В этот критический момент Иисус вмешивается, чудесным образом умножая «пять хлебов и две рыбы», которые были у учеников (6:38–41), и насыщает целую толпу. Повествование отлично показывает изобилие пищи. Её было столь много, что возникли даже излишки: «И ели все, и насытились; И набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов 183 ; Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей» (6:42–43). Этот случай показывает божественную власть Иисуса над физическими элементами. Она проявляется необычным образом и порождает удивительные процессы в материальном мире. Чудо столь масштабное и великое, что евангелист Иоанн замечает в параллельной перикопе: «Тогда люди, видевшие чудо, сотворённое Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно прийти в мир!» ( Ин 6:14 ). Марк ничего такого не пишет, считая это самоочевидным, как можно догадаться из 6:52. Насыщение пяти тысяч человек имеет две особенности. Во-первых, мы видим тёплое и сострадательное отношение Иисуса к людям. Оно показано уже в первом предложении: «Сжалился над ними, потому что они были как овцы, не имеющие пастыря» (6:34) 184 . И чудо – целиком инициатива Мессии. Ученики пытались решить проблему иначе, но Иисус в беспримерном акте милости сотворил чудесный ужин. Божественная сила Иисуса отражает Его безграничную любовь к людям даже тогда, когда они этой любви не ищут. И в то же время эпизод подчёркивает важность удовлетворения человеческих нужд, причём не только духовных, но и материальных. Во-вторых, обратим внимание на формулировки в описании чудесного вмешательства Христова: «Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим» (6:41). Здесь последовательно идут глаголы «взял», «воззрел (на небо)», «благословил», «преломил», «дал». Четыре из пяти этих глаголов фигурируют также в описании установления евхаристии на Тайной вечере: «Взяв хлеб, благословил, преломил, дал им...» (14:22). Как уже отмечали экзегеты, такое совпадение не может быть случайным. Ясно, что формулировка рассказа о насыщении пяти тысяч находится под влиянием рассказа о Тайной вечере 185 . Это означает, что атмосфера Страстей, доминирующая на Тайной вечере, и предчувствие смерти Господней, воплощённое в святой евхаристии, прикровенно присутствуют уже в Мк 6:41 186 . Рассказ о чудесном и дивном проявлении божественной власти Иисуса выражен словами, связанными со Страстями.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vlast-i...

Во всех случаях признание или непризнание дара за дар зависит от способности нашего взгляда видеть — в прозрачности дара — Дающего, от Которого он нисходит. Узнавшему истинный дар в Евхаристии открывается истинная цена всего, что есть в мире. Вот почему апостол Павел со святой гордостью пишет: «Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне» (1 Кор. 4, 11—13). И святые отцы свидетельствуют о всех узнавших тайну дара и умаливших себя ради Господа: «Кто умалил их, если не любовь». Поистине Своим умалением Христос «возлюбил сущих с ним до конца» (Ин. 13, 1). И продолжает так любить в таинстве Евхаристии, до отдачи Своего Тела и Своей Крови как нашей пищи и пития. Мы призваны донести тайну дара всем людям. Но если внутри слушающих нас нет Учащего, напрасны все наши слова. Как можно выразить Таинство любви, Таинство тайны веры, Евхаристию? Слишком беден наш язык, чтобы говорить об этом непостижимом уничижении Господа. «Какие странные слова! Кто может это слушать?», — говорят ученики Христовы (Ин. 6, 60). Господь сказал им: «Это ли соблазняет вас?». И «с этого времени многие из учеников Его отошли от Него и уже не ходили с Ним» (Ин. 6, 66). Как актуальны сегодня эти слова! Потому что мир теряет понятие дара. Хотя известно, что человечество не может существовать, если между людьми нет взаимности, цементируемой законом дара. Мир существует, пока мы имеем желание отдавать себя друг другу. Все соглашаются: да, без дара невозможно никакое подлинное общение. Но все чаще можно слышать: дар не имеет отношения к нравственности или религии. Его содержание — только политическое или прагматическое: ты — мне, я — тебе. Но Христос говорит: «Блаженнее давать, чем принимать». С утратой тайны дара начинается путь упразднения высшего добра — способности к самоотдаче высшим злом — эгоистическим самоутверждением. Полное игнорирование природы человека, вытеснение любви циничным расчетом. Без вольного дара себя ближнему человек начинает задыхаться, происходит по существу остановка жизни. Вот что прежде всего Церковь должна донести до сознания мира.

