подвижник; идеже больший будет труд, тамо и прибыль большая. Добрых учеников возлюбиши, – несть тебе благодарения; паче подвизайся упрямых кротостью покорить. Не всякая рана врачуется одним лекарством; острое елея возлиянием умягчай».

http://azbyka.ru/propovedi/chtenija-o-ce...

Если же не все хотят перейти от него ко Христу, нет в этом вины пения, как и у Закона — в противлении иудейском, но причина — один их плотский разум и неведение силы, сокровенной в святом Писании. Ибо думая, что растягивать сладкие гласы и изливать с языка красные словеса — это есть начало и конец моления к Богу, не уразумели они сказанного Господом: «Кто верует в Меня, у того реки потекут из чрева его воды живой» (ср.: Ин. 7, 38). Всякий ведь крестящийся принимает свыше таинственно в глубину своего сердца эту воду живую, о которой написано в житии святого священномученика Игнатия Богоносца: «Разрезали неверные сердце его, говоря: “Как он носил Бога своего в сердце своем?” И нашли внутри такие слова из золота: “Иисус Христос”». Знамение же это было на посрамление неверных, во уверение же всех верных, что всякий при святом крещении принимает внутрь себя Христа. Сего ради совершеннейшие и глубочайшие в духовных дарованиях святые отцы прежде повелевают нам очищаться от страстей призыванием в уме и сердце имени Иисуса Христа против всякого помысла злого, ратования и прилога вражьего; и это с чувством, а не просто и по обычаю только совершаемое моление, каковое не грешно назвать и мертвым. И в таком разумном внимании и молении положивших начало, учат нас блаженные отцы даже до смерти пребывать, воюя с врагами и со страстями нашими: хоть и тысячу язв каждый день мы получаем, никак не отступать от живоносного делания этого, то есть призывания Иисуса Христа, сущего в сердцах наших, как уже и выше было об этом сказано. И тогда, если усмотрит Бог что-то на пользу нашу, возведет, кого захочет и знает, через таковое доброе начало на зрительную молитву умную. Некоторые же, кого и легкомысленными назвать подобает, слыша, что быстрейшее преуспеяние достигается через эту делательную умную молитву, торопятся прежде времени достичь зрительной, воображая, что в руках желающих это обретается. Другие же, узнав, что зрительной молитвы удостаиваются не все, но немногие, ослабевают или совсем нерадят о делательной молитве умной, без которой никому невозможно избежать действия страстей и сложения с лукавыми помыслами, о которых они будут спрошены в час смерти и ответ дадут на Страшном суде. Таковые должны ведь понимать, что за зрительную молитву мы всяко не осудимся, не сподобившись ей по немощи нашей в умном и сердечном блюдении, при котором можно противостать и помыслом злымъ, побеждающе его не собою, но страшным именемъ Христовым. Хощемъ воздати слово Богу, яко носящи Христа внутрь себе по дару святаго не вемы, истиннейше же рещи, не хощемъ обучатися, како призывати Того на помощь въ часъ брани. И за едино понашаетъ намъ апостолъ, глаголя: «Не весте ли, яко Хрис- тосъ живетъ въ васъ?» Разве неискусни есте, не обучени действовати умом въ сердце имя Христово?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=106...

