Презирая угрозы мятежников, непоколебимый муж, высказав свои увещания народу, возвратился в Кремль. Многие из собравшихся последовали примеру своего архипастыря и разошлись по домам. Зачинщики заговора, видя неуспех на лобном месте, бросились к самому Шуйскому, но мужество царя усмирило дерзость замышляемого злодейства: пристыженные мятежники со всеми своими клевретами бежали к самозванцу. Но зло иного рода уже начинало свирепствовать в столице. Лишенные подвозов осадою самозванца, жители Москвы были немилосердно стесняемы алчными корыстолюбцами, супившими весь хлеб в столице и её окрестностях и продавшими его весьма высокою ценою. Следствием этого было бедствие народное: «немощнии имением, – пишет Палицын, – всяко до конца оскудеша; убозии же от глада зле мучими скончавахуся». Видя паству свою в таком несчастии, «святейший патриарх Гермоген много поучал всякого рода народ – вельмож, купцов, богачей в храме Успения, и перед алтарем Всевышнего заклинал их, дабы в любовь и в соединении привести, ина милосердие склонить». Молил их быть человеколюбивыми, не торговать жизнью христиан, тронуться печальным зрелищем несчастных и спустить цену хлеба: усердно просил их не скупать в большом количестве и тем отнимать последние средства существования у бедных. Но голос великодушного пастыря остался неуслышанным. Лицемеры, с притворными слезами на глазах уверяли царя и патриарха в том, что у них нет запасов лишних: «ни, царю праведный, ни владыко святый! – говорили жестоксердые – все не имамы чрез потребу, но токмо на мало время». И чтобы прикрыть ложь свою, ростовщики стали вывозить на рынок хлеб в весьма малом количестве и уже совсем почти прекратили подвоз его из соседних городов и селений. Народ впал вотчаяние, всюду слышались крики: «Мы гибнем от царя злочастного, от него кровопролитие и голод!» Новый бунт быстро разгорался. «Многие люди, – говорит летописец, – пойдоша в Тушино, а иные хотеху итить на царя Василия, и прихождаху к нему и с шумом глаголаше: «Докудова нам в осаде сидеть, и такова гладу терпеть, или хлеб дай нам, или мы уйдем из города " ».

