2:11 —18). Так, он повествует, что когда Петр прибыл в Антиохию, где были христиане как из иудеев, так и язычников, откуда и послано было на апостольский собор в Иерусалим вопрошение, должно ли христианам из язычников соблюдать старый Моисеев закон, — то в этот раз, здесь в Антиохии, апостол Павел нашел благопотребным лично противостать ему, Петру, потому что Петр подвергался нареканию. Ибо до прибытия в Антиохию некоторых от апостола Иакова, тогдашних иерусалимских единоверцев, Петр имел общение в пище вместе с язычниками. А когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных, тогдашних единоверцев. Вместе с ним лицемерили и прочие иудеи, так что даже спутник и сотрудник Павла, апостол Варнава был увлечен их лицемерием. Но когда я увидел, - пишет апостол Павел, — что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи иудеем, живешь, как жил доселе, по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски, лицемерно показывая вид, как будто необходимо для спасения соблюдать всем старую букву Моисеева закона. Мы по природе иудеи, а не из язычников, грешники. Однако же, узнав, что человек оправдывается не делами закона, а только верою во Христа Иисуса, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Христа, а не делами закона. Если же я, снова придерживаясь буквы Моисеева закона, буквы, отмененной всем апостольским собором, буквы убитой и убивающей, мертвой и мертвящей, снова созидаю то, что сам же разрушил, то сам себя делаю преступником.    Таким образом, в священно-историческом раскрытии этого обстоятельства разъяснен весь смысл единоверия, как тогдашнего, допущенного самими апостолами в апостольской Церкви, так и современного нам, допущенного святой соборной и апостольской Церковью всероссийской. По указанию Божию, Первоверховный апостол Петр усмотрел, что ни обрезание, ни вообще соблюдение старой буквы ветхозаветного Моисеева закона не обязательно для спасения. Многу взысканию бившу, иерусалимский апостольский собор также не признал необходимым для спасения соблюдение буквы Моисеева закона, и главенствующие голоса по сему на соборе подали апостолы Павел, Петр и председатель собора, брат Господень, апостол Иаков.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Петров пост и любовь Третьего неба Романтикам этим постом можно напомнить пример апостола Петра, строившего Церковь на Законе. А нотным каноникам – пример Павла 18 июня, 2014 Романтикам этим постом можно напомнить пример апостола Петра, строившего Церковь на Законе. А нотным каноникам – пример Павла Грядущий пост заключен именно в одновременном упражнении в законе и любви. На практике – это упражнение в миссии, вере, надежде и любви. Этот пост, можно сказать, первый рабочий день после Пасхи. Первый рабочий день новорожденной Церкви. Каждый из нас рожден к миссии. Никто не рожден просто так. Все мы, в той или иной степени, должны быть работниками Бога. «И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» . Протоиерей Константин Камышанов Это слова апостола Петра об Апостоле Павле. Мы привыкли видеть их вместе на иконах согласными друзьями. Но это было не так. И виделись они редко. И служили Церкви по-разному. А между их учениками возникали споры. Вообще изучение жизни святых отцов приносит немало неожиданного тем, кто привык видеть в ней исключительно благостную картинку. Патристика поражает драматургией, и, в то же время, именно эта драматургия убеждает реальностью повествования. Церковь строили реальные люди с реальными характерами в суровое время. Это фраза Апостола Петра нам говорит не только о том, что между двумя первоверховными апостолами было некоторое непонимание, но и о том, что мы часто невнимательны и нелюбопытны при чтении Евангелия. А еще о том, что наследие этих двух апостолов нами не вполне воспринято спустя две тысячи лет. Особенно миссия Павла. Она оказалась так глубока, что, кажется, и спустя столетия в ней будут находить то, что опередило время. Оба были харизматиками. Дар харизмы открылся у апостола Петра при личной встрече с Господом. Павла Христос посетил в видении и тонком мистическом теле. Так прошло и их служение. У одного практика. У другого – теория. Но общим было то, что они занялись строительством Церкви.

http://pravmir.ru/petrov-post-i-lyubov-t...

