По крайней мере, бывший патриарх мог надеяться на это, ибо никогда не был пособником кровопролития. Однако Москва настигла его и в могиле. Униатское предание гласит, что русские, взяв в 1655 г. Вильно, вывезли нетленные мощи Игнатия и Вельямина в свою столицу. Патриарх Гермоген Пастырь смятенному стаду. Личность эпохи Смуты Вместе с патриархом Игнатием прошло время тихих и покорных светской власти российских первосвятителей. Могучая фигура священномученика Ермогена — патриарха Гермогена (1606—1612) — поднялась в огне Смуты и наложила свой отпечаток на ход гражданской войны, переросшей во всенародную борьбу за освобождение и объединение России. По обыкновению, патриарх был избран царем и верно служил ему, но на сей раз это был не смиренный исполнитель воли государя, а самостоятельный человек с сильным характером, с глубокими личными убеждениями и смелостью отстаивать их невзирая на лица и обстоятельства. До сих пор, разгадывая загадки, связанные с первыми патриархами Иовом и Игнатием, мы обращались преимущественно к внешним обстоятельствам их жизни. Мы видели, что сама идея патриаршества не имела глубоких корней в русской мысли и возникла у Годунова как верный ход в борьбе с соперниками на пути к престолу и что замена московского митрополита патриархом означала укрепление в его лице церковной и политической опоры для самодержца в высшем эшелоне власти. Эта опора не спасла династию Годуновых и сама не устояла в буре гражданских распрей. Лжедмитрий был вознесен на престол всенародной волей вопреки сопротивлению Иова, но новый патриарх Игнатий не был беспринципным пособником еретика и предателя государственных интересов, как принято считать. Клеймо злодеев на царя и патриарха возложил хитроумный Василий Шуйский, после десятилетии интриг и заговоров добравшийся до престола. Безобидный Игнатий пострадал невинно явившийся же ему на смену Гермоген отнюдь не был агнцем для заклания. Гермоген был первым патриархом, чья личность (а не только дела) вызывала разногласия и горячие споры современников, унаследованные потомками. Даже в благопристойно приглаженной церковной истории, даже после прославления Гермогена в связи с юбилеем дома Романовых в 1913 году его несомненно выдающаяся роль в истории Российского государства и Церкви оценивалась по–разному. Особые споры вызывают мотивы поведения патриарха–мученика, загадка которых пленяла умы и его современников.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Пастырь смятенному стаду Личность эпохи Смуты Вместе с патриархом Игнатием прошло время тихих и покорных светской власти российских первосвятителей. Могучая фигура священномученика Ермогенапатриарха Гермогена (1606—1612) — поднялась в огне Смуты и наложила свой отпечаток на ход гражданской войны, переросшей во всенародную борьбу за освобождение и объединение России. По обыкновению, патриарх был избран царем и верно служил ему, но на сей раз это был не смиренный исполнитель воли государя, а самостоятельный человек с сильным характером, с глубокими личными убеждениями и смелостью отстаивать их невзирая на лица и обстоятельства. До сих пор, разгадывая загадки, связанные с первыми патриархами Иовом и Игнатием, мы обращались преимущественно к внешним обстоятельствам их жизни. Мы видели, что сама идея патриаршества не имела глубоких корней в русской мысли и возникла у Годунова как верный ход в борьбе с соперниками на пути к престолу и что замена московского митрополита патриархом означала укрепление в его лице церковной и политической опоры для самодержца в высшем эшелоне власти. Эта опора не спасла династию Годуновых и сама не устояла в буре гражданских распрей. Лжедмитрий был вознесен на престол всенародной волей вопреки сопротивлению Иова, но новый патриарх Игнатий не был беспринципным пособником еретика и предателя государственных интересов, как принято считать. Клеймо злодеев на царя и патриарха возложил хитроумный Василий Шуйский, после десятилетии интриг и заговоров добравшийся до престола. Безобидный Игнатий пострадал невинно явившийся же ему на смену Гермоген отнюдь не был агнцем для заклания. Гермоген был первым патриархом, чья личность (а не только дела) вызывала разногласия и горячие споры современников, унаследованные потомками. Даже в благопристойно приглаженной церковной истории, даже после прославления Гермогена в связи с юбилеем дома Романовых в 1913 году его несомненно выдающаяся роль в истории Российского государства и Церкви оценивалась по-разному. Особые споры вызывают мотивы поведения патриарха-мученика, загадка которых пленяла умы и его современников.