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Они свято соблюдали завет патриарха, данный им при отправлении их из Москвы – больше всего оберегать православную веру. Поляки стали во всем стеснять послов и усилили осаду слабо уже державшегося Смоленска. Народное противопольское движение усилилось, когда в начале 1611 г. стали известными насилия, чинимые Сигизмундом нашим послам под Смоленском. Это движение привело в великое смущение и испуг поляков и их русских приспешников, сторонников Сигизмунда. Они поняли, какою великой нравственной силой обладает патриарх и как он для них опасен. Дать ему возможность руководить этим движением означало почти верную гибель их самих и всего их гнусного дела. И вот двор патриарший был разграблен, люди слуги разогнаны и сам святитель подвергся тяжким стеснениям, так что и писать грамот более не мог. Но дело было сделано. Уже составлялись народные ополчения против поляков, и первым поднялся знаменитый Прокопий Ляпунов, воевода рязанский.. Салтыков и другие изменники, видя, что все зависит от патриарха, несколько раз приходили к нему и требовали, чтобы он приказал приближавшимся к Москве ополчениям прекратить дальнейшее движение и вернуться по своим городам. Патриарх, так же, как и раньше, совершенно беззащитный, отвечал: «Если ты, все изменники и поляки выйдете из Москвы вон, я отпишу своим, чтобы вернулись. Если же вы останетесь, то всех благословлю умереть за православную веру. Вижу ее поругание, вижу разорение святых церквей, слышу в кремле латинское пение и не могу терпеть». Поляк Гонсевский при этом зловеще сказал: «Ты, Гермоген, главный заводчик всего возмущения. Тебе не пройдет это даром. Не думай, что тебя охранит твой сан». К патриарху приставили сильную стражу. Но и под стражею патриарх не оставался в действии. Он написал в это время грамоту, в которой убеждал русских не признавать царем сына Марины, родившегося по смерти первого самозванца, или кого-нибудь из казацких предводителей и стоять крепко за веру православную. Приставленные к Гермогену стражи иногда обходились с ним сурово и безчинно, а иногда с некоторым уважением, опасаясь народа. В вербное воскресенье, в последний раз дозволили ему совершить торжество Вайи, взяв миры для обуздания жителей, и Гермоген, несмотря на то, что ляхи и немцы заняли Красную площадь и стояли на улицах с обнаженными саблями и пушками, и горящими фитилями, спокойно ехал между толпами иноверных воинов на своем осляти, которое вел князь Гундуров и с ним несколько бояр и сановников, бывших при сем обряде. Подражая шествию Спасителя в Иерусалим на вольную страсть, святитель, совершая этот обряд, сам готовился на ожидавшую его томительную смерть.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Такие несчастные обстоятельства взволновали столицу и москвитяне окончательно изменили своему царю Василию. 17-го июля 1610 г. большая толпа пришла во дворец за Василием. Предводитель ее, Захар Ляпунов, начал говорить Шуйскому: «Долго ли за тебя будет литься кровь христианская? Земля опустела, ничего доброго не делается в твое правление, сжалься над гибелью нашей, положи посох царский, а мы о себе как-нибудь промыслим». Шуйский думал пристращать толу угрозами и с браными словами отвечал Ляпунову: «Смел ты мне говорить это, когда бояре ничего такого мне не говорят», – и вынул нож, чтобы еще более испугать мятежников. Но Захара трудно было застращать; на брань он отвечал бранью, на нож – кулаком. Высокий, сильный мужчина, он закричал ему: «Не тронь меня, а то возьму тебя в руки, да и сомну всего». Товарищам Ляпунова не понравилась эта грубость. Они закричали ему: «Пойдем прочь отсюда», – и вышли на лобное место. Толпы народа собрались на площади; нельзя было всем уместиться. Приехал и патриарх. Ляпунов с товарищами закричали народу, чтобы шли на просторное место, за Москву-реку к Серпуховским воротам; туда же пошел и патриарх Гермоген. Здесь бояре, дворяне, гости и торговые люди советовались между собою, как бы Московскому государству не быть в разорении и приговорили: бить челом Государю, царю Василию Ивановичу, чтобы он, Государь, царство оставил, потому что кровь многая льется, а в народе говорят, что он Государь несчастливый, и города Украинские, которые прежде отступили к вору, его, Государя, на царство не хотят. Народ не сопротивлялся; противились немногие бояре; сопротивлялся патриарх, но их не послушали. Во дворец отправился свояк Василия, князь Иван Михайлович Воротынский просит от имени всего народа, чтобы он оставил царство и взял себе в удел Нижний Новгород. Василий должен был согласиться и выехал в свой прежний боярский дом. Тушинский Вор, стоявший в с.Коломенском, особенно был опасен боярам Думы. Его торжество было бы вместе с тем торжеством разнузданной черни и всех подонков русского общества, его успех был бы полным крушением власти боярской.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Объявлен конкурс на лучший памятник священномученику Ермогену, Патриарху Московскому 23 мая, 2012. Новостная служба Организаторами конкурса выступают Московский Патриархат и министерство культуры РФ. Конкурс продлится с 24 мая по 12 октября 2012 года, торжественная закладка первого камня будущего постамента состоялась 3 марта этого года. 23 мая. ПРАВМИР. В рамках празднования дня памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского, который будет отмечаться 25 мая, объявлен конкурс на лучший проект памятника святому. Скульптура будет установлена в Александровскому саду Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru . Организаторами конкурса выступают Московский Патриархат и министерство культуры РФ. Конкурс продлится с 24 мая по 12 октября 2012 года, торжественная закладка первого камня будущего постамента состоялась 3 марта этого года. Победители конкурса будут награждены премиями в размере 300-100 тысяч рублей в зависимости от занятого места. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/obyavlen-konkurs-na-lu...