Спасение наше — во Христе. Без Христа нет и не может быть спасения человеку. Только общение со Христом, уклонение от зла и деятельное служение добру может доставить человеку спасение. В следовании за Христом человек должен быть готов на любое самоотвержение. И нам известно, что так поступали все истинные последователи Христовы. Сегодня мы празднуем святую и славную память одних из таких последователей — святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Святой апостол Петр со своим братом Андреем по зову Христа Спасителя «идите за Мною» оставили отца, свои занятия и пошли за Христом. Вместе с другими святыми апостолами апостол Петр ходил из города в город с божественным Учителем, разделяя труды благовествования Евангелия. Когда современники Господа Иисуса Христа думали о Нем различно, а многие по жестокосердию своего сердца и греховной жизни и не веровали в Него как в Сына Божия, то святой апостол Петр на вопрос Спасителя ученикам: «А вы за кого почитаете Меня?» — прямо отвечал: «Ты — Христос, Сын Бога Живаго». И эта вера в Петре была так искренна и тверда еще до обновления Духом Святым, что Господь назвал его блаженным: «Блажен ты Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах». Поэтому-то Иисус Христос, предвидя в Симоне твердую веру и твердое исповедание, называет его новым именем — Петр, что значит «камень» и обещает на этом камне, то есть на твердом исповедании Христа Богом, создать Церковь Свою, или общество верующих в Него, которое не одолеют все силы ада, и дать ключи Царства Небесного отворять или затворять его для людей, ибо вере все возможно: она ключ к Небесному Царствию. И святой апостол Петр вполне оправдал доверие Своего божественного Учителя, хотя и имел однажды слабость отречься от своего Господа во время суда над Спасителем. Но апостол Петр не отчаялся, а сразу раскаялся и пролил горькие слезы покаяния. По церковному преданию, с тех пор глаза святого апостола Петра всегда были красными: он постоянно плакал о грехе своего отречения, хотя знал, что Господь простил его.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

12 июля 2000 года О вере апостола Петра и смирении апостола Павла Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Святые первоверховные апостолы Петр и Павел, память которых мы сегодня совершаем, были избраны Самим Господом. Один из них, Петр, был призван в апостолы еще до страданий Спасителя, другой, Павел, чудесным образом уже после Воскресения. Вообще, о святых апостолах мы знаем сравнительно немного, но некоторые черты их характера и факты из их жизни Предание все же сохранило. Мы знаем, что апостол Петр возглавлял проповедь среди иудеев, а апостол Павел — среди язычников. Нам непонятно и кажется странным, как эти люди, имея обыкновенные человеческие свойства, явились основателями Христовой Церкви — той, о которой Господь наш Иисус Христос сказал, что «врата ада не одолеют ее» ( Мф.16:18 ). Наша жизнь современных немощных христиан делится на две части: с одной стороны, у нас есть наша религия, вера и связанное с ней внутреннее душевное состояние, а с другой — повседневная суетная жизнь со всеми ее скорбями и радостями. Можно сказать, что мы странным образом живем в двух почти не соприкасающихся сферах. Конечно, это признак того, что христианство не является для нас всей нашей жизнью, как это должно быть. Но не так верили в Бога апостолы Петр и Павел. Для них религия, то есть вера в Господа Иисуса Христа, составляла всю их жизнь, она пронизывала само их существо, у них не было ничего второстепенного, такого, что не имело бы значения для их веры в Господа и было бы по отношению к ней как бы посторонним. Апостол Павел сказал такие удивительные слова: «Уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал.2:20 ). Нам это непонятно, потому что мы сами ничего подобного не пережили; мы не имеем духовного опыта и можем только смутно догадываться, о чем говорит апостол. Мы пытаемся хотя бы до какой-то степени отождествить его опыт, на основании которого он произнес эти слова, со своим весьма скромным, если не сказать убогим, духовным опытом. В апостоле Павле уже не действовало ничто человеческое в том смысле, что он уже не жил для себя или для чего-либо земного, но действовал в нем Христос, сделав его своим сознательным орудием, орудием Промысла Божия в обращении ко спасению многих людей, доселе Христа не знавших. И даже по сей день учение апостола Павла звучит через его воистину Божественные послания, то есть не только в те далекие времена, когда он жил, но и сейчас он является орудием Промысла Божия. Это же можно сказать и об апостоле Петре, и о прочих апостолах.

