Благодарю Господа, утешившего меня непреткновенным служением литургии и неосужденным причащением Святых Таин; чудно оживотворили меня Святые Тайны огнем животворящим Духа Святого. Благодарю Господа за добре совершенную Его благодатию вечерню. Благодарю Господа, избавившего меня от скорби и тесноты, уныния, коими запял меня бесплотный враг по поводу соглядания настоятелем кающихся после вечерни, коих я исповедовал не в урочное (постное) время. Господь оправдал меня, прогнав бесов уныния и клеветы. Святой Стефан первомученик видел небеса отверстые и Иисуса, стоящего одесную Бога, для того, чтобы видеть и ему и всем последующим мученикам и подвижникам о Христе, за Кого, для Кого и для какого блаженства они подвизаются, для какого отечества, для какой жизни, – и быть твердыми, бодрыми и радостными во всех злостраданиях за Христа и за веру истинную. Так и Савлу был глас от Христа Спасителя с неба, и впоследствии он сам был восхищен до третьего неба, чтобы твердо знать и помнить, что он не вотще будет подвизаться, как и все последующие христиане мученики и все истинные последователи Христовы, но за блаженство нескончаемое на небесах. И действительно, все истинные последователи Христовы с радостью шли на ужасные муки и на смерть, твердо веруя, что они страданиями и смертью купят вечное блаженство, вечный покой. Так и мы должны тщательно и с радостью, с великим усердием подвизаться против греха во всех видах его, зная, что мы за подвиги свои получим вечную жизнь. Да и сколько и какую помощь Господь подает всегда подвизающимся для Него в жизни временной! Сколько утешений! Сколько радости и блаженства внутреннего! Вкусивший это блаженство не променяет злострадания за Христа на все мирские утехи! Слава Господу, тако устрояющему спасение наше! Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие [ Деян.14:22 ]. Радуюсь в страданиях моих за вас [ Кол.1:24 ]. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас [ Рим.8:18 ], ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое [ 2Кор.4:17–18 ]. 7 июля

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Так святой Лаврентий 114 , лежа на раскаленной железной решетке, почивал подобно путнику, лежащему на мягком одре; позорный во времена язычества крест Андрей Первозванный целовал, как чертог царский; дождь камней, как капли благодатной росы, принимал на себя первомученик Стефан. Всякий, пребывающий в столь многих бедах и приближающийся уже к смерти, если все это встречалось ему согласно воле и повелению Божию и он готов был добровольно потерпеть все ради Бога, тот поистине совершил величайший подвиг, как и должно быть; ибо мы все получили от Бога как телесные, так и душевные дары, и какое же исключение из них может быть, чего бы мы были вправе не отдавать Богу? Следовательно, школьное изречение: «Нет ни одного правила без исключений» здесь неприложимо. Правило господства Божественной воли без всяких исключений: всякий желающий жить по воле Божией обязан самого себя и все поступки, пожелания и мысли сообразовать с волей Божией. Один наставник внушал своим ученикам следующее: «Помните крепко учение человека, которого Бог избрал по сердцу Своему, царя Давида, который говорил Богу о самом себе: Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое ( Пс 107,2 ), оно готово благодарить Тебя во время для меня благоприятное, готово и во время злополучное. Хочешь Ты поставить меня пастырем словесных овец? Хочешь вручить мне царскую власть? Готово сердце мое, Боже, готово сердце мое. Если же Ты, Господи, скажешь мне: “не хочу тебя... нет Моего благоволения к тебе”, то вот я; пусть творит со мною, что Ему благоугодно ( 2Цар 15, 26 ). Вот достойное благочестивого царя глубочайшее смирение сердца и полное отречение своей воли. Ибо что значат слова: “не хочу тебя”? Это значит – не хочу, чтобы ты был царем, не хочу, чтобы продолжал свою жизнь; – я готов повиноваться Тебе, Господи, говорит Давид. Все тяжкие испытания Давида, постигавшие его по Божиему допущению, он переносил с глубочайшим смирением: гонение от Саула, возмущение против него злонравного зятя и злейшего сына Авессалома, покушавшегося на лишение отца венца царского и на самое его здоровье, укрывательство его от преследования врагов в пещерах и логовах звериных, кроткое перенесение оскорблений и бросание в него камнями – во всем этом Давид смиренно покорялся воле Божией, говоря: “Да сотворит Господь со мной по благому Своему усмотрению”.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Tobolski...

