Иоанн Лествичник замечает по этому поводу: «Подобно тому как носящий ароматы и против своей воли изобличается благоуханием, так и имеющий Дух Господень изобличается от своих слов и смирения» (Лествица. Слово 26, 215; ср.: там же, 281). Апостол Павел, хотя и должен был изобличить в своем слове постыдные дела николаитов и других подобных еретиков, так называемых гностиков и ворвитов, заключил уста молчанием и не захотел ничего прибавить, посчитав постыдным говорить о постыдном, а пожелал сказать только следующее: «Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить» ( Еф.5:3 ). Слово христианина должно быть свято. В жизни христианина даже само слово «блуд» негоже произносить. Сколько зла происходит от одного скверного слова Апостол Павел в Писании заповедует закрыть свои уста для бесстыдных слов: «А теперь вы отложите всё: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие от уст ваших» ( Кол.3:8 ), поскольку у христиан не только дела должны быть святы, честны и чисты, но и слова. Тем самым да подадут слушающим благодать и пользу, а не вред и стыд. «Никакое гнилое слово, – продолжает Павел, – да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим» ( Еф.4:29 ). Раз уж Соломон предупреждает, что даже простое многословие не позволяет избежать греха: «При многословии не миновать греха» ( Притч.10:19 ), то насколько меньше возможностей уклониться от греха тому, кто произносит скверные, непристойные и блудные слова, которые сами по себе греховны. Жизнь христиан настолько свята, что не только нельзя совершать в ней никакого блуда и телесной нечистоты, но даже и имя блуда и прочих постыдных грехов не следует произносить, как велит сосуд избранный, святой апостол Павел: «А блуд и всякая нечистота... не должны даже именоваться у вас, как прилично святым... а, напротив, благодарение» ( Еф.5:3 ). Не говоря уже о том, что нередко одного скверного слова бывает достаточно, чтобы у слушателя помысел тут же принялся наслаждаться любодеянием. Происходит сочетание, оно переходит в слияние, которое выливается в деяние и превращается в склонность к греху; она становится привычкой, затем нераскаянностью, потом отчаянием, а от отчаяния ведет прямиком в ад и гибель. Видишь, как одно скверное слово опутывает человека такой сложной цепью грехов. Лишь одна малая искра скверного слова, а вызывает такой великий пожар. Как говорит брат Господень святой апостол Иаков: «Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает!» ( Иак.3:5 ) 82 . Так, от сквернословия сгорает душа, за которую Христос отдал Свою жизнь и которой не стоит весь мир, и она, находясь в мучениях, будет говорить всегда, проклиная: «Ах, как повредили мне слова брата! Ах, как убивало меня общение с ним! Ах, лучше бы мне никогда не знать его и не встречаться с ним! Ах, если б мне не слушать его скверных, погубивших меня слов!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Сына Отцу единосущна проповедал яснейше, славне, и Дух Святой исходящий, яко Богослов и друг Христов . Говоря о богословии, важно указать, что для преподобного Романа оно не является результатом обычного человеческого обучения – сверхъестественным воспитателем становится Сам Господь Иисус Христос. Мирская наука, и в частности философия, оказывается даже враждебной подлинному богословию: От груди Учителя, к ней же припал ты, блаженне, почерпнул ты премудро богословия учения. И философов языковредье потопил ты, как прежде египтян, И верный Израиль воистинну православия К земле наставил . Если мы обратимся к событийной стороне кондаков преподобного Романа Сладкопевца, то увидим некоторые новые черты и по отношению к Священному Писанию и Священному Преданию. Так, в кондаке на Пятидесятницу содержатся весьма интересные сведения о его проповеди: Как увидели их языками глаголющих всеми отвсюду сошедшиеся Воскликнули, дивяся: «Что это значит?» Галилеянами апостолы являются, И как же видим что для всех народов Теперь они соотечественники? Когда Египет созерцал Петр Кифа? Когда Андрей же обитал посредине