Скачать epub pdf Проповедь, произнесенная в зале православного братства «Три святителя» в городе Волосе 26 февраля 1986 года. Содержание Престол Двор     Благодать Божия привела нас к самой сердцевине церковного года, к Триоди Постной, в которой последовательно и постепенно раскрываются перед нами Небесные горизонты покаяния. Позавчера мы вступили в подготовительный к святой Четыредесятнице период. Он дарует нам возможность настроиться на плодотворное проведение следующего за ним этапа – Великого поста. А он, в свою очередь, готовит нас к Страстной седмице: к погребению со Христом и к встрече грядущего торжества со всеми святыми и всем творением – Воскресения Христова и нашего собственного духовного пробуждения. Тот, кто осознанно погружается в праздничный цикл Церкви в дни, приготовительные к святой Четыредесятнице, тот уже сейчас в своей душе непременно воспоет то, что через две недели мы все услышим в евангельском чтении: отныне будете видетъ Небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому ( Ин. 1:51 ). Пусть эти слова послужат основанием нашей сегодняшней беседы. Если мы станем внимательно следить за чтениями из книг Священного Евангелия, то увидим, что каждое воскресенье показывает нам жизнь Сына Божия с разных сторон. Притчи Недели о мытаре и фарисее, что мы пережили позавчера, и наступающей – о блудном сыне – готовят нас к лицезрению смирения Сына Божия и Его отеческих объятий. Это один из способов, которым Бог открывает Себя для нашего познания. Впоследствии, в Неделю о Страшном Суде, Сын Человеческий предстанет перед нами как Царь, восседающий в Своей славе на троне. И последнее перед Великим постом, сыропустное, воскресенье повествует нам о новой жизни во Христе через Причащение Ему. Вы видите, что Господь царствует повсюду в эти дни. Трагедия всякого верующего человека заключается в том, что реально увидеть желанного им Господа он не может, хотя все нам говорит о Нем. Мы ищем Господа в своих молитвах. Каждый сообразно собственным силам старается всем сердцем и умом узреть Бога, однако часто приходит к выводу: искала его и не нашла его, звала Его, и не услышал меня ( Песн. 3, 1 ). Страдание и слезы нашего сердца происходят от того, что мы обычно не замечаем Бога в молитвах и годами твердим: «Бог меня не слышит».

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Часть IV. БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ Глава 1. ЧИНЫ БОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТУРГИИ, ДНИ ИХ СОВЕРШЕНИЯ Суточное богослужение Православной Церкви завершается Божественной литургией. Божественная литургия – главное церковное богослужение, на котором совершается таинство Евхаристии: умилостивительное, благодарственное, хвалебное, творимое в воспоминание Спасителя и совершенного Им искупления мира, приношение Богу таинственной жертвы Тела и Крови Христовых под видом хлеба и вина и преподание их верующим для вкушения. В Русской Православной Церкви употребляются три чина Божественной литургии: святого Василия Великого , святого Григория Двоеслова , или Преждеосвященных Даров, и святого Иоанна Златоустог о. Божественная литургия святого Василия Великого совершается 10 раз в году: в навечерия или в самые праздники Рождества Христова и Богоявления, 1 января, в воскресенья 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е Великого поста, в Великие четверток и субботу. Божественная литургия Преждеосвященных Даров совершается в среду и пяток первых шести седмиц и во вторник или четверг 5-й седмицы Великого поста, в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы и в другие указанные Уставом дни Великого поста. Она может также совершаться в честь почитаемого святого, если память ему случится в понедельник, вторник и четверг Святой Четыредесятницы, но только в том случае, когда этому святому Уставом указан полиелей. В предпразднство Благовещения она совершается, если предпразднство бывает в среду и пяток. Непредвиденных Божественных литургий Преждеосвященных Даров быть не может, так как дни совершения их точно определены Уставом. Есть дни в году, когда не полагается совершать Божественную литургию, например в среду и пяток Сырной седмицы, потому что «в та два дни поем аллилуиа с поклоны, вечер и утро». К этим дням вполне приложима указанная известным православным канонистом Феодором Вальсамоном (XII в.) причина неслужения полной Божественной литургии во время Святой Четыредесятницы, кроме субботних и воскресных дней и праздника Благовещения Пресвятой Богородицы: «Постные дни учинены быть для плача и умиления, во очищение грехов каждого; приносить же Богу жертву есть торжествовать, а торжествовать не что иное есть, как веселие. Како убо может кто и плакать и купно радоваться?» Кроме указанных двух дней, Божественной литургии по той же причине не полагается Уставом в понедельники, вторники и четверги Великого поста, в Великий пяток, в пяток перед Рождеством Христовым и Богоявлением, если эти праздники случаются в воскресенье и понедельник.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

