85 Творения. Т. I, кн. 2, с. 698.  «сорок два месяца» – то есть три с половиной года. Именно такое или близкое к нему время торжества сил зла указано и в Книге пророка Даниила (Дан. 7, 25; 12, 7; 12, 11–12).  Можно думать, что эти сорок два месяца попирания язычниками святого города совпадают со временем царствования зверя, которое в 13, 5 обозначается – предположительно, именно с целью идентификации – теми же словами: «сорок два месяца», в отличие от сроков пророческой проповеди 11, 3 и пребывания жены в пустыне 12, 6, наименованных как «тысяча двести шестьдесят дней». 3 И дам двум свидетелям Моим, и они будут пророчествовать тысячу двести шестьдесят дней, будучи облечены во вретище. Под двумя свидетелями большинство святых отцов 86  понимали пророка Илию и праведного Еноха.  86  Это святые Ипполит Римский, Ефрем Сирин, Иоанн Дамаскин, Андрей Кесарийский и др. Ипполит Римский на основании Ин. 21, 22–23 высказывал точку зрения, что вместе с Илией и Енохом придет сам апостол Иоанн. Впрочем, широкого распространения это мнение не получило. На Западе, кроме того, существовало предположение, что вместе с Илией придет не Енох, а Моисей. Основанием для этого служит сходство египетских знамений Моисея с теми, которые совершают два свидетеля 11-й главы. Однако эта гипотеза не выглядит особенно убедительной.  Оба эти ветхозаветных праведника не увидели смерти, но были переселены Богом на небо в теле (Быт. 5, 24; Евр. 11, 5; 4 Цар. 2, 11), однако в конце времен им надлежит снова прийти в мир и подчиниться закону смерти: они должны будут умереть как христианские мученики. 87 87  В словах «и дам двум свидетелям Моим» (Апок. 11, 3) в греческом оригинале употребляется слово «μρτυς», на русский язык часто переводимое как «мученик». О пришествии пророка Илии говорит Господь в Книге Малахии: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал. 4, 5–6), – отчасти эти слова исполнились во времена Первого пришествия Христа, когда в духе и силе Илии пришел святой Иоанн Предтеча. Но в конце времен эти слова должны исполниться буквально: придет сам пророк Илия. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст в толковании на Евангелие (Мф. 17, 10–13), где он указывает, что у Малахии Илия назван по месту его родины  «фесвитянином» 88 , тогда как святой Предтеча фесвитянином не был, и Илией он именовался только по подобию служения. 

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Иоанн Предтеча «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня, великого и страшного. И он обратит сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их, чтобы Я, придя, не поразил земли проклятием» (Мал.4:5–6), — так за 400 лет до пришествия в мир Спасителя свидетельствовал о святом Иоанне Крестителе пророк Малахия. Подтвердил исполнение этого пророчества и Сам Господь, когда на вопрос учеников об Иоанне сказал: «Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя… И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти» (Мф.11:11,14). Как видим, евангельский образ святого Предтечи исполнен духа и силы пророка Илии, то есть с ним связывают мужество и ревность ветхозаветного праведника, явленные во времена пришествия в мир Спасителя. Однако мужество новозаветное имеет иную форму, нежели это было во времена борьбы пророков с нечестием ветхозаветного Израиля. Христос ясно указывает на это, когда запрещает апостолам Иакову и Иоанну, стремившимся подобно Илии низвести огонь с неба на отвергнувших Господа самарян. Спаситель говорит Своим ученикам: «Не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:55–56). Об этом же новом взгляде на мужество свидетельствует и сам Предтеча. Своим ученикам, возревновавшим о славе их учителя, умаленной проповедью Иисуса Христа, он говорит: «Ему [то есть Христу] должно расти, а мне умаляться» (Ин. 3:30). Также и в другом месте мы читаем, что Иоанн Креститель, «великий и страшный» пророк (Мал. 4:5), которому не было равных среди рожденных женами (см. Мф. 11:11), «услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф.11:2–3). Неужели такой великий пророк не узнал Спасителя даже после крещения? Мы не можем такого допустить! Об этом говорят и все толкователи. Святой Иоанн Креститель, конечно же, знал о Христе, он не нуждался в каких-либо дополнительных свидетельствах. Однако ради своих учеников, чтобы они еще раз убедились в истинности Мессии, он умаляет себя, делается слепцом перед очевидной для него Истиной, отвергается себя и посылает своих последователей посмотреть на дела Христовы! Вот в чем проявляется новозаветное мужество и ревность — в решительности отвергнуть себя перед Истиной!