рек? Сыновья Зеведея когда видели Памфилию? Эта строфа имеет известную историко-географическую привязку. Во-первых, существуют свидетельства о том, что апостол Петр проповедовал в Египте . Известны «Деяния Андрея и Варфоломея», согласно которым апостолы Андрей и Варфоломей проповедовали в некоем городе парфян, где обратили некоего Христомея – возможного прототипа святого Христофора . Возможно, под «городом парфян» имеется в виду столица парфянского государства Ктесифон, который как раз находился в Месопотамии. Наконец, что касается сыновей Зеведеевых, то апостол Иаков Зеведеев не выходил за пределы Палестины, так как был достаточно рано казнен Иродом в Иерусалиме. Однако его брат апостол Иоанн действительно проповедовал в Малой Азии и завершил свои дни в Эфесе, по сути дела – экзархом всей Малоазийской Церкви. Судя по Апокалипсису, Деяниям Иоанна и другим источникам, деятельность апостола Иоанна преимущественно простиралась на Карию, Вифинию и Лидию. До нас не дошло известий о его проповеди непосредственно в Памфилии. Возможно, здесь произошло определенное смешение Иоанна, сына Зеведеева, с Иоанном, называемым Марком, который служил Павлу и Варнаве и оставил их в Памфилии, возвратившись в Иерусалим . Тем не менее, само это смешение не случайно, поскольку апостол Иоанн мог проходить через Памфилию по пути в Эфес: из его сирийских Деяний мы знаем, что этот путь он прошел по суше «и благовествовал в городах и деревнях о Господе нашем сорок восемь дней» .

http://pravoslavie.ru/64758.html

Ученый Ориген , привлекая в училище свое самых философов языческих, знакомил их с философией христианскою, и с нею же являлся при дворе Аравийском 24 . Но более плодов производила вера посредством таких учителей, которые сильны были не столько ученостью, сколько верою. Так несколько священнослужителей пленены были в Азии готфами, жившими в Мисии и Фракии, и как словом, так и чудесами пленяли самих пленителей в веру Христову 25 . Церкви умножались более и более в Галлии, Германии и Испании. Много также было христиан в Персии. Гонения на Христиан в первых двух веках §4. Христианство , будучи противно страстям и порокам, суеверию и нечестию, постыдному невежеству и гордой языческой мудрости, при распространении своем, не могло не встретить вражды в иудеях и язычниках. Иудеи, в самом начале апостольской проповеди, побили камнями сильного обличителя их заблуждений, диакона Стефана. В угодность иудеев же, Ирод Агриппа предал мечу апостола Иакова Зеведеева. При первосвященнике Анание свержен ими с высот храма и убит Иаков, брат Господень, первый епископ Иерусалимский. Но несравненно более надлежало терпеть христианству от язычества, еще повсюду сильного и почти всеми земными силами защищаемого. Гонений от языческих императоров обыкновенно считают 10. 1. Нерона, который, сложив на христиан вину своего зажигательства в Риме, казнил их многие тысячи. При нем пострадали апостол Петр на кресте и апостол Павел от меча. (При Веспасиане и Тите, около 17 лет, прямого гонения не было). 2. Домициана. Он изыскивал сродников Иисуса Христа, и хотя ничего не нашел опасного для своего властолюбия, однако позволял гнать и умерщвлять христиан. В его время апостол Иоанн ввержен был в кипящее масло и, вышед из него невредимым, заточен на остров Патмос; а Святой Антипа сожжен был в раскаленном медном быке, в Пергаме. (При Нерве, изгнанные Домицианом возвращены). 3. Траяна. Он запретил отдельные собрания, а проконсулу Плинию велел сделать розыск о христианах в Вифинии. Когда Плиний донес, что вина христиан только та, что они покланяются Христу как Богу, Траян запретил изыскивать христиан, но вместе повелел и наказывать тех, на коих будет донесено, что они христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Овдовевший благоговейный восьмидесятилетний старец Иосиф, имевший шестерых детей от первого брака, был избран первосвященниками хранителем девства Пресвятой Богородицы, давшей обет безбрачия от дней введения во храм. По святой чистоте он и в мыслях не мог