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

А для этого время от времени нужно отворачиваться ото всего, что хоть и не грешно, однако же «приземляет» нас. Нужно делом, самою жизнью подтверждать, что мы устремлены к небесному и не рабы плоти. Апостол Павел прекрасно сказал: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6. 12). Отношение человека к посту достаточно ясно показывает, кто чем (или что кем ) обладает, кто раб, а кто господин – чрево или дух. «Попечения о плоти не превращайте в похоти» (Рим. 13. 14), – говорит апостол Павел. Но где та граница, за которой первое переходит во второе? Петровский пост – подготовка к празднику святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Мы, конечно, не апостолы, но все же… Апостольство – призвание исключительное. «Во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Пс.18:5). Апостолы и те, кого мы называем равноапостольными (Нина, Владимир, Кирилл и Мефодий и др.), привели ко Христу тысячи и тысячи, целые народы. Такой исключительный подвиг едва ли нам по плечу. Но все мы, каждый по мере сил, должны нести миру свидетельство о Христе. И если не тысячи, то хоть кого-то, хоть даже одного, но постараться привести к Господу. Как пишет Апостол Иаков: «…обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов» (Иак. 5:20). Протестанты проповедуют свою веру порой так рьяно, что это выглядит назойливостью. Стоит ли подражать им? Не думаю. Но у нас часто – другая крайность. «Моя вера – это мое личное дело». «Мои отношения с Господом – тайна, и никому об этом я говорить не собираюсь». И это тоже неправильно. «…[будьте] всегда готовы, – пишет Апостол Петр, – всякому, требующему у вас отчёта в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1Петр. 3:1). Конечно, чтобы привести кого-то ко Христу, надо не столько о вере рассказывать, сколько ее показывать. «Вы – свет мира…, – сказано нам. – Так да светит свет ваш пред людьми…» (Мтф.14, 16). Вера не только дает, но и обязывает. Дает очень много – надежду жизни вечной, понимание смысла жизни, силы терпеть и способность любить. Обязывает – к служению, к свидетельству и, не побоимся этого слова, к подвигу. Именно так выразился автор книги об Афонском старце Силуане архимандрит Софроний: «Вера обязывает к подвигу». Ясно, что без умения обуздать себя, без подчинения потребностей тела велениям духа ни о каком свидетельстве, ни о каком служении и речи быть не может.

http://pravmir.ru/apostolskiy-post/

Во второе воскресенье после дня Сошествия Святого Духа – Пятидесятницы – мы празднуем память Всех святых, в Земле Российской просиявших. Их великое множество, у них разные судьбы, разные призвания, разные подвиги, но всех их объединяет одно: почувствовав в своей духовной жизни радость Пасхи, они смогли оказаться верными свидетелями этой пасхальной радости в дни трудностей, страданий и даже мучительной смерти. Их кровью обильно полита наша родная земля. Имена многих из них, в том числе – многих тысяч мучеников XX столетия, для нас остались неизвестными. Но их молитвы, их пример помогают нам преодолевать самые тяжелые испытания и так проходить свою земную жизнь, чтобы она была достойна вечности и будущего преображенного мира – Царства Небесного. 2006 год 97. Святые Первоверховные апостолы Петр и Павел Апостол Петр был рыбаком, а апостол Павел – ремесленником с хорошим религиозным образованием. По-разному они жили. Апостол Петр имел семью, и жена была верной его спутницей в проповеди слова Божия у разных народов. Павел не был женат. По-разному они пришли ко Христу. Петра ко Христу привел его брат Андрей, которого Господь первым призвал на апостольство. До своего призвания апостол Андрей был учеником святого Иоанна Крестителя, но когда услышал его слова об Иисусе Христе: Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира ( Ин.1:29 ), то нашел брата своего Симона и сказал ему: Мы нашли Мессию, что значит: Христос ( Ин.1:41 ). И привел его к Иисусу. Иисус же, взглянув на него, сказал: ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр) ( Ин.1:42 ). Слово кифа – еврейское, соответствует греческому петр – камень. Узнав в Иисусе Христа Сына Божия, Петр всем своим горячим сердцем полюбил Его. Был в духовной биографии Петра и страшный момент отречения от своего Божественного Учителя. Перед страданиями Христа, на которые Он шел добровольно, зная все наперед, Петр поклялся Ему в верности даже до смерти: Если и все соблазнятся о Тебе, я никогда не соблазнюсь ( Мф.26:33 ). Но вот настала трудная минута, и Петр испугался признаться перед иудейскими начальниками, что он ученик Христа, и трижды отрекся от Него. Придя же в себя, он заплакал горько и ушел со двора.

http://azbyka.ru/katehizacija/na-kamne-i...

