Также в Лавре находятся: части тернового венца Спасителя, часть от пелен Христовых, части орудий божественных страстей: губы, трости. Части эти содержатся в одном кресте. Честные власы и пелены Господа Иисуса Христа, власы и млеко Пресвятой Богородицы, кровь Иоанна Предтечи. В обители пребывают частицы мощей следующих святых: Иоанна Предтечи, святителя Иоанна Златоуста, апостолов Луки, Андрея, Варнавы, Тита, Прохора, первомученика архидиакона Стефана, равноапостольных Константина и Елены, святителя Михаила – епископа Синадского (из-за своего особого заступничества и многократной помощи Лавре этот святой считается вторым ктитором обители), святителей Игнатия Богоносца и Иоанна Милостивого, великомученика Пантелеимона, великомучеников Артемия и Меркурия, священномучеников Ермолая, Антипы и Григория, преподобномученика Стефана Нового, мучеников Кирика, Никиты, Аникиты, Акиндина и Мины, мученицы Иулиты, святителя Василия Великого, святителя Иакова Персянина, преподобных Даниила Столпника, Пахомия, Фоки, Ефрема Сирина, Феодора Студита, Евстратия, Луки Элладского, Нила Мироточивого, Иоанна Кукузеля, Сампсона Страноприимца и Феодора Освященного, святого Прокопия, святых бессребреников Космы и Дамиана, великомученицы Марины, преподобномученицы Феклы, мучениц Пелагии, Параскевы и Минодоры, великомученика Димитрия, мученика Александра Пиндского, преподобных Григория Доместика, Никодима Святогорца, великомученика Феодора Стратилата, преподобного Акакия Кавсокаливита, святителя Нектария Эгинского, мученика Евстафия, сорока Севастийских мучеников, священномучеников Елевферия и Харалампия, праведного Иоанна Русского, преподобного Андроника, мученика Иакинфа, святителя Андрея – архиепископа Критского, великомученицы Анастасии, мученика Феодора Византийского. В лаврской ризнице хранятся Евангелие, корона и одежды императора Никифора Фоки, уникальное русское сорокакилограммовое Евангелие и множество священных сосудов. Есть в Лавре вклады и последнего русского императора – страстотерпца Николая II.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Монография для приобретения на бумажном носителе доступна в электронном каталоге Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря, а также выставлена в Москве на монастырском подворье в Ендове, в храме святого великомученика Георгия Победоносца по адресу: Садовническая улица, дом 6, строение 11, в шаговой доступности от станций метро «Новокузнецкая» и «Третьяковская». Книгу иеромонаха Прокопия (Пащенко) «Мировоззренческий сдвиг – детонатор наркотического бума и распада общества» можно заказать по почте. Для этого необходимо связаться по контактному номеру в мессенджере WhatsApp: +7 903 170-74-88 (Марина), оплатив стоимость почтового отправления и высылаемого издания. Стоимость книги – 800 рублей. Заглавная иллюстрация к рецензии выбрана неслучайно. Это фоторепродукция картины Ильи Сергеевича Глазунова «Вечная Россия» (1988), написанной одним из выдающихся мастеров современного художественного полотна к 1000-летию Крещения Руси, на которой представлена история вечной Руси Святой до наших дней в виде нескончаемого народного шествия, Крестного хода, берущего начало от Софии Константинопольской и Киевской, храма Покрова на Нерли, древних стен Московского Кремля. В начале шествия ярко выделяются образы православных святых, российских государственных и общественных деятелей, полководцев, писателей, художников, научных деятелей, ученых, композиторов, создававших, возвышавших и оберегающих свое Отечество на протяжении ее более чем 1000-летней истории. Николай Владимирович Каклюгин , врач-психотерапевт, кандидат медицинских наук, член Экспертно-консультативного совета при Управлении аппарата Государственного антинаркотического комитета по Центральному федеральному округу (2009 – 2011 гг.), методист по работе с общественностью и педагогическими кадрами в рамках профилактики зависимого поведения Отдела социально-идеологической деятельности ГБОУ «Дворец пионеров и школьников им. А.П. Гайдара» Юго-Восточного окружного Управления образования Департамента образования г.

http://ruskline.ru/opp/2024/01/18/mirovo...

