Затем святитель подробно разбирает три евангельские цитаты, на которые обычно ссылаются католики для обоснования своего учения о папе.     Первая из них — слова Христа, сказанные апостолу после того, как он исповедовал Его Сыном Бога Живого: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф. 16:17—19).    Об этой цитате священномученик Горазд замечает, прежде всего, что католики объясняют ее так, будто «Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром, то есть камнем, и что на этом камне, то есть на апостоле Петре, Он основал Церковь Свою… [Однако] учение, что Господь основал Церковь Свою на апостоле Петре, неправильно, так как:    1. Господь Иисус Христос назвал апостола Симона Петром потому, что на Его вопрос, за кого почитают Его апостолы, ответил: “Ты Христос, Сын Бога Живого”, — и тем выразил твердую, как камень, веру в Божество Господа Иисуса, поэтому в такой связи слово “Петр” означает “человек, который высказал непоколебимую веру”;    2. Под камнем, на котором должна быть создана Церковь Христова, подразумевалась не личность Петра, но его вера, что Господь Иисус Христос является Сыном Бога Живого. [То,] что Господь Иисус под камнем, на котором хотел воздвигнуть Церковь Свою, не подразумевал апостола Петра, но веру в Свою Божественность, нам известно из Священного Писания и из Священного устного Предания.    Об основании Церкви говорится в 1-м послании апостола Павла к коринфянам в том смысле, что «никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1 Кор. 3:11). Апостол Павел обратил особое внимание на то, что Господь Иисус Христос является основанием Церкви, потому, что Церковь в Коринфе начала тогда разделяться на приверженцев Павла, Петра и Аполлоса, и святой Павел указывал, что ни он сам, ни апостол Петр, ни Аполлос, поставленный святым Павлом епископом в Коринфе, не являются основанием Церкви, но Им является единственно Господь Иисус Христос и вера в Его Божественность (см.: 1 Кор. 3:3—11)» (с. 78—79).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3050...

На это-то именно и указывает выражение Папия – „ο τξει“ (не по порядку). Таким образом, свидетельство Папия или – вернее – пресвитера Иоанна должно быть признано несомненно достоверным, а следовательно достоверно и то, что наше второе каноническое Евангелие написано спутником Петра – Марком, по воспоминанию рассказов самого ап. Петра о жизни и деятельности Господа нашего Иисуса Христа 126 . Личность Марка достаточно известна нам из книги Деяний Апостольских. Его мать Мария жила в Иерусалиме, и в ее доме часто собирались верующие для молитвы и общественных богослужений (Деян., 12:12). Таким образом Марк принадлежал к одной из первых христианских фамилий, находившихся в самых тесных и дружественных отношениях к апостолам и их свя­тому делу евангельской проповеди. Быть может, некоторые думают совершенно справедливо, что Марк разумеет самого себя, когда говорит в своем Евангелии (14:50–52), что, по оста­влении всеми взятого под стражу Христа, „один юноша, завер­нувшись по нагому телу в покрывало, следовал за Ним; и воины схватили его. Но он, оставив покрывало, нагой убежал от них“. После вознесения Иисуса Христа на небо, Иоанн-Марк был сна­чала спутником Павла и Варнавы (Деян., 13), но впоследствии отстал от них обоих (ст. 13), так что когда затем (Деян., 15) Павел и Варнава снова намеревались предпринять вместе путешествие, Павел не хотел взять с собой Марка, „отставшего от них в Памфилии и не шедшего с ними на дело, на которое они были посланы“ (ст. 38); но Варнава, будучи дядей Марка (Колос., 4:10), настаивал на своем желании – взять Марка с собой; „отсюда произошло огорчение (между Варнавой и Павлом), так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр; а Павел, избрав себе Силу, отпра­вился, быв поручен братиями благодати Божией“ (ст. 39, 40). Затем снова мы встречаем Марка вместе с Павлом во время заключения последнего в Риме (Колос., 4: 10; Филим. 1: 23 ). Тогда Марк намеревался отправиться в Малую Азию, по поручению апостола Павла.: Но впоследствии он стал уже спутником апостола Петра, который называет его даже своим сыном, – конечно, в смысле переносном (1 Петр., 5: 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