http://moral.ru/великий-четверг/

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Тайная Вечеря. Христос Спаситель установил великое таинство святой Евхаристии. Установил это великое таинство для того, чтобы люди имели тесное общение со Христом Господом нашим. Иуда-предатель тоже принял св. Тело и Кровь Христа Спасителя, но, как не имевший внутри своего сердца единства со Спасителем мира, удалился с Вечери к тем, кто собирался взять Христа и предать Его смерти. В это время Богочеловеку ясно раскрылась вся печальная история удаления человека от Бога, от жизни, принесшего горькие плоды. В общество людей вошло разделение. Это разделение коснулось и общества учеников Христовых, в котором было всего лишь двенадцать учеников — от них удалился Иуда. И, естественно, пред оставшимися учениками встал вопрос: каковы же должны быть условия для духовного совершенства, для созидания в самих себе Царства Небесного? Этот вопрос сокровенно зрел в сердцах св. апостолов, и он должен был получить полное разрешение от Христа Спасителя мира. Этот вопрос, волнующий каждого человека, разрешил Спаситель в Своем учении о виноградной лозе. Когда совершилось установление Евхаристии и Иуда удалился из среды св. апостолов, Христос вместе со Своими учениками вышел из Сионской горницы и направился в Гефсиманский сад. И вот здесь, на пути, Он и ответил на тайный вопрос Своих учеников в беседе о виноградной лозе. Он сказал так: «Я есмь виноградная лоза, а вы ветви. И если пребудете во Мне, то много принесете плодов. Вы будете во Мне и Я в вас. Отец Мой виноградарь есть, и всякую ветвь, которая приносит плод, Отец небесный очищает ее, дабы еще больше принесла плодов. А та ветвь, которая не приносит плодов, отсекается от лозы и бросается вон на сожжение». Вот так ясно ответил Богочеловек Своим ученикам, каково должно быть главное условие для духовного совершенства. Этим условием Спаситель поставил единение с Ним — непосредственное, тесное единение, какое существует между лозой и ветвью винограда. Ведь всем известно, что ветвь, получая соки от лозы, оживотворяется, цветет, а затем плодоносит. Вот такое общение, возлюбленные братья и сестры, должно быть между верующими и Христом.

http://azbyka.ru/propovedi/golos-vechnos...

Во многих рукописях здесь стоит наречие ταχ ‘скоро’, то есть ‘скоро несите…’. То же и в Вульгате: cito  proferte… ξενγκατε — букв. ‘изнесите’. В русском переводе сказано лучшую одежду , тогда как в оригинале — ‘первую одежду’ — στολν τν πρτην, то есть ту, которой сын лишился, уйдя от отца. Здесь нужно иметь в виду, что “одежда” на русском звучит не так, как звучало для греков στολ . Это слово происходит от στολζω ‘украшать’; поэтому отец  украшает  сына одеждой. Δακτλιον — перстень, знак сыновства. Когда человек продвигается в духовной жизни, он из состояния раба и слуги переходит в состояние сына. Тогда его, пребывающего в любви Божией, уже не уязвляет земное, как говорит святой Иоанн Богослов: “любящий Бога не грешит”, то есть его ноги не ранит то, что лежит или растет из земли. Лк 15:23 И приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! Этот  откормленный теленок  —  μσχος σιτευτς — есть Христос, дарующий Себя в Евхаристии. Θσατε значит не просто ‘заколите’, но ‘пожрите’, ‘принесите в жертву’. То есть это слово имеет оттенок священнодействия, что подтверждает, что речь идет о Евхаристии. Станем есть и веселиться . Не сказано: возвеселимся, — но: станем веселиться. Речь идет о постоянной радости, причем радости совместной, общей. Отец и сын радуются одной радостью. Поэтому обожение человека значит стяжание чувств и ума Христовых (ср. 1 Кор 2:16). Лк 15:24 Ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Пребывание вне Бога приводит человека к смерти, возвращение же к Нему — к жизни. ν πολωλς — ‘был погибающим’. У глагола  πλλυμι есть также значение ‘что-то совершенно терять’. Сын потерял самого себя. Поэтому затем сказано: сам себя нашел ( нашелся ): ερθη. Начали веселиться : ρξαντο εφρανεσθαι. У этого веселия есть начало, но нет конца. Лк 15:25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование. Старший сын был на поле , то есть на поле духовного труда. Сказано:  возвращаясь . Однако в греческом тексте: ς ρχμενος, то есть ‘идя’, находясь на духовном пути.