http://sedmitza.ru/lib/text/439403/

#lx_718112 #lx_718112 .lx_home_button #lx_718112 .lx_home_button svg #lx_718112 .lx_home_button svg path #lx_718112 .lx_home_button:hover #lx_718112 #lx_718112 .lx_close_button #lx_718112 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_718112 .lx_no_click #lx_718112[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Наказ кандидату в Президенты России В.В. Путину Православная общественность о восстановлении Чудова и Вознесенского монастырей Московского Кремля Редакция РНЛ   10:52 06.03.2024 1065 Время на чтение 3 минуты 29 февраля 2024 года, накануне дня памяти священномученика Патриарха Ермогена (Гермогена), в редакции газеты «Русь Державная» состоялась рабочая встреча по обсуждению Наказа кандидату в Президенты России Владимиру Владимировичу Путину, касающегося вопроса восстановления двух утраченных святынь Московского Кремля – Чудова мужского и Вознесенского женского монастырей. В обсуждении Наказа приняли участие: Козлов Владимир Фотиевич – кандидат исторических наук, председатель Московского краеведческого общества, руководитель Центра краеведения, москвоведения и крымоведения РНИИ наследия им.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/05/na...

Положительное решение вопроса об установки памятника священномученику Ермогену в связи с 400-летием преодоления Смуты и восстановления российской государственности, а также мученической кончины святого было принято руководством России по представлению Предстоятеля Русской Православной Церкви в феврале 2012 года. 3 марта 2012 года, в день памяти священномученика Ермогена, в Александровском саду Святейший Патриарх Кирилл совершил освящение закладного камня в основание памятника святителю. В тот же день был объявлен конкурс на создание памятника. Конкурсные работы были выставлены отдельной экспозицией на выставке «Православная Русь — к Дню народного единства», которая проходила в Москве в Центральном выставочном зале «Манеж» с 4 по 8 ноября 2012 года. Победителем конкурса проектов памятника Патриарху Ермогену стал творческий коллектив под руководством народного художника России Салавата Щербакова и заслуженного архитектора России Игоря Воскресенского. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести благодарственные молитвы ко Господу за дарованную возможность восстановления исторической справедливости и установки у стен Московского Кремля памятника защитнику православной веры — священномученику Ермогену, Патриарху Московскому и всея Руси. 2. Благодарить Президента Российской Федерации В.В. Путина и Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева за поддержку обращения Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с предложением установить памятник священномученику Ермогену у Кремлевской стены, что на протяжении долгого времени было предметом общественной озабоченности. 3. Выразить признательность руководителю Администрации Президента Российской Федерации С.Б. Иванову, управляющему делами Президента Российской Федерации В.И. Кожину, Министерству культуры Российской Федерации в лице бывшего министра А.А. Авдеева и ныне действующего министра В.Р. Мединского, Патриаршему совету по культуре, а также общественным организациям, благотворителям, жюри и творческому коллективу, участвовавшим в воздвижении в Александровском саду у стен Московского Кремля памятника Патриарху Ермогену.

http://patriarchia.ru/db/text/3005123.ht...