«...Вот что сообщил об Откровении Ириней. Упоминает он и Первое послание Иоанна и приводит оттуда много свидетельств, так же как из Первого послания Петра. Он не только знал, но и принимал книгу «Пастырь». Он говорит. «Хорошо говорит Писание: прежде всего веруй, что Бог един, что Он все создал и все привел в Порядок» (Ц. И. V. 8:7). Приложение 2. Каравидопулос И. Д. Введение в Новый Завет. Фессалоники, 2007. С. 337 – 338 Автор, место и время написания 1 Петр. «Апостолу Петру приписывается немало текстов христианской древности: кроме двух соборных посланий, одно Евангелие (от Петра, которое посвящено преимущественно описанию крестных страданий Христа), многочисленные Деяния и один Апокалипсис, который в некоторых древних канонах причисляется к кигам Нового Завета и стоит сразу после Апокалипсиса Иоанна. Из современных исследователей большинство полагают, что все эти писания подложные (псевдоэпиграфы), в том числе и 1 Петр., которое относят к концу I века, времени, когда начинаются гонения на христиан, Однако можно спросить: если гонения и бедствия, о которых говорится в послании, исходят от римской власти, то как мог апостол склонять к послушанию » всякому человеческому начальству... царю ли, правителям ли» (2 13 – 14)? Скорее это было гонение на христиан со стороны общественности, от соотечественников. Только в этом случае можно найти объяснение выражениям: «и кто сделает вам зло, если вы будете ревнителями доброго?» (3:13); «проводя добрую жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (2:12); «не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство» (3:9) и другие подобные. Кроме того, намеки на близость Второго Пришествия в 1 Петр. (напр.: 4, 5, 7, 17; 5, 4:10), а также терминология, близкая к Павловой, склоняют нас к датировке послания намного раньше конца I века. Согласно церковному преданию, содержание послания восходит к апостолу Петру. Но высокий греческий стиль никак не мог принадлежать ученику, которого св. Лука в Деяниях характеризует как «некнижного и простого» ( Деян. 4:13 ). Решающим в этом вопросе может быть сообщение 1Петр. 5:12 : " Сие кратко написал я вам чрез Силуана, верного, как думаю, вашего брата». Возможно, что Силуан, который отождествляется с Силой, сотрудником апостола Павла, был тем секретарем, который изложил по-гречески мысли и увещания апостола Петра. Этим объяснялось бы и сходство богословских идей и их выражения в соответствующих местах у апостола Павла.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Филарет митроп. моск. 29-го июня Жизнь святых Апостолов Петра и Павла слишком известна всякому христианину и слишком велик их подвиг, чтобы можно было в кратком очерке передать всё, что сделали и до сих пор делают для нас эти столбы церкви и ревнители православия. Лучше всего привести слова Иоанна Златоуста , который говорит: «что больше Петра? что равно Павлу делом и словом?.. Петр есть предводитель апостолов, Павел – учитель вселенной и причастник горних сил; Петр – узда беззаконных иудеев, Павел – призыватель язычников». Любовь Павла к заблуждающемуся человечеству святитель так изображает: «она была шире всякаго моря, сильнее всякаго огня, это был неизреченный пламень, о котором, что ни говори – ничего не скажешь достойнаго... Павел всех любил так, как бы сам родил их, или лучше сказать, он превосходил всякаго отца нежностию любви. Сам апостол, чувствуя приближение своей смерти верно охарактеризовал свою неземную равноангельскую деятельность: «подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный... Подражайте мне», говорит он, «как и я Христу», а как Ему подражать и как исполнять Закон Христов святой Апостол начертал в своих божественных посланиях, которые исчерпывают всю премудрость и заключают наставления истинно-братской христианской любви, какою жила под его водительством древняя церковь Христова. «Ибо вы храмы Бога живаго, как сказал Господь»... «Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тяжесть, но чтобы была равномерность, ныне ваш избыток в восполнение их недостатка, а после их избыток, в восполнение вашего недостатка, как написано, кто собрал много, не имел лишняго, и кто мало не имел недостатка»... ( 2Кор. 9:3–15 ). Как прекрасно жилось бы в общежитиях и вообще в христианском обществе, если бы все руководились в своих взаимных отношениях и в исполнении своих обязанностей мудрым правилом, начертанным святым Апостолом Павлом и каким смирением прониклись бы мы, если бы руководились примером Апостола Петра и столько же имели покаяния и ревности в деле нашего спасения, какие выказал он после своего отречения.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/nastol...