допустить что-либо скверное подумать о Деве Марии, почему и был способен неизвращенным разумом принять от Ангела весть о великой тайне Воплощения. Он стоял у колыбели младенца при поклонении Тому пастухов и волхвов, а все свое последующее жительство посвятил служению Богородице и Ее Богомладенцу. В дни бегства в Египет от гнева царя Ирода он был хранителем их жизней, а потом зарабатывал на Их пропитание трудом плотника. Скончался святой Иосиф в возрасте около ста лет. Святой апостол Иаков, брат Господень был старшим сыном Иосифа Обручника от первого брака. Он не сомневался, не говорил как некоторые о Христе: «Не сын ли это Иосифа, не беспомощным ли младенцем его я сопровождал в Египет, не простой ли это человек?» Но, приняв Христа как Спасителя, последовал за ним как ученик, трудами апостольскими утверждал учение Царства Божия. После Вознесения Господня он был первым Иерусалимским епископом, пользовался великим уважением у простых жителей Святого Града. Принял мученическую смерть за Христа: его сбросили по приказу первосвященников с крыши Иерусалимского храма за публичную проповедь народу об исполнении пророчеств, о пришествии Мессии – Богочеловека Господа Иисуса Христа. Так погубившие Христова апостола иудейские священники отвергли исполнение пророчеств и отвергли свое спасение. Их пример вразумление нам, что не только важно получить пророчество, знать его, как знали мудрецы иерусалимские, призванные Иродом для совета. Важно и дорого исполнить его своей жизнью. В эти дни, вновь переживая радость исполнения благой вести, мы веруем, что все пророчества исполнились. Все, что человечеству необходимо было знать для спасения, для прощения грехов и обретения вечной жизни, явлено нам в Евангелии – этом изложении Божьего Слова. Нет больше духовных тайн ни на небе, ни на земле.

http://pravoslavie.ru/43975.html

Учение об искушениях 1:2-4 В начале послания святой Иаков, умалчивая о своем апостольском достоинстве, называет себя " рабом Бога и Господа Иисуса Христа " . Обычное у древних приветствие " радоваться " в устах Апостола, конечно, имеет особенное высшее значение радости о Господе Иисусе, как Искупителе.После приветствия святой Апостол сразу же начинает речь об искушениях, под которыми подразумевается несомненно испытание нашей веры в виде разного рода бедствий, постигающих христианина в земной жизни. Эти испытания закаляют нашу веру и возводят нас все выше и выше к нравственному совершенству через подвиг терпения. О мудрости и молитве 1:5-8 Если в борьбе с искушениями человек чувствует свою слабость, он не должен унывать и малодушествовать. Он должен просить у Бога мудрости преодолеть искушения " и дастся ему " . Добродетель совершенного христианского терпения так высока, что без особой мудрости духовной, подаваемой от Господа Бога, она для слабых человеческих сил недостижима. " Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой " (6) — " да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа. Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих " (7-8) — главное условие для получения просимого в молитве — твердая, несомневающаяся вера. Это потому, что только посредством такой веры человек вступает в то нравственное единение с Богом, благодаря которому Божественная благодать может сообщиться душе человека.Исполненный истинной христианской мудрости радостно переносит все испытания и превратности судьбы, богат ли он или беден. О ничтожности богатства 1:9-11 " Да хвалится брат униженный высотою своею " (9) — " хвалится " сказано здесь в смысле: " да утешает себя " сознанием чести и милости, предоставляемой ему Богом в перенесении различных скорбей. Все праведники страдали и за это удостаивались великой награды на Небе. Не будь скорбей, не получили бы и венцов. " Богатый — (да " хвалится " ) унижением своим, потому что он прейдет, как цвет на траве " (10-11) — богатый может " хвалиться " , или утешать себя, лишь сознанием ничтожности, тленности своего богатства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1424...

