Когда отец Иоанн переехал в Харьков, дом, где он жил, был осажден толпой. Приносили детей, привозили больных, увеченных с просьбой, чтобы он возлагал руки… И так повторялось во всех городах, куда бы он ни приезжал. По приглашению архиепископа Амвросия отец Иоанн (15 июля) служил Литургию в соборе. Сослужило ему все харьковское духовенство. «Это была беда, а не служба», – выразился один очевидец. Толпа так напирала, что певчие пели в алтаре. С трудом выбрался отец Иоанн. Площадь и прилегающие улицы были залиты народом, поэтому отец Иоанн не мог принять приглашения служить в других церквах. По предложению того же архиепископа (2 июля) отец Иоанн служил молебен на Соборной площади. Опять было неописуемое многолюдство. Народ занимал и крыши домов. Вероятно, было до 60 тысяч человек. 3 В 1893 году отец Иоанн посетил Киев. Рассказывая об этой поездке, жизнеописатель отца Иоанна передает многое, схожее с тем, что было в Харькове. Но среди этих описаний есть подробности, характеризующие самого отца Иоанна. Например, иеромонах Михаил приводит в своей биографии слова одного очевидца (профессора Сикорского), что, «созерцая вид природы, отец Иоанн Кронштадтский молится и восхищается… и предается глубоким философским размышлениям о далеком прошлом мироздания. По свойству своей натуры он постоянно впадает в истинный поэтический лиризм по поводу всего художественного, будет ли то в природе, в истории или в человеке». Там же передается о том, как отец Иоанн в особенности интересовался и любовался Владимирским собором, еще тогда не законченным, и оценил законченные частично фрески. «Лики святых и святые изображения событий библейской и христианской истории привели отца Иоанна в состояние духовного восхищения». Под свежим впечатлением от встречи с отцом Иоанном известный психиатр профессор И. Сикорский (отец знаменитого ныне конструктора самолетов) написал тогда же характеристику отца Иоанна с точки зрения своей науки. Биограф отца Иоанна иеромонах Михаил приводит в своем труде из нее некоторые выдержки.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Одно из свидетельств взято нами из журнала «Странник» за 1909 г. (т. 1). Полное название этого органа – «Странник. Духовный журнал современной жизни, науки и литературы». Воспоминания, которые публикуются ниже, рассказывают о посещении Пастырем в 1890-е гг. Киевской Духовной Академии. В комментариях к текстам можно найти краткие справки об известных в то время исторических лицах, старых названиях городов, монастырях и подворьях, ныне не существующих и вновь возрожденных, различных обществах и тому подобный материал. Думается, все это облегчит читателю знакомство с мемуарами, более 75 лет бывшими недоступными для многих, интересующихся историей жизни святого праведного отца Иоанна Кронштадтского . К 1917 г. собирание материалов об о. Иоанне широко развернулось по всей России, при Обществе в его память был организован фонд, приобретавший у знавших протоиерея лиц документы, связанные с его жизнью, автографы самого Кронштадтского Пастыря. Однако в самом начале 1920-х гг. все это по известным причинам было прервано. Выпускаемые русской православной эмиграцией воспоминания 6 заполняли образовавшийся информационный вакуум лишь отчасти, так как большинство знавших и помнивших о. Иоанна людей осталось в России и не могло уже, разумеется, обнародовать свои воспоминания. Но и изданные в предреволюционный период мемуарные свидетельства не были доступны читателю в полной мере, Во-первых, ознакомиться с ними можно было только в центральных библиотеках, и, во-вторых ? раскиданные по разным номерам и годам, они не давали того цельного впечатления, какое возникает