Деян. 9:20–22 ). Так святой Павел апостольствовал три года. 1:18. Только после трех лет своего Апостольства, когда иудеи возмутились против него в Дамаске и искали его убить (см. Деян. 9:23–25 ), святой Павел пошел в Иерусалим, но не затем, чтобы учиться Евангелию у Апостолов, а для того только, чтобы повидаться с Петром, как мужем особенно достойным уважения и любви. Они не знали доселе лично друг друга. Когда же Варнава познакомил их, рассказал Петру о чудесном обращении святого Павла и о его Апостольстве в Дамаске, тогда Апостол Петр дружески принял его к себе, и святой Павел пробыл у него дней пятнадцать, проповедуя Евангелие вместе с ним в Иерусалиме (см. Деян. 9:27–28 ). 1:19. Кроме Апостола Петра, в это время в Иерусалиме не было других Апостолов, и потому святой Павел не видел их. Видел же он в Иерусалиме еще одного из знаменитых мужей в Церкви Христовой, именно, Иакова –Брата Господня, сына Клеопы, брата Иосифа Обручника, епископа Иерусалимской Церкви. 1:20. Все рассказанное святым Павлом о том, что он истинный Апостол и получил Евангелие не от Апостолов, а от Самого Христа, есть истинно, Бог тому свидетель (ср. Рим. 1:9 ; 2Кор. 1:23, 11:31 ). Б). Второе доказательство того, почем у святой Апостол не мог научиться Евангелию от других людей (1:21–24) Не учился святой Павел Евангелию Христову и у других христиан из иудеев, а между тем они признали его учение согласным с их верой, стало быть, источник их один и тот же – Господь Христос. 1:21. Когда в Иерусалиме за проповедь святого Павла восстали на него эллинисты – иудеи рассеяния, то братья-христиане отправили его в Кесарию, откуда он направился в Киликию через Сирию, помимо Иудеи и Палестины, где в то время продолжали действовать насадители веры, видевшие Господа. А потому святой Павел не мог встретиться даже случайно с Апостолами и знатоками веры Христовой. Между тем, он здесь проповедал Евангелие и основал Церкви Христовы (см. Деян. 9:29–30 ), которые потом, во время своего второго благовестнического путешествия, и утвердил (см. Деян. 15:41 ). 1:22–23. Надо полагать, что святые Апостолы, прежде чем разошлись в разные страны, призвали к вере иудеев, живших в Палестине, и насадив здесь Церкви и утвердив их, отправились в другие страны с проповедью. Эти Церкви не знали в лицо святого Павла, а только слышали о его гонениях на веру Христову и его обращении и подвигах в проповеди Евангельской. Слыша об этом, они радовались и прославляли Господа. «Святой Павел как бы так говорит Галатам: у Петра я не учился, а только видел его. У Иакова не учился, и его только видел, не учился и ни у кого другого, низшего их, не так знатного, как они, лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кто даже лица моего не видал? Но если они радовались, что гнавший веру сам стал благовествовать ее, то не значило ли это, что вера, благовествуемая мною, одинакова с верою тех, кто радовались этому благовестию? » (Фотий ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhizn-i...