I. Первая седмица Великого Поста 1. Напутствие в святую четыредесятницу Преддверия отверзшегося пощения, поприще приближается воздержание: горящим усердием восстанем, приемлюще дар Богоданный. (Сред. сыр. утр. песн. 3-й). Когда путешественники намереваются предпринять дальний, трудный и опасный путь: то обыкновенно рассматривают пространство предлежащего им пути, опасности и труды, на нем предстоящие, и, имея в виду главную цель путешествия, ограждают себя различными советами, предостережениями, нужными пособиями, средствами. Чада, пекущейся о спасении нашем, св. Церкви! По гласу св. Церкви мы готовимся теперь вступить в великое поприще святой Четыредесятницы. И нам нужно обратить взор на предлежащий путь, и, имея в виду цель, с какою св. Церковь , верная наша наставница п руководительница к небу, вводит нас в великий подвиг поста, – уготовать себя, дабы вступить в оный со вниманием, шествовать бодрственно, совершить с спасительным плодом. Велико предлежащее поприще и по продолжительности времени, а паче по важности духовных подвигов, заповедуемых нам Церковью . Это время особенно преднаписуется нам в воспоминание подвигов Самого Спасителя нашего, четыре десятидневного поста Его и спасительных страданий Его, дабы и нам, по мере возможности подражать в самоотвержении Божественному Подвигоположнику нашему. Так, – и Он Пресвятой – безгрешный, и Он Бог наш, Господь наш, Зиждитель наш постился и молился за нас, алкал и жаждал, понес искушения от диавола, скорбел, тужил, проливал слезы за нас, наконец пострадал, был распят и на кресте истощил жизнь свою ради нас. Как же нам грешным, в самих себе носящим осуждение, как нам для собственного нашего очищения не скорбеть, не тужить, не положить обуздания своим греховным склонностям, привычкам, пристрастиям, непрестанно душевные силы наши расточающим, телесные ослабляющим, достоинства духа нашего растлевающим, и нас от истины и добра, от вечного нашего блага, – Бога неприметно всегда более и более удаляющим? Если и в это, особенно освященное на душеспасительные подвиги, время, не последуем за Спасителем нашим путем креста Его, не поскорбим с Ним, не будем участниками самым делом спасительных страданий Его: то какими устами прикоснемся к пронзенным ребрам Его, как облобызаем живоносные язвы Его, с каким чувством поклонимся страстям Его, как ощутим радость светоносного воскресения Его?

http://azbyka.ru/otechnik/Evlampij_Pyatn...

Великопостное богослужение: объяснение богослужения подготовительного к Св. Четыредесятнице и богослужения Св. Четыредесятницы Источник I. Церковное приготовление к Великому посту Как пред начатием брани вожди обыкновенно вооружают и приготовляют своих воинов, возбуждая в них усердие и мужество, так и православная церковь , приближаясь ко времени великого поста, приготовляет нас – своих духовных воинов – к наступающей духовной брани во дни Святой Четыредесятницы. Считая первым оружием добродетели покаяние и смирение, церковь еще в неделю по просвещении вещает нам в евангелии, как Сам Господь начат проповедати и глаголати: покайтеся, приближибося царствие небесное. Потом, в чтениях евангельских и церковных песнях в недели последующие раскрываются нам все необходимые принадлежности и вспомогательные средства покаяния. В неделю о Закхее представляется благодать, предваряющая и спасающая грешника. Сам Господь, пришедший взыскать погибших, взыскует известного всем грешника, начальника мытарей; находя в нем веру и любовь, приносит в дом его спасение и дарует ему достоинство истинных чад Авраама. Днесь спасение дому сему бысть, сказал Учитель небесный, зане и сей сын Авраамль есть ( Лук. 19:9 ). В неделю о Мытаре и Фарисее познаем другое условие покаяния, какое требуется от грешника. Это смирение и сокрушение мытарево. Хотим ли и мы из дома Божия отойти в свои дома оправданными с сладким сознанием прощения Господня? Да подражаем мытарю, а не фарисею. Забудем о наших преимуществах и каких-либо совершенствах, так как они не извинят грешников, а напротив, еще более обвиняют 1 . В неделю о блудном сыне изображается деятельность покаяния. Не довольно для грешника одних молитв, не довольно и временного обращения души к Богу, временных слез и сокрушения. Нет! Посмотрим, на примере блудного сына в евангелии; этот несчастный сын не только сознал свою виновность пред отцем, не только плакал в виду нечистых животных немилостивого господина своего – на стране далекой – но он, собравши все силы свои, навсегда оставил страну, ему чужую, с полною решимостью пошел прямо к отцу своему, с решимостью во что бы то ни стало достигнуть дома отеческого и просить у отца как милости звания последнего из наемников его. Такое неуклонное стремление к Отцу небесному требуется от всякого, истинно кающегося 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Orlov/...

Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста Омилия VII. Иная о Посте Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений Омилия XI. О честном и животворящем Кресте Омилия XII. В Неделю 4-ю Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов Омилия XIII. В 5-ю Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии Омилия XV. В Неделю Ваий Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог , Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу Омилия XVII. На Евангелие Новой Недели (Фомина Воскресения), объясняющая Тайну Субботы и Господняго Дня Омилия XVIII. В Неделю Мироносиц. В ней же говорится также и о том, что первая Богородица узрела Господа Воскресшего из мертвых Омилия XIX. На Евангелие Христово о Самаряныне, и о том, что долженствует презирать земные блага жизни Омилия XX.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Григорий Палама. Омилии Большая часть своих омилий Палама произнёс с фессалоникийской кафедры, будучи её предстоятелем. Святитель затрагивает аскетико-нравственные, социальные и богословские вопросы. Палама не снижает уровня ни своих тем, ни их изложения. т. к. ««лучше возводить распростёртых на земле, нежели низводить из-за них пребывающих на высоте». СВЯТИТЕЛЬ ГРИГОРИИ ПАЛАМА БЕСЕДЫ (ОМИЛИИ) ОГЛАВЛЕНИЕ Омилия I. О сохранении мира друг с другом. Сказанная на третий день по прибытии Св. Григория Паламы в Фессалоники. Омилия II. В Неделю притчи Господни о Мытаре и Фарисее. Омилия III. На притчу Господню о спасенном блудном сыне. Омилия IV. На Евангелие о Втором Пришествии Христовом и о милосердии и благотворении. Омилия V. На Сретение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, в ней же говорится и о целомудрии и о противоположном ему зле. Омилия VI. Увещательная к Посту. В ней же в кратком изложении говорится и о создании мира. Сказана была на первой седмице Поста. Омилия VII. Иная о Посте. Омилия VIII. О вере. В ней же и изложение Православного Исповедания Омилия IX. Во время поста и молитвы. Омилия X. Во вторую неделю Святой Четыредесятницы, заключающая изложение Евангельской истории об исцелении Господом расслабленного в Капернауме; в ней так же говорится и относительно несвоевременно разговаривающих друг с другом в церкви во время священных Богослужений. Омилия XI. О честном и животворящем Кресте. Омилия XII. В Неделю четвертую Святыя Четыредесятницы, заключающая изложение чтомого в тот день Евангелия; в ней же говорится и о радении относительно внутренних помыслов. Омилия XIII. В Пятую Неделю Поста; в ней же говорится и о творении милостыни. Омилия XIV. На Благовещение Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии. Омилия XV. В Неделю Ваий. Омилия XVI. О Домостроительстве Воплощения Господа нашего Иисуса Христа, и о благодатных дарованиях, проистекших благодаря сему, для истинно верующих в Него; и о том, почему Бог, Который мог многочисленными способами освободить человека от тирании диавола, именно сие домостроительство употребил. Сказана сия Беседа была во Святую и Великую Субботу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Скачать epub pdf Житие преподобного отца нашего Анина Чудотворца Память 18 марта Преподобный Анин был родом из Халкидона 2014 . Родители его были христианами. Подобно евангельскому Закхею 2015 он был небольшого роста, но, взамен того, был велик духом. С самых юных лет он отличался кротким, незлобивым нравом и постоянно стремился к деланию добра. Когда преподобному исполнилось пятнадцать лет, родители его умерли. Вскоре после этого святой решил оставить суетное мирское житие, для чего и поселился в одном из монастырей, где принял пострижение в монашество. Ревнуя о безмолвном подвижническом житии, святой Анин вскоре оставил монастырь и ушел в одну далекую пустыню, расположенную близ того места, где протекает река Евфрат 2016 , отделяющая Сирию 2017 от Персии 2018 . Здесь Анин встретил одного отшельника, по имени Маиума, подвизавшегося в пещере. Святой поселился у него и подражал ему в подвигах поста и молитвы. Оба они содержали столь строгий пост, что во всю четыредесятницу не вкушали ничего совершенно, но, несмотря на это, всегда имели радостные лица, как бы присутствуя на царском пиру. Святой Анин настолько преуспевал в своих подвигах, что превзошел даже своего учителя – старца. Он проводил многие дни совершенно без пищи, молясь день и ночь, так что даже старец дивился его подвигам. В том месте, где подвизался святой Анин с отшельником, не было воды, потому