http://pravmir.ru/pritcha-o-bludnom-syne...

Возможно, правда, достигнуть того, что за каждой литургией будут причастники и это тем более, что многие жаждут повседневного причащения, тогда как множество уклоняется от частого приближения к святой чаше по недоразумению, боясь оскорбить св. причастие. И все-таки это личное постижение любви Христовой – не апостольская евхаристия: многие – не все и даже все – не есть еще организация жизни, если же жизнь не организуется ко Христу, не облекается в светлую ризу Его любви, то дух жизни, который в евхаристии, не действует в тех, которые приняли ее, или не пламенеют, пассивно ожидая от самой евхаристии какой-то магической силы в помощь инстинкту животного самосохранения, в помощь темными силами века сего. Не чувствуется ли в этом весь ужас современного отношения к величайшему таинству Христовой любви?! Спасая положение нужно спешить организацией тех, в ком еще живет Христос, кто грезит о живом братстве, жаждет живого общения, кто исстрадался под гнетом лицемерия и лжи, кто не может не думать о Христе, вкушая хлеб на своей трапезе. Нет сомнения, что в среде такого братства повторится то, что было в дни св. апостолов, когда „преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога“ ( Деян. 2:46,47 ). Хвала и молитвы апостольской литургии -вот последнее поучение нашим дням в интересах богослужебной реформы. Разъяснением этой части апостольского богослужения может служить то описание, которое мы находим у ап. Павла в его послании к Коринфянам и о котором он говорит: „Так бывает во всех церквях у святых“ ( 1Кор. 14:33 ). Отсюда мы узнаем, что всюду богослужение было „благообразно и по чину“ ( 1Кор. 14:40 ). Если бы мы представили это благообразие по аналогии с действующим у нас Уставом, мы впали бы в глубокое заблуждение, потому что в те дни нечего было регламентировать, потому что не было готового богослужебного материала, исключая разве Давидову Псалтирь. Внутренняя дисциплина любви ко всем собравшимся на молитву – вот чин богослужения первых церквей. Разнообразие личных постижений Божественной любви, как ковер Цветов на чудном лугу, благоухающих и пестреющих к общему наслаждению – вот истинное благообразие церковного богослужения первых христиан: „Когда вы сходитесь“, говорит о них апостол Павел, „и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование“, и прибавляет: „все сие да будет к назиданию“ ( 1Кор. 14:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