при чтении определенным образом систематизированных и прокомментированных воспоминаний. Настоящий сборник воспоминаний начинается и заканчивается сообщением постоянного корреспондента журнала «Кронштадтский Пастырь» священника Иоанна Альбова: первая принадлежащая его перу публикация в книге имеет название «Отец Иоанн Кронштадтский как носитель Христовой любви». Это – главная мысль, объединяющая все материалы сборника. «Христос – моя сладость», – любил повторять о. Иоанн, смысл жизни которого был слит с именем Христа. Именно поэтому к нему тянулись сотни тысяч людей со всех концов православной России, стремясь исповедаться в грехах и получить отпущение именно от «дорогого Батюшки». Описанию служения о. Иоанна и общей исповеди у него тысяч православных посвящены воспоминания многих авторов сборника. Эти свидетельства, как наиболее важные, по нашему мнению, помещены в начале книги. Воспоминания лиц, бывших с о, Иоанном в его путешествиях: к себе на родину – в Архангельскую губернию, по городам и весям страны, – также создают образ исключительно внимательного к другим, простого в обращении, очень скромного и доброго священника, жившего только для того, чтобы облегчать жизнь другим, помогать ближним всем, чем только можно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

— Теперь я тебе не нужен, но скоро понадоблюсь. Помолился, денег не взял и уехал. Участник розыгрыша вспоминал: «Мнимый больной хочет встать с кровати, но не может. Его приковала к ней неведомая сила. Сначала мы не поверили, думали, что притворяется, шутит, а потом и сами струхнули не на шутку». Поехали студенты опять к отцу Иоанну и стали со слезами на глазах каяться в своем проступке. Святой их утешил, сказал, что их приятель здоров и отпустил с миром. Когда они вернулись, оказалось, что он, действительно, выздоровел. «Этот урок на всю мою жизнь сделал из меня человека религиозного, верующего», — заключил «шутник». И другой случай, не менее известный, рассказанный А.А. Анкировой: «Когда мы стали разговаривать с о. Иоанном, он говорит мне: — Говори громче, потому что я плохо слышу с тех пор, как меня студент ударил в Андреевском соборе по щеке. Продолжая речь, о. Иоанн рассказал мне подробности этого случая так: — Однажды, когда я служил обедню в Андреевском соборе и вышел из царских врат с чашей, то увидел студента, который закуривал папиросу от лампады перед иконой Спасителя. Я сказал ему: “Что ты делаешь?” Студент, не отвечая, ударил меня по щеке, да так сильно, что Дары расплескались на каменный помост. Я перекрестился, подставил ему другую щеку и сказал: “Ударь еще раз”. Но народ схватил студента. Камни с помоста были потом вынуты и брошены в море». Становится понятной одна из записей в дневниках праведного Иоанна Кронштадтского, относящаяся к тем временам: «Господи, вразуми студентов; вразуми власти; дай им правду Твою и силу Твою, державу Твою. Господи, да воспрянет спящий царь, переставший действовать властью своею; дай ему мужество, мудрость, дальновидность. Господи, мир в смятении; диавол торжествует, правда поругана. Восстань, Господи, в помощь Церкви Святой. Аминь». В Свято-Ильинском издании 1980-го года, во втором томе книги И.К. Сурского «Отецъ Ioahhъ читаем: «В одно изъ воскресений осени 1916 г. в Петербургскомъ Иоанновскомъ монастыре, где собирались почитатели о. Иоанна, литургию совершалъ Московский митрополитъ Макарий. После обеда в покоях настоятелыницы монастыря, игумении Ангелины, собрались несколько духовных лиц, а также и военных. Митрополит Макарий прочел собравшимся одно место из дневника о. Иоанна Кронштадтского, в котором были описаны его видения и предсказания, касавшиеся России...

