Андрей Гамлицкий (НИИ РАХ) курировал воссоздание в том же Казанском соборе убранства Пещерного храма и икон. «Научная реконструкция или творческая интерпретация» — так была сформулирована проблема в процессе работы. Ни одной фотографии интерьера Пещерного храма не сохранилось, но обнаружились наброски Щусева, который работал над убранством по заказу великой княгини Елизаветы Фёдоровны. По словам искусствоведа, получилась «деликатная интерпретация замысла Щусева: сплав модерна с древнерусской традицией, это один из самых удачных примеров музеефикации утраченного памятника».  Валерий Игошев (ГНИИР, ЦМИАР) совместно с протоиереем Георгием Крейдуном (Алтайский госуниверситет) представил доклад «Традиции древнерусского искусства в проектировании современных произведений, изготовленных в средневековых техниках, на примере Иоанно-Богословского храмового комплекса в Барнауле». Игошев рассказал о том, как для создания церковной утвари использовались средневековые техники: басма, чеканка, ковка, монтировка, литьё, витраж, расписная эмаль и т. д. По его словам, такая работа «позволяет понять огромную дистанцию между менталитетом современного и средневекового человека»: разительно отличаются от современной не только стиль, но и техники, приёмы работы. «Вернуться в то древнее время и работать так же мы не можем, но осмыслить тот творческий процесс мы в состоянии», — сказал докладчик, который сам воссоздаёт забытые техники. Проблема сопряжения традиции и современных тенденций, потребностей и технологий оказалась в центре внимание архитектора Дмитрия Остроумова (мастерская «Прохрам», Москва), который раскрыл её на примере храмового комплекса святой равноапостольной княгини Ольги в Минске. Остроумов рассказал, о чём приходится задумываться современным архитекторам, какие особенности жизни и мирянина, и прихода важно учитывать. Например, важным моментом в работе становится тот факт, что архитектор сегодня, как правило, проектирует комплекс строений, закладывая в проект различные внебогослужебные помещения: трапезные, зал собраний, место для воскресной школы, подсобные помещения, санузлы, лифт для инвалидов и т. д. Архитекторы ориентируются на прежние образцы, но принципиально не могут их копировать не только из-за изменения задач, но и потому, что сейчас храм должен быть вписан в совершенно иное (как правило, городское) пространство. А аскетизм форм и, скажем, белизна стен снаружи и внутри более настраивают на молитвенный лад современного человека, погружённого в обычной жизни в пёстрый визуальный ряд, мелькающий «буйством красок», полагает архитектор.