Дух исключительности, на который десять лет тому назад натолкнулись вселенские стремления Павла, мог быть побежден в Антиохии; в Иерусалиме дело обстояло совершенно иначе. Апостолы давно покинули святой город. Все люди, сколько-нибудь способные здесь к воспринятию более широких идей, по-видимому, последовали за ними, перебрались в Антиохию или занялись проповедью, стали миссионерами. Оставшись одни, старые консерваторы могли только еще больше укрепиться в своем направлении. Во главе их стоял Иаков «брат Господень», который еще во время пребывания апостолов пользовался большим уважением и управлял вместе с ними местной церковью. Это был человек общепризнанной святости, глубоко верующий, но очень привязанный к иудейским обычаям и нерасположенный делать уступки насчет их обязательности. В кругу его единомышленников смелые новшества Павла были скорее терпимы, чем признаны. Отсюда шли те влияния, которые на минуту разъединили антиохийскую общину и вызвали столкновение между Петром и Павлом. Отсюда же отправлялись по следам Павла в Малую Азию и Грецию разные агенты, которые пытались вернуть к чистому иудейству язычников или прозелитов, обращенных Павлом, и принудить их к обрезанию; а чтобы достигнуть этого, они старались подорвать личный авторитета апостола язычников. В силу своих примирительных тенденций автор книги Деяний очень бегло упоминает об этих столкновениях и кризисах. Но к тому времени, о котором идет теперь речь, шесть посланий ап. Павла были уже в обращении. Они точнее передают события. В двух посланиях к фессалоникийцам, писанных из Коринфа во время первого пребывания апостола в этом городе, еще ничего не говорится о противодействии со стороны ревнителей иудейства. Павел изливает свою душу перед излюбленными учениками; он напоминает им об испытаниях, которые им пришлось перенести со стороны евреев во дни первой проповеди Евангелия. Эти испытания не кончились: нужно уметь переносить их с кротостью. Он с радостью приветствует поведение и настроение фессалоникийцев, он гордится ими. Они охвачены ожиданием скорого пришествия Господа: апостол отвечает на их вопросы и старается их успокоить.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Возможно, именно этот Иуда является автором 12-й книги Нового Завета — Соборного послания святого апостола Иуды. Автор этого послания именует себя рабом Иисуса Христа, братом Иакова (Иуд 1:1), быть может, потому, что стыдится своего поведения в юношестве, когда он еще не веровал в Божественное достоинство Иисуса и при дележе отцовской земли отказался поделиться с Ним своим наделом (такую историю сохраняет церковное предание). Иуда, брат Господень. Дуччо ди Буонинсенья, около 1255 После ареста Христа в Гефсиманском саду Его названые братья повели себя ничуть не лучше прочих апостолов и разбежались; за Господом последовали только двое учеников — Иоанн и Петр. Тем не менее Иуда присутствует среди апостолов в тот день, когда им впервые явился воскресший Господь, и потом, в день Пятидесятницы, когда на апостолов снизошел Дух Святой и они начали смело проповедовать Евангелие среди разных племен и народов. Иуда, согласно его житию, обошел с проповедью всю территорию Палестины (современные Израиль и Иордания), а затем направился в Аравию, Сирию, Ме­со­по­та­мию и дошел до самой Пер­сии, где и написал свое Соборное послание. В этой книге, одной из самых коротких в Новом Завете, можно усмотреть зачатки уче­ния и о Свя­той Тро­и­це (в одном месте апостол Иуда призывает молиться Духом Святым, в других проводит разделение между Богом Отцом и Господом Иисусом Христом), и о различении Ангелов на доб­рых и злых, и о бу­ду­щем Страш­ном Су­де. Апо­стол Иуда призывает хранить себя от еретических учений и учит, подобно своему брату Иакову, что недо­ста­точ­но одной только ве­ры во Хри­ста, необ­хо­ди­мы еще и доб­рые де­ла. По преданию, свя­той апо­стол Иуда му­че­ни­че­ски скон­чал­ся око­ло 80 го­да в армянском го­ро­де Ара­те — он был рас­пят на кре­сте и прон­зен стре­ла­ми. Предтеча и Креститель Господень Иоанн Строгий аскет и проповедник покаяния Иоанн Креститель, пришедший на берега Иордана « приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему » (ср.: Мф 3:3), был не только Предтечей Господа Иисуса, но и Его сродником. Это ясно из Евангелия от Луки, в котором мы читаем, что Мать Христа, Пречистая Дева Мария, приходилась родственницей матери Иоанна, праведной Елисавете (Лк 1:36).

