Народом же этим могли быть только славяне» 1213 . Отождествле­ние славян с сарматами не только запечатлено в исторических памятниках, у немцев эта традиция просуществовала фактиче­ски до наших дней. В немецкой литературе еще недавно поляки или все вообще славяне именовались сарматами, подобно тому как греко-римляне называли готов, а потом и гуннов скифами. Нашествие гуннов, явившееся толчком к великому пересе­лению народов, вызвало радикальные изменения в этнической карте юго-восточной и центральной Европы. «Остатки Черня­ховского населения сохраняются в V веке только в верховьях Днестра и Южного Буга, отчасти в Прутско-Днестровском меж­дуречье и, возможно, в Среднем Поднепровье, где отмечено сбли­жение черняховцев с балтской (или балто-славянской?) киев­ской культурой» 1214 . Государство Германариха рухнуло под ударом гуннов, вестготы бежали от агрессивных пришельцев в пределы империи, за Дунай. Остготы, герулы, а также едва ли не большая часть аланов, а вместе с ними и анты были захвачены движени­ем гуннов на запад и вместе с ними переместились в централь­ную Европу, в том числе в Паннонию, где расположилась став­ка Аттилы. Г. В. Вернадский отождествлял покоренных гуннами славян в основном с антами 1215 . В действительности однако не все анты ушли с Аттилой в центральную Европу, а с другой стороны, там, в Подунавье, гунны застали более многочисленную ветвь славянства – ту самую, которая, очевидно, и усвоила себе сла­вянское имя, в отличие от их сородичей антов и венедов. Присутствие многочисленного славянского элемента в гуннской державе убедительным образом зафиксировано Приском Панийским, который рассказывает о том, как посоль­ство к Аттиле, в котором он участвовал, оказавшись после переправы через Дунай в пределах его державы, пользовалось гостеприимством местных жителей, очевидно, не кочевников, а оседлых, которые к тому же «отпускали» им «в пищу вместо пшеницы просо, вместо вина – так называемый у туземцев «медос»» 1216 , иными словами, если отбросить греческое оконча­ние слова – мед. Принадлежность этого слова к славянской лексике очевидна. Но помимо лингвистической важности это­го свидетельства не лишено значения и то обстоятельство, что мед – традиционный напиток славян, а бортничество – их старинный промысел. Интерес представляет с той же этнической точки зрения и сообщение Приска: «Следующие за нами служители получали просо и добываемое из ячменя питье, которое варвары называ­ют «камос»». Комментируя это место, немецкий историк XIX века Нейман писал: «Не ослышался ли Приск? Известно, что монго­лы и калмыки кумысом называют кобылье молоко. Издатель пер­вого русского перевода Приска Г. С. Дестунис со своей стороны добавляет к процитированному им комментарию Неймана иро­ническое замечание: «Кобылье молоко из ячменя! Г. Вельтман уверен, вместе с Венелиным, что камос – квас» 1217 . На квас, веро­ятно, оказалось перенесенным употреблявшееся гуннами назва­ние другого напитка – кумыса.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Страна, в которую шли поселенцы, своими особенностями влияла на расселение колонистов. Речки, по которым селились колонисты, не стягивали поселения в густые массы, а располагали их отдельными группами. Городов было мало, господствующим типом селений были деревни, и, таким образом, городской быт юга здесь заменился сельским. Новые переселенцы, сидя на почве не вполне плодородной, должны были заниматься, кроме земледелия, еще лесными промыслами: угольничеством, лыкодерством, бортничеством и пр., на это указывают и названия местностей: Угольники, Смолотечье, Деготино и т. д. В общем характере Суздальской Руси лежали крупные различия, сравнительно с жизнью киевской Руси, из городской, торговой, она превратилась в сельскую, земледельческую. Переселяясь в Суздальский край, русские встретились с туземцами финского происхождения. Следствием