Мы — эта Церковь, все, каждый из нас, со своим служением и на своем месте. Мы должны исполняться решимости никого не искать, кроме Господа, и желать с предельной настойчивостью прикоснуться к Нему. Как говорит апостол, наша жизнь хранима силой Христа, возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал. 2, 20). Потому и может сила исходить из живого Тела Христова, которым должна быть реально Церковь для каждого из нас. Этому Телу живому сообщает жизнь с избытком благодать Начальника жизни. Но это предполагает призвание нашей Церкви к новому просвещению людей, вере ненаученных или от веры отвратившихся. И мы сами, прежде всего, должны обновиться. Это означает, что мы и те, кого мы хотим просветить, должны питаться словом Божиим, вместо того чтобы по привычке изо дня в день питаться продуктами средств массовой информации, какими бы они ни были, отравляясь ими, наполняясь духом мира сего, а не Духом Божиим. Дух Божий, и только Он, может дать нам увидеть все наши ситуации, как видит их Отец наш Небесный, как Христос видит их. Оттого, как мы слушаем Слово Божие, зависит наша молитва и покаяние. Как мы каемся в таинстве исповеди, говорят святые отцы, так причащаемся мы и Святых Христовых Таин. Возможно ли быть христианином, не приобщаясь евангельскому видению? Как приобщаться Святых Христовых Таин без этого видения? Глядя взором истины, но также и любви, на все что происходит, на все что касается нас, мы можем начать восходить к тому, что в полноте открывает нам причастие. Учиться истинно относиться к другим, любить их Христовой любовью. Любить тех, кто смотрит на все по-другому, кто противоречит нам, тех, кто делает нам злое, думая, что делает доброе, потому что такими, несмотря на все наши немощи и грехи, Бог любит нас. Он любит нас, чтобы мы познали истину, увидели причину всех наших неисчислимых бед, и принесли Ему подлинное покаяние, чтобы мы любили Его, чтобы мы любили всех, кто хочет быть с Ним, безгранично — по дару любви, которую Он дает нам. Тогда с нами произойдет то, что произошло с отцом умершей девочки, когда Христос возвратил ей жизнь.

http://moral.ru/dom_11_2018/

Мы должны любить Бога всем существом, а ближнего только как самого себя (см. Мф. 22, 37-40). Насколько Бог выше человечества, настолько богообщение важнее общения с людьми. Иногда требуется даже «возненавидеть» человека, если любовь к нему мешает любви к Богу (см. Лк. 14, 26-27). Но для того, чтобы богообщение стало возможным, надо иметь чистое сердце и стяжать дух мирен (см. Мф. 5, 8-9). Это требует от человека подвига личного благочестия и поиска помощи Божией. Бог дает эту помощь, во-первых, только тем, кто ее ищет и просит; во-вторых, теми способами, которые Он Сам установил. Это и есть освящение, «ибо любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим. 5, 5). Итак, на первом месте подвиг личного благочестия и благодатное освящение отдельно взятого человека, а единство членов Церкви - это результат богообщения каждого ее члена. Еще одна еретическая фраза Шмемана: «Член Церкви - это тот, кто причащается Церкви в таинстве Церкви». Странно читать такое в официальном церковном издании. Ведь каждый из нас причащается Святых Христовых Таин - Тела и Крови Христовых, «во оставление грехов своих, и в жизнь вечную» (из формулы причащения). То есть, я причащаюсь «во оставление грехов своих» - моих личных греховных недугов, ищу личного очищения и освящения. И еще одна фраза: «Никаких других (кроме крещения) условий причастия в ранней Церкви не было». Как не было? Требовалась свобода от лжи и лицемерия (пример: Анания и Сапфира и их смерть - см. Деян. 5, 1-5 и 7-10); свобода от надежды на всесилие денег (пример Симона волхва - см. Деян. 8, 13-21), а главное - готовность за Христа в любой момент идти на мучения и смерть. Даже бытовая жадность была препятствием к достойному причащению Святых Христовых Таин. Так, в Коринфе был непорядок на агапах: «всякий поспешает есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается» (1 Кор. 11, 2) - и это вызвало слова апостола Павла, являющиеся основой требований к причастникам: «Да испытывает...себя человек, и таким образом пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Ибо, если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы» (Кор. 11, 28-31). Так что требования к причастникам были - и очень серьезные. Мы не знаем, как древние «судили сами себя». В наше время это делается при помощи исповеди. Думаю, что так же было и во времена апостолов.

http://ruskline.ru/analitika/2015/13/08/...