http://bogoslov.ru/event/6192068

365 Соболевский А. И. Указ. соч. С. 24–28; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития. М., 1915. С. 14–16. 366 А. А. Шахматов его не указал, как и его предшественники, хотя рукопись была введена в научный оборот в 1867 г. Издано: Пичхадзе А. А., Ромодановская В. А., Ромодановская Е. К. Жития княгини Ольги, Варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ, Q. п. 1. 63)//Русская агиография. Исследования. Материалы. Полемика. СПб., 2005. С. 292–294; публикация текстов: с. 300–305. 367 Подскальски Г. Указ. соч. С. 205. Он рассматривает Обычное житие перед Проложным, хотя и считает вероятным создание сначала текста для Пролога, а потом уже жития. 368 Poppe A. Two Concepts of the Conversion of Rus’in Kievan Writings//Proceedings of the International Congress Commemorating the Millennium of Christianity in Rus’-Ukraine/HUS. 1988/1989. Vol. XII/XIII. P. 498–499. 369 Милютенко H. И. Летописание Ярослава Мудрого (Древнейший свод)//Rossica Antiqua. СПб., 2006. Т. 1. С. 156–169. 373 Например, РГАДА, Тип. 177 (372), нач. XIV в.; Тип. 173 (368), перв. пол. XIV в. (ПрЖ-2 издано в разночтениях к Тип. 172 (367): Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); Тип. 174 (363) перв. пол. XIV в.; Тип. 168 (363), сер. XIV в.; Тип. 171 (366), сер. XIV в.; Тип. 169 (364) (издано в разночтениях к Син. 240: Серебрянский Н.И. Указ. соч. С. 14–16); Тип. 170 (365), Тип. 178 (373), все втор, пол XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. (ПрЖ-2 издано: Соболевский А.И. Указ. соч. С. 28–30); ГИМ, Син. 240,1400 г. (издано: Серебрянский Н.И . Указ. соч. С. 14–16). См.: Кат. РГАДА 132, 134–138, 141, 140, 54; Протасьева . 901. 374 Издано по двум спискам нач. XIV в. РГАДА, Тип. 173 (368), Тип. 179 (374): Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2004. С. 437. Он пишет о двух редакциях памяти, но из публикации видно, что тексты отличаются только заглавиями. 375 РГАДА, Тип. 177(372), нач. XIV в.; Тип. 172 (367), 1383 г. Издано: Серебрянский Н. И. Указ. соч. С. 48. Здесь же разночтения по сербским Прологам, о которых речь пойдет ниже.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Но есть и своя, на мой взгляд, «ложка дегтя». Например, чрезмерна тенденция распланировать все в своей жизни. Удивляет отсутствие целостности, глубины и широты знаний людей по базовым вопросам. Прискорбно, когда безграничная терпимость к чужим взглядам имеет явный побочный эффект в плане утраты критерия истины, когда перевес отдается субъективному фактору, непреображенной самости человека. Печально, что вместо поиска Царства Небесного доминантой в жизни многих все больше становится земное благополучие. Но надежду в отношении норвежцев, как и остальных скандинавов, дает флаг Норвегии, (кстати, в тех же цветах, что и флаг России), зримо несущий на себе тот знак, который узрел равноапостольный Константин Великий в канун поворотной битвы – «сим победиши», который воздевает в своей руке и «вечный король Норвегии», креститель своего народа Олаф Харальдсон перед своей последней битвой на Стиклестадском поле – знак Креста.  Справка Христианская вера в Норвегии была заложена еще в X веке святым Олафом Норвежским, королем, подобно князю Владимиру, крестившим свой народ. В XVI веке на норвежской земле подвязался святой Трифон Печенгский, построивший для народа саами православную часовню на реке Нейденельва. После революции 1917 года, русских беженцев в Норвегии окормляло священство православного прихода в Стокгольме. В 1996 году, в связи с наплывом эмигрантов из бывшего СССР, в Осло был образован собственный приход - во имя святой равноапостольной княгини Ольги юрисдикции Московского Патриархата. Сегодня общее число прихожан в 5 приходах в разных городах составляет около 7 тысяч. Причем несколько общин в разных городах могут быть объединены юридически в одном приходе. Наших соотечественников окормляют три священника, постоянно проживающие в Осло, в Бергене и в Тронхейме (Подробнее: оrtodoks.no/russisk/). Всего в стране живет около 25-30 тысяч эмигрантов из бывшего СССР. В Норвегии государство финансирует религиозные организации, причем на равных основаниях с Норвежской лютеранской церковью. Размер выплат зависит от числа зарегистрированных в приходах прихожан. 

http://e-vestnik.ru/interviews/svyashche...

Любовь, так же, как грех и абсурд, не в форме, а в содержании, в сердце. Когда там нет Евангелия, нет сокрушения о себе самом, если ты думаешь, что все понимаешь, а все кругом дураки, когда ты забываешь, что если ты не согласен со своим братом, он тем не менее не перестает им быть, – ты становишься жестоким и проповедь твоя становится «пустышкой». И как бы ни было тяжело миссионеру (чаще всего это затрещины от «своих»), нужно всегда держать в уме и сердце основной принцип апостольской миссии: во второстепенном пусть будут разномыслия, но в главном – единство и любовь. Призвание, 3 Олеся Николаева. Миссия художественной литературы Прикровенное свидетельство Я думаю, что художественная литература имеет некоторое педагогическое значение, но она воспитывает прикровенно и косвенно. В эпоху Просвещения (а потом в советские времена), наоборот, считалось, что, создав положительного литературного героя, на его примере можно воспитывать человека. Но «правильный» Стародум из «Недоросля» выглядел занудой и резонером, а фанатичный Павка Корчагин заставлял вспоминать строку Багрицкого «гвозди бы делать из этих людей». Очень остро ощущалось, что эти образы тенденциозны, искусственны и выдуманы лишь для утилитарных педагогических целей. Наверное, уже тогда я поняла, что связь литературы с воспитанием человека гораздо более тонкая. Хорошая литература (как и культура вообще) не навязывает определенные стереотипы поведения в обществе, а воспитывает вкус, оттачивает зрение, учит замечать связь вещей, проникаться художественной идеей, эстетически выстраивает душу и, если воспитывает, то в каком-то высшем значении этого слова. Здесь, мне кажется, уместнее говорить об эстетической убедительности литературы в большей мере, чем о ее идеологической суггестивности. Но ведь обращение святой равноапостольной княгини Ольги в православие тоже носило прежде всего эстетический характер. По преданию, когда святая Ольга приехала в Константинополь, к ней приступили разнообразные миссионеры, представители разных религий: и католики, и иудеи, и мусульмане, рассказывая о своем учении. А она просто постояла на службе в храме Святой Софии, увидела красоту православного богослужения, и это показалось ей гораздо более убедительным, чем все аргументы религиозных учителей. И она приняла православие. Эту же эстетическую силу имел в виду Достоевский, когда устами своего героя утверждал, что Красота спасет мир.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/pravos...