этой встречи для финнов было их полное обрусение. Мы не находим их теперь на старых местах, не знаем об их выселении из Суздальской Руси, а знаем только, что славяне не истребляли их, и, что, следовательно, оставаясь на старых местах, они потеряли национальность, ассимилировавшись совершенно с русскими поселенцами, как с расой, более цивилизованной. Но, вместе с тем, и для славянских переселенцев поселение в новой обстановке и смешение с финнами не осталось и не могло бы остаться без последствий, во 1-х, изменился их говор; во 2-х, совершилось некоторое изменение физиологического типа; в 3-х, видоизменился умственный и нравственный уклад поселенцев. Словом, в результате явились в северорусском населении некоторые особенности, создавшие из него особенную великорусскую народность. Со времени Любечского съезда, с начала XII в. судьба Суздальского края связывается с родом Мономаха. Из Ростова и Суздаля образуется особое княжество и первым самостоятельным князем суздальским делается сын Мономаха, Юрий Владимирович Долгорукий. Очень скоро это вновь населяемое княжество становится сильнейшим среди других старых. В конце того же XII века, Владимиро-Суздальский князь, сын Юрия Долгорукого, Всеволод III уже считается могущественным князем, который, по словам певца «Слова о Полку Игореве», может «Волгу веслы раскропити и Дон шеломами выльяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Обилие информации в современном мире не уменьшает «иванов, не помнящих своего родства». Многие родители хотели бы узнать свою родословную и рассказать ее своим детям, но не знают, с чего начать. Некоторые педагоги через эту обширную тему могут познакомить детей с краеведением. Исследование истории своего рода и края, как и любая другая поисковая работа, – это непростая деятельность. Но очень плодотворная, интересная и благодарная. Известная поговорка гласит: «Родители должны дать детям корни и крылья». Под «крыльями» увлеченные родители понимают высокий уровень образования, обеспечивающий ребенку успешный старт. А что делать с «корнями»? Так ли они нужны? И как можно познакомить ребенка (а заодно и себя) с историей своего рода и историей местности, в которой мы живем? Обед на покосе. Река Шексна. Фото: С. М. Прокудин-Горский Знакомство с историей своего рода, своего края и их изучение – интереснейший процесс. Это занятие может способствовать духовному обогащению ребенка, укреплению родственных связей, сближению. Поиск данных, как правило, очень продолжительный. Здесь сложно увидеть результат своей работы в ближайшем будущем, сложно даже спрогнозировать его. Но и эта особенность данного увлечения можно рассматривать как некий образовательный элемент: не все получается быстро и сразу. Воспоминания о своих корнях с малышами уместно проводить, осуществлять через творческие занятия. Они напоминают современным взрослым и детям о повседневной или сезонной деятельности наших родных в недалеком прошлом. Даже если совсем нет навыков печь хлеб на закваске, ловить рыбу или же заниматься бортничеством. Через изучение своей родословной можно прикоснуться к многочисленным областям знаний, к настоящему и неведомому. У многих со временем этот интерес становится образом жизни. «А что я умею?..» Обычно ранней весной, как только сойдет снег, я люблю в деревне на Родине ходить на речку. Сухая прошлогодняя трава, лед в низинках, теплый ветерок и тишина. Мне всегда на этой извилистой речушке вспоминаются мои предки. Ничего, кроме имен, о многих из них я не знаю. Не представляю, как они выглядели, чем и как жили. Но что я знаю наверняка, так это то, что они многое умели. Без магазинов, в самой далекой от городов глуши они полностью могли себя обеспечить: построить жилье, изготовить одежду и обувь, посеять, собрать и сохранить зерно, добыть и приготовить еду, содержать дом, животных. Они все это (и не только это) умели.