На вопрос «Может ли православный человек быть социально активным?», батюшка ответил категорично: «Конечно, да». Сейчас писатель работает над историческим романом о патриархе Ермогене, который хотел бы закончить к 400-летию кончины священномученика. До революции собирались деньги на памятник патриарху и о.Николай выразил надежду, что эта идея опять воскреснет и попросил у читателей молитв. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции.

http://pravmir.ru/sostoyalas/

Глава Митрополичьего округа в Республике Казахстан и скульптор С.А. Щербаков обсудили вопросы создания памятника преподобному Севастиану Карагандинскому 24 июля 2016 г. 12:11 24 июля 2016 года в Москве митрополит Астанайский и Казахстанский Александр посетил творческую мастерскую известного российского скульптора, академика Российской академии художеств, народного художника Российской Федерации профессора С.А. Щербакова. Салават Александрович Щербаков в настоящее время работает над созданием памятника преподобноисповеднику Севастиану Карагандинскому. Скульптор представил макет памятника святому старцу, выполненный в глине. Глава Казахстанского митрополичьего округа и Салават Александрович обсудили вопросы установки монумента на месте подвигов преподобного — в карагандинской Михайловке, перед новопостроенным Троицко-Севастиановским кафедральным собором и строящимся духовно-культурным епархиальным центром. На постаменте памятника запечатлены слова преподобного Севастиана — его завещание своим духовным чадам: «Храните мир между собой». Текущий год ознаменован для Казахстана 50-летием со дня преставления преподобного Севастиана. В ряде просветительских и культурных проектов, призванных обратить внимание широких слоев общественности на историческое значение личности преподобного Севастиана, способствующих сохранению и популяризации его духовного наследия, запланировано создание памятника святому старцу в городе Караганде. Монумент схиархимандриту Севастиану, установленный в районе Михайловка, на месте, освященном его подвижническими трудами, послужит делу увековечения памяти преподобного и станет достойным украшением площади перед новопостроенным Троицко-Севастиановским кафедральным собором и духовно-культурным центром Карагандинской епархии . Салават Александрович Щербаков работает в жанре монументальной и станковой скульптуры классического реалистичного стиля. Его архитектурно-художественная мастерская занимается разработкой архитектурных проектов, художественным проектированием, созданием монументальной скульптуры, ансамблей памятников, разработкой архитектурно-планировочных решений реконструкции городской среды. К числу известных мемориальных работ С.А. Щербакова относятся памятники священномученику Патриарху Ермогену и императору Александру I в Москве, монумент «В борьбе против фашизма мы были вместе» и памятник воинам-интернационалистам на Поклонной горе. Салават Александрович является автором памятника равноапостольному великому князю Владимиру, который планируется установить в Москве на Боровицком холме в текущем году. Митрополичий округ в Республике Казахстан /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Национальная идея, верно сформулированная, имеет огромную силу. Эта идея способна вдохновлять людей на подвиги, самопожертвование, мотивировать народ на сплоченный труд и противостояние вражеским вторжениям. Напрасно многие власть имущие говорят, что сначала нужно решить экономические, оборонные проблемы, а затем только думать об «идеях». Такой подход крайне неэффективен. И наоборот - народ, вооруженный национальной идеей, может удивительно и неожиданно быстро, на «внешний» взгляд, решить все экономические задачи. Наверное, в формулировании нашей национальной идеи должны принять участие наши мыслители, философы, писатели, религиозные деятели. И мы надеемся, что это у нас получится. Сергей Поляков , председатель Братства священномученика Ермогена, социолог, экономист, предприниматель Источник . Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 27. Re: О русской национальной идее Я надеюсь, под кормежкой подразумевается духовная пища? По данным исследования, опубликованного в The Lancet, от лишнего веса страдают 54% российских мужчин и 59% женщин старше 20 лет, от ожирения — 15% и 28,5% соответственно. 26. Re: О русской национальной идее Туляк и как вы собираетесь их различать?))) в одной из деревень Волоколамского района рабочие в 1905-1906 года вообще провозгласили республику, и вообще месяцев 9 жили спокойно себе с самоуправлением. Республику-то во второй половине 06 года ликвидировали, пару местных энтелегентов, распространявших листовки и всякую там вредную литературку, арестовали и выслали. Но местные крестьяне и пролетарии были вполне себе на уме, и пожары на складах и в помещичьих усадьбах продолжались еще долго. Это у вас что - стихийный бунт или тлетворное влияние биздуховного запада, подославшего на Русь Святую вирус либерально-революционного социализьма? Русский Сталинист так я спрашивал - а мне в ответ писали либо пропагандистский флуд, либо стандартно-унылую " вирусную " копипасту на тему " всем по бесплатной кваиртире, мешку муки и канистре бензина " (http://za-kaddafi.org/node/94). В общем, уровень аргументации зашкаливал. На самом деле, когда народ более или менее сплочен, а власть руководство страны более или менее компетентно, то никакая интервенция извне для государственности неопасна (Вьетнам, Сирия). А если режим падает на полгода (полмесяца, полчаса), то с местными скрепами сразу все понятно.