Подобно святителю Марку Ефесскому протосингел Никифор своими решительными и мужественными действиями сорвал происки униатов и свел на нет сговор, затеянный в Бресте изменниками Православия. И наконец, подобно священномученику Ермогену, патриарху Московскому и всея Руси, св. экзарх Никифор явил во образ Христов пример исключительного самопожертвования, засвидетельствованный мученическим подвигом. Причем, поразительным образом совпадают даже обстоятельства мученичества обоих ревнителей Православия - и Экзарх Никифор, и Патриарх Ермоген католиками-поляками были уморены голодом в заточении. Поэтому православные имели все основания почитать Никифора как первомученика Брестской унии. Его местная канонизация была совершена Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром (Сабоданом) во Львове в ноябре 2001 г. по благословению Патриарха Константинопольского Варфоломея и Патриарха Московского и всея Руси Алексия. После утверждения определений униатского собора в Бресте Сигизмундом III королевские власти начали открытое гонение на православных как противящихся воле польско-литовского монарха. Магистраты городов Речи Посполитой, в которых доминировали католики, ввели дискриминационные меры против не принявших унии: их не только не допускали к должностям в городском самоуправлении, но даже чинили препятствия в занятиях торговлей и ремеслами. Еще хуже было положение крепостных крестьян, принадлежавших панам-католикам или униатам. Их, как и приходских священников церквей, расположенных на господской земле, в приказном порядке обязывали принять унию. Не признавших унию священнослужителей изгоняли и заменяли униатами. Нередко православные храмы передавались католиками-помещиками в аренду иудеям, которые взимали плату за совершение богослужений и треб, а в случае неуплаты денег могли присвоить церковное имущество, в том числе - богослужебные предметы и облачения. Это вызывало возмущение верующих и становилось почвой для роста антисемитских настроений в Западной Руси. Впоследствии в годы Казацких войн XVII в.

http://pravoslavie.ru/archiv/zaprusprav....

Объявлен конкурс на лучший памятник священномученику Ермогену, Патриарху Московскому 23 мая, 2012. Новостная служба Организаторами конкурса выступают Московский Патриархат и министерство культуры РФ. Конкурс продлится с 24 мая по 12 октября 2012 года, торжественная закладка первого камня будущего постамента состоялась 3 марта этого года. 23 мая. ПРАВМИР. В рамках празднования дня памяти священномученика Ермогена, Патриарха Московского, который будет отмечаться 25 мая, объявлен конкурс на лучший проект памятника святому. Скульптура будет установлена в Александровскому саду Московского Кремля, сообщает Патриархия.ru . Организаторами конкурса выступают Московский Патриархат и министерство культуры РФ. Конкурс продлится с 24 мая по 12 октября 2012 года, торжественная закладка первого камня будущего постамента состоялась 3 марта этого года. Победители конкурса будут награждены премиями в размере 300-100 тысяч рублей в зависимости от занятого места. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/obyavlen-konkurs-na-lu...