Когда он так однажды молился, ему было видение, будто один из христиан, именем Анания, возвратит ему зрение. В то же время последовало откровение и Анании. Сам Христос явился ему и повелел идти к Савлу для возвращения ему зрения. Анания ужаснулся, он начал прекословить, представлял всю жестокость Савла, его ненависть к христианам; но Господь успокоил его, возвестив ему, что прежний гонитель христиан – теперь уже избранное орудие славы Христовой. Тогда Анания пошел к Савлу. Возложив руки на Савла, Анания сказал ему: Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, послал меня к тебе, чтобы ты прозрел и исполнился Святого Духа. И тотчас, как бы чешуя спала с глаз Савла, он прозрел. Анания продолжал: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его и увидел праведника и услышал голос из уст Его, – потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми в том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи свои, призвав имя Господа Иисуса. Тогда Савл немедленно крестился ( Деян.26:18, 9:3–18, 22:6–16 ). Так совершилось призвание и обращение Савла. Из жестокого гонителя Христа он сделался ревностным апостолом Христовым. Он уже имел все качества, потребные для высокого апостольского служения. Апостолу надлежало быть самовидцем Иисуса Христа, – он видел Христа и видел в состоянии не уничижения, а славы; апостол должен быть избран Самим Иисусом Христом, – он принял жребий служения не от кого другого, как от Самого же Христа; апостол должен принять Духа Святаго, – он сподобился Святого Духа и стал постоянным Его храмом. Так непосредственным призванием Христовым Савл присоединен был к лику 12 верховных апостолов и стал высоким апостолом язычников ( Рим.11:13, 15:14–19 ) 23 . Покоряясь Божественному призванию, апостол Павел, без отлагательства в Дамаске же начал проповедовать по синагогам об Иисусе, что Он Сын Божий. Все удивлялись и говорили: «Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя Христа, да и сюда не за тем ли пришел, чтобы связать их и вести к первосвященникам?» Между тем Павел все более и более выказывал смелости, доказывая, что Иисус есть Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мерзость пред Господом помышления злых, слова же непорочных угодны Ему ( Притч. 15, 26 ), – учит древний праведник. Ибо, – как бы продолжает эту богодухновенную мысль новозаветный святой великий апостол Пётр, – кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста от лукавых речей. Уклоняйся от зла и делай добро, ищи мира и стремись к нему; потому что очи Господа обращены к праведным и уши Его к молитве их, но лице Господне против делающих зло ( 1Петр. 3,10–12 ). Апостолу Петру вторит другой первоверховный апостол – Павел: не произноси гнилых слов, удаляй раздражение, ярость, гнев, крик, злобу, отвергни ложь, «не кради», очисти «себя от всякой скверны плоти и духа», отложи «прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях», не давай «места диаволу», не оскорбляй Святого Духа Божия. Святой апостол одновременно учит не только тому, что не должно, а и тому, что надо делать. Это: говорить истину «ближнему своему», держать на устах «только доброе слово для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим», трудиться, делать «своими руками полезное, чтоб было из чего уделять нуждающемуся», «обновиться духом ума», совершать «святыню в страхе Божием», «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». Будьте, – заключает святой Апостол, – друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простит вас ( Еф. 4, 22–32 ; 2Кор. 7, 1 ). Важно наполнить своё сердце добром, чтобы оно стало сокровищницей святого, честного, правдивого, чистого. А от избытка его во всех поступках человека, в его отношениях к другим, к природе, к животным, во всём его земном служении будут лучиться свет и тепло. Сам Господь наш Иисус Христос говорил: Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое ( Лк. 6, 45 ). В человеческом сердце проходит как бы линия, которая отделяет свет от тьмы. И счастлив тот человек, у которого эта линия сдвинута светом или же совсем вытеснена им из сердца. «Само сердце – малый сосуд, – размышляет великий подвижник святой отец Церкви IV века Макарий Египетский , – но там есть змеи, львы, ядовитые звери, там вместилище порока, там пропасти, но там также и Бог, Ангелы, Апостолы, свет, сокровище благодати» 296 . А чтобы в сердце постоян но был Бог, надо как можно чаще и насколько возможно достойнее причащаться Тела и Крови Христа Спасителя – Святых Таин, которые, по слову святого Мужа апостольского Игнатия Богоносца († 107 г.), есть врачевство бессмертия, не только предохраняющее от смерти, но и дарующее вечную жизнь во Ииусе Христе (Еф. гл. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 107. Об ответственности приступающих к Причащению. В Великий Четверг (по Апостольскому чтению) Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. ( 1Кор.11:26 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Великий Четверг, благословенный день Святой Трапезы Господней, мы слушали с вами вдохновенные строки Первого послания апостола Павла к коринфянам (см.11:23 32), в которых верный последователь Христов говорит о важности достойного причащения Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Строки этого послания необыкновенно интересны для нас, поскольку, с одной стороны, они повествуют о Тайной вечере Господней и, с другой стороны, что особенно важно, содержат первую запись слов Господа нашего Иисуса Христа, установившего для всех Своих последователей таинство Святого Причащения. Ведь известно, что Послание апостола Павла к коринфянам было написано до создания самого раннего Евангелия. Почему же апостол Павел напоминает христианам Коринфа об установлении таинства Евхаристии? Со временем они стали забывать великое значение вечери любви, превратив ее в простой ужин, упиваясь и объедаясь. Чтобы пробудить в них чувство стыда, апостол напоминает: Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание. Первоверховный Павел говорит, что Причащение Святых Христовых Таин есть святое таинство Церкви, которое дано нам непосредственно от Господа нашего Иисуса Христа. Апостол подчеркивает: от Самого Господа принял то . Как должно понимать это высказывание? Ведь мы знаем, что он не был непосредственным свидетелем Тайной вечери. Если бы апостолу Павлу рассказали о ней другие апостолы, то он так бы об этом и написал, для чего надо было говорить: я принял . Разумеется, употребляя личное местоимение, апостол указывает на действительно имевшее место откровение от Господа, которое было ему.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Скачать epub pdf Св. апостол Анания Св. апостол Анания принадлежит к числу 70-ти апостолов, избранных Господом для благовествования Христова. Из книги Деяний свв. апостолов он известен крещением Савла, впоследствии первоверховного апостола Павла. Когда Савл, потерявший зрение и чудесно обращенный ко Христу на пути в Дамаск, пришедши в этот город, проживал у некоего человека, именем Иуда, в строгом посте и непрестанной молитве, Господь явился во сне Анании, бывшему в то время епископом Дамаска, и повелел ему отыскать Савла, исцелить его слепоту и совершить над ним таинство св. Крещения. Анания сказал на это: «Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме, и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое». Но Господь сказал ему: «Иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое пред народами и царями и сынами израилевыми». Тогда св. Анания немедленно пошел к Савлу и сказал ему: «Брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа». Савл тотчас же получил исцеление, после чего Анания крестил его (См.: Деян.9:10–18 ). С этого времени Савл, названный Павлом, сделался ревностным проповедником Евангелия. Из Дамаска св. апостол Анания отправился впоследствии в Елевферополь. Никакие угрозы не страшили ревностного проповедника имени Христова. Смело и открыто возвещал он Христа иудеям и язычникам, врачуя различные болезни. Видя, что дерзновенная проповедь апостола Анании все более и более народа увлекает ко Христу, язычники озлобились против апостола, схватили его и привели к правителю Лукиану, который жестоко преследовал христиан. Правитель потребовал, чтобы Анания принес жертвы языческим богам, угрожая ему в противном случае страшными мучениями. В ответ на эти угрозы святой торжественно исповедывал Христа, распятого на Кресте за грехи людские. Тогда Лукиан велел строгать тело святого острым железом и жечь его раны. После этого он отдал приказание вынести апостола за город и побить камнями. Под ударами камней скончался св. мученик, предав душу свою в руки Господа. Святое тело его было с честью погребено христианами. Память его совершается 1 октября. Читать далее Источник: Жизнь и труды апостолов – К.: Типография Киево-Печерской Лавры, 2012. – 488 с.. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010