Перерыв, заполненный исповедью молящихся   — и «без расхода» литургия, в которой подлинно «участвовала» вся толпа молящихся, т.к. почти вся она подходила к чаше, приобщаясь Св. Тайн. И кого тут только не было! Рядом с искони богомольной старицею, привычной молельщицею, истово и уверенно-скромно подымавшей подвиг всенощного молитвенного бодрствования — юница из церковного молодняка, еще только тянущаяся к Богу и напрягающая все свои хрупкие силы, чтобы выстоять службу…Рядом с уравновешенным почвенным церковником  — новообращенный интеллигент, церковный «возвращенец», ощущающий себя как бы в катакомбах и экзальтированно воспринимающий все кругом него происходящее…Все молятся…и как молятся! Действительно, что-то от первохристианства витает в храме. Братьями и сестрами во Христе ощущают себя молящиеся, едиными усты  единым сердцем устремленные к Богу. При позднейших встречах кажутся знакомыми люди, один раз лишь замеченные на совместном ночном молении  — и не просто знакомыми, но близкими и чем-то родными…Моментами казалось  — не выстоишь! Велик был соблазн поддаться усталости…сдаться…Но стоило себя пересилить, как все внезапно и как-то незаметно менялось. Дух побеждал плоть и она послушливо несла бремя, только что казавшееся непереносимым. В душе рождался покой; тишина неизъяснимая воцарялась во всем существе…» Молилась и матушка – не только о сестрах, о ближних, о родине, далекой и горячо любимой, молилась и о том, чтобы исполнилось давнее ее желание – возобновить приют для сирот. Беда не знает возраста Замыслу матушки суждено было осуществиться. На этот раз детский приют был назван в честь Святой равноапостольной княгини Ольги и в память об Ее императорском Величестве Великой княгине Ольге Николаевне, носившей в себе образ милосердия и мученически погибшей вместе с семьей . Многочисленные случаи исцелений и помощи от Владимирской иконы привлекали в обитель не только русских эмигрантов, но и китайцев, принимавших святое крещение. Матушка принимала девочек-сирот и детей из малообеспеченных семей эмигрантов.

http://pravmir.ru/ves-mir-obojdet-a-vern...

Русская и Элладская Церкви подписали договор о сотрудничестве в области организации паломничества 24 октября, 2012. Новостная служба Отвечая на приветствие епископа Тихона, митрополит Керкирский и Паксосский Нектарий напомнил о выдающихся сынах России и Греции, своим подвижническим служением укрепивших дружбу двух народов. 24 октября. ПРАВМИР. Русская и Элладская Православные Церкви подписали договор о сотрудничестве в области организации паломничества. Документ был подписан вчера в Финансово-хозяйственном управлении Московского Патриархата митрополитом Керкирским и Паксосским Нектарием и председателем Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископом Подольским Тихоном, сообщает сайт ОВЦС . Отвечая на приветствие епископа Тихона, митрополит Керкирский и Паксосский Нектарий напомнил о выдающихся сынах России и Греции, своим подвижническим служением укрепивших дружбу двух народов. Он пожелал, чтобы соглашение о сотрудничестве  в области организации паломничества «способствовал укреплению и упрочению наших братских отношений». «Каждый может чему-нибудь научиться у другого, наши народы многое могут предложить друг другу и получить взаимную пользу», — заключил митрополит Нектарий. Члены делегации Элладской Православной Церкви посетили Паломнический центр Московского Патриархата, где были ознакомлены с деятельностью организации, рассказали о ходе реконструкции Паломнического центра, показали домовый храм святой равноапостольной княгини Ольги. В состоявшейся затем беседе были обсуждены практические шаги по реализации подписанного Договора о сотрудничестве в сфере организации паломничества. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024

http://pravmir.ru/russkaya-i-elladskaya-...