http://pravoslavie.ru/106266.html

Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 18.) Самолюбие наше – корень всему злу. Преподобный Амвросий Оптинский. (9, с. 377.) Всякую добродетель надобно заимствовать у того, кто в особенности владеет ею. Преподобный Иоанн Кассиан. (16, с. 50.) Похоть и гнев – принадлежность не естества, а следствие испорченности его. Побеждающий их не естество побеждает, а порчу естества уничтожает и возводит его в свой естественный чин. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 270.) Нечестивый есть разумное и смертное создание, произвольно удаляющееся от жизни оной (Бога), и о Творце своем присносущем промышляющее, как о несуществующем. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 28.) Надобно воздерживаться от всякой шутливости, так как со многими, занимающимися этим, случается, что прегрешают они против здравого разума, когда душа развлекается смехом и теряет собранность и твердость ума. Святитель Василий Великий. (18, с. 246.) Добровольное подчинение свободы воле Божией есть единое истинное и единственно блаженное употребление свободы… Все устроено по определенным законам воли Божественной, которая после сего одна остается совершенно свободною. Святитель Феофан Затворник. (2, с. 58—59.) Без Бога (без Его вездеприсутствия) не может быть ни одного движения моей мысли и сердца: есть действие – должна быть причина, есть следствие – должно быть начало. Потому-то апостол говорит: не довольны есмы от себе (неспособны) помыслити что, яко от себе, но довольство наше от Бога (2 Кор. 3: 5). Жив Бог, потому именно и жива душа моя. Святой праведный Иоанн Кронштадтский. (15, с. 21.) Если делаешь добро, то нужно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никакого внимания. Преподобный Амвросий Оптинский. (9, с. 376.) Движения ярости по случаю неприятностей надо прогонять молитвой и размышлением всякий раз до совершенного их исчезновения. Святитель Феофан Затворник. (11, с. 166.) Совершенное чувство смерти свободно от страха. Преподобный Иоанн Лествичник. (17, с. 154.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Ситуация в нашей стране – парадоксальна. 61% населения считают себя православными, из них только 5% причащаются, и при этом 5 млн абортов в год и 40% браков кончаются разводами! И ответ на все эти беды и парадоксы надлежит искать в «искусстве святости», практическом опыте святых, в том числе – близких нам по времени, сталкивавшихся со сходными проблемами, и прежде всего св. прав. Иоанна Кронштадтского Святой праведный Иоанн Кронштадтский родился в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии 19 декабря 1828 г. в семье бедного причетника Ильи Сергиева . Позднее он напишет: «С самого раннего детства родители приучили меня к молитве… Евангелие было спутником моего детства, моим наставником, руководителем и утешителем…» К учению ему удалось приобщиться благодаря частой и пламенной молитве, в результате которой однажды «точно завеса спала с глаз». В автобиографии он писал: «Грамота давалась мне туго… но будучи приучен отцом и матерью к молитве в скорби о неуспехах своего учения, я горячо молился Богу, и я помню, как вдруг спала точно пелена с моего ума» . И самое начало жизни святого праведного о. Иоанна Кронштадтского тесно связано с вызовами нашего времени. Таковыми является наша бессемейность, безбытность, случайность и безмолитвенность наших семей. Почему среди нас встречаются несчастные, озлобленные, а временами и преступные дети? Часто это происходит оттого, что ребенок в семье зачастую не чувствует ни любви, ни воспитательного начала, не говоря уже о молитвенности, о церковности. В результате он выходит из холодной, безлюбовной семьи в еще более холодный и ожесточенный мир и черствеет душою и зачастую умножает то зло, которое с детства запало в его душу. Тот ответ, который дает нам жизнь святаго праведного Иоанна – созидание семьи, как малой Церкви. Жизнь его семьи, как мы видим, была бедной материально, но богатой духовно и праведный Иоанн воистину явился «благочестивого корени» пречестной отраслью. В 1845 г. он с отличием закончил Архангельское приходское училище, успешно учился в Архангельской Духовной Семинарии, по окончании которой был принят на казенный счет в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. «Высшая духовная школа имела на меня особенно благоприятное влияние», – писал он впоследствии. Учебу он совмещал с работой, переписывая по ночам бумаги, поскольку умер его отец и он остался единственным кормильцем в семье. Скудное жалование св. Иоанн пересылал матери. В 1855 г. св. Иоанн окончил Духовную Академию со степенью кандидата богословия, защитил работу «О Кресте Христовом в обличении мнимых старообрядцев».