Лука оканчивает свою книгу Деяний Апостольских известием о двухлетнем пребывании Апостола Павла в Риме; около этого времени, то есть около 63 или 64 года, она и была написана, так как если бы она была написана после, то в ней, несомненно, были бы описаны обстоятельства и последующей жизни Апостола Павла. Эта книга есть продолжение Евангелия, о чем сам Лука свидетельствует в самом начале ее ( Деян. 1, 1 ); следовательно, Евангелие от Луки написано ранее 63 года. Апостол Иоанн сам свидетельствует в своем Апокалипсисе, что был на острове Патмос за слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа ( Откр. 1, 9 ), то есть был сослан туда. Из начала 11 главы Апокалипсиса видно, что он написан до разрушения Иерусалима, то есть до 70 года, так как в этой главе говорится о храме, как еще стоящем. Климент Александрийский и Ориген говорят, что Иоанн был сослан тираном, не поясняя каким; но, имея в виду, что это могло случиться лишь до 70 года, надо признать, что Иоанн был сослан на остров Патмос в последний год царствования Нерона, то есть в 68 году, после смерти Апостолов Петра и Павла. А так как Иоанн написал свое Евангелие после Апокалипсиса, то несомненно, что оно написано после 68 года. По свидетельству Епифания, Иоанн написал Евангелие в глубокой старости, в царствование Домициана, которое, как известно, началось в 81 и окончилось в 96 году. Поэтому время написания Евангелия Иоанном надо отнести к восьмидесятым или началу девяностых годов первого столетия по Р. X. Относительно времени появления Апостольских писаний надо заметить, что первые христиане несомненно нуждались в письменном изложении того учения, какое проповедовали им Апостолы; несомненно также, что Апостолы должны были удовлетворять эту потребность обращаемых ими ко Христу; и мы имеем доказательства, что Апостольские писания собирались и распространялись при жизни их авторов. Апостол Павел в послании своем к Колоссянам (4, 16) писал: Когда это послание прочитано будет у вас, то распорядитесь, чтобы оно было прочитано и в Лаодикийской церкви; а то, которое из Лаодикии, прочитайте и вы . А Апостол Петр во втором послании своем (3, 15–16) говорит: И долготерпение Господа нашего почитайте спасением, как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания . Из этих слов Апостола Петра видно, что ему был известен сборник посланий Павла, а также и другие Писания, вероятно, тоже Апостольские. А из этого надо заключить, что собрание Апостольских писаний было сделано в те времена, когда живы были авторы их и другие очевидцы и служители Слова, которые могли удостоверить подлинность их; а потому подложность какого-либо писания могла быть тотчас же обнаружена.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

Проповедь апостола Петра в Иерусалиме(фрагмент), Чарльз Поерзон Если в конце концов им предстояло пострадать, это их не смущало, ведь они помнили: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас (Ин 15:20). Всё то, что произошло с Иисусом Христом — пришел к своим, и свои Его не приняли (Ин 1:11), — неминуемо должно было повториться и на Его учениках, ведь они несли в мир Его образ, проповедовали Его слово. Но вначале им нужно было совершить то, что поручил им Христос. Как писал апостол Павел (он присоединился к кругу учеников Христовых чуть позже, но получил от Господа те же самые дары): Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23—24). Апостолы не боялись испытаний и смерти. Они видели Того, Кто победил смерть. Но и навстречу смерти с распростертыми объятиями они не спешили. В конце Евангелия от Иоанна есть один эпизод. Уже воскресший Спаситель обращается к апостолу Петру с такими словами: Когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин 21:18). Сказал же это, — прибавляет евангелист Иоанн, — давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога (Ин 21:19). Обратите внимание: Поведет, куда не хочешь . Жизнь Петра должна была завершиться мученически (так и произошло: его распяли на кресте в Риме во времена императора Нерона). Но это произошло вопреки его желанию. Тем не менее, от смерти апостолы все же не бегали? Это как сказать. Давайте посмотрим на пример другого первоверховного апостолаПавла. В молодости он был ревностным членом религиозной партии фарисеев и с жаром преследовал христиан. Поэтому, когда неожиданно (в том числе и для себя самого) Павел уверовал во Христа и взялся проповедовать, что Иисус, Которого он гнал, есть давно ожидаемый иудеями Мессия и истинный Бог, иудейские религиозные начальники были просто взбешены. В Дамаске члены местной иудейской общины задумали расправиться с Павлом: день и ночь стерегли у ворот, чтобы убить его . Прознав об этом и не желая подвергать жизнь напрасному риску, Павел тайно бежал из города; христиане Дамаска посадили его в корзину и ночью спустили вниз по стене (Деян 9:23—25).

http://foma.ru/razve-ne-trusost-berechsj...