http://pravoslavie.ru/156202.html

Закрыть Экзамен на русскость Сдавать его каждый должен своими поступками, всей своей жизнью 03.06.2020 749 Время на чтение 14 минут Против факта, говорят, не попрешь. Нравится это кому или не нравится, в России русский народ является коренным, государствообразующим. Факт неоспоримый, исторический. Гражданин России может только гордиться тем, что он – русский. Зачем же экзамен на русскость? Разве что в связи с тем, что в январе 2020 года статус государствообразующего предложено закрепить в Конституции. Меж тем у нас в Российской Федерации расплодилась масса будто бы безнациональных личностей. При переписи 2010 года более 6 миллионов человек не указали свою нацпринадлежность. К тому же не счесть лиц с двойным и даже тройным гражданством, причём, таковые являются чиновниками государственных структур, депутатами Государственной Думы. А иные и вовсе врассыпную из России драпанули. Кто, видите ли, на историческую родину в Тель-Авив, кто на баснословно дорогую виллу во французскую Ниццу, кто в гетто российских миллионеров Лондон, кто в ещё более дорогостоящие фешенебельные апартаменты Нью-Йорка. Прямо говоря: предали Россию, предали русский народ, – так им не экзаменационные вопросы задавать, а сразу вежливо сделать ручкой: будьте добры выйти вон. Короче, любого, кто пожелает объявить себя русским, нужно сперва определить, стоит ли в русские принимать. Допускать к экзамену на звание русского гражданина, на принадлежность к русскому народу, или адью? Но тут и ещё нюанс. Меня – да и только ли меня! – оглушило, огорошило, повергло в растерянность исчезновение пчёл. Что такое? Вчера ещё летали, жужжали, кружились, и вдруг бах! – и нету. М-м-м… Надо прежде с этим разобраться, а потом уж другие вопросы решать. Метафора, намёк, гипербола? Но с незапамятных времён, еще до развития земледелия бортничество, как тогда называли пчеловодство, было на Руси едва ли не одной из основных отраслей хозяйствования. Пчелку иначе и не называли, как божьей. Так что и язык не поворачивается про пчёлок сказать, что вот они вдруг подохли. Даже сказать – вымерли, и то до боли невмоготу. Но почему, почему массовый пчелиный мор? Эпидемия?

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/03/ek...

О чём это Масляков? Что он имеет в виду? Всё, мол, вернётся на круги своя. Нужно просто подождать. И ему, судя по общей атмосфере в стране, верится. Мы видим по убийцам Зеленскому, Бортничуку и Михайловскому, как КВН «помогает». КВН – в прямом и переносном смысле убивает! В указанном КВН, показанном 12 ноября, был, кстати, еще один показательный сюжетик, весьма наглядно накладывающийся на образ КВНщиков, убийц русских военнопленных Артура Бортничука и Назара Михайловского. Ближе к концу выпуска (2 час. 07 мин.) выступает могилёвская «команда» из Белоруссии. В идиотском коллаже на «Битлз» и «Песняры», песню о дивчине, после слов «дивчина в поле жито жала» размахивают серпом под соответствующий звук то ли из песни «Песняров», то ли из ролика укронацистов. Дело в том, что здесь, думается, по замыслам «шутников» должна возникать у зрителей ассоциация с укропским нацистским пропагандистским роликом , на котором украинка (дивчина) на фоне хлебного поля серпом перерезает горло раненому российскому солдату. И «постановочка» КВН с данными намеками – на первом канале телевидения и в самое смотрибельное время! К чему ведет деятельность всего КВН? Понятно, что могут ответить «шутники» из КВН на данные заключения. Что, мол, это плод больного воображения, а имелось в виду что-то совершенно иное. Да еще привычно хихикнуть при этом. Но в этом весь КВН – создавать двойные смыслы и скабрезные и даже убийственные (в прямом смысле этого слова) ассоциации, а в случае чего, привычно сказать, что не надо видеть того, чего нет, «не надо впадать в маразм», как недавно заявил губернатор Калужской области родительской общественности по другому, но схожему случаю. А какая нам разница в двойственности осмысления сказанного на КВН, если «технологии» работают на разврат, разложение молодёжи, создание порочных смыслов?! В эти выходные – очередной выпуск КВН, вновь всю страну будут смешить, когда наши защитники рискуют своей жизнью при освобождении Малороссии, в то самое время, когда гибнут люди от обстрелов ВСУ в ДНР и ЛНР, Херсонской, Запорожской и Белгородской областях.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/19/kv...