Текст книги в Вульгате короче греческого на одну пятую и во многом не совпадает с Септуагинтой по содержанию. В нём упомянуты другие географические названия, изменены некоторые факты и т. п. Так, в Вульгате опущены подробности о числе войска Олоферна ( Иудиф.2:5 ), сокращены угрозы Навуходоносора против непокорных народов ( Иудиф.2:7–10 ), не сообщено о множестве союзников ( Иудиф.2:20 ), а также о блокаде Ветилуи ( Иудиф.7:13–15 ) и многое другое. В тоже время Вульгата полнее, нежели греческий текст, изображает непреклонную жестокость Олоферна и ужас, наведённый им ( Иудиф.3:9–11 ), упоминает о разделении Чёрмного моря и гибели в нем египтян, о чудесах – во время странствования в пустыне. Всё это придаёт латинскому переводу несколько иной вид и совершенно меняет порядок счета стихов. В 1894 г. была опубликована неизвестная ранее арамейская версия книги XI в. Ценность её в том, что в ней всего 40 строк, опущено множество подробностей, названий и имён (в том числе Олоферн, Ветилуя и Ахиор), а врагами названы не ассирийцы, а Антиох Епифан, современник Маккавеев, осаждающий Иерусалим. Иудифь в этой версии не «вдова», а «дева» (буквально – «Ветилуя»), и есть мнение, что это её именование могло потом «превратиться» в название города. Есть версия, что этот «конспект» мог быть оригиналом, на базе которого создана греческая версия. Многие отцы Церкви считали эту книгу канонической. Начиная со святоотеческого периода, Иудифь упоминалась как образец смирения, справедливости, стойкости, целомудрия. Её примером часто объясняют Библейский парадокс – «сила в слабости». На русском языке о книге Иудифи есть несколько книг 48 и статей 49 . 1.3.6. Использование в богослужении . Отрывок из книги Иудифь ( Иудиф.13:2–20 ) читается как паремия в полиелейной службе святой равноапостольной княгини Ольги (11 июля). Этой службы не было в дореволюционных минеях (потому можно говорить о её неуставном характере), но она есть в современной минее. Книга Премудрости Соломона 1.4. Книга Премудрости Соломона ( Σοφα Σaλωμνος ) .

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

   По времени должны были уже спуститься сумерки, но здесь долго светло как днём. Возвращаемся безлюдной лесной дорогой. Изредка попадается морошка. Она напоминает нашу костянику. Нашли несколько грибков. Пахнет таволгой и водой. Воды здесь много. Везде то озёра, то протоки, то болотца. Попадается северная орхидея – лиловая,напоминающая нашу ароматную любку, ещё называемую дремлик.    В понедельник идём к шести часам в храм. Там день начинают с утренних молитв. Потом полунощница, молебен преподобным Зосиме, Савватию и Герману, часы и литургия. Вернулся отец наместник. Заметно меньше служащих, а хор состоял из… одного монаха. Голос у него приятный, чистый. Пел правильно, знаменно-протяжно. Согласиться можно, что знаменное пение больше помогает молитвенному настроению, не развлекает, не рассеивает.    В этот же день нам предстояло посетить Зайчики. О них, этих островах (их два и оба – Заяцкие), не хочется распространяться, каждый может почитать о редкостной флоре, о неизведанных лабиринтах доисторических времён… Мы, вернувшись, поспешили ко всенощной. Завтра празднование святой равноапостольной княгине Ольги. Во многих храмах торжественная всенощная и литургия в самый день праздника. Здесь служит, как в будние дни, один иеромонах. Это ещё ничего, но когда с клироса доносится один голос, пусть и чистый, старательно выпевающий знаменную мелодию, нам кажется это недостаточностью для соборного прославления святой княгини, так много потрудившейся для утверждения на Руси Православия. Пусть бы и знаменный распев звучал, но был бы хор.    Конечно, мы привыкли к служению наших отцов с хором. Иногда в Кузнецах хорик из трёх душ, но звучит он всё-таки куда торжественнее (да и бывает такое не так часто, больше летом). Пожалели, что в самый день праздника не сможем быть на Литургии. Объяснили, что в шесть утра собираемся, идём на причал и отправляемся на о. Анзер.    Итак, впереди нас ждёт Анзер. Физически самый трудный участок пути: идти на катере часа полтора, а потом пешком девять километров. Это ещё наша В. Б. выхлопотала нам автобус до причала, сократив путь на три километра, а другие же группы прошли все 12 верст. Утро серое. Нам дали «сухой паёк» подкрепиться в пути и повезли ухабистой соловецкой дорогой на причал. Пройти лучше бы, если бы не надо было спешить, но нельзя и думать об этом, ведь надо уложиться в график, вернуться в намеченный час. Вечером отправляемся в Кемь, а ночью (вернее, ранним утром, в 4 часа 20 минут) – на поезд назад в Москву.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