Великий Устюг. Кафедральный собор Прокопия Устюжского на Соборном дворище. Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Прокопий Праведный — особо чтимый святой на устюжской земле. Будучи купцом немецкого происхождения, он принял православие и избрал подвиг юродства. С тремя деревянными посохами в руках летом и зимой ходил он без обуви и в плохой одежде, ночуя часто на папертях или просто на земле. Блаженный имел дар прозорливости, не один раз своими молитвами спасал город от разрушения. В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Украшение собора святого Прокопия Праведного — великолепный резной золоченый пятиярусный иконостас, возведенный в первой половине XVIII века. В настоящее время храм передан Русской православной церкви, в нем ведутся регулярные богослужения. http://www.mccme.ru/putevod/35/Ustyug/ustyug.html Прокопий Устюжский, будучи купцом немецкого происхождения, принял православие и избрал подвиг юродства. Документы описывают полулегендарные события: в 1471 году на берегу реки Сухоны, близ собора Успения Пресвятой Богородицы, над местом погребения праведника устюжские ратники построили деревянную церковь по завету в благодарность за спасение от тяжелой болезни во время похода в Нижний Новгород, но освятили храм во имя благоверных князей страстотерпцев Бориса и Глеба и великомученика Георгия Победоносца, и, словно в наказание за ослушание, это храм почти сразу сгорел. На его месте в 1495 году устюжские ратные люди возвели новый, который освятили в честь Прокопия Устюжского. В 1668 году над мощами святого был воздвигнут каменный храм с папертью и колокольней. Строительство Прокопьевского собора велось «по грамоте Ростовского митрополита Ионы» и «челобитью устюжского гостя торговаго Афанасия Гусельникава». Документы, что бывало редко, донесли до нас и имя строителя – устюжского мастера Петра Дмитриевича Котельникова. Описание храма содержится в писцовой книге 1676-1683 годов: " церковь холодная каменная о пяти главах, а кресты по меди красной позолочены листовым золотом, а главы обиты железом белым, а та церковь - святого Прокопия, Устюжского чудотворца " .

http://sobory.ru/article/?object=03462

В 1832 году правитель Египта Ибрагим-паша восстал против турецкого султана Махмуда II и атаковал Турцию. Жители Ургюпа, большую часть которых составляли представители янычар, враждебных султану, не хотели пропускать войска султана через селение. Сопротивление было подавлено, Ургюп разграблен, а мощи Иоанна воины решили сжечь, но, к их удивлению, огонь не коснулся святыни. И тут безбожные воины увидели Иоанна живым, с грозным видом стоявшим среди огня и угрожавшим им за их дерзость. Турки в ужасе разбежались, оставив не только мощи святого, но и всё награбленное. На другой день несколько стариков-христиан пришли к церкви и нашли тело святого среди обгоревших углей и пепла. Оно почернело от гари, но было по-прежнему благоуханным и нетленным. Верующие положили мощи святого обратно в его раку. Через несколько лет христианские жители Прокопиона выстроили большую церковь в честь свт. Василия Великого. В 1845 году они перенесли туда мощи Иоанна Русского, но мощи дважды исчезали из нового храма и оказывались в церкви вмч. Георгия. На третий раз прихожане отслужили молебен и совершили всенощное бдение перед перенесением, обращаясь с молитвой к Иоанну Русскому. После этого мощи святого обрели покой в церкви в честь свт. Василия Великого. В 1862 году одна благочестивая женщина увидела во сне святого Иоанна, который держал в руках крышу греческой сельской школы. На следующий день, после Божественной Литургии, она рассказала об этом односельчанам. Не успела она закончить свой рассказ, как послышался страшный грохот. Все в страхе выбежали из церкви и с ужасом увидели, что крыша школы, которая находилась напротив церкви, рухнула. Люди кинулись туда, где были все дети села! Вне себя они начали поднимать обвалившуюся кровлю, и - о чудо! – все дети выбрались из-под обломков живыми. Оказалось, что дети, услышав страшный треск над собой и поняв, что происходит, успели залезть под парты. Когда крыша обрушилась, балки упали на парты, не придавив ни одного ребенка. Несмотря на многократные попытки, Иоанн Русский чудесным образом не допускал, чтобы его мощи делились на части. Исключением является перенесение в 1880 году десницы святого в Русский монастырь св. великомученика Пантелеимона иноками Святой Афонской горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопиона в 1886-1892 гг. был возведен храм во имя Иоанна Русского. В 1898 году 15 августа новый храм был освящен Кесарийским митрополитом Иоанном по благословению Вселенского патриарха Константина V. В этот храм были перенесены мощи св.Иоанна Русского из церкви свт. Василия Великого.

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/16/...

