Молитва о больных. Апостол Иаков пишет: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего» 799 . Молитва о здоровье. Тот же апостол, святой Иаков, заповедует: «молитесь друг за друга, чтобы исцелиться: много может усиленная молитва праведного» 800 . Пророк Илия заключил небо, и не было дождя три года и шесть месяцев 801 . И апостол Иоанн пишет Гаию: «молюсь, чтобы ты здравствовал и преуспевал во всем» ( 3Ин. 1, 2 ). О молитве друг за друга см.: Кол. 1:3, 9; 4:3 ; 1Фес. 5, 25 ; Рим. 15, 30 ; 2Кор. 1, 11 ; Флп. 1, 4 ; Флм. 1, 4 . Молитва об умножении любви. Апостол Павел пишет филиппийцам: «молюсь о том, чтобы любовь ваша еще более и более возрастала в познании и всяком чувстве» ( Флп. 1, 9 ). Молитва о даре назидания (см.: 1Кор. 14, 13 ). Молитва против сатанинских сил (см.: 2Кор. 12, 8 ). Молитва о совершенстве верных (см.: 2Кор. 13, 9 ). Молитва о всех людях (см.: 1Тим. 2, 1 ). Молитва о Пришествии Господа Иисуса (см.: 2Фес. 2, 1 ). Молитва о встрече с друзьями ( 1Фес. 3, 10 ): «чтобы видеть лице ваше», пишет святой Павел. Молитва духом важнее всего (см.: Еф. 6, 18 ; 1Кор. 14, 14–19 ). Молитва общая в храме (см.: Деян. 3, 1 ). И так далее, без конца и края. Святые отцы – наследники апостолов – составили молитвы, в соответствии с накопленным опытом, на всякую потребу человеческую и на все случаи жизни. Православная Церковь хранит этот опыт, называя его Священным Преданием. А Священное Предание – первостепенная вещь на свете. Ведь оно подтверждает Священное Писание из века в век и из поколения в поколение. Священное Писание не дополняется ничем и никак, оно остается навеки таким, каким было, с его примерами и событиями. Священное же Предание дополняется все новым и новым опытом и сокровищами духовными, и этим все больше освещается и раскрывается Священное Писание Божие. Благодаря своему богатому Преданию Церковь Православная превосходит все Церкви. Протестанты, не имеющие Священного Предания, являют собой отчаяние и убожество. Ведь без Священного Предания тяжело принять Священное Писание как Книгу жизни. Жизнь течет как река: где-то тихо, а где-то с грохотом, с водопадами, с наводнениями. Все эти изменения жизненной реки предначертаны Священным Писанием и глубоко освещены и показаны в Священном Предании.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

О действии Пресвятаго Духа как Творца мира вместе с Отцом и Сыном Об этом Пребожественном действии Святаго Духа повествует нам Священное Писание, когда говорит: и тьма была над бездною, и Дух Божий носился над водою ( Быт. 1, 2 ). Толкуя эти слова Священного Писания, Великий Василий говорит, что Дух Божий «согревал бездну (готовил к рождению жизни) и оживотворял водное естество, по образу и подобию птицы, насиживающей яйца, которая высвобождает и сообщает какую-то живительную силу нагреваемому ею» (Шестоднев. Беседа 2. Лист 9) 217 . И затем продолжает: «Таким образом, из этого объясняется, что и Дух Святый не лишен творческой силы» 218 . Божественное Писание снова являет Духа Святаго как Творца, вместе с Отцом и Сыном, при сотворении человека, когда говорит: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ( Быт. 1, 26 ). Тот же святой и великий святитель Василий, толкуя и эти слова Священного Писания, говорит: «Почему Он не сказал: “сотворю”, но сотворим человека? Чтобы ты познал высшую власть. Чтобы, признавая Отца, ты не отверг Сына. Дабы ты ведал, что Отец творил через Сына, а Сын создал по воле Отца, и чтобы ты прославил Отца в Сыне и Сына – во Святом Духе» (Шестоднев. Лист 47) 219 . Затем говорит: «Таким образом, ты создан как общее творение, чтобы стать и общим почитателем Трех Лиц, не проводя разделения в почитании, но соединяя Божество» 220 . Также и божественный Иов, указывая на творческое действие Духа Святаго вместе с Отцом и Сыном, сказал: Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь ( Иов. 33, 4 ). И в смешении языков видно общее действие Святой Троицы, потому что Священное Писание не говорит: «сойду», но сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого ( Быт. 11, 7 ). Божественное Писание снова очень ясно указывает на творческое действие Пресвятаго Духа вместе с Отцом и Сыном, когда говорит: Словом Господа сотворены небеса, и Духом уст Его – все воинство их ( Пс. 32, 6 ). И в другом месте: пошлешь Дух Твой – создаются, и Ты обновляешь лице земли ( Пс. 103, 30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/ve...