Но все же по немощи нашей и сейчас присутствуют на Божественной литургии не только те, которые причащаются Святых Таин. И вот с древних времен, когда началось отхождение от причащения Святых Таин, в Церкви установился обычай раздавать антидор как вещественный знак участия верующих в священнодействии при Божественной литургии. Посему и я прошу ныне брать и вкушать антидор сей лишь тех, кто сегодня не причащался Божественной евхаристии. Кто не причащался, примите антидор! Аминь. За Литургией Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Единая мысль, единое чувство должны быть всегда в нашем существе. Эта мысль должна быть всегда, какое бы дело мы ни делали, в каких бы обстоятельствах мы ни пребывали: в скорбях наших, в радостях наших, в житейских наших заботах; эта мысль, это чувство – как нам наследовать жизнь вечную, как нам спастись. И когда человек уже пришел в некий разум и уже не может не видеть, что дорога жизни мирской ведет его к гибели, каким ему кажется трудным достигнуть спасения! Каким он кажется себе одиноким, беспомощным, сколько врагов спасения, сколько встает этих врагов и внутри и вовне! Изнемогает дух наш! Как же нам спастись? И подошел к Спасителю юноша и спросил Его: «Как наследовать жизнь вечную?» И сказал ему Господь, перечисляя заповеди Божии: «Не убивай, не прелюбодействуй, не укради, не лжесвидетельствуй, люби ближнего своего, как самого себя!» И сказал юноша Ему, что все это он соблюл с юности своей. И сказал ему тогда Господь: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение свое, раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, и следуй за Мною!» И опечалился юноша, потому что был богат. И сказал Господь: «Истинно говорю вам трудно богатому войти в Царство Небесное» (См.: Мф.19:18–23 ). Какой путь жизни раскрывается нам в этом евангельском событии? Какая тайна в этих словах Спасителя? В лице юноши здесь Ветхий Завет . Юноша подходит и вопрошает Господа о спасении, о том, как наследовать жизнь вечную, и слышит в ответ, чтобы сей ветхий человек исполнил заповеди Божии. Но «если хочешь быть совершенным» – это новая возможность совершенства в Боге, это новый Завет, это новое откровение, это уже новый призыв.

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Svent...

Но только вот чего жаль теперь: мне велели сказать тебе, что не только тебя, но и ангела небесного слушать не надобно, если он не за нас». «Правду сказали тебе, Егор Герасимович, отвечаю я ему, что меня слушать не надобно, но если я укажу что, или прочитаю из Святого Писания, которому и они якобы веруют и которое все-таки их не оправдывает, что чем же я виноват буду, рассуди ты? А так как ты человек прямодушный, искренне ищущий спасения своей души, то Господь не оставит тебя без своего Божественного промышления». Побеседовавши со мной еще о том же предмете, старичок поблагодарил меня и ушел из моего дома. После сего, не видавшись с ним около года, я встретил его в своем селе на базаре и спросил его, укрепился ли он в своем уповании на спасение при своей церкви, или нет? Глубоко вздохнувши, вот что он ответил мне: «Нет, друг любезный, не имею покоя в душе моей и прошу Господа Бога, чтобы Он Сам вразумил меня грешного, наставил на путь истины, показал бы мне Свою святую церковь и спас бы душу мою, ими же весть судьбами». За такое его прямодушие и откровенность, пожелавши ему всего хорошего и душеспасительного, я простился с ним, – и это было наше последнее с ним свидание. Вскоре после сего старичок занемог и пробыл в болезни около года. В течение болезни, старичок четыре раза исправлялся у своего мнимого священника, в последний исправа имела для него особенное последствие, как передавала мне, после смерти старичка, сноха его. Случилось это таким образом: во время приобщения от австрийского лжесвященника, причастник усомнился в святости того, что преподал ему, вместо Святых Таин, этот лжепастырь, и вседушно просил и молил Господа, чтобы Он Сам устроил спасение души его, как Ему благоугодно. И вот старичок почувствовал дурноту и тошноту; а потом открылась у него и рвота, которая на оставила в нем ничего, что преподал ему, как святыню, недостойный имени пастыря. После этого старичок возымел непременное намерение уврачевать свои душевные язвы и причаститься Святых Таин от православного священника.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