http://pravoslavie.ru/76631.html

Совершенно новое развитие и наполнение Крещению в Новом Завете дал святой пророк Иоанн Предтеча. Святой Иоанн Предтеча также крестил евреев в водах Иордана,   крещение Иоанново и Крещение христианское – это два разных крещения. Крещение Иоанново было крещением покаяния, хотя при этом оно не освобождало человека от источника всех грехов – греха первородного. Крещение же христианское дает прощение всех грехов, обновляет человека. Крещение Иоанново было приготовительным для каждого принимавшего его человека к личной встрече со Христом, к принятию чаемого евреями Мессии. Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещение покаяния». Единственный, кто вошел в воду и не задержался в ней, был безгрешный Богочеловек Иисус Христос. Иоанн призывал принимавших его крещение сделаться чистыми, потому что среди них уже находился, стоял Тот, Кто пришел их искупить и с Кем им предстояло встретиться. Итак, через крещение Иоанново человек должен был подготовиться к встрече со Христом, Который еще только пришел в мир, вступив в бой с сатаной и грехом. Крещение же христианское есть Крещение Духом Святым; оно дает абсолютно новые дары, являющиеся следствием уже одержанной Христом победы над диаволом, воскресение со Христом, новую жизнь, новое духовное рождение. Таким же крещением, как Иоанново, было и крещение апостолов, совершаемое ими еще до Воскресения Христа. Только после Пятидесятницы новое, христианское Крещение являет себя в Церкви Новозаветной. В книге Деяний Апостольских приводятся слова Господа, Который Сам об этом говорит: « Иоанн крестил водою, а вы через несколько дней после сего будете крещены Духом Святым » (Деян. 1, 5). Установление Крещения Об установлении Крещения известно из Евангелия от Матфея: « …дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века » (28, 18—20). О новозаветном понимании духовного смысла Крещения сказано в 3 главе Евангелия от Иоанна: «. ..истинно, истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие » (3, 5). Богословское значение Таинства христианского Крещения всегда понималось Церковь ю одинаково: как Крещение во Имя Пресвятой Троицы и Крещение во образ смерти и Воскресения Христа, совершающееся ради освобождения от первородного греха и для прощения личных грехов. Крещение – это не просто моральная перемена, которая происходит с человеком. Кроме того, Крещение становится новым рождением водою и Святым Духом для Царства Божьего. Человек, находившийся прежде вне Бога и потому фактически не обладавший подлинным – духовным – бытием (ведь вне Бога не может быть никакой настоящей жизни), хотя и живший как плоть, но на самом деле пребывавший духовно «не сущим», истинно рождается, духовно созидается в крещальной купели.

http://pravmir.ru/tainstvo-kreshheniya/

Тут же была Анна пророчица, восьмидесятичетырехлетняя вдова, которая жила при храме и постом и молитвой служила Богу. Подойдя к Младенцу Иисусу, она стала славить Бога и говорить всем, что Младенец этот есть ожидаемый Спаситель. Годы Своей юности Иисус Христос жил в городе Назарете, в доме Своих родителей – Иосифа и Марии – и был у них в повиновении. С возрастом Он преуспевал в мудрости, и благодать Божия была на Нем. День Сретения Господня празднуется Святой Церковью 2 февраля (15 февраля) . Глава 5. Иоанн Предтеча и его проповеди Иоанн Предтеча был сыном благочестивых родителей, родственников Пресвятой Девы Марии, священника Захарии и жены его Елисаветы. Они дожили до глубокой старости, а детей у них не было. Однажды Захария, отправляя свою службу в Иерусалимском храме, вошел в святилище для каждения и увидел по правую сторону алтаря Ангела, который сказал: я возвещаю тебе, Захария, радость великую: жена твоя Елисавета родит сына, и ты назовешь его Иоанн; он будет велик пред Господом, исполнится Святого Духа с самого рождения своего и станет приготовлять людей к принятию Спасителя. Захария усомнился, чтобы у него с женой, при их старости, мог родиться сын, и за свое неверие был наказан немотой. После этого благовестия Елисавета, жена Захарии, действительно зачала и родила сына. По случаю семейного торжества собрались к Захарии родственники и соседи. Они советовали назвать младенца Захарией, но Елисавета желала назвать его Иоанном. Спросили отца. Захария взял дощечку и на ней написал: Иоанн – имя ему. В то же время отверзлись у него уста, и он начал славить Бога и пророчествовать. Иоанн был человек строгой и святой жизни. Лишившись родителей, он в юных летах ушел в пустыню и там проводил время в посте и молитве. Одежду носил из верблюжьего волоса и подпоясывался кожаным поясом; пищей ему были акриды и дикий мед. Когда ему исполнилось тридцать лет, он вышел к реке Иордан и начал там проповедовать: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное. Более четырехсот лет у иудеев не было пророков. Они охотно приходили к Иоанну слушать его проповедь, каялись в своих грехах и крестились от него в реке Иордан.

http://azbyka.ru/katehizacija/zakon-bozh...