что река Евфрат находилась в расстоянии пяти стадий 2019 от их пещеры. Святой Анин носил воду из этой реки в малом сосуде, намеренно не пользуясь большим сосудом, чтобы трудиться как можно более, часто ходя за водой. Один раз святой Анин отправился за водою на реку, но не успел он еще отойти и одной стадии от своей пещеры, как сосуд его был наполнен водою внезапно явившимся ему Ангелом. Заметив, что Анин возвратился необычно скоро, старец понял, что Бог сотворил с ним чудо, исполнив его благодати Своей. После этого он стал упрашивать его быть своим учителем и наставником, но, не будучи в состоянии уговорить его к этому, решил оставить его, чтобы не заставлять служить себе того, которому он сам хотел бы и считал себя обязанным послужить. Пришедши в один монастырь, расположенной близ реки Евфрата, старец рассказал братии о святом Анине. С этого времени молва о святом Анине распространялась всё более и более, и к Анину стали приходить многие люди, искавшие подвижнической жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ 390 ОТЛИЧИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ ОТ ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ИОАННА ЗЛАТОУСТА И ЛИТУРГИИ СВЯТОГО ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО Под названием Литургии Преждеосвященных Даров разумеется Литургия, на которой верующим предлагаются Святые Дары, освященные прежде на предшествовавшей полной Литургии и сохранявшиеся на святом Престоле в дарохранительнице. С древних времен православные христиане, с особым благоговением почитая Святую Четыредесятницу как время поста и покаяния, не совершали священнодействия полной Литургии во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, а совершали Литургию Преждеосвященных Даров. Запрещение совершать полную Литургию во дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и воскресенья, содержится в 49 правиле Лаодикийского Собора. В 52 правиле Трулльского Собора также определено: «Во все дни Святой Четыредесятницы, кроме субботы и Недели и Святого дня Благовещения, святая Литургия да бывает не иная, как Преждеосвященных Даров». Эта Литургия, как показывает само ее название, отличается от Литургии святого Иоанна Златоуста и Литургии святого Василия Великого тем, что на ней предлагаются для причащения Святые Дары, уже освященные на прежде бывшей Литургии. Поэтому на Литургии Преждеосвященных Даров не бывает приношения и освящения Святых Даров. Причиною первоначального установления совершать Литургию Преждеосвященных Даров во дни Святой Четыредесятницы было то, что эти дни назначены для сетования, воздержания и покаяния, а потому совершение в это время полной Литургии – торжественнейшего и радостнейшего богослужения – несовместимо со строгостью поста, ибо тот, кто искренно сокрушается о своих грехах, тому не свойственно радоваться. Но поскольку Божественные Тело и Кровь Христовы составляют насущный хлеб для души христианина, Церковь , являя милосердие немощной природе нашей, нуждающейся в благодатном укреплении во всякое время, разрешает верующим причащение в дни Святой Четыредесятницы, чтобы долговременным лишением причащения Тела и Крови Господа не лишить нас благодати Христовых таинств. Литургия Преждеосвященных Даров совершается по преимуществу по средам и пятницам Святой Четыредесятницы, сообразно со священными воспоминаниями в эти дни, которые специально назначены Церковью для поста и молитвы, а также в четверг пятой седмицы Святой Четыредесятницы и в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЛИТУРГИИ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Как часто надо причащаться? Каждый христианин задумывается над вопросом о том, как часто необходимо причащаться. Советуясь с разными священниками, можно услышать мнение, не приветствующее частое причащение мирян, или наоборот, получить благословение как можно чаще приступать к Святой Чаше, особенно в святые дни. В некоторых храмах осталась практика советских времен не причащать прихожан на Пасху и Светлую седмицу. Что же говорит об этом Церковь? Какие существуют каноны и правила, определяющие частоту участия верующих в Таинстве святого Причащения? Данная брошюра объясняет необходимость частого причащения, предлагая читателю подробное обоснование из творений Святых отцов и канонов Церкви. О частом причащении Святых Христовых Таин Могущественная Десница Божия навела на Русскую Церковь огненный бич гонений в отмщение за массовое богоотступничество. И наказание