http://ruskline.ru/special_opinion/2017/...

Везде говорите моим именем, моим словом... Всем вам от меня благословение и разрешение в сем веце и будущем. Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю» 34 , – писал Патриарх Ермоген. Только такой голос, только такая вера могли сохранить государственность. В чрезвычайных условиях гибнущего государства и поступок, избавляющий от этой гибели, должен быть чрезвычайным, требующим большого мужества и широты взгляда – не вообще образованного и космополитического, а широты русского православного взгляда. А его-то и не было тогда, в начале XX столетия, оттого и не виделась близость катастрофы, оттого и не виделось, что выход – в чрезвычайном личном поступке того, кто по занимаемому им положению мог его совершить. Но таких не было ни среди церковно, ни среди государственно власть имущих. И жизнь подвижника уходила хотя и на важные сами по себе, но для его положения и его времени частные вещи. Председатель Всероссийского Общества трезвости протоиерей Миртов писал о владыке: «От архипастырского душепопечительного взора... не могла укрыться эта главная опасность, которая больше всего грозит благосостоянию русского народа и твердому стоянию его в вере и жизни христианской. Он видел, что алкоголизм вырос в страшное мировое международное зло и на борьбу с собою должен вызвать все живые охранительные силы каждой страны. Тогда как многие на вопрос о борьбе с этим злом привыкли смотреть с высокомерным невежеством, считая его мелким и недостойным внимания... святитель, вообще не всегда склонный к широким обобщениям, в этом вопросе сумел подняться на точку зрения государственного понимания и считал этот вопрос делом особенной важности и высокого церковно-общественного значения... Он ясно сознавал, что алкоголизм лежит главным камнем преткновения для русского народа на пути к его великому будущему... Мысли о том, что алкоголизм, как ржавчина железо, гложет трудовую энергию народа, его выносливость и терпение, что он расстраивает живые ткани народного хозяйства, вносит разлагающее начало в бытовой государственный уклад, убивает всякое творчество, омрачает сознание, затемняет здравый смысл народный, ослабляет волю народа – эту духовную мышцу его, расхищает и истощает жизнь, делает ее пустыней, где чахнет и замирает всякий светлый порыв, – эти мысли буквально рассеяны во всех его многочисленных речах и докладах, специально посвященных этому вопросу...

