Но совсем другой вид принимали мегалитические центры, когда изображаемое ими небо или его солнце являлось суровым ярым разрушителем, сжигающим и пожирающим своих собственных детей, свежие весенние произрастания. Тогда бамы, недавние блудилищные ложа, превращались в жертвенники, дымящиеся человеческою кровью. «Тебе мало было одного блуда, говорит пророк Иезекииль, 331 сынов своих и дочерей своих, которых ты рождала, ты приносила в жертву, на снедение им», т. е. камням лингам. В другом месте тот же пророк произносит приговор городу крови, совершающему человеческие кровопролития, такими словами: «кровь его среди него, он оставил ее на голой скале (в слав.: на гладцем камени); не на землю он проливал ее, где она могла бы по крайней мере покрыться пылью». 332 Какую здесь можно разуметь голую скалу или выглаженный камень, обагряемый кровью, если не те же мегалитические памятники, имеющие во многих экземплярах особенные приспособления для возлияния крови (так называемые чашечные камни)? Одна из больших мегалитических групп, открытая за Иорданом, в местном предании носит имя ел-Марегат, камни помазанные (кровью). А так как мегалитов в древней Палестине было очень много, так что по изображениям пророков, их можно было найти на каждой горе, под каждым деревом, то отсюда понятны библейские изображения обетованной земли как земли наполненной повсюду кровью. «И пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским, и убиена бысть земля их кровьми». 333 Не в этом ли ханаанском культовом обычай оставлять кровь на мегалитических чашечных камнях, как вопиющее своею яркостью свидетельство кровавого жертвоприношения, нужно искать повода для противоположной статьи закона Моисея, по которому кровь даже животного убитого, если она не возливалась на жертвенник скинии, должна была на землю (не на скалу) излиться и быть присыпана землею. 334 В книге пророка Михея 335 израильский народ представляется говорящим: «С чем предстать мне пред Господом, преклониться пред Богом неба? Со всесожжениями ли, с тельцами однолетними? Но можно ли угодить Господу тысячами овнов и неисчётными потоками елея? Разве я дам Ему первенца моего за преступление мое и плод чрева моего в жертву за грех души моей».

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Патриарх Авраам в лице трех странников поклонился единому Богу: «Владыка! если я обрел благоволение пред очами Твоими, не пройди мимо раба Твоего» ( Быт. 18:3 . Пророк Моисей, повергшись пред Господом, молился сорок дней и сорок ночей за согрешивший народ ( Втор. 9:25 ). Пророк Иезекииль при виде славы Господа пал на лицо своё (2:1). Савл по дороге в Дамаск, когда его осиял свет с неба, в трепете и ужасе упал на землю ( Деян.9:3–6 ). Святые жены-мироносицы, встретив воскресшего Христа, с радостью «ухватились за ноги Его и поклонились Ему» ( Мф. 28:9 . Когда тайнозрителю Иоанну Богослову открылось видение Горнего Иерусалима, он увидел как «двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков» ( Откр. 4:10 . Поклонение Богу люди совершают с глубочайшей древности. Христианство, явив миру полноту откровения о Боге как всесовершенном Духе, поднимает людей на новую ступень, научая поклоняться Богу «в духе и истине» ( Ин. 4:23 . Поэтому телесное символическое действие только тогда значимо, когда сопровождается благоговейно-молитвенным внутренним поклонением. Постановления Вселенских и Поместных Соборов и определения святых отцов, которые включены в Книгу правил, отменяют преклонение колен только в воскресение и в дни святой Пятидесятницы: 20-е правило I-ro Вселенского собора и 90-е правило VI Вселенского собора. Приведем полностью эти определения: – « Понеже суть некоторые преклоняющие колена в день Господень, и во дни Пятидесятницы: то, дабы во всех епархиях все одинаково соблюдаемо было, угодно святому собору, да стояше произносят молитвы Богу» (20-е правило I-ro Вселенского собора). – « От богоносных отец наших канонически предано нам, не преклоняти колен во дни воскресные, ради чести Воскресения Христова. Посему, да не пребываем в неведении, како соблюдати сие, мы явственно показуем верным, яко в субботу, по вечернем входе священнослужителей в олтарь, по принятому обычаю, никто не преклоняет колен до следующего в воскресный день вечера, в который, по входе в светильничное время, паки колена преклоняя, сим образом возсылаем молитвы ко Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Престол Божий — аллегорический образ, обозначающий место особого присутствия Божия и указывающий на Бога как на Вселенского Царя и Владыку. В таком осмыслении престол Божий противопоставляется престолу сатаны : « знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны » ( Откр.2:13 ). Выражение «Престол Божий» допускает сближение с понятием «Престол благодати»: « Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи » ( Евр.4:16 ). Кроме того, это выражение эквивалентно понятию «Престол Славы», ведь Отец есть «Отец славы» ( Еф.1:17 ), Сын — «сияние славы» ( Евр.1:3 ), а Дух — «Дух славы» ( 1Пет.4:14 ). Традиционно под Божьим Престолом подразумевается Небо: «Так говорит Господь: небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих» ( Ис. 66:1 ). Между тем, иногда образ Престола представал перед взором угодников Божьих в сжатых символических формах. Так, пророк Исаия: «видел… Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном» ( Ис. 6:1 ). Пророк Иезекииль созерцал «подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека» ( Иез.1:26 ). Евангелисту Иоанну Богослову открылось, что «престол стоял на небе; и на престоле был Сидящий» ( Откр.4:12 ) Во времена Ветхого Завета наиболее знаковым местом присутствия Божия среди Израильского народа считался ковчег. Вот почему «Когда поднимался ковчег в путь, Моисей говорил: восстань, Господи, и рассыплются враги Твои, и побегут от лица Твоего ненавидящие Тебя! А когда останавливался ковчег, он говорил: возвратись, Господи, к тысячам и тьмам Израилевым!» ( Числ.10:35-36 ). Однако, ветхозаветный ковчег, при всей его значимости, был лишь прообразом тысяч и тысяч новозаветных Престолов, которые, с образованием и распространением Кафолической Церкви, вошли в состав важнейших христианских святынь: «Важнейшее в Алтаре место есть Святой Престол. Посему все преимущества, приписываемые Алтарю, ни к одному, находящемуся в оном месте, не могут быть так близко применены, как к Святому Престолу невидимого Бога, возвышающемуся посреди Алтаря» (Новая Скрижаль, ч. 1, гл. 3 ).

http://azbyka.ru/prestol-bozhij

С восшествием на престол преемника Ахаза, Езекии, положение дел изменилось, он поступал праведно пред очами Иеговы, точно так, как поступал отец его Давид. Писатели книг Царств и Паралип. с отрадою останавливаются на подвигах благочестия Езекии и подробно описывают его дела и внутренние, и внешние. Он отменил высоты, разбил статуи, срубил изображение Астарты ( 4Цар. 18:3–6 ). В самом начале царствования, он отворил двери дома Иеговы и починил их; торжественно восстановил нарушенный завет с Иеговою, все очистили, все освятили, и всенародно принесли всесожжение Богу за грехи Израиля, и – примирились с Богом, при чем народ покаялся и ликовал после примирения ( 2Пар. 29 ). В тоже время торжественно отпраздновали праздник Пасхи, народ ликовал ( 2Пар. 30 ), после чего снова разбиты были все оставшиеся статуи и изображения и уничтожены жертвенники по всей земле ( 2Пар.31,1 ). Народ, вслед за царем, обратился к Иегове – Богу своему, и Бог видимо помогал царю и против внешних врагов – особенно Сеннахирима. И много сделал Иезекия для народа своего, он делал, по замечанию книги Паралип., все доброе, справедливое и истинное, во всех делах своих, какие он ни начинал, он действовал от всего сердца своего и имея успех ( 2Пар. 31:20–21 ). Народ благоденствовал. После него уже, замечает писатель книги Царств ( 4Цар.18, 5–7 ), не было такого, как он из всех царей Иудейских и из тех, которые были прежде него. Он прилепился к Иегове и не отклонялся от него, и хранил заповеди его; за то и Иегова был с ним. Это время было лучшим временем Иудейского царства в течение всего этого периода и в политическом, и в религиозно нравственном отношениях. Быстрый переворот произошел в Еврейском обществе со вступлением на престол Манассии. Это был один из нечестивейших царей Иудейских; он разрушил дела Иезекии и восстановил дела Ахаза; идолопоклонство развилось в высшей степени. К довершению всего он воздвиг гонение на истинных почитателей Бога Иеговы и разумеется прежде всего на пророков. Много невинной крови пролил в Иерусалиме Манассия, говорит писатель книги Цар. ( 4Цар.21,16 ), так что наполнил ею Иерусалим от края до края, сверх своего греха, что он соблазнил Иуду делать неприятное для очей Иеговы. В это время, как мы видели, претерпел мученическую смерть пророк Исаия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/s...