По словам итальянца Иосафата Барбаро, путешествовавшего по стране в 70-е годы XV в., Рязанская земля была «обильна хлебом, мясом, медом и другими полезными вещами... Повсюду много лесов и деревень». Герберштейн писал, что «там великое изобилие меду, рыб, птиц и зверей... Народ там в высшей степени смелый и воинственный». В Рязани бортничество действительно было развито. Рязань прикрывала Северо-Восточную Русь от набегов кочевников. Через ее территорию шли торговые пути в Орду. Пятнадцатый век был временем расцвета экономической и культурной жизни Великого Новгорода. Формально он признавал верховное главенство князей, получивших ярлык на великое княжение, а фактически был вполне самостоятельным государственным образованием республиканского типа. Новгород был опоясан системой пограничных городов-крепостей, защищавших его от вторжения жадных до поживы соседей. На севере — это Ладога (на Волхове), Орехов (у истоков Невы на острове), Копорье, Ям (на реке Луге). Они прикрывали подступы к Новгороду со стороны Швеции и Ливонского ордена. На юге Новгород защищали Порхов (на реке Шелони), Старая Руса и Демон. Новгород был боярской республикой, в которой господствовавшая прослойка общества жила преимущественно за счет оброков, взимавшихся с крестьянства новгородских земель. Богатства новгородского боярства накапливались также путем внешнеторговых операций. Вывозил Новгород пушнину, воск и кожу. Пушнина шла на Восток, в Царьград, в «Немцы» и в Литву. Основными се поставщиками в Новгород были Печора, Двина и особенно Устюг. Велика была и доля пушнины (белок) в натуральном оброке новгородских крестьян. Транзитная торговля Новгорода воском достигала значительных размеров. Воск поступал из центральных районов страны, в том числе со Среднего Поволжья. В Новгород ввозились в первую очередь сукна. Поступала сюда и соль, которой в Новгороде не хватало. Привозились (главным образом ганзейскими купцами) и благородные металлы (преимущественно серебро). Как видим, для ведения транзитной торговли с Западом Новгород должен был сохранять тесные связи как с Севером, так и с Центром Руси, с Галичем, Москвой и Литвой.

http://sedmitza.ru/lib/text/438772/

ГРЕЧЕСКИЕ КОЛОНИИ. Северные берега Чёрного моря и восточные Азовского ещё задолго до нашей эры были усеяны греческими колониями, главными из которых были: Ольвия, выведенная из Милета за 6 веков до р. х., в глубине лимана Восточного Буга (против Николаева), Херсонес Таврический на юго-западном берегу Крыма, Феодосия и Пантикапея (ныне Керчь) на юго-восточном его берегу, Фанагория на Таманском полуострове, на азиатской стороне Керченского пролива или древнего Босфора Киммерийского, наконец, Танаис в устье Дона. Благодаря промышленной деятельности этих греческих колоний Днепр ещё задолго до р. х. сделался большой торговой дорогой, о которой знал Геродот и которою греки, между прочим, получали янтарь с берегов Балтийского моря. Наша древняя Повесть о начале Руси также помнит старинное торговое значение Днепра. Как только разместила она восточных славян по равнине, прежде чем приступить к изложению древнейших преданий о Русской земле, она спешит описать эту дорогу по Днепру: шёл " путь из Варяг в Греки и из Грек по Днепру, и верх Днепра волок до Ловоти, по Ловоти внити в Ильмень-озеро великое, из него же озера потечеть Волхов и втечеть в озеро великое Нево и того озера внидеть устье в море Варяжское, и по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царюгороду, а