В самом деле, Писание ли научило нас обращаться во время молитвы к востоку? Из Писания ли узнали епископы и священники наши, как призывать Дух Святой на Пречистые Дары хлеб и вино Евхаристии? Писание ли указало им благословлять воду при крещении, троекратно погружать крещаемого, а его самого отрекаться от сатаны? Писание ли донесло до христиан славословие Святой Троице «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу»? Вот вопросы, с которыми обращается к нам не кто иной, как святой Василий Великий . И он же предостерегает: «Ибо если бы мы вздумали отвергать не изложенные в Писании обычаи, как не имеющие большой силы, то неприметным для себя образом исказили бы самое главное в Евангелии» 52 . Итак, запомни, что авторитет Священного Предания основан на тесной связи его со Священным Писанием и на том, что они дополняют друг друга, в равной мере служа для нас источниками Божественного откровения, а потому не могут вступать в противоречие. Священное Писание только в Священном Предании черпает непреложное свидетельство о богодухновенности своих книг, а истинность же Предания проверяется его духовным единством с Писанием. Православный : Но как возникло Священное Предание? Священник : На заре Церкви, Божественное учение пришло к людям чрез Господа нашего Иисуса Христа, Сына Божия и Бога истинного. Обладая всей полнотой ведения как носитель Божественной жизни, Он Сам был живой истиной и живой проповедью о ней. Провозвестниками этой истины стали апостолы, посланные Им во все концы земли. Апостол Павел ясно показывает, что апостольская проповедь есть само слово Христово: Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?.. Итак вера от слышания, а слышание от слова Божия ( Рим.10:14–15,17 ). Святые апостолы не имели еще Писания Нового Завета, но вышли на проповедь как носители Божественного учения, воспринятого от Самого Господа Иисуса. Церковь же, в свою очередь, получила это учение от святых апостолов, которые сообщили его епископам, а те своим преемникам 53 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

«Воскресение и Писание», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 14.01.2013 18:30:14 Протоиерей Андрей Ткачев Говоря о Священном Писании, апостол Павел говорит, что у читающих его евреев «умы ослеплены».(2 Кор. 3:14) Апостол говорит о некоем «неснятом покрывале», которое покрывает умы людей Писания, читающих Слово, но не верящих в Воплощение Слова и Его воскресение после крестной смерти. «Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда они обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» ( 2 Кор. 3:15-16 ) Сказанное касается также и христиан, и само сказанное сказано не для того только, чтобы сверху вниз осуждающе смотреть на евреев. В Христа невозможно поверить, исходя из одного лишь Писания. Вера в Бога, как Троицу, и Иисуса, как Христа, не выводима из Писания, сколь его не изучай, не смакуй и не анализируй. Нужно вторжение живого Христа в наш мир условностей, мнений и догадок, чтобы весь этот двоящийся и троящийся мир превратить в цельность, в «симфонию», то есть в согласное сладкозвучие всех книг, направленных к исполнению пророчеств. Для этого - Пасха. С ее торжеством, и для этого - «обычное время», с его чтениями, коленопреклонениями, изучениями, молениями. Вот двое из апостольского лика идут в Эммаус, и Сам Иисус, приблизившись, идет с ними. Он спрашивает, они отвечают, но «глаза их удержаны» ( Лук. 24:16 ). Они говорят о Нем, как о пророке, сильном в слове и деле; выражают надежду на то, что Он должен был избавить Израиля, и скорбь оттого, что эти надежды не исполнились. Они - земные и мыслят совершенно по-земному. Наконец, Он прерывает их упреком: «О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки!» «И, начав от Моисея, из всех пророков изъяснил им сказанное о нем во всем Писании» ( Лук. 24:27 ) Сам Христос толкует им Писания о Себе, но они все еще не узнают Его! Удивительно, насколько необходимо Писание, насколько нельзя без него, и, тут же, насколько относительна его польза, насколько оно, Писание, не абсолютно. Его держат в руках, его изучают, помнят и даже правильно понимают, но пока нет толчка из иного мира, влияния свыше, оно продолжает оставаться «молчащей Книгой».

http://radonezh.ru/monitoring/voskreseni...