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

Положительное решение вопроса об установки памятника священномученику Ермогену в связи с 400-летием преодоления Смуты и восстановления российской государственности, а также мученической кончины святого было принято руководством России по представлению Предстоятеля Русской Православной Церкви в феврале 2012 года. 3 марта 2012 года, в день памяти священномученика Ермогена, в Александровском саду Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение закладного камня в основание памятника святителю. В тот же день был объявлен конкурс на создание памятника. Конкурсные работы были выставлены отдельной экспозицией на выставке «Православная Русь — к Дню народного единства», которая проходила в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» с 4 по 8 ноября 2012 года. Победителем конкурса проектов памятника Патриарху Ермогену стал творческий коллектив под руководством народного художника России Салавата Щербакова и заслуженного архитектора России Игоря Воскресенского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарственные молитвы ко Господу за дарованную возможность восстановления исторической справедливости и установки у стен Московского Кремля памятника защитнику православной веры — священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. 2. Благодарить Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева за поддержку обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с предложением установить памятник священномученику Ермогену у Кремлевской стены, что на протяжении долгого времени было предметом общественной озабоченности. 3. Выразить признательность руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванову, управляющему делами Президента Российской Федерации В.И. Кожину, Министерству культуры Российской Федерации в лице бывшего министра А.А. Авдеева и ныне действующего министра В.Р. Мединского, Патриаршему совету по культуре, а также общественным организациям, благотворителям, жюри и творческому коллективу, участвовавшим в воздвижении в Александровском саду у стен Московского Кремля памятника Патриарху Ермогену.

http://patriarchia.ru/db/text/3005123.ht...

Протоиерей Алексий Миндров, настоятель храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Крылатском (г. Москва): Естественно, что в жизни бывают исключения, и их можно обговорить со священником. Священник, зная человека, его немощи, его обстоятельства жизни (у кого-то рабочий график тяжелый, у кого-то со здоровьем проблемы), идет навстречу и помогает определить доступную меру поста перед Причастием. Но лучше помнить всегда, что есть определенные правила, указывающие, как должно быть. Любое уклонение, сокращение или, наоборот, расширение их показывает, что мы поступаем по своему усмотрению, это не всегда оправданно, и лучше этого избежать, обратившись за советом к священнику. В общем случае, определяя меру своего поста, нужно ориентироваться на установленные в Церкви правила и каноны. Главная же норма всегда и во всем — это закон Божий и любовь. Что можно в пост перед Причастием? Священник Владимир Русин: В пост перед Причастием самое главное, что можно и нужно – это настроиться. И, соответственно, постараться убрать то, что мешает, отвлекает, развлекает. Давайте разберемся, в чем суть «ущемления нашего брюха»? Зачем нам ограничения в пище? Наше тело иногда бывает как какой-то капризный ребенок, который что-то просит — и мы ему даем. Захотелось конфетки — мы дали, чтоб ребенок только отстал. Но в результате такой ребенок вырастает и не понимает каких-то важных вещей. Он, например, может вмешиваться в разговор взрослых, считая, что он самый главный. Во время подготовки к Причастию мы свое тело потихонечку возвращаем на свое почетное третье место — после духа и души. Понятно, что, когда человек регулярно подходит к Чаше, не может для него каждый пост перед Причастием, исповедь и само таинство быть поворотом на 180 градусов. Он уже сделал поворот, а теперь на своем духовном пути подруливает. Мне очень нравится слово «правило». Оно направляет и выправляет нас. Оно помогает нам снова верно действовать, оценивать свои поступки. Иногда человек расстраивается, потому что раньше он постился, готовился, исповедовался — и были слезы, и он прямо чувствовал, как душа очищалась. А в другой раз пришел — и ему батюшке даже сказать особо нечего. Так, какие-то мелкие вещи… Но вот эти мелочи — они, когда накапливаются, как раз и становятся самыми опасными грехами. Об этом много есть притч, рассказов. Эти кажущиеся маловажными грехи — как пыль. Если на лобовое стекло машины что-то ляпнуло сверху, мы видим пятно, и его хочется стереть сразу. А если мелкая пыль на стекло садится, мы можем и не заметить даже, что стекло уже превратилось в рифленое. Как это произошло, когда? Вот так же и с душой происходит. Нужно эту пыль грехов не прозевать. Для этого духовная жизнь должна быть ритмичной, а каждый пост перед Причастием — временем, когда мы эту пыль стираем. Что нельзя делать в пост перед Причастием?

http://foma.ru/post-pered-prichastiem.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010