от Царягорода прити в Поит море, в неже втечеть Днепр река " . Сев по Днепру, восточные славяне очутились на самой этой круговой водной дороге, опоясывавшей всю Европу. Этот Днепр с притоками и сделался для восточных славян могучей питательной артерией народного хозяйства, втянув их в сложное торговое движение, которое шло тогда в юго-восточном углу Европы. Своим низовым течением и левыми притоками Днепр потянул славянских поселенцев к черноморским и каспийским рынкам. Это торговое движение вызнало разработку естественных богатств занятой поселенцами страны. Восточные славяне, как мы знаем, заняли преимущественно лесную полосу равнины. Эта лесная полоса своим пушным богатством и лесным пчеловодством (бортничеством) и доставляла славянам обильный материал для внешней торговли. С тех пор меха, мёд, воск стали главными статьями русского вывоза; с тех пор при хлебопашестве для себя или с незначительным вывозом началась усиленная эксплуатация леса, продолжавшаяся целые века и наложившая глубокий отпечаток на хозяйственный и общественный быт и даже национальный характер русского народа. Лесной зверолов и бортник - самый ранний тип, явственно обозначившийся в истории русского народного хозяйства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Этот факт и послужит основанием плана курса. Я делю нашу историю на отделы или периоды по наблюдаемым в ней народным передвижениям. Периоды нашей истории - этапы, последовательно пройденные нашим народом в занятии и разработке доставшейся ему страны до самой той поры, когда, наконец, он посредством естественного нарождения и поглощения встречных инородцев распространился по всей равнине и даже перешёл за её пределы. Ряд этих периодов - это ряд привалов или стоянок, которыми прерывалось движение русского народа по равнине и на каждой из которых наше общежитие устроялось иначе, чем оно было устроено на прежней стоянке. Я перечислю эти периоды, указывая в каждом из них господствующие факты, из коих один - политический, другой - экономический, и обозначая при этом ту область равнины, на которой в данный период сосредоточивалась масса русского населения, - не всё население, а главная масса его, делавшая историю. Приблизительно c VIII в. нашей эры, не раньше, можем мы следить с некоторой уверенностью за постепенным ростом нашего народа, наблюдать внешнюю обстановку и внутреннее строение его жизни в пределах равнины. Итак, с VIII до XIII в. масса русского населения сосредоточивалась на среднем и верхнем Днепре с его притоками и с его историческим водным продолжением - линией Ловать - Волхов. Всё это время Русь политически разбита на отдельные более или менее обособленные области, в каждой из которых политическим и хозяйственным центром является большой торговый город, первый устроитель и руководитель её политического быта, потом встретивший соперника в пришлом князе, но и при нём не терявший важного значения. Господствующий политический факт периода - политическое дробление земли под руководством городов. Господствующим фактом экономической жизни в этот период является внешняя торговля с вызванными ею лесными промыслами, звероловством и бортничеством (лесным пчеловодством). Это Русь Днепровская, городовая, торговая. С XIII до середины XV в. приблизительно среди общего разброда и разрыва народности главная масса русского населения является на верхней Волге с её притоками.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1985...