Патриаршее слово за Божественной литургией в Великий Четверг 24 апреля 2008 г. 15:15 В Великий Четверток, в день Воспоминания Тайной Вечери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил вечерню и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя . Поздравляю всех вас, Преосвященные владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, с Великим Четвергом , когда Церковь вспоминает установление великого и спасительного Таинства Евхаристии. Сегодня во время Божественной литургии неоднократно пелось песнопение: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя прими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам, яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Поздравляю всех причастников с принятием Святых Христовых Таин. Вот уже почти 2 тысячи лет чада Церкви Христовой с благоговением принимают Пречистое Тело и Честную Кровь Спасителя во исцеление души и тела. Желаю всем, принявшим Святые Тайны Христовы в день установления этого величайшего Таинства, хранить единство с Господом и Спасителем. Сегодня — день установления этого великого Таинства Церкви, которое соединяет нас с Господом и Спасителем. Причащаться же нужно достойно. Как говорит апостол Павел: «кто будет есть Хлеб сей или пить Чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и, таким образом, пусть ест от Хлеба сего и пьет из Чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем» (1 Кор. 11:27-29) Чтобы принять Святые Тайны Христовы — Пречистое Тело и Честную Кровь Господа и Спасителя нашего, мы должны подготовиться. Достоинство к причащению достигается лишь после раскаяния в согрешениях вольных и невольных и участия в Таинстве покаяния. Дай Бог, чтобы для каждого из нас принятие Святых Христовых Таин всегда было событием огромной важности, ведь, причащаясь, мы соединяемся со Спасителем, принимая Его распятое Тело и Кровь, излиянную за жизнь мира. Господь сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:54). Молитвенно желаю, чтобы два дня, оставшиеся до Светлого Христова Воскресения не омрачились для каждого из нас грехами: осуждением, неприязнью, злобой, отсутствием любви к ближнему. Радость светлого праздника Пасхи Христовой дается тем, кто достойно и с чистым сердцем выходит навстречу Воскресшему Господу и Спасителю. Дай Бог всем нам в мире душевном и молитвенном подвиге встретить Светлое Воскресение Христово! Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/396564.htm...

По плодам их, сказано, узнаете их [ Мф. 7, 16 ]. Если, молясь с верою Господу, или Владычице, или Ангелам, или святым, ощущаете во время и после молитвы мир сердца – то знак, что Господь или святые вас слышали и подали вам желаемое благо. По плодам их узнаете их. Мир сердца подтверждает и ту истину, что Господь есть на всяком месте, а святые по благодати Его в Духе Святом слышат наши молитвы. Чудеса от причащения Святых Таин. Мальчик в тот же день поправился у гробовщика. Старушке матери отца Матфея видимо сделалось лучше после принятия Святых Таин. Когда увидишь обилие благ земных на трапезе своей, не роскошное, но умеренное по ценности, не возымей сердца лукавого и скупого и не скажи: ах! как много! зачем так много? – но воздай благодарение Господу за щедрые дары Его благости и скажи: слава Тебе, Боже прещедрый, яко трапезу мою присно исполнявши от неисчерпаемых сокровищ Твоея благости; да будет она и во предняя 250 исполнена благами Твоими в насыщение и наслаждение всех сущих и бывающих за трапезою моею; да не будет она никогда скудна по скупости сердца моего несытого. Аминь. Боже мой! Как узко бывает сердце у иного человека, какое малое число людей вмещает оно в себе любовию: два-три человека – да и обчелся. А Господь? Он всех вмещает в любящем сердце Своем, всем найдется место пространное, только обратитесь к Нему. Хлеб наш насущный даждь нам днесь [ Мф. 6, 11 ]. Эти слова молитвы направлены против тех, которые чрезмерно заботятся о том, что есть и пить и чем одеться. Не заботьтесь, говорит Спаситель, о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы [ Мф. 6, 34 ]. Птичка спит нынешнюю ночь на ветке и, неразумная, ни сея, ни пожиная, не знает, чем будет питаться завтра, но Отец Небесный каждый день питает ее. «Самому нужно» – говорят, когда просят кого-либо дать или сделать что-либо ближнему. Вишь, какое самолюбие! Хоть нужно, но пожертвуй ближнему из любви к нему: любовь к себе приноси в жертву любви к ближнему. Да святится имя Твое [ Мф. 6, 9 ]. Господа Бога святите в сердцах ваших. 1Пет. 3, 15; 4, 14 и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

