Братия мои, пишет св. ап. Иаков, брат Господа Иисуса Христа по плоти, не многие делайтесь учителями, зная, что мы подвергнемся большому осуждению ( Иак.3:1 ), ибо некоторые, продолжает туже мысль св. ап. Павел, желая быть законоучителями, но не разумея ни того, о чём говорят, ни того, что утверждают, уклонились в пустословие ( 1Тим.1:6, 7 ); это люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово ( Гал.1:7 ): имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся ( 2Тим.3:5 ); это люди отделяющие себя (от единства веры), утверждает св. ап. Иуда, душевные, не имеющие духа ( Иуд.1:19 ); они вышли от нас, – окончательно дополняет и совершенно уясняет туже мысль св. Богослов – но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы с нами, но они вышли, и чрез то открылось, что не все наши ( 1Ин.2:19 ). Итак в слове Божием на все времена указан тот путь, по которому из лона Церкви Христовой, как не истинные Её чада, выходят лжеучителя. Главным камнем преткновения и соблазна для них служат следующие места Св. Писания – слова ап. и евангелиста Иоанна Богослова: «вы имеете помазание от Святого, и знаете всё ( 1Ин.2:20 ) и вы не имеете нужды, чтобы кто учил вас (ниже 27 ст.)», – поставляемые ими в связь со словами ап. Павла: «итак, когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, – всё сие да будет к назиданию» ( 1Кор.14:26 ). Лжеучителя на основании слов ап. и Св. Иоанна Богослова отвергают необходимость особого учительства в Церкви Христовой; а приводя к ним в дополнение и объяснение слова ап. Павла ( 1Кор.14:26 ), выводят то заключение, что право учительства церковного принадлежит всякому вообще верующему во Иисуса Христа. Таким толкованием указанных апостольских слов они, кроме того, что изобличают самих себя в непонимании истинного смысла их (сих ап. слов), – тем самым вынуждаются признавать многое в Св. Писании не имеющим ровно никакого значения, как напр.: пастырские послания св. ап. Павла и подобные им другие места как ветхого, так в особенности нового завета. А ведь все Писание богодухновенно и полезно, и написано нам в наставление – для обличения, для исправления, для наставления в праведности ( Рим.15:4 ; 2Тим.3:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В завершившемся году Господь сподобил меня вновь побывать на дорогом моему сердцу Валааме . Отрадно, что в древней северной обители возрождается скитская жизнь. Новым свидетельством этого возрождения стали совершенная нами закладка камня в основание храма во имя святого равноапостольного князя Владимира во Владимирском скиту и освящение храма Воскресения Христова в Воскресенском скиту . Не могут не радовать всех верных успехи в деле сближения между Церковью в Отечестве и нашими собратьями, объединенными в Русскую Зарубежную Церковь. Единство и общение, прервавшиеся в результате трагических событий более восьмидесяти лет назад, сегодня восстанавливаются, в чем мы видим благоволение Божие. Огромную боль сердцам всех верующих причинили трагические события на Святой Земле. Там, где две тысячи лет назад ангелы возвестили: «Слава в вышних Богу, и на земле мир» , вновь пролилась кровь невинных людей. Молим Бога, чтобы земля, освященная рождением, жизнью, страданиями и Воскресением Спасителя нашего, стала, наконец, местом, где «правда и мир облобызаются» (Пс. 84:11). Недопустимо оправдание зла ссылками на веру. Участники состоявшейся этим летом в Москве встречи духовных лидеров мировых религий, обращаясь ко всем верующим людям планеты, призвали их «уважать и принимать друг друга, невзирая на религиозные, национальные и иные различия». Церковь наша, как и во все времена, служит благу людей, объединяя усилия с государством и светским обществом, христианами иных исповеданий, людьми других вер и убеждений. Через совместные труды, через участие в общественных делах и дискуссиях мы должны свидетельствовать о Христе Воплотившемся, проповедуя Его не только словом, но и всей своей жизнью. Возлюбленные о Господе братья и сестры! Обращаю к вам слова апостола: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Всё испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла. Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:19-23).

http://patriarchia.ru/db/text/170915.htm...