Ст. 2. И будет в последние дни уготована гора дома Господня на вершине гор. О последних днях мы читаем и в Бытии, что Иаков, призвавши сыновей своих и сказавши: «приидите, чтобы я возвестил вам, что будет в последние дни» ( Быт. 49:1 ), после того сказал Иуде, от семени которого произошел Христос: «не оскудеет князь от Иуды и вождь от чресл его, пока не прийдет, Кому отложено, и Он будет чаянием народов». В эти последние дни будет последний час, о котором говорит апостол Иоанн: «дети мои, последний час есть» ( 1Ин. 1:18 ), время в которое камень, отсеченный без рук от горы, возрос в великую гору и наполнил всю землю, камень, о котором говорится у Иезекииля, что им был уязвлен князь Тира ( Иез. 28:16 по LXX). Гора эта находится в доме Господнем, о котором воздыхает пророк говоря: едино просих от Господа, то взыщу: еже житии ми в дому Господни вся дни живота моего ( Пс. 26:4 ), и о котором Павел пишет к Тимофею: аще же замедлю, да увеси, како подобает в дому Божии житии, яже есть церковь Бога жива, столп и утверждение истины ( 1Тим. 3:15 ). Этот дом построен на основании апостолов и пророков, которые и сами суть горы, как подражатели Христа ( Ефес. 2 ). Об этом доме Иерусалимском восклицает Псалмопевец говоря: надеющийся на Господа яко гора Сион, не подвижится в век живый во Иерусалиме. Горы окрест его, и Господь окрест людей Своих ( Пс. 124:1, 2 ). Поэтому и на одной из гор Христос основывает церковь и говорит: ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою и врата адова не одолеют ей ( Мф. 16:18 ). Нечто подобное говорит святой жаждущей душе своей и с нетерпением желающей видеть Господа: вскую прискорбна еси, душе моя, и Вскую смущаеши мя ( Пс. 41:6 )? И еще: сия поминух и излиях на мя душу мою, яко пройду в место селения дивна даже до дому Божия, во гласе радования и исповедания, шума празднующаго (там же ст. 5). LXX перевели: явлена гора Господня и дом Божий над главами гор. Это свидетельство в тех же словах поставил и пророк Михей, которое я изложил в своем месте ( Мих. 1 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Так это было и с израильтянами в период монархии; у ассириян дерево считалось эмблемой бога Ассура, и изображения священного дерева найдены были на саркофагах, относящихся ко времени гораздо более позднему, чем время Даниила. У священных писателей Ветхого Завета, до плена и особенно во времена плена вавилонского, было в обычае под символом дерева изображать гордого и знатного человека, с одной стороны, и с другой – целые народы и монархии ( Числ.13:32,33 ср. Ам.2:9 ): «Я истребил пред лицом их (евреев) Амморея, который ростом высок был как кедр и крепок как дуб». Пророк Иезекииль, в своем пророчестве о падении Египта, в качестве образа для Ассирии в дни ее наибольшего могущества в особенности избирал кедр. «Вот, – говорит он, – Ассур был кедр на Ливане, с красивыми ветвями и с тенистою листвою, и высокий ростом; вершина его находилась среди толстых сучьев. Воды растили его, бездна поднимала его; реки ее окружали питомник его, и она протоки свои посылала ко всем деревам полевым. Оттого высота его перевысила все дерева полевые, и сучьев на нем было много, и ветви его умножались, и сучья его становились длинными от множества вод, когда он разрастался. На сучьях его вили гнезда всякие птицы небесные, под ветвями его выводили детей всякие звери полевые, и под тенью его жили всякие многочисленные народы его». ( Иез.31:3–6 ). В другом месте, у того же пророка ( Иез.31:10 ), под образом дерева представляется и царь Египетский. Подобное изображение великих людей под образом великого дерева было обычным и у языческих народов. Известен сон, бывший Мидийскому царю Асиагу, будто от его дочери выросло дерево, которое тенью своею покрыло всю Азию. Этот сон жрецы истолковали так, что дочь его родит сына, который будет царствовать над целой Азией. Так как сравнение народов с деревами было не неизвестно вавилонянам, то это самое давало уже некоторую нить к пониманию значения сновидения и еще более обнаруживало жалкую неспособность мудрецов проникать в понимание тайн духовного мира. 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/svjato...