не осталось без плода. Если в Синодальный период среди людей царила теплохладность к делу спасения, жестко обличаемая великими святыми — Игнатием (Брянчаниновым), Феофаном Затворником, Иоанном Кронштадтским, то очистительные страдания привели к оздоровлению духовной жизни, проявлением чего стало усиление желания соединяться со Христом в Таинстве святого Причастия. Если до революции только единицы стремились к частому приобщению, и ежемесячное причащение считалось чуть ли не каким-то подвигом, а в основном люди приступали к святой Чаше раз в год, то с начала гонений нормой стало еженедельное приобщение. Так Сам Дух Святой оживотворил сердца детей Божиих. Новомученики Российские понимали, что никогда не смогут перенести вал гонений, не будучи укрепленными Телом и Кровью Христовыми. 1. Некоторые злоупотребления частым Причастием Евхаристическое возрождение было настолько сильным, что даже возникли некоторые перегибы. Так в 1931 году в Патриарший Синод было подано прошение, с пожеланием разрешить служение Божественную Литургию в будние дни Великого Поста с целью ежедневного причащения. Синод постановил: «Пожелание касательно возможно частого причащения православных христиан, а для преуспевающих из них — и ежевоскресного признать приемлемым; мысль же о непременно ежедневном причащении как часто не отвечающей духовной пользе причастников и не согласную с вековой практикой Святой Церкви, а вследствие сего, в частности, и ходатайство гр. Л.Е. Ивановой и прочих о восстановлении совершения Литургии Преждеосвященных Даров во все без исключения седмичные дни Святой Четыредесятницы и в Великий Пяток — отклонить» (от 13.05.1931 указ Журнал Московской Патриархии 1931.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Святые отцы, творения которых помещены в этом сборнике, жили во времена, исторически близкие: преподобный Иоанн Лествичник , святой Варсонофий и его ученик святой Иоанн пророк в V и VI веках, преподобный авва Дорофей в VI–VII веках. Они все совершали подвиги благочестия на Ближнем Востоке, а трое из них подвизались, хотя и в разное время, в одном и том же монастыре – Серидском. Это были времена расцвета восточного монашества, возникшего в IV веке по окончании продолжительных открытых гонений на Церковь Христову. Выдающимися учителями монашества того периода стали преподобные Иоанн Лествичник , авва Дорофей , Варсонофий и Иоанн пророк. Их опыт борьбы с греховными страстями и стяжания христианских добродетелей был зафиксирован письменно и назидал как их учеников, так и последующие поколения аскетов. В их творениях отражена многовековая традиция аскетики Вселенского Православия, поэтому они пользуются особым вниманием у христиан, ищущих духовного совершенства. В церковном году преподобному Иоанну Лествичнику посвящена четвертая неделя Великого поста. Очищая себя покаянием в дни Святой Четыредесятницы, мы обращаемся за молитвенной помощью к преподобному Иоанну Лествичнику . Его знаменитые подвижнические наставления, распространившиеся под названием «Лествица», дали преподобному Иоанну имя Лествичник и снискали ему известность во всем православном мире. «Лествица» стала важнейшим руководством для ищущих спасения подвижников и во все времена оказывала благотворное влияние на них. Она, в частности, оказала большое влияние на аскетическую систему преподобного Григория Синаита – одного из родоначальников исихазма. В первый период своих монашеских подвигов преподобный Григорий подвизался в том самом монастыре на горе Синай, которым некогда управлял святой Иоанн Лествичник . Творения преподобного Григория содержат множество ссылок на «Лествицу». «Лествица» была настольной книгой многих русских подвижников. Исключительно важное значение придавал ей Преподобный Сергий Радонежский. Отправляясь на место своих подвигов – гору Маковец, где позднее возникла основанная им Троице-Сергиева обитель, Преподобный взял с собой не только Священное Писание , но и книгу святого Иоанна Лествичника . Она вошла в число книг, отобранных Преподобным Сергием для духовного руководства монашествующих. При нем в монастыре установилась традиция переписывания творений восточных святых отцов, которую поддерживали ученики Преподобного. Чаще других святоотеческих творений переписывались «Лествица» святого Иоанна и «Душеполезные поучения аввы Дорофея », которые переплетались в одну книгу.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/azb...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010