С ноября 1954 года по февраль 1955 года, когда временно из-за болезни сына жила в деревне, работала учителем русского языка и литературы в школе сельской молодежи. С октября 1955 года по сентябрь 1962 года работала на заочном отделении Ленинградского государственного педагогического института им. Покровского, а после слияния институтов — педагогического института им. А.И. Герцена в должности заведующей консультационным пунктом, затем — методистом заочного отделения и одновременно преподавателем истории зарубежной литературы. В октябре 1963 года перешла на работу преподавателя кафедры русского языка на подготовительный факультет для студентов-иностранцев Ленинградского государственного гидрометеорологического института, а в августе 1965 года перешла на ту же работу в Ленинградский политехнический институт им. М.И. Калинина. В октябре 1963 года переведена на должность старшего преподавателя. В конце учебного 1975 года ушла на пенсию по собственному желанию. По приглашению ректора Ленинградской духовной академии и семинарии архиепископа Кирилла поступила на работу в Ленинградскую духовную академию. На прошении Нины Федоровны, хранящемся в настоящее время в архиве Санкт-Петербургской духовной академии, стоит собственноручная резолюция ректора академии: «Назначить на должность воспитателя в 1 регентский класс с окладом 220 руб. в месяц с 10 октября с.г. Архиепископ Кирилл. 17.09.80». 10 сентября 1980 года Нина Федоровна, согласно прошению, была назначена на должность воспитателя регентского класса при ЛДАиС. 1 сентября 1983 года назначена на должность помощника инспектора по Регентскому отделению. С 1 сентября — делопроизводитель Регентского отделения. 6 ноября 1987 году была освобождена от занимаемой должности.  Имела ряд гражданских и церковных наград: медаль «За оборону Ленинграда»; медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»; в 1996 году была награждена Патриаршей грамотой в связи с 275-летием Санкт-Петербургских духовных школ в благословение за усердные труды во славу святой Церкви; в 2009 году во внимание к усердным преподавательским трудам и в связи с 200-летием Санкт-Петербургской духовной академии награждена орденом святой равноапостольной княгини Ольги III степени (указ подписан Патриархом Московским и всея Руси Кириллом)

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/2...

12 июня на борту БПК «Адмирал Левченко» состоялся прием от имени ГК ВМФ для руководства посольства РФ в Норвегии и должностных лиц ВС Норвегии. В приеме принял участие посол РФ. Российские дипломаты отметили политическую значимость захода российского корабля на празднование 100-летия независимости Норвегии и необходимость в дальнейшем развивать российско-норвежские контакты на различных уровнях. По информации представителей Посольства РФ, норвежские власти особо отмечают присутствие в Осло корабля Северного флота, его отличное состояние, профессионализм российских моряков и мастерство оркестра штаба СФ. При проходе по Осло-фьорду и при стоянке в порту была выполнены мероприятия по противодействию террористическим угрозам и защите корабля в иностранном порту. 11 июня, по согласованию с норвежскими властями был произведен водолазный осмотр корабля личным составом группы СПЕЦНАЗ. 8-10 и 12 июня БПК «Адмирал Левченко» был открыт для посещения населением Осло. За этот период корабль посетили свыше 2000 человек. В период 7-8 июня в порту Осло с визитом находилось российское учебное парусное судно «Мир». В ходе общения капитан парусника высказал мысль о целесообразности привлечения курсантов военно-морских училищ на корабельную практику на борту УПС «Мир». Проводы российского парусника с участием оркестра штаба СФ были организованы по инициативе Богородской шефской делегации, которая нашла поддержку у руководства перехода. Протоиерей Михаил Ялов благословил капитана корабля «Мир» Ю.А.Галкина Казанской иконой Божией Матери. 14 июня в соответствии с программой визита БПК «Адмирал Левченко» начал выход из порта Осло. В церемонии проводов корабля на пирсе принял участие Посол РФ, сотрудники посольства и военного атташата. 14 июня БПК «Адмирал Левченко» вышел из территориального моря Норвегии. Во время пребывания в Норвегии протоиерей Михаил Ялов совершил панихиду по жертвам Второй мировой войны – русским военнопленным и борцам сопротивления, дважды служил Божественную литургию в храме святой равноапостольной великой княгини Ольги.

http://pravoslavie.ru/14371.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010