Так народ наш доселе поет в одном своем духовном стихе: Мати Божья Богородица, Скорая помощница. Теплая заступница! Заступи, спаси и помилуй Сего дому господина От огненной пожоги, От водяной потопи! Попаси же ему, Господь Бог, Хлор, Лавер лошадок, Власий коровок, Настасий овечек, Василий свинок, Мамонтий козок, Терентий курок, Зосим Соловецкий пчелок, Стаями, роями, Густыми медами У старообрядцев, равно как и православных, в домах, на стенах, привешиваются полные росписания, какой святой чем обладает в области природы и физической жизни человека. Не вдаваясь в подробное объяснение, почему, напр., Хлор-Лавёр признаются нашим народом пастырями лошадок, – Власий коровок, Настасий овечек и проч., мы ограничимся историческим объяснением религиозной санкции пчеловодства в лице Зосимы и Савватия Соловецких. Наперед нужно сказать несколько слов о значении пчеловодства или бортничества в древней Руси. Было время, когда не только земледелие и рыболовство, но, при изобилии богатых разной производительностью, большей частью еще непочатых лесов, и бортничество или пчеловодство составляло один из первых путей для колонизации и первоначальной культуры финского северовостока лесного, полудикого. В «Польской» ли земле 62 ставился город, напр. Москва, Переяславль-Залесский, Юрьев-Польский или «налесах» посажались, поставлялись починки и деревни, – во всяком случае первые поселенцы их высылали слуг своих «работных людей», либо выезжали сами из города или из деревни во все четыре или пять сторон, каждый по своему промышленному уезду, «пути и ухожаю». У кого были работные люди, напр. у князей, у бояр, у церковных властей, те населяли, при своих хозяйственно-промышленных ухожаях или угодьях «работными людьми страдомые деревни», напр. при рыбных реках и озерах, «по стольничему пути», ставились деревни рыболовли 63 , «по ухожаям бобровым» – деревни бобровников 64 , при соляных озерахи варницах населялись соловарами, водоливами и дрововозами» деревни соловаров, из которых впоследствии образовались некоторые города, наприм.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Хозяйственная деятельность и торговые связи восточных славян Лесные богатства промысловыми зверем и птицей, дикими пчелами, ягодой и грибами, изобилие рыбы в реках и озерах позволяло значительной части населения, особенно в лесной зоне, добывать средства существования охотой, рыболовством, бортничеством, собирательством грибов и ягод. В лесостепи и на севере степной зоны основным хозяйственным занятием в IX столетии служило уже земледелие, которое укоренилось в этом регионе задолго до прихода туда славян, и славянами – полянами, северянами, тиверцами, уличами, волынянами – было заимствовано у обитавших на юго-западе Руси фракийцев, в свою очередь, перенявших этот вид деятельности у не индоевропейских народов неолитической трипольской культуры. В степной и лесостепной зоне у восточных славян в IX веке преобладала залежная система земледелия: расчищенный от дикого разнотравья участок земли засевали злачными культурами: просом, пшеницей или рожью. После многократного использования плодородие земли истощалось, и урожайность падала, тогда его забрасывали и расчищали новый участок. Эта система была эффективной, пока при малочисленности населения не возникало нехватки земли для расчистки. По мере демографического роста возникал дефицит земли, пригодной для обработки, и тогда от залежной переходили к переложной системе землепользования, при которой земельный фонд родовой или соседской общины разделяли на несколько участков, истощенный участок оставляли под парование, он зарастал бурьяном, затем на нем появлялась другая растительность, характерная для местной степной зоны, и через 15–20 лет, когда плодородие его восстанавливалось, участок вновь расчищали под пахоту. В лесной полосе для посева вырубали, «подсекали» и выжигали участок леса. Бедная гумусом по своей природе почва, удобренная золой, обогащалась питательными веществами и становилась пригодной для посева. На третий год пал истощался, и его забрасывали, выжигая новый участок леса. Такой вид земледелия, названный подсечно-огневым, был трудоемким, и поэтому земледелие получило значительное развитие в лесостепи и степи, где из-за частой нехватки дождевой влаги по преимуществу выбирали для распашки местность, расположенную вблизи рек, которые разливались весной, увлажняя почву под заливными лугами. Орудием пахоты в основном было деревянное рало, в редких случаях снабженное железным наконечником. Тягловой силой служили в степной зоне волы, в лесостепной и лесной – лошади. На основании косвенных данных можно заключить, что в степной и лесостепной полосе сеяли особый вид пшеницы – полбу, а также ячмень и просо, в лесной зоне преобладали рожь, ранее считавшаяся сорняком на участках, засеянных пшеницей, и овес.

http://pravoslavie.ru/153877.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010