В то же время праведный Иоанн по-прежнему служил своему господину и, несмотря на свою бедность, всегда помогал нуждавшимся и больным и делил с ними свою скудную пищу. В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой Иоанн занемог и, чувствуя приближение кончины, призвал священника, чтобы в последний раз получить благословение на исход. Священник, опасаясь со Святыми Дарами идти в дом турецкого начальника, вложил Их в яблоко и безопасно передал праведному Иоанну. Прославив Господа, он причастился Святых Христовых Тайн и отошел к Богу. Праведная кончина святого исповедника Иоанна Русского последовала 27 мая 1730 года. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священников и передал им тело святого Иоанна, которые погребли его по христианскому обычаю. На погребение собрались почти все христиане, жившие в Прокопии, и сопровождали тело праведника на христианское кладбище. Через три с половиной года священник был чудесно извещен во сне о том, что мощи святого Иоанна пребывают нетленными. Вскоре святые мощи праведника были перенесены в храм святого великомученика Георгия и положены в специальной раке. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, известность о которых распространилась в отдаленные города и селения. Верующие христиане из разных мест приходили в Прокопий для поклонения святым мощам Иоанна Русского и получали по его святым молитвам благодатные исцеления. Нового святого стали почитать не только православные христиане, но и армяне, и турки, обращаясь с молитвенным прошением к русскому святому: «Раб Божий, не обойди нас своей милостью». В 1881 году часть мощей святого Иоанна была перенесена в Русский монастырь святого великомученика Пантелеймона иноками Святой Афонской Горы, до этого чудесно спасенными угодником Божиим во время опасного путешествия. На средства этого монастыря и жителей Прокопия в 1886 году начато строительство нового храма, так как храм святого великомученика Георгия, где находились мощи святого Иоанна, обветшал.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-is...

История распространения христианства оставила в Эфесе еще одно свидетельство — это памятник христианским мученикам, который называют часто «Семь спящих юношей». В легенде рассказывается, как при императоре Деции в Эфесе семь юношей были брошены в подземелье на долгую мучительную смерть. Когда через 200 лет, при Феодосии II, темницу открыли, то обнаружили, что юноши остались живы. Все это время они спали. В Эфесе также сохранились остатки храма, где проходил знаменитый III Вселенский Собор . Селевкия [ править править код ] Фема Селевкия (греч. θμα Σελευκεας; лат. Тнета Seleukeias) — византийская фема (административно-правовое образование), расположенная на южном побережье Малой Азии (современная Турция) со столицей в Селевкии-на-Каликадне (современный Силифке). Города Коньи, Листра, Дервия, Барат, Анталья, Антиохия и др. хранят память о сотнях христианских мучеников, пострадавших во время гонений. Самая известные из них — первомученица Фекла , мученица Марина (Маргарита) . Также Селевкия — место подвига преподобного Симеона Столпника . В водах Тевириадского озера, пострадали 40 Севастийских мучеников . Каппадокия [ править править код ] Каппадокия (греч. Καππαδοκα, тур. Kapadokya) — историческое название местности на востоке Малой Азии на территории современной Турции (часть земель илов Невшехир, Кайсери, Аксарай и Нигде). Эта историческая область является настоящим гигантским музеем христианских святынь. Каппадокия — родина великомученика Георгия Победоносца . Ургюп (Ürgüp, бывш. Прокопион) [ править править код ] В селении Ургюп, где много лет провел в плену у турецкого аги святой праведный Иоанн Русский , сохранился дом (конюшня), в которой он жил, ухаживая за лошадьми и сохранившуюся церковь. Сейчас храм закрыт, а мощи святого почивают в Греции на острове Эвбея, которое теперь называется «Новый Прокопион» . Гёреме (Göreme) [ править править код ] Одно из самых примечательных мест в регионе — пещеры долины Гёреме в Каппадокии, ведущие свою историю со времен ранних христиан. Уникальный комплекс поселений создавался на протяжении многих веков, начиная с I тыс. до н. э. Пещеры почти полторы тысячи лет были пристанищем греческой христианской общины. От этой небольшой колонии остались километры подземных комнат, переходов и церквей, скальные храмы и оборонительные сооружения, фрески.