http://pravoslavie.ru/37047.html

В своем слове при открытии попечительства отец Иоанн говорил: «Церковное попечительство есть учреждение первых христианских времен, апостольских, которые по братской любви так заботились друг о друге, что не было бедного ни единого» (ср.: Деян. 4:34 ). К несчастью, когда Дом был уже почти готов, однажды ночью, невдалеке, в некоторых «веселых заведениях» возник пожар, скоро охвативший многие здания и приблизившийся к Дому Трудолюбия. Отец Иоанн с тревогою смотрел на надвигающееся бедствие и просил полицмейстера Головачева принять предохранительные меры в районе Дома Трудолюбия, в чем ему было отказано, – и Дом сгорел. Отец Иоанн был в большом горе и с несвойственной ему резкостью обличил, хотя прямо и не называя, Головачева: «Не внешний неприятель нашел на нас с огнем и мечем, а враг внутренний, тайный, облеченный во всеоружии мерзости и продажной дружбы, и полного безучастия к постигшей беде, – безучастия, говорю, людей, которые на то и поставлены и существуют, чтобы служить общественной безопасности». Но к счастью, страховая премия и новые пожертвования, стекавшиеся на этот раз со многих концов России, спасли дело. Головачев же вскоре попал под суд за разные неблаговидные дела, и отец Иоанн Кронштадтский , отлично знавший про его деятельность, был вызван для дачи показаний. Но только отец Иоанн и словом не коснулся проступков Головачева, напротив, указывал на некоторые его полезные действия. Прокурор заметил, что свидетель на суде обязан говорить правду, ничего не скрывая, на что отец Иоанн твердо заявил: «Я говорю по священству». Этот эпизод, по–видимому, произвел на тогдашнее общество большое впечатление и запечатлен во многих биографиях отца Иоанна. В 1882 году Дом Трудолюбия был, наконец, открыт. Он был посвящен памяти год тому назад убиенного Царя Освободителя Александра а храм при Доме – святому Александру Невскому. 3 Первоосновой Дома Трудолюбия, который потом как бы разросся в целый городок, были пеньковая и картузная мастерские, где в 1902 году, например, работало одновременно 7281 человек. Легкий труд был сознательно избран для почина, чтобы от приступавших к работе не требовать каких-либо особых знаний, а только добрую волю. Важно было без промедления помочь отвыкшим от труда людям вступить на трудовой путь и пожинать сразу же хотя бы скромные плоды добрых усилий. Но тут же, главным образом для детей и подростков, открывалась возможность приобретать ценный капитал знаний: начальное и специальное ремесленное образование.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Едва ли можно согласиться с таким взглядом. Если отец Иоанн был великим праведником, то в его исповедальной практике надо, конечно, искать примера и поучения; если же рассматривать эту практику как просто оригинальную особенность ревностного священника, то и в этом случае нельзя серьезно не задуматься над ней, благодаря тому небывалому отклику, который она нашла в народе. Здесь не место разрешать вопрос о правильном и неправильном образе говения, но нельзя с достаточной определенностью не утверждать, что в явлении отца Иоанна Кронштадтского и в его исповедальной практике этот вопрос поставлен и отчасти предрешен. Нельзя к этому еще не добавить, что было бы совершенно противно духу Церкви думать, что заслуга отца Иоанна была лишь в том, что именно у него исповедовалось и причащалось такое необыкновенное количество верующих. Конечно, и сам отец Иоанн стремился не к тому, чтобы верующие приходили исповедоваться или причащаться именно к нему, а к тому, чтобы они поняли, что, причащаясь, они пьют из Источника жизни, а исповедуясь, действительно