Вспомните первомученика Стефана. Он был пленен Богом и, несмотря на то что был гоним и побиваем камнями, говорил о своих гонителях: «Господи! Не вмени им греха сего» ( Деян. 7, 60 ). Почему святой Стефан повел себя так? Очень просто: потому что иначе поступить и не мог. Он был пленником добра. Думаете, это легко, когда в вас кидают целую гору (соро) камней? А если в тебя кинули бы камнем! Хороший, ты очень хороший, но как только в тебя кинут камень, тут же поднимешь шум: – А – аа! – начнешь вопить… – Хулиганы! И тому подобное… Это показывает, что мы страдаем от действия злого духа в нас. И тогда куда войти Христу, где Ему остановиться?! У нас внутри все место занято… Свобода Но лишь только мы войдем в духовную жизнь, лишь только войдем во Христа, все изменяется. И даже если человек был вором, перестает красть, если был убийцей, перестает убивать, будь он хоть кровопийцей, злым и злопамятным человеком… Все прекращается! Прекращается грех , и живет Христос. Так говорил и апостол Павел: «И уже не я живу, но живет во мне Христос» ( Гал. 2, 20 ). Свободу не стяжешь (кердизете), если не освободишь своего внутреннего человека от путаницы помыслов и не очистим от страстей. И это, конечно, бывает лишь при помощи Христа. Радость – лишь во Христе. Христос страдание превращает в радость. В этом наша Церковь , наша радость, это для нас всё. И человек сегодня ищет именно этого – свободы и радости. И потому он принимает яд и наркотики, чтобы погрузиться в мирскую радость, но это радость – ложная (псевтики), потому что непостоянная. Он что – то радостное чувствует в тот момент, но назавтра он превращается в развалину. Это все время его удручает, снедает, сокрушает, сжигает. В то время как предание себя Христу возрождает человека, дает ему радость, дает ему почувствовать силу и величие, он радуется жизни. В этом и заключается наша религия. Высота, величие, благодать, радость и веселие! Как глубоко это переживал пророк Давид! Он говорил: «Желает и скончавается душа моя во дворы Господни»( Пс.83.3 )

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

Во-первых, то, что мы должны молиться за врагов, следует из слов и из примера Иисуса Христа. «Молитесь, – сказал Он, – за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф.5:44 ). И что сказал, то и подтвердил самым делом. Когда Его распяли, тогда, читаем в Евангелии, Иисус говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:34 ). Во-вторых, что нужно молиться за врагов, видно и из примера святых Апостолов, которые молились за оскорбивших их. «Нас хулят, мы молимся» ( 1Кор.4:13 ), – писал Апостол к коринфским христианам. За кого молятся? Именно вот за хулящих, за всех тех, которые оскорбляли и гнали их и в храмах, и на торжищах, и в городах, и в пустынях, и на воде, и на суше. «Я, например, – говорит про себя Апостол Павел, – был... безмерно в ранах, более в темницах... От Иудеев пять раз дано мне было по сороку ударов без одного. Три раза меня били палками, однажды камнями побивали» ( 2Кор.11:23–2 5). И вот за таких-то людей Апостолы и молятся. В-третьих, что нужно молиться за врагов, открывается из примера тех же Апостолов, которые молились не только за оскорблявших, но даже и убивавших их. Так, когда Апостола Иакова, брата Господня по плоти, Иудеи сбросили с кровли церковной, тогда он, оставаясь ещё живым, встал на колена, воздвиг руки свои и молился говоря: «Господи, отпусти им грех сей, не ведят бо, что творят». И святой первомученик Стефан, побиваемый камнями, преклонил также колена, воскликнул громким голосом: « " Господи, не вмени им греха сего». И, сказав сие, почил» ( Деян.7:60 ). Итак, из слов Господа и из примера Его и Его Апостолов становится несомненной та истина, что и за врагов мы должны молиться. Но знайте, братие, что эта же истина открывается и из той пользы, которую мы извлекаем и для себя из такой молитвы. Так, когда враг сделал нам зло, мы страдаем, терзаемся, сердце наше разрывается на части. Когда же молимся за врага, тогда мы успокаиваемся, волнение сердца нашего утихает и обида, нанесённая нам, проходит со слезами, как солнечный зной проходит с появлением дождя. И когда молимся за врагов, тогда разве каменный из них не тронется нашей молитвой. И во всяком случае, наша молитва будет жечь нашего врага до тех пор, пока он не перестанет делать нам зло. Итак, всё говорит в пользу молитвы за врагов. А потому будем молиться и за них, будем молиться, чтобы милосердый Бог Своею благодатью и их научил истине и миролюбию и отвёл от пути греха. Аминь. 24-й день