2012. P. 131). Классическим примером подобного рода завещания является Второе Послание ап. Павла к Тимофею. В нем Павел напоминает своему ученику, чтобы тот возгревал в себе дар, полученный через рукоположение, призывает Тимофея следовать тому учению, к-рое было преподано ему Павлом (2 Тим 1. 6, 13), передать это учение др. верным, терпеливо переносить страдания (2 Тим 2. 2-3), избегать юношеских похотей, держаться правды, веры, любви, мира, уклоняться от глупых и невежественных состязаний (2 Тим 2. 22-23), переносить скорби, совершать дело благовестника, исполнять свое служение (2 Тим 4. 5). Ап. Павел говорит о своем апостольском призвании и о своих страданиях в темнице (2 Тим 1. 8-12; 2. 8-12), дает указания относительно конкретных лиц (2 Тим 1. 15-18; 4. 10-12, 14-21) и даже вещей (2 Тим 4. 13). Послание содержит предостережение против лжеучителей, которые вкрадутся в Церковь в «последние дни» (2 Тим 3. 1-9). Предвидя свою скорую кончину, Павел пишет: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим 4. 6-8). Второе Послание Петра по настроению и тематике очень близко ко Второму Посланию Павла к Тимофею. В отличие от последнего у него коллективный, а не индивидуальный адресат. Оно обозначено автором как «второе послание» к лицам, которым Петр уже писал ранее (2 Петр 3. 1-2). Если под «предыдущим письмом» понимать Первое Послание Петра, то адресатом Второго Послания должны быть также христиане, проживавшие в Понте, Галатии, Каппадокии, Асии и Вифинии. В тональности завещания выдержан следующий фрагмент 2 Петр 1. 10-15. Автор знает, что его смерть близка: это открыто ему Самим Христом. Он все еще пребывает в телесной «храмине» (σκνωμα - букв. «палатка»), но скоро должен покинуть ее. Перед его глазами - Царство Господа Иисуса Христа, стремиться к которому он призывает адресатов своего Послания.

http://pravenc.ru/text/2580456.html

Не удалось извлечь искомое из базы (((

По сути, в эти первые годы существования Церкви стоял вопрос: а что такое вообще христианство? Это какое-то движение внутри иудаизма или вселенская вера? И не все сразу понимали правильно. Кто-то из апостолов, вспоминая слова Иисуса Христа «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24), думали, что вся их миссия заключается в том, чтобы убедить израильский народ уверовать во Христа как своего национального Мессию. А Павел это видел по-другому. Он не был свидетелем чудес Христа, не был членом апостольской общины при Его жизни. Но когда ему необходимо было богословски осмыслить все то, что произошло и то, что ему открылось, именно Павел совершенно внятно и четко заявил: христианство есть не некое ответвление иудаизма, не движение внутри него – это совершенно новая религия, новая вера. Это вера, которая не связана с какой-либо национальной традицией, а открыта для всех. Апостол Павел писал: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28). Христос для всех, Он универсален. Может быть, именно в этом была главная и неизмеримая заслуга Павла перед Церковью. Может быть, именно в этом смысле можно сказать, что вместе с Петром они перевернули мир. Потому что Петр, конечно, тоже разделял это видение. Ему тоже Господь открыл, что нет ничего нечистого, Сам Господь очищает каждого человека, который к Нему приходит. Из Священного Писания мы не видим, чтобы Петр и Павел где-то проповедовали вместе. Они встречались нечасто. Через три года после своего обращения Павел отправился в Иерусалим и пробыл у Петра пятнадцать дней. Мы можем только представить себе, о чем они говорили, с какой жадностью Павел выпытывал у Петра все то, что мог узнать о жизни Иисуса Христа. Но после этого они разошлись, и каждый пошел своим путем. Они встретились снова на Апостольском Соборе в Иерусалиме, и еще раз в Антиохии, о чем рассказывает Павел в своем Послании к Галатам. Состоявшаяся там встреча была не очень приятной, потому что Петр поначалу общался с бывшими язычниками, сидел с ними за одним столом, а когда пришли христиане из Иерусалима, которые считали, что нельзя садиться за стол с язычниками, Петр стал прятаться. По крайней мере, так Павел об этом рассказывает в Послании к Галатам. И Павел его обличил, сказав: «Если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?» (Гал. 2:14), то есть ты не должен принуждать этих людей иудействовать, потому что они обратились ко Христу, а не в иудейскую веру.

http://patriarchia.ru/db/text/4964764.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010