945 Потому и Иезекииль, которому возвестил Господь: Сын человеческий, ты будешь жить у скорпионов; не бойся... ( Иез.2:6 )... И Я дал лицо тебе медное и чело тебе железное», как если бы, пожалуй, поднялся против него молот всей земли, как будто бы над крепчайшей наковальней, и она противостояла молоту и сокрушила его. Об этом написано: Как разбит и сокрушен молот всей земли! ( Иер.50:23 ). Этот же наставник, толкуя евангельское речение, в своем труде также говорит: «Не приятное и не безмятежное исповедание в Боге: кто верует в Меня, должен пролить свою кровь. Потерявший душу свою ради Меня сбережет ее ( Мф.10:39 )». 946 Когда пророк Агав пришел к апостолам, то, подняв пояс апостола Павла, связал им себе руки и ноги и сказал: Так говорит Дух Святой: мужа, чей этот пояс, так свяжут в Иерусалиме иудеи и предадут в руки язычников ( Деян.21:11 ). Когда услышали апостолы и те, кто был в том месте, то молились со слезами, чтобы он не ходил в Иерусалим. Но Павел в ответ сказал: что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса Христа ( Деян.21:13 ). И когда они не смогли его убедить, успокоились, говоря: Да будет воля Господня! ( Деян.21:14 ). Так и блаженнейший Феликс, 947 получив точные известия о преследовании кафоликов, которое происходило у пограничного с Галлией испанского города Герунды, и узнав о том, что там Церковь Божия жестоко преследуется язычниками, тотчас оставил занятия свободными искусствами, которым он предавался, находясь в Цезарее Мавретанской, в благоприятном плавании переправился через море, приехал в вышеназванный город и там победно принял мученичество, которого не было у него на родине. Так святой Себастиан, 948 так блаженнейший Фирс, 949 так избранный Адриан, 950 так Иуст и Пастор, 951 так Евлалия, 952 барселонская дева, так предстоятель Вавила 953 и многие другие по своей воле себя принесли в жертву и были увенчаны, и поэтому, как упомянул некто из мудрецов, «на первые места в Царстве Небес должно ставить тех, кто идут незваные на страдание, и возвышенное желание – поспешать на мучения, когда не преступление скрыться от преследования».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Сначала объясни мне, как и каким образом он узнал Бога? Если ты говоришь, что Бог послал ангела своего к нему и научил его богопознанию, то значит, ангел является посланником Бога к нему и к народу. А он был лжецом и обманщиком. Если же ты его называешь пророком, то покажи мне, что он предсказал и где это записано, и что он вам заповедал и какое знамение или чудо сотворил. Ведь я прочел и изучил все ваши книги. Если он, как вы говорите, был пророком, то почему же он не предсказал и не предугадал того, что ему надлежит упасть с коня, на котором он будет сидеть, что его войско потерпит поражение, и что все его зубы будут выбиты из-за одного неверного шага? 10 . И потом, если он был пророком, то как же он, собираясь начать войну с Хабаром, не знал, что сам он и все его воины потерпят поражение? Сам он, однако, бежав, спасся в пещере, где оставался три дня и три ночи, едва не умерев. К твоему большому стыду ты говоришь, что ангел закрыл вход в пещеру паутиной и что ищущие его увидели это и сказали, что в пещере не могло никого быть, так как там паутина. И как же он не предсказал, что никто из его четверых детей не будет жить? Почему он не сказал народу и коннице о своем бегстве? И как же он не предвидел, что спустя некоторое время курайшиты привяжут его к хвосту пьяной верблюдицы, и он так бесславно закончит свою жизнь? 11 . И я говорю это не от себя, но об этом свидетельствуют халдеи, оказавшиеся там, как мы сами узнали. Однако ты говоришь, что мы якобы солгали. Но тогда покажи мне его пророчество и где оно написано. Ибо я прочел твой Коран и не нашел записанного там пророчества Мухаммеда, кроме маленького отрывка об Адаме и Еве, Сифе и Аврааме, Исааке и Иакове, Ное, Лоте, Ионе, Моисее, Аароне, Иисусе Навине, Соломоне, Иосифе, Енохе, Илие, Иезекииле, Захарии, Иоанне Предтече, Иисусе Христе, святой Марии, святой Анне (ее матери), Иоакиме, святых апостолах, особенно о Симоне Петре, которого на твоем языке называют Симеон Сафа. Я обнаружил, что твой Коран говорит и истину, и ложь: истина – в учении Бахиры, ложь – в писании Османа. Из этого мы делаем вывод, что писание твое не было послано с неба, ибо иногда оно говорит истину, а иногда – ложь. На этом основании мы убеждаемся, что он не был ни пророком, ни посланником. Ибо посланник и пророк – это другое.