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Но кроме смерти духовной через грех вошла в мир еще другого рода смерть, смерть телесная. Что телесная смерть есть следствие греха и как бы наказание за него, об этом ясно говорится в Слове Божием. Так, апостол Павел прямо называет смерть возмездием за грехи: «возмездие за грех – смерть». Сей же апостол говорит: «смерть перешла во всех человеков, потому что в нем (т.е. в Адаме) все согрешили». Значит, если бы не было в мире греха, то не было бы и смерти. Вот почему исповедуя, что Иисус Христос спас нас от грехов, мы вместе с тем исповедуем также, что Он спас нас и от смерти телесной. Правда, все мы умираем, но все-таки верно то, что мы спасены от смерти телесной. Об этом апостол Павел говорит так: «поскольку же дети (т.е. люди) причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть дьявола, и избавить тех, которые от страха смерти через жизнь были подвержены рабству». Прежде все люди имели страх перед смертью, боялись ее, ибо знали, что по смерти Бог накажет их за грехи. Но теперь Спаситель, избавивши нас от грехов, вместе с тем избавил нас и от страха смерти. Теперь христианин, от всего сердца верующий в Иисуса Христа и исполняющий волю Его, испытывает не страх, а напротив, радость перед смертью. Для примера вспомним только о святом первомученике Стефане. С какою радостью он встретил и претерпел свою мученическую смерть! По свидетельству книги Деяний апостольских святое лицо его было при этом как лицо Ангела: он увидел небеса отверстые и Сына Человеческого, стоящего одесную Бога, и молился, говоря: «Господи Иисусе! Приими дух мой». Таким образом, святой Стефан умер с радостью, чувствовал не страх, а радость смерти, ибо он твердо верил в искупительные заслуги Иисуса Христа. Подобно этому и апостол Павел с радостью ожидал смерти, даже желал ее. Так он говорил о себе: «имею желание разрешиться и быть со Христом», и в другой раз: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение». Кто подобным образом может умирать, тот не знает страха смерти, но умирает с радостью, ибо он знает, что смерть для него служит только переходом ко Христу и к вечному блаженству на небе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Но скажут: известно, что Христос, по воскресении, вознесся на небо и сидит одесную Бога и Отца? Это правда, но правда и то, что Он сам же обещал нам пребывать с нами всегда и везде до скончания мира: “ Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ” (Матф. 28:20). Итак, если Он с нами и во все дни до скончания века, то где же Он с нами, в каком месте, между какими лицами и чинами, и как узнать можно наверняка Его присутствие? Я искренне желаю искать и найти Тебя, Господа моего. “ Сердце мое говорит от Тебя: «ищите лица Моего»; и я буду искать лица Твоего, Господи ” (Псал. 26:8); только Ты сам дай знать мне о Себе; “ Равви, — где живешь ?” (Иоан. 1:39)? Яви лицо Твое, и спасены будем. Но, приступая к поискам Христа, мы должны тщательно остерегаться, чтобы не попасть на ложного Христа, в чем Он сам предостерегал учеников своих. “ Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, — не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. Итак, если скажут вам: «вот, Он в пустыне,” — не выходите; «вот, Он в потаенных комнатах,” — не верьте ” (Матф. 24:23–26). Другие скажут: Христос везде, как и Церковь исповедует в следующей песне: “во гробе плотски, во аде же с душею яко Бог, в раи же с разбойником, и на престоле был еси Христе, со Отцем и Духом, вся исполняяй неописанный.” Да, Он везде своей силой и всемогуществом, но не везде своим благоволением и благодатью; а в ином месте никогда не бывал, в другом же был, да ушел, и — не просто, а с грозным предречением: “ се оставляется вам дом ваш пуст ” (Матф. 23:38 ). Где же Он именно? Псалмопевец говорит: “ Господь во святом храме Своем ” (Псал. 10:4). Бесспорно это правда, но неложно конечно и то, что сказал святой первомученик Стефан: “ Соломон же построил Ему дом. Но Всевышний не в рукотворенных храмах живет, как говорит пророк: Небо — престол Мой, и земля — подножие ног Моих. Какой дом созиждете Мне, говорит Господь, или какое место для покоя Моего? Не Моя ли рука сотворила всё сие? ” (Деян. 7:47–50). Тем более, что некогда и сам Господь назвал храм “ домом торговли и  вертепом разбойников ” (Иоан. 2:16; Матф. 21:13 ). Следовательно, и здесь не всегда бывает Господь, а мы часто и даже очень часто до такой степени бесчинствуем во храмах наших, что едва ли и не всегда изгоняем Его.