ВТОРОЕ. Внимательно посмотри на то, что сказанное относится к настоящему времени, а не к будущему. И чтобы никто не стал говорить, что Христос сказал о Крест­ной жертве, которая была после Тайной Вечери, а не о жертве, которая была на самой Тайной Вечере, обратите внимание, что ясно указывается на настоящее время, то есть на происходящее во время Тайной Вечери. Тело Мое, которое за вас предается, – говорит Он, а не говорит «предастся». И снова: Тело Мое, за вас ломимое, то есть ныне оно уже не ломится. И Кровь Моя, – говорит, – за вас изливаемая, то есть ныне на Тайной Вечере, а не говорит: «Кровь Моя, которая прольется за вас», то есть на Кресте. И в другом месте говорит: за многих изливаемая, а не говорит: «за многих изольется». Из этого ясно, что Христос говорит о Бескровной Жертве, такой, как тогда на Тайной Вечере Он принес Богу Отцу за Апостолов и за многих, а не о Кровной Жертве, которая после этого свершилась на Кресте. Обратите же особое внимание и на эти слова: Тело Мое, за вас ломимое. Эти слова, за вас, знаменуют Жертву, а не только пищу, ибо пища не приносится за людей, но людям. И пускай никто не подумает, что когда Христос, говоря о Крестной Жертве, прилагает: за вас ломимое, это слово, ломимое, ясно показывает, что речь идет о Жертве, принесенной на Вечере, а не на Кресте, ибо на Кресте не было ничего ломимого. Об этом прекрасно сказал вселенский учитель святой Златоуст в Беседе 24 на Первое Послание Павла к Ко­ринфянам, глава 10: «Ломимый хлеб не есть ли приобщение Тела Христова? Почему Он добавил: ломимое? Потому, что в это явственно происходит в Евхаристии, на Кресте же этого не было, а было как раз противоположное этому. Ибо кость не сокрушится, но не пострадает на Кресте, а в Евхаристии Тело страдает в просфоре ради тебя, что и терпит Ломимый и все Исполняющий». Второе доказательство, от беседы Христа с Самарянкой В Евангелии святого Иоанна написано: Женщина говорит Ему: Господи! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус ей говорит: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знае­те, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине ( Ин. 4, 19–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Главная задача катехизации – воспитание любви к Богу и людям, благоговения перед Церковью и её Таинствами. Катехизация призвана побуждать человека к осознанной церковной жизни в том служении, к которому человек призван, к чему имеет дар от Бога . Плодами катехизации являются обретение православного мировоззрения и воцерковление, то есть сознательное вхождение в жизнь Церкви, регулярное участие в ее таинствах и, прежде всего, в святой Евхаристии. Помимо внушения осознанного участия в Евхаристии, важнейшей составляющей катехизации является научение нравственности, духовной жизни, молитве и делам любви к ближним, ибо, по слову ап. Иакова: " Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: " идите с миром, грейтесь и питайтесь " , но не даст им потребного для тела: что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе " . В докладе протоиерея Николая Карыпова, прочитанном им на 13-м Съезде Сиднейской и Австралийско-Новозеландской епархии, перечисляются некоторые конкретные меры для более эффективной катехизации нашего церковного народа: " а ) Подготовки людей к крещению . Это должно относиться не только к взрослым , кто должен пройти подготовку в течение 6-12 месяцев или больше , но также должно включать по крайней мере 2-3 подготовительные сессии с родителями и крестными крещаемых детей . б ) Подготовки молодых людей к венчанию : объяснять , что такое христианский брак , что такое любовь . Да , да – людям сейчас нужно это объяснять , а то число разводов будет расти . в ) Помогать людям во время их скорби после потери близких , объясняя причину и необходимость молитвы за умерших . г ) Организации системы посещений духовенством и мирянами престарелых и больных людей . е ) Организации хорошего качества библиотеки духовных книг , журналов , видео – и аудио – кассет и компактных дисков . Мы можем и должны наладить систему небольших публикаций , производить запись видео – и аудиоматериалов поучительного и познавательного характера " .