Закрыть Слово в день празднования памяти Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской Ко дню памяти († 5.02.2006) Архимандрит Иоанн (Крестьянкин)   22:00 04.02.2023 3669 Время на чтение 12 минут Во имя Отца и Сына и Святого Духа! И когда Он снял пятую печать, я увидел под жертвенником души убиенных за слово Божие и за свидетельство, которое они имели. И возопили они громким голосом, говоря: доколе, Владыка Святый и Истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу?...и сказано им, чтобы они успокоились еще на малое время, пока и сотрудники их и братья их, которые будут убиты, как и они, дополнят число (Откр. 6, 9-10, 11). Други наши, сегодня праздник молитвенной памяти святых, начало которому было положено тогда, когда они, эти люди, еще жили и только стояли на пороге предлежащего им подвига. И они сами, не ведая того о себе, но пророчески предзря будущее России, на всероссийском Соборе Русской Православной Церкви в 1917-1918 годах объявили: " Установить по всей России ежегодное поминовение молитвенное в день 25-го января или в следующий за сим воскресный день (...) всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников " . Они не знали о себе, но Дух Святой, в Церкви почивающий и Церковь ведущий, их устами изрек явно будущее народа Божия на Руси на длительный период ее истории и назвал его " годиной лютой " . И на этом Всероссийском Соборе, восстановившем Богом данной властью на Руси Патриаршество, еще воочию была видна древняя церковная слава России. Но там же ей, этой славе, уже противопоставилось надвигающееся будущее - непримиримая, враждебная сила, ненавидевшая христианство и Крест и обещавшая русской Церкви подвиг мученичества и исповедничества, доселе редко являвшийся в ней. Непрекращающиеся гонения, в которых рождалась Вселенская Церковь, казалось, обошли Россию. Русь приняла христианство готовым, выстраданным другими, из рук своего правителя - Великого равноапостольного князя Владимира - и вросла в него весьма малыми жертвами. Но могла ли Русская Церковь миновать общий всем христианам путь, начертанный Христом? " ...возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая... в темницы, и поведут пред... правителей за имя Мое... " (Лк. 21, 12). Это Божие определение о Церкви открылось со всей очевидностью еще с апостольских времен. А для России час испытания ее веры, час подвига за Христа пришел в XX веке, ибо не без России Вселенская Церковь должна была достигнуть полноты духовного возраста и совершенства. Почти через тысячелетие после принятия христианства с небывалой силой на Русскую Православную Церковь обрушилось гонение, движимое активным богоборчеством, целью которого было стереть Церковь с лица земли и изгладить само воспоминание о Боге в сердцах россиян. И цель оправдывала средства. В относительно короткий период - за семьдесят лет - земная Русская Церковь пополнила Небесное Отечество множеством русских святых мучеников и исповедников.

http://ruskline.ru/analitika/2017/02/04/...