Протоиерей Алексий Миндров, настоятель храма священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси, в Крылатском (г. Москва): Естественно, что в жизни бывают исключения, и их можно обговорить со священником. Священник, зная человека, его немощи, его обстоятельства жизни (у кого-то рабочий график тяжелый, у кого-то со здоровьем проблемы), идет навстречу и помогает определить доступную меру поста перед Причастием. Но лучше помнить всегда, что есть определенные правила, указывающие, как должно быть. Любое уклонение, сокращение или, наоборот, расширение их показывает, что мы поступаем по своему усмотрению, это не всегда оправданно, и лучше этого избежать, обратившись за советом к священнику. В общем случае, определяя меру своего поста, нужно ориентироваться на установленные в Церкви правила и каноны. Главная же норма всегда и во всем — это закон Божий и любовь. Что можно в пост перед Причастием? Священник Владимир Русин: В пост перед Причастием самое главное, что можно и нужно – это настроиться. И, соответственно, постараться убрать то, что мешает, отвлекает, развлекает. Давайте разберемся, в чем суть «ущемления нашего брюха»? Зачем нам ограничения в пище? Наше тело иногда бывает как какой-то капризный ребенок, который что-то просит — и мы ему даем. Захотелось конфетки — мы дали, чтоб ребенок только отстал. Но в результате такой ребенок вырастает и не понимает каких-то важных вещей. Он, например, может вмешиваться в разговор взрослых, считая, что он самый главный. Во время подготовки к Причастию мы свое тело потихонечку возвращаем на свое почетное третье место — после духа и души. Понятно, что, когда человек регулярно подходит к Чаше, не может для него каждый пост перед Причастием, исповедь и само таинство быть поворотом на 180 градусов. Он уже сделал поворот, а теперь на своем духовном пути подруливает. Мне очень нравится слово «правило». Оно направляет и выправляет нас. Оно помогает нам снова верно действовать, оценивать свои поступки. Иногда человек расстраивается, потому что раньше он постился, готовился, исповедовался — и были слезы, и он прямо чувствовал, как душа очищалась. А в другой раз пришел — и ему батюшке даже сказать особо нечего. Так, какие-то мелкие вещи… Но вот эти мелочи — они, когда накапливаются, как раз и становятся самыми опасными грехами. Об этом много есть притч, рассказов. Эти кажущиеся маловажными грехи — как пыль. Если на лобовое стекло машины что-то ляпнуло сверху, мы видим пятно, и его хочется стереть сразу. А если мелкая пыль на стекло садится, мы можем и не заметить даже, что стекло уже превратилось в рифленое. Как это произошло, когда? Вот так же и с душой происходит. Нужно эту пыль грехов не прозевать. Для этого духовная жизнь должна быть ритмичной, а каждый пост перед Причастием — временем, когда мы эту пыль стираем. Что нельзя делать в пост перед Причастием?

http://foma.ru/post-pered-prichastiem.ht...

В то же время и в самой Москве появились уполномоченные королем русские изменники, которые стали склонять москвичей к присяге самому Сигизмунду. Худшие предчувствия патриарха оказывались верными. Еретик и враг русского народа начал распоряжаться достоянием и делами государства. Православное русское царство опустилось еще на одну, по-видимому, последнюю ступень к своей окончательной гибели. Более дерзкие и ослепленные люди, как Салтыков и Андронов, верховодившие всем в Москве, как бы спешили погубить Отечество. Один лишь патриарх смущал их. Но ведь он был один. И вот 30 ноября 1610 г. они пришли в патриаршие палаты и стали просить его благословить народ на присягу Сигизмунду. Просить им пришлось недолго. Патриарх сразу и твердо прервал их предательские речи, указав на всю греховность их замыслов и гибель их поведения: « Всякую шатаетеся вы, безумные, услышали они, почто тщетным поучаетеся, и на Христову правую истинную веру и на Его люди восстаете, не зная праведныя воли Божия?». Однако, на другой день они снова явились к патриарху с теми же требованиями и принесли ему на подпись две грамоты, одну на имя Сигизмунда с изъявлением ему покорности, другую – к послам с приказанием им во всем положиться на королевскую волю. И так, священнейшем месте Руси, в Московском Кремле, близко, воочию, стали друг против друга две противные стороны. На одной были многие потомки гордых удельных князей, на другой вышедшей из глубины народного моря 80-тилетний старец, один смиренный патриарх Гермоген. Первые шли с низким поклоном к еретику Сигизмунду и бесстыдно отдавали ему русское государство, второй без всякой поддержки, пред лицом страшной опасности, имел мужество верить и утверждать, что Русь должна остаться православной и русской. «Стану писать к королю, – просто и твердо сказал он, – но не о том, и не так. Если король даст сына своего на московское государство и Владислав, оставив латинскую веру, крестился в православную веру Греческую, и людей литовских из Москвы всех выведет вон: тогда и я к таковому письму руку свою приложу и прочим властем повелю сделать тоже, и вас на сие благословлю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ermogen_Moskov...