http://azbyka.ru/palomnik/Стамбул

Святой великомученик Прокопий до Крещения Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал при императоре Диоклитиане (284–305). Его отец, римский сенатор Христофор, был христианином, а мать Феодосия – язычницею. Неаний рано лишился отца и был воспитан матерью. Отличаясь большими способностями, он усвоил светские науки и получил превосходное по тому времени образование. Неаний был представлен Диоклитиану в первый год его вступления на престол и быстро продвинулся по службе. Около 303 года, когда было воздвигнуто жестокое гонение на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с повелением беспощадно преследовать Церковь Божию. На пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было явление Господа Иисуса Христа, как некогда Савлу на пути в Дамаск. Божественный голос возвестил: «Неаний, и ты идешь на Меня?» Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?» – «Я – распятый Иисус, Сын Божий». В то же время в воздухе появился сияющий крест. После видения Неаний ощутил в своем сердце неизреченную радость и духовное веселие и превратился из гонителя в ревностного последователя Христа. С тех пор Неаний возлюбил христиан и победоносно сражался только против варваров-язычников. В сражениях ему помогала сила креста, который по заказу Неания изготовил для него золотых дел мастер в городе Скифополе (Малая Азия). Но на святом угоднике сбылось слово Спасителя, что «враги человеку – домашние его» ( Мф.10:36 ). После того как Неаний, держа в руке крест, разбил языческие идолы в доме своей матери, она пришла к императору Диоклитиану с жалобой на сына. Неаний был вызван к прокуратору Иудеи Иусту, где ему передали послание Диоклитиана. Прочитав полное богохульств послание, Неаний при всех разорвал его. Это считалось преступлением, которое римляне обозначали как «оскорбление величества». Неаний был взят под стражу и в узах отправлен в Кесарию Палестинскую, где томился когда-то апостол Павел. После страшных мучений Неания бросили в сырую темницу. Ночью в тюремную комнату к святому исповеднику пришел Сам Господь Иисус Христос со светлыми Ангелами и крестил его, дав имя Прокопий.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Войны и нестроения первой половины XX века привели к тому, что в 1949 году, указом 123 от 9.11.1949 г. Высокопреосвященного архиепископа Белорусского Питирима (Свиридова) Мокранская Свято-Петро-Павловская церковь как потерявшая свою самостоятельность была приписана к Рудницкому приходу. 1 июня 1961 года Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР разрешил уполномоченному Совета по Брестской области Иванову А. А. снять с учета действующую, но уже в то время приписную к Рудницкому приходу церковь в селе Мокрое. Все иконы и церковная утварь были перевезены в Свято-Покровскую церковь села Рудники, а опустевшая церковь стала постепенно разрушаться. В 80-90-х годах XX века селяне не раз поднимали вопрос о восстановлении приходского храма, но малочисленное население, экономически слабый колхоз не в состоянии были выполнить эту задачу. Неизвестно, как бы сложилась дальнейшая судьба храма, если на помощь своим землякам не пришел бы П. Прокопович - председатель Национального банка Республики Беларусь, Герой Беларуси. С его подачи в местный бюджет были перечислены средства на восстановление памятника архитектуры XIX века - Свято-Петро-Павловской церкви. Подрядчиком стал пружанский участок Брестских областных реставрационных мастерских. Около трех лет шли ремонтно-восстановительные работы. 17 декабря 2000 года, в день памяти святой великомученицы Варвары состоялось торжественное освящение восстановленного храма. Нарочито на это великое торжество прибыл Высокопреосвященный Митрополит Минский и Слуцкий Филарет (Вахромеев), Патриарший Экзарх всея Беларуси, временно управлявший в тот момент Брестской епархией, в сопровождении секретаря Минского епархиального управления Архимандрита Иоанна (Хомы) (ныне Преосвященный епископ Брестский и Кобринский). Через несколько лет после освящения храма П. Прокопович организовал перечисление средств приходу на изготовление иконостаса и икон в Кобринском художественном училище и на покупку приходского кирпичного дома, в котором в настоящее время проживает священник. 4 августа 2002 года в храм прибыл Преосвященнейший Софроний (Ющук), Епископ Брестский и Кобринский, который освятил новый иконостас и возглавил служение Божественной литургии.