Вспомни и рассказ Деяний апостольских об эфиопском евнухе. Тот читал книгу пророка Исаии и на вопрос апостола Филиппа, понимает он читаемое, ответил: как могу разуметь, если кто не наставит меня? ( Деян.8:31 ). Что же до приведенных тобою слов апостола, то поостерегись, как бы они не были вам в осуждение. Ибо помазание означает излияние Святого Духа в таинстве миропомазания, которое вы отрицаете, а слова знаете всё означают, что христианам известно всё относящееся к спасению, а значит, и к учению об антихристе и его сеятелях, о которых апостол Иоанн говорит далее (см.: и Ин.2:22; 4:2–3 ). Посему нельзя любому, кто пожелает, ходить по ветру главы своея, толкуя Писание вкривь и вкось, ибо он обречен впадать из заблуждения в заблуждение. Сектант : У каждого христианина есть право и даже долг самому толковать Священное Писание, ибо это заповедано Спасителем: Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне ( Ин.5:39 ). Священник : И снова поостерегись, человече, ибо многие зачинатели древних ересей Арий, Несторий, Евтихий, Аполлинарий, Ориген и другие дерзнули погрузиться в море Писания и потонули, погубив себя и всех своих последователей. Священное Писание имеет троякий смысл: – телесный, или буквальный; – душевный, или аллегорический; – духовный, или мистический. Посему, как говорят древние отцы Церкви, люди простого разумения да довольствуются смыслом буквальным; более преуспевшие могут проникать разумением в душу Писания; тем же, кто совершенен в деянии и разумении, доступно и самое глубокое в нем. О том, что совершенное разумение Писаний возможно лишь для совершенных, свидетельствует великий апостол Павел: Мудрость же мы проповедуем между совершенными, но мудрость не века сего и не властей века сего преходящих, но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей ( 1Кор.2:6–7 ). Сектант : Чтобы постичь Священное Писание, не нужна особая мудрость, ибо глубина его открывается и простецам, по слову Господа: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам ( Мф.11:25 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/pu...

И вознесется Господь Саваоф в суде, и Бог святый прославится в правде. Что для преданных роскоши дело кончается их погибелью и приведет их к самому крайнему бедствию, этому научает нас божественное Писание в сейчас приведенных словах. Так как знатнейшие других жители страны иудейской пренебрегли внимательным исполнением дел Божиих, как чем-то бесполезным, и нисколько не заботились обращать внимание на дела рук Его, но занимались непрерывными пиршествами и, играя на флейтах бесстыдные песни, предавались пьянству и в этом проводили целые дни: то они отправятся в плен и будут рабами врагов, а по всей стране будет такое множество мертвых, погибших от голода и жажды, что как будто ад пожрал их своею широкою и ненасытною пастью, жадно глотая нисходящих в него и заключая их в своих темницах. Ибо когда слышишь, что ад расширил свою душу, то надобно думать, что этим пророк хочет назнаменать не что иное, как то, что я сказал сейчас, потому что богодухновенное Писание употребляет иногда образные выражения и как бы в переносном смысле, говоря даже о таких предметах, которые не имеют души и не причисляются к разряду животных, хотя и действительно существуют. Какая душа у ада? Напротив, ад есть место и ужасная темница несчастных душ. Итак, души тех, которые предавались наслаждениям в сей жизни, снидут в ад и как бы наполнят его душу. Это же самое объясняет нам и божественный Псалмопевец говоря, думаю, о всякой душе, преданной наслаждениям и грехолюбивой: внидет даже до рода отец своих: даже до века не узрит света ( Пс.48:20 ). Как о святых, оставляющих нашу (здешнюю) жизнь, Священное Писание говорит, что они приложились к отцам своим (как негде блаженному Аврааму сказано: ты отыдеши ко отцем твоим, препитан в старости добрей ( Быт.15:15 ); так и об умирающих во грехах мы говорим, что они перешли к роду отцов своих, называя отцами их тех, которые прожили подобную (предыдущей) и во всем равную (ей) жизнь. Если же (Писание) говорило о множестве мертвых от голода и жажды воды, то мы относим это к тому, что написал Иосиф (Флавий), нарисовавший печальную картину великих бедствий Иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Иногда же Библия очевидно недостаточна. Например: могу ли я считать достаточным для наших дней критерий различения религиозной лжи от евангельской истины, предложенный апостолом Иоанном: «всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога»? Секта Аум Синрике, например, признавала (в отличие от тех древних еретиков-докетов, с которыми полемизировал