Для автора Службы богословские поиски не являются настоятельными, так как все живое богословие его — в Евангелии и евангельских добродетелях. Но в конце последования имеется необходимое для заключения всего труда богословское изречение, извлеченное из глубины самовоззрения и покаяния: О чудо чудес, Богоневестная Мати и Дево!.. отраду и утешение… даруя странником земным в юдоли скорби и плача. Из Тебе бо воплотися Обновитель падшаго естества человеча, Сый Бог наш . Служба святителю Иоасафу Белгородскому Если обратиться к богослужебным трудам начала XX столетия, то, изученные выборочно, они представляются различными по своему содержанию и достоинству. Перед нами три Службы, написанные в честь преподобного Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского и священномученика Ермогена, патриарха Московского. Служба преподобному Серафиму — несмотря на то, что русский народ подвигся к нему необычайно сильной, неописуемой любовью, несмотря на то, что ко времени создания Службы (1903) имелась различная житийная литература о Преподобном, — не согревает сердца, не захватывает его: так обычны, стереотипны, привычны все обороты речи, все восхваления и воспевания Преподобного. Ни стихиры, ни два канона не останавливают внутреннего внимания, не поражают, не согревают душу молящегося. То же следует сказать и о богословских выкладках: они обычны для слуха и не трогают сердца. В Богородичнах, где прочие авторы помещают излияния души о светлой радости христиан — воплощении Бога Слова, находим обыденные обращения к Богоматери о спасении и помиловании. Поэтому нас радует Служба святителю Иоасафу Белгородскому, в которой наши мысль и чувство находят утешение, удовлетворение. Нощней тьме огустевающей, — читаем мы уже в стихирах на Господи, воззвах, — умножается звездный блеск… тако и умножившейся на земли греховней тме, возведем горе очи наши, братие, и сияние добродетелей святителя узревше, к небесному отечеству потщимся . Святитель ублажается как заповедей Христовых живая скрижаль, на лица человеков не взиравший .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Гермоген Иванович Шиманский (1915–8 марта 1970) Литургика Нравственное богословие Гермоген Иванович Шиманский Видный литургист, богослов, преподаватель, ученик профессора Киевской Духовной Академии М.Н. Скабаллановича, инженер. Биография Родился в марте 1915 г. в семье железнодорожного служащего на станции Бирзула (ныне город Котовск Одесской области). Он был третьим, младшим ребенком в семье. В крещении он был наречен Гермогеном — в честь священномученика Ермогена, Патриарха Московского и всея Руси. Отец Гермогена Шиманского, самоотверженно трудясь во время Первой мировой войны, умер рано, когда его сыну было всего два года. После смерти мужа мать Шиманского переехала с тремя сыновьями к себе на родину в Молдавию, в село Флеры, где «занималась хлебопашеством и в честном вдовстве вырастила, выучила и воспитала всех ... троих сыновей» . Даже скупые строки официальных документов говорят о том, что Гермоген Шиманский обладал незаурядными способностями. Но на стезю богословия он вышел не сразу, что вполне объясняется обстоятельствами жизни тех лет. До поступления в 1945 г. в Богословский институт в Москве Шиманский проделал путь обыкновенного советского человека. После окончания средней школы он поступил в техникум механизации в городе Ананьеве. Успешно окончив техникум, он поступил в 1934 г. в Харьковский машиностроительный институт. Этот институт он окончил с отличием в 1939 г. и был оставлен аспирантом и научным сотрудником на кафедре тракторостроения. За два года пребывания в аспирантуре Шиманский сдал почти весь кандидатский минимум, в который входил и ряд гуманитарных предметов, таких, как философия, диамат, истмат, английский и немецкий языки. В связи с началом Великой Отечественной войны работа в институте была прервана. В июле 1941 г. в числе других аспирантов Шиманский был откомандирован на временную работу на Харьковский завод им. Коминтерна. Осенью 1941 г. вместе с заводом переехал в Нижний Тагил, где работал инженером-конструктором. Его однокурсники по Московской духовной академии вспоминали, что Шиманский был причастен к разработке проекта легендарного танка Т–34. В начале 1943 г. талантливого инженера из Нижнего Тагила перевели в подмосковные Мытищи.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010