Предыдущий параграф заканчивается, а этот начинается буквальной выпиской из старинной статьи архим.Алексия-О лице Господа и Спасителя нашего И. Христа, напечатанной в 1847 году в 5-й части Прибавлений к изданию творений свв.отцев (стр. 399, 400). Затем следует на семи стр. набор текстов Священного Писания , иногда близкий к догматике Макария (сн. к стр. 65 Макария т.3, стр. 65), а со стр. 68 о. Малиновский начинает списывать статью архим. Алексия. На стр. 68 более половины списано буквально с этой cmamьu-Npuбabлehuя-V, 435–436. 466–467. Между двумя выдержками средний абзац состоит из цифровых цитат на Свящ.Писание. Цитаты списаны со стр. 440–452 5 ч. Прибавлений, где приведены полностью слова Писания, при том списаны наскоро, почему и получилась невозможная цитата « Кол. 15, 1 ». Оказывается на стр. 446 Прибавлений, вопреки обыкновению, стих поставлен впереди главы: «в 15 ст. 1 гл. Апостол» и т. д. Выбирая цитаты и наскоро перелистывая старый журнал, о. Малиновский и открыл в послании к колоссянам 15-ую главу. Стр. 69 начинается также выборкой заглавий и цитат со стр. 468–471 Прибавлений, а затем следует размером в полстраницы буквальная выписка со стр. 474 и 477. Сюда же добавлено небольшое примечание, списанное у Сильвестра, т.4, стр. 58. С 70 стр. начинаются свидетельства древне-церковных писателей. Переход сделан словами статьи архим.Алексия (Npuбabлehuя,V,477) и самые свидетельства заимствуются многие целиком из той же статьи. Так на 70 стр. с документальной точностью воспроизведены цитаты из Игнатия Богоносца , при чем удерживаются даже и курсивы (Прибавления, V, стр. 481–482), а на 71 стр. выдержка со вводными словами из Поликарпа Смирнскаго (Прибавления, V, 490–491). В примечании 2 буквально же сделаны выдержки из послания о мученичестве Поликарпа (Прибавления, V, 491) и из 2 посл. Климента (V, 479). Здесь же дважды сохранены цитаты на Hefele. Что это за Hefele, – не объясняется. Это старинное издание – Patrum apostolicorum opera (Tubingae 1847), которое цитирует архим. Алексий, писавший в том же 1847 году, когда это издание лишь появилось. Цитировать же это издание в 1909 году, это – mauvais ton, не терпимый не только в докторской диссертации, но и в студенческом сочинении.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ко всем, кто встает на этот пагубный путь или имеет к тому склонность, обращены слова священномученика Игнатия Богоносца: «Не обольщайтесь, братья мои! Кто следует за вводящим раскол, тот не наследует Царствия Божиего» (Послание к филадельфийцам. 4). Отчего же все-таки люди падают в эту пропасть? Этим летом я слышал в Греции разговор монахов, и один из них пересказывал беседу старца Эмилиана, откуда мне кое-что запомнилось. Старец Эмилиан приводит пример: новоначальному монаху приходит помысел: «Старец меня не любит». А он, догадываясь, что помысел от бесов и направлен на то, чтобы разлучить его со старцем, начинает возражать: «Ну, не любит… Ну и что? Все равно останусь с ним, буду терпеть. Да и кто я, чтобы меня любил старец?» и т.д. и т.п. При этом монаху кажется, что он борется с помыслами, «ведет брань», а в действительности он уже пал, уже проиграл, уже поверил бесу в самой главной посылке и движется в заданном им направлении. Похожий прием диавол применяет и с теми, кого увлекает в расколы. Это хорошо видно в словах раскольников, которые, думаю, просто воспроизводят для других то, на что попались сами. Представим, что некто с улицы станет приставать к прохожему с брошюркой Уголовного кодекса в руках и говорить: «А смотри-ка, мил человек, начальник твой, Иван Петрович, нарушает такие-то и такие статьи. Его вот там-то видели и с теми-то, а еще на одной встрече он сказал вот так-то. Вот, взгляни теперь на статьи кодекса, суди сам, каков он человек и что нам нужно теперь предпринять в его отношении». И на эту «разводку» попадается не только тот, кто сразу хватает УК из рук навязчивого незнакомца и с открытым ртом, развесив уши, слушает все это, кивает и говорит: а ведь каков подлец Иван Петрович, он и в том, и в этом виновен; да я от него немедленно уйду; разве могу я, такой хороший, быть в одном коллективе с ним, таким плохим?! Попадается и тот, кто говорит: да, конечно, вы правы, но я все-таки по таким-то и таким-то причинам не считаю правильным уйти от него. Но, что самое интересное, попадается на эту «разводку» и тот, кто, взяв в руки УК, начинает говорить: «Да ничего подобного, неправда. То, что Ивана Петровича с кем-то видели, под эту статью прямо не подпадает, а в отношении того, что он некогда сказал, следует учесть и смягчающие обстоятельства, к этому и судебная практика нас подталкивает» и т.д. и т.п.