http://sobory.ru/article/?object=27647

В рассказе о Святых местах Востока, написанном в конце IV века знатной паломницей Сильвией (или Этерией), сообщается и о монашеской общине, образовавшейся вокруг Неопалимой купины: «Пройти же до начала этой долины было нам необходимо потому, что там было много келий святых мужей, и церковь в том месте, где находится купина: эта купина жива и до днесь и даёт отпрыски. И так, спустившись с горы Божией, мы пришли к купине, приблизительно в десятом часу. А эта купина, как я сказала выше, есть та, из которой глаголал Господь к Моисею в огне, и находится в местности, где есть много келлий и церковь, в начале долины. А перед церковью прелестный сад, с обилием превосходной воды, и в этом саду купина». Дальнейший толчок к развитию монастырь получил в VI веке, когда император Юстиниан I приказал построить мощные крепостные стены, окружившие предшествующие постройки святой Елены, и церковь, сохранившуюся до настоящего времени, а также направил на Синай солдат для защиты монахов. О строительстве Юстиниана сообщает его современник Прокопий Кесарийский: «На этой горе Синае живут монахи, жизнь которых заключается в непрерывных размышлениях о смерти; ничего не боясь, они наслаждаются дорогой для них пустыней. Так как они ничего не желают, и выше всяких человеческих страстей ни о каком стяжании не заботятся и не ухаживают за своим телом и во всех остальных отношениях не хотят себе никакой пользы, то император Юстиниан выстроил для этих монахов церковь во имя Богородицы, чтобы они могли проводить свою жизнь, молясь в этой церкви и совершая священнослужение. Эту церковь он выстроил не на самой вершине горы, но много ниже: человеку невозможно проводить ночь на вершине этой горы, так как там в течение ночи слышатся постоянные шумы и всякие другие вызывающие религиозный страх явления, поражающие ужасом ум и волю человека. Говорят, что отсюда некогда и Моисей принёс полученные им от Бога законы. У подошвы этой горы император построил очень сильное укрепление и поместил здесь значительный военный гарнизон, чтобы варвары-сарацины не могли отсюда совершенно незаметно ворваться в области Палестины, так как страна эта, как я сказал, была пустынна» (Прокопий Кесарийский. О постройках (Книга 5:VIII)).

http://azbyka.ru/palomnik/Синайский_мона...

      Русский паломник-пешеходец Василий (Григорович-Барский) посетил его в 1744 году. Странник так описал увиденное:         Монастырский собор был восстановлен в 1761-1763 гг. и расписан в 1783 г. Кроме собора, на территории обители находятся еще 7 храмов. Монастырю принадлежат 4 келлии и представительство в Карее. Кроме того, большинство построек в порту Дафни также является собственностью Ксиропотама. В обители хранится самая большая в мире частица Честного Креста с отверстием от одного из гвоздей.- хранится в алтаре, но просите - и дастся вам -  www.isihazm.ru ... Эта частица вставлена в деревянный Крест, по преданию, пожертвованный императрицей Пульхерией. Сегодня Ксиропотам занимает 8-е место в иерархии афонских монастырей. Сейчас в нем живет около 60 насельников, включая келлиотов.     Крест из Животворящего Древа — дар восстановителя, императора Романа, по хрисовулу февраля 1034 года. крест — дар Пульхерии, с частицами мощей 40 мучеников, её же чаша из яшмы и богослужебная утварь. икона святого Димитрия Солунского, будто бы находившуюся до 1453 года в Софийском храме в Константинополе, резная из зеленого мрамора, с надписью, в которой упомянуты имена Романа и Андроника. мощи: кости рук святого Игнатия Богоносца, Григория Богослова и ног святого Василия Великого, Григория — просветителя Армении, Андрея Критского и святого апостола Варфоломея.     Подробнее:   В обители хранятся святыни: две части честного креста, значительная часть животворящего древа креста Господня с пробитою гвоздем скважиной и другая часть святого креста меньшего размера. Стопа левой ноги святого Прокопия; кость руки преподобного Авксентия; часть локтя священномученика Игнатия Богоносца; часть колена Святителя Василия Великого; правая нога мученика Трифона; часть ноги Святителя Григория; просветителя Армении; перст великомученика Меркурия; частица мощей Святителя Андрея Критского; челюсть преподобномученика Стефана Нового; челюсть преподобного Иоасафа, царевича Индийского; частица одного из десяти мучеников Критских; глава одного из чад святой мученицы Соломонии; частица мощей священномученика Харалампия; великомученицы Параскевы и великомученика Пантелеимона; мученицы Фотинии Самаряныни; преподобной Анастасии Александрийской; Апостола Варфоломея; преподобного Нила Мироточивого; Святителя Григория Богослова; челюсть Святителя Парфения Лампсакийского; десница мученицы Христины; часть от руки Святителя Иоанна Милостивого; глава преподобномученика Николая Нового; глава преподобномученика Авксентия Нового; часть одежды, облитой кровью и миром великомученика Димитрия Солунского и части сорока мучеников Саватийских. Мантия, подаренная Константином Багрянородным; архиерейский янтарный жезл.

http://isihazm.ru/?id=507&c_pid=2

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010