По совершении великого таинства, священник благословляет верующих от имени Самого Господа Иисуса Христа: «И да будут милости великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Верующие отвечают: «И со духом твоим», т. е. «да будут милости Господа также и с тобою, как ты желаешь и подаёшь их всем нам». После сего начинается уже приготовление верующих к самому причащению Святых Таин, и затем причащение их. Приготовление верующих к принятию святых Даров. – Приготовление верующих к принятию св. Даров состоит: 1) в том, что они опять (2-й раз на литургии верных) прилежно молятся Богу и между прочим просят Его о «принесенных и освященных Честных Дарах, чтобы Господь милостиво принял их и возниспослал нам Божественную благодать и дар Святого Духа» 2) в том, что верующие поют молитву Господню и в ней, как особенной милости Божией, просят себе насущного хлеба для души – причастия Тела и Крови Господних; 3) в том, что они, в знак покорности Богу, преклоняют свои главы, и священник в тайной молитве испрашивает им всех благ от Господа; наконец 4) в том, что на возглас священника «Святая святым» (т. е. святые Дары могут быть преподаны только святым людям) верующие смиренно сознают своё недостоинство и возлагают надежду на Господа Спасителя, поя: «Един свят, един Господь Иисус Христос в славу Бога Отца, аминь», т. е. «никто из нас не свят, един свят Господь Иисус Христос, и только по Его милости и заслугам все мы надеемся получить освящение». После сего приготовления совершается самое причащение. Сперва причащаются св. Таин священнодействующие в алтаре, а потом уже и миряне. Пред причащением читается следующая молитва: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога живаго, пришедый в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз. Еще верую, яко сие есть самое пречистое Тело Твое, и сия есть самая честная Кровь Твоя. Молюся убо Тебе: помилуй мя, и прости ми прегрешения моя, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением, и сподоби мя неосужденно причаститися пречистых Твоих таинств, во оставление грехов и в жизнь вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/o...

Потом сказал: " Через два дня я уйду в такую-то пещеру (для поста); прошу тебя, ради Господа, никому об этом не сказывай, даже отцу моему; но отсчитай сорок дней и по прошествии их, сделай милость, приди ко мне и принеси с собой Святое Причастие. Если найдешь меня мертвым, похорони меня; а если живым, то приобщи Святых Таин " . Я обещался и, когда прошло сорок дней, взяв Святое Причастие, также обыкновенный чистый хлеб и немного вина, я пошел к нему. Приближаясь к пещере, почувствовал я сильный дурной запах, который выходил из пещеры, и сказал сам себе: " Почил блаженный! " . Войдя в пещеру, нашел его полумертвым; а он, приметив меня, собрал все силы и сделал небольшое движение правой рукой, напомнив сим движением руки о Святом Причастии. Я сказал ему: " Имею " . Хотел я открыть уста его, но они были крепко сжаты. Не зная, что делать, вышел я в пустыню и сорвал с куста небольшую ветку. Ею с большим трудом едва мог я несколько открыть уста его и приобщил его Честнаго Тела и Крови, раздробляя первое сколько можно мельче. От приобщения Святых Таин авва Иаков получил силу. Немного спустя дал я ему несколько крошек обыкновенного хлеба, размочив их в вине; потом еще немного, сколько мог он принять. Таким образом, по благодати Божией, через день он пошел со мной, пришел в свою келию и с того времени, при помощи Божией, освободился от пагубной страсти блуда " . Бойтесь, соединенные браком, незаконного развода. Помните, что Господь запретил развод от начала создания (см.: Мф. 19, 8), и яко всяк, отпущаяй жену свою, разве словесе любодейного, творит ю прелюбодействовати; и иже пущеницу поймет, прелюбодействует (Мф. 5, 32). Избегай в обыкновенных разговорах своих божбы и клятвы, хотя бы ты и правду говорил Еще слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что оно престол Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1225...