По древнему уложению святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, десятину на храм давали с древних времен. Потом, когда десятина могла слишком уж обогатить церковь , что было бы нескромно, церковь сама отказалась от такой доли. Но сейчас – бедственное положение, сейчас надо по мере сил помогать церкви. И когда ты творишь милостыню, не следует делать это так, как делают лицемеры: чтобы об этом было известно другим людям (См.: Мф.6:3 ). Надо так творить милостыню, чтобы левая рука твоя не знала, что делает правая, а правая не знала, что творит левая. Ибо получающий хвалу от людей свое уже получил на земле (См.: Мф.6:1–4 ). Иногда открывают в храме ящик для пожертвований, а там – конверт с большой суммой денег. От кого – неизвестно. А в нем записка – помолитесь, братья, за такого-то. И только имя указано. Вот как делать надо. Только такие поступки имеют значение. Нет защиты и помощи кроме как от Бога Читаем далее: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении [ночью], и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя [будет] весьма велика» ( Быт.15:1 ). Оказывается, Господь – это щит каждого верующего человека. И мы сами должны для себя искать защиты у Господа, а не у людей. Как бы люди ни старались защититься сами, у них мало что получается. Мне рассказали случай, как одного бизнесмена рэкетиры приговорили к смерти. Он нанял себе усиленную личную охрану – людей, которые заверяли его, что гарантируют его личную безопасность. Он платил своим охранникам большие деньги. А те люди, которые собирались его убить, терпеливо ждали удобного случая. И такой, наконец, представился. Когда бизнесмен проходил мимо слегка приоткрытого окна, зашторенного колыхнувшейся в тот момент шторой, он был убит из винтовки с оптическим прицелом. Человек не может себя сам защитить. Убивают президентов, имеющих личную охрану. Убивают богатых людей, разъезжающих в бронированных автомашинах и носящих бронежилеты. А как Господь защитит, так никто не сможет, только не всякий понимает, что его Господь хранит, а приписывает свое спасение делу случая.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Последний день Рождественского поста называется сочельником, потому что Уставом в этот день положено есть сочиво. Есть сочиво принято, видимо, в подражание посту Даниила и трех отроков, воспоминаемых пред праздником Рождества Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы (Дан. 1, 8), - и согласно со словами Евангелия, произносимого иногда в навечерие праздника: Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своем, которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его (Мф. 13, 31-36). В сочельник у православных христиан сохраняется благочестивый обычай ничего не есть до первой вечерней звезды, напоминающей о явлении звезды на востоке, возвестившей о рождении Иисуса Христа. Как прежде постились в православной России Рецепты многих постных блюд пришли к нам со времен Крещения Руси. Некоторые из блюд имеют византийское, греческое происхождение, но сейчас невозможно распознать в этих традиционных постных блюдах греческое происхождение. В Древней Руси не записывали кулинарные рецепты, не было кулинарных книг, рецепты передавались от матери к дочери, из дома в дом, из поколения в поколение. Изменений в рецептах и технологии приготовления почти не было, и в постные дни шестнадцатого века или даже конца девятнадцатого века ели почти те же блюда, что приготовлялись со времен святого равноапостольного князя Владимира. Добавлялись лишь новые овощи: до конца семнадцатого столетия на Руси не знали других овощей, кроме капусты, чеснока, лука, огурцов, редьки, свеклы. Кушанья были просты и не разнообразны, хотя русские столы отличались и огромным количеством блюд. Но эти блюда походили почти во всем друг на друга, отличаясь лишь малым - какой зеленью посыпали, каким маслом заправляли. Очень были распространены щи, уха, рассольное. К горячим щам подавали пироги с начинками из каш. Пироги делали пряженые, то есть жаренные в масле, и подовые, печеные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2116...