ап. Иоанн), что у Христа была человеческая плоть, что Он не просто казался человеком, но и действительно был им. Достаточно ли этого, чтобы признать Аум Синрике истинно христианским движением? Писание само предупреждает о своей собственной недостаточности: «никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою» (2 Петр. 1, 20). Если бы Писание было понятно само — Павлу не пришлось бы его весьма изощренно толковать. Без его помощи — понятно ли было бы, что значит история с двумя женами Авраама (Гал. 4, 21–31)? Буквы мало — нужен Дух. Для протестантов «Писание — это документ, образующий основу, составляющий сокровенную жизнь церкви» (Карл Барт) . В православном опыте «сокровенную жизнь церкви» составляет не то Слово, которое воплотилось в слова Писания, но то Слово, что стало плотью — и продолжает пребывать во плоти евхаристии . Христос Писания и Литургии, конечно, един. Но очень важно помнить, что все же не только посредством книг Спаситель пожелал входить в жизнь людей. Слова Христа «Я с вами во все дни» можно ли понимать столь узко, чтобы видеть в них обещание типа «книги обо Мне будут с вами во все дни и они будут напоминать вам обо Мне»? По слову ап. Павла, «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3, 11). Основание Церкви и христианской жизни — Христос, а не Библия. Но в баптистском учебнике догматики: «Священное Писание достаточно для полноты духовной жизни человека» . Мне всегда казалось, что для полноты духовной жизни нужен сам Бог, а не слово о Нем. Или, например, говорит адвентистская книжка: «Служение учения церкви не имеет права основываться ни на чем ином, кроме как на Библии» . Но разве не мёртво слово, которое зиждется не на живом сердечном опыте, а на цитатах?

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Итак, зачем мы изучаем Ветхий Завет? Во-первых, вспомним о том, что когда Господь Иисус Христос призывает исследуйте Писания ( Лк.24:32 ) и когда апостол Павел говорит, что все Писание богодухновенно ( 2Тим3:16 ), то оба они имеют в виду в буквальном смысле именно Ветхий Завет. Особенно стоит обратить внимание на то, как часто Господь Иисус Христос в Своих проповедях и поучениях цитировал Ветхий Завет, используя взятые из него изречения, образы и сравнения (например, на каждое искушение сатаны Он отвечал цитатой из Второзакония, см. Мф.4:4, 7, 10 ). Точно так же мужи апостольские, ссылаясь на Библию, цитировали в основном Ветхий Завет, ибо канон Нового Завета в первые века христианства находился в стадии формирования. Таким образом, Сам Господь и святые мужи Древней Церкви явили нам пример благоговейного и трепетного отношения к Ветхому Завету, придавая ему высочайший авторитет. Во-вторых, Святая Церковь всегда рассматривала Ветхий Завет как неотъемлемую часть Священного Писания , что выражалось и в практике объединения книг Ветхого и Нового Завета в одни кодексы (Синайский, Ватиканский), и в решительном осуждении взглядов еретика Маркиона, отвергнувшего Ветхий Завет, и, наконец, в том, что святые отцы уделяли серьезное внимание составлению комментариев на священные ветхозаветные книги. А так как Священное Писание является важнейшим (хотя и не единственным) источником православного вероучения, то все его части должны быть предметом тщательного изучения, ибо равнодушное отношение к истокам нашей веры недопустимо в принципе. Правда, некоторые могут в качестве возражения привести тезис о том, что Господь Иисус Христос отменил ветхозаветный закон, т.е. будто бы все ветхозаветные предписания в свете Евангелия потеряли свою актуальность. Однако здесь нужно четко разграничить содержание ветхозаветного законодательства, в котором есть как нравственные нормы, так и обрядовые. И если внешняя, ритуальная сторона закона (обрезание, жертвы, правила о чистой и нечистой пище и пр.) действительно отменена Христом, то нравственная часть, которая является сердцевиной Ветхого Завета, имеет непреходящее значение, о чем засвидетельствовал Сам Христос: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (πληρσαι). Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все ( Мф.5:17–18 ). Необходимо отметить, что более точно слово πληρσαι следует перевести «восполнить», т.е. дать полноту, законченность. Это означает, что учение Господа не противоречит Моисееву Закону и не отменяет его моральные принципы, но восполняет и развивает их. Этот вывод подтверждается тем местом, которое в христианском учении занимают заповеди Десятословия, входящие в православный Катехизис.