http://pravoslavie.ru/32331.html

В современном мире у верующих не всегда есть возможность поститься строго по уставу. Но каждый человек сам знает и оценивает свои жизненные реалии и, в идеале посоветовавшись с духовником, определяет свою меру воздержания. Стоит только не забывать совет священномученика Игнатия Богоносца: «Четыредесятницей не пренебрегайте, она составляет подражание жительству Христову». Сорок дней поста установлены в память о том посте, который хранил Сам Спаситель, удалившись в пустыню, перед выходом на проповедь. Для Его последователей эта часть Великого поста — время для того, чтобы через покаяние, молитву и воздержание подготовиться к самому важному периоду, Страстной седмице. Фото Елены Добряковой На последней перед Пасхой неделе пост соблюдается с особой строгостью, а все внимание верующих сосредоточено на воспоминании о последних днях земной жизни Спасителя. Тем не менее на протяжении всего поста нужно питаться так, чтобы не навредить здоровью, чтобы были силы и на исполнение ежедневных обязанностей, и на дополнительную молитву. Важнее постного меню другое: чтобы у человека было стремление вести борьбу с собственными грехами и страстями, учиться сдержанности и покорению своих желаний. Кроме того, стоит вспомнить слова блаженного Августина, напоминающие, что пост позволяет отвлечься от суеты, задуматься о Боге и уделить наконец время своей душе: «Каждый в земной жизни должен творить милостыню, воздыхать о грехах и проливать слезы. Но если в этом нам часто мешают прелести мира, то по крайней мере в дни поста исполним сердца наши сладости закона Божия». Строгий пост перед Пасхой 2024 Пост перед Пасхой — самый строгий и сложный из всех многодневных постов в году. Но особенно он усиливается в последние дни — на Страстной седмице. Так, в горький и страшный для христиан день года — Страстную Пятницу — предписывается даже полный отказ от пищи. Как говорил один из древних монахов авва Леонтий, «пища излишняя делает тело чрезмерно нагруженным кораблем, который при малом движении волн идет ко дну». Именно поэтому в самые важные дни пост не ослабляется, а усиливается. Ничто не должно отвлекать от главного — от стремления быть рядом со Христом.