А как сдержанно обличал Креститель преступного царя Ирода Антипу, отнявшего жену у собственного брата и вступившего с ней в греховнейшее сожительство. Пророк не называл Ирода мерзким развратником-кровосмесителем, хотя тот вполне заслуживал этого. Святой Иоанн не говорил Ироду: «ты царь и своим беззаконием развращаешь весь народ, так что делаешься подобным диаволу», – хотя и это было правдой. Нет, Предтеча Христов говорил Ироду просто: Не должно тебе иметь жену брата твоего ( Мк.6:18 ), – призывая царя одуматься. В ответ на это кроткое увещание тиран-развратник бросил Крестителя в тюрьму, потом казнил. Так «глас вопиющего» был заглушен в пустыне царского дворца. Но для смиренных и кающихся грешников зов Предтечи Господня сбывался «правого пути верным указанием». Ближайшие ученики Крестителя вошли в апостольскую общину. Внимавшие словам святого Иоанна об Иисусе – Сыне Божием во множестве последовали за Христом, вступая на путь спасения. Исполнилось архангельское предвещание о Крестителе: Многие о рождении его возрадуются, Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей; И многих обратит к Господу Богу ( Лк.1:14–16 ). У истоков Святой Церкви Христовой мы видим величественный образ Крестителя Иоанна, призывающего народ к покаянию. Предтеча Христов – он явился Предтечей любви Господней, зримо пришедшей в мир и с той поры во все века объемлющей верных, возводящей их к бессмертному счастью любимых детей Всевышнего. И сейчас каждому чуткому сердцу внятен голос служителя Божественной любви, пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное ( Мф.3:2 ). Дорогие во Христе братья и сестры! Как бережно и заботливо Вселюбящий Бог ведет людей к спасению! В церковных песнопениях сравниваются два великих праздника – Рождество Иисуса, коим начинается земной путь Сына Божия, и Крещение Господа, с которого начинается Его спасительное для нас служение человечеству. Таинство Рождества благовестил верховный Архангел Гавриил, Таинство Крещения предуготовлял «земной ангел», святой человек Иоанн.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Мы слышим, как святой Иоанн Предтеча зовет народ придти очиститься, изменить свою жизнь и креститься во Иордане. И вот среди всех этих грешников, пришедших покаяться, чтобы сделаться способными к принятию Мессии, является Сам Господь и просит крещения. Нам трудно представить себя на месте Предтечи. Но ясно, что он должен был пережить большее, чем просто потрясение. Он просто не мог ничего понять. Разве не возвещал он: «Идущий за мною стал впереди меня, я не достоин развязать ремень у обуви Его» (Ин.1, 27). А теперь Тот, Кто открывается ему как Господь, просит у него очищения как обыкновенный грешник. Иоанн пытается противиться: «Мне надобно креститься от Тебя», — говорит он. Но Господь отвечает: «Оставь теперь. Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 14—15). Так Господь начинает Свое служение. Этими словами Он приводит в замешательство величайшего из пророков, которому внезапно предстоит войти на новой глубине в тайны Писания: «Мои мысли не ваши мысли, Мои пути не ваши пути». Мы, христиане, вместе со всеми святыми Церкви Божией двадцати веков, видим сегодня это событие в свете Боговоплощения в Духе Святом. Бог стал Человеком — истинным, совершенным Человеком — до конца. Тем, Кто, будучи безгрешным, отождествляет Себя с самым грешным из нас. Он отождествляет Себя со всем человечеством. «Се, Человек», — услышим мы в Его крестный час. Господь представляет каждого из нас и в то же время все человечество. И это человечество нуждается в очищении. Господь с самого начала показывает нам, что Он до конца един с грешным человечеством, которому Он пришел дать обожение. Только Им, с Ним и в Нем может быть очищен род человеческий. И это — непостижимая тайна. Предтеча ждал, как и все его современники, Мессию, исполненного силы и славы. Но с самого начала Господь показывает, что Он отказывается играть эту роль победоносного земного Мессии. Смысл и цель Его пришествия — совершенно иные. Речь идет совсем не о том, чтобы восстановить земное царство Израиля и вернуть ему славу былых времен. Речь идет о бесконечно большем. Начинается новое творение. Начинается новый союз между Богом и человеком. Все Писание наполняется новым смыслом. Небеса отверзаются, и это означает переход от земли на небо. Между небом и землей течет река, в которую входит Господь. Дух Святой сходит на Него в виде голубя. И в наших сердечных глубинах звучат слова Откровения о первом творении: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною. И Дух Божий носился над водою» (Быт. 1, 1—2). Дух Святой сходит на Господа и являет Его. Дух Божий сходит на новое человечество и являет его.