Сын Божий, Спаситель мира, будучи Сам совершеннейшей Истиной, явился на землю открыть эту истину людям ( Ин.18:37 ), дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Ин.3:15, 16 ). И лишь только раздался голос этой Божественной Истины, как тотчас же появились слушатели и последователи Её ( Мф.5:23–25 ). Истина, духовная пища человечества, открывается миру ( Ин.3:35, 36 ), но плотские люди не в состоянии принять, яже Духа Божия (2:19, 20; 3:3, 4; 4:10–15, 32 и 33 ст. и др.); таков закон естества ( 1Кор.2:14 ; Ин.3:31 ; Гал.5:17 ). Поэтому Спаситель Сам избирает себе 12 учеников и делает их апостолами; одних Он призывает от мирских занятий в ученики Себе; другие, влекомые силою Божества Его, неотлучно следуют за Ним. Но Спаситель не был учителем только апостолов, Он и народу открывал Своё учение. Он Сам сказал: доколе Я в мире, Я свет миру ( Ин.9:5 ). Народу Спаситель предлагал начатки Своего учения и то большею частью в притчах, а тех, кого желал сделать ловцами человеков, научал всему; Он ученикам Своим открывал всю волю Отца Своего небесного ( Ин.15:15 ) наедине; постепенно научая их тайнам царствия Божия ( Ин.13:11 ), открыл их ум к уразумению Писаний ( Лк.24:45 ) всех ветхозаветных пророческих, предал им всё, что слышал от Отца своего Небесного ( Ин.15:15 ). Учением Своим Спаситель очистил апостолов, как сосуды избранные ( Ин.15:2 ; Деян.9:15 ); сделал их соработниками Своими, служителями Своими и домостроителями тайн Божиих ( Лк.1:2 ; 1Кор.3:9 ; 2Кор.3:6 ). В знак того, что апостолы вполне поняли истину, Спаситель вручил им Божественную власть на земле – духовными узами вязать и решить всё (человечество) ( Мф.18:18 ). Утвержденных в истине и уполномоченных Божественною властью, апостолов Спаситель, истинный свет мира, оставляет в мире вместо Себя тоже как свет мира ( Мф.5:14 ). Пм одним Спаситель заповедует: идите по всему миру, и проповедуйте евангелие всей твари ( Мк.16:15 ). Он говорит апостолам: вы друзья мои, если исполните то, чего Я заповедую вам ( Ин.15:14 ); Я назвал вас друзьями потому, что сказал вам всё, что слышал от Отца Моего (15 ст.); не вы Меня избрали, а Я вас избрал, чтобы вы шли, и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал (16 ст.). И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век ( Ин.14:16 ); когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину, и будущее возвестит вам ( Ин.16:13 ); научит вас всему и напомнит вам всё то, что Я говорил вам ( Ин.14:26 ). И тогда только вы, облагодатствованные Духом Святым, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:19, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Этих-то, дорогие братия и сестры, духовных плодов ожидает от нас проливший за нас кровь Свою на кресте Господь Иисус Христос. По этим только плодам можно узнать, жива ли в нас вера Христова, корень всех благих, и живем ли мы верою — живы ли мы или мертвы перед Богом? По молитвам святого равноапостольного князя Владимира, Господи, умножь в нас веру, помоги нам исправиться, дай нам слезы покаяния и, очистив наши грехи, наставь нас на правый путь спасения. Аминь. В день памяти святой равноапостольной Марии Магдалины Женщина может и должна быть светом мира для не ведающих истинного Бога и в особенности для детей Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Ныне прославляется святая Мария родом из города Магдалы. Она одна из тех женщин, которые следовали за Христом во время Его земной жизни. С тех пор как Господь исцелил ее, освободив от мучивших ее семи бесов, она всем сердцем предалась Ему, всюду следовала за Ним, слушая Его учение, служила Ему имением своим и трудами рук своих. В числе некоторых других жен она последовала за Спасителем из Галилеи в Иерусалим, когда Господь отошел в этот город на вольное страдание и смерть. Не оставила Мария Магдалина своего Спасителя и тогда, когда начались Его страшные страдания, неотлучно была при Нем и в те минуты, когда оставили Его даже ученики… Когда Спаситель был распят на кресте, то Мария Магдалина издали с глубокой скорбью смотрела на Него и потом была при Его погребении, вместе с Марией Иосиевой смотрела, где Его полагали. В первый же день недели, который с тех пор называется воскресным, Мария Магдалина, приготовив благовонное миро, чтобы, по обычаю иудейскому, помазать им тело умершего Иисуса, рано пришла ко гробу, когда еще было темно, и увидела, что камень отвален от гроба, и побежала, и пришла к Симону Петру и Иоанну Богослову, и сказала им: «Унесли Господа из гроба и не знаем, где положили Его». Пришедшие по ее словам ученики, наклонившись ко гробу, увидели только пелены лежащие и уверовали в воскресение Христа, так как из Писания знали, что Ему надлежало воскреснуть из мертвых, и возвратились к себе. Мария стояла у гроба и плакала. И вот сперва ей, много возлюбившей Христа, (но, без сомнения, уже после Божией Матери) явился Христос, е.е первую, скорбящую о Нем, возрадовал неизреченной радостью воскресший Господь.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

В рамках юбилейных мероприятий Патриаршей наградной комиссией была разработана юбилейная медаль «1000-летие преставления святого равноапостольного великого князя Владимира» для награждения клириков и мирян в течение всего юбилейного года, а также создан проект орденского знамени святого равноапостольного князя Владимира для размещения в Князь-Владимирском соборе Санкт-Петербурга. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознести хвалу Всемилостивому Господу за успешное проведение юбилейных торжеств, через которые углубилось осознание обществом значения исторического выбора и масштаба личности святого князя Владимира — Крестителя Руси, его просветительского равноапостольного подвига и было засвидетельствовано духовное единство братских православных народов России, Белоруссии и Украины. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за понесенные труды по руководству организацией юбилейных празднеств, а также по их возглавлению. 3. Выразить благодарность Предстоятелям и представителям Поместных Православных Церквей, разделившим радость юбилейного празднования с Русской Православной Церковью. 4. Выразить глубокую признательность за содействие в организации и личное участие в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, Президенту Российской Федерации В.В. Путину; за оказанную помощь в организации праздничных мероприятий и в осуществлении предъюбилейной программы ремонтно-реставрационных и строительных работ — Председателю Правительства Д.А. Медведеву и Правительству Российской Федерации, министерствам и ведомствам, региональным органам власти и органам местного самоуправления, благотворителям. 5. Выразить признательность Президенту Республики Беларусь А.Г. Лукашенко, представителям государственного и местного руководства Белорусской Республики за гостеприимство, оказанное Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и членам Патриаршей делегации. 6. Вынести благодарность председателю Оргкомитета Русской Православной Церкви по празднованию 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира митрополиту Волоколамскому Илариону и членам организационного комитета, руководителю рабочей группы при Президенте России по подготовке мероприятий, посвященных памяти святого равноапостольного великого князя Владимира — Крестителя Руси полномочному представителю Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе А.Д. Беглову и членам рабочей группы, а также синодальным учреждениям и подразделениям Московской Патриархии, архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам, принимавшим активное участие в подготовке и проведении торжеств.

http://patriarchia.ru/db/text/4304773.ht...