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, а был одним из прекраснейших, лучезарнейших, самым украшенным и избраннейшим созданием, из самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание , он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари незаходимой и небесным Херувимом, великолепно сияющим и украшенным Создателем своим, Богом. Об этом в Божественном Писании сказано символически устами святого пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты находился в Едеме, в саду Божием; твои одежды были украшены всякими драгоценными камнями; рубин, топаз и алмаз, хризолит, оникс, яспис, сапфир, карбункул, изумруд и золото, все, искусно усаженное у тебя в гнездышках и нанизанное на тебе, приготовлено было в день сотворения твоего. И снова: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то-, ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней ( Иез.28:13–14 ). Также и пророк Исаия называл сатану до его ниспадения звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис.14:12 ). Видишь, брат Иоанн, какой славой, какой красотой и великолепием обладал диавол до того, как пал падением великим? Но почему же он ниспал из такового блаженства и красоты? В Священном Писании об этом излагается так: ты был без порока в день сотворения твоего, доколе неугнездилось в тебе беззаконие (ср.: Иез.28:15 ). И далее объясняется нам, что это за беззаконие было, угнездившееся в сатане: ты, говоривший в помысле своем: «Взойду на небо и воссяду на престоле моем превыше звезд Бога Сильного; устрою жилище мое на Святой Горе, на краю севера, взойду превыше облаков и буду подобен Всевышнему» (ср.: Ис.14:13–14 ). Затем приводится, что по причине высокоумия он ниспал с неба: как упал ты с небес, звезда сияющая, сын зари, как был низвержен на землю ты, укрощавший народы! (ср.: Ис.14:12 ). А затем, еще яснее показывая причину падения диавола, Божественное Писание говорит: от красоты твоей возгордилось сердце твое, от высокомерия твоего ты погубил мудрость твою.

http://azbyka.ru/otechnik/Kleopa_Ilie/o-...

Важно отметить, что святой Иоанн написал: именно будут вести брань с Агнцем , не с христианами, а с Агнцем. Так и гонителю Савлу Христос не сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Моих учеников?» – но сказал: «Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» ( Деян. 9:4 ). Поднимающиеся на христиан, на церковь , на святыни не с людьми борются, а с Самим Богом, с Духом Его, живущим в Его чадах и Церкви. О, если бы разумели, с кем ведут брань! Какое страшное поражение ждет их! Святой Иоанн продолжает запись толкования ангелом видения о великой блуднице. От объяснения значения зверя ангел переходит к объяснению образа блудницы. Откр.17:15 И говорит мне: воды, которые ты видел, где сидит блудница, суть люди и народы, и племена и языки. Это означает господство и развращающее влияние на многие народы и страны Вавилона-великой блудницы – города нечестия и разврата. О том, что многие народы объединятся под знаменем этого великого города и во главе с его князем пойдут войной на Израиль, свидетельствует пророк Иезекииль ( Иез. 38:9,15; 39:4 ). О великом растлительном влиянии этого города на царей земных разных стран пишется и в 17,2; 18,9. Одновременно Вавилон будет важным центром всемирной торговли (18,11). Так воссела на многих водах великая блудница. 17 .16–17 И десять рогов, которые ты видел на звере, сии возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне; потому что Бог положил им на сердце – исполнить волю Его, исполнить одну волю, и отдать царство их зверю, доколе не исполнятся слова Божии. Это повествование об ещё одном событии, связанном с десятью царями, показанными в виде десяти рогов. Уже было отмечено, что эти десять царей подчинились антихристу, приняли с ним власть и имеют с ним одни мысли. Но не прочна дружба Ирода с Пилатом! ( Лк. 23:12 ). Десять царей возненавидят блудницу , великий город кончины века, ставший средоточием всех мерзостей и нечестия. Как это понять? Дело в том, что следует различать город, где воссядет антихрист, от Вавилона. В толковании на 11,1–2 были приведены свидетельства Священного Писания и святых отцов о том, что антихрист воссядет в Иерусалиме, где будет и его храм.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010