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Не менее важно указание на то, что «Иисус пострадал, умер и воскрес, согласно Писаниям». Греческий термин γραφα («Писания») в данном случае указывает на Священное Писание Ветхого Завета в целом, в частности на те многочисленные места, которые в раннехристианской Церкви были восприняты как пророчества о Христе. Во всех четырех Евангелиях подчеркивается, что всё происходившее с Иисусом Христом было предсказано пророками. Наибольшую последовательность в применении ветхозаветных пророчеств к Иисусу Христу проявляет евангелист Матфей. Многие эпизоды из жизни Иисуса он иллюстрирует цитатами из Ветхого Завета, которые вводятся при помощи формулы «да сбудется реченное Господом через пророка...» ( ); «да сбудутся писания пророков» ( Мф.26:56 ). Однако похожие формулы мы находим и у других евангелистов, в частности у Иоанна: «да сбудется слово Исаии пророка» ( Ин.12:38 ); «да сбудется реченное в Писании» ( Ин.19:24 ). Сам Иисус Христос воспринимал ветхозаветные пророчества как относящиеся к Нему, а Свою жизнь – как исполнение этих пророчеств. Об этом свидетельствует присутствие формулы «да сбудется Писание» в прямой речи Иисуса, как она отражена в четвертом Евангелии. В беседе с учениками на Тайной вечере эта формула звучит трижды. Об Иуде-предателе Иисус говорит: «Я знаю, которых избрал. Но да сбудется Писание: ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою» ( Ин.13:18 ). О Своих оппонентах – книжниках и фарисеях: «Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» ( Ин.15:25 ). И вновь об Иуде: «Тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание» ( Ин.17:12 ). Воскресение Христа является сердцевинным пунктом христианского вероучения. Оно стало той главной вестью, которую апостолы, – ученики Иисуса, избранные Им Самим для продолжения Его дела, – понесли в мир. Оно было основной темой их проповеди. Значение этого факта было настолько очевидным и безусловным для ранней Церкви, что апостол Павел, обращаясь к христианам Коринфа, мог сказать: «Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор.15:14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

– Ой, у меня на голове что ж такое? – и начинает себя в порядок приводить. А если бы он к зеркалу не подошел, так бы и вышел на улицу. Люди бы от него шарахались. Закон – это зеркало, но это и меч, который помогает нам отражать нападения дьявола. Помните, как сатана искушал Иисуса Христа в пустыне? Сатана даже использовал этот же самый меч. Он говорил: – Написано о Тебе, сказано о Тебе… А Господь отвечал ему по Писанию, именно по Писанию. Поэтому мы должны знать Писание, мы должны любить Писание, мы должны изучать Писание. Мне не надо вам напоминать о том, как старец Серафим Саровский любил Священное Писание. Он за неделю прочитывал Новый Завет целиком. И так каждую неделю, и так всю жизнь. Это было его правило. Ну, и вы сделайте себе правило: хотя бы за месяц прочитывать Новый Завет, это не займет много времени. Итак, мы читаем далее о мучениках, которые вопияли из-под жертвенника громким голосом. «И даны были каждому из них одежды белые» ( Откр.6:11 ). Святой Андрей Кесарийский поясняет: «То есть они облеклись в светлость ангельскую. Белая одежда означает процветающую среди них светлость добродетелей, в которую они облекаются, еще не получив обещанного. Как свободные от всякой скверны они упокоятся на лоне Авраама, и истинно блаженствуют в надежде получить то, что только предвидят еще как бы в зерцале». Далее в Писании обращение к мученикам, которые получили белые одежды: «и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число» ( Откр.6:11 ). Они говорят: «доколе?», то есть: «Господи, останови!» А Господь говорит: надо, чтобы и другие дополнили число ваше. Известен рассказ о пострижении в монахи Василия III, Великого Князя Московского и всея Руси. Возможно, кому-то из вас доведется прочитать эту повесть, ее издавали в советское время – был такой сборник «Памятники литературы древней Руси», и в нем повесть о кончине Василия III, отце Иоанна Васильевича, царя Ивана Грозного. Это удивительная повесть… У него заболела нога, он ездил на охоту, нога стала болеть все больше и больше, образовалась язва, рана. Его повезли в Троицкую Лавру. Он не мог ходить, но выстаивал службы по 4 часа. Его в храм вносили и выносили из храма, и в храме он не садился, пока служба шла. И вот, нога так разболелась, что его с трудом довезли до Москвы, и он уже лежал, началась гангрена, как я понимаю, там и запах шел от больной ноги. Внесли в палату, где он лежал, Владимирскую икону Божьей Матери, чтобы он приложился к ней. Государь Василий III заплакал и говорит:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010