http://religare.ru/2_29356.html

Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить общие молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам, чтобы больные получили исцеление, а здоровые ограждены были от опасной инфекции. Верим, что Воскресший Спаситель не оставит нас и ниспошлет нам твердость и мужество для непоколебимого стояния в вере и спасительного прохождения земного пути к жизни вечной. Сердечно поздравляю всех вас, мои возлюбленные братья и сестры, со светлым праздником Святой Пасхи и призываю непрестанно являть образ настоящих учеников Спасителя, подавая добрый пример окружающим людям и возвещая совершенство «Призвавшего вас от тьмы в чудный свой свет» (1 Пет. 2:9), дабы мы во все дни жизни нашей делами свидетельствовали о непреходящей силе и верности пасхальных слов: ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС! +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ Пасха Христова, 2020 год Москва Патриархия.ru Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Комментарии 20.04.2020 - 10:00 Насчет Причастия на дому..? : Насчет Причастия на дому..? Горячо призываю всех вас, дорогие мои, усугубить ОБЩИЕ молитвы о том, чтобы Господь даровал нам, несмотря на все трудности, оставаться соучастниками благодатной литургической жизни Церкви, чтобы Священное Таинство Евхаристии совершалось и верные могли со дерзновением приступать к истинному Источнику Жизни — Святым Христовым Тайнам... 3 Иисус, простерши руку, коснулся его и сказал: хочу, очистись. И он тотчас очистился от проказы. 4 ... 5 ... сотник просил Его: 6 Господи! слуга мой лежит дома в расслаблении и жестоко страдает. 7 Иисус говорит ему: Я приду и исцелю его. 8 Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой;

http://radonezh.ru/2020/04/19/pashalnoe-...

«Да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в нас едино» Иоан. 17:21 ). Так молился Иисус Христос к Небесному Отцу Своему, испрашивая апостолам, а вместе и всем верующим великой вещи! Христос хотел и хочет, чтобы все христиане были в тесном общении с Богом. Молитва Иисуса Христа услышана: верующие вступали и вступают в святое общение с Богом. Только это общение было и бывает в различных видах и в различных степенях. 1) Соединение с Богом совершается через св. таинства. Таинства низводят Бога в человека, а человека водворяют в Боге. Это можно сказать о всех таинствах православной Христовой церкви, но преимущественно о таинствах крещения и евхаристии. В крещении верующий во Христа таинственно облекается в Него. «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся», говорит Слово Божие. Через таинство евхаристии, или через приобщение телу и крови Христовой, Сам Христос всецело входит в человека, живет и действует в человеке, а человек живет и действует во Христе. «Ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает, и Аз в нем», говорит Иисус Христос в Евангелии. Вот как тесно св. Таинства соединяют людей с Богом! Но это общение восходит на высшую степень, когда последователи Евангелия, вступив в соединение с Богом через таинства и веру, всеми силами стараются угодить Ему подвижнической и святой жизнью, соблюдением евангельских заповедей. «Аще Заповеди Моя соблюдете», сказал Господь, «пребудете в любви Моей. Будете в любви Моей и Аз в вас. Аще кто во Мне не пребудет, извержется вон». 3) Но, когда Богу угодно избрать людей в особенное орудие Своего слова и своей всемогущей силы, тогда у избранных для этого бывает общение с Богом самое тесное и ощутительное. В таковом общении с Создателем были пророки и апостолы. Пророки непосредственно от Бога принимали повеление и были в руках Божьих как бы невольное орудие, которым Бог действовал на людей. Пророк Давид говорит: я только перо, которым Бог пишет: «аз трость книжника скорописца». ( Пс. 44:2 ). Ап. Павел говорит о тесном своем общении с Богом и Господом Иисусом Христом так: «живу не к тому аз, но живет во мне Христос», т. е. Христос во мне мыслит, Христос во мне желает, Христос во мне действует. Люди, находящиеся в этом состоянии, бывают преисполнены силами благодатными. Отсюда и чудеса, производимые святыми Божьими людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям. Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам. Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6). Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми! Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым. Художник: Мария Мироненко. 2015 г. Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю. Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью. И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго. Ибо благодать царствует в таинствах. Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична. Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне. И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.

http://pravoslavie.ru/90057.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010