Причащающийся святых таин также есть христоносец: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6: 56). Эта мысль высказывается Спасителем еще раз, причем в повелительном наклонении: «Пребудьте во Мне и Я в вас» (Ин. 15: 4). И затем поясняется: «Кто пребывает во Мне и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5). Пресвятая Дева не только Богородица, но и христоносица. Евангелие повествует: невместимый Бог неисповедимым образом вошел в одного человека – в Деву Марию. И кто станет утверждать обратное, сознательно обрекает себя на несторианскую ересь. Каждый христианин, живущий богоугодно, может считаться христоносцем, особенно, как говорилось, по принятии святых таин. Потому в Церкви в течение многих столетий живет имя Христофор. Ношение в себе Христа неизбежно ставит вопрос о характере связи между телом и душой. Не получается ли из наших рассуждений, что тело человека служит лишь «сосудом» для души? И не разделяем ли мы тело и душу как форму и содержание? Как нам кажется, здесь можно обратиться к известным словам апостола Павла: «Есть тело душевное, есть тело и духовное» (1 Кор. 15: 44). Христианин не борется против тела, и не относится к нему, как к форме, но стремится его преобразить, сделать из него храм Бога Живого, храм Духа Святого (см.: 1 Кор. 3: 16–17; 6: 19). Обратимся еще раз к святым отцам. «По Максиму Исповеднику, тело и душа взаимно дополняют друг друга и не способны существовать порознь… человек есть воистину человек, потому что он – образ Божий , а Божественный фактор в человеке касается не только его духовной стороны, как считали Ориген и Евагрий, но всего человека, души и тела», – пишет протоиерей Иоанн Мейендорф . Что касается «сосуда», то Сам Господь говорит (и именно об апостоле Павле): «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9: 15). С тех времен в Церкви широко распространилось это выражение. Кстати, тело в качестве сосуда для души рассматривал Платон, но в христианстве, например, епископ Немезий Эмесский (конец IV – середина V вв.) считал, что, скорее, тело заключено в душе, а не душа в теле, как в сосуде. Для православных вопрос стоит по-другому: если тело в высшей степени отмечено печатью его Создателя, то насколько должна соответствовать ему душа? Их ущербное несоответствие может привести к осквернению, к профанации Божественного замысла о человеке. Поэтому изначально в человеке существует уникальное гармоничное единство его (и только его) тела и его неповторимой души, о чем неоднократно говорили отцы. Лишь грех нарушает это единство. И лишь после смерти Творец воссоединит душу человека с безгрешным идеальным телом духовным, о котором говорил апостол Павел.

http://pravoslavie.ru/1402.html

Рука Бога, протянутая человеку Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? 17 сентября, 2014 Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? Причащение Святых Христовых Таин является центром жизни христианина, Евхаристия — важнейшим из таинств Церкви. Правильно ли мы относимся к нему? Как готовиться к Причастию и как вести себя после него? На вопросы, посвященные таинству Причащения, отвечает Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Центр христианской жизни —Владыка, ко всем нам обращены словаГоспода Иисуса Христа: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53). Как их понять? —Эти слова надо понимать буквально. Таинство Причащения, главное таинство христианской Церкви, установлено Самим Господом Иисусом Христом. Оно основано на повествовании Евангелия о Тайной Вечере, когда Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 26–28). В таинствах Церкви таинственно, то есть необъяснимо для нас, действует Сам Господь. В таинстве Причащения мы соединяемся со Христом, по слову апостола Павла, становимся членами Тела Христова. Поэтому Причащение — это центр христианской жизни, то, ради чего совершается богослужение, ради чего мы ходим в церковь, постимся, молимся, исправляем свою жизнь — ведь всё это мы делаем для того, чтобы соединиться с Самим Господом. И, думаю, каждому христианину знакомо то чувство близости и единения с Богом, которое сопутствует достойному, правильному Причащению Святых Христовых Таин. —Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам пишет: кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней (…) Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем (11, 27, 29). Ведь это страшные слова. Как причащаться, чтобы это было не в осуждение?

http://pravmir.ru/ruka-boga-protyanutaya...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010