освобождаются от грехов, притом вне зависимости от того, какой священнослужитель держит в руках Святую Чашу и налагает епитрахиль на голову кающегося. В отношении Таинства Покаяния отец Иоанн Кронштадтский привлек к себе всеобщее внимание, во-первых, тем, как он исповедовал отдельных людей, во-вторых, тем, что он возродил общую исповедь и, наконец, потому, что собрал вокруг себя многих верующих, которые постоянно и не один раз в году у него исповедовались и причащались. Содержание самой индивидуальной исповеди есть тайна, которую должны строго хранить как священник, так и исповедующийся у него человек. Поэтому внутренняя сторона исповеди отца Иоанна остается для нас сокрытой, но сохранилось немало дошедших до нас от внешних наблюдателей рассказов о ней, которые слегка приоткрывают и внутреннюю ее сторону. Так: «в начале своей пастырской службы», – говорится в одной его биографии 25 , – когда исповедники вне Великого поста были большою редкостью, отец Иоанн посвящал каждому приходящему каяться во грехах много времени; это была не простая формальная исповедь, а целая школа , испытание, экзамен душевных чувств и религиозных знаний. Иногда батюшка проводил целые часы в беседе с исповедниками и, откладывая разрешение грехов. Заставлял приходить еще и еще. С годами число исповедников росло в огромной прогрессии. Приходилось исповедовать уже ежедневно не одних больных, а здоровых, притом не единицами, а сотнями… Но отец Иоанн не перешел на формальную исповедь по шаблону, зато ему пришлось отказаться от отдельной исповеди».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Сообщество образовалось в 2009 году, когда торжественно отмечалось 100-летие со дня кончины святого. По окончании Литургии было совершено славление святому праведному Иоанну Кронштадтскому. Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом . Святейший Патриарх Кирилл поблагодарил митрополита Даниила за труды по окормлению Архангельской митрополии и вручил крест и панагию, изготовленные в честь 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира. Также Святейший Владыка выразил благодарность протоиерею Николаю Беляеву, старшему священнику ставропигиального Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге, за возглавление «большой Иоанновской общины, которая была главным двигателем восстановления сей святой обители и подготовки к торжествам», и вручил ему крест с украшениями. В дар обители Предстоятель Русской Церкви передал старинный образ Христа Спасителя. Сурская женская община была основана в селе Суре в 1899 году по инициативе протоиерея Иоанна Сергиева (святого Иоанна Кронштадтского). Летом отец Иоанн освятил место, где воздвигли первые постройки. К лету следующего года строительство закончилось. Это было двухэтажное бревенчатое крытое железом здание, в котором кроме трапезной, кухни и кладовых было 20 просторных светлых келий, где могли разместиться по 3-4 сестры. С восточной стороны здание начиналось храмом в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь была сожжена в начале 1930-х годов. В 1900 году общину преобразовали в заштатный общежительный женский монастырь. По замыслу отца Иоанна Кронштадтского монастырь должен был выполнять следующие функции: быть примером благочестия и трудолюбия, быть просветительским центром для мирян, вести миссионерскую деятельность (в первую очередь, по борьбе со старообрядчеством на Пинежье), осуществлять благотворительную деятельность. С 1907 года обитель имела подворье в Архангельске. Кроме того, Иоанновский монастырь в Петербурге также сначала был основан как подворье Сурской общины.

http://patriarchia.ru/db/text/4119164.ht...