http://moral.ru/iavlenie/

Святой Дух вразумлял пророка Даниила, и Он же прохладил огонь вавилонской печи для трех праведных отроков, так что «в средине печи был как бы шумящий влажный ветер, и огонь нисколько не прикоснулся к ним, и не повредил им, и не смутил их» (Дан. 3: 50). Святой Дух во Христе Святой Дух являл Свою силу, Свои дары. Но Ветхий Завет – лишь путь к обетованному. Пророчество Иоиля: «излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2: 28) предполагало будущее время. Восстановление человека как храма Духа Святого стало возможно лишь с рождением на земле Того, храм тела Которого разрушили и в три дня Он воздвиг его (см.: Ин. 2: 18–22). Рай как Царство Святого Духа отверзся, когда явился Тот, Кто наконец-то сказал: «Ныне же будешь со Мною в Раю» (Лк. 23: 43). Пришел Святой святых, Чистейший самых чистых, и нам даровано освящение сокровенных глубин нашего сердца. Не полки филистимлян или аммонитян теперь ниспровергаются, ибо то всё были победы временные и земные. Теперь казалось бы непобедимые легионы злых духов в панике покидают одержимых людей, едва рядом появляется Он, «исполненный Духа Святого» (Лк. 4: 1). О Нем сказал Предтеча Иоанн: «Я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: “на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым”. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Ин. 1: 32–34). Святой Дух пребывал с Ним как с Сыном Божиим изначала. И тайна Боговоплощения совершилась под Его священным покровом. Где вершится Божия Тайна, там всегда действует Дух Святой. И потому Воплощение Сына Божия совершилось при Его сокровенном участии. Потому и архангел Гавриил возвестил Пречистой Деве: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1: 35). Святой Дух есть Дух Святыни. С Рождением Христа в мир пришла подлинная Святость – от Святости неразрывен Дух Святой. В Ветхом Завете отдельные люди принимали от Духа те или иные дары, принимали как временное служение. В Новом Завете действует Тот, Кто раздает дары Духа Святого как силу, возрождающую к вечности.

http://pravoslavie.ru/131649.html

а пищею его были акриды и дикий мед. Некоторые говорят, что «акриды» – это трава, которая называется и мелагрой, другие же разумеют под ними орехи или дикие ягоды. Дикий мед – мед, который приготовляется дикими пчелами и который находят в деревьях, равно и между камнями. Мф.3:5 .   Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему Мф.3:6 .   и крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Хотя и крестились, но крещение Иоанна не имело отпущения грехов, Иоанн проповедовал только одно покаяние и вел к оставлению грехов, то есть вел к крещению Христа, от Которого – отпущение грехов. Мф.3:7 .   Увидев же Иоанн многих фарисеев Фарисей в переводе значит «отдельный», так как и по своей жизни, и по своим знаниям они отличались от других. и саддукеев, Саддукеи не верили ни в воскресение, ни в ангелов, ни в духа. «Саддукеи» в переводе значит «праведные», ибо «седек» – праведность. Они сами называли себя праведными или назывались так по ересеначальнику их Садоку. идущих к нему креститься, сказал им: Фарисеи и саддукеи шли к крещению не с правым намерением, как прочие. Поэтому Предтеча и порицает их. Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Предтеча строго говорит к ним, зная их строптивость, но, тем не менее, и похваляет их, говоря: «кто внушил вам?». Он удивляется, как случилось, что этот злой род покаялся. Порождением ехидны он называет их потому, что, как ехидны прогрызают ложесна и таким образом рождаются, так и они убивали отцов своих, то есть учителей и пророков. «От будущего гнева», – говорит о геенне. Мф.3:8 .   сотворите же достойный плод покаяния Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» ( Пс. 33, 15 ). Мф.3:9 .   и не думайте говорить в себе: «отец у нас Авраам», Им служило к погибели то, что они полагались на свое благородное происхождение. Ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму. Под камнями разумеются язычники, из которых многие уверовали. Кроме того, Иоанн говорит и так просто, что Бог и от камней может создать детей Аврааму. Ибо и ложесна Сарры по бесплодию были камнем, однако она родила. Когда же воздвиг Господь чад Аврааму от камней? В то время, когда распяли Его и многие, увидев рассевшиеся камни, уверовали.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofilakt_Bolg...