http://foma.ru/pasha-2022.html

1 . Щедрые и честолюбивые учредители пиршеств устрояют частые и непрерывные пиршества для того, чтобы и показать свое богатство, и вместе обнаружить свое благорасположение к друзьям. Так и благодать Духа, представляя нам доказательство своей силы и показывая великое благорасположение к друзьям Божиим, предлагает нам постоянно и непрерывно трапезы мучеников. Недавно угощала нас с великим радушием весьма юная и безбрачная отроковица, блаженная мученица Пелагия; сегодня опять возобновил праздник ея блаженный и доблестный мученик Игнатий. Различны лица, но трапеза одна; меняются подвиги, но венец один; разнообразны состязания, но награда та же самая. К внешним состязаниям, где нужны телесные труды, по справедливости допускаются одни только мужи; а здесь, где все состязание касается души, поприще открыто для того и другого пола, зрители сидят для того и другого рода. Не одни только мужи вступали сюда, дабы жены, ссылаясь на слабость пола, не думали иметь благовидное оправдание, и не одне только жены подвизались, дабы не был посрамлен мужеский пол; но и из тех и из других многие провозглашены победителями и получили венцы, дабы ты самым делом убедился, что во Христе Иисусе несть мужеский пол, ни женский ( Гал. 3:28 ), что ни пол, ни слабость телесная, ни возраст, и ничто другое подобное не может препятствовать шествующим по пути благочестия, если мужественная готовность, бодрое настроение духа и горячее и пламенное чувство страха Божия вкоренены в душах наших. Поэтому и отроковицы, и жены, и мужи, и юноши, и старцы, и рабы, и свободные, и всякое звание, и всякий возраст, и тот и другой пол выступали на эти подвиги и ни откуда не потерпели никакого вреда, так как мужественную решимость вносили они в эти подвиги. Впрочем, время зовет уже нас к повествованию о славных делах этого блаженного мужа; но ум смущается и тревожится, не зная, о чем говорить во-первых, о чем во-вторых, о чем в-третьих: такое множество похвал заливает нас со всех сторон! Мы находимся в таком же состоянии, как если бы кто, войдя на луг и увидев множество роз, множество фиалок, и столько же лилий и других весенних цветов, различных и разнообразных, недоумевал, на что ему посмотреть прежде, на что после, – потому что каждый из видимых цветов привлекает к себе взоры его. Так и мы, войдя на этот духовный луг деяний Игнатия и созерцая не весенние цветы, но самые плоды Духа различные и разнообразные в душе его, смущаемся и недоумеваем, не зная, на чтó прежде обратить внимание, когда каждый из этих видимых плодов отвлекает от соседних ему душевный взор наш и привлекает его к созерцанию своей красоты. Посмотрите: он управлял нашею Церковию доблестно и с такою тщательностию, какой желает Христос. Он показал на деле тот высочайший образец и правило епископства, которые определил Христос. Слыша слова Христовы, что пастырь добрый душу свою полагает за овцы ( Иоан. 10:11 ), он предал ее за овец со всем мужеством.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А году и о месяце и числе, в котором Его Величество вел. государь царь Алексей Михайлович родился, того хотя и ищут, но поныне найти такого известия не могут; чего ради я принужден в запас в других местах, где такому известию подлежит быть, справляться и когда такое известие откуда получу, пришлю впредь. Что же принадлежит до журнала, сочиненного Гизеном и оной рассматривают и ежели по рассмотрении что годного ко известию о царе Алексее Михайловиче найдется, то оной по силе вышеупомянутого указа при оказии отправлю». – К этому донесению приложены: 1) «копия с надписи, какова над гробом государя царя Алексея Михайловича на камени, списана в Архангельском соборе»: «лета 7184-го генваря в 29 де на память святого священномученика Игнатия Богоносца с субботы на воскресение в четвертом часу ночи в первой четверти преставися благоверный и христолюбивый вел. государь царь и вел. князь Алексей Михайлович всея великой и малой и белой России самодержец, и погребен на сем месте генваря в 30 де». И 2) «Выписано из Синодика, имеющегося в Архангельском соборе»: «184-го генваря против 30-го числа и против мясопустной недели в 4-м часу ночи преставися благоверный государь царь и вел. князь Алексей Михайлович, всея великой и малой и белой России самодержец, царствовал 30 лет 6 месяцев 20 дней; а всех лет жития его 46 лет 10 месяцев 21 день». При донесении от 22 мая 1735 г., Семен Иванов послал в Коллегию выписку «о житии и действах» царя Алексея «из книги, имеющейся в Архиве, истории о начатии 4-х монархий и прочая», присоединив пояснение, что «о дне рождения и о преставлении» царя Алексея «во оном житии и действии не упоминается». А при донесении от 29-го мая, Семенов послал выписку из журнала барона Гизена. «Хотя во оной книг», писал он в донесении, «а именно в 1700-м году имеется между начала бывшей с Швецией войны описание о житии и о прочих поведениях бывших во время государствования… (царя Алексея), однакож только на двух тетрадях, а оная книга истории не малая, а того описания немного.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Валерий Лизунов: В современном храмостроительстве я чаще всего сталкиваюсь с копиями исторических образцов или эклектикой из образцов прошлого: купола из одного памятника церковной архитектуры, нижняя часть — из другого. Получается новое произведение. Но кардинально новых решений, ни в рамках традиций, ни революционных, «от головы», я в России не видел. Меня удивляют примеры якобы современных решений, когда в отделке храма много мрамора, дорогой мозаики, золота, украшений. Этот псевдовизантийский стиль, скорее, понятен людям с Рублевки, которые строят себе дома в «классике»: с лепниной, фресками, позолоченными колоннами. Для меня чужды такие решения в современном храме. Я не очень люблю переосмысленную таким поверхностным образом классику. Для многих моих клиентов, особенно из эпохи 90-х и 2000-х, классика — это принадлежность к чему-то дорогому, богатому. Немногие древние храмы дожили до наших времен. И мы видим, что они были воплощением мышления общества, передовой архитектурной мысли того времени, всех художественных и технологических достижений. Храмы строились и украшались лучшими архитекторами, лучшими художниками, каждый стремился проявить свой талант во славу Божию. — Что для вас современный храм? Валерий Лизунов: Это достижения и технологии нашего времени, в том числе архитектурные, которые использованы во славу Бога. Важно, чтобы человеку было комфортно находиться в пространстве храма. Это пространство не должно подавлять его. Может быть, раньше нужно было поразить человека величием и масштабом, сделать так, чтобы он почувствовал себя песчинкой. Сейчас, наоборот, важно, чтобы с помощью архитектуры современный человек почувствовал, что Бог недалеко от него, Он здесь, среди нас. Анжела Моисеева: Храм — это дом Бога, где люди воспринимают слово Божье в разном виде: и в вербальном, и в визуальном, и в концептуальном, и в идейном, когда они объединяются в единой молитве. — Вы проектируете именно современный храм во имя священномученика Игнатия Богоносца на Верейской?

http://pravmir.ru/my-hotim-sdelat-sovrem...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010