Круглые столы в Симферополе, Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде, посвященные 1000-летию преставления святого князя Владимира, объединил телемост 1 мая 2015 г. 21:33 30 апреля 2015 года состоялся телемост с прямым включением из Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Симферополя, который объединил участников круглых столов в Симферопольском отделении Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня», здании Законодательного собрания Ленинградской области и Нижегородском государственном университете имени Н.И. Лобачевского. Участники крымского круглого стола, посвященного юбилейному году 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира, передали эстафету празднования коллегам из Ленинградской области и Нижнего Новгорода, руководство которых высказало желание участвовать в социально значимом проекте. Телемост стал одним из мероприятий, проводимых Фондом святого равноапостольного великого князя Владимира и приуроченных к празднованию 1000-летия со дня блаженной кончины Крестителя Руси в рамках федерального проекта «Наследие святого равноапостольного великого князя Владимира». Организаторами проекта являются Отдел Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества , Фонд святого равноапостольного великого князя Владимира, Межрегиональный общественный фонд «Идеология», региональные органы власти. При организации и проведении мероприятия используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России». В Республике Крым в мероприятии приняли участие: В Нижегородской области на площадке телемоста присутствовали: В Санкт-Петербурге в круглом столе участвовали: В начале работы телемоста к участникам обратился М.В. Паршин. Он сообщил о памятных мероприятиях, посвященных 1000-летию со дня блаженной кончины святого равноапостольного князя Владимира, которые проводятся Фондом во всех федеральных округах Российской Федерации в рамках юбилейного года, — в частности, о круглых столах, прошедших в Твери, Екатеринбурге, Казани и Севастополе. М.В. Паршин напомнил об идеях, которые прозвучали в Казани на круглом столе, посвященном отношениям восточно-православной цивилизации и цивилизации ислама. Директор фонда подчеркнул, что если с Крещением Руси был на века сделан цивилизационный выбор развития государства, то с присоединением Казани Россия стала развиваться уже как империя, включающая себя множество разных народов и вероисповеданий, в том числе мусульманство. «Уважая религиозную целостность друг друга, не предпринимая попыток смешения вер, православная и исламская цивилизация могут и должны взаимодействовать, тем более что их объединяют многие общие черты», — напомнил он слова протоиерея Всеволода Чаплина, сказанные на круглом столе в Казани.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

30 апреля состоится телемост Санкт-Петербург — Симферополь — Нижний Новгород, посвященный 1000-летию преставления равноапостольного князя Владимира 29 апреля 2015 г. 12:48 С начала 2015 года в рамках празднования 1000-летия преставления святого равноапостольного князя Владимира в России стартовал федеральный проект «Наследие святого равноапостольного великого князя Владимира». Организаторами проекта выступают Синодальный отдел по взаимоотношениям Церкви и общества, Фонд святого равноапостольного великого князя Владимира, региональные органы власти, межрегиональный общественный фонд «Идеология». При организации и проведении мероприятия используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 17.01.2014 и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России». В течение нескольких месяцев в разных субъектах Российской Федерации Фондом святого равноапостольного великого князя Владимира были проведены интеллектуальные круглые столы, посвященные наследию великого князя Владимира, Крестителя Руси. В числе первых городов, принявших участие в федеральном проекте, были Екатеринбург, Тверь, Казань и Севастополь. 30 апреля 2015 года в 11.00 в Симферопольском отделении Международного мультимедийного пресс-центра МИА «Россия сегодня» в режиме прямого включения телемоста участники севастопольского круглого стола передадут эстафету празднования коллегам из Ленинградской области и Нижнего Новгорода, руководство которых высказало желание участвовать в социально-значимом для России, объединяющем проекте. В телемосте примет участие руководство трех российских регионов и епархий, а также члены федеральной и региональных Общественных палат, представители социально ответственного бизнеса, научного сообщества, молодежь. Среди участников телемоста будет председатель Отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, который примет участие в мероприятии в Нижнем Новгороде.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010