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Братие! Кроткие увещания, благочестивая жизнь и теплые мольбы – вот наилучшие средства в деле обращения к православной Христовой Церкви тех из братий наших, которые, оставивши прямой путь, заблудились и в упорстве погибают ( 2Пет.2:15 ; Иуд.1:11 ). Поспешим же употреблять эти средства по мере сил наших. Аминь. Поучение в 6-ю неделю по Пятидесятнице//Миссионерское обозрение. 1896. 6. С. 51–54 (О непротивлении злу) Благословите гонящия вы: благословите, а не клените ( Рим.12:14 ). Платить обидою за обиду, воздавать злом за зло не свойственно христианину. Последователь Христов должен жить так, как ему заповедал его Небесный Учитель, – обязан поступать так, как поступал Началовождь его спасения. Христос, учит св. апостол Павел, нам оставил образ, да последуем стопам Его ( 1Пет.2:21 ). Что же заповедал Своим последователям Господь наш Иисус Христос? Любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, благословите кленущия вы и молитеся за творящих вам обиду ( Лк.6:27–28 ). А как Он Сам поступал? Будучи злословим, Он не злословил взаимно, страдая не угрожал, но предавал то Судии Праведному, за распинателей Своих молился Отцу Небесному, говоря: Отче, отпусти (прости) им, не ведят бо, что творят ( Лк.23:34 ). Значит, и христианам против оскорблений со стороны ближнего надлежит ограждаться преданностью правде Божией, рассуждающей праведника с нечестивым, – против гнева врагов подобает защищаться молитвою ко Господу, сильному смягчить и расположить их сердце к нам. Облекитесь, как избранные Божии, святые и возлюбленные, в милосердие, благость, смиренномудрие, кротость, долготерпение, снисходя друг другу и прощая взаимно, если кто на кого имеет жалобу; как Христос простил вас, так и вы, увещевает Апостол Христов ( Кол.3:12–13 ). Истинные ученики Христовы все так и поступали. Святой апостол Павел не обинуясь говорит о себе и о сотрудниках своих пред коринфскими христианами: мы укоряема, благословляем; гоними, терпим; хулими, утешаемся – молим ( 1Кор.4:12, 13 ). Св. первомученик архидиакон Стефан под ударами каменьев с коленопреклонением молился за убийц: Господи, не вмени им греха сего ( Деян.7:60 )!…

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Во всех этих случаях чувство негодования, вражды и тем более мести должно у нас побеждаться чувством любви к врагам — по примеру Спасителя и святого Его первомученика. Возблагодарим же Господа, облекшего Своего славного воина Стефана во всеоружие, коим он победил лютейшие мучения, подвиг совершил, веру соблюл, венец мученический на главу свою восприял и вечного покоя сподобился. Да подражаем и мы сему славному подвижнику; мужеством укрепим сердца свои. Святой Стефан взывает: «Подражатели мне бывайте, якоже и аз Христу» (см.: 1Кор.11:1 ). «Я последовал, — как бы так говорит он, — Владыке своему и словом, и жизнью, и смертью. Подражайте и вы всему этому, это возможно и полезно для желающих. Я ныне весело торжествую на Небесах, и всякий претерпевший мучение за Христа узрит Небо отверстым и вместе со мною будет наслаждаться вечными, нетленными благами». Дорогие братия и сестры, сегодня мы с вами празднуем славный и радостный праздник Сретения Господня. Этот праздник так называется потому, что праведный старец Симеон, живший в Иерусалиме, встретил в Иерусалимском храме четыредесятидневного Младенца Господа Иисуса Христа с Пречистой Его Матерью. Вот как это священное событие описывается евангелистом Лукой:  А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. И пришел он по вдохновению в храм. И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля. Иосиф же и Матерь Его дивились сказанному о Нем. И благословил их Симеон и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет пререканий, — и Тебе Самой оружие пройдет душу, — да откроются помышления многих сердец. Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, прожив с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь. И она в то время, подойдя, славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме. И когда они совершили все по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет. Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нем  ( Лк.2:22-40 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-praz...