Как мы прикладываемся к мощам? «Мощи святых дороже всего золота и алмазов, всех сокровищ, какие только есть на земле», — говорит святой Иоанн Златоуст. Мы помним, какие многотысячные толпы стояли в храм Христа Спасителя, когда туда была привезена десная рука Предтечи, проповедника покаяния. Самые разные люди были в этих толпах, и в том числе те, кто делает только первые шаги к храму. «Бог силен из камней сих воздвигнуть чад Авраамовых», — говорит о них Предтеча. Но он же дает и предостережение. Святые иконы и в особенности мощи — сугубое присутствие среди нас святого. Когда мы прикладываемся к мощам или к изображенной на иконе главе Предтечи, с новой силой раскрывается нам смысл того, что произошло две тысячи лет назад. Господь показывает «тайну беззакония», раскрывающуюся в истории человечества. На пьяном пиру с главой Предтечи на блюде, мы не можем не видеть присутствия самого диавола со всей его жестокостью и бесстыдством. Это сатанизм, который не отрицает существования Бога. Обратите внимание, что Ирод не является человеком неверующим. Он верит в воскресение мертвых. Слыша о проповеди Спасителя, он, преследуемый совестью, еще не до конца сожженной, высказывает такое, может быть, суеверное предположение: «Это Иоанн Креститель; он воскрес из мертвых, и потому чудеса делаются им». Он знал, что Предтеча был «человек праведный и святой», как сказано в Евангелии, и с удовольствием слушал его проповедь. В каждом человеке присутствует тайна благочестия и «тайна беззакония». Идет борьба Бога и диавола за каждую душу. Эта борьба с течением истории становится все более напряженной, и от нас требуется все большая бескомпромиссность и решительность в следовании за Христом. Ирод слушается Предтечу, когда это ему ничего не стоит, но не хочет оставить свой самый главный грех. «Международный женский день» и обретение честной главы Предтечи. Праздник первого и второго обретения в этом году приходится на восьмое марта, когда по традиции, установленной в свое время Кларой Цеткин, миллионы людей собираются на другой праздник. Святитель Иоанн Шанхайский говорит, что есть два пира — духовный пир веры и любви, на который многие званые отказываются придти, и скверный пир греха, такой «любви», которая может перейти в убийственную злобу.

http://ruskline.ru/news_rl/2024/03/09/do...

Поэтому святые отцы Церкви крещение Иоанново называют «не совершенно духовным», предначинательным актом, предуготовительным к крещению Христову, только приводящим крещаемых к покаянию для того, чтобы они уверовали в Мессию. Иоанн призывал иудеев покаянием во грехах предуготовить себя к тому освобождению от греха, которое имел даровать им пострадавший за грехи Сын Божий. О таком значении своего крещения сам Предтеча пред своими слушателями засвидетельствовал, сказавши, что он пришел крестить только водой, для того чтобы предвозвестить Израилю об имевшем вскоре за ним явиться Мессии, Который будет совершать крещение высшее ( Ин. 1, 26–34 ). «Я крещу вас в воде в покаяние, но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем» ( Мф. 3, 11 ). В этих многозначащих словах святого Иоанна существенно определяется общий характер и значение его крещения в отношении [к крещению] Христову или христианскому, как будет видно из последующего рассмотрения. Характеризуя крещение Предтечи Христова, святой апостол Павел так говорил некоторым его ученикам: «Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса» ( Деян. 19, 4 ). По словам блаженного Иеронима , «те, которые получали крещение от Иоанна, крещаемы были во имя Господа Иисуса, Который имел прийти после него». Подобно этому говорит святой Амвросий: «Иоанн крестил в отпущение грехов, но не в свое имя, а во имя Христа». В этих свидетельствах имеется косвенное указание на то, что Предтеча Мессии совершал свое крещение с произнесением определенной формулы: «Крещаю тебя во имя Грядущего» или «Я крещаю тебя и привожу к вере (посвящаю) во Христа, имеющего прийти» 1 . Так в крещении Иоанновом материя – вода уже начинает оглашаться таким голосом, который возвещал о Слове, имевшем сообщить этой материи силу, между тем иудейские омовения и очищения не имели формы и слов, способных уяснить цель, обозначить их силу и действия, и это составляло отличительную для крещения Предтечи черту и вместе превосходство.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010