http://foma.ru/brat-gospoden-iakov-i-dru...

С горы Скопус хорошо виден современный город, в котором сейчас проживает более 600 тысяч человек. В этой обширной панораме взор легко находит Старый город, которому около 4000 лет. Древняя часть ясно просматривается благодаря 12-метровой зубчатой каменной стене, возведенной турецким султаном Сулейманом (1520–1566) по контуру прежних стен, которые неоднократно разрушались. Лишь самая старая часть Иерусалима – град Давидов, с которого и началась его слава, был оставлен строителями стены за границами Старого города. Есть что-то символическое и знаменательное, что Сион, который является прообразом новозаветной Церкви, не отделен от современного города никакой границей. Вечное и временное… Вход Господень в Иерусалим Стена Старого города сложена из тесаного камня. Толщина ее – 2,5 м, высота – 12 м, а длина – 4000 м. Она имеет 35 бастионов и 7 ворот. Самая дорогая память у христиан связана с Золотыми воротами.Они имеют двойную арку с декором. Согласно христианскому преданию, ими торжественно вошел в Иерусалим Иисус Христос, спустившись на осляти с Масличной горы. На каменистом ее склоне сохранились три ступени того времени. Нам показали их сестры монастыря святой Марии Магдалины, который находится в ведении Русской Православной Зарубежной Церкви. У верующего человека они вызывают благоговейное желание припасть к ним и поцеловать. Золотые ворота сейчас заложены. Сделано это было по повелению султана Сулеймана. Христиане видят в этом действие Божественного Промысла во исполнение пророчества: «И сказал Господь: ворота эти будут затворены, не отворятся, и никакой человек не войдет ими. Ибо Господь, Бог Израилев, вошел ими, и они будут затворены» (Иез. 44: 2). От Золотых ворот дорога шла в Иосафатову (или Кедронскую) долину, которую называют еще Долиной суда. Здесь, по поверью жителей Палестины (христиан, иудеев, мусульман), будет место Страшного суда, согласно пророчеству Иоиля: «Пусть воспрянут народы и низойдут в долину Иосафата; ибо там Я воссяду, чтобы судить все народы отовсюду… Толпы, толпы в долине суда! ибо близок день Господень к долине суда!» (Иоил. 3: 12, 14). В долине много древних захоронений. Здесь погребены пророк Захария и апостол Иаков, брат Господень. Находясь в Иерусалиме, мы часто проезжали над этой долиной, обозревая ее с Масличной горы или со стороны города.