Вскоре после начала служения отец Алексий в величайшем горе приехал к святому праведному Иоанну Кронштадтскому – он был поражен смертью жены, оставшись с маленькими детьми на руках, в бедном приходе, в развалившемся гнилом доме. Он жаловался на свое горе святому праведному Иоанну и просил указаний как быть, что делать и чем помочь. Отец Иоанн сказал ему: «Ты жалуешься и думаешь, что больше твоего горя нет на свете, так оно тебе тяжело. А ты будь с народом, войди в его горе. Чужое горе возьми на себя и тогда увидишь, что твое горе маленькое, легкое в сравнении с тем горем, и тебе легко станет». Отец Алексий так и сделал: он принялся за «разгрузку» чужого горя. Тогда же отец Иоанн указал ему на первое и сильнейшее средство к излечению горя – молитву. Праведный Иоанн Кронштадтский рассказал отцу Алексию, что когда он был еще совсем молодой, никому не известный священник, на площади ему встретилась неизвестная женщина и сказала: «Батюшка, у меня сегодня решается такое-то дело, помолитесь обо мне». – «Я не умею молиться», – смиренно отвечает святой праведный Иоанн. – «Помолитесь, – настаивала женщина, – я верю, по вашим молитвам Господь пошлет мне». И святой праведный Иоанн Кронштадтский, видя, что она возлагает такие надежды на его молитвы, еще более смутился, утверждая, что он не умеет молиться, но женщина заметила ему: «Вы, батюшка, только помолитесь, я вас прошу, как там умеете, а я верю, Господь услышит». Почти принужденный женщиной отец Иоанн согласился и стал поминать ее за проскомидией и литургией, где только мог. Через некоторое время он опять встретил эту женщину, и она сказала ему: «Вот вы, батюшка, помолились за меня и Господь послал мне по вашим молитвам, чего я просила». Этот случай сильно повлиял на отца Иоанна, он понял силу иерейской молитвы. Отец Алексий много раз повторял этот рассказ праведного Иоанна Кронштадтского и этот совет, которому он следовал всю свою жизнь, в котором видел высшее руководство для пастыря и к следованию которому непрестанно звал всех.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Правильное понимание смысла и значения важнейшего Таинства Церкви – Таинства Тела и Крови Христовых – является насущнейшей потребностью каждого христианина. Тема Евхаристии всегда будет современной в силу христоцентричности жизни верующего в Господа Иисуса Христа, а также в силу свидетельства Самого Спасителя: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» ( Ин 6:54). Особенным вниманием богословов в последнее время пользуется тот аспект учения о «Таинстве таинств», который касается реальности изменения природы литургических хлеба и вина. В связи с этим мы уделим в нашем исследовании этой проблеме особое внимание. Первая важная мысль о Святых Тайнах в богословском наследии праведного отца Иоанна, которую святой часто повторяет в своих дневниках, – это утверждение о необходимости принимать Святую Евхаристию «верою и благодарною любовию», без исследования. Желание исследовать величайшую Тайну Тела и Крови отец Иоанн называет «дерзким и исходящим от врага». Обращаясь к христианину от лица Господа, отец Иоанн писал: «…не слушай врага, нудящего тебя исследовать Мою Тайну. Это – оскорбление Моей истинности, святости и благости… Я в Тайнах – и довольно для уверения твоего. Помни: Я – Бог Таин. Покажи Мне свою сыновнюю доверенность: не слушай наущений врага» . Сравнивая бесценный Дар Святой Евхаристии с незаменимым для младенца молоком родной матери, отец Иоанн вновь подчеркивает: «…насытивши чудно свою душу, не спрашивай: как сотворен сосец? Это очевидно безрассудно» . В личных записях отца Иоанна мы находим многочисленные и яркие следы духовной борьбы, совершавшейся в его душе и сердце за живую веру в Евхаристию, которую он называет «Живой и Животворящей Тайной» . По мысли отца Иоанна, сердце любого верующего, и особенно священника, должно быть в непрестанной борьбе с неверием, холодностью, праздным любопытством по отношению к Таинству. Сам отец Иоанн неоднократно испытывал резкие изменения своего душевного и духовного настроения во время служения Божественной Литургии. Нападение мысленного врага с его «жгучим неверием» часто буквально «резало» чуткое сердце кронштадтского пастыря, как сам он свидетельствует о себе: «во время и после причащения Животворящих Таин» . И наоборот, он ощущал особое оживление души, просвещение ума и сердца, глубокий мир через сердечную веру в Святые Тайны. «Такое различие между мною и мною: в одно время я бываю совсем не то, что в другое – так что, если бы не во мне происходили эти перемены, я не узнал бы так чудесно изменяющегося человека – слава Тайнам Твоим Христе!»

http://bogoslov.ru/article/2339741

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010