«Я сам был очевидцем этого», говорит другой современник, «так что железо притуплялось и ломалось, и сами убийцы, утомившись, поочередно сменяли друг друга» (историк Евсевий). Подвергаясь таким преследованиям, мученики и исповедники переносили их с глубочайшим смирением и, по примеру Спасителя и Апостолов, с любовию к самим мучителям. Господь Иисус Христос, как вы знаете, братие, на кресте молился за врагов своих. Св. Апостолы с терпением переносили страдания, которым подвергались за имя Христово. «Доныне», писал св. апостол Павел, «терпим голод и жажду, и наготу, и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы, как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» ( 1Кор.4:11–13 ). Они радовались, когда удостоивались принять бесчестие за имя Господа Иисуса ( Деян. 5:41 ). По примеру их и мученики христиане с радостию встречали гонения за имя Христово, в тоже время с любовию к самим мучителям и с глубочайшим смирением, почитая себя недостойными. Так напр., св Первомученик Архидиакон Стефан молился, когда его побивали камнями, за врагов своих ( Деян.7:60 ). Св. мученик Акакий, память которого празднуется 7-го мая, когда приведен был на место мучения, преклонил колена и так молился Богу. «Слава Тебе, Боже! Твоему безмерному величеству подобает хвала, ибо Ты прославился в нас, обремененных грехами! Чем более являешь Ты нам благодеяний, тем более сияет милость Твоя и слава! Благословенно буди Имя Твое, Господи, за то, что меня, недостойного, сподобил Ты чести называться мучеником Христовым! Сию же честь Ты мне даровал не в воздаяние за дела мои, но только по неизреченной Твоей благости и по человеколюбию Твоему. Благословяю Тебя, Боже, со единородным Твоим Сыном и Духом Святым, ибо Твоя есть слава и честь, и ныне, и во веки веков, аминь!» После этого святой был казнен. Так, братие, переносили свои мучения и другие мученики. Будем, братие, всегда памятовать о святых мучениках, будем стараться и подражать им.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

   О, любовь, любовь, союз совершенства. Любовь! Сколь многих мы благ лишаемся, когда тебя не имеем!.. С тобою все хорошо и благополучно, а без тебя все худо и неблагополучно. XXII. Любовь к врагам     «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5:44—45, Лк. 6:27—28).     «Если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья. Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12:20—21).     «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15).     «Иисус же говорил (о распинателях): Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34). Святой Златоуст об этом    И побиваемый камнями, (первомученик) Стефан молился о убивающих его «и, преклонив колени, воскликнул громким голосом: Господи! не вмени им греха сего» (Деян. 7:60).    Любовь к врагам и оказанное им благодеяние в день Страшного Суда будет заступлением и великим искуплением грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1).    Любовь к врагам отверзает двери надежды, чтобы к Богу прийти (Там же).    Ничто так Бога не умилостивляет, как любовь к врагам и благотворение творящим напасть (Беседа 85 на евангелиста Иоанна, гл. 18).    Молиться Богу против врагов закону Божию противно (На псалом 4).    Враги, принявшие от нас благодеяния, в день Суда нам будут помощниками (Беседа 3 о Давиде и Сауле).    Не столько пользы приносят нам похвалой друзья, сколько поношением враги (Там же).    Любить врагов, благодетельствовать им и о спасении их молиться — великое есть искупление грехов (Беседа 4 на Книгу Бытия, гл. 1). Рассуждение о любви к врагам    Трудное, признаюсь я, трудное дело — растленному нашему естеству любить врагов, но этого должность христианская требует; а что такое любовь, сказано в рассуждении о любви к ближнему.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4025...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010