http://pravoslavie.ru/30071.html

Не подумай, что Павел никогда не видел другого Апостола, кроме Иакова, брата Господня. Ибо он видел Апостолов и тогда, как представил его Варнава пред лице их: « и бяше с ними входя и нисходя во Иерусалиме, и дерзая о имени Господа Иисуса » ( Деян.9:28 ): и когда приняты были как он, так и Варнава от Церкви, от Апостолов и старцев ( Деян.15:4 ): и когда Иаков и Кифа и Иоанн « даша ему десницы и Варнаве общения » ( Гал.2:9 ). А поелику многократно приходил Павел во Иерусалим, то неизвестно в точности, когда он другого из Апостолов не видел, кроме Иакова, брата Господня. Но когда он из Милита пришел во Иерусалим, тогда кажется, что Иаков, как избранный быть Епископом града оного, был там один, прочие же Апостолы рассеяны были по разным странам мира, проповедуя Евангелие. Ибо о сем пришествии его во Иерусалиме говорит святой Лука: « на утре же вниде Павел с нами ко Иакову, вси же приидоша старцы » ( Деян.21:18 ). Почему не тогда ли может быть Павел « иного от Апостол не виде тамо, токмо Иакова брата Господня ». О братстве же Иакова некоторые говорят, что Иаков был брат Господень, потому что был сын Иосифа, называющегося отцом Иисус Христовым (Феофил. в он. мест. Смот. и Златоуст. там же). Иосиф и Клеопа были братья между собою. А как умер Клеопа бездетным, то Иосиф взял за себя по закону Еврейскому жену его, от которой родил Иакова и Марию, которая называлась сестрою Матери Господней, потому что Иосиф вместо отца был Приснодеве Богородице. Другие же говорят, что Иаков был племянник Иисуса Христа, родившийся от Клеопы и жены его Марии, сестры Богородицы (Феодорит. в он мест.): а в то время Иудеи братиями называли и племянников. Но ничто не мешает думать и так, что может быть Иосиф прежде нежели обручен был с Пресвятою Богородицею, родил от жены своей не только Иакова, но и Иосию, и Симона, и Иуду ( Мф.13:55 ), так же и дщерей: и что все сии назывались братиями и сестрами Иисуса Христа, как и Иосиф отцом Его: и что еще Мария Клеопова была жена Клеопы, и сестра по отцу, а не по матери Богородице ( Ин.19:25 ), как родившаяся от Иоакима, только не от Анны, но от другой прежней жены его. Беседа о клевете, и каким образом должно защищаться против оклеветывающих нас

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Самое тщательное раскрытие доводов в пользу сказанного мнения, из числа книг современных нам деятелей на поприще духовной нашей литературы, находим в «Опыте объяснения на послание апостола Павла к галатам, принадлежащем перу одного из знаменитейших наших богословов. 394 Его-то мы, главным образом, и подвергнем подробному рассмотрению, так, чтобы при этом видно было, насколько убедительны соображения и других. Автор «объяснения представляет следующий ряд доводов, что Иаков Алфеев и Иаков брат Господень – одно и тоже лицо: Иаковбрат Господень, но не родной: имя брата не всегда означает родного брата. (Главное – имеется в виду дальше показать, что он не сын Иосифа Обручника, мнимого отца Господа Иисуса Христа). Иаков брат Господень, Апостол – наверное, есть одно и тоже лицо с Иаковом Алфеевым; потому что в списках 12-ти Апостолов, кроме Иакова Зеведеева, есть другой Иаков, который постоянно называется Алфеевым. 3) Имя Иакова Алфеева ставится вместе либо с именем Фаддея, или Леввея, или что тоже, Иуды Иаковлева, либо с именем Симона: по мнению автора, надобно думать, что это братья Иакова Алфеева, потому что Иуда сам называет себя братом Иакова; известно притом, что и Симон был брат Иакова и Иуды. Мать Иакова малого и Иосии, она же мать Иуды и Симона, Мария, по мнению автора, – тоже, что Мария Клеопова, сестра Матери Господа; потому-то ее дети и вместе дети ее мужа Клеопы – называются братьями Господними, конечно, двоюродными – посредством сестер матерей. Клеопа – муж Марии Клеоповой – тоже, что Алфей, и он-то, Клеопа – Алфей, значит, был отцом Иакова и братьев его, из коих Иуда и Симон тоже были в числе 12-ти. Тожество Клеопы и Алфея, по мнению автора, доказывается разным произношением одного и того же имени, по еврейскому, по галилейскому и по греческому выговору. Что Иаков брат Господень был Апостол, об этом свидетельствует святой апостол Павел; стало быть, утверждает автор, он принадлежит к лику 12-ти Апостолов, и есть именно Иаков Алфеев. Что Иаков сын Алфея – Клеопы и Марии, сестры Матери Господа, был двоюродным братом Господним, – тому, по замечанию автора, не противоречит ни звание Апостола, ни